LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 206
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Концентриров. выражением
П. как формы обществ. сознания является правовая идеология — система
правовых взглядов, основывающаяся на определ. социальных и науч. позициях.
Психологич. сторону
П, составляют привычки, чувства, эмоции людей в отношении правовых явлений. П.
включает
знание действующего права, его осн. принципов и требований, но не сводится к
нему; для П. пе
менее важен оценочвый момент и поведенч. установки.
II. подчинено общим закономерностям развития обществ.
сознания. Оно выступает как специфич. отражение экономич., политич. и иных
отношений данного
общества, положения классов и индивидов в системе обществ. произ-ва и социально-
политич.
структуры. Существ. влияние на П. оказывают др. формы обществ. сознания, прежде
всего политич.
сознание и мораль, а также обществ. психология, историч. традиции, сложившийся
образ жизни и т.
д.
Взаимосвязи П. и права носят сложный характер. С одной стороны, П. предшествует
праву,
поскольку последнее выражает взгляды и установки господствующих в обществе
классов, т. е. их П.
(в переходные периоды само революц. П. может играть роль действующего права).
Сложившаяся в
данном обществе правовая система в свою очередь выступает в качестве одного из
важнейших
факторов, воздействующих на П. Наконец, функционирование права, его применение и
соблюдение
зависят от П. Недостаточный уровень развития П. может обречь на неуспех самое
совершенное
законодательство.
В антагонистич. обществе нет единого П. Если в действующем праве находит своё
выражение гл.
обр. П. господствующего класса, то разные классы и социальные слои оценивают
действующее в
данном обществе право со своих позиций. Это, однако, не исключает наличия в П.
разных классов
совпадающих оценок, напр. осуждение уголовных преступлений против личности.
В социалистич. обществе складывается и по мере усиления социальной однородности
общества
развивается единое господствующее социалистич. П. Его осн. принципы и установки
нашли своё
выражение в Основном законе развитого социалистич. общества — Конституции СССР.
Совершенствование П. всех членов общества, повышение правовой культуры,
выработка такого
уважения к праву и закону, к-рое «... должно стать личным убеждением каждого
человека»
(Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 81),— всё это важная составная часть
коммунистич.
воспитания. • Остроумов Г. С., Правовое осознание действительности, М., 1969; Л
у к а ш е в а Е. А.,
Социалистич. П. и законность, М,, 1973; Сабо И., Основы теории права, пер. с
венг., М., 1974, ч. 3; К
о з ю б p a H. И., Социалистич. право и обществ.
сознание, К., 1979; Личность и уважение к закону. Социологич. аспект, М., 1979.
ПРАГМАТИЗМ (от греч. ??????, род. падеж ????????? — дело, действие),
субъективно-идеали-
стич. филос. учение. Возникло в 70-х гг. 19 в. в США и получило наибольшее
распространение в 20
в. в период до 2-й мировой войны, оказав сильнейшее влияние на духовную жизнь
страны. Осн. идеи
П. высказал Ч. Пирс, затем эту доктрину разрабатывали У. Джемс, Дж. Дьюи, Дж. Г.
Мид. П. имел
сторонников также в Великобритании (Ф. К. С. Шиллер) и др. странах.
Обвинив всю прежнюю философию, равно как и преобладавший в то время в англо-
амер. ун-тах абс.
идеализм Ф. Брэдли — Дж. Ройса, в отрыве от жизни, абстрактности и
созерцательности, П.
выдвинул программу «реконструкции в философии»: философия должна быть не
размышлением о
первых началах бытия и поз-нания, чем она считалась со времён Аристотеля, но
общим методом
решения тех проблем, к-рые встают перед людьми в различных жизненных
(«проблематич.»)
ситуациях, в процессе их практич. деятельности, протекающей в непрерывно
меняющемся мире.
Примыкая к традиции субъективно-идеалистич. эмпиризма, П.
ПРАГМАТИЗМ 521
отождествляет всю окружающую человека реальность с «опытом», несводимым, однако,
к чувств.
восприятиям, а понимаемым как «всё, что пережинается n опыте» (Дьюи), т. е. как
любое содержание
сознания, как «ноток сознания» (Джеме). Субъективно-идеалистич. эмпиризм П.
роднит его с
махизмом; своей же иррациона-листич. тенденцией П. сближается с учением
Бергсона. Согласно П.,
опыт никогда не дан нам изначально как нечто определённое, но все объекты
познания формируются
нашими познават. усилиями в ходе решения возникающих жизненных задач. Используя
односторонне истолкованные идеи Ц. Дарвина, П. рассматривает мышление лить как
средство
приспособления организма к среде с целью успешного действия. Функция мысли — не
в познании
как отражении объективной реальности и основанной на нём ориентации
деятельности, a в
преодолении сомнения, являющегося помехой для действия (Пирс), в выборе средств,
необходимых
для достижения цели (Джемс) или для решения «проблематич. ситуации» (Дьюи).
Идеи, понятия и
теории — лишь инструменты, орудия или планы действия. Их значение, согласно осн.
доктрине П.—
т. п. «принципу Пирса», целиком сводится к возможным практич. последствиям.
Соответственно «...
истина определяется как полезность...» (D о w e у J., Reconstruction in
philosophy, Boston, 1957, p. 157)
или работоспособность идеи. Такое определение истины является наиболее
характерной и наиболее
одиозной доктриной П.: успех абсолютизируется и превращается не только в
единств. критерий
истинности идей, но и в само содержание понятия истины.
Прагматистская теория истины непосредственно использовалась Джемсом для
оправдания религ.
веры: «... гипотеза о боге истинна, если она служит удовлетворительно...»
(«Прагматизм», СПБ, 1910,
с. 182). «Прагматизм,— писал В. И. Ленин,—высмеивает метафизику и материализма
и идеализма,
превозносит опыт и только опыт, признает единственным критерием практику... и
...
преблагополучно выводит изо всего этого бога в целях практических, только для
практики, без
всякой метафизики, без всякого выхода за пределы опыта...» (ПСС, т. 18, с. 363,
прим.). Применение
П. в социально-политич. области неизменно служило апо-логетич. целям для
оправдания политич.
акций, способствующих укреплению капиталистич. строя.
С кон. 1930-х гг. влияние П. в США стало ослабевать. С иммиграцией ряда европ.
философов
получили распространение др. филос. течения (неопозитивизм, феноменология и
др.). Однако,
утрачивая значение ведущего филос. направления, П. продолжал оказывать влияние
на решение мн.
методологич. и логич. проблем (У. Куайн, Н. Гудмен и др.), в значит. мере
определяя и стиль
политич. мышления в США. Реставрированная прагматистская концепция практики
используется
противниками марксизма (С. Хук) и правыми ревизионистами для извращения
марксистского
понимания практики и для борьбы против ленинской теории отражения. С кон. 60-х и
в 70-х гг.
интерес к П. возрождается и усиливается. При этом наиболее одиозные его черты
замалчиваются или
отвергаются, а также делаются попытки сблизить П. с совр. логикой и методологией
науки.
* Уэллс Г., П.— философия империализма, пер. с англ., М., 1955; Б ы х о в с к и
й Б. Э., Философия неопрагматизма, М.,
1959; X и л л Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965; М е л ь в и
л ь Ю. К., Чарля Пирс и П., M., 196S; Б о г о
м о л о в А. С., Бурж. философия США XX п., М., 1974, гл. 2 и 3; Бурж. философия
кануна и начала империализма, М.,
1977, гл. 8; Совр. бурж. философия, М., 1!)78, гл. 1; Moore ?. С., American
pragmatism: Peirce, James and Dewey, N. Y.,
1961; Morris Ch. W., The pragmatic movement in American philosophy, N. Y., 1970;
T h а у e r H. S., Meaning and action. A
study of American pragmatism, N. Y., 197й; S с h e f f l e r I., Four
praginatists, L.— N. Y., 1974; R e s с h e r N., Methodolo-
gical pragmatism, Oxf., 1977; S m i t h J. E., Purpose and thought. The meaning
of pragmatism, L., 1978. Ю. К. Мельвиль.
522 ПРАГМАТИКА
ПРАГМАТИКА (от греч. ??????, род. падеж ????????? - дело, действие), раздел
семиотики, пос-
вящённый изучению отношения интерпретатора-пользователя к.-л. знаковой системы
(т. е.
субъектов, воспринимающих и использующих её) к самой знаковой системе. Осн. идеи
П. восходят к
Ч. Пирсу и Ч. Моррису (к-рый ввёл самый термин «II.»). Прагматич. свойства и
отношения (напр.,
стилистич. характеристики языка, оптимальное строение и степень допустимого
сжатия сообщений),
существенные для адекватного восприятия и понимания текстов, как правило, не
выразимы сред-
ствами рассматриваемой знаковой системы, и их изучение, помимо чисто лингвистич.
и логич.
методов, требует привлечения понятийного и методологич. аппарата таких наук, как
психология (в
частности, инженерная психология), социальная психология, этология (наука о
поведении
животных); в свою очередь, данные П. представляются перспективными для
использования в
«обслуживающих» её науках. П. предполагает всесторонний учёт свойств и
возможностей человеч.
интеллекта и претендует на выявление условий и возможностей моделирования этих
свойств в
рамках широкой междисциплинарной программы т. н. искусств. интеллекта
(разработки
всевозможных «роботов»). Примерами такого рода задач прикладной П. могут служить
проблемы
машинного перевода и реферирования, построения ин-формац.-поисковых систем,
создания
специализиров. искусств. языков для нужд автоматич. программирования на ЭВМ и
осуществления
к.-л. спец. коммуникативных функций (наиболее ранний и известный пример — т. н.
Lincos — lingua
cosmica голл. математика X. Фройдеиталя, предназначенный для потенциально
возможных космич.
коммуникаций). Идеи и представления П. используются в разработке теоретич.
проблем математич.
логики и оснований математики. • см. к ст. Семиотика.
ПРАКРИТИ (санскр.), в др.-инд. мысли — пер-вонач. субстанция, природные условия
чего-либо,
материальная основа и первопричина мира объектов. П. вечна, вездесуща, несводима
к к.-л.
конкретным элементам (напр., к атомам земли, воды и т. п.), к-рые возникают из
неё, равно как и
тонкие элементы (ум или чувства). В ряде филос. направлений П.
противопоставляется пуруше
(сознанию, «Я»); оба эти начала, рассматриваемые в санкхье как самостоят.
реальности, соединяются
друг с другом, открывая начало эволюции. Существование П. в санкхье
обосновывается рядом
аргументов: ограниченность и взаимозависимость •всех объектов мира предполагает
неограниченную и независимую причину их бытия; общие свойства разных объектов,
вызывающие
сходные ощущения, должны иметь общую причину и т. п. В ряде школ инд. мысли П.
выступает как
источник заблуждения: низшая реальность П. скрывает высшую реальность абсолюта.
Согласно
Раманудже, П., время (кала) и чистая материя (шуддхататтва) — три субстанции,
лишённые
сознания; П. недоступна восприятию или умозаключению, существование её
доказывается лишь
отсылкой к свидетельству Священного писания. В мифологии П. воплощает высшую
волю творца и
идентифицируется с майей (иллюзией) и с божественной жен. энергией — шакти.
ПРАКТИКА (греч. ????????, от ????????? — деятельный, активный), материальная,
чувственно-
предметная, целелолагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием
освоение и
преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу,
движущую
силу развзития человеч. общества и познания. П. многогранна и имеет различные
уровни. В широком
смысле под П. подразумевают все виды чувственно-предметной деятельности человека
(как
производственную, так и др. виды деятельности — напр. педагогич., художеств.,
административную
и т. д.). Осн. формы практич. деятельности людей — про-из-во материальных благ
(труд), а также
социально-пре-
образующая, революц. деятельность масс, направленная на изменение социальных
отношений.
Под П. прежде всего разумеется совокупная деятельность человечества, опыт всего
человечества в
его ис-торич. развитии. Как по своему содержанию, так и по способу осуществления
практич.
деятельность носит обществ. характер. Совр. П. есть результат всемирной истории,
выражающий
бесконечно многообразные взаимоотношения людей с природой и друг с другом в
процессе
материального и духовного произ-ва. Будучи осн. способом обществ. бытия
человека, формой его са-
моутверждения в мире, П. выступает как целостная система действий. Структура П.
включает в себя
такие моменты, как потребность, цель, мотив, целесообразная деятельность в виде
её отд. актов,
предмет, на к-рый направлена эта деятельность, средства, с помощью к-рых
достигается цель, и,
наконец, результат деятельности.
Обществ. П. находится в единстве с познават. деятельностью человека, с теорией.
Она является
источником науч. познания, его движущей силой, даёт познанию необходимый фактич.
материал,
подлежащий обобщению и теоретич. обработке. П. формирует самого субъекта
познават.
деятельности, детерминирует строй, содержание и направление его мышления.
П. обосновывает объективность содержания знания, служит критерием, мерилом
проверки
истинности результатов познания. «Точка зрения жизни, практики должна быть
первой и основной
точкой зрения теории познания» (Л е н и н В. И., ПСС, т. 18, с. 145). Только те
результаты познания,
к-рые прошли проверку практикой, могут претендовать на объективное значение. П.
является
критерием истины потому, что она — как материальная деятельность людей — имеет
достоинство
непосредств. действительности. Она соединяет и соотносит объект и действие,
производимое в
соответствии с мыслью о нём. Именно в таком действии и проявляется истинность
мысли. Вместе с
тем, хотя успешность че-ловеч. П. доказывает согласие наших представлений с
объективной
природой вещей, «... при этом не надо забывать, что критерий практики никогда не
может по самой
сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было
человеческого
представления. Этот критерий тоже настолько "неопределенен", чтобы не позволять
знаниям
человека превратиться в "абсолют", и в то же время настолько определенен, чтобы
вести
беспощадную борьбу со всеми разновидностями идеализма и агностицизма» (Ленин В.
И., там же, с.
145—46).
Науч. знания имеют жизненный смысл лишь в том случае, если они воплощаются в
жизнь. Конечной
целью познания являются не знания сами по себе, а практич. преобразование
действительности для
удовлетворения материальных и духовных потребностей общества и человека.
Практич. воплощение
идей, превращение их в предметный мир представляет собой онред-мечивание (см.
Опредмечивание
и распредмечивание). Знания опредмечиваются не только в языковой форме, но и в
творениях
материальной культуры. «Процесс... познания и действия превращает абстрактные
понятия в
законченную объективность» (Ленин В. И., там же, т. 29, с. 177).
Практич. деятельность людей и её отношение к познанию рассматривались в истории
философии. В
домарксистской философии, когда материализму был свойствен созерцат. подход к
миру, деятельное
начало в познании развивалось гл. обр. идеализмом; но последний ограничивал
деятельность, творч.
активность лишь сферой духа (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
т. 3, с. 1). Согласно
Гегелю, П. суть «волевая деятельность идеи». Субъективные идеалисты понимают под
П.
деятельность, обусловленную лишь волей, интуицией, подсознат. началом. Так,
прагматист Джемс
относил к П. «религ. опыт», т. е. чисто духовную деятельность. Нек-рые
представители ревизионизма
вслед за идеалистами также сводят П. к свободной творч. самосознающей
деятельности, трактуемой
как единств. форма реальности.
Правые ревизионисты односторонне трактуют отношение общества и природы, видя в
последней
лишь воплощение нужд, стремлений и ценностей человечества, что приводит к
субъективистскому
пониманию П. С др. стороны, «левые» ревизионисты, сужая сферу обществ. П.,
утилитарно
понимают её как лишь непосредств. физич. участие индивида в производств. или
политич.
деятельности.
Коренной порок идеалистич. понимания П. состоит в метафизич. абсолютизации
идеального,
духовного момента чувственно-практич. деятельности. Великая заслуга марксизма в
том, что он
впервые ввёл П. в теорию познания. Поскольку практич. деятельность носит
осознанный характер, то
духовное начало составляет её необходимый момент. Диалектич. материализму чужда
концепция,
обособляющая материальную, практич. и духовную, теоретич. деятельность. Между
этими видами
деятельности существует нерасторжимое единство. Но зто совсем не означает, что
духовная деятель-
ность есть форма П. Марксизму также чужда концепция «... мистического тождества
практики и т е-
о p и и» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 2, с. 211). Практич. деятельность
осуществляется с
помощью материальных средств и ведёт к созданию материальных продуктов, тогда
как в духовной
деятельности оперируют образами, понятиями и создают мысли, идеи.
Теория и П. образуют единство противоположностей, в к-ром П. принадлежит
решающая роль.
Диалектич. взаимосвязь марксистско-ленинской теории и П. является важнейшим
принципом
строительства социализма и коммунизма.
• П. и познание, М., 1973; Основы марксистско-ленинской философии, М., 1980s;
Материалистич. диалектика. Краткий
очерк теории, М., 1980, гл. 7; см. также лит. к ст. Теория познания. Л. Г.
Спиркин.
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ, понятие нем. классич. философии, означающее способность
человека к
свободному действию на основе высших безусловных принципов. Согласно Канту,
разум, выступая в
своих практич. функциях (т. е. как П. р.), даёт человеку «законы свободы», т. е.
моральные
принципы, возвышающие человека над миром природы. Благодаря П. р. человек
выступает как
свободное существо, независимое в своём поведении от «механизма» природы и
конечных условий
эмпирич. существования. Если интерес теоретического разума сводится к вопросу,
«что я могу
знать?», то интерес П. р. заключается в вопросе: «что я должен делать?». В
конечном счёте, по Канту,
высший долг человека — относиться к любому человеку (и человечеству в его лице)
как к цели и
никогда — только как к средству (см. Категорический императив).
Учение о П. р. получило развитие в идеалистич. филос. системах Фихте и Шеллинга.
В филос.
системе Гегеля П. р. («практич. дух») выступает как форма предметно-практич.
отношения человека
к миру.
• Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, М., 1964, с. 340—695; его же,
Критика П. р., там же, т. 4 (ч. 1), М., 1965, с.
311—501; Гегель Г., Философия духа, Соч., т. 3, М., 1956, с. 228—39, 280—91; О в
с я н н и к о в ?. ?., Философия
Гегеля, М., 1959, с. 61—70, 177—80; Асмус В. Ф., И. Кант, М., 1973, с. 61—73,
318—80.
ПРАНА (санскр., букв.— дыхание), в др.-инд. философии дыхание как жизненный
принцип, жизнь
как одушевляющее начало и общемировой процесс. Нередко П. (во множеств. числе)
обозначает
органы чувств. жизненные силы и т. п. [в частности, к П.относят речь, обоняние,
глаз, ухо, манас,
познание (виджняна), кожу, семя и т. п.]. Понятие П. известно уже в «Ригведе»,
но подробную
разработку оно получает в упанишадах, где оформилась классификация типов дыхания
и была
ПРАНА 523
сформулирована теория о превосходстве жизненного дыхания П. над др. органами
жизнедеятельности. Подавляющее большинство школ др.-инд. философии, признавая,

<< Пред. стр.

страница 206
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign