LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 207
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

что материя
составляет, важную характеристику феноменального мира, считало её недостаточной
для объяснения
явления жизни, причиной к-рой объявлялась П. П.— это не только психофизиология,
понятие,
связанное с жизнью, с человеком, но и некий космич. принцип, объединяющий
микрокосмос и
макрокосмос (учение о П. имеет многочисл. аналогии с концепциями мировой души,
жизненного
духа). Соединяясь с манасом, П. образует жизненное «Я» человека, с к-рым может
отождествляться
атман-субъект. В йоге среди восьми средств очищения и просветления ума-читты —
пранаяма
(букв.—удерживание П.), регулирование дыхания, приводящее к сосредоточению ума;
при задержке
дыхания ум достигает состояния абс. сосредоточенности.
• E W i n g A. H., The Hindu conception of the functions of breath, «Journal of
American Oriental Society», 1901, v. 22, p.
249—308.
ПРАТИТЬЯСАМУТПАДА [санскр.— координация (элементов- дхарм)], закон деятельности
дхарм
в буддизме, иногда называемый законом причинности, но по существу закон
совместно-зависимого
происхождения элементов (один элемент всегда после другого и перед другим без
существенного
при этом влияния друг на друга). П. представляет собой сочетание 12 звеньев, или
нидан (отсюда др.
назв.— «12-членная формула» или «12-членная цепь»): авидъя (невежество),
санкхара (склонности,
волевые импульсы), виджняна (сознание-разум), нама-рупа (психич. и чувств.
элементы), шадая-тана
(органы чувств), спарша (соприкосновение), ведана (ощущения-эмоции), танха
(желание), упадана
(схватывание), бхава (становление), джати (рождение), джара-маран (старость-
смерть) — порядок
последопательнос-ти может быть иной. Буддийское предание помещает формулирование
П.
непосредственно после изложения четырёх благородных истин. Существует две
интерпретации П.: 1)
психологическая — объяснение происхождения индивидуальной жизни, связанного с
ней страдания
(свойственная раннему буддизму): с какого бы члена ни начался процесс
происхождения бытия (и
страдания), несомненно, согласно П., причина его не в мире, а в определ.
отношении человеч. «Я» к
миру — желании; 2) космич. толкование (исходящее из общебуддийской идеи
неразрывности
индивидуального и космического, психологического и онтологического), представляя
каждое звено
цепи как определ. совокупность дхарм, считает, что П. объясняет становление
всего вообще.
• см. к ст. Буддизм.
ПРЕВРАЩЕНИЕ, непосредственное умозаключение в рамках формализма традиц. логики;
применяется обычно совместно с обращением суждений. П. состоит в изменении
качества посылки и
одновременном замещении термина предиката на термин ему противоположный. Пример:
«Книга
новая, следовательно, она не старая». Семантич. основой П. служит дихотомическое
деление
признаков, а логич. основой — исключённого третьего принцип и законы двойного
отрицания. Как и
др. виды непосредств. умозаключений, П. пользовалось особым вниманием ср.-век.
философов,
занимавшихся логико-грамматич. анализом места отрицания в предложении в связи с
вопросом о
равносильности высказываний. В формализме математич. логики П. самостоят.
значения не имеет.
Это, однако, не умаляет его полезности для практики содержат. мышления. В
частности, П.
используется (обычно неявно) в «языке исследователя» при переводе традиц.
символизма ка-тегорич.
суждений на символич. язык совр. логики предикатов.
• Логика, М., 1956, с. 130—31.
524 ПРАТИТЬЯСАМУТПАДА
ПРЕДВИДЕНИЕ научное, обоснованные предположения о будущем состоянии явлений
природы и
общества или о явлениях, неизвестных в настоящий момент, но поддающихся
выявлению (напр.,
залежи полезных ископаемых). Разделяется на научное, обыденное (по нар.
приметам) и
интуитивное. От подлинного П. отличается религ. (мантическое) П. в виде
прорицаний, пророчеств,
«откровений», а также различных гаданий. П. имеет неск. форм конкретизации:
предчувствие
(простое предвосхищение), свойственное живому организму; предугадывание (сложное
предвосхищение) — вид интеллектуальной деятельности человека, размышление о
будущем на
основе личного опыта; прогнозирование — спец. науч. исследование перспектив к.-
л. явления,
собственно науч. П.— вывод из законов развития природы и общества, открытых
наукой; предска-
зание — локализованное во времени конкретное П., и др. Встречается также
квазипредвидение
неизвестных явлений прошлого ? настоящего, к к-рым, с целью их изучения,
подходят так, как если
бы они относились к будущему; реконструктивное — П. явлений прошлого по нек-рым
сохранившимся фрагментам (напр., мысленная реконструкция древних зданий или
текстов),
реверсивное П. (логич. продолжение тенденции от настоящего к прошлому),
презентив-ное П. (напр.,
П. возможных действий противника, совершённых или совершаемых им в настоящий
момент, но ещё
неизвестных субъекту П.), имитационное (П. известного развития явления от более
к менее от-
далённому прошлому с целью выявления надёжности того или иного метода П.).
К филос. вопросам науч. П. относятся гносеология и логика П., соотношение между
П. и гипотезой,
законом, опережающим отражением действительности в сознании людей и т. п.
Отд. элементы науч. П., существовавшие ещё в древнем мире (напр., предсказание
Фалесом
солнечного затмения в 585 до н. з·.), в 15—17 вв. одновременно с развитием совр.
науки начали
складываться в систему. Этот процесс особенно ускорился к сер.19 в., с к-рого
обычно датируют
начало истории собственно науч. П. в обществ. науках, связанного с
возникновением марксизма.
В бурж. обществе П. осложняется противоречиями капиталистич. способа произ-ва,
что приводят к
концепциям, в принципе отрицающим возможность науч. П., особенно обществ.
явлений (Поппер и
др.).
В трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина заложены общеметодологич. основы
науч. П. в
социальной сфере. Они развиты в теории и практике социалистич. и коммунистич.
строительства, в
программных документах КПСС и др. братских компартий. Как один из важнейших
инструментов
управления социальными процессами при социализме, марксистско-ленинское П.
опирается на
законы обществ. развития, на изучение реальных тенденций историч. процесса.
* Г е н д и н А. М., П. и цель в развитии общества, Красноярск, 1970; Виноградов
В. Г., Гончарук С. И., Законы
общества и науч. П., М., 1972; В и н о г ? а д о в В. Г., Науч. П., М., 1973;
Никитина А. Г., П. как человеч. способность,
М., 1975; Методологич. проблемы социального П., К., 1977.
«ПРЕДЕЛОВ РОСТА» ТЕОРИЯ, концепция, выдвинутая течением «экологического
пессимизма» в
совр. бурж. идеологии в нач. 1970-х гг. (Дж. Форрестер, Д. Медоус и др.).
Предполагает, что при
сохранении существующих тенденций роста мирового населения, пром. и с.-х. произ-
ва, загрязнения
окружающей среды и истощения природных ресурсов на протяжении 21 в. в связи с
приближением
«естеств. пределов экономич. роста» ожидается «глобальная катастрофа». Выход из
положения
авторы «П. р.» т. видели в возможно более скором переходе к «нулевому росту»
(простое воспро-из-
во населения на основе двух-трёхдетной в среднем семьи, постепенный перевод
пром. предприятий
на замкнутый цикл произ-ва, отказ от строительства но-
вых предприятий и лишь замена выбывающих из строя мощностей на равноценные,
энергетич. базы
— на возобновляемые источники энергии, т. е. гелио- и гидроресурсы, материально-
сырьевой базы
— на макс. использование вторичного сырья и т. д.).
Явная теоретич. несостоятельность и практич. нереальность концепции «нулевого
роста», к тому же
обрекающей на отсталость и нищету экономически менее развитые страны мира,
привела к
разработке на её основе концепции «органич. роста» (дифференциация темпов роста
в зависимости
от уровня развития страны или отрасли с упором на форсирование решения мировой
прод.,
топливно-энергетич. и материально-сырьевой проблем).
«П. р.» т. подверглась серьёзной критике со стороны др. течений совр. бурж.
идеологии. Учёные-
марксисты подвергли критике методологич. основы «П. р.» т. за игнорирование
особенностей
развития производит. сил и производств. отношений в эпоху науч.-технич.
революции, различия
капиталистич. и социалистич. систем. См. также Римский клуб.
ПРЕДИКАБИЛИИ (лат. praedicabilia, от praedico — извещаю, высказываю), понятия
др.-греч. и
схоластич. логики, выражающие типы сказуемых в суждениях (т. е. предикатов).
Введены
Аристотелем в IV—VI гл. «Топики», где выделяются четыре типа сказуемых,
названных
впоследствии П.: вид, род, существенный (собственный) и несущественный
(привходящий) признак.
Порфирий во «Введении к „Категориям" Аристотеля» дополнил П. пятым типом —
видовым
отличием. В трансцендентальной логике Канта П. рассматриваются как производные
понятия
рассудка (в отличие от пре-дикаментов, т. е. категорий). Напр., из категории
причинности у Канта
выводятся силы, действия, страдания; из категории модальности — возникновения,
исчезновения,
изменения.
• Аристотель, Топика, Соч., т. 2, М., 1978; его же, Категории. С приложением
«Введения» Порфирия к «Категориям»
Аристотеля, М., 1939; Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, М., 1964.
ПРЕДИКАТ (от позднелат. praedicatum — сказанное), логич. сказуемое, указывающее
— в узком
смысле — на свойство отд. предмета (напр., «быть человеком»); в широком смысле —
на свойство
пары, тройки, вообще n-ки предметов, напр. «быть родственником». П. в широком
смысле наз. также
отношениями. В аристотелевской и в последующей традиц. логике П. понимался
только в узком
смысле как один из двух терминов суждения — тот, в к-ром нечто говорится о
предмете речи —
субъекте. Ограничение логикой свойств в узком смысле существенно ослабляло
«выразит.
возможности» традиц. логич. языка и служило препятствием для адекватной
формализации связей
между предметами, к-рые лежат в основе умозаключений об отношениях. Более общая
совр.
трактовка П. связана с рассмотрением предикации как частного случая
функциональной зависимости
(Г. Фреге, 1879). При этом основой для распространения функциональной т. зр. на
повествоват.
формы выражений в естеств. и искусств. языках является наличие в них неопредел.
терминов —
неопредел. имён предметов: переменных (параметров) или слов, играющих роль
переменных. В совр.
логике пропозициональные выражения, содержащие переменные, получили назв.
пропозициональных функций, или П. Как и числовые функции, П. являются
соответствиями, но в от-
личие от числовых функций значения аргументов здесь не обязательно числовые, а
значениями
самих функций служат высказывания. В общем случае, отвлекаясь от к.-л. определ.
языка и сохраняя
только функциональную форму записи, П. от n переменных (от n неопредел.
терминов) выражают
формулой P(x1 ..., хп), где п? 0. При n = 0 П. совпадает с высказыванием,
при n = 1 П. будет свойством в узком смысле (1-местным П.), при n = 2 —
свойством «пары» (2-
местным П., или бинарным отношением), при n = 3 — свойством «тройки» (3-местным
П., или
тернарным отношением) и т. д. Выражения: «х— человек», «х любит у», «х — сын у и
z» служат
соответственно примерами 1-местного, 2-местного и 3-местного П. Они
преобразуются в
высказывания при надлежащей подстановке, напр. «Сократ — человек», «Ксантиппа
любит
Сократа», «Софрониск — сын Сократа и Ксантиппы», или при связывании переменных
кванторами.
Об исчислении П. см. Логика предикатов.
• К л а у с Г., Введение в формальную логику, пер. с нем., М., 1960; Марков
А. А., О логике конструктивной матема-
тики, М., 1972; Новиков П. С., Элементы математич. логики, ?., 19732; К л и н
и С. К., Математич. логика, пер. с англ
М., 1973.
ПРЕДМЕТ, категория, обозначающая нек-рую целостность, выделенную из мира
объектов в
процессе человеч. деятельности и познания. Понятие П. часто употребляют в менее
строгом смысле,
отождествляя его с понятием объекта или вещи. В соответствии с материальной или
идеальной
природой объекта, соотносящегося с данным П., последний может быть материальным
(напр., живой
организм, электромагнитное иоле или Галактика как П. познания) или идеальным
(математич.
формула, концептуальный образ, взятые как II. познания). Один и тот же объект
может быть II. раз-
личных видов исследования: напр., совокупность организмов одного вида
(популяция) может
выступать П. математич. (статистич.), генетич., эпидемиологич. и др.
исследований. Синтез
различных П. с целью построения единой теории объекта требует системного подхода
и нередко
ведёт к созданию новой науч. дисциплины (напр., науковедение, синтезирующее
различные
предметные стороны науки как системы; биогеоце-нология, изучающая биосферу в её
биологич.,
физич., геологич., космич. аспектах).
Противопоставление П. (Gegenstand) объекту (Objekt) впервые предложил в 1904
австр. философ Р.
Амезедер; А. Мейнонг связал это различение с теорией интенциональности Ф.
Брентано и построил
свою «теорию объектов» (Gegenstandstheorie), в к-рой трактовал П. идеалистически
— как акт
данности объекта в переживании. Подобное понимание стало исходньм для
феноменологии
Гуссерля, к-рый, однако, поставил во главу угла уже не сами П., но
«интендирующее» их сознание
(см. Интенционалъностъ).
В общегносеологич. плане противопоставление II. и объекта является
относительным. Осн.
структурное отличие П. от объекта заключается в том, что в II. входят лишь
главные, наиболее
существенные (с т. зр. данного исследования) свойства и признаки.
В логике под П. (индивидуумом) понимается элемент нек-рого класса, а также
субъект в его
соотнесённости с предикатом. См. также Опредмечивание и распредмечи-вание,
Овеществление.
• Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961; Смирнов Г.
А., К определению целостного
идеального объекта, в кн.: Системные исследования. Ежегодник 1977, М., 1977;
Косарева Л. М., П. науки. Социаль-но-
филос. аспект проблемы, М., 1977; Юдин 9. Г., Системный подход и принцип
деятельности, М., 1978.
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, область объектов, универсум рассмотрения (рассуждения),
класс
(множество) объектов, рассматриваемых в пределах данного контекста (понимаемом
как отд.
рассуждение, фрагмент науч. теории или теория в целом). Напр., в теории чисел П.
о. служит
натуральный ряд (множество целых неотрицательных чисел), в математич. анализе —
множество
действит. чисел, в ботанике — множество всех растений (растит. видов), а в
исчислении предикатов
или логике классов — любая фиксированная непустая область. П. о., называемая
также универс.
множеством, противопоставляется в логике и теории множеств т. н. пустому
множеству (классу,
области), не содержащему ни одного предмета рассматриваемого вида и являющемуся
её
дополнением. См. ст. Универсум и лит. к ней.
ПРЕДМЕТНАЯ 525
ПРЕДМЕТНОСТЬ, свойство объекта (явления, процесса, действия, состояния)
выступать в качестве
предмета практич. или теоретич. деятельности человека. П. знания и связанных с
ним гносеологич.
категорий основывается на его объективном характере, благодаря к-рому знание
служит отражением
материального мира. Диалектич. материализм рассматривает П. как категорию,
характеризующую
неразрывную связь познания и деятельности вообще с, практикой и материальным
миром.
С идеалистич. позиций П. истолковывается как инобытие духа (Гегель) или как
имманентная сторона
самого акта познания (Брентано, Мейнонг, Гуссерль).
Термин «П.» употребляется также в цсихологии, где он введён И. М. Сеченовым,
понимавшим под П.
приведение предмета познания в структурное соответствие с отражением этого
предмета в психике.
См. ст. Предмет и лит. к ней.
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ, религ. представление об исходящей от воли божества
детерминированности этич. поведения человека и отсюда его «спасения» или
«осуждения» в
вечности. Особое значение приобретает в моно-теистич. религиях, поскольку с т.
зр. последоват.
монотеизма всё существующее определяется в конечном счёте волей бога. При этом
концепция II.
вступает в противоречие с учением о свободе воли и ответственности человека аа
его вину, без к-рого
оказывается невозможной религ. этика. Это обусловило возникновение споров о П. в
иудаизме,
исламе, христианстве. Сообщая о существовании в Иудее трёх направлений, историк
Иосиф Флавий
(1 в.) характеризует ессеев как сторонников учения о свободной воле, а фарисеям
приписывает ком-
промиссную позицию. В исламской теологии 8—9 вв. шла острая полемика между
джабаритами,
учившими об абс. П., и кадаритами, отстаивавшими свободу воли. В христианстве
концепция П.
была сформулирована Августином в борьбе с пелагианством: благодать не может быть
заслужена и
обусловлена лишь свободным произволом божества. Повышенный интерес к проблеме П.
характерен
для религ. индивидуализма Реформации — для Лютера и особенно для Кальвина,
развившего учение
об абс. П.
ПРЕДРАССУДОК, букв.— мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически,
бея
размышления. П. называются иррациональные компоненты обществ. и индивидуального
сознания —
суеверия, связанные с религией, и предубеждения. Предубеждение — это
неблагоприятная
социальная установка к к.-л. явлению; не основанное на критически проверенном
опыте,
стереотипное и эмоционально окрашенное, оно тем не менее весьма устойчиво и
плохо поддаётся
изменению под влиянием рациональной информации. Особенно живучи нац. и расовые
предубеждения. Предубеждения существуют и в др. сферах обществ. психологии. Они
имеют
двоякие корни — социально-экономические и психологические. Так, этнич.
предубеждения, чувства
расовой и нац. вражды коренятся в тех объективных условиях жизни общества, к-рые
ставят людей
во враждебные отношения друг к другу. Недоверие и подозрительность к «чужаку»
заложены уже в
этноцентризме первобытного мышления, кругозор к-рого по необходимости ограничен
рамками
своего собств. рода и племени. «Мы» определяется через соотнесение и
противопоставление каким-
то другим «Они». С развитием обмена, межплеменного общения представления людей о
др. атнич.
общностях усложняются, однако содержание и эмоциональная окраска этих
представлений всегда
отражают конкретную историю взаимоотношений соответствующих групп. Нейтральные
или
дружеств. отношения порождают нейтральные или положит. стереотипы; зависимая,
подчинённая
группа с более низким уровнем цивилизации вызывает к себе снисходительно-пренеб-
526 ПРЕДМЕТНОСТЬ
режит. отношение, наделяется чертами детской наивности и интеллектуальной
неполноценности
(типичный образ «туземца» в колон. фольклоре 10 в.); группа-конкурент, напротив,
воспринимается
как враждебная и опасная, её представители наделяются чертами агрессивности,
коварства,
моральной ненадёжности. Соответствующие стереотипы прочно закрепляются в
массовом сознании
и освящаются религией. В условиях классово антагонистич. общества этнич.
предубеждения не
только стихийно вырастают из недр массовой психологии как специфическая, хотя и
искажённая
форма символизации социальных конфликтов, но и сознательно распространяются и

<< Пред. стр.

страница 207
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign