LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 215
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

уменьшилась доля колхозников. Произошло значит. сближение социально-экономич.
положения
колхозников и рабочих. Оплата труда в колхозах в 1965 была перестроена и
приблизилась по
размерам к оплате труда в совхозах, причём в гос. секторе с. х-ва она росла
быстрее, чем во всех др.
отраслях нар. х-ва. Было введено пенсионное обеспечение и социальное страхование
колхозников.
Деревня существенно сблизилась с городом по образоват. и культурному уровню
населения.
Введение всеобщего ср. образования позволило выровнять уровень образования всей
молодёжи
страны. Большая работа проводится по преобразованию жил. х-ва села и быта сел.
населения.
Подобные процессы происходят и в др. социалистич. странах.
Однако при социализме ещё сохраняются существ. различия между городом и
деревней, преодоление
к-рых требует длит. времени. Кроме того, существуют нек-рые естеств. отличия
деревни от города
(использование земли как осн. средства произ-ва в с. х-ве, сезонность работ,
нек-рые черты образа
жизни и т. д.). Важное социально-экономич. отличие совр. сов. деревни от .
города — в
существовании в деревне личного подсобного х-ва, имеющего большое значение в
доходах сел.
семьи. Программным требованием, научно обоснованным марксизмом-ленинизмом,
является
стирание социально-экономических и культурно-бытовых различий между городом и
деревней в
ходе строительства коммунистического общества. См. также Классы.
• Маркс К., Капитал, т. 1—3, Маркс К, и Энгельс Ф., Соч., т. 23—25; Ленин В. И.,
Развитие капитализма в России, ПСС,
т. 3; е г о же, Рецензия. Karl Kautsky. Die Agrarfrage, там же, т. 4; е г о ж е,
Аграрный вопрос и «критики Маркса», там
же, т. 5; е г о ж е, Новые данные о законах развития капитализма в земледелии,
там же, т. 27; Программа КПСС
(Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Я х
и е л Н., Город и деревня, пер. с
болг., М., 1968; Надель С. Н., Социальная структура совр. капиталистич. деревни,
М., 1970; А р у т юнян Ю. В.,
Социальная структура сел. населения СССР, М., 1971; Семин С. И., Преодоление
социально-экономич. различий между
городом и деревней, М., 1973; Рывкина Р. В., Образ жизни сел. населения,
Новосиб., 1979; Я к у ш о в А. И.,
Преодоление существ. различий между городом и деревней в условиях развитого
социализма, М., 1979. В. И.
Переведенцев.
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ УМСТВЕННЫМ И ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ,
противоположность интересов людей, занятых физич. трудом и умств. трудом. П. м.
у. и ф. т.
возникла на той ступени развития обществ. разделения труда, когда утвердилось
господство частной
собственности и появились антагонистич. клас-
544 ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ
сы, т. е. в период становления рабовладельч. строя. Общей причиной появления и
существования П.
м. у. и ф. т. является относит. неразвитость производит. сил, охватывающая
антагонистич. период
истории че-ловеч. общества и приводящая к тому, что неизбежным становится такое
обществ.
разделение труда, при к-ром большинство населения занято физич. трудом, а
небольшая часть
общества, принадлежащая к господствующему классу, руководит работами, занимается
гос. делами,
наукой и иск-вом.
К. Маркс и Ф. Энгельс подчёркивали, что «разделение труда становится
действительным
разделением лишь с того момента, когда появляется разделение материального и
духовного труда»
(Соч., т. 3, с. 30). Это не означает, что существовала абс. монополия
эксплуататорских классов на
умств. труд. Так, при рабовладельч. строе, когда всякий труд считался
недостойным делом для
свободного человека, рабам передоверялись мн. функции умств. труда: из среды
рабов готовились
учёные, врачи, учителя, артисты и др. В феод. обществе антагонистич.
противоречия между умств. и
физич. трудом углубились в связи с усилением противоположности между городом и
деревней.
Умств. труд стал монополией дворянства и духовенства.
В условиях капитализма отделение интеллектуальных сил процесса произ-ва от
ручного труда и
превращение их во власть капитала над трудом получает своё завершение. По мере
развития
производит. сил гл. обр. из среды господствующих классов выделялась
интеллигенция,
профессионально занимающаяся умств. трудом. Но развитие производит. сил общества
вызывает
также необходимость в грамотных и культурных рабочих. Борьба рабочего класса за
свои права
приводит к сокращению рабочего дня и созданию определ. условий для получения и
расширения
образования. Это способствует повышению общеобразоват. и культурно-технич.
уровня рабочего
класса. Граница между классом эксплуатируемых и классом эксплуататоров в совр.
условиях но
совпадает с делением на людей, занятых физич. и умств. трудом. При капитализме
эксплуатации
подвергается и значит. часть работников умств. труда, низший, а часто и средний
персонал инж.-тех-
нич. и науч. работников и служащих. Совр. уровень развития производит. сил
(комплексная
механизация и автоматизация произ-ва) объективно вызывает необходимость в
сочетании физич.
труда с умственным и создаёт условия для ликвидации П. м. у. и ф. т. Однако
капиталистич.
производств. отношения мешают устранению этой противоположности, ибо
способствуют
закреплению существующей антагонистич. классовой структуры, усиливают кастовость
правящей
элиты.
В условиях социализма ликвидация эксплуататорских классов, изменения в характере
труда, в куль-
турно-технич. уровне рабочего класеа и крестьянства привели к ликвидации П. м.
у. и ф. т. и создали
новые отношения рабочего класса, крестьянства и интеллигенции. Вместе с тем на
первой фазе
коммунизма сохраняются определ. неантагонистич. социально-эконо-мич. различия
между умств. и
физич. трудом. Они заключаются в следующем. 1) Характер труда работников,
занятых умств.
деятельностью, как правило, значительно отличается от характера труда людей,
занятых физич.
трудом, хотя и существуют профессии и специальности, в к-рых умств. и физич.
труд переплетаются
друг с другом. 2) Культурно-технич. уровень (общее и спец. образование)
работников умств. труда в
массе своей более высок, чем у людей, занятых физич. трудом. 3) Работники умств.
труда,
занимающие руководящие должности на произ-ве, в управлении, в н.-и. учреждениях
и орг-циях,
получают за свой качественно более сложный труд соответственно более высокую
долю во-
знаграждения, чем работники физич. труда. Культурно-бытовой уровень жизни этой
части
работников умств. труда также отличается от уровня жизни ра-
ботников физич. труда. 4) При одинаковом доступе к образованию, ко всем благам
культуры и науки
всего народа фактически интеллигенция их использует в относительно большей мере.
Развитие
системы обучения, направленное на укрепление связи высшей школы с произ-вом,
введение
всеобщего обязательного 10-летнего ср. образования, повышение заработной платы
низко- и
среднеоплачиваемых групп трудящихся играют важную роль в выравнивании условий
для обучения
всей молодёжи. 5) Нек-рые неантагонистич. противоречия между работниками умств.
и физич. труда
связаны с взаимоотношениями между руководителями и руководимыми в процессе
произ-ва.
Преодолеваются эти противоречия путём вовлечения масс в управление произ-вом,
развития всех
многообразных форм участия в нём коллективов трудящихся в результате расширения
прав проф.
орг-ций, повышения роли производств. совещаний, рабочих собраний и т. п.
К. Маркс и В. И. Ленин, придавая исключит. значение проблеме ликвидации П. м. у.
и ф. т.,
указывали на необходимые условия её разрешения. Маркс в «Критике Готской
программы»
предсказывал, что в полной мере П. м. у. и ф. т. исчезнет лишь на высшей фазе
развития
коммунистич. общества. Ленин писал, что интеллигенция останется «...впредь до
достижения самой
высокой ступени коммунистического общества...» (ПСС, т. 44, с. 351). Преодоление
различий между
умств. и физич. трудом происходит на протяжении периода строительства коммунизма
благодаря
осуществлению комплекса таких социально-экономич. процессов, как изменение
характера обществ.
разделения труда, постепенное вытеснение, а затем и ликвидация
малоквалифицированного физич.
труда, а также преодоление однобокой специализации работников как физич., так и
умств. труда, в
конечном итоге осуществление всеобщей автоматизации произ-ва; повышение
культурно-технич.
уровня рабочих и крестьян; повышение культурного уровня и уровня физич. развития
всех
работников как физич., так и умств. труда; постепенное (на основе коренного
изменения в характере
и уровне развития производит. сил) слияние функций умств. и физич. труда в
высшем синтезе — в
коммунистич. труде; уменьшение социальных различий в условиях труда и быта, а
затем и полное их
устранение на основе роста производительности труда и подъёма благосостояния.
На определ. этапе высшей фазы коммунизма будут ликвидированы социально-экономич.
различия
между умств. и физич. трудом, а уровень общих и спец. знаний, к-рые получат
трудящиеся, будет
столь высоким, что отпадёт нужда в сохранении групп людей, исключит.
специальностью к-рых
было бы руководство производственной и др. обществ. сферами. Функции управления
обществом и
произ-вом останутся и при коммунизме, но они будут выполняться высококвалифици-
ров. людьми
поочерёдно. Ленин предсказывал, что в будущем обществе «...все будут управлять
по очереди и
быстро привыкнут к тому, чтобы никто не управлял» (там те, т. 33, с. 116, см.
также т. 38, с. 320).
Коммунистическая партия поставила программную задачу вести дело к тому, чтобы
государственный платный аппарат сокращался, чтобы навыками управления овладевали
всё более
широкие массы и работа в этом аппарате в перспективе перестала быть особой
профессией.
• Маркс К., Критика Готской программы, Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 19;
е г о ж е, Капитал, т. 1, там же, т 23;
Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Л е-н и н В. И., Гос-во и революция,
ПСС, т. 33; его же, Речь на I Всеросс.
съезде коммунистов-учащихся 17 апреля 1919, там же, т. 38; его же, Проект
тезисов о роли и задачах профсоюзов в
условиях новой экономич. политики, там же, т. 44; Программа КПСС (Принята XXII
съездом КПСС), М., 1976;
Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976;
Материалы XXVI съезда КПСС, М.,
1981; Луначарский А. В., Интеллигенция в ее прошлом, настоящем и будущем, [М.],
1924; Ельмеев В. Я., Полозов В. Р.,
Рященко Б. Р., Коммунизм и преодоление различий между умств. и физич. трудом,
Л., 1965; Смоль-
ков В. Г., Преодоление противоположности и существ. различий между умств. и
физич. трудом, М., 1968; Курылев А К
Преодоление социально-классовых различий в СССР в процессе строительства
коммунизма, М., 1971; Новоселов Н
С Умств. труд: его сущность и некоторые тенденции развития' Свердловск,
1972; Маневич Е. Л., Вопросы труда в
СССР, М., 1980 Е. Л. Маневич.
ПРОТИВОРЕЧИЕ диалектическое, взаимодействие противоположных, взаимоисключающих
сто-
рон и тенденций предметов и явлений, к-рые вместе е тем находятся во внутр.
единстве и
взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного
мира и
познания. Выражая сущность закона единства и борьбы противоположностей,
категория П.
занимает центр. место в материалистич. диалектике.
В истории диалектики первая значит. концепция П. принадлежит Гераклиту: «вечное
становление»,
возможное только как единство противоположностей, мыслится им в виде
непрерывного перехода из
одной противоположности в другую; борьбу противоположностей Гераклит понимает
как общий
закон для всего сущего. Платон, воспринявший диалектич. идеи элеа-тов и Сократа,
развивает учение
о П. в своей диалектике понятий: «единое» и «множество», «покой» и «движение» и
др.
противоречивы по необходимости, по своей природе; истина достижима посредством
сведения
противоречащих сторон в единое и целое. Продолжением диалектич. традиции
осмысления
противоречивости бытия и познания явилась идея тождества (единства)
противоположностей,
развитая Николаем Кузанским и Дж. Бруно, у к-рых П. трактуется как внутр.
соотношения
противоположностей, как их взаимопроникновение. Дальнейшее развитие учение о П.
получает в
классич. нем. философии (Кант, Фихте, Шеллинг), в особенности у Гегеля.
Рассматривая П. как
«...корень всякого движения и жизненности» (Соч., т. 5, М.— Л., 1937, с. 520),
Гегель показал, что
процесс раздвоения единого на противоположности есть сущность развития. Наряду с
плодотворными диалектич. моментами для гегелевского учения о П. характерно
отождествление П.
объективной действительности с логич. содержанием категории П., а также
истолкование в нек-рых
случаях разрешения П. как нейтрализации, примирения противоположностей, что
обусловлено
исходными идеалистич. посылками его системы.
Подлинно науч. разработка и обоснование диалекти-ко-материалистич. учения о П.
принадлежит К.
Марксу и Ф. Энгельсу, а его дальнейшее творч. развитие — В. И. Ленину.
Противоположные стороны, моменты и тенденции в составе целого, взаимодействие к-
рых образует
П., не даны в неизменном виде. Процесс возникновения различий и
противоположностей имеет
несколько стадий. На первонач. стадии, существуя ещё в возможности, П. выступает
как тождество,
содержащее несуществ. различие. Следующая стадия — существ. различие в
тождестве: при общей
основе в объекте имеются существ. свойства, тенденции, не соответствующие друг
другу. Существ.
различие превращается в противоположности (наибольшее различие, полярность,
антагонизм), к-рые,
взаимоотрицая друг друга, перерастают в П. Маркс отмечал: «Сосуществование двух
взаимно-про-
тиворечащих сторон, их борьба и слияние в новую категорию составляют сущность
диалектического
движения» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 136). Всякое развитие есть
возникновение П., их
разрешение и в то же время возникновение новых П.
Обладая всеобщим характером, П. по-разному проявляются в различных сферах бытия
и познания в
зависимости от специфики противоположных сторон, а также от тех условий, в к-рых
развёртывается
их взаимодействие. Различают внутренние и внешние, антаго-
ПРОТИВОРЕЧИЕ 545
нистич. и неантагонистич., основные и неосновные П. Внутр. П.— это
взаимодействие
противоположных сторон внутри данного объекта (напр., внутри данного организма
или конкретного
общества). Внеш. П.— это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным
объектам
(напр., между обществом и природой, организмом и средой). Антагонистич. П.— это
взаимодействие
между непримиримо враждебными классами, социальными группами и силами. Они
возникают на
основе враждебности коренных интересов противоположных классов и, заостряясь до
конфликта, мо-
гут вылиться в социальную революцию. Неантагонистич. П., специфичные для всех
обществ.
отношений неэксплуататорского общества, выступают как взаимодействие между
классами, осн.
интересы и цели к-рых совпадают. Социалистич. революция разрешила и тем самым
устранила
антагонистич. П., но она не ликвидировала П. вообще. В условиях социализма
существуют П.,
носящие неантагонистич. характер (напр., между развивающимся произ-вом и
растущими
потребностями, между творч. мышлением и догматизмом).
Однако, как показывает историч. опыт, после построения основ социализма, при
определённых
условиях (вследствие крупных и долгое время накапливающихся недостатков в
организации
хозяйств. и культурного строительства, в управлении обществ. делами и т. п.)
неантагонистич. II.
могут приобрести черты антагонистич. П. С построением развитого социализма
перерастание
неантагонистич. П. в антагонистические становится объективно невозможным.
Основные П.— это П., играющие решающую роль в развитии (напр., осн. П. совр.
эпохи — П. между
гибнущим капитализмом и утверждающейся коммуни-стич. формацией).
П.— важнейший методологич. принцип, логич. форма развития познания. П.,
возникающие в
мышлении, отражают П. .объективной реальности. «Так называемая объективная
диалектика царит
во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое
мышление, есть только
отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей...»
(Энгельс Ф.,
там же, т. 20, г. 526). Специфич. формой существования диалектич. II. в познании
выступают
антиномии, имеющие объективную основу: отражаемое в них содержание является ?
конечном счёте
моментом структуры развивающегося объективного П. Познават. антиномии служат
формой
теоретич. воспроизведения диалектич. П. в науч. теориях, развитие к-рых
осуществляется в
результате раскрытия и разрешения П., обнаруживающихся в предшествующих теориях
или уровнях
исследования. При этом наиболее плодотворным способом разрешения антиномий,
возникающих в
теоретич. мышлении, является выход за их пределы, обнаружение их глубокой
основы, выявление
перехода одной противоположности в другую и раскрытие опосредствующих звеньев
этого перехода.
Принцип П. получает идеалистич. и Метафизич. истолкование в совр. бурж.
философии.
Иррационализм (философия жизни, экзистенциализм, «трагич. диалектика»,
«негативная
диалектика») рассматривает П. как нечто принципиально неразрешимое, как такое
чисто мистич.
совмещение противоположностей, к-рое постигается только интуицией. Позитивизм и
неопозитивизм сводят П. к внеш. отношению между противоположными сторонами,
находящимися
не в противоречивой, а соотносит. связи, что по существу влечёт за собой полное
отрицание
принципа П. Методологич. основой ревизионистского искажения диалектико-
материали-стич.
учения о П. является механистич. истолкование диалектики и подмена её
релятивизмом. Правореви-
зионистские идеологи, пытаясь обосновать оппорту-
546 ПРОТИВОРЕЧИЯ
низм, подчёркивают момент социального единства при капитализме, пренебрегая при
этом борьбой
противоположностей. Левые ревизионисты, непомерно расширяя сферу проявления
антагонистич.
П., рассматривают их как всеобщие, причём момент борьбы противоположностей
неправомерно
абсолютизируется, а единство игнорируется, что служит основой для крайнего
волюнтаризма и
субъективизма в политике. Весь ход развития науки и общества полностью
опровергает подобные
концепции.
Диалектико-материалистич. принцип П. имеет большое мировоззренч. и методологич.
значение как для науч. познания,
так и обществ. практики. • Маркс К., Капитал, т. 1, M a p к с К. и Э н г е л ь с
Ф., Соч., т. 23; Энгельс Ф., Диалектика
природы, там же, т. 20; Ленин В. И., Филос. тетради, ПСС, т. 29; «Капитал»
Маркса, философия и современность, М.,
1968; Ha?вский И. С., Проблема П. в диалектич. логике, М., 1969; Ильенков 9. В.,
Диалектич. логика, М., 1974;
Диалектика науч. познания. Очерк диалектич. логики, М., 1978; Диалектич. П., М.,
1979; Бородкин В. В., Проблемы П. в
материа-листич. диалектике, М., 1982; см. также лит. к ст. Диалектика. А. Г.
Спиркин.
ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРИНЦИП, закон противоречия, принцип (закон) непротиворечия,
принцип
отрицания (запрещения, недопустимости) противоречия, основной логич. закон,
согласно к-рому
никакое высказывание (предложение, суждение) и его отрицание не могут
одновременно быть
истинными; такая формулировка П. п. подразумевает, что никакое предложение не
может быть

<< Пред. стр.

страница 215
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign