LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 200
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

называется Хилон из
Лакедемона, реже — Фалес или др. «мудрецы»). Другое предание приписывало его
мифич. жрице-
506 ПОЗНАЙ
пророчице Аполлона (1-й пифии) Фемоное (Аристотель, О философии, фр. 3 Ross).
Примиряющая
версия: «П. с. с.» — ответ Аполлона, изречённый пифией на вопрос Хилона: «Что
самое лучшее для
людей?» (Клеарх-перипатетик у Стобея 3, 21, 26; ср. Диоген Лаэртий 1,40).
Первоначально «П. с. с.»
означало, видимо, лишь призыв к самоконтролю и в контексте сентенций семи
мудрецов его следует
переводить как «знай себя», т. е. «контролируй себя», не зазнавайся и не впадай
в преступную
«наглость» (?????), наказуемую божеством. Старинное дельфийское речение было
полностью
переосмыслено Сократом, в устах к-рого оно означает 1) отказ от бесплодных
космологич. спекуля-
ций досократиков (ср. Платон, Федр 229 е); 2) коррелят осн. постулата
интеллектуалистич. этики
Сократа («добродетель есть знание»), полагающий самопознание, познание своей
нравств. сущности
и её последующую реализацию (познай, кто ты есть и стань им) путём к достижению
счастья
(Алкивиад 1-й, 124а, 128b —129а; Ксенофонт, Воспоминания о Сократе 4, 2, 24;
Аристотель, О
философии, фр. l ROSS).
• W i l k i n s E. G., «Know thyself» in Greek and Latin literature, Manasha,
1917.
ПОЗНАНИЕ, высшая форма отражения объективной действительности. Марксистско-
ленинская
философия исходит из признания единства отражения, продметно-практич.
деятельности и
коммуникации, из понимания П. как социально-опосредованной, исторически
развивающейся
деятельности отражения. П. не существует вне познават. деятельности отд.
индивидов, однако
последние могут познавать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно
выработанной,
объективированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому.
В П. существуют разные уровни: чувств. П., мышление, эмпирич. и теоретич. П.
Наряду с этим
выделяют различные формы П.: П., направленное на получение знания, неотделимого
от
индивидуального субъекта (восприятие, представление), и П., направленное на
получение
объективированного знания, существующего вне отд. индивида (напр., в виде науч.
текстов или в
форме созданных человеком вещей, несущих в себе социально-культурный смысл).
Объективированное П. осуществляется коллективным субъектом по законам,
несводимым к
индивидуальному процессу П., и выступает как часть духовного производства.
Различают также
такие типы П., как обыденное, художественное и научное, а внутри науки —
естеств.-науч. и
обществ.-науч. П. Различные стороны процесса П. исследуются рядом специальных
наук
(когнитивная психология, науковедение, история науки, социология науки и др.).
Функционирование
и историческое развитие эталонов и норм П. изучает теория познания как
философская дисциплина.
ПОКОЛЕНИЕ, многозначный термин, обозначающий разные аспекты возрастной структуры
и
истории общества. 1) Реальное П. (когорта) — совокупность сверстников,
образующая возрастной
слой населения.
2) Генеалогич. П. (генерация) — степень происхождения от общего предка (отцы,
сыновья, внуки и т.
д.).
3) Хронологич. П.— период времени, в течение к-рого живёт или активно действует
данное П. 4)
Условное или гипотетич. П.— общность современников, чья жизнь неразрывно связана
с к.-л.
важными историч. событиями («П. Великой Отечеств. войны») или к-рым
приписывается некая
духовная, символич. общность, «дух времени» («П. романтизма»). Методы
поколенного и когортного
анализа широко применяются в обществ. науках, истории и психологии при изучении
возрастной
стратификации общества, межпоколенной трансмиссии культуры, молодёжных движений,
изменений в структуре жизненного пути и т. д. Однако нечёткое определение
понятия «П.» и
абсолютизация поколенной общности в ущерб классовой нередко приводят к серьёзным
ошибкам.
В немарксистской лит-ре предпринимались попытки положить понятие П. в основу
общеисторич.
периодизации (Ортега-и-Гасет) или представить «конфликт П.» в качестве универс.
движущей силы
истории. Марксистская социология отвергает такой подход. Конкретные
взаимоотношения
представителей разных П., включая отношения отцов и детей, можно понять только в
свете более
общей социальной ситуации, учитывая характер социальных конфликтов, темп
историч. развития,
уровень идеологич. сплочённости или разобщённости общества и т. д.
* Урланис Б. Ц., История одного П. (Социально-демо-графич. очерк), М., 1968;
Преемственность П. как социологич.
проблема, М., 1973; Кон И. С., Возрастные категории в науках о человеке и
обществе, «Социологич. исследования»,
1878, № 3; е г о ж е, Понятие П. в совр. обществоведении, в кн: Актуальные
проблемы этнографии и совр. зарубежная
науки, Л., 1979; Никитенко В. В., Демографич. анализ поколений, М., 1979; R i 1
е у M. W., P о n е г A., Aging and
society, v. l—3, N. Y., 1968—72; Youth, generations and social change, «Journal
of Social Issues», 1974, № 2—3.
ПОЛАГАНИЕ (нем. Setzen), филос. понятие, используемое в спекулятивных
построениях классич.
нем. идеализма, означающее, с одной стороны, мысленное допущение, утверждение
(«положение»),
суждение о чём-нибудь, с другой — утверждение, создание чего-то как реального,
т. е. реальное
порождение бытия в том или ином его аспекте. Согласно Канту, П. может быть
логическим, а может
быть и реальным. В понятиях мы полагаем, утверждаем вещи лишь как возможные.
Между тем
существование есть «абс. полагание вещи», это не мысленный предикат, а само
реальное бытие. Т. о.,
понятие П. «тождественно понятию о бытии вообще». Именно на эти доводы опирается
кантовская
критика онтологич. доказательства бытия бога, его тезис, согласно к-рому бытие
вообще не есть
область логич. вывода и доказательства.
По Фихте, исходный принцип филос. системы выражает абс. действенный акт, к-рый
лежит в основе
всякого бытия и сознания. Формулой такого акта является след. основоположение:
«Я»
первоначально полагает безусловно своё собственное бытие. Под этим «Я»
подразумевается абс.,
верховная реальность, включающая в себя изначальное тождество субъекта и
объекта, к-рое есть не
что иное, как самополагание «абс. субъекта» (т. е. его абс. бытие, состоящее в
творч. самоутвержде-
нии).
Шеллинг утверждал, что «абсолютное» (бог) есть «бесконечное полагание самого
себя» (т. е., в конце
концов, бесконечное П. своих бесконечных П.). Каждое из этих П. есть самостоят.
сущность,
божеств. идея. Их совокупность образует «мир идей», к-рые в развёрнутой, видимой
форме дают
систему мировых тел, или Вселенную.
Согласно Гегелю, П. есть самоутверждение духовной сущности, её «выход в
существование»,
благодаря к-рому бытие раскрывает свою действит. основу. При этом основание
развития как бы
предвосхищает, предполагает самоё себя, а его осуществление выступает равным
образом и как
снятие, преодоление всех положенных определений. Т. о., П. у Гегеля есть
действие, посредством к-
рото дух или понятие постепенно реализуют себя в последовательности этапов своей
эволюции.
В марксистской философии понятие «П.» не употребляется.
• Кант И., Соч., т. 1, М., 1963, с. 401—05; т. 3, М., 1964, с 517—24; Фихте И.
Г., Избр. соч., т. 1, [М.], 1916, с. 67— 99
102—203; Гегель Г., Наука Логики, т. 2, М., 1971, о. 20, 71, 106 — 109, 217 —
18; т. 3, М., 1972, с. 10 — 12, 195—96; И л
ь и н И. А., Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего, «Вопросы
философии и психологии», 1912, кн. 111 (I)
— 112(11); Линьков Е. С., К генезису проблемы субъекта и объекта в философии
Шеллинга, «Вестник Ленингр. ун-та»,
1969, № 11.
ПОЛИКАРОВ Азаря (р. 1921, София), болг. философ-марксист, чл.-корр. ???? (1967).
Чл. БКП с
1944. Окончил физич. ф-т МГУ (1951), доктор филос. наук СССР (1964). В 1907—1970
гл.
специалист отдела философии ЮНЕСКО в Париже; с 1977 директор Центра науч. ин-
формации БАН. Осн. работы П.— в области филос. проблем фи .im. наук, теории
познания,
методологии науч. познания, истории науки, критики «физич.» идеализма.
• В защита на науката. Философско-научни очерци, София, 1945; Диалектическият
материализъм и съвременната
физика, София, 1950; Материя и познание, София, 1961; Методология на научното
познание, т. 1—2, София, 1972—73;
Физиката на XX век. Основни идеи и открития, София, 1977; Проблеми на научното
познание от методологична гледна
точка, София, 1977; в рус. пер.— Относительность и кванты, М., 1966.
ПОЛИТИКА (греч. ???????? — гос. или обществ. дела, от ????? — гос-во), сфера
деятельности,
связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами,
ядром к-рой
является проблема завоевания, удержания и использования гос. власти. Самое
существенное в П.—
это «... устройство государственной власти» (Ленин В. И., ПСС, т. 23, с. 239);
П. «... есть участие в
делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания
деятельности
государства...» (там же, т. 33, с. 340). Любая обществ. проблема приобретает
политич. характер, если
её решение, прямо или опосредованно, связано с классовыми интересами, проблемой
власти (см. К.
Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, с. 360).
Науч. объяснение П. и соответственно формирование науч. П. стали возможны лишь с
появлением
марксизма. Материалистич. понимание истории, уяснение роли и места классов во
всём комплексе
социальных явлений позволили сделать фундаментальный вывод: политич. отношения в
своей
сущности есть отношения классовые. С тех пор как появились классы и до тех пор
пока они будут
сохраняться, существовала и будет существовать 11. как особая, специфич. форма
обществ. деятель-
ности. Именно потребности классов определяют содержание политич. интересов. По
мере
усложнения социальной жизни, осознания классами и др. обществ. группами своих
интересов
формировалась политич. надстройка общества, возникали орг-ции и учреждения, в
рамках к-рых по
преимуществу осуществляется политич. деятельность, прежде всего — гос-во,
позднее партии
политические. С т. зр. марксизма-ленинизма П.— и как практич. отношения, и как
идеология —
детерминирована движением экономич. процессов и выступает как надстройка над
экономич.
базисом общества (см. Базис и надстройка). Экономич. интересы в конечном счёте
выступают как
социальная причина политич. действий.
Политич. деятельность, будучи производной по отношению к деятельности
экономической, обладает
большой степенью самостоятельности. Политич. логика не является механич. слепком
с логики
экономич. развития. Всё это открывает путь для политич. акций, противоречащих
законам экономич.
развития или, что встречается гораздо чаще, учитывающих действия этих законов не
полностью,
частично. В ограниченных рамках паллиативные акции могут иметь успех, о чём,
напр.,
свидетельствует опыт гос. регулирования экономики в условиях совр. капитализма.
Однако в
перспективе подобные политич. действия обречены на провал, ибо они лечат не
болезнь, а её
симптомы. Вместе с тем относит.
самостоятельность П. открывает широкие возможности для прогрессивных воздействий
на экономич.
процесс и вообще на ход истории. Маркс называл насилие — это крайнее выражение
политич.
воздействия — повивальной бабкой истории. Если же говорить не о тех критич.
моментах истории,
когда насилие необходимо и неизбежно, а о её «спокойном» течении, то и в этом
случае политич.
действия, отражающие назревшие потребности общественного и прежде всего
экономич. развития,
выступают как мощный ускоритель социального прогресса, как сила, способствующая
сознат. и
эффективной реализации возможностей, заложенных в объективном ходе вещей.
ПОЛИТИКА 507
Будучи концентрированным выражением не только экономич., но и иных потребностей
классов, П.
оказывает существ. влияние на все структурные элементы надстройки. Причём чем
острее классовая
борьба, тем шире круг вопросов, вовлекаемых в собственно политич. сферу. Поэтому
естественпо,
что в совр. эпоху, когда в мировом масштабе идёт процесс революц. смены одной
обществ.-
экономич. формации другой, происходит всеобъемлющая «политизация» социальной
жизни.
Нередко — особенно там, где сильно давление мел-кобурж. стихии и вообще
отсталых, архаич.
структур,— этот процесс приобретает уродливые, искажённые формы. Создаётся
своего рода культ
всемогущей и всепро-никающей политич. власти. При этом считается, что механизм
эффективного
политического принуждения позволяет «обойти» закономерности общественного
развития. Такие
попытки игнорирования социальных закономерностей приводят, как правило, к
авантюризму и
субъективизму в П.
Различают П. внешнюю и П. внутреннюю. В целом внешнеполитический курс данного
гос-ва
определяется характером, классовой природой его внутренней П. Вместе с тем
внешнеполитич.
обстановка существенно влияет на П. внутреннюю. В конечном же счёте и внеш., и
внутр. П. решают
одну задачу — обеспечивают сохранение и упрочение существующей в данном гос-ве
системы
обществ. отношений. Но в рамках этой принципиальной общности каждая из двух осн.
областей П.
имеет свою важную специфику. Методы решения внут-риполитич. задач определяются
тем, что гос-
во — даже при ярко выраженной оппозиции — обладает монополией на политич. власть
в данном
обществе. А на меж-дунар. арене единого центра власти нет, там действуют гос-ва,
к-рые в принципе
равноправны и отношения между к-рыми складываются в результате борьбы и
переговоров, разного
рода соглашений и компромиссов.
Внутр. П. охватывает осн. направления деятельности гос-ва, правящих партий. В
зависимости от той
сферы обществ. отношений, к-рая является объектом политич. воздействия, можно
говорить об
экономич. или социальной, культурной или технической и др. П. Борьба за власть,
политич.
господство между классами-антагонистами, а также между различными группами
господствующего
класса составляет стержень обществ.-политич. жизни в любом антагонистич.
обществе. В условиях
социализма, после ликвидации эксплуататорских классов, центр тяжести политич.
жизни
перемещается в область упрочения, совершенствования политич. организации
общества, развития
социалистич. демократии, постепенного преобразования всей системы обществ.
отношений на
коммунистич. началах.
В самой общей форме структуру цолитич. руководства можно свести к трём осн.
моментам. Во-
первых, такое руководство включает в себя постановку принципиальных задач,
определение
перспективных, а также ближайших целей, к-рые должны быть достигнуты в заданный
промежуток
времени. Реальность политич. задач и целей, их осуществимость определяются тем,
насколько они
соответствуют соотношению социальных сил, реальным возможностям, существующим на
данном
этапе развития. Во-вторых, политич. руководство предполагает выработку методов,
средств, форм
обществ. деятельности и организации, с помощью к-рых поставленные цели могут
быть достигнуты
оптимальным образом. Проблема соотношения средств и целей уже выходит за рамки
«чистой» П.,
ибо её решение связано с определ. нравств. представлениями. Коммунисты
решительно отвергают
аморальный тезис: цель оправдывает средства. Политич. опыт показывает, что
успех, к-рый может
быть достигнут путём применения бесчеловечных средств для осуществления
человечной цели,
имеет
508 «ПОЛИТИКА»
эфемерный характер и приводит к оскудению, обесчело-вечиванию самой цели. В-
третьих, цолитич.
руководство связано с необходимостью подобрать и расставить кадры, способные
понять и
выполнить намеченные задачи. Знание общей схемы, равно как и применение совр.
инструментария
политич. руководства (системный анализ и т. п.), сами по себе ещё не
обеспечивают успеха в П.
Науч. П. опирается на прочный фундамент марксистско-ленинской теории,
покрывающей закономер-
ности историч. развития. Выработка ген. перспективы развития общества,
правильной иолитич.
линии и организация трудящихся в целях претворения её в жизнь — главное в
деятельности
правящих коммунистич. партий. Чем шире размах социалистич. и коммунистич.
строительства, чем
сложнее задачи, к-рые приходится решать, тем выше роль и ответственность партий,
идущих во
главе масс.
Политич. теория, давая общую ориентировку политич. деятельности, не может
охватить всего
многообразия событий, очертить всю совокупность возможных следствий из данной
совокупности
причин. Поэтому П., даже науч. П.,— столь же искусство, сколь и наука. Тем
более, что II. широко
подвержена влиянию личных качеств политич. деятелей. Поэтому одна и та же
объективная, напр.
экономическая, потребность может быть выражена в разных политич. решениях,
содержание к-рых
будет во многом зависеть от усмотрения лиц, правомочных это решение принять.
Диапазон
отклонений, вызванных действиями субъективных факторов, объективно ограничен. Но
он вполне
достаточен, чтобы привести к неоднозначности политич. действий.
П., в отличие от экономики или культуры, относится к числу таких явлений
обществ. жизни, к-рые
имеют исторически преходящий характер. По мере развития коммунистич. обществ.-
экономич.
формации политич. оболочка, внутри к-рой до сих пор осуществляется материальный
и духовный
прогресс, будет становиться всё тоньше, пока совсем не растворится в обществ.
коммунистич.
самоуправлении. Связь между людьми, руководство делами общества утратят политич.
характер.
Установление социальной однородности человечества и победа коммунизма в мировом
масштабе
будут означать конец П. как специфической формы человеческой деятельности.
• Маркс К., К критике гегелевской философии права, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
т. 1; его ж е, Политич. партии и
перспективы, там же, т. 8; Э и г е л ь с ?., Позиция политич. партий, там же, т.
1; Лени н В. И., По поводу одной статьи в
органе Бунда, ПСС, т. 14; е г о ж е, Выборная кампания с.-д-тии в Петербурге,
там же, т. 14; е г о же, Отношение к бурж.
партиям, там же, т. 15; е г о ж е, Полемич. заметки, там же, т. 20; е г о ж е,
Блок кадетов с прогрессистами и его значе-
ние, там же, т. 21; его же, О либеральном и марксистском понятии классовой
борьбы, там же, т. 23; е г о ж е, Еще о
политич. кризисе, там же, т. 25; е г о ж е, О карикатуре на марксизм и об
«империалистич. экономизме», там же, т. 30;
его же, Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!, там же, т. 32; его же, Из
дневника публициста, там же, т. 34; е г о ж е,
Политич. отчет Центр. К-та 7 марта. [Седьмой экстренный съезд РКП(б)], там же,
т. 36; его ж е, Ценные признания
Питирима Сорокина, там же, т. 37; его же, Заметки публициста, там же, т. 40; его
же, Детская болезнь «левизны» в
коммунизме, там же, т. 41; его ж е, Доклад о замене разверстки натуральным
налогом 15 марта. [X съезд РКП(б)], там
же, т. 43; его же, [Письмо] И. Арманд 6(19) янв. 1917, там же, т. 49; Материалы
XXIV съезда КПСС, М., 1971;
Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981;
Бурлацкий Ф. М., Ленин. Гос-во. П.,
М., 1970; Бовин А. Е., В. И. Ленин о П. и нолитич. деятельности, М., 1971; П.
как обществ.
явление. Сб. ст., М., 1972; Сергиев А. В., Предлиде-ние в П., М., 1974; А з а р
о в Н. И., В. И. Ленин о П. как обществ.

<< Пред. стр.

страница 200
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign