LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 220
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

совместные
действия позволили бы вовлечь в рабочее движение «...ту часть пролетариата,
которая до сих пор не
организована или идет за буржуазными партиями» (Междунар. Совещание коммунистич.
и рабочих
партий. Москва. 1969, М., 1969, с. 307).
Быстро растёт численность Р. к. в развивающихся странах, особенно в молодых нац.
гос-вах. Среди
присущих ему особенностей (гл. обр. в странах Азии и Африки) следует указать на:
1) наличие
многочисл. слоя плантационных рабочих — наиболее концентрированной,
организованной и боевой
части сел. пролетариата; 2) большой удельный вес в составе фаб.-зав.
пролетариата рабочих лёгкой
пром-сти и (или) горняков, нефтяников, трансп. рабочих; 3) малочисленность
кадрового,
потомственного пролетариата, крупные масштабы отходничества (особенно в Африке);
4) невысокий
уровень концентрации пром. Р. к., большой удельный вес ремесленно-мануфактурных
рабочих, за-
нятых в мелких мастерских или работой на дому (хотя отд. отрасли и предприятия,
чаще всего
контролируемые иностр. монополиями, отличаются высокой степенью концентрации
рабочей силы);
5) преобладание неквали-фициров. или малоквалифициров. рабочей силы, что
связано, в частности, с
низким образоват. уровнем населения; 6) чрезмерно большая доля занятых в сфере
торговли и услуг
(одно из проявлений скрытого перенаселения в городах); 7) огромное число
безработных —
следствие агр. перенаселения и ограниченных темпов индустриализации; 8) крайне
низкий уровень
заработной платы, но вместе с тем сохранение сильного разрыва между низшими и
высшими
ставками ввиду нехватки квалифициров. рабочей силы; 9) наличие полуфеод. и
специфически
местных форм зависимости (посредничество, долговая кабала, контрактация рабочей
силы и т. п.), к-
рые уживаются рядом с новейшими методами капиталистич. эксплуатации; 10)
глубокие нац.-этнич.
и религ. различия, затрудняющие процесс сплочения Р. к., формирования его
классового сознания.
С переходом к социализму в результате социалистич. революции и завоевания Р. к,
политич. власти
его обществ.
природа коренным образом изменяется. Овладевая средствами произ-ва и превращая
их в обществ.
собственность, он уничтожает тем самым пролет. условия своего бытия, становится
гл. созидат.
силой в процессе социалистич. и коммунистич. строительства. Материальные условия
жизни и труда
Р. к. при социализме определяются плановым развитием х-ва, планомерным
повышением заработной
платы, расширением и совершенствованием системы социального обеспечения.
Рабочим, как и всем
трудящимся, гарантировано право на труд, на бесплатное мед. обслуживание, на
образование, открыт
широкий доступ к культурным ценностям и обеспечены возможности для овладения
ими. Уровень
культурно-технич. и образоват. подготовки рабочих постоянно растёт. Происходят
глубокие
изменения в их психологии, складываются новые, присущие лишь социализму формы
социальной
активности. Это проявляется прежде всего в возрастании роли марксистско-
ленинских партий как
политич. авангарда Р. к., всех трудящихся. Профсоюзы, объединяющие подавляющее
большинство
рабочих и служащих, участвуют в управлении произ-вом, в организации социалистич.
соревнования,
в разработке и проведении социальной политики. Рост политич. сознательности и
культурного
уровня рабочих, развитие социалистич. демократии способствуют дальнейшему
усилению роли Р. к.,
его массовых орг-ций во всех сферах обществ. и политич. жизни. Опираясь на союз
с трудовым
крестьянством, на единство народа, всё больше сближаясь с др. слоями трудящихся,
в т. ч. с
интеллигенцией, Р. к. является ведущей силой процесса стирания межклассовых
различии в обществе
зрелого социализма (см. Материалы XXVI съезда КПСС, 1981, с. 52-57).
Р. к.— при всём многообразии условий в различных странах и регионах —
объединяется общностью
коренных классовых интересов, что находит выражение в интер-нац. взаимодействии
его
организаций. Авангардную роль на мировой арене играет гос.-организованный Р. к.
стран
социализма. Взаимозависимость и переплетение интересов рабочих различных стран
усиливаются,
потребность в интернац. единстве действий на классовой основе становится всё
более настоятельной.
Активными поборниками идей пролет. интернационализма выступают марксистско-
ленинские
коммунистич. и рабочие партии. См. также Диктатура пролетариата,
Социалистическая
революция.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; M a p к с К.,
Учредит. манифест Междунар.
Товарищества Рабочих, там же, т, 16; его же, Ка-питал, т. 1 — 3, там же, т. 23—
25; Энгельс Ф., Положение Р. к. в
Англии, там же, т. 2; Л е н и н В. И., Развитие капитализма в России, ПСС, т. 3;
е г о же, Карл Маркс, там же, т. 26; его
же, Великий почин, там же, т. 39; Брежнев Л. И., КПСС в борьбе за единство всех
революц. и миролюбивых сил, M.,
19792 ; Структура Р. к. капиталистич. стран. Материалы обмена мнениями...,
Прага, 1962; Дилиген-ский Г. Г., Рабочий
на капиталистич. предприятии, М., 1969; Вебер А. Б., Некоторые аспекты
марксистско-ленинского понятия Р. к., в сб.:
Историч. миссия Р. к. и идеологич. борьба, М., 1974; его ж е, К типологии
наемного труда, «ВФ», 1974, № 7; Р. к.
развитого социалистич. общества, М., 1974; Совр. капитализм и Р. к. Критика
антимарксистских концепций, М., 1976; Р.
к. в социальной структуре индустриально развитых капиталистич. стран, М., 1977;
Тимофеев Т. Т., Р. к. в центре
идейно-теоретич. противоборства, М., 1979; Штельт-нер Г.,Пурганд X., Штефан К.,
Р. к. социалистич. содружества в 70-
е годы, пер. с нем., М., 1979; В а с и л ь-чук Ю. А., Научно-технич. революция и
Р. к. при капитализме. Углубление
противоречий и проблемы классовой борьбы, М., 1980; Развитие Р. к. в
социалистич. обществе. Интернац.
закономерности и нац. особенности, М., 1982. А. Б. Вебер.
РАВЕНСТВО социальное, один из основных, наряду со свободой, идеалов
справедливого обществ.
устройства. Понятие Р. имело различное содержание в разные историч. эпохи и у
разных классов.
Проблема Р. возникла на заре истории человеч. общества вместе с делением на
классы, появлением
рабовладения. Для рабовладельч. системы было характерно глубокое неравенство,
полное бесправие
рабов, к-рые считались «говорящим орудием». Обществ. неравенство в антич. эпоху
распространялось также на бедные слои господствующего класса. В эпоху феодализма
обществ.
неравенство приняло иной вид, выступая в форме сословного. Наиболее бесправным
классом было
крестьянство, зависевшее от феодалов не только экономически, но и политически.
Наряду с этим
существовала иерархия в самом господствующем классе — от мелких до крупных
феодалов и
стоявшего над ними монарха.
Будучи самым ясным, простым и понятным массам, лозунг борьбы против неравенства
служил
вдохновляющим стимулом восстаний рабов и крест. войн. Одновременно развивалось
теоретич.
осмысление причин обществ. неравенства и путей его преодоления. В числе первых,
кто прямо
связал его с частной собственностью на средства произ-ва, были Мор и Кампанелла.
Особенно чётко
эта связь была показана Руссо в его работе «Об общественном договоре». Взгляды
утопистов и
просветителей оказали огромное воздействие на обществ. практику; в Английской
бурж. революции
17 в. и Великой франц. революции действовали радикальные течения,
провозгласившие своей целью
утверждение всеобщего социального Р.,— левеллеры, т. е. уравнители, в Англии,
бабувисты
(последователи Бабёфа) во Франции.
Бурж. революция и утверждение капиталистич. строя привели к значит. изменениям в
обществ. отно-
шениях. Впервые были отменены сословия и сословные привилегии, провозглашён
принцип Р.
граждан
РАВЕНСТВО 557
перед законом. Вместе с тем обществ. практика обнаружила ограниченный и
иллюзорный характер Р.
в условиях капитализма. Бурж. равноправие действительно лишь постольку,
поскольку условием
существования частного предпринимательства является наличие на рынке свободной
рабочей силы и
право продавать и покупать ей. Не может быть и речи о социальном Р. в обществе,
разделённом на
антагонистич. классы эксплуататоров и эксплуатируемых.
В эпоху гос.-монополистич. капитализма, когда благодаря борьбе рабочего класса и
достижениям
науч.-технич. революции повысился уровень жизни в развитых капиталиотич.
странах, бурж.
пропаганда использует это в спекулятивных целях, утверждая, будто проблема Р.
успешно решается
в т. н. государстве благоденствия. Практика опровергает эти утверждения. В
странах капитала
продолжает увеличиваться неравенство между осн. массой трудового населения и
узким
верхушечным слоем монополистов. Острота этой проблемы постоянно даёт о себе
знать в классовых
столкновениях, усиливающих общее кризисное состояние совр. капитализма. Растёт
разрыв между
экономически развитыми капиталистич. странами и развивающимися странами, к-рые
являются
жертвами неоколониального грабежа.
Марксизм-ленинизм указал практич. пути преодоления обществ. неравенства,
утверждения
справедливых отношений между людьми в условиях социализма, а затем и коммунизма.
Социалистич. революция совершает коренной переворот в системе обществ.
отношений. Все члены
общества становятся в одинаковые условия в главном — в отношении к средствам
произ-ва. С лик-
видацией эксплуататорских классов, построением социализма решается ряд др.
кардинальных задач,
связанных с проблемой обществ. Р.: утверждается полное и подлинное политич.
равноправие
граждан независимо от их происхождения, социального положения, ре-лиг. верований
и т. д.; на
основе ленинского решения национального вопроса устраняются вражда и недоверие
между нациями,
устанавливается полное равноправие в сфере нац. отношений; ликвидация
дискриминации женщин и
женского труда, целенаправленная работа общества по охране материнства,
вовлечение женщин в
активную трудовую деятельность способствуют преодолению их неравноправного
положения. При
социализме обеспечивается равное право всех трудиться и получать оплату по
труду, широкий
комплекс социальных и политич. прав, гарантируемых гос-вом, создаются обществ.
фонды
потребления, распределяемые, как правило, вне зависимости от трудового вклада
человека.
Принципиальное значение имеет ликвидация противоположности между городом и
деревней,
умственным и физич. трудом.
Означая крупнейший прогресс в деле утверждения подлинного Р., социализм в то же
время не
решает проблемы полностью.
В силу сохранившихся социальных различий (в т. ч. между городом и деревней,
трудом умственным
и физическим, более и менее квалифицированным) остаётся и определ. имущественное
неравенство
(хотя, конечно, оно не идёт ни в какое сравнение с гигантским разрывом в
материальном положении
людей, существующим в эксплуататорском обществе). Полностью эта проблема может
быть решена
только при коммунизме, когда будет введён принцип распределения по потребности.
Коммунистич. Р. не имеет ничего общего с вульгарными представлениями об
уравнении
способностей, вкусов и потребностей людей. Именно в условиях изобилия и высокой
сознательности
людей возможно полное развитие их индивидуальности, раскрытие всего разнообразия
их творч.
способностей. В конечном
558 РАВЕНСТВО
счёте марксизм-ленинизм понимает под Р. полное уничтожение классов, создание
условий для
всестороннего развития всех членов общества.
Марксистско-ленинская теория решительно отрицает уравниловку — лозунг, с к-рым,
как правило,
выступают последователи различных направлений мелко-бурж. социализма. Равное
распределение
продукта независимо от трудового вклада и квалификации людей в совр. условиях
неизбежно
оборачивается препятствием для роста производит. сил, ведёт не к накоплению
обществ. богатства
(и, следовательно, не к росту благосостояния масс), а к его оскудению. Иначе
говоря, уравниловка в
конечном счёте означает Р. в нищете. Попытки введения уравнит. распределения
неизменно
заканчивались крахом.
Только коммунизм на основе высокоразвитого произ-ва и коммунистич. отношения к
труду позволит
окончательно ликвидировать обществ. неравенство и тем самым разрешить одну из
самых сложных
социальных проблем человечества.
• M a p к с К., Критика Готской программы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 19;
его же, Капитал, т. 1, там же, т. 23; Э н г е
л ь с Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20, отд. 1, гл. 10; Ленин В. И., Сила и
слабость рус. революции, ПСС, т. 15; его же,
Либеральный профессор о Р., там же, т. 24; его же, Гос-во и революция, там же,
т. 33; Программа КПСС (Принята XXII
съездом КПСС), М., (976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Шахназаров Г. X.,
Социализм и Р., М., 1959; Л е о н
т ь е в Л. А., Проблема Р. в «Капитале» К. Маркса, М., 1960; К у p ы л е в А.
К., Коммунизм и Р., М., 1971; L a-k o f f S.
?., Equality in political philosophy, Camb. (Mass.), 1964; H a w l s J., A
theory of Justice, Саmb. (Mass.), 1971; Inequality. A
reassessment of the effect of family and schooling in America, N. Y.— L., 1972;
Bell D., The coming of post-industrial society,
N. Y., 1976; The new egalitariamsm: questions and challenges, ed. by D. L.
Shaefer, Wash., 1979. Г. X. Шахназаров.
РАВЕНСТВО, отношение взаимной заменимости (под-становочности) объектов, к-рые
именно в
силу их взаимной заменимости считают равными. Такое понимание Р. восходит к
Лейбницу.
Отношение Р. обладает свойствами рефлексивности (каждый объект равен самому
себе),
симметричности (если а = b, то b = а) и транзитивности (если а = b, а b = с, то
а = с).
Взаимозаменимость может быть более или менее полной, что связано с глубиной (или
интервалом)
Р., но она всегда относительна, поскольку приравниваемые объекты — будь то
предметы
объективного мира или идеи, понятия, высказывания и пр.— индивидуальны и
неповторимы: в
понятии «взаимозаменимые объекты» уже содержится посылка о разделяющем их
условии
(признаке), т. е, индивидуация. Степень полноты взаимозаменимости (размерность
Р.) естественно
возрастает от сходства к тождеству. В последнем случае говорят просто о н е-
различимости, к-рую
обычно приводят как критерий логич. Р. (тождества), что, однако, неточно,
поскольку
неразличимость гарантирует только Р. в интервале условий неразличимости (см.
Абстракция
неразличимости).
• Шрейцер К). А., Р., сходство, порядок, М , 1971; КлиНИ С. К., Математич.
логика, пер. с англ., ?., 1973; Новосёлов ?.
?., Категория тождества и её модели, в кн.: Кибернетика и диалектика, М., 1978.
РАВНОВЕСИЯ ТЕОРИЯ, название ряда немарксистских социально-историч. концепций, к-
рые
пытаются объяснить процессы развития и функционирования общества или его
элементов на основе
принципа равновесия, заимствованного из естествознания. Эти концепции не
представляют собой
теории в строгом смысле слова; понятие равновесия используется здесь именно в
качестве общего
объяснит. принципа.
Попытки рассмотреть общество как равновесную систему впервые возникают в европ.
социальной
науке в 17 в. под влиянием бурно развивавшегося меха-нистич. естествознания
(Спиноза, Гоббс,
Лейбниц). Рассматривая социальные проблемы с позиций «социальной физики»,
«механики
страстей», мыслители той эпохи были склонны проблемы обществ. порядка сводить к
существованию равновесия между частями общества, напоминающего равновесие
элементов физич.
мира. Собственно Р. т. впервые получила развёрнутое изложение в 18 в. в утопич.
построениях
Фурье, к-рый на «открытых» им способах расчёта равновесия и гармонизации
страстей основывал
свой план идеального человеч. общежития, а идею равновесия считал универсальной
для всего
мироздания.
Во 2-й пол. 19 в. идею равновесия применительно к обществ. проблемам развивали
социологи-
позитивисты Конт, Спенсер, Смолл, Уорд, для к-рых эталоном по-прежнему служило
равновесие
физич. систем. В нач. 20 в. концептуальные основания Р. т. несколько
видоизменяются под влиянием
организмич. мышления: эталоном равновесия выступает теперь не меха-нич. система,
а живой
организм, где равновесие обеспечивается за счёт сложных процессов внутр.
регуляции. Одним из
первых такой подход реализовал А. А. Богданов. В 20-х гг. ряд сов. философов-
механистов (В. Н.
Сарабьянов, И. И. Скворцов-Степанов и др.) фактически противопоставляли
положения Р. т. учению
диалектич. материализма о единстве и борьбе противоположностей, рассматривая
скачки как «про-
цессы нарушения равновесия».
С конца 30-х гг. модель динамич. равновесия берётся на вооружение мн.
представителями
структурно-функционального анализа в бурж. социологии, у к-рых идея равновесия
приобретает
консервативный идеоло-гич. смысл. Многие бурж. социологи выступают с критикой
функционалистской Р. т., отмечая, что она имеет дело лишь с идеальными
сбалансированными
системами, игнорирует внутрисистемные источники нарушения равновесия и потому
плохо
приспособлена для анализа процессов социального изменения. Эти слабости особенно
явственны в
эмпирически ориентированных направлениях социологии.
Марксизм-ленинизм принципиально отвергает Р. т. как теоретич. конструкцию,
вскрывая
консервативно-охранительские предрассудки её представителей. Вместе с тем это но
означает
отбрасывания понятия равновесия и связанного с ним понятия устойчивости: эти
понятия играют
важную эвристич. роль в изучении динамич. развивающихся систем, выступая в
качестве одной из
условных точек отсчёта; проблема заключается лишь в том, что на основе этих
понятий нельзя по-
строить целостного объяснения процессов в соответствующих системах.
• Комаров М. С., Функциональное объяснение в совр. бурж. социологии, в кн.:
Актуальные проблемы развития
конкретных социальных исследований, [М.], 1971.
РАДБРУХ (Radbruch) Густав (21.11.1878, Любек,— 23.11.1949, Гейдельберг), нем.
правовед и
социолог. Осн. соч.— «Введение в науку права» (1910, рус. пер. 1915), «Философия
права»
(«Rechtsphilosophie», 1914). Трактовка права Р. сводится к аксиологич.
конструкции неокантианского
типа (Р.— последователь ба-денской школы), согласно к-рой право может быть
понято только исходя
из априорной его идеи, определяющей его цели. В свою очередь, «идея права»
состоит из
«сопряжения» трёх осн. ценностей: справедливости, целесообразности и правовой
стабильности,
изучение к-рых и является целью «философии права» в отличие от «теории права»,
выполняющей
практич. задачи по толкованию, систематизации и т. п. действующего права.
«Философии права», по
Р., присущи аксиоматич. подход И релятивизм, к-рый Р. объявил обязат. условием
оценки не только
«идеи права», но всех политич. и правовых институтов. После 2-й мировой войны Р.
выступил сто-
ронником «возрождения» естеств. права, забвение к-рого явилось, по его мнению,
важнейшей
причиной утверждения фашизма, его тоталитарной государственности.
• Religionsphilosophie der Kultur, В., 19212 (совм. с P. Til-lich); Der Mensch
im Recht, Gott., 19612; Vorschule der
Rechtsphilosophie, Gott., I9603; Kulturlehre des Sozialismus, Fr./M., 1970V
• ? e т е p и З., Густав Р. и нек-рые вопросы релятивистской философии права, в
кн.: Против совр. правовой
идеологии империализма, М., 1962; Bonsmann Р., Die Rechts- und Staatsphilosophie
G. Radbruchs, Bonn, 19702.

<< Пред. стр.

страница 220
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign