LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 212
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

реализуется как величайшая П. с., условие развития всех. Однако эта новая
ступень П. с. возникает в
виде переплетения обществ. и всеобщих П. с., достающихся «в наследство» от
капитализма.
Социалистич. революция подчиняет развитие произ-ва требованиям науки об обществе
и создаёт
новую формацию вначале на базе существующих технологич. условий произ-ва и
производительности труда. Но уже сама революция означает не просто перестройку
производств.
отношений, но и новое качеств. состояние, внутр. структуру П. с., поскольку
меняется положение
трудящихся, для к-рых открывается доступ к образованию, культуре, активной
производств. и
обществ. деятельности. В этом залог огромных потенций развития новых П. с.,
создания гораздо
более высокой производительности труда, необходимой для победы нового обществ.
строя. Новые,
социалистич. производств. отношения стали важным фактором ускорения развития П.
с. Успех
политики социалистич. индустриализации, развитие науки и культуры социалистич.
стран в короткий
срок подняли совокупного работника и материально-технич. базу социализма до
уровня,
необходимого для решения осн. задач науч.-технич. революции. Формирование и
удовлетворение
возвышающихся материальных и духовных потребностей всех слоев трудящихся,
ускорение
всестороннего и гармоничного развития самого человека служат важнейшим условием
создания П.
с., адекватных коммунистич. формации.
• Маркс К. иЭнгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; их же, Манифест Коммунистич.
партии, там же, т. 4; Маркс К., К
критике политич. экономии. Предисловие, там же, т. 13; е г о ж е, Капитал, там
же, т. 23; его же, Эноно-мич. рукописи
1857—1859 годов, там же, т. 46, ч. 1—2; его же, Экономич. рукопись 1861—1863
годов, гл. 3, там же, т. 47; Энгельс Ф.,
Анти-Дюринг, отд. 3, гл. 2, там же, т. 20; Ленин В. И., Что такое «друзья
народа» и как они воюют против социал-
демократов? ПСС, т. 1; е г о же, Великий почин, там же, т. 39; его же, Замечания
на книгу Н. И. Бухарина «Экономика
переходного периода», Ленинский сборник, т. XI, М.— Л., 1929; Программа КПСС
(Принята XXII съездом КПСС), М.,
1976, ч. 2, разд. 1, пункт 1; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Ч а г и н Б.
?., ? а р ч е в А. Г., О категориях «П.
с.» и «производств. отношения», «ВФ», 1958, № 2; М е л е щ е н к о Ю. С.,
Техника и закономерности ее развития, Л.,
1970; M a p а х о в В. Г., Структура и развитие П. с. социалистич. общества, М.,
1970; Васильчук Ю. А., Диалектика П.
с., «ВФ», 1971, М 9; е г о ж е, Науч.-технич. революция и рабочий класс при
капитализме, М., 1980; Науч.-технич.
революция и социализм, М., 1973; Особенности процесса
накопления в развитых капиталистич. странах, М., 1978; Иванов Н. П., Науч.-
технич. революция и проблемы структуры
рабочей силы, М., 1978; Косолапов Р. И., Социализм. К вопросам теории, М.,
19792; Афанасьев В. Г., Системность и
общество, М., 1980. Ю. А. Васильчук.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, совокупность материальных экономич. отношений
между людьми в процессе обществ. произ-ва и движения обществ. продукта от произ-
ва до
потребления. П. о. являются необходимой стороной обществ. произ-ва. «В
производстве люди
вступают в отношение не только к природе. Они не могут производить, не
соединяясь известным
образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью.
Чтобы
производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках
этих
общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место
производство»
(Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 6, с. 441). В процессе труда
складываются отношения,
обусловленные потребностями технологии и организации произ-ва, напр. отношения
между рабо-
чими различных специальностей, между организаторами и исполнителями, связанные с
технологич.
разделением труда внутри производств. коллектива или в масштабах общества. Это —
производств.-
технич. отношения. Но в произ-ве, кроме этих отношений, между людьми
складываются также
экономич. отношения. Производств.-экономич. отношения, или, как их обычно
называют, П. о.,
отличаются от производств.-технических тем, что они выражают отношения людей
через их
отношения к средствам произ-ва, т. е. отношения собственности. Если средства
произ-ва находятся в
руках всего общества и тем самым его экономич. основу составляет обществ.
собственность — как
это имеет место при социализме,— то между членами общества складываются П. о.
сотрудничества и
взаимопомощи. Напротив, если средства произ-ва находятся в руках части общества,
в руках частных
собственников, то утверждаются отношения эксплуатации человека человеком,
отношения
господства и подчинения (рабство, крепостничество, эксплуатация наёмного труда).
Кроме
основных, существуют также переходные П. о., когда в рамках одного и того же
уклада х-ва
сочетаются элементы различных типов П. о. (напр., гос. капитализма в условиях
диктатуры
пролетариата).
Отношения собственности пронизывают все сферы экономич. отношений — произ-ва,
обмена,
распределения и потребления материальных благ, и обусловливают распределение
средств произ-ва
и распределение людей в структуре обществ. произ-ва (классовую структуру
общества).
Непосредственно в процессе произ-ва различные отношения собственности находят
выражение в
способе соединения производителя со средствами произ-ва. Так, в капиталистич,
обществе рабочий
может соединяться со средствами произ-ва, лишь продав свою рабочую силу
капиталисту. В
социалистич. обществе средства произ-ва принадлежат самим трудящимся,
представителем к-рых
выступает социалистич. гос-во. Этим определяются и характер отношений между
людьми в процессе
произ-ва, и формы распределения материальных благ.
П. о. придают всем обществ. явлениям и обществу в целом исторически определённое
социальное
качество. Само выделение П. о. как объективных, материальных, от сознания людей
не зависящих
отношений из всей суммы обществ. отношений составляет центр. пункт в выработке
материалистич.
понимания истории. В. И. Ленин отмечал, что в «Святом семействе» (1845) «...
Маркс подходит к
основной идее всей своей „системы" ... — именно к идее общественных отношений
производства»
(ПСС, т. 29, с. 16). В «Нем. идеологии» (1845—46) К. Маркс и Ф. Энгельс выделяют
две стороны
произ-ва — производительные силы и зависящие от них обшеств. отношения людей в
произ-ве, к-
рые определяются в этой работе как «формы общения». Сам термин «П.о.» был
выработан Марксом
и Энгельсом позже («Манифест Коммунистич. партии», 1848, и др.). Выделение
экономич. П. о. из
всей суммы обществ. отношений явилось основой яауч. подхода к анализу историч.
процесса. П. о.
дают объективный критерий для отграничения одной ступени обществ. развития от
другой, для
выделения общего, повторяющегося в истории разных стран и народов, находящихся
на одной
ступени обществ. развития, т. е. для выделения конкретно-историч. типов общества
— общественно-
экономических формаций, и тем самым открывают путь познания законов развития
человеч.
истории.
Игнорирование П. о., в рамках к-рых совершается труд, приводит к тому, что
всякий трудовой
процесс сводится к нек-рым общим моментам, и тогда историч. эпохи различаются
между собой
только уровнем технич. вооружённости труда, исчезают коренные экономич. различия
между
разными обществ. формациями. В этом и состоит существо методологии т. н.
технологич.
детерминизма, к-рая нашла своё проявление в бурж. теориях «постиндустриального
общества»,
«индустриального общества» и др., к-рые оценивают различные общества только с т.
зр. уровня их
технич. развития. В то же время отрицание зависимости П. о. от уровня развития
производит. сил
ведёт к идеализму в теории и волюнтаризму и произволу в политике.
П. о. являются социальной формой производительных сил. Вместе они составляют две
стороны
каждого способа производства и связаны друг с другом по закону соответствия П.
о. характеру и
уровню развития производит.
сил. Диалектика производит. сил и П. о. вскрывает причины самодвижения произ-ва
и тем самым
сущность всего историч. процесса.
Являясь формой развития производит. сил, П. о., будучи первичными материальными
обществ.
отношениями, выступают в качестве базиса по отношению к идеологии, идеологич.
отношениям и
учреждениям — обществ. надстройке (см. Базис и надстройка). В совокупности всех
своих
социальных функций — и как форма производит. сил, и как базис общества — П. о.
образуют
экономич. структуру обществ. формации.
П.о. коммунистич. формации коренным образом отличаются от П. о. всех
антагонистич. формаций
господством обществ. собственности на средства произ-ва, отсутствием
эксплуатации и социальных
антагонизмов. Они являются базисом идейно-политич. единства всего общества. П.
о. коммунистич.
формации имеют своеобразные закономерности своего возникновения. Они не
формируются в
недрах предшествующей формации, а возникают в результате социалистич. революции,
уста-
новления власти рабочего класса, к-рая используется как рычаг для преобразования
экономич.
отношений. Характер развития П. о. коммунистич. формации также качественно
отличается от
развития П. о. предшествующих обществ. Во-первых, противоречия, возникающие в
развитии
социалистич. способа произ-ва, разрешаются не путём устранения социалистич. П.
о., а путём их
развития при сохранении их качеств. определённости как отношений сотрудничества
и
взаимопомощи. Во-вторых, в антагонистич. обществе противоречия между производит.
силами и П.
о. разрешались в интересах одной социальной группы (класса) в ущерб другой, при
социализме же
они разрешаются в интересах всего общества.
Формирование социалистич. П. о. первоначально происходит путём замены частной
собственности
общественной в результате экспроприации частной собственности, основанной на
присвоении
чужого труда, а также кооперирования собственности мелких производителей,
основанной на
личном труде. Социалистич. П. о. характеризуются наличием двух форм обществ.
собственности на
средства произ-ва — государственной и кооперативной,— обусловливающей отношения
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ 537
взаимопомощи, коллективизма, товарищеского сотрудничества свободных от
эксплуатации людей,
распределение по количеству и качеству труда. Развитие социа-листич. П. о. есть
их
совершенствование и постепенное перерастание в коммунистич. П. о. на основе и в
процессе
создания материально-технич. базы коммунизма. Серьёзное влияние на этот процесс
оказывает
науч.-тех-нич. революция, её органич. соединение с преимуществами социалистич.
системы х-ва. По
мере развития производит. сил и производительности труда главным в условиях
развитого
социализма становится постепенное сближение и слияние двух форм социалистич.
собственности и
создание единой общенар. собственности на орудия и средства произ-ва, стирание
существ. различий
между городом и деревней, между умств. и физич. трудом, стирание социальных
различий между
рабочими, крестьянами и интеллигенцией, постепенный переход от распределения по
труду к
распределению по потребностям, установление полного социального равенства,
всестороннее
развитие самого человека.
• Маркс К. иЭнгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3, разд. 1; и ? же, Манифест
Коммунистич. партии, там же, т. 4; Маркс
К., Нищета философии, там же; его же, Наемный труд и капитал, там же, т. 6; е г
о ж е, Введение (Из зкономич.
рукописей 1857—1858 гг.), там же, т. 12; его ж е, К критике политич. экономии.
Предисловие, там же, т. 13; е г о ж е, Ка-
питал, т. 1, там же, т. 23; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, разд. 2, 3, там же, т. 20;
Л е н и н В. И., Что такое «друзья народа» и
как они воюют против социал-демократов?, ПСС, т. 1; его ж е, Развитие
капитализма в России, там же, т. 3; е г о же,
Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; его ж е, Очередные
задачи Советской власти, там же, т. 36;
его ж е, О кооперации, там же, т. 45; Программа КПСС (Принята XXII съездом
КПСС), М., 1976; Материалы XXV
съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Основы марксистско-
ленинской философии, М.,
1982·.
В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзон.
«ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА. В связи с
исследованиями Льюиса Г. Моргана», книга Ф. Энгельса, в к-рой развито
диалектико-мате-
риалистич. понимание первобытной истории и процесса перехода от первобытного к
классовому
обществу; по определению В. И. Ленина, «... одно из основных сочинений
современного
социализма...» (ПСС, т. 39, с. 67). Книга написана в марте — мае, вышла в свет в
окт. 1884. Энгельс
опирался на большой конспект книги Моргана «Древнее общество» (1877),
составленный К.
Марксом в конце 1880 — нач. 1881. Исследования Моргана, открывшего род как
клеточку
первобытного общества, Энгельс использовал для дальнейшего развития
материалистич. понимания
истории.
В предисловии к 1-му изд. Энгельс развивает диа-лектико-материалистич. концепцию
соотношения
двух видов произ-ва — произ-ва средств к жизни и произ-ва самого человека
(продолжение рода).
Здесь и в основном тексте книги он показывает, как с развитием материального
произ-ва жизненных
средств возрастает, становится всё более определяющей его роль в жизни общества.
На определ.
ступени рост производительности труда создаёт возможность присвоения продуктов
чужого труда,
возникают частная собственность, эксплуатация человека человеком, разделение
общества на классы,
гос-во как орудие классового господства. Если возникновение труда, произ-ва
означало возникно-
вение человеч. общества (это положение было сформулировано и разработано уже в
таких трудах
Маркса и Энгельса, как «Экономическо-филос. рукописи», «Нем. идеология»,
«Капитал», «Роль
труда в процессе превращения обезьяны в человека»), то развитие материального
произ-ва приводит
к разложению первобытного общества и возникновению классового общества,
основанного на
частной собственности, в к-ром отношения собственности (производственные,
классовые) полностью
подчиняют себе семейные и все др. обществ. отношения. Так Энгельс определяет
историч.
538 ПРОИСХОЖДЕНИЕ
границы первобытного общества. Исследование первобытной истории позволило
Энгельсу
конкретизировать выработанное в «Нем. идеологии» и «Манифесте Ком-мунистич.
партии»
положение о классовой борьбе как содержании истории. Обобщая данные Моргана,
Энгельс
конкретизирует и периодизацию первобытной истории (дикость: преим. присвоение
готовых продук-
тов природы; варварство: развитие скотоводства и земледелия; цивилизация:
развитие пром-сти). В
эпоху классового общества он выделяет три господствующие формы эксплуатации:
рабство,
крепостничество, наёмный труд.
Рассматривая родовую организацию первобытного общества, Энгельс уделяет особое
внимание
эволюции форм семьи, её развитию от групповых форм брака к моногамии. Исследуя
процесс
разложения первобытного общества и возникновения классовой организации, он
обращает гл.
внимание на процесс возникновения частной собственности, классов и гос-ва.
Данные совр. науки
позволяют представить более совершенную картину эволюции первобытного общества,
уточнить
развитие нек-рых форм первобытной семьи, механизм образования классов, однако
это не
затрагивает осн. выводов труда Энгельса. Происхождение и сущность гос-ва — одна
из главных
проблем книги. В разработке марксистской теории гос-ва Энгельс делает здесь
существ.
шаг вперёд. Он показывает, что гос-во есть продукт раскола общества на классы,
что его существ.
моментами являются терр. деление, публичная власть, налоги, отчуждение от
общества; указывает на
неизбежное исчезновение гос-ва в будущем бесклассовом коммунистич. обществе.
При жизни Энгельса книга выдержала 6 изд., в 4-е изд. (1891) он внёс значит.
изменения и добавления. Первое рус. изд.
вышло в Петербурге в 1894. • Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 23—178, т.
22, с. 214—24, т. 45, с. 227—372; Ленин
В. И., Гос-во и революция, ПСС, т. 33; его ж е, О roc-ве, там же, т. 39 (см.
также Справочный том, ч. 2); Фридрих
Энгельс. Биография, М., 19772; Энгельс — теоретик, М., 1970; Ф. Энгельс о гос-ве
и праве, [М., 1970]; Проблемы
этнографии и антропологии в свете науч. наследия Ф. Энгельса, М., 1972;
Марксистская философия в 20 в., кн. 2, М.,
1979, гл. 14; С е м е н о в Ю. И., «Происхождение семьи, частной собственности и
гос-ва» Ф. Энгельса и совр. данные
этнографии, «ВФ», 1959, № 7.
ПРОКЛ (???????), Д и а д о х (8.2.412, Константинополь,—17.4.485, Афины), др.-
греч. философ-
неоплатоник. О жизни П. известно из биографии, написанной его учеником Марином
(«П., или О
счастье»), а также из фрагментов «Жизни Исидора» Дамаския. Учился в Александрии,
затем в
Афинах у Плутарха Афинского и Сириана. Сменил Сириана в 437 в качестве главы
платоновской
Академии; соч. П. тесно связаны с его преподават. деятельностью. П. составил
комм. ко всем 12
диалогам Платона, входившим в принятый начиная с Ямвлиха школьный курс
платоновской
экзегезы; из них дошли целиком или частично комм. к «Алкивиаду», «Кратилу»,
«Гос-ву», «Тимею»
и «Пармениду». Для школьного обихода П. написал толкования отд. мест из Гомера и
Ге-сиода, а
также «Орфич. теологию», «Согласие между Орфеем, Пифагором и халдейскими
оракулами» и нас-
тавление по аллегорич. толкованию мифов «О мифич. символах». П. составил комм. к
Плотину,
введение к философии Аристотеля и комм. к трактату «О пяти общих понятиях»
Порфирия, а также
начальное руководство к платоновской философии. Ряд небольших, иногда полемич.
трактатов П.
посвящён отд. проблемам — промыслу, року, существованию зла и т. п. Сводку осн.
понятий, правил
и методов физики (собственно, аристотелевского учения о движении) и неоплатонич.
метафизики
представляют собой «Начала физики» и «Начала теологии» (рус. пер.— «Первоосновы
теологии»,
1972). Систематич. характер носит «Теология Платона».
Иерархия универсума строится у П. по схеме платоновского «Парменида»: сверхсущее
единое, оно
же благо и бог; далее сверхсущие единицы-боги, к-рым
причастны сущие боги, или умы; последние представляют собой умопостигаемых
богов, или бытие,
понимаемое на основе платоновского «Филеба» (23 с—d) как единство моментов
предела,
беспредельности и их соединения. Бытию и умопостигаемым богам противопоставлены
ум (нус) в
собственном смысле слова и мыслящие боги. С мыслящими богами-умами связаны
мыслящие души.
Следующая ступень — демонич. «просто души»: ангелы, демоны в собств. смысле и
герои. Ещё ниже
— «частичные души», одушевляющие тела; к ним принадлежит и душа человека. Ниже
всего —
неодушевлённые тела. В эту расчленённую ие-рархич. структуру П. включает традиц.
греч. богов,
распределяя их по триадами разделяя на трансцендентных и космических. Между
телами и душой
посредствует «природа», бестелесная, но неотделимая от тел бес-сознат. сила,
тождественная с силой
рока. Материя, не будучи ни злом, ни благом, необходимо появляется в процессе
ослабления
первоначала и происходит от высших начал.
Наряду с иерархией бытия П. строит иерархию наук: физика и этика, математика,

<< Пред. стр.

страница 212
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign