LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 211
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Развитие П. сначала в естеств. науках (прежде
всего в
агрогидрометеорологии), а затем и в обществ. науках (особенно экономических)
привело в 1960-х гг.
к формированию прогностики как особой науч. дисциплины.
Осн. задача прогностики — развитие спец. (частной) методологии П. с целью
повышения
эффективности методов и техники разработки прогнозов. В проблематику прогностики
входит
изучение особенностей П. как особого науч. исследования, принципов оптимального
подбора
методов П., способов оценки достоверности прогнозов, принципов использования для
разработки
прогнозов выводов теории вероятностей, теории игр, исследования операций, теории
принятия
решений и
др.
Методы и техника П. в условиях социализма и капитализма имеют нек-рые общие
черты, но
существуют принципиальные различия методологии и характера П. с позиций
марксизма-ленинизма
и с позиции бурж. футурологии. В социалистич. странах П. опирается на принципы
историч.
материализма, закономерности обществ. развития и тесно связано с социально-
экономич. плани-
рованием. В капиталистич. странах П. основано на концепциях бурж. философии и
социологии,
служит целям гос.-монополистич. капитализма, используется отд. гос. учреждениями
и частными
фирмами.
• Науч. основы экономич. прогноза, М., 1971; Экономия. П. развития больших
технич. систем, М., 1977; Теория П. и
принятия решений, М., 1977; Рабочая книга по П., М., 1981; Янч Э., П. науч.-
технич. прогресса, пер. с англ., M., 19742;
Map тин о Д ж., Технологич. П., пер. с англ., М., 1977; Руководство по науч.-
технич. П., пер. с англ., М., 1977; см. также
лит. к ст. Предвидение. И. В. Бестужев-Лада.
ПРОГРЕСС (от лат. progressus — движение вперёд, успех), тип, направление
развития,
характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более
совершенному. О П. можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным
её элементам, к
структуре и др. параметрам развивающегося объекта. Понятие П. соотносительно с
понятием
регресса.
Представление о том, что изменения в мире происходят в определ. направлении,
возникло в глубокой
древности и первоначально было чисто оценочным. В развитии докапиталистич.
формаций
многообразие и острота политич. событий сочетались с крайне медленным изменением
социально-
экономич. основ обществ. жизни. Для большинства антич. авторов история — простая
последовательность событий, за к-рыми стоит нечто
534 ПРОГРЕСС
неизменное; в целом же она рисуется либо как регрессивный процесс, идущий по
нисходящей от
древнего «золотого века» (Гесиод, Сенека), либо как циклич. круговорот,
повторяющий одни и те же
стадии (Платон, Аристотель, Полибий). Христ. историософия рассматривает историю
как процесс,
идущий в определ. направлении, но имеется в виду не имманентный процесс, а
движение А некоей
предустановленной цели (см. Провиденциализм), лежащей за рамками действит.
истории. Идея
историч. П. родилась не из христ. эсхатологии, а из её отрицания.
Социальная философия подымающейся буржуазии, отражавшая реальное ускорение
обществ.
развития, была овеяна оптимизмом, уверенностью в том, что «царство разума» лежит
не в прошлом,
а в будущем. Прежде всего был замечен П. в сфере науч. познания; уже Ф. Бэкон и
Декарт учили, что
не нужно оглядываться на древних, что науч. познание мира идёт вперёд. Затем
идея П.
распространяется и на сферу социальных отношений (Тюрго, Кондорсе).
Просветит, теории П. обосновывали смелую ломку феод. отношений, на их основе
складывались
многочисленные системы утопич. социализма. Но рационали-стич. теориям П. был
чужд историзм.
П. общества просветители выводили из П. человеч. разума. Теории просветителей
имели телеологич.
характер, возводили в ранг конечной цели истории преходящие идеалы и иллюзии
подымающейся
буржуазии. Вместе с тем уже Вико и особенно Руссо указывали на противоречивый
характер
историч. развития. Романтич. историография нач. 19 в. в противовес рационализму
просветителей
выдвинула идею медленной органич. эволюции, не допускающей вмешательства извне,
и тезис об
индивидуальности и несравнимости историч. эпох. Однако этот историзм был
односторонне обращён
в прошлое и часто выступал в роли апологии архаич. отношений. Наиболее глубокую
в домарксовой
мысли трактовку П. дал Гегель, выступив как против просветит. пренебрежения к
прошлому, так и
против ложного историзма романтич. «историч. школы». Однако, понимая историч. П.
как
саморазвитие мирового духа, Гегель не мог объяснить переход от одной ступени
обществ. развития к
другой. Его философия истории превращается в теодицею, оправдание бога в
истории.
Марксистско-ленинская концепция П. характеризуется диалектико-материалистич.
подходом к этой
проблеме, выдвижением объективного критерия П. К. Маркс подчёркивал, что «вообще
понятие
прогресса не следует брать в обычной абстракции» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
т. 12, с. 736). «...
Представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без
гигантских иногда
скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно» (Л е н и н В. И.,
ПСС, т. 30, с. 6). П.
не есть какая-то самостоят. сущность или трансцендентная цель историч. развития.
Понятие П. имеет
смысл лишь применительно к определ. историч. процессу или явлению в строго
определ. системе
отсчёта. Цели, стремления и идеалы, в свете к-рых люди оценивают историч.
развитие, сами
меняются в ходе истории, поэтому такие оценки часто страдают субъективностью,
неисторичностью.
Как пишет Маркс, «так называемое историческое развитие покоится вообще на том,
что новейшая
форма рассматривает предыдущие как ступени к самой себе и всегда понимает их
односторонне, ибо
лишь весьма редко и только при совершенно определенных условиях она бывает
способна к
самокритике» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 12, с. 732).
Общая тенденция историч. развития — переход от систем с преобладанием естеств.
детерминации к
системам с преобладанием социально-историч. детерминации, в основе чего лежит
развитие
производит. сил. Поэтому В. И. Ленин считал интересы развития производит. сил
«... высшим критерием общественного прогресса.. .» (ПСС, т. 16, с. 220).
Совершенствование средств и организации труда обеспечивает рост его
производительности, что в
свою очередь влечёт за собой совершенствование рабочей силы, вызывает к жизни
новые
производств. навыки и знания и меняет существующее обществ. разделение труда.
Одновременно с
П. техники идёт развитие науки. При этом расширяются состав и объём необходимых
потребностей
человека и изменяются способы их удовлетворения, образ жизни, культура и быт.
Более высокому
уровню развития производит. сил соответствует и более сложная форма производств.
отношений и
обществ. организации в целом, повышение роли субъективного фактора. Степень
овладения
обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности
труда, и
степень освобождения людей ив-под гнёта стихийных обществ. сил, социально-
политич. неравенства
и духовной неразвитости — вот наиболее общие критерии историч. П. В свете
указанного критерия
первобытнообщинная, рабовладельч., феод., капита-листич. и коммунистич. формации
представляют
собой закономерные стадии постулат. развития человечества.
Однако процесс этот противоречив, а типы и темпы его различны.
Первоначально из-за низкого уровня развития произ-ва, а в дальнейшем также из-за
частной
собственности на средства произ-ва одни элементы социального целого
систематически
прогрессируют за счёт других. Это делает П. общества в целом антагонистическим,
неравномерным,
зигзагообразным (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 21, с. 177 и т. 26, ч. 1,
с. 280).
Диспропорция между II. техники, производительности труда и ростом отчуждения,
эксплуатации
трудящихся, между материальным богатством капиталистич. общества и уровнем его
духовной
культуры особенно заметна в период общего кризиса капитализма. Она отражается в
росте
социального пессимизма и многочисленных филос. и социологич. теориях 20 в.,
прямо или косвенно
отрицающих П. и предлагающих заменить это понятие либо идеей циклич. круговорота
(Шпенглер,
Тойнби, Сорокин), либо «нейтральным» понятием «социального изменения». Широкое
распро-
странение получают также различные концепции «конца истории» и пессимистич.
антиутопии. В
этом же духе интерпретируются мн. глобальные проблемы совр. цивилизации —
экологическая и
энергетическая, угроза ядерной войны и др. Весьма сложен также вопрос о
критериях П.
применительно к высшим сферам духовной деятельности, напр. иск-ву.
Генеральная линия обществ. П. в совр. эпоху — переход от капитализма к
социализму в мировом
масштабе. Колоссально ускоряя темпы обществ. развития, коммунистич. формация
стремится
преодолеть унаследованные от прошлого диспропорции в развитии города и деревни,
людей умств. и
физич. труда, производит. сил и духовной культуры общества, передовых и
экономически отставших
стран. Можно предположить, что в историч. рамках зрелого социализма в основном и
главном
произойдёт становление бесклассовой структуры общества (см. Материалы XXVI
съезда КПСС,
1981, с. 52—57). Однако процесс этот не является автоматическим и зависит от
сознат. усилий
людей, их социальной ответственности и активности.
Возникнув на почве социальной истории, понятие П. было в 19 в. перенесено и в
естеств. науки.
Здесь, как и в обществ. жизни, оно имеет не абсолютное, а относит. значение.
Понятие П.
неприменимо ко Вселенной в целом, т. к. здесь отсутствует однозначно определ.
направление
развития, и ко многим процессам неор-ганич. природы, имеющим циклич. характер.
Проблема
критериев П. в живой природе вызывает споры среди учёных.
• Давиташвили Л. Ш., Очерки по истории учения об эволюционном П., М., 1956;
Проблемы развития в природе и
обществе, М.—Л., 1958; Семенов Ю. Н., Обществ. П. и социальная философия совр.
буржуазии, М., 1965; Петро-
павловский Р. В., Диалектика П. и ее проявление в нрав-
ственности, М., 1978; М о м д ж я н X. Н., Проблемы обществ. П. в совр.
идеологич. борьбе, М., 1981; N i s b e t R. ?.,
Social change and history. Aspects of the Western theory ot development ?. ?.,
1969; S k l a i r L., The sociology of progress,
L., [1970]
И. С. Кон.
ПРОЕКЦИЯ (от лат. projectio — бросание вперёд, выбрасывание) в психологии,
восприятие собств.
психич. процессов как свойств внеш. объекта в резуль-тате бессознат. перенесения
на него своих
внутр. импульсов и чувств. П. играет большую роль в процессе формирования
психики в раннем
детском возрасте, когда отсутствует чёткая дифференциация между «Я» и внеш.
миром, и лежит в
основе архаич., антропоморфных представлений о мире, характеризующих ранние
стадии развития
человеч. сознания (см. Анимизм, Антропоморфизм). С патологич. формами П. связано
возникновение
ряда психич. заболеваний, когда резко искажается восприятие внеш. мира при
сохранении иллюзии
контроля над собств. поведением. Механизм П. используется в диагностич. целях в
т. п. проективных
тестах (тест Роршаха и др.) для выявления скрытых мотиваций и побуждений.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ, система субъективных (человек) и вещественных (техника)
элементов, осуществляющих «обмен веществ» между обществом и природой в процессе
обществ.
произ-ва. П. с. выражают активное отношение людей к природе, заключающееся в
материальном и
духовном освоении и развитии её богатств, в ходе к-рого воспроизводятся условия
существования
человека и происходит убыстряющийся в рамках сменяющихся обществ.-экономич.
формаций
процесс становления и развития самого человека. П. с. образуют ведущую сторону
способа
производства, основу развития общества. Каждой ступени развития П. с.
соответствуют определ.
производственные отношения, выступающие в качестве обществ. формы их движения. В
процессе
своего развития П. с. приходят в противоречие с существующими производств.
отношениями. Из
стимулирующих форм развития П. с. эти отношения превращаются в их оковы. Тогда в
условиях
антаго-нистич. формаций наступает эпоха социальной революции, происходит
переворот в экономич.
структуре общества, в юридич. и политич. надстройке. Главная П. с. общества —
это сами люди,
участники обществ. произ-ва — рабочие, трудящиеся массы. Производств. опыт
людей, их
трудолюбие, активность и трудоспособность, достигнутый уровень их личностного
развития и
задачи, к-рые они перед собой ставят, в конечном счёте определяют потенции
обществ. произ-ва.
Действит. богатством общества К. Маркс называл развитую П. с. всех индивидов.
Положение
трудящихся масс в системе П. с. определяет принципиальное отличие П. с. одной
эпохи от другой.
Целесообразно затрачивая свою рабочую силу в ходе трудовой деятельности,
совокупный работник
«опредмечивает», воплощает себя в окружающем его материальном мире. Порождением
его разума и
труда являются веществ. элементы П. с. — средства произ-ва и средства
потребления. Средства
произ-ва состоят из средств труда, служащих проводником воздействия человека на
природу, и
предметов труда, на к-рые направлен труд человека. Важнейшая составная часть
средств труда — это
орудия труда (инструменты, механизмы, машины и т. д.). Совокупность
функционирующих средств
произ-ва образует материально-технич. базу, производительное богатство общества.
Рост воору-
жённости совокупного работника средствами произ-ва, развитие его рабочей силы и
организации
труда являются главными факторами историч. процесса повышения производительности
труда как
одного из всеобщих законов существования П. с. Масштабы воспроизводства человека
как гл. П. с.
определяются уровнем развития потребительного богатства общества — куль-
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ 535
турно-бытовой базы (жил. фонд, социальная инфраструктура и т. д.), накопленным
духовным
богатством, культурой, а также свободным временем населения и функционированием
семьи.
В своём восходящем развитии П. с. принимают три усложняющиеся формы: естеств. П.
с., обществ.
П. с. и всеобщие П. с.; они проявляются в процессе историч. развития общества в
виде трёх
последоват. ступеней развития: первичные, или архаич., П. с., вторичные, или
антагонистич., П. с.,
коммунистич. П. с. Всеобщий закон развития П. с. состоит в том, что материальные
возможности
последующей формы П. с. зарождаются и развиваются в недрах предшествующей формы,
но сама
она становится господствующей лишь на новой ступени развития общества.
Естеств. П. с. труда, если отвлечься от уровня развития обществ. произ-ва (см.
К. Маркс и Ф.
Энгельс, Соч., т. 23, с. 521), могут быть целиком сведены к природе самого
человека (к его расе и
т.п.) и к силам окружающей человека природы: естеств. богатству средствами жизни
и труда.
Обществ. П. с. труда возникли в результате историч. развития процессов
объединения и разделения
труда, т. е. в результате роста обществ. характера труда. Глубокий антагонизм
вторичных П. с.
проявился в закреплении умств. труда, духовного произ-ва и высших форм
потребления
материальных и духовных благ за немногими ценой самого тяжёлого, подчас губит.
труда масс,
лишённых доступа к достижениям культуры.
Развитие вторичных П. с. проходит восходящие ступени, на к-рых образуются три
антагонистич.
обществ.- экономич.
формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая). В пределах каждой
из этих ступеней
П. с. трудящиеся массы благодаря своему труду и классовой борьбе преодолевают
трудный путь
восходящего развития. В рамках определ. обществ.-экономич. формации П. с. в свою
очередь могут
проходить ряд технологич. способов произ-ва. Для капиталистич. П. с. это простая
кооперация,
мануфактура, крупное машинное, инженерно-конвейерное и автоматизиров. произ-во.
Всеобщая П. с. как качественно новая форма П. с. есть господство развивающегося
обществ.
индивида над силами природы при помощи науки, к-рую Маркс определял как
«всеобщее
общественное знание», «всеобщие силы человеческой головы», «всеобщий интеллект»
(см. К. Маркс
и Ф. Энгельс, Соч., т. 46, ч. 2, с. 214, 215). Первая форма соединения науки с
произ-вом в качестве
непосредств. П. с. (в виде сложных средств произ-ва, машинной техники) гигантски
усилила в ходе
индустриализации мощь и господство овеществлённого труда (капитала) над живым
наёмным
трудом. Высшей формой этого процесса во 2-й пол. 20 в. выступает автоматизация
произ-ва и
массовое применение ЭВМ. Вместе с тем новые потребности и интересы людей создают
новые
сферы приложения вытесняемого человеч. труда, новые отрасли, вступающие в свою
очередь на путь
индустриализации. Потребности развития второй формы слияния науки с произ-вом (в
виде
инженерно-конвейерной организации массового произ-ва) явились важным фактором
крайнего
обострения борьбы империалистов за массовые рынки сбыта, источники сырья и сферы
приложения
капиталов, породившей гигантские столкновения и мировые войны. Реализация
возможностей
инженерно-конвейерного произ-ва в обрабат. пром-сти в 50—60-х гг. 20 в. дала
мощный толчок
научно-технич. революции, быстрому изменению качества, моделей, видов и типов
производимых
конечных продуктов и созданию новых предметов труда. Получает импульс развития и
главная
форма воздействия науки на произ-во: воплощение
536 ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ
обществ. знания в самом совокупном работнике в результате роста свободного
времени и развития
духовного произ-ва (сферы образования, культуры и активного отдыха). Это
подводит развитие
индивидов к тому пределу, к-рый возможен в условиях антагонистич. общества,
всесторонне
выявляет болезненное торможение и деформацию процесса развития П. с. в
результате господства
капитала и поднимает на качественно но-вую ступень классовую борьбу пролетариата
против
отживших производств. отношений. Торможение развития П. с. устаревшими
производств.
отношениями проявляется и в сосуществовании при капитализме самых отсталых форм
и ступеней
П. с. с передовыми. Осн. масса населения земного шара ещё занята простым физич.
трудом без
применения машин.
Одна из главных движущих сил развития П. с. в антагонистич. обществе — классовая
борьба,
социальные революции и творчество масс, подготавливающие их к восприятию,
развитию и
применению достижений науки и техники. Только социальная революция кардинально
меняет место
масс в системе П. с., поднимая эту систему на новую ступень развития. Именно
личностным
развитием трудящихся в значит. степени измеряется и оценивается обществ.
прогресс.
П. с., образующие основу коммунистич. формации, характеризуются нарастающим
торжеством
всеобщих П. с.— активным, творч. контролем науки над всеми сторонами обществ.
произ-ва,
комплексным преобразованием этого процесса в соответствии с её требованиями для
возможно более
быстрого и многогранного развития каждого индивида. Всестороннее развитие
каждого полностью

<< Пред. стр.

страница 211
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign