LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 219
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

видимо, являются: в
истории Китая — реформы, проведённые в царстве Ци (7 в.) и в царствах Лу, Чу,
Чжэн (6 в. до н.э.); в
истории Греции — реформы Солона и Клисфена (6 в. до н. э.); в истории Рима —
реформы Сервия
Туллия (6 в. до н. э.).
Второй этап является временем расцвета того, что в истории Греции получило
название «полис», в
истории Италии — civitas, в истории Китая — «го». Под
554 РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ
этими наименованиями скрывается в общем одно и то же: гос-во, сведённое к одному
центру —
городу, господствующему над всей подвластной ему территорией, причём такой
город-гос-во был не
только политическим, но и экономическим целым. Именно в этом смысле город^гос-во
и был
базисом собственности — в том её масштабе, к-рый она тогда приняла: её объектом,
были, во-
первых, рабы, во-вторых, земля. Преобладающей формой собственности на рабов была
частная;
форма собственности за землю была двойной — общинной и частной, причём последняя
была
опосредована первой: условием частной собственности на землю была принадлежность
к гражд.
общине. Рабский труд на этом этапе ещё не имел Того значения в х-ве, к-рое он
получил позднее.
Именно к этому этапу античности относятся слова К. Маркса: экономич. основой
«...классического
общества в наиболее цветущую пору его существования...», когда общинные формы
собственности
уже разложились, а «...рабство еще не успело овладеть производством в сколько-
нибудь
значительной степени», было «...мелкое крестьянское хозяйство... и независимое
ремесленное
производство...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 346, прим.). Эта
характеристика относится к
Греции и Риму классич. эпохи, но она приложима и ко второму этапу истории Р. ф.
в Китае, в к-ром
эпоха «ле го» — отд. гос-в (7—3 вв. до н. э.) с полным правом может быть названа
«классической».
Кризис города-гос-ва обусловил переход к третьему этапу — большим рабовладельч.
державам. Раз-
вившиеся производит. силы требовали др. масштабов самого произ-ва и потребления.
Ещё в конце
классич. эпохи возникла тенденция к образованию широких экономич. и политич.
общностей — либо
в форме союзов, напр. Ахейский, 1-й и 2-й Афинские и Коринфский союзы в Греции
5—4 вв. до н. э.,
либо в форме федераций италийских городов-гос-в под гегемонией Рима в 4 в. до н.
э., либо в форме
поглощения одних гос-в другими — 4 крупных города-гос-ва в Китае сер. 4 — сер. 3
вв. до н. э.:
Хань, Ци, Цинь, Чу. Концом этого процесса политич. и экономич. интеграции
следует считать
образование в 3 в. до н. э. эллинистич. монархий в Рим. республике, единого
большого гос-ва в Китае
— империи (династии Цинь и Хань). С 1 в. до н. э. возникает Рим. империя. В
рамках этих держав Р.
ф. и достигла максимума своего развития. Сущность этого процесса — превращение
рабского труда в
осн. силу во всём произ-ве, что подрывало положение массы свободных мелких
производителей.
О наступлении конца третьего этапа истории Р. ф. говорит ряд явлений. Рабский
труд перестал
обеспечивать необходимое развитие х-ва. Для повышения продуктивности произ-ва не
только в
ремесле, но и в с. х-ве требовалась уже не живая машина, нужен был человек,
самостоятельно
организующий свою работу. В связи с этим в составе рабского населения появился
культурный,
интеллектуально развитый слой, ничуть не уступающий в этом отношении труженикам
из сво-
бодного населения, особенно земледельческого. Значение и роль рабского труда в
произ-ве вступили
в полное противоречие с положением раба в социальной структуре. Уравнение рабов
— в сфере их
трудовой деятельности — со свободными трудящимися становилось насущной экономич.
необходимостью. О кризисе Р. ф. свидетельствовало также огромное увеличение
имуществ.
неравенства. Угроза пауперизации нависла над всей массой свободного трудящегося
населения, как
ремесленного, так и земледельческого. Поскольку
же свободные мелкие производители составляли большинство населения, постольку их
экономич.
положение затрагивало само существование социально-экономич. системы.
Т. о., экономич. кризис перерастал в кризис социальный и привёл в конечном счёте
к распаду
рабовла-дельч, строя. Р. ф., создавшая в своё время условия для огромного
развития человечества,
исчерпала свои возможности и превратилась в основное препятствие на пути
дальнейшего прогресса.
В историч. Лит-ре встречаются утверждения, что гл. силой, ниспровергшей
рабовладельч. строй,
были рабы («революция рабов»). Такие утверждения не соответствуют историч.
реальности.
Разумеется, волнения рабов и даже восстания их (напр., возглавленное Спартаком)
— историч. факт.
Но именно свободные земледельцы и ремесленники были гл. силой, покончившей с
рабовладельч.
строем.
Историч. смысл Р. ф. очень велик и сложен. Она продемонстрировала прежде всего
процесс
образования классового общества, резкого антагонизма классов, процесс
образования различных
обществ. групп и гос-ва. Р. ф. выработала и осн. формы власти в гос-ве,
охарактеризованные
Полибием (монархия, аристократия, демократия и их извращённые формы — тирания,
олигархия и
анархия) и Сыма Цянем.
К общезначимым духовным достижениям, сложившимся в эпоху Р. ф., относятся те
категории, к-рые
у нас фигурируют в виде понятий национального и общечеловеческого. Этап Р. ф.,
связанный с
городом-гос-вом, создал представление о локальной — местной этнической —
общности; во времена
союзов и федераций эта локальная общность стала этнической уже в более широком
масштабе. С
образованием же империй возникает представление об общечеловеч. общности. Именно
в этом и
состоит то ощущение общности, к-рое мн. философы и историки эпохи эллинизма
обозначают
словом космополитизм. Идея человечества как единого большого целого проявилась и
в понятии
«Вселенная», сформулировавшемся именно тогда. У греков это была «эйкумена» —
обитаемая земля,
у римлян — orbis terrarum — «круг земель», у китайцев — «тянься» —
«поднебесная». Столь же
существенной, как и идея человечества, является оформившаяся тогда идея
гуманизма —
представление о человеке как о наивысшей ценности, носителе всех основ обществ.
жизни, творце
культуры. На этой основе был поставлен важнейший для историч. деятельности
человека вопрос о
его роли в общем процессе бытия.
Обществ. строй, выработавшийся в условиях Р. ф., показал существование
неравенства людей. Нера-
венство социальное породило идею о неравенстве нравственном (Конфуций, Цицерон).
Однако
самым резким выражением идеи неравенства было деление на людей в полном смысле
слова, кем
были свободные, и на людей-вещей, кем были рабы. Именно в связи с таким
резчайшим
противопоставлением одних людей другим и была сформулирована в двух возникших в
это время
крупнейших религиях — буддизме и христианстве — идея полной человеч.
равноценности как рабов,
так и свободных.
В эпоху Р. ф. были заложены важнейшие основы науч. познания природы и человеч.
жизни.
Противопоставление двух обществ. классов, соединившись с наблюдениями простейших
явлений в
природе, привело к идее противоположностей (в Китае — учение об инь и ян, в
Греции — учения
Пифагора и Гераклита) и идее связи («восемь триграмм» Ицзина, Гераклит,
буддийская концепция
махаяны и др.). Возникли также идеи о существовании первоэлементов материальной
природы
(Эмпедокл, чарвака, веданта, «Шуцзин»), круговорота (Гераклит, чарвака,
категория «преодоления»
у китайцев), мельчайших частиц вещества (атом у Левкиппа и Демонрита, «ану» у
индийцев). Была
создана также логика как учение о позна-
нии. Она разрабатывалась у индийцев, китайцев, греков (Акшапада, Мо-цзы,
Аристотель).
В эпоху Р. ф. с исключит. отчётливостью и резкостью проявились
противоположности, прежде всего
общественные. Эти противоположности пребывали в состоянии непрерывной борьбы,
результатом
которой был переход на более высокую ступень общественного развития.
• Маркс К., Формы, предшествующие капиталистич. произ-ву, Маркс К. иЭнгельс Ф.,
Соч., т. 46 (1); Э н-г е л ь с Ф.,
Анти-Дюринг, там же, т. 20; е г о ж е, Происхождение семьи, частной
собственности и гос-ва, там-же, т. 21; Ленин В. И.,
О гос-ве, ПСС, т. 39; Всемирная история, т. 1—2, M., 19S5—56; Законы истории и
конкретные формы все-мирно-
историч. процесса, кн. 1 — Проблемы истории докапи-талистич. обществ. М., 1968;
Валлон А., История рабства в антич.
мире, пер. с франц., [т. 1 — 2], М., 1936—41.
Н. И. Конрад.
РАБОЧИЙ КЛАСС, основная производит. сила совр. общества, главная движущая сила
историч.
процесса перехода от капитализма к социализму и коммунизму. При капитализме —
класс наёмных
работников, лишённых средств произ-ва, живущих продажей своей рабочей силы и
эксплуатируемых
капиталом,— пролетариат, при социализме — класс тружеников социа-листич.
общенар.
предприятий, ведущая сила общества. Выдвигая положение об историч. миссии Р. к.,
марксизм-
ленинизм исходит из того, что: 1) отрицание капиталистич. эксплуатации заложено
в самих условиях
существования пролетариата, его антикапиталистич. стремления совпадают с осн.
направлением
развития совр. производит. сил, переросших рамки частной собственности; 2)
развитие крупной
пром-сти ведёт к упадку других трудящихся классов (мелких крестьян,
ремесленников), тогда как Р.
к. является её непосредств. продуктом; 3) условия крупного произ-ва воспитывают
в пролетариате
способность к организации и дисциплине, дух коллективизма и солидарности; 4)
сила и роль Р. к. в
историч. борьбе классов неизмеримо выше, чем его доля в общей массе населения,
поскольку он
тесно связан с непролетарскими слоями трудящихся и их интересы объективно
совпадают с его
интересами; 5) условия борьбы и освобождения Р. к. интернациональны; пролет.
интернационализм
открывает путь к сближению и объединению трудящихся всех стран, преодолению нац.
и расовых
барьеров.
Противники марксизма, пытаясь опровергнуть положение о Р. к. как движущей силе
обществ.
прогресса (теории «депролетаризации», «нового среднего класса», «интеграции» Р.
к. в
капиталистич. систему и т. д.), прибегают к искажению самого понятия «Р. к.»,
отождествляют
последний либо с рабочими физич. труда, либо только с пром. рабочими. Подобные
концепции
игнорируют главное — место Р. к. в системе обществ. произ-ва как производит.
класса, что
применительно к капиталистич. условиям подразумевает оба определения производит.
труда — по
вещественному содержанию и по обществ. форме. К Р. к. принадлежат те наёмные
рабочие, чей
прибавочный труд «...служит самовозрастанию капитала» (Маркс К., см. Маркс К. и
Энгельс Ф.,
Соч., т. 23, с. 517), т. е. создаёт прибавочную стоимость в материальном произ-
ве или обеспечивает
возможность улавливать и присваивать часть прибавочной стоимости, создаваемой
др. рабочими. В
соответствии с этим К. Маркс, характеризуя социальное положение работников сферы
обращения —
конторских служащих, продавцов и т. п., называл их «торговыми рабочими» (см. там
же, т. 25, ч. 1, с.
321). Распространение производств. сферы за пределы материально-вещного произ-
ва, её растущее
переплетение со сферой обращения и сферой услуг, а также практически полное
подчинение их
капиталу означают расширение границ Р. к. как производит. класса; в качестве
такового он включает,
наряду с пром. и с.-х. рабочими, и осн. мас-
РАБОЧИЙ 555
су наёмных работников сферы обращения и сферы услуг.
Процесс развития Р. к., происходящий под влиянием технич, прогресса,
сопровождается
усложнением состава «совокупного рабочего» как комбинации частичных рабочих,
ближе или
дальше отстоящих от непосредств. воздействия на предмет труда. Высокоме-
ханизиров. произ-во
требует комбинирования труда рабочих-операторов, занятых непосредственно у
машин, с трудом
вспомогат. рабочих, с одной стороны, и трудом высококвалифициров. рабочих-
наладчиков или
техников — с другой. На ещё более высокой ступени технич. прогресса
(автоматизация)
необходимыми компонентами совокупного рабочего становятся инженеры-технологи,
операторы
вычислит. машин, математики-программисты и т. д. Технич. прогресс и растущее
применение науки
к произ-ву видоизменяют роль человека как агента процесса произ-ва: от ручного
труда, непосредств.
воздействующего на предмет труда (ремесло, мануфактура), совершается переход к
ручному труду,
опосредствованному машиной (фабрика), и затем — к выполнению функций по
наблюдению за
производств. процессом и его регулированию (автома-тизиров. предприятие).
Повышается доля
рабочих, занятых наблюдением за работой машин, в т. ч. полу-автоматич. и
автоматич. агрегатов, а
среди инж.-технич. специалистов — доля той их части, к-рая занята обслуживанием
машин, особенно
вычислительных и информационных. Но в обоих случаях речь идёт о производит.
рабочих, причём
— и в том специфич. смысле, который вытекает из определ. обществ. формы труда
(см. К. Маркс,
там же, т. 26, ч. 1, с. 422). Вместе с тем поскольку при капитализме управление
произ-вом есть
специфич. функция капитала и как таковое включает в себя функцию эксплуатации,
постольку
управленч. аппарат (управляющие, менеджеры) не может рассматриваться как часть
Р. к. (см. Слу-
жащие, Средние слои).
Формирование Р. к. включает процесс его превращения из класса «в себе» в класс
«для себя», т. е.
развитие его классового сознания, рост организованности, образование слоя
рабочих руководителей,
усвоение пролет. социалистич. идеологии. Анализируя структуру Р. к., В. И. Ленин
выделял слой
передовых образованных рабочих, называя его «рабочей интеллигенцией»; из этого
слоя выходят,
как правило, рабочие лидеры. Далее он выделял «широкий слой средних рабочих» и
массу «низших
слоев пролетариата» (см. ПСС, т. 4, с. 269, 270). Материальные предпосылки для
формирования
пролет. классового сознания создаёт прежде всего крупная машинная индустрия,
поэтому слой
передовых рабочих складывается гл. обр. из рабочих крупной промышленности, к-рые
образуют ядро
Р. к. и играют ключевую роль в объединении всех его подразделений в один класс.
В структуре самосознания Р. к. Ленин выделял три элемента, или формы, образующие
три
последовательно поднимающихся уровня, включающие понимание рабочими того, что:
1) единств.
средство улучшить своё положение заключается в борьбе с хозяевами; 2) интересы
всех рабочих
данной страны одинаковы, солидарны, что рабочие составляют особый класс; 3) для
достижения
своих целей им необходимо добиваться влияния на гос. дела, участия в политич.
власти (см. там же,
т. 2, с. 102). Первичная, более элементарная форма классового сознания является
и самой распростра-
нённой (тред-юнионистское сознание). Большинство наёмных рабочих и значит. часть
служащих, как
показывают социологич. опросы, сознают также свою принадлежность к одному,
определ. классу,
отличающемуся от др. классов общества, т. е. идентифицируют себя с Р. к. Вместе
с тем степень
зрелости политич. со-
556 РАБОЧИЙ
звания Р. к. (реформистского, революционного) в разных странах весьма
различна.
Борьба рабочих против капитала проходит различные стадии развития — от
пассивного
сопротивления, к-рое носит скорее индивидуальный характер, к стихийным формам
коллективного
отпора, представляющим собой зачаток открытой классовой борьбы, и к
организованным,
политически оформленным действиям. Становление орг-ций Р. к. тесно связано с
экономич. и
политич. борьбой наёмных рабочих; оно также проходит через ряд ступеней: от
разрозненных
цеховых и местных союзов до создания нац. профсоюзных центров, политич. партий и
их междунар.
объединений. В свою очередь, рабочие орг-ции играют важную, хотя и неодинаковую
— в
зависимости от их идейно-политич. ориентации — роль в формировании Р. к. как
социально-
нолитич. силы. «Профсоюзы возникли из капитала как средство развития нового
класса. Класс есть
понятие, которое складывается в борьбе и развитии» (Ленин В. И., там же, т. 40,
с. 309—10). Ре-
шающая роль в организационном, политич. и идейном развитии Р. к. принадлежит
революц. партии.
В политич. деятельности революц. партии «...всегда есть и будет известный
элемент педагогики:
надо воспитывать весь класс наемных рабочих к роли борцов за освобождение всего
человечества от
всякого угнетения, надо постоянно обучать новые и новые слои этого класса, надо
уметь подойти к
самым серым, неразвитым, наименее затронутым и нашей наукой и наукой жизни
представителям
этого класса...» (Ленин В. И., там же, т. 10, с. 357).
Рабочее движение становится одним из существ. факторов, влияющих на действие
экономич. законов
капитализма; оно выступает тем самым и как экономич. сила, к-рая является
совокупным
результатом всех осн. форм классовой борьбы пролетариата: экономической,
политической и
теоретической (идеологической). Завоевания Р. к. в области материальных условий
жизни, а также
демократич. прав и свобод прямо или косвенно влияют на развитие обществ.
производит. сил и
производств. отношений капитализма. Эти завоевания определяют прежде всего
возможности
развития самого Р. к. как производит. силы. Сокращение рабочего дня и увеличение
свободного
времени создают предпосылки для распространения грамотности и образования, для
приобретения
знаний — необходимого и всё более важного элемента производств. квалификации. С
повышением
образоват. уровня расширяется круг потребностей и интересов рабочих, их
кругозор, растёт
классовая активность их наиболее сознательной части. Повышение цены рабочей силы
(заработной
платы) создаёт известный минимум материальных предпосылок для этого.
Сопротивление наёмных рабочих капиталистич. эксплуатации «подталкивает»
совершенствование
техники и расширение масштабов произ-ва. Чем меньше оно оставляет возможностей
для
экстенсивной, грубой эксплуатации, тем больше капиталу приходится искать другие
возможности
получения макс. нормы прибыли, т. е. обращаться к формам эксплуатации, связанным
с повышением
производительности обществ. труда. Исторически сопротивление Р. к. заставляло
предпринимателей
делать всё больший улор на интенсивные факторы произ-ва и накопления капитала
(наука, техника),
способствовало концентрации произ-ва, вытеснению его наиболее архаич. форм,
косвенным образом
ускоряло процесс монополизации, образования предпринимательских объединений.
В совр. условиях выступления Р. к. промышленно развитых капиталистич. стран всё
чаще
направлены на решение коренных вопросов обществ. жизни: изменение экономич.
политики,
глубокие демократич. преобразования. Растёт политич. роль профсоюзов. Среди
рабочих различной
ориентации — коммунистов, социалистов, социал-демократов, христиан — усиливается
тяга к совместным действиям. Расширяется почва для союза работников физич. и
умств. труда в
антимонопо-листич. борьбе. Марксистско-ленинские партии исходят из того, что

<< Пред. стр.

страница 219
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign