LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 227
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

и зависит от реального соотношения классовых сил, от зрелости субъективного
фактора Р., от спо-
собности и готовности революц. классов и политич. партий к решению встающих
перед ними задач.
В тех случаях, когда массовые революц. силы недостаточно организованы и не
готовы к решению
объективно назревших революц. задач, Р. может приобрести верхушечный характер
[напр., турецкая
(1908) и португальская (1910) бурж. Р.]. Верхушечная Р. не последовательна,
половинчата и обычно
заканчивается классовым компромиссом.
Основоположники марксизма-ленинизма решительно выступали против доктринёрских
представлений, согласно к-рым Р. является автоматич. результатом роста
производит. сил и
осуществляется лишь тогда, когда само объективное развитие гарантирует
стопроцентный успех без
упорной борьбы, без потерь, без риска временных поражений. Активная и
самоотверженная
деятельность массовых сил Р. — решающий фактор её успешного развития и победы.
Вопрос о роли Р. в обществ. развитии является предметом острой идеологич.
борьбы. Представители
бурж. «социологии революции» утверждают, будто Р. как форма социального развития
неэффективна и бесплодна, связана с колоссальными «издержками», во всех
отношениях уступает
эволюционным формам развития. Вслед за бурж. идеологами роль Р. в историч.
процессе отрицают
или преуменьшают теоретики реформизма и правого ревизионизма. С др. стороны,
представители
мелкобурж. левацкого экстремизма отрицают объективные закономерности революц.
процесса и
считают, что революц. авангард, «активное меньшинство», в любых условиях может
осуществить Р.
Обобщая историч. опыт, марксистско-ленинская теория доказывает, что Р. являются
могучим
двигателем обществ. и политич. прогресса. К. Маркс называл Р. «локомотивами
истории» (см. К.
Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 7, с. 86). Великая историч. роль Р. состоит в том,
что они устраняют
преграды с пути обществ. прогресса. Р. означает гигантский скачок в обществ.
развитии, переход к
новым, более прогрессивным формам социальной жизни.
Особенно велика в истории человечества роль Р. рабочего класса, начало к-рой
положила Великая
Октябрьская социалистич. революция. Она открыла эпоху перехода человеч. общества
от
капитализма к социализму. Ю. Л. Красин.
РЕГРЕСС (от лат. regressus — обратное движение), тип развития, для к-рого
характерен переход от
высшего к низшему. Содержание Р. составляют процессы деградации, понижения
уровня
организации, утраты способности к выполнению тех или иных необходимых
функций; Р. включает также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и
структурам. По
своей направленности Р. противоположен прогрессу. Между ними существует сложная
многосторонняя связь; с одной стороны, отд. регрессивные изменения могут
происходить в рамках
общего прогрессивного развития системы; с другой — при нарастании регрессивных
изменений
системы в целом отд. её составляющие могут сохранять прогрессивное направление
развития.
В обществ. развитии возможность Р. заложена в самой противоречивой сущности
историч. процесса.
В. И. Ленин подчёркивал, что «история идет зигзагами и кружными путями» (ПСС, т.
36, с. 82).
Реакц. классы и силы могут на какое-то время возобладать над прогрессивными
силами (периоды
реакции, рост фашизма). Однако эти регрессивные явления не прерывают процесса
развития в
рамках более общей системы.
• см. к ст. Прогресс.
РЕГУЛЯТИВНЫЙ, см. в ст. Конститутивный и регулятивный.
РЕДУКЦИОНИЗМ (от лат. reduclio — отодвигание назад, возвращение к прежнему
состоянию),
методоло-гич. принцип, согласно к-рому высшие формы материи могут быть полностью
объяснены
на основе закономерностей, свойственных низшим формам, т. е. сведены к низшим
формам (напр.,
биологич. явления — с помощью физич. и химич. законов; социологические — с
помощью
биологических и т. д.). Редукционистские тенденции проявлялись в истории
психологии (бихе-
виоризм, сводивший психику к сумме связей типа «стимул — реакция»), лингвистики,
биологии,
физики (попытки абс. «математизации» физики) и др. наук. Само по себе сведение
сложного к более
простому в ряде случаев оказывалось плодотворным. При расшифровке генетич. кода
ряд биологич.
закономерностей был сведён к более простым правилам кодирования и законам химич.
взаимодействия; планетарная модель атома позволила вывести множество химич.
свойств элементов
из таких фундаментальных показателей, как заряд ядра и распределение электронов
по орбитам.
Однако последоват. Р., абсолютизирующий принцип редукции и игнорирующий
специфику уровней
(т. е. то новое, что вносит переход на более высокий уровень организации),
неприемлем в качестве
компонента общей методологии науч. знания. Специфика целого по сравнению с
частью, системы —
по сравнению с её элементами, возникновение качественно новых черт в ходе
прогресса природы и
общества, реальное усложнение материи в ходе её истории, — всё это получает
объяснение в
диалектич. концепции развития.
РЕДУКЦИЯ (от лат. reductio — отодвигание назад, возвращение к прежнему
состоянию), термин,
обозначающий действия или процессы, к-рые приводят к упрощению структуры к.-л.
объекта;
методологич. приём сведения к.-л. данных к более простым, исходным началам.
Термин «Р.»
приобрёл особое значение в идеали-стич. феноменологии Гуссерля. Смысл
феноменологич. Р.
состоит в исключении из сферы предметного рассмотрения всего эмпирического,
внешнего по
отношению к «чистому сознанию». Утверждения, связанные с внеш. восприятием,
оставляются вне
применения (подлежат феноменологич. эпохе). Воздержание от их теоретич.
применения путём
дальнейших феноменологич. Р. распространяется на всевозможные объекты, изучаемые
различными
науками. В результате завершения феноменологич. Р. остаются лишь имманентные
акты самого
«чистого сознания», к-рое и выступает предметом феноменологии. При этом в сферу
исследования
возвращается всё то, что было «выключено» ранее, но уже в своей «чистой
сущности».
В логике термин «Р.» относят к методам доказательства: напр., reductio ad
absurdum (приведение,
сведение к нелепости) представляет собой тип доказательства к.-л. положения на
основе
сопоставления заведомо истинного суждения с выводом из тезиса, противореча-
щего выдвинутому положению; ложность этого вывода при правильной логич. связи в
умозаключениях указывает на ложность опровергаемого тезиса.
• III п е т Г. Г., Явление и смысл, М., 1914, гл. 3; Совр. бурж. философия, М.,
1978, с. 236 — 38.
РЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ, бурж. социологич. концепция, сменившая в 70-х гг. 20 в.
скомпрометировавшую себя концепцию деидеологизации, одновременно как её
отрицание и
своеобразное продолжение. Сохранив осн. тезис последней — противопоставление
науки и идеоло-
гии,— сторонники Р. вместе с тем исходят из того, что обществ. науки, в
частности социология, не
способны выполнять функции идеологии в обществе, ибо не дают ответа на вопросы о
смысле
человеч. жизни, о социальных и моральных ценностях цивилизации и т. п., к-рые
якобы вообще не
могут быть обоснованы рационально. Пренебрежение к этим вопросам, согласно
концепции Р.,
создаёт в обществе «идеологич. вакуум», к-рый заполняется враждебной
существующему строю
идеологией. Призывая к «идеологич. обновлению» капитализма, к «идейной
мобилизации» Запада в
борьбе против марксизма, реального социализма и междунар. ком-мунистич.
движения, поборники
этой концепции (Дж. Кэбот-Лодж младший, Э. Винер, Л. Фойер в США, О. Лемберг, К.
Менерт в
ФРГ и др.) пытаются разработать привлекательную для широких масс «новую
идеологию», к-рая
могла бы морально возродить «зап. цивилизацию» путём сочетания традиц.
либерализма с
радикальной фразеологией, а также вызвала бы идейный раскол в социалистич.
странах и освободит.
движении. Сторонники Р., как правило, отрицают применимость критерия истинности
к идеологии и
оценивают её лишь с т. зр. эффективности провозглашённых лозунгов; они уделяют
осн. внимание не
столько идейному содержанию, сколько технике манипулирования сознанием и
поведением людей с
помощью средств массовой информации и социальной психологии. Нек-рые из них под
«идеологич.
обновлением» откровенно подразумевают возрождение религиозности, насаждение
социальной
мифологии, намеренный утопизм и т. п., также обосновывается и оправдывается
вырождение
идеологич. борьбы на междунар. арене в «психологич. войну».
При всей формальной антиномичности концепций деидеологизации и Р. они
непосредственно
направлены против марксизма-ленинизма: если первая стремилась обелить бурж.
идеологию,
приписывая ей мнимую беспристрастность и научность, то вторая также стремится к
реабилитации
не всякой, а именно бурж. идеологии, причём обе пытаются дискредитировать
социалистич.
идеологию. Определ. дань концепции Р. отдают также мн. мелкобурж. радикалы,
настаивающие на
иррациональности всякой идеологии (Т. Роззак) или отождествляющие идеологию с
технологией
вообще и с «интеллектуальной технологией» в частности (Хабермас).
Показывая принципиальную неправомерность альтернативы «либо наука, либо
идеология»,
социологи-марксисты выявляют теоретич. несостоятельность и реакц. социальное
назначение
концепции Р.
• Араб-Оглы Э. А., Ложные антиномии бурж. идеологии, в кн.: Социальные
исследования духовной жизни сов. об-
щества, М., 1977; Филос. проблемы идеологич. борьбы М., 1978, гл. 13; Я к о в л
е в М. В., Идеология, М., 1979; H a h е
г-m a s J., Technik und Wissenschaft als Ideologie, Fr./M., 19693; Wiener A. J.,
The prospect for mankind and a year 2000 ideo-
logy, [N. Y.l, 1972; L ember g E., Ideologie und Gesellschaft, Stuttg., 19742;
Feuer L. S., Ideology and the ideologists, Oxf.,
1975; Lodge G. G., The new American ideology, N. Y., 1975.
РЕЙНАЛЬ (Raynal) Гийом Томас Франсуа (11. 4. 1713, Сен-Женье, Аверон,— 6. 3.
1796, Париж),
франц. историк и социолог, представитель Просвещения. Получил образование в
иезуитском
коллеже. Отказавшись от деятельности священника, Р. поселился в Париже (1747),
где занимался
лит. работой и сотрудничал в
РЕЙНАЛЬ 575
«Энциклопедии» Дидро. Гл. произведение Р. — «Филос. и политич. история
учреждений и торговли
европейцев в обеих Индиях» (v. 1—6, 1770, рус. пер. — «Филос. и политич. история
о заведениях и
коммерции европейцев в обеих Индиях», ч. 1—6, 1834—352) — содержит острую
критику феод.-
абсолютистских порядков, ка-толич. церкви и колониализма. Книга была в 1781
осуждена франц.
парламентом на сожжение, автор подлежал аресту. Р. бежал из Франции. Находясь в
изгнании, объез-
дил много стран, был в России, в 1787 вернулся на родину. Р. пропагандировал
опыт бурж.
революций, изучал программу бурж.-демократич. преобразований. В период Великой
франц.
революции занимал неустойчивую позицию, выступал то против контрреволюц.
тенденций крупной
буржуазии, то против углубления революц. борьбы.
Как философ Р. стоял на позициях метафизич. материализма, хотя в самой общей
форме высказал
мысль о том, что природа имеет историю, к-рая включает постепенные количеств.
изменения, а
также перевороты, революции. В вопросе об источнике знаний Р. был сторонником
сенсуализма.
Социологич. концепция Р. — своеобразный экономич. материализм. Р. принадлежал к
тем
мыслителям, к-рые «...сделали первые попытки дать историографии
материалистическую основу...»
(Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 27). Преодолев социальный атомизм
(«робинзонаду»), Р. сделал
отправным пунктом своего анализа общество, а не индивида. Считая обществ.
состояние человека
исконным, он отказался от договорной теории происхождения общества и гос-ва.
Причиной
возникновения частной собственности и неравенства Р. считал эволюцию земледелия,
пром-сти и
торговли. Общий ход истории он представлял как борьбу разнородных групп людей за
свободу и
более справедливое распределение богатства. Будучи атеистом, Р. видел свою
задачу в разоблачении
социальной роли религии.
Идеи Р. оказали влияние на Сен-Симона, франц. историков эпохи Реставрации,
Радищева.
• Oeuvres, v. 1—4, Geneve, 1784.
• Зельманова Г. Л., Р.— как историк философии, «ВФ», 1961, № 5; Feugere ?.,
Bibliographie critigue de I 'аbbe Raynal, P.,
1922; W о 1 p e H., Raynal et sa machine de guerre, «L'histoire des deux Indes»
et ses perfectionnements, P., 1957.
РЕЙХЕНБАХ (Reichenbach) Ханс (26. 9. 1891, Гамбург,— 9. 4. 1953, Лос-Анджелес),
нем. философ и
логик. После установления фаш. режима в Германии эмигрировал сначала в Турцию,
затем в США.
Р.— представитель логич. позитивизма. Согласно Р., хотя объекты внеш. мира и
познаются с
помощью чувств. впечатлений, никак не следует, что они сводимы к впечатлениям.
Осн. доводом в
пользу существования внеш. мира Р. считал наличие объективных причинных
закономерностей,
познание которых является целью науки.
Проблема причинности, анализ онтологич. природы и логич. структуры причинных
связей являются
ядром филос. и логич. исследований Р., посвящённых отношению между причинностью
и
вероятностью, динамич. и статистич. закономерностями. Р. исходил из того, что
причинность
является объективной связью реальных явлений, хотя в ряде ранних работ смешивал
онтологич.
природу причинности с её субъективными отображениями в мышлении.
В теории познания Р. отвергал идеал совершенного доказательства и считал, что
обоснование любого
знания лучше всего достигается посредством вероятностной логики. Приняв
статистич. (частотную)
интерпретацию вероятности, данную Р. Мизесом, Р. применил её к логике и теории
познания. Свой
вариант многозначной логики, построенной как спец. случай вероятностной, Р.
использовал для
интерпретации логико-филос. проблем квантовой механики.
576 РЕЙХЕНБАХ
• Philosophic foundations of quantum mechanics, Berk.— Los Ang., 1944; Modern
philosophy of science. Selected essays, fore-
word by B. Carnap, L.—N. Y., [1959]; Experience and prediction, Chi.— L., 1961;
The theory of probability, Berk., 1971;
Nomological statements and admissible operations, Ann Arbor, 1973; Laws,
modalities and counterfactuals, Berk., 1976; Se-
lected writings, v. 1—2, Dordrecht, 1978; в рус. пер.— Направление времени, M.,
1962.
* Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М. 1965, с. 408—16; В r u n i
n g W., Der Gesetzesbegriff im Positivismus
der Wiener Schule, [Mcisenheim/Glan, 1954]; H. Rei-chenbach: logical empiricist,
Dordrecht, 1979. РЕЛИГИЯ (от лат.
religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и
мироощущение, а
также соответствующее поведение и специ-фич. действия (культ), к-рые
основываются на вере в
существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной
разновидности
сверхъестественного.
По своему существу Р. является одним из видов идеалистического мировоззрения,
противостоящего
научному. Гл. признак Р.— вера в сверхъестественное, но это не значит. что Р. и
есть отношение,
связывающее человека с богом, как её определяют обычно теологи. «...Всякая
религия является не
чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые
господствуют
над ними в их повседневной жизни,— отражением, в котором земные силы принимают
форму
неземных» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 328).
Согласно совр. науч. данным, Р. возникла, по-видимому, в эпоху верхнего
палеолита (каменный век)
40—50 тыс. лет назад на относительно высокой ступени развития первобытного
общества.
Возникновение Р. связано с таким уровнем развития человеч. интеллекта, когда
появляются зачатки
теоретич. мышления и возможность отрыва мысли от действительности (гносеоло-гич.
корни Р.):
общее понятие отделяется от обозначаемого им предмета, превращается в особое
«существо», так что
на основе отражения человеч. сознанием того, что есть, в нём могут появиться
представления о том,
чего в самой реальной действительности нет. Эти возможности реализуются лишь в
связи со всей
совокупностью практич. деятельности человека, его обществ. отношений (социальные
корни Р.). На
первонач. стадиях человеч. истории Р. есть продукт ограниченности практич. и
духовного овладения
миром. В первобытных религ. верованиях запечатлено фантастич. осознание людьми
их зависимости
от природных сил. Не отделяя ещё себя от природы, человек переносит на неё
отношения,
складывающиеся в первобытной общине. Объектом религ. восприятия становятся
именно те при-
родные явления, с к-рыми человек связан в своей повседневной практич.
деятельности и к-рые имеют
для него жизненно важное значение. Бессилие человека перед природой вызывало
чувство страха
перед её «таинств.» силами и непрестанные поиски средств воздействия на них.
Первоначально объектом религ. отношения был реально существующий предмет,
наделяемый
сверхчувств. свойствами,— фетиш. Фетишизм связан с магией, стремлением оказать
влияние на ход
событий в желаемом направлении при помощи колдовских обрядов, заклинаний и т. п.
В дальнейшем
приписываемые предмету сверхчувств. свойства стали отделяться от него,
превращаться в самостоят.
существа — «духов»; возникла вера в самостоятельную по отношению к телу «душу»
(анимизм),
создалась возможность удвоения мира на реально существующий и потусторонний,
сверхъесте-
ственный. В процессе разложения родового строя на смену родовым и племенным Р.
пришли
политеистич. Р. раннего классового общества. «Фантастические образы, в которых
первоначально
отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и
общественные
атрибуты и становятся предста-вителями исторических сил. На дальнейшей ступени
развития вся
совокупность природных и общественных атрибутов множества богов переносится на
одного
всемогущего бога... Так возник монотеизм...» (Э н-г е л ь с Ф., там же,
с. 329).
По своему характеру Р. раннего классового общества это — племенные, а в
дальнейшем нац.-гос. Р.,
в к-рых вероисповедная связь между людьми совпадает с этнич. и политич. связями
(таковы, напр.,
существующие и ныне конфуцианства, синтоизм, индуизм, иудаизм). На более поздней
стадии
историч. развития появляются мировые, или наднациональные, Р.— буддизм (6—5 ви.
до н. э.),
христианства (1 в.) и ислам (7 в.). Они объединяют людей общей веры независимо
от их этнич., язы-
ковых или иолитич. связей. Одной из важнейших отличит.
особенностей таких мировых Р., как христианство и ислам, является монотеизм.
Характерный для
христ. монотеизма своего рода культ абстрактного человека обусловлен отношениями
товарного
произ-ва и связан с таким пониманием человека, в к-ром его реальные социальные
характеристики,
социальное неравенство между людьми, их имущественные, правовые и др. различия
отбрасываются
и «преодолеваются» как несущественные с т. зр. главного отношения, определяющего
сущность
человека,— отношения к богу. Складываются новые формы религ. организации и
религ. отношений
— церковь, духовенство (клир) и миряне; получает развитие теология. Одной из
форм
распространения мировых Р. является миссионерство.
Сущность Р. наиболее глубоко была раскрыта марксизмом, к-рый продолжил и развил
традиции
критики Р. прогрессивной обществ. мыслью (см. Атеизм), подняв эту критику на
качественно новый
уровень. Марксизм объясняет существование Р. реальными обществ.-историч.

<< Пред. стр.

страница 227
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign