LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 221
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

РАДИКАЛИЗМ (от позднелат. radicalis — коренной, лат. radix — корень), социально-
нолитич. идеи
и действия, направленные на решит. изменение существующих институтов. Р.—
соотносит. термин,
обозначающий разрыв с признанной традицией. Исторически он применялся и к
умеренным
реформистским движениям. Так, в Великобритании термин «Р.» впервые употреблён у
противников
Билля о реформе (избирательной) 1832 и позже относился к утилитаристу И. Бентаму
и его
последователям, названным «филос. радикалами». Определение «радикальный» входит
в название
ряда центристских и левобурж. политич. партий.
В новое время Р. выступил под бурж.-демократич. лозунгами. Опираясь на доктрину
«естественного
права», прогресс разума, бурж. идеологи (Локк, Руссо и др.) доказывали
необходимость радикальной
замены «неестественных» социальных условий и обычаев новым рациональным
порядком.
Основатель анархизма У. Годвин обосновывал ненужность сложных обществ.
институтов и
ограничений тем, что человек в естеств. состоянии — сам по себе воплощение
разума и свободы. Для
Р. эпохи Просвещения типичен отвлечённый морализм, антиисторич. утопизм,
противопоставление«неразумной» историч. действительности здравых, «естественных»
понятий и
простых решений и правил. Наиболее решительно пытался практически воплотить
идеалы
Просвещения франц. политич. Р. в лице якобинцев. Просвещение наиболее полно
выявило осн.
черты бурж. Р. Он опирается на рационалистич. редукцию, упрощение, истолкование
всех аспектов
историч. и бытовой жизни в свете исходного абстрактного принципа, идеала,
моральной оценки или
на критерий пользы (Бен-там). Рационализм Р.—не научный, а спекулятивный,
разрушительный и
нигилистический. Дли совр. P. также характерны рассудочный догматизм и утопизм,
нечув-
ствительность к конкретной ситуации, склонность к «простым» решениям и крайним
средствам. Эти
черты Р. продемонстрировали «новые левые», последователи Маркузе, для к-рого
между «разумной
действительностью», «иным миром» будущего и настоящим нет никакой связи, и
потому первым
шагом в реализации проекта будущего является нигилистич. «Великий отказ» от
эмпирич. данности
бурж. мира.
Для совр. Р. (экстремизма) характерны выбор, отстаивание и применение в решении
теоретич. и
практич. социальных проблем крайних насильств. методов и средств, чаще всего не
соответствующих поставленным целям.
Общим социально-психологич. и классовым источником как теоретич., так и политич.
Р. является
мел-кобурж. стихия, особенно в кризисные переходные историч. периоды, когда
возникает угроза
существованию, традициям и укладу тех или иных составляющих её слоев и групп.
Политич.
экстремистов прошлого века К. Маркс и Ф. Энгельс характеризовали как
«заговорщиков по
профессии», всегда стремящихся «...опережать процесс революционного развития,
искусственно
гнать его к кризису, делать революцию экспромтом, без наличия необходимых для
нее условий»
(Соч., т. 7, с. 287-88).
В новейшее время радикальные умонастроения чаще всего воспроизводит
деклассированная
люмпен-интеллигентская среда. Ещё в начале века В. И. Ленин отметил, что
«...идет нарождение и
развитие "нового среднего сословия", как говорят немцы, нового слоя мелкой
буржуазии,
интеллигенции, которой тоже все труднее становится жить в капиталистическом
обществе и которая
в массе своей смотрит на это общество с точки зрения мелкого производителя»
(ПСС, т. 7, с. 213—
14). Совр. этап науч.-технич. революции в условиях гос.-монополистич.
капитализма вызвал значит.
рост числа лиц умств. труда и студенчества, сопровож-
РАДИКАЛИЗМ 559
дающийся ухудшением социального положения, падением престижа и «люмпенизацией»
широких
групп интеллигенции. Состояние всеобщей неуверенности и нестабильности создаёт
благоприятную
социально-психо-логич. почву для Р., возникновения ультралевых и ультраправых
идей,
сопровождающихся соответствующими действиями. При этом с т. зр. применяемых
средств в общем
антидемократизме сходятся и правые и левые радикалы. Двусмысленность мелкобурж.
революционности, вытекающая «из промежуточного» (между пролетариатом и
буржуазией)
социального положения «новых средних слоев», гл. носителей её идеологии,
вызывает, по
выражению Ленина, «шара-хание» от революц. политич. Р. к смыканию с крайне
правыми силами и
устремлениями. По этим же причинам обычно сходны социальные последствия
консерва-тивно-
охранит. Р. (напр., клерикально-инквизиторского террора) и леворадикальных
эксцессов (террор
левацких группировок).
• К p а с и н Ю. А., Рабочий класс и мелкобурж. Р., «Рабочий класс и совр. мир»,
1973, № 1; Ч е p к а с о в И. И.,
Марксисты США о кризисе мелкобурж. Р., «США», 1973, № 2; Давыдов Ю. Н., Критика
социально-филос. воззрений
Франкфуртской школы, М., 1977; С о p е л ь Ж., Размышления о насилии, пер. с
франц., М., 1907; W o l f f R. Р., M o o r е
В., M a r с и-s е Н., A critique of pure tolerance, [Boston, 1969]. А. Д.
Ковалёв.
РАДИЩЕВ Александр Николаевич [20(31).8.1749, Москва,—12(24).9.1802, Петербург],
рус.
писатель, философ-материалист, родоначальник революц. традиции в России. Учился
в Лейпцигском
ун-те (1766—71). Развивая идеи Мабли, Гельвеция, Дидро, Рейналя, Руссо, Р. дал
революц.
интерпретацию теории естественного права, В примечании к «Размышлениям о греч.
истории»
Мабли (1773) Р. осуждал самодержавие как «наипротивнейшее человеч. естеству
состояние». В «Пи-
сьме к другу, жительствующему в Тобольске» (1782, опубл. 1790) Р. утверждал, что
цари никогда не
поступятся своей властью ради «вольности». Ода Р. «Вольность» (1783) прославляла
«великий
пример» Кромвеля, казнившего короля, и вооруж. борьбу амер. колонистов за
свободу. В «Житии Ф.
В. Ушакова» (1789) Р. объявил залогом освобождения «страждущего общества»
восстание
доведённого до «крайности» народа. Эта концепция получила всестороннее
обоснование на
материале рус. жизни в главном соч. Р. «Путешествие из Петербурга в Москву»
(1790). Здесь
показана бесплодность попыток помочь народу на путях просвещения монархов и
выдвинута задача
революц. просвещения народа. За издание «Путешествия» Р. был осуждён на смертную
казнь,
заменённую ссылкой в Сибирь (до 1797). В ссылке Р. написал филос. трактат «О
человеке, его
смертности и бессмертии» (1792, опубл. 1809), где столкнул диаметрально
противоположные
системы взглядов: франц. и англ. материалистов 18 в. (Гольбах, Гельвеции,
Пристли) — основанные
на опыте и доказательстве, и нем. идеалистов 17—18 вв. (Лейбниц, Мендельсон,
Гердер) —
умозрительные, смежные «воображению». Излагая материалистич. доказательство
смертности души,
Р. вместе с тем пытался использовать и диалектич. идеи Лейбница.
В основе политич. концепции Р.— обобщение важнейших событий 17—18 вв.: опыта
победоносных
революций на Западе и краха политики «просвещённого абсолютизма» Екатерины II в
России
(особенно после подавления Крест. войны 1773—75). Однако в конце жизни Р.
пережил
разочарование в результатах Великой франц. революции. Разделяя идею круговорота
«вольности» и
«рабства», он истолковал диктатуру Робеспьера как новый пример вырождения
свободы в само-
властье. Оказавшись в кон. 18 в. свидетелем крушения революц. «корабля надежды»
и видя
повторение показного либерализма в правлении Александра I, Р. покончил с собой.
560 РАДИЩЕВ
• Луппол И. К., Историко-филос. этюды, М.—Л., 1935; ? а н т и н И. К., О
материализме и идеализме в филос. трактате
Р., «ВФ», 1958, № 5; Филиппов Л. А., Шинка-рук В. И., С п е к т о ? ?. ?.,
Филос. позиция А. Н. Р. в трактате «О
человеке, его смертности и бессмертии», там же; К а р я к и н Ю. ?., ? л и м а к
Е. Г., Запретная мысль обретает
свободу. 175 лет борьбы вокруг идейного наследия Р., М., 1966.
РАДКЛИФФ-БРАУН, Рэдклифф-Враун (Radcliffe-Brown) Алфред Реджиналд (17.1.1881,
Бир-
мингем,—24.10.1955, Лондон), англ. этнограф, один из создателей «социальной
антропологии» как
теоретич. дисциплины, изучающей «примитивные» человеч. общества в их
целостности, глава
формально-структурного крыла англ. антропологич. функционализма.
Р.-Б. на основе синтеза социологизма Дюркгейма с эволюционизмом Спенсера путём
сравнит.
анализа стремился создать естеств. классификацию структур первобытных обществ.
Трактуя
социальные системы как динамич. системы человеч. взаимоотношений и видов
деятельности, он
проводил неправомерную аналогию между обществами и организмами и ориентировался
на
методологию естествознания. Р.-Б. исходил из того, что в примитивном обществе
структура социаль-
ных отношений явно выражена (и потому доступна прямому изучению) в туземной
терминологии
родства, возрастных классов и т. п., связанной с укладом взаимных ожиданий и
обязанностей.
Человеч. деятельность, по Р.-Б., объяснима в результате анализа вклада, к-рый
она вносит в
воспроизводство данного образца обществ. отношений, и исследования социальных
функций
институтов и др. структурных элементов примитивного общества. Задача структурно-
функциональ-
ного анализа — исследование таких связей между этими элементами, между осн.
институтами,
между данной структурой и процессом обществ. жизни в целом, к-рые поддерживают
целостное
существование системы примитивного общества и объясняют особенности её
функционирования.
Р.-Б. и его последователям не удалось выполнить программу строгого структурно-
функционального
описания всей системы примитивного общества в её динамике. Слабости и
ограниченность метода
функционального объяснения особенно проявились при переносе его на исследование
сложных совр.
социальных и эко-номич. систем в амер. функционализме (Мертон, Пар-соне и др.),
на становление
к-рого повлиял Р.-Б.
• The Andaman islanders, Camb., 19332; A natural science of society, Glencoe,
1957; Method in social anthropology. Selected
essays, Chi., 1958; Structure and function in primitive society. Essays and
addresses, L., 19593.
• Токарев С. ?., История зарубежной этнографии, М., 1978; Firth R., Alfred
Reginald Radcliffe-Brown.1881 —1955, в eG.:
Proceedings of the British Academy, v. 42, L., 1956, p. 287— 302.
РАДХАКРИШНАН Сарвапалли (5.9.1888, Тируттани, Мадрасское президентство, ныне шт.
Андхра-
Прадеш,— 17.4.1975, Мадрас), инд. философ и обществ. деятель. В 1952—62 вице-
президент, в
1962—67 президент Республики Индия. Осн. соч.— «Инд, философия» (1923, рус.
пер., т. 1—2,
1956—57). Основу филос. воззрений Р. составляет убеждение в непреложности
духовных ценностей,
к-рые отождествляются им с ценностями религии, понимаемой прежде всего как
видение духовной
основы мира. Эта «духовная религия» оказывается, т. о., тождественной с
идеалистич. философией;
развитие мировой философии Р. интегрирует в единую систему, к-рая соединяет в
себе прежде всего
европ. и инд. философию; одновременно эта реконструированная вечная философия
предстаёт у Р.
как философия внутр. опыта. Отличит. чертой европ. философии Р. считает
рационализм, а
индийской — мистицизм как практич. единение с духовной основой универсума.
Отводя
рационализму вспомогат. роль, Р. пытался примирить оба способа постижения мира,
трактовать их
как нечто единое; категории европ. философии оказываются включёнными в его
систему, основу к-
рой образует философия веданты.
* The Hindu view of life, L., 1927; East and west ln religion, L., 1933; The
philosophy of the Upanisads, L., 1935- Kalki; or,
The future of civilization, Bombay, 1948; An idealist view of' life'
L., 19512; Contemporary Indian philosophy, L., 1952; Eastern religions and
western thought, L., 1955.
• Аникеев H. П., Филос. и социологич. взгляды С P в сб.: Совр. филос. и
социологич. мысль стран Востока M.,
1965; R a J u Р. Т., The Idealism of Sir S. Radhakrishnan, Calc" 1940; A r a p
u r a J. G., Radhakrishnan and integral
experience,
Bombay -— L,, 1966.
РАЗВИТИЕ, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и
идеальных
объектов. Только одновременное наличие всех трёх указанных свойств выделяет
процессы Р. среди
др. изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования
(циклич.
воспроизведение постоянной системы функций); отсутствие закономерности
характерно для
случайных процессов катастрофич. типа; при отсутствии направленности изменения
не могут
накапливаться, и потому процесс лишается характерной для Р. единой, внутренне
взаимосвязанной
линии. В результате Р. возникает новое качеств. состояние объекта, к-рое
выступает как изменение
его состава или структуры (т. е. возникновение, трансформация или исчезновение
его элементов и
связей). Способность к Р. составляет одно из всеобщих свойств материи и
сознания.
Существенную характеристику процессов Р. составляет время: во-первых, всякое Р.
осуществляется
в реальном времени, во-вторых, только время выявляет направленность Р. Древняя
философия и
наука не знали идеи Р. в точном смысле этого слова, поскольку время тогда
мыслилось как
протекающее циклически и все процессы воспринимались как совершающиеся по
заданной «от века»
программе. Для антич. мировоззрения не существовало проблемы необратимых
изменений, а вопрос
о происхождении мира в целом и его объектов сводился гл. обр. к вопросу о том,
из чего происходит
нечто. Идея абсолютно совершенного космоса, лежавшая в основании всего антич.
мышления,
исключала даже постановку вопроса о направленных изменениях, порождающих
принципиально
новые структуры и связи.
Представления о времени и его направлении меняются с утверждением христианства,
выдвинувшего
идею линейного направления времени, к-рая распространялась им, однако, лишь на
сферу духа. С
возникновением опытной науки нового времени идея линейного направления времени в
исследовании природы ведёт к формированию представлений о естеств. истории, о
направленных и
необратимых изменениях в природе и обществе. Переломную роль здесь сыграло
создание науч.
космологии и теории эволюции в биологии и геологии. Идея Р. прочно утверждается
в есте-
ствознании и почти одновременно становится предметом филос. исследования.
Глубокую её
разработку даёт нем. классич. философия, в особенности Гегель, диалектика к-рого
есть по существу
учение о всеобщем Р., но выраженное в идеалистич. форме. Опираясь на диалектич.
метод, Гегель не
только показал универсальность принципа Р., но и раскрыл его всеобщий механизм и
источник —
возникновение, борьбу и преодоление противоположностей.
Целостную науч. концепцию Р. построил марксизм: Р. понимается здесь как универс.
свойство
материи, как подлинно всеобщий принцип, служащий также (в форме историзма)
основой
объяснения истории общества и познания. Общей теорией Р. выступает материа-
листич. диалектика,
гл. особенности процессов Р. выражает содержание её осн. законов — единства и
борьбы
противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания
отрицания.
Осн. идеи диалектико-материалистич. концепции Р. сформулировал В. И. Ленин:
«Развитие, как бы
повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой
базе
("отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой ли-
нии;— развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; — "перерывы
постепенности";
превращение количества в качество; — внутренние импульсы к развитию, даваемые
противоречием,
столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в
пределах данного
явления или внутри данного общества; — взаимозависимость и теснейшая,
неразрывная связь всех
сторон каждого явления (причем история открывает все новые и новые стороны),
связь, дающая
единый, закономерный мировой процесс движения,— таковы некоторые черты
диалектики, как более
содержательного (чем обычное) учения о развитии» (ПСС, т. 26, с. 55).
Диалектико-материалистич.
учение о Р. составило филос.-методологич. фундамент теории революц.
преобразования общества на
комму-нистич. началах. Перерабатывая и углубляя гегелевскую диалектику, марксизм
показал
принципиальное различие и вместе с тем органич. единство двух осн. типов Р.—
эволюции и
революции. При этом особенно обстоятельно был проанализирован социально-прак-
тич. аспект этой
проблемы, что нашло непосредств. выражение в теории социалистич. революции и
перерастания
социализма в коммунизм. Благодаря диалектич. учению о P. существенно расширился
арсенал
средств науч. познания, в к-ром важнейшее место занял историч. метод в его
различных конкретных
модификациях. На этой основе возникает ряд науч. дисциплин, предмет к-рых
составляют
конкретные процессы Р. в природе и обществе.
Во 2-й пол. 19 в. идея Р. получает широкое распространение. При этом бурж.
сознание принимает её
в форме плоского эволюционизма. Из всего богатства представлений о Р. здесь
берётся лишь тезис о
монотонном эволюц. процессе, имеющем линейную направленность. Подобное же
понимание Р.
лежит в основе идеологии реформизма. В то же время догматич. ограниченность
плоского
эволюционизма породила и его критику в бурж. философии и социологии. Эта
критика, с одной
стороны, отрицала саму идею Р. и принцип историзма, а с другой — сопровождалась
появлением
концепций т. н. творч. эволюции (см., напр., Эмерджентная эволюция), проникнутых
духом индетер-
минизма и субъективно-идеалистич. тенденциями.
История общества и развитие науки давали всё более обширный материал,
подтверждающий
сложный, неоднозначный характер процессов Р. и их механизмов. Прежде всего было
опровергнуто
характерное для позитивизма представление о Р. как о линейном прогрессе.
Практика социальных
движений 20 в. показала, что историч. прогресс достигается отнюдь не
автоматически, что общая
восходящая линия Р. общества есть результат сложного диалектич. взаимодействия
множества
процессов, в к-рых важнейшая роль принадлежит целенаправленной деятельности нар.
масс,
опирающейся на познание объективных законов истории.
Расширились сами представления о Р. как в естеств., так и обществ. науках. В 20
в. предметом
изучения становятся прежде всего внутр. механизмы Р. Такая переориентация
существенно
обогатила общие представления о Р. Во-первых, биология, а также история культуры
показали, что
процесс Р. не универсален и не однороден. Если рассматривать крупные линии Р.
(такую, напр., как
органич. эволюция), то внутри них достаточно очевидно диалектич. взаимодействие
разно-
направленных процессов: общая линия прогрессивного Р. (см. Прогресс)
переплетается с
изменениями, к-рые образуют т. н. тупиковые ходы эволюции или даже направлены в
сторону
регресса. Во-вторых, анализ механизмов Р. потребовал более глубокого изучения
внутр. строения
развивающихся объектов, в частности их организации и функционирования. Такой
ана-
РАЗВИТИЕ 561
лиз оказался необходимым и для выработки объективных критериев, позволяющих
реализовать
количеств. подход к изучению процессов Р.: подобным критерием обычно служит

<< Пред. стр.

страница 221
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign