LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 202
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

развития
самой сложной обществ.-экономич. формации — капиталистической.
Марксизм выяснил, что капиталистич. способ произ-ва есть исторически определ.
форма обществ.
процесса произ-ва. Обществ. процесс произ-ва представляет собой одновременно и
процесс произ-ва
материальных условий существования человеч. жизни, и протекающий в специфич.
историч.
условиях процесс произ-ва и воспроиз-ва самих производств. отношений.
До возникновения марксизма П. э. была ограничена почти исключительно генезисом и
развитием
капиталистич. способа произ-ва, т.к. предшественники Маркса считали капитализм
вечным и естеств.
состоянием общества. Марксизм показал, что 11. э. по самому существу своему
историч. наука, т. к.
она имеет дело с историч., т. е. постоянно изменяющимся, материалом. П. э.
является наиболее
глубоким теоретич. обоснованием историч. неизбежности революц. смены капитализма
новым,
высшим строем — социализмом. Эту неизбежность марксизм выводит всецело и
исключительно из
экономич. закона движения бурж. общества. П. э. в единстве с марксистской
философией и науч.
коммунизмом раскрывает законы движения социализма, его функционирования и
перерастания в
коммунизм.
П. э. как историч. наука выясняет исторически преходящий характер производств.
отношений и
выражающих эти отношения экономич. категорий. Изучая последовательно сменявшиеся
в истории
обществ.-экономич. формации, П. э. исследует прежде всего особые законы каждой
из них и лишь в
результате этого исследования выясняет немногие законы, общие для всех или
нескольких
формаций. Попытка подвести под одни и те же законы экономику различных по своему
характеру и
строю обществ не может дать ничего, кроме самых банальных общих мест (см. Ф.
Энгельс, там же, т.
20, с. 151).
П. э. изучает обществ. отношения произ-ва, к-рые определяют также др. стороны
экономич. жизни
общества: распределение, обмен (обращение) и потребление (с его обществ.
стороны). Принцип
примата ироиз-ва служит водоразделом между марксистско-ленинской П. э. и
различными течениями
бурж. П. э., к-рые, выдвигая на первый план отношения распределения, обмена или
потребления, не
могут дать науч. объяснения капиталистич. действительности.
В обществе, разделённом на классы с противоположными интересами, производств.
отношения
представляют собой в конечном счёте отношения между классами. Отношение классов
к средствам
произ-ва закрепляется и оформляется в законах в виде той или иной формы
собственности на
средства произ-ва. Отношения собственности являются юридич. выражением
существующих
производств. отношений, к-рые представляют собой их реальное содержание.
Классовое деление общества В. И. Ленин рассматривал как «основу хозяйственного
строя» всякой
антаго-нистич. обществ.-экономич. формации (см. ПСС, т. 25, с. 44). В каждой
такой формации
конфликт между производит.
силами и производств. отношениями находит своё выражение в классовой борьбе,
являющейся гл.
движущей силой развития антагонистич. обществ.
П. э. выясняет объективный характер раскрываемых ею экономич. законов, существ.
отличия в
способе их действия на различных ступенях историч. развития общества.
В каждой обществ.-экономич. формации производств. отношения образуют определ.
единство,
систему, к-рой соответствует определ. система экономич. категории. Категории П.
а. представляют
собой теоретич. выражение самых основных, коронных, массовых производственных
отношений. В
П. э., по мысли Ленина, речь идёт «... о направлении развития в общем и целом,
отнюдь не о
частностях и поверхностных явлениях, которые не могут быть учтены во всем своем
разнообразии
никакой теорией» (там же, т. 4, с, 205). Исследуя производственные отношения
того или иного
способа произ-ва, П. э. пользуется методом науч. абстракции (см. К. Маркс, в
кн.: Маркс К. и Энгельс
Ф,, Соч., т. 23, с. 6). Среди бесконечного разнообразии свойств и черт, присущих
экономич.
явлениям, II, э, выделяет существенные, необходимые отношения, играющие опре-
ПОЛИТИЧЕСКАЯ 511
деляющую роль для этих явлений. Абстрактные категории П. э., представляя собой
отражение в
сознании реально существующих отношений и связей, служат орудием всё более
глубокого познания
действительности, раскрывают сущность экономич. явлений и процессов. Восходя от
абстрактного к
конкретному, П. э. не отходит от истины, а подходит к ней. П. э. таким путём
воспроизводит в
мышлении картину реальной действительности, выясняет способ проявления эконо-
мич. законов.
Как и всякая наука, П. э., по словам Ленина, «... показывает нам проявление
основных законов в
кажущемся хаосе явлений» (ПСС, т. 25, с. 46).
Характеризуя применение Марксом материалистич. диалектики к П. э., Ленин
определил содержание
«Капитала» словами: «История капитализма и анализ понятий, резюмирующих ее» (там
же, т. 29, с.
301). В марксистско-ленинской П. э. теоретич. исследование воспроизводит в
обобщённом виде,
очищенном от случайностей и несуществ. моментов, историч. ход развития. Каждый
шаг анализа,
переход от рассмотрения одной категории к рассмотрению другой воспроизводит
обширный
историч. материал и соответствует определ. этапам развития экономич. жизни
общества. Т. о., логич.
метод исследования, применяемый П. э., представляет собой не что иное, как
отражение историч.
процесса в абстрактной и теоретически последоват. форме. Законы, раскрываемые П.
э.,
представляют собой законы движения данного способа произ-ва. Выяснение этих
законов служит
ключом к пониманию процессов развития во всей их сложности и противоречивости.
Маркс
указывал, что «... развитие противоречий известной исторической формы
производства есть
единственный исторический путь ее разложения и образования новой» (M a p к с К.
и Э н г е л ь с Ф.,
Соч., т. 23, с. 499).
Основы марксистской П. э. были заложены Марксом в «Капитале» и др. трудах, в
работах Ф.
Энгельса. Экономич. учение марксизма было всесторонне развито и обогащено
Лениным на основе
нового опыта историч. развития. Глубоко исследовав и обобщив развитие
капитализма за полвека,
прошедшие со времени появления «Капитала» (1867), Ленин создал марксистскую
теорию
империализма. На основе опыта социалистич. революции в России Ленин разработал
принципиальные положения П. э. социализма: изменение цели произ-ва и характера
труда в
результате ликвидации эксплуатации и установления обществ. собственности на
средства произ-ва,
планомерный характер развития экономики при наличии стоимостных отношений и
хозрасчёта,
основы демократич. централизма в социалистич. хозяйствовании, принципы
социалистич.
организации труда и материальной заинтересованности, сочетание материальных и
моральных
стимулов к труду и др. Дальнейшее развитие П. э. совр. капитализма и П. э.
социализма содержится в
решениях и документах КПСС, братских коммунистич. партий и междунар.
коммунистич. движения,
в работах сов. экономистов, экономистов-марксистов др. стран.
Для развития П. э., связанного с эпохой зрелого социализма, первостепенное
значение имеют
решения 24—26-го съездов КПСС. На их основе решаются важнейшие теоретич. вопросы
создания
материально-технич. базы коммунизма и совершенствования производств.
отношений, повышения эффективности обществ. произ-ва; изучаются социально-
экономич.
проблемы науч.-технич. прогресса и труда, проблемы совершенствования управления
нар. х-вом;
исследуются закономерности развития мировой социалистич. системы, проблемы
социалистич.
экономич. интеграции и др.
• Маркс К., Введение. (Из экономич. рукописей 1857— 1858 гг.), Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., т. 12; е г о ж е, К критике
П. э., там же, т. 13; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; его же,
Капитал, т. 1, 2 и 3, там же, т. 23, 24, 25, ч.
1 и 2; е г о же, Теории прибавочной стоимости,
512 ПОЛИТЦЕР
там же, т. 26, ч. 1, 2 и 3; Энгельс Ф., [Рецензия], Карл Маркс. «К критике П.
л.», там же, т. 13; его же, Анти-Дюринг, там
же, т. 20; его ж е, Закон стоимости и норма прибыли, там же, т. 25, ч. 2; Л е н
и н В. И., Что такое «друзья народа» и как
они воюют против социал-демократов?, ПСС, т. 1; его ж е, Экономич. содержание
народничества и критика его в книге
г. Струве, там же; его т е, К характеристике экономич. романтизма, там же, т. 2;
е г о ж е, Рецензия [[на кн.]: А. Богда-
нов. Краткий курс экономич. науки, там же, т. 4; е г о ж е, Карл Маркс, там же,
т. 26; его ж е, Империализм, как высшая
стадия капитализма, там же, т. 27; его же, Очередные задачи Сов. власти, там же,
т. 36; его же, Экономика и политика в
эпоху диктатуры пролетариата, там же, т. 39; его ж е, О прод. налоге, там же, т.
43; его же, Филос. тетради, там же, т. 29.
Л. А. Леонтьев.
ПОЛИТЦЕР (Politzer) Жорж [3.5.1903, Надьварад, Венгрия (ныне Орадя, СРР),—
23.5.1942], франц.
философ-марксист. Чл. ЦК Франц. компартии. В 1930-х гг. был одним из основателей
Рабочего ун-та
в Париже. С начала нем.-фаш. оккупации Франции (1940) находился в подполье.
Активный участник
Движения Сопротивления, в 1942 был арестован вишистскими властями, выдан
оккупантам и ими
расстрелян. Разрабатывал с позиций диалектич. материализма проблемы философии
(«Осн.
проблемы совр. философии», «Les grands problemes de la Philosophie
contemporaine», v. l, 1938),
политэкономии и др. Выступал с критикой иррационалистич. философии Бергсона
(1929), фрей-
дизма. П. принадлежит идея построения т. н. конкретной психологии, объектом к-
рой должна быть
реальная жизнь человека — «жизненная драма», а не то абстрактное искусств.
построение внутр.
психич. жизни, к-рое имела в виду классич. интроспективная психология (Вундт).
Конкретная
психология, по П., должна сосредоточить своё внимание на реально-смысловой и
дея-тельностной
стороне психич. жизни личности.
• Critique des fondeinents de la Psychologie, Iv.l l, P., 1928; Ecrits, v. l—2,
P., 1969; в рус. пер.— в сб.: Франц. коммунисты в
борьбе за прогрессивную идеологию, М., 1953; Избр. филос. и психологич. труды,
М., 1980.
• А н ц ы ? е p о в а Л. И., Памяти Ж. П., «Вопросы психологии», 1962, №
3;Chomarat G., G. Pojitzer aujourd'hui «La
pensee», 1961, № 98.
ПОЛНОТА в логике и дедуктивных науках, свойство аксиоматич. теории,
характеризующее
достаточность для к.-л. определ. целей её выразит. и дедуктивных средств.
Аксиоматич. система наз.
дедуктивно полной по отношению к данной интерпретации, если все её формулы,
истинные при
данной интерпретации, доказуемы в ней. Такое понятие П. связано с понятием
истинности и носит
семантич. (содержат.) характер. Понятие П. в узком смысле носит синтаксич.
(формальный) характер
и определяется как невозможность присоединения к системе без противоречия
никакой
недоказуемой в ней формулы в качестве аксиомы.
В 1931 К. Гёдель установил принципиальную неполноту достаточно богатых
аксиоматич. теорий
(включающих формальную арифметику натуральных чисел и аксиоматич. теорию
множеств), т. е.
наличие таких формул, к-рые в их рамках недоказуемы и неопровергаемы. Это
открытие привело к
осознанию принципиальной ограниченности роли аксиоматич.метода в математич.
логике и
стимулировало поиски новых логико-матема-тич. теорий. См. ст. Доказательство и
лит. к ней.
ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА, логика, в к-рой приемлемыми считаются рассуждения, не
связанные с опровержениями, т. е. с обоснованиями ложности высказываний.
Поскольку выражение
«А — ложно» есть лишь иная форма выражения «не-А», в П. л. отказываются от любых
способов
введения отрицания, к числу к-рых относятся приёмы косвенных доказательств, в т.
ч. доказательств
от противного, а также явные определения отрицания. П. л. можно назвать, т. о.,
логикой без
отрицания.
Логические законы, соответствующие правильным рассуждениям в П. л., описываются
и
каталогизируются в соответствующих логич. исчислениях, из к-рых важнейшими
являются
положительное импликативное исчисление высказываний с единств. логич. операцией

импликацией и полное положит. исчисление
высказываний с конъюнкцией, дизъюнкцией, импликацией и эквиваленцией. Причём
смысл этих
операций детерминируется собств. постулатами П. л. Более сильные логич.
исчисления получаются
из исчислений П. л. последовательным неконсервативным расширением (усилением) их
систем
аксиом или правил вывода.Так, присоединение к импликативной П. л. правила
reductio ad absurdum
(сведения к абсурду) даёт минимальную логику Колмогорова (1925), а аналогичное
добавление к
полному положит. исчислению высказываний — минимальную логику Йохансона (1936).
Присоединяя к последней аксиому ex falso sequitur quod libet (противоречие
влечёт произвольное
утверждение) и аксиому tertium non datur (исключённого третьего принцип),
получают
соответственно интуиционистскую и классич. логику высказываний.
Т. о., все законы П. л. имеют силу (доказуемы) в интуиционистской и классич.
логике. Но смысл
логич.. операций, входящих в законы П. л. как подсистемы др. логик, заимствуется
из этих более
сильных логик, т. е. по существу уже не является «положительным».
• Ч ё p ч А., Введение в математич. логику, пер. с англ., т. 1, М., 1960, § 26;
P а с ё в а Е., С и к о p с к и й Р., Математика
метаматематики, пер. с англ., М., 1972, гл. 11, § 2—6.
ПОМПОНАЦЦИ (Pomponazzi) Пьетро (16.9.1462, Ман-туя,— 18.5.1525, Болонья), итал.
философ,
крупнейший представитель аристотелизма эпохи Возрождения. В соч. «О бессмертии
души»
(«Tractatus de immortali-tate animae», 1516, науч. изд. 1954) П., исходя из
теории двойственной
истины, отвергал к.-л. возможность дать рациональное доказательство бессмертия
души,
являющегося истиной религ. откровения; в связи с этим он критиковал учения о
душе у Ибн Рушда и
Фомы Аквинского как не вытекающие из данных «ес-теств. разума» и философии
Аристотеля.
Развивая эту т. зр. применительно к этике, П. видел в нравств. добродетели самой
по себе естеств.
награду и «достоинство» человека, а в пороке — его естеств. наказание. Эта книга
П. вызвала резкие
возражения со стороны представителей ортодоксальной схоластики. В трактате «О
причинах
естественных явлений, или О волшебстве» («De naturalium effectuum causis, sive
De incantationi-bus»,
1520, опубл. 1556) П. опровергал веру в чудеса и колдовство, предлагал объяснять
таинств. явления
естеств. причинами; в соч. «О фатуме, свободе воли и предопределении» («De fato,
libero arbitrio et de
prae-destinatione», 1520, опубл. 1567, науч. изд. 1957) защищал концепцию
судьбы, близкую учению
стоицизма. Оказал значит. влияние на развитие зап.-европ. свободомыслия 16—18
вв.
• Tractatus acutissimi, Venetiis, 1525; Corsi inediti dell'insegna-raento
padovano, v. l—2, Padova, 1966—70.
• Горфункель А. X., Философия эпохи Возрождения, M., 1980, с. 160—85; Fiorentino
P., Pietro Pomponazzi..., Fireme,
1868; N a r d i B., Studi su Pietro Pomponazzi, Firen/e, 1965; P o p p i ?.,
Saggi sul pensiero inedito di Pietro Pomponazzi,
Padova, 1970; Zanier G., Ricerche sulla dittusione e fortune del «De
Incantationibus» di Pomponazzi, Firenze, 1975.
ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, идеалистич. направление в нем. философии и психологии 1-й
трети 20 в. Восходит к работам Дильтея, видевшего в «понимании», интуитивном
постижении нек-
рой духовной целостности специфич. метод «наук о духе» в противоположность
внешнему,
рассудочному «объяснению» как методу «наук о природе». Согласно Дильтею, должна
быть раз-
работана новая, отличная от традиционной «описательная» психология, исходным
принципом к-рой
должен стать самый феномен непосредственно переживаемой внутр. связи душевной
жизни. Связь
эта трактуется Дияьтеем как телеологическая, описание её структуры и должно
стать предметом П. п.
Идеи П. п. получили наиболее полную реализацию в работах Шпрангера, который ввёл
термин «П.
п.». Принципы П. п. оказали заметное влияние на отд. представителей
экзистенциализма (Ясперс,
Хайдеггер, Ортега-и-Гасет), на формирование понимающей социологии М. Вебера, а
также
герменевтики Гадамера и Рикёра.
• Дпльтей В., Описат. психология, пер. с нем., М., 1924; Шпрангер Э., Эротика и
сексуальность в юношеском возрасте, в
сб.: Педология юности, М.— Л., 1931; Выготский Л. С., Развитие высших пснхич.
функций, M., 1960; Gruble H. W.,
Verstehende Psychologie, Stuttg., 1948.
ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ, одно из теоретико-методологич. направлений буржуазной
социологии, сформировавшееся на основе идей философии жизни и неокантианства и
противостоящее позитивизму и натурализму в социологии. В новейших концепциях П.
с. заметно
влияние феноменологии и лингвистической философии.
Основоположник П. с. Дильтей разграничивал природу и общество как онтологически
чуждые друг
другу сферы. Считая, что общество конституируется в процессе духовного бытия
индивидов, он на
этом основании делал вывод о необходимости для социальных наук специфич. метода
познания,
отличного от методов естеств. наук. Общество, по Дильтею,— человеч. порождение,
и потому,
выступая в качестве объекта наблюдения, оно должно открываться внутр. чувству
человека.
Познающий индивид является частицей обществ.-историч. реальности. Переживая и
познавая себя,
он познаёт др. индивидов, себе подобных в их внутр. содержании, т. е. постигает
общество изнутри.
Такое усмотрение «конечной реальности» общества Дильтей именовал пониманием. В
дальнейшем,
несмотря на существ.
различия во взглядах разных представителей П. с., все они признавали, как
правило, онтологич. раз-
личие природы и общества и необходимость специфич. метода познания в социальных
науках,
считая таким методом понимание, прямое постижение, противопоставляемое
характерному для
естеств. наук непрямому, выводному знанию. Однако абсолютизируя действительно
имеющиеся
различия объектов и методов социального и естеств.-науч. познания, сторонники П.
с. упускают из
вида момент их сущностного единства. Следствием этого оказывается
субъективистская и
релятивистская трактовка социальной реальности и социального познания.
В большей или меньшей степени позиции П. с. разделяли М. Вебер (впервые
применивший сам
термин «П. с.»), Г. Зиммель, А. Фиркандт, П. А. Сорокин, Т. Парсонс, Ф.
Знанецкий, У. Томас и др.
Прямым выражением т. зр. П. с. стала концепция социальной науки П. Уинча и
социология Шюца.
Влияние П. с. в 70-х гг. усилилось, что объясняется кризисом традиционной
натуралистич. бурж.
социологии, воздействием связанных с П. с. концепций культурно-историч.
герменевтики.
• Ионин Л. Г., П. с. Историко-критич. анализ, М., 1979 (лит.).
ПОНЯТИЕ, мысль, отражающая в обобщённой форме предметы и явления
действительности и связи
между ними посредством фиксации общих и специфич. признаков, в качестве к-рых
выступают
свойства предметов и явлений и отношения между ними. По словам В. И. Ленина, П.
есть «... высший
продукт мозга, высшего продукта материи» (ПСС, т. 29, с. 149).
Объект характеризуется в П. обобщённо, что достигается за счёт применения в
процессе познания
таких умств. действий, как абстракция, идеализация, обобщение, сравнение,
определение.
Посредством отд. П. и систем П. отображаются фрагменты действительности,
изучаемые
различными науками и науч. теориями. Ф. Энгельс указывал, что «... результаты, в
которых
обобщаются данные его (естествознания.— Ред.) опыта, суть понятия...» (Маркс К.
и Энгельс Ф.,
Соч., т. 20, с. 14). В П. часто отражаются такие предметы и их свойства, к-рые

<< Пред. стр.

страница 202
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign