LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 213
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

философия —
таков ряд наук, соответствующий теоретич. добродетелям, к-рые свидетельствуют о
приобщении
человека к сфере ума извне. Выше них стоят добродетели парадигматические и
гиератические,
характеризующие более высокий тип жизни, чем науч. познание: парадигматические —
слияние
человека со сферой ума, гиератические — выход за пределы ума к единому. Всякий
высший тип
знания возможен только благодаря божеств. озарению; если любовь (эрос) связывает
с божеств. кра-
сотой, истина открывает божеств. мудрость, то вера соединяет с благостью богов.
По свидетельству
Марина, П. говорил, что философ должен быть «иереем целого мира» (см. в кн.:
Диоген Лаэртский, О
жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, М., 1979, с. 485). Философия
П.— наиболее
подробный вариант школьного платонизма — оказала громадное влияние на всю ср.-
век. философию
(отчасти через посредство Псевдо-Дионисия Ареопагита) — на европ., визант.,
араб. философию, а
также философию Возрождения (Николай Кузанский, Пико делла Мирандола и др.).
• In Platonis Rempublicam commentarii, ed. W. Kroll, v. 1—2, Lpz., 1899—1901; In
Platonis Timaeum Commentaria, ed. E.
Diehl, t. 1—3, Lpz., 1903—1906; Commentary on the first Alci-biades of Plato,
ed. by L. G. Westerink, -Amst,, 1954; Elementa-
tio physica, ed. H. Bpese, В., 1958; Tria opuscula, ed. H. Boese, В., 1960;
Commentarius in Platonis Parmenidem, hrsg. v. v. Co-
usin, Hildesheim, 1961; Elements of theology, transl., introd., comm. by E. R.
Dodds, Oxf., 19632; Theologie platonlcienne,
livres 1—3, texte et trad, par H. D. Saffrey et L. G. Westerink, P., 1968 — 78.
* R o s a n L·. J., The philosophy of Proclus, N. Y., 1949; eutler
R., Proklos der Neuplatoniker, в кн.: RE, Hlbbd 45
1957, col. 186—247; Beierwaltes W., Proklos. Grundzuge seiner Metaphysik,
Fr./M., 1965; T r o u i l l a r d J., L'un et l'ame
selon Proclos, P., 1972.
ПРОЛЕГОМЕНЫ (греч. ??????????? — предисловие, введение), разъясняющее введение в
ту или
иную науку, имеющее целью путём связных рассуждений предварительно ознакомить с
её методами
и задачами, сформулировать исходное понятие об изучаемом предмете; предварит.
рассмотрение
совокупности проблем, решение к-рых является непременным условием теоретич.
развития данной
отрасли значений. Филос. значение термина «П.» установилось благодаря работе
Канта
«Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука» (1783).
Пытаясь
изложить идеи «Критики чистого разума» (1781) в более ясной п обозримой форме,
Кант трактует
свои «Пролегомены» как руководство к определению природы филос. знания.
ПРОЛЕТАРИАТ
(нем. Proletariat, от лат. proletarius— пролетарий), см. Рабочий класс.
ПРОПАГАНДА (лат. propaganda — подлежащее распространению, от propago —
распространяю), 1)
в самом широком смысле — особый род социальной деятельности, осн. функция к-рой

«распространение знаний, художеств. ценностей и др. информации с целью
формирования определ. взглядов, представлений и эмоциональных состояний,
оказания влияния на
поведение людей. П. духовных ценностей предполагает учёт конкретной ситуации,
особенностей
аудитории, условии, в к-рых она протекает. В процессе П. нередко происходит не
только
популяризация науки, иск-ва, но их обогащение, развитие. 2) В более узком
смысловом значении —
деятельность по распространению в массах идеологии и политики определ. классов,
партий и гос-в;
идеологич. или политич. П. В зависимости от характера идеологии П. разделяется
на два противопо-
ложных типа: буржуазную и коммунистическую.
В совр. условиях идеологич. П. оформилась в особую сферу духовной деятельности,
представляет
собой систему организаций, средств, форм и методов идейно-психологич. влияния на
массы. Её
характерными чертами являются целенаправленность, определ. дифференциация,
непрерывность
воздействия, массовость.
3) В структуре коммунистич. идейно-воспитат. работы П. и агитация
(распространение к.-л. идеи или
лозунга, побуждающих массы к активному действию) предстают как относительно
самостоят.
средства идейно-политич. влияния на массы.
В отличие от марксистско-ленинского понимания П. в бурж. обществ. мысли это
понятие
употребляется, как правило, в качестве синонима лжи и средства манипуляции
сознанием. Такое
толкование «П.» объясняется сознат. стремлением перенести негативное отношение,
к-рое сложилось
у трудящихся капиталистич. стран к бурж. П., на коммунистич. П. и представить
дело так, будто П.
вообще является универс. злом совр. цивилизации.
Характер идеологии оказывает определяющее влияние на содержание и методы П., её
направленность, осн. стратегич. цели. Научность, партийность коммунистич.
идеологии, её
неразрывная связь с коренными интересами рабочего класса делают П. этой
идеологии средством
просвещения, воспитания масс, революционного преобразования общества,
ускорителем
социального прогресса.
Бурж. идеология предопределяет превращение бурж. П. в средство дезориентации и
духовного
подавления масс, подчинения их бурж. ценностям.
В классовом обществе всякая П. носит классовый характер. Особенность
коммунистич. П. состоит в
том, что она открыто провозглашает свою партийность и обращена прежде всего на
развитие
политич. сознания рабочего класса, всех трудящихся. В то же время коммунистич.
П. строится на
последовательно науч. основе и неразрывно связана с жизнью, с практич. борьбой
за социализм и
коммунизм.
Классовая направленность коммунистич, П. в условиях развитого социализма
выражается в
распространении во всех классах и обществ. группах марксистско-ленинской
идеологии, защите
общенар. интересов, в классовом подходе к оценке событий прошлого и настоящего,
в борьбе против
рецидивов мелкобурж. психологии и действий социально чуждых социалистич.
обществу элементов.
В социалистич. обществе организатором и руководителем П. выступает коммунистич.
партия.
Разрабатывая задачи политич., экономич., идеологич. работы, партия определяет
задачи в области П.,
принципиальные положения о формах её организации.
Теоретич. основы и принципы коммунистич. П. разработаны и осуществлены К.
Марксом, Ф.
Энгельсом, В. И. Лениным. Изложение целей и задач коммунистич. П. в условиях
развитого
социализма дано в пост. ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологич., поли-тико-
воспитат.
работы» (1979).
В центре коммунистич. П. находится разъяснение науч. идеологии и политики
партии, раскрытие
зако-
ПРОПАГАНДА 539
номерностей развития и функционирования зрелого социалистич. общества, показ его
историч.
преимуществ, путей перерастания в коммунизм. Она ведёт борьбу против пережитков
прошлого,
разоблачает идеологич. и психологич. диверсии империализма, направленные против
стран
социализма и нац.-освободит.
движения, мира и мирного сосуществования двух социальных систем. Целью
коммунистич. П.
является формирование науч. мировоззрения, патриотизма и пролет.
интернационализма, воспитание
активной жизненной позиции личности, направленной на борьбу за торжество
коммунизма.
* Ленин В. И., Что делать?, ПСС, т. 6; Плеханов Г. В., Рус. рабочий в революц.
движении, Соч., т. ;i, M,—Л., 1928;
Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981;
Брежнев Л. И., Актуальные вопросы
идеологич. работы КПСС, т. 1—2, M., 19792; Ядов В., Тайна лжи. Заметки о теории
и методах бурж. П., М., 1963;
Ефимов А. Г., ? о з д н я к о в П. В., Науч. основы парт. ?.,?., 1966; ? ? б а т
о в Г. А., Идеологич. борьба в совр.
междунар. отношениях. Доктрина, методы и организация внешнеполитич. П.
империализма, М., 1970; Г у р е-вич П. С.,
Бурж. П. в поисках теоретич. обоснования, М., 1978; Основы коммунистич. П., М.,
1978; В. И. Ленин — теоретик
коммунистич. П., М., 1981. В. Ф. Праваторов.
ПРОПЕДЕВТИКА (от греч. ?????????? — предварительно обучаю, подготовляю),
подготовит.
занятия; введение в науку. П. у Платона — занятия, предваряющие изучение
диалектики. Как жанр
филос. лит-ры П. представляет собой вводный материал, элементарно,
систематически и кратко
излагающий учение (напр., «Филос. П.», написанная Гегелем для нюрнбергских
гимназистов). В
докантовской философии пропедевтич. введением в логику и онтологию считалась
феноменология.
ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ, см. в ст. Предикат.
ПРОСВЕЩЕНИЕ, политич. идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма
и
утверждения капиталистич. общества. Термин «П.» впервые употреблён Вольтером и
Гердером; в
1784 в ст. «Ответ на вопрос, что такое П.?» Кант предлагал рассматривать П. как
необходимую
историч. эпоху развития человечества, сущность к-рой состоит в широком
использовании человеч.
разума для реализации социального прогресса. Считая П. выражением родовой
сущности чело-
вечества, Кант был убеждён, что успешное развитие и применение разума возможно
при условии
преодоления всех форм несвободы путём длит. морального совершенствования
человеч. рода.
Отстаивая неотъемлемое право человечества на свободное пользование достижениями
культуры,
Кант, однако, отрицал необходимость революц. уничтожения социальных учреждений,
препятствующих развитию П. Гегель характеризовал П. как рационалистич. движение
18 в. в области
культурной и духовной жизни, основанное на отрицании существующего способа
правления, гос.
устройства, политич. идеологии, права и судопроизводства, религии, иск-ва,
морали.
К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали П. как бурж.-демократич. идеологию, а
деятелей П. как
мыслителей, осуществлявших идеологич. подготовку бурж. революции. Маркс и
Энгельс показали,
что просветит. идеология возникает в период зарождения в недрах феодализма
капиталистич.
производств. отношений, порождающих новые формы классовой борьбы. В. И. Ленин
видел
классовую сущность идеологии П. в отрицании феод. эксплуатации, политич.
деспотизма, сословных
привилегий, в защите «самоуправления, свободы», в отстаивании «интересов
народных масс» (см.
ПСС, т. 2, с. 519).
Критикуя феодализм, идеологи революц. буржуазии 17—18 вв. создали идиллич.
картину будущего
обществ. устройства, внеклассового общества всеобщего благоденствия. «Мы знаем
теперь,— писал
Энгельс,— что
540 ПРОПЕДЕВТИКА
это царство разума было не чем иным, как идеализированным царством буржуазии,
что вечная
справедливость нашла свое осуществление в буржуазной юстиции, что равенство
свелось к
гражданскому равенству перед законом, а одним из самых существенных прав
человека
провозглашена была... буржуазная собственность» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.
19, с. 190).
Возникнув в 17 в. в Англии (Локк), просветит. идеология получает широкое
распространение во
Франции
18 в. (Монтескье, Гельвеции, Вольтер, Гольбах), где выдающиеся философы
«...просвещали головы
для приближавшейся революции...» (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 16). Во 2-й пол.
18 и первых
десятилетиях
19 вв. антифеод. идеология П. развивается в Сев. Америке (Б. Франклин, Т. Купер,
Т. Пейн),
Германии (Лессинг, Кант), России (А. Н. Радищев, П. С. Новиков, Я. П.
Козельский) и странах Вост.
и Юго-Вост. Европы (Польша, Югославия, Румыния, Венгрия). Развитие просветит.
идеологии стран
Востока в 19— нач. 20 вв., несмотря на нац. своеобразие, свидетельствует о
теоретич. единстве осн.
идей П.
Составной частью П. была передовая бурж. философия 18 — нач. 19 вв.,
теоретически
обосновывавшая необходимость бурж.-демократич. социальных преобразований.
Конкретной
разновидностью философии П. явилась «деистская форма материализма» (см. Ф.
Энгельс, там же, т.
22, с. 311), представители к-рой (Вольтер, Робине, Вольф, Я. Снядецкий, Д. С.
Аничков) исходили из
метафизич. онтологии конечного мира, абс. дуализма причины и следствия, материи
и движения,
эволюции и целесообразности. В гносеологии деисты, как правило, разделяли
идеалистич. теорию
врождённых идей, рационалистич. концепцию совпадения логич. и реального
следования, идею
субстанциональности души и нек-рые положения агностицизма. Отвергая ср.-век.
схоластику,
разоблачая историч. религии, фанатизм и нетерпимость католич. церкви, христ.
нравственность и
догматы откровения, деисты рассматривали бога в качестве разумной первопричины
мира, а
«естественную религию» в качестве социального регулятора историч. процесса (М.
Тин-даль, Ш. Л.
Монтескье, Ж. Ж. Руссо, И. П. Пнин, А. С. Лубкин). Критика феодализма привела
деистов эпохи П. к
отрицанию теологич. объяснения историч. процесса и утверждению рационалистич.
теории обществ.
договора, методология к-рой строилась на антиисто-рич. представлении о
неизменной сущности
абстрактного человека (Руссо, Джефферсон, В. В. Попугаев).
Рассматривая человеч. историю как последоват. движение от первобытного
варварства к позднейшей
цивилизации, большинство просветителей не понимало исторически прогрессивной
сущности
различных ступеней человеч. истории, разрывало единую цепь историч. развития,
оценивало
современность по идеалам зарождающегося бурж. обществ. устройства.
Другая историч. форма философии П.— материализм 18 в.- формировалась путём
филос. критики
теоретич. основ деизма на базе материалистич. естествознания Коперника, Галилея,
Декарта,
Ньютона и способствовала формированию материализма 18 в. В решении осн. вопроса
философии
материалисты эпохи П. (Мелье, Дидро, Гольбах, Форстер, Радищев) отвергли
субъективный
идеализм Беркли и предприняли естеств.-науч. обоснование концепции материи как
объективной ре-
альности, атрибутами к-рой являются движение, вечность во времени и
бесконечность в
пространстве. Рассматривая природу как организованное системное целое, естеств.
причинно-
следств. связи и законы к-рой являются выражением онтологич. целостности мира,
они считали
жизнь и сознание функцией определ. организации материи, сформировавшейся в
результате длит.
историч. развития. Критика преформистской концепции целостности, идея уровней
организации ма-
терии, разрушение креационизма и телеологии, воз-
никновение теории эпигенеза, естеств. отбора означали, что в решении
фундаментальных филос.
проблем материалисты 18 — нач. 19 вв. приближались к диалек-тич. пониманию
природы. В теории
познания материалисты-просветители отвергли агностицизм, картезианскую концепцию
врождённых
идей (включая идею бога) и последовательно развивали осн. положения ма-
териалистич.
сенсуализма. Применение принципов материализма к изучению обществ. жизни,
отмеченное К.
Марксом у Гельвеция (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 2, с. 144), привело
нек-рых просветителей
к признанию закономерного характера историч. процесса, историч. эволюции,
историч. прогресса и
пониманию внутр. связи и взаимозависимости между эпохами человеч. истории,
осознанию единства
природы и общества, роли экономич. деятельности людей и народа как субъекта
историч. движения.
По мере обострения классовых противоречий зарождающегося бурж. общества в
обществ.-политич.
мысли П. появились антибурж. эгалитаристские утопии, а затем и программа утопич.
коммунизма
(Мелье, Морелли, Дешан, К. Фрелих, X. Каменьский), содержавшая критику
классового общества и
выражавшая интересы «...того класса, который был более или менее развитым
предшественником
современного пролетариата» (Э н-г е л ь с Ф., там же, т. 19, с. 191). Утверждая
необходимость
установления обществ. собственности путём нар. революции, упразднения религии и
церкви как
опоры деспотизма и угнетения, нек-рые представители утопич. коммунизма эпохи П.
отвергали
концепцию просвещённого абсолютизма и защищали принципы нар. суверенитета и
демократич.
республики.
В узком смысле под П. понимают бурж. идеологию, отрицающую необходимость
применения
революц. методов для преобразования отшивших социальных порядков.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч.,
•г. 2; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Энгельс Ф., Развитие социализма
от утопии к науке, там же, т. 19; Л е и и
н В. И., От какого наследства мы отказываемся?, ПСС, т. 2; Век П., Сб., М.—
Париж, 1970; Каменский 3. А., Фйлос. идеи
рус. П., М., 1971; его же, Рус. философия нач. 19 в. и Шеллинг, М., 1980;
Каримский А. М., Революция 1776 года и
становление амер. философии, М., 1976; М а л и-н и н В. Д., История рус. утопич.
социализма, М., 1977; Волгин В. П.,
Развитие обществ. мысли во Франции 18 в., ?., 1977; Hazard P., La crise de la
conscience europeenne (1680— 1715), P.,
1961; E h r а г d J., L'idee de nature en France a 1'aube des lumieres, P.,
1970; G u s d o r f G., Les principes de la pen-see au
sieele des lumleres, P., 1971 (Les sciences humaines et la pensee occidentale,
v. 4); е г о же, L'avenement des sciences humaines
au sieele des lumieres, P., 1973 (там же, t. 6); е г о же, Dieu, la nature,
l'homme au sieele des lumieres, P., 1972; K r a-u s s W.,
Die Aufklarung in Spanien, Portugal und Lateinamerika, Munch., 1973. K. E. Ям.
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ, всеобщие формы бытия материи, её важнейшие атрибуты. В
мире
нет материи, не обладающей пространственно-временными свойствами, как не
существует П. и в.
самих по себе, вне материи или независимо от неё. Пространство есть форма бытия
материи,
характеризующая её протяжённость, структурность, сосуществование и
взаимодействие элементов во
всех материальных системах. Время — форма бытия материи, выражающая длительность
её
существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех
материальных
систем. П. и в. неразрывно связаны между собой, их единство проявляется в
движении и развитии
материи.
В домарксистской философии, а также в классич. физике П. и в. нередко отрывались
от материи, рас-
сматривались как самостоят. сущности или внеш. условия существования и движения
тел. В концеп-
ции Ньютона абс. пространство понималось как бесконечная протяжённость,
вмещающая в себя всю
материю и не зависящая от к.-л. процессов, а абс. время — как текущая
безотносительно к к.-л.
изменениям равномерная длительность, в к-рой всё возникает и исчезает. В
ньютоновской концепции
П. и в. приписывались нек-рые субстанциональные признаки — абс. самостоя-
тельность и самодостаточность существования; вместе с тем П. и в. не
рассматривались как
порождающие субстанции, из к-рых возникают все тела. В материа-листич.
натурфилософии и
основывавшихся на её принципах физич. теориях преобладало атомистич. понимание
структуры
материи: конечной, абсолютной и порождающей субстанцией признавалась лишь
движущаяся
материя, существующая и изменяющаяся в П. и в. как внеш. условиях бытия.
В религ. и объективно-идеалистич. учениях выдвигалась сходная концепция П. и в.
как всеобщих
внеш. условий бытия тел, однако П. и в. трактовались как созданные вместе с
материей богом или
абс. духом. С т. зр. теологии к богу понятия П. и в. не приложимы: как высшая,
бесконечная и
творящая субстанция он внепространствен и существует не во времени, а в
вечности, являющейся
одним из его атрибутов. В субъек-тивно-идеалистич. концепциях выдвигались
эклектич. и внутренне
противоречивые толкования П. и в. как априорных форм чувств. созерцания (Кант)
либо как форм

<< Пред. стр.

страница 213
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign