LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 201
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

явлении, ЕМ., 19752]; А н и к е в и ч А. Г., О понятии П., в кн.: Актуальные
вопросы марксистской гносеологии и со-
циологии, М., 1978. А. Е. Бовин.
«ПОЛИТИКА» (греч. ?? ???????? — «То, что относится к государству»), теоретич.
трактат
Аристотеля и 8 книгах, основой к-poro, в частности, послужила осуществлённая в
Ликее под
руководством Аристотеля серия монографий — «Политий» — с описанием 158 греч. и
варварских
гос. устройств («Афинская поли-тия» была обнаружена англ. филологом Кенионом
среди егип.
папирусов Британского музея и впервые издана
в 1891; рус. пер. С. И. Радцига, 1936). Под условным названием «П.» один из
редакторов филос.
наследия Аристотеля (Теофраст?) объединил 5 относительно самостоят.
соч., каждое из к-рых снабжено отд. введением в соответствующую проблематику и
методику
исследования: 1) кн. I — структура семьи и домашнего х-ва как простейшего
элемента полиса; 2) кн.
II — критич. анализ предшествующих теорий «наилучшего гос. устройства», в т. ч.
«Государства» и
«Законов» Платона (гл. 1—6); 3) кн. III — осн. понятия политики; сущность гос-ва
и гражданина; три
осн. типа «правильных» (монархия, аристократия, полития) и «ошибочных»
конституций (тирания,
олигархия, демократия); царская власть; 4) кн. IV—VI — морфология существующих
демократич. и
олигархич. гос. устройств; социальные группы (богатые и бедные), значение ср.
сословия для
сохранения стабильности гос-ва; причины революций и способы их предотвращения;
5) кн. VII—VIII
— проект идеального гос. устройства (альтернатива платоновскому «Государству»).
В вопросе об
относит. хронологии отд. частей «П.» мнения исследователей расходятся. Согласно
концепции В.
Йегера, кн. VII—VIII, исходящие из платонич. проблематики идеального гос-ва и
обнаруживающие
тесные связи с ранним «Протрептиком» и «Евдемовой этикой», должны быть отнесены
к т. н. «Пра-
Политике» (период Асса и Митилены); согласно И. Дюрингу, все книги «П.»
подверглись
переработке во 2-й Афинский период, и «П.» в целом должна рассматриваться как
позднее сочине-
ние.
«П.» и серия «Политий» связаны между собой не только единством политич.
взглядов, но и единой
направленностью. В «П.» Аристотель, выводя основы полисной жизни из требований
самой природы
человека, рассматривает и оценивает разные исторически сложившиеся формы гос.
строя. Одну из
«правильных» форм, т. н. политию, «среднее» устройство, он считает наиболее
легко реализуемой.
При этом он отмечает, что доминировавшие в Греции гос-ва отнюдь не стремились
ввести у себя или
в др. гос-вах такой образ правления; «один единственный муж» (1296 а 38 слл.)
дал себя убедить в
необходимости ввести «среднее» устройство. Контекст и соображения грамматич.
порядка приводят
к заключению, что под этим единств. мужем Аристотель разумеет своего
воспитанника Александра
Македонского (по другому распространённому толкованию имеется в виду Солон), от
к-рого он ждёт
установления в исторически сложившихся греч. полисах «правильного» строя (проект
его в VII—VIII
кн. в осн. чертах воспроизводит устройство полисов, основанных на Востоке
Александром, с
добавлением деталей в желательном для Аристотеля духе).
• И з д.: W. D. ROSS, 1957; с комм.: W. L. Newman, v. 1—4, 1887 — 1902. Рус.
пер. С. А. Жебелева (1911).
•Доватур А. И., П. и Политий Аристотеля, М.— Л.,1965; La «Politique» d'Aristote.
Sept exposes et discussions, Gen., 1965;
Schriften zu den Politika des Aristoteles, hrsg. v. P. Steinmetz, Hildesheim —
N. Y., 1973. А. И. Доватур.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА, область науч. знания, изучающая политику, политич.
отношения,
политич. системы. С т. зр. предмета и объёма включаемых в неё знаний П. н.
эволюционировала от
универсализма ан-тич. социаньно-политич. мысли, когда политика была
интегрирована всей
обществ. наукой и входила в философию через этап отпочкования науки о гос-ве и
праве, когда
политика, политич. институты рассматривались гл. обр. под углом зрения юридич.
норм, к совр.
этапу, к-рый концентрирует внимание на реальных политич. процессах. Осн. предмет
П. н.—
политич. власть, реализуемая в политич. системах и в др. формах лолитич.
отношений.
К гл. разделам П. н. относятся: 1) теория политики, представляющая собой
введение в П. н.,
посвящённое философско-методологич. основам политики и политич. отношений; 2)
теория политич.
систем и их элементов: государства, партий, политич. режимов; 3) тео-
рия междунар. отношений, предмет к-рой составляют: система междунар. отношений,
природа войн,
проблемы нац. и мировой политики, путей укрепления всеобщего мира, мирного
сосуществования
гос-в с различным социальным строем, формирования нового типа междунар.
отношений и нового
экономич. порядка; 4) теория управления социально-политич. процессами, изучающая
формы и
методы политич. руководства и непосредств. управления обществом со стороны гос.,
партийных,
культурных и иных орг-ций, пути повышения эффективности функционирования всех
социально-
политич. институтов; 5) политич. идеология и история политич. учений, изучающие
генезис П. н.,
роль и функции идеологии в системе политич. власти.
В основе марксистско-ленинской П. н. лежит философия диалектич. и историч.
материализма и
теория науч. коммунизма. Будучи основателями организованного рабочего движения,
К. Маркс и Ф.
Энгельс уделяли большое внимание исследованию природы политич. власти. Они не
только
разработали общетеоретич., мето-дологич. основы науки о политике, но и дали
образцы конкретного
анализа деятельности гос-в, политич. партий и их лидеров («18-е брюмера Луи
Бонапарта», «Гражд.
война во Франции» и др.).
В. И. Ленин, выдвинув задачу разработки «... материалистической теории
политики...» (ПСС, т. 21, с.
223), создал теорию социалистич. гос-ва, обосновал задачи его внутр. и внеш.
политики, демократич.
формы организации и принципы строительства, разработал теорию междунар.
отношений в
переходную революц. эпоху, принципы мирного сосуществования гос-в с различным
социальным
строем. Ленин конкретно анализировал природу институтов власти и управления,
структуру и
деятельность партий, профсоюзов, борьбу классов и отд. групп, социальную
психологию, политич.
поведение масс и их вождей, заложил основы теории управления, являющейся важной
составной
частью П. н.
Крупными вехами в развитии марксистско-ленинской политич. теории стали Программа
КПСС и
Конституция СССР 1977. Фундаментальные вопросы развития политич. системы
социализма и совр.
междунар. отношений нашли глубокое освещение и творч. разработку в материалах
24—26-го
съездов КПСС, в трудах руководителей КПСС и Сов. гос-ва.
В период между двумя мировыми войнами и в особенности после 2-й мировой войны
политич.
исследования получили широкое развитие во всем мире, что отразилось, в
частности, в создании в
1949 Междунар. ассоциации политич. наук. Это объясняется увеличением удельного
веса политики
как фактора жизни чело-веч. общества, а также тем, что социальные революции,
образование
системы социализма, развал колон. империй и возникновение новых нац. гос-в,
усложнение форм
классовой борьбы, развёртывание науч.-технич. революции поставили в центр
внимания внутр. и
внеш. политику в её самых разнообразных аспектах. В 1979 в Москве состоялся 11-й
конгресс
Междунар. ассоциации политич. наук.
Бурж. политология, возникнув в Европе, получила значит. развитие в США. Она
складывалась и как
идео-логич. противовес марксизму, и как ответ на практич. потребности гос.-
монополистич.
капитализма, вызвавшего значит. расширение объёма деятельности и властных
полномочий гос-ва.
Для функционирования политич. системы империализма стали необходимыми разработка
технологии управления и методики манипулирования обществ. сознанием, теоретич.
обоснование
целей внутр. и внеш. политики совр. бурж. гос-ва и определение оптимальных
средств их
достижения. Прикладным характером политич. исследований объясняется щедрое их
финансирование как пр-вом США, так и «большим бизнесом». В результате
политология,
ПОЛИТИЧЕСКАЯ 509
наряду с социологией и психологией, заняла ведущее место в амер.
обществоведении.
В социалистич. странах исследование политич. систем и политич. отношений
традиционно велось в
рамках философии, науч. коммунизма, юриспруденции, политэкономии, истории. В 70-
х гг.
марксистско-ленинская П. н. складывается как самостоят. отрасль обществоведения.
В Венгрии,
Польше, Румынии, Югославии работают соответствующие исследоват. центры и
присваиваются
учёные звания, политология преподаётся в высших уч. заведениях. Активно
действуют ассоциации
политич. наук в ГДР и Чехословакии. В СССР политич. исследования получили
развитие во многих
отраслях обществознания; в 1955 создана Сов. ассоциация политич.
(государствоведч.) наук,
являющаяся нац. членом Междунар. ассоциации политич. наук.
• Ленин В. И., О гос-ве. [Сб.], М., 1980; Бурлацкий Ф. М., Г а л к и н А. А.,
Социология. Политика. Между-нар.
отношения, М., 1974; Шахназаров Г. X., Социалистич. демократия, ?., 19742; Вятр
Е., Социология политич. отношений,
пер. с польск., М., 1979; Шахназаров Г. X., Бурлацкий ?. ?., О развитии
марксистско-ленинской П. н., «ВФ», 1980, №
12; Ленин как политич. мыслитель, М., 1981. ?. ?. Бурлацкий.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА, см. Политическая система общества.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА общества, система государственных и негосударственных
социальных институтов, осуществляющих определ. политич. функции. Наряду с гос-
вом как осн.
звеном П. с., в неё входят партии, профсоюзы и др. орг-ции. Обществ. отношения в
процессе
осуществления политич. власти определяют содержание деятельности учреждений и
орг-ции,
составляющих П. с. Формируется П. с. в процессе деления общества на классы и
появления гос-ва и в
ходе исторического развития классового государственно организованного общества
становится всё
более разветвлённой.
П. с. эксплуататорского общества отражает его классово антагонистич. характер.
Определяющий
фактор в этой системе — механизм диктатуры господствующего класса, к-рый в
условиях совр.
бурж. общества охватывает гос-во, бурж. и реформистские партии, оп-портунистич.
профсоюзы,
различные орг-ции и движения политич. характера.
В бурж. обществе ключевые позиции в экономике и политике занимает монополистич.
капитал,
усиливается влияние воен.-пром. комплекса на принятие не только экономич., но и
политич.
решений, на определение политики гос-ва как главного орудия политич. власти
господствующего
класса. Аппарат гос. власти функционирует в тесной связи с др. звеньями П. с.,
к-рые активно
используются для идеологич. воздействия на массы, манипулирования обществ.
мнением и в
конечном счёте для сохранения власти капитала.
Механизму диктатуры монополистич. капитала трудящиеся, и в первую очередь
рабочий класс,
противопоставляют свои политич. орг-ции — коммунистич. и рабочие партии, др.
прогрессивные
орг-ции.
Монополистич. капитал стремится различными способами ограничить роль орг-ции
рабочего класса
и др. трудящихся, устранить их от политич. жизни. В ряде бурж. стран
коммунистич. и рабочие
партии подвергаются преследованию и запретам.
В результате победы социалистич. революции возникает П. с. принципиально нового
типа,
призванная охранять революц. завоевания трудового народа и обеспечить
организацию, управление и
руководство строительством социалистич. и коммунистич. общества.
В П. с. социалистич. общества входят: коммунистич. партия, являющаяся её
руководящей и
направляющей силой, социалистич. гос-во, к-рое сотрудничает с обществ.
орг-циями — профсоюзами, комсомолом, кооперацией и др. объединениями трудящихся

составными
510 ПОЛИТИЧЕСКАЯ
звеньями П. с. социализма; первичной ячейкой П. с. социалистич. общества
являются трудовые
коллективы. Охватывая все сферы обществ. жизни, все звенья П. с. в условиях
социализма участвуют
в решении по-литич., экономич., социальных и культурных проблем.
В соответствии с конкретно-историч. условиями развития той или иной социалистич.
страны П. с.
имеет свои особенности. Так, в нек-рых странах социализма в П. с. входят неск.
партий и такие орг-
ции, как народный, отечеств. фронт.
П. с. социализма характеризуется последоват. демократизмом. Социалистич.
демократия
предоставляет рабочему классу, всем трудящимся реальные возможности для
активного участия в
управлении делами гос-ва и общества. Расширение и углубление социалистич.
демократии —
магистральное направление развития П. с. социализма.
В процессе строительства социализма и коммунизма П. с. проходит неск. этапов. В
СССР после
победы ???. революции 1917 была установлена диктатура пролетариата. С
построением зрелого
социализма гос-во диктатуры пролетариата превратилось в обще-нар. гос-во. В
Конституции СССР
нашло выражение и закреплено дальнейшее развитие сов. П. с. в условиях развитого
социалястич.
общества.
• Map к с К. и Энгельс Ф., Соч., т. 25, ч. 2, с. 354; т. 28, с. 427; т. 37, с.
394—95, 417; Ленин В. И., ПСС, т. 30, с. 22 128; т.
33, с. 1 — 120; т. 34, с. 10, 200; т. 36, с. 151—52, 157—205, т. 37, с. 101 —
10, 235 — 338, 450; т. 39, с. 66, 281; т. 40, с.
143 — 260, 270; т. 41, с. 209; т. 42, с. 153—54, 278, 279; КПСС в резолюциях и
решениях съездов, конференций и
пленумов ЦК, т. 2, М., 19708; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Материалы
XXV съезда КПСС, М., 1976;
Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Брежнев Л. И., Вопросы развития П. с. сов.
общества, М., 1977; его ж е, О
Конституции СССР, М., 19772; Топорни н Б. Н., П. с. социализма, М., 1972; е г о
же, Сов. П. с., М., 1975; Ч е ? а р и н В.
М., Сов. П. с. в условиях развитого социализма, М., 1975; Основной Закон нашей
жизни, М., 1978; Конституция
развитого социализма, ?., 19792; Сов. демократия в период развитого социализма,
?., 19792; Бурлацкий Ф., П. с.
развитого социализма, «Коммунист» 1979, №. 12. Е. М. Чехарин.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ, наука о законах, управляющих произ-вом, распределением и
обменом материальных жизненных благ в человеч. обществе на различных ступенях
его историч.
развития, «... наука об условиях и формах, при которых происходит производство и
обмен в
различных человеческих обществах и при которых, соответственно этому, в каждом
данном
обществе совершается распределение продуктов...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., т.
20, с. 153—54). В. И. Ленин характеризовал П. э. как науку о развивающихся
исторически укладах
обществ. произ-ва, дающую представление о его различных системах и о коренных
чертах каждой
системы (см. ПСС, т. 4, с. 36), и указывал, что предмет П. э. «... вовсе не
„производство материальных
ценностей", как часто говорят (это — предмет технологии), а общественные
отношения людей по
производству» (там же, т. 2, с. 195).
На основе изучения П. э., как отмечал Ф. Энгельс, возникло всё содержание теории
пролет. партии
(см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 13, с. 490). Марксизм произвёл революц.
переворот в П. э.,
превратил её из социальной науки буржуазии в пролетарскую, подлинно науч. П. э.,
создав на месте
II. э. собственности П. э. труда (см. К. Маркс, в кн. Марко К. и Энгельс Ф.,
Соч., т. 16, с. 9).
П. э. как самостоят. область знания возникла в кон. 16 в., на заре капиталистич.
эпохи. Представители
бурж. классич. П. э. стремились вскрыть внутр. структуру капиталистич. нроиз-ва.
Историч. заслуга
А. Смита и Д. Рикардо заключается в том, что они положили начали трудовой теории
стоимости.
Представители бурж. классич. П. э. выявили целый ряд «естеств. законов»
капитализма, но они не
понимали его исторически преходящего характера и не видели классовой борьбы
внутри бурж.
общества. С установлением господства буржуазии, выступлением рабочего класса на
историч.
арену и обострением классовой борьбы бескорыстные исследования в бурж. П. э.
уступили место
предвзятой апологетике. Обслуживая потребности хозяйствования монополий и
экономич. политики
капиталистич. гос-в (конкретные исследования, применение математич. методов и т.
д.). бурж. П. э.
по характеру объяснений обществ. отношений и тенденций развития капитализма
всегда оставалась
наукой апологетической. II. э.— наука классовая, партийная. Ленин считал, что ни
одному бурж.
экономисту, способному давать самые ценные работы в области фактич. спец.
исследований, нельзя
верить ни в одном слово, когда речь заходит об общей теории П. э. (см. ПСС, т.
18, с. 363).
Рычагом, при помощи ?-poro марксизм революционизировал П. э., явилась
материалистич.
диалектика в целом и материалистич. понимание истории в особенности.
Методологич. основой
марксистско-ленинской П. э. служит диалектич. и историч. материализм. По
характеристике Ленина,
в марксизме философия и П. э. «... связаны в цельное материалистическое
миросозерцание» (там же,
т. 25, с. 37).
Революц. переворот в П. э. охватил всё содержание этой науки, начиная с
понимания её предмета.
Предшественники Маркса ставили своей задачей исследование «богатства».
Источниками богатства
поочерёдно объявлялись те или иные особые виды труда: земледелие, мануфактура,
мореплавание,
торговля и т. д., пока Смит не провозгласил единств. источником материального
богатства «... труд
вообще, и притом в его общественной совокупности, как разделение тру-д а...»
(Маркс К., см. Маркс
К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13, с. 45). В отличие от своих предшественников Маркс
поставил целью П. э.
открытие экономич. закона движения бурж. общества. Представители бурж. клас-еич.
П. э.,
придерживаясь рационалистич. философии, пытались вывести экономич. законы из
природы «хо-
зяйствующего человека», вступающего в экономич. отношения с другими, подобными
ему
одиночками. Марксизм показал, что произ-во всегда носит обществ. характер и
исходным пунктом
П. э. должно служить общество, а не отд. индивид. Маркс осуществил конкретное
исследование
обществ. структуры произ-ва, к-рая определяет психику, волю, сознание и действия
людей. Там, где
представители бурж. П. э. видели отношения между вещами, марксизм вскрыл
отношения между
людьми — товаропроизводителями. Уже в товаре и в ещё большей степени в товаре
как продукте
капитала заключено овеществление общественных определений произ-ва, товарный
фетишизм,
характеризующий весь капиталистич. способ произ-ва (см. К. Маркс, там же, т. 25,
ч. 2, с. 453).
Т. о., было выяснено, что предметом II. э. являются производств. отношения в их
противоречивом
единстве с производит. силами. Экономич. категории суть теоретич, выражения
производств.
отношений людей.. Совокупность производств. отношений данного общества
составляет его
экономич. строй, или экономич. структуру. Анализ производств. отношений дал
возможность
обобщить социальную реальность разных стран в одном осн. понятии общественно-
экономич.
формации и установить, что развитие и смена таких формаций являются естеств.-
историч.
процессом, протекающим по определ. объективным, т. е. не зависящим от воли и
сознания людей,
законам. В противоположность предшествовавшим экономистам, рассуждавшим об
«обществе
вообще», Маркс дал в «Капитале» материалистич. анализ законов функционирования и

<< Пред. стр.

страница 201
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign