LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 199
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Агриппы Неттесхеймского]. У неоплатоников П. — посредник материального и
нематериального,
оболочка души, предохраняющая её от оскверняющего прикосновения к телу (Плотин,
Эннеады II 2,
2) и от непосредств. контакта с материальным миром при чувств. восприятии (душа
воспринимает
отпечатки тел на пневматич. оболочке).
В христ. теологии ?????? "????? — святой Дух, 3-е лицо Троицы.
• Leisegang H., Pneuma Hagion. Der Ursprung des Geistbegriffs der sinoptischen
Evangelien aus der griechischen Mystik, Lpz.,
1922; V e r b e k e G., Involution de la doctrine du pneuma du stolcisme a St.
Augustin, Louvain — P., 1945; S a a-k e H.,
Pneuma, в кн.: RE, Suppl., Bdl4, 1974, col. 387—412.
ПНЕВМА 503
ПОВЕДЕНИЕ, процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой. П.
возникает на
высоком уровне организации материи, когда её живые структурные образования
приобретают
способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя её с
целью
самосохранения и приспособления к условиям существования или (у человека) их
активного
изменения. О П. неорганич. объектов (напр., электрона, планеты, машины и т. п.)
можно говорить
только условно, метафорически.
Термин «П.» применим как к отд. особям, индивидам, так и их совокупностям (II.
биологич. вида,
социальной группы). П. является материальным, объективным процессом и изучается
различными
науками: биологическими, социальными и в определ. аспектах кибернетикой.
В антич. период регулятором П. живых тел считалась душа как имманентно присущее
им начало
(Аристотель). В новое время получило развитие учение о П., к-рое позволило
понимать его исходя из
принципа причинности, без обращения к нетелесным сущностям или силам. Так,
Декарт полагал, что
живые тела ведут себя подобно простым автоматам, не нуждаясь в воздействии со
стороны
нематериальных сил. Этот взгляд дал толчок к зарождению понятия о рефлексе как
автоматич. ре-
акции организма на внеш. воздействия.
С развитием эволюц. учения в биологии (Дарвин) объективная целесообразность П.
получает новое
детерминистское объяснение и прежняя механистич. концепция рефлекса как
основного акта II.
преобразуется в системно-биологическую (Сеченов). В исследовании П. утвердился
объективный
метод, позволяющий изучать его в единстве физиологич. и психич. проявлений
организма. Тем
самым были заложены основы учения о высшей нервной деятельности, синонимом к-рой
Павлов
считал П.
Бихевиоризм выдвинул, в противовес представлению о психологии как науке о
сознании, положение
о том, что её предметом является П. как система ответных дви-гат. реакций на
внеш. стимулы (Э.
Торндайк, Дж. Уот-сон, впоследствии Б. Скиннер). Выявление ограниченности этой
механистич. т.
зр. на II. привело к необихевиоризму (Э. Толмен, К. Халл), предложившему
рассматривать П. как
процесс, в к-ром между внеш. стимулом и ответными реакциями организма действуют
различные
промежуточные факторы (побуждения, установки, познават. феномены).
В других направлениях западной психологии изучалась зависимость П. от влечений
(Фрейд),
«жизненного пространства», в к-ром организм реализует свои побуждения (Левин,
гештальтпсихология), стадиально развивающейся системы действий и операций
(Пиаже) и др.
Получила развитие биология П., проследившая различные формы П. животных, начиная
с
инстинктивного прирождённого П., зависящего от условий обитания вида,
возникающие на этой
основе прижизненные формы П. (типа навыков у животных, механизмом к-рых является
условный
рефлекс) и, наконец, элементы интеллектуального (рассудочного) П. у высших
животных. Эти
формы изучаются этологией как наукой об особеннос-стях П. животных в естеств.
условиях
существования и зоопсихологией, исследующей роль различных психич. явлений
(ощущений,
восприятий, эмоций) в регуляции П. животных.
В сов. психологии П. человека трактуется как имеющая природные предпосылки, но в
основе своей
социально обусловленная деятельность, типичной формой к-рой является труд,
придающий психич.
регуляции человеч. П. качественно новый характер. Это позволяет вскрыть осн.
компоненты П.: его
регуляцию заранее поставленной целью, которая избирается обла-
504 ПОВЕДЕНИЕ
дающей способностью к свободному выбору и самостоятельному принятию решений
личностью.
Фундаментальное значение при этом имеет мировоззрение, от характера к-рого
зависят
направленность и социальная ценность П.
П. человека неотделимо связано с системой речевых сигналов, усваиваемой в
процессе общения ?
создающей предпосылки для интериоризации внеш. двигат. компонентов П. Благодаря
этому
формируется способность человека строить в сознании образ будущего, осуществлять
самооценку и
самоконтроль.
В условиях коллективной жизни П. индивида зависит от характера его
взаимоотношений с группами,
коллективами, членом к-рых он является. Сама группа выступает в качестве особого
субъекта П.,
имеющего коллективные цели и мотивы. В групповом П. наблюдаются такие
своеобразные
феномены, как подражание, эмоциональное «заражение», сопереживание, подчинение
индивидуального П. групповым нормам и ролевым предписаниям, лидерство.
Ценностные, аксиологич. аспекты П. выступают наиболее отчётливо тогда, когда
действие
приобретает характер поступка, т. е. личностно значимого акта, контролируемого
системой принятых
в обществе норм. В реальном П. осознаваемые и неосознаваемые, рациональные и
эмоциональные
компоненты находятся в сложном соотношении. Действие неосознаваемых психич.
факторов
наиболее рельефно проявляется в эмоциональной сфере, в симпатиях и антипатиях, в
аффективных
проявлениях П.
Наиболее существ. признаком патологии II. является его неадекватность
объективным требованиям
ситуации и установкам личности. Наблюдается рассогласование между объективным
раздражителем
и поведенч. актом, между мотивом и поступком. Целостность П. нарушается ввиду
расщепления его
вербального и реального планов, начатое действие не завершается соответственно
имевшемуся
намерению, ослабляется критичность, обеспечивающая контроль в реализации
программы П.,
совершаются навязчивые действия и т. п.
• Сеченов И. М., Избр. филос. и психология, произв., [М.1, 1947; Павлов И. П.,
ПСС, т. 3, кн. 1, М.— Л., 19512;
Рубинштейн С. Л., Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Watson J. В.,
Behaviorism, Chi., 1930.
А. И. Липкипа, А. Г. Спиркин, М. Г. Ярошевский.
«ПОД ЗНАМЕНЕМ МАРКСИЗМА», ежемес. филос. и обществ.-экономич. журнал. Выходил в
1922—44. Программа работы журнала была определена В. И. Лениным в ст. «О
значении
воинствующего материализма», написанной в марте 1922 после выхода 1—2-го номеров
журнала.
Журнал имел отделы: Ленин и ленинизм (с 1924), актуальные проблемы философии
диалектич.
материализма, историч. материализм, история материализма, новое в
естествознании, история социа-
лизма, критика и библиография. В «П. з. м.» публиковались материалы из архива К.
Маркса и Ф.
Энгельса, статьи по вопросам иск-ва, лит-ры, таинств. экономии, переводы работ
выдающихся
материалистов прошлого, популярные статьи, консультации и др. В журнале
разрабатывались осн.
вопросы теории марксизма-ленинизма, диалектико-материалистич. метода, историч.
материализма,
вопросы истории философии, истории и теории естествознания, теории лит-ры и иск-
ва, теории и
истории атеизма, велась борьба с реакц. бурж. идеологией, ревизионизмом,
вульгаризаторством и
упрощенчеством марксистской теории.
• История философии, т. 6, кн. 1, М., 1965, с. 77—78, 142—45, 159 — 61.
ПОДОБИЕ, 1) в обычном словоупотреблении — то же, что сходство, аналогия,
родственность и т.
п.; 2) в науке — понятие, характеризующее одинаковость формы объектов,
независимо от их
размеров. Подобны, напр., фотоотпечатки одного негатива, сделанные в разных
увеличениях.
Отношение П. рефлексивно, симметрично и транзитивно, т. е. является отношением
типа
равенства. Частным случаем П. объектов является их полное совпадение —
тождество.
Преобразование к.-л. объекта в объект, ему подобный, наз. преобразованием П.
Напр., построение
модели воображаемого (проектируемого) объекта и переход от этой модели к пром.
реализации
замысла (к реальному объекту) является серией преобразований П. Обобщение
элементарных
представлений о П. даёт теория П. — учение об условиях П. (явлений) и о методах
их математич.
описания. В этой теории понятие П. обобщается и на объекты без жёсткой формы
(напр., жидкости и
газы) и связывается с разысканием на основе сравнения изучаемых явлений
переходных масштабов,
отражающих существенные для данной абстракции П. параметры сравниваемых явлений,
и условий
обоснованного перехода от модели к реальности и наоборот. Т. о., идея П. лежит в
основе
моделирования. М. М. Новосёлов. 3) Термин платонически ориентированной философии
и теологии
(греч. ????????), означающий сообразность низшего высшему, причастность форме
высшего. В этой
системе понятий П. соотносится с единым, а «неподобное» — с иным; П. — это
принятие своего
места в иерархии и единение через связь с верховным первоначалом иерархии, а
«неподобное» —
узурпация чужого места, выпадение из гармонии. П. отождествляется для вещи с
благом, отсутствие
П. — со злом, несовершенством. На этом фоне рассматривался и библейский текст,
согласно к-рому
бог сотворил человека по своему образу и П. (Быт. 1, 2 в). Христианская
теологич. начиная с
Оригена, различает образ божий как неотъемлемое, хотя и ежечасно оскверняемое
достояние, и П.
божие, к-рое утрачено человеком в состоянии греха и поставлено перед ним как
идеал и цель его
усилий: низшая природа человека должна до конца принять форму, налагаемую на неё
«умом»
человека (см. Нус), а «ум» — форму, налагаемую богом.
С. С. Аверинцев.
ПОДРАЖАНИЕ в психологии, воспроизведение индивидами и социальными группами
воспринима-
емого ими поведения других индивидов и групп.
Ещё Аристотель приписывал П. важнейшую роль в формировании человека. Тард в П.
видел основу
развития общества. В биологизаторско-инстинктивистских концепциях (Мак-Дугалл и
др.)
подчёркивается врождённый характер П. В рамках ассоцианизма П. рассматривается
как особый вид
воздействия, при к-ром реакция объекта П. становится условным стимулом для
собств. реакции
субъекта П. на стимул. В бихевиоризме П. объясняется с позиций теории научения и
рассматривается
как результат подкрепления соответствующего поведения посредством прямых и
косвенных видов
поощрения и наказания. Сочетание ассоцианист-ских и бихевиористских влияний
содержится в
исследованиях П., основанных на концепции «замещающего научения» (А. Бандура и
др.). Нек-рые
психологи отрицают существование единого механизма П., разделяя его на ряд
самостоят. видов.
Фундаментальную основу изучения П. составило исследование И. П. Павловым
условных и
безусловных рефлексов, первой и второй сигнальных систем. В работах Л. С.
Выготского П.
рассматривается как один из важнейших факторов развития высших форм поведения
человека,
подчёркивается связь способности к П. с возможностями субъекта и пониманием им
ситуации,
подвергаются критике механистич. и интеллектуалист-ские интерпретации П.
Различные аспекты П.
в сов. науке изучались с позиций общей (А. Н. Леонтьев и др.), сравнительной (Н.
П. Ладыгина-
Котс), педагогической (В. А. Просецкий и др.), возрастной психологии, а также
палеопсихологии (Б.
Ф. Поршнев).
При социально-психологич. изучении П. исследуется гл. обр. взаимодействие
социально-типич.
субъектов и объектов П. П. изучается, с одной стороны, как результат социального
воздействия
(напр., влияние референтных групп, конформизм), с другой — как раз-
новидность и средство социального воздействия, как один из путей приобщения
индивида к
социальному и культурному опыту.
• Т а р д Г., Законы П., пер. с франц., СПБ, 1892; Выготский Л. С., Развитие
высших психич. функций, М., 1960;
Парыгин Б.Д., Основы содиальяо-психологич. теории М., 1971; M i l l е r N., D o
l l a r d J., Social learning and imitation,
New Haven — L., 1962; Social facilitation and imitative behavior, Boston, 1968.
ПОДРАЖАНИЕ в эстетике, один из осн. принципов антич. эстетики, а также
классицистич.
эстетики 16—18 вв.
Взгляд на иск-во как П. (мимесис) высказывался в пифагореизме (музыка как П.
небесной гармонии
и т. п.), был развит Платоном и Аристотелем. Поскольку, согласно Платону,
видимый мир есть П.
высшему миру идей, иск-во, подражающее реальности, представляет собой лишь П.
подражанию.
Аристотель считал, что стремление к П. свойственно живым существам вообще, а
людям в
особенности (Поэтика 1448 b 5); П. составляет сущность иск-ва, оно доставляет
удовольствие даже
тогда, когда изображается отвратительное; способ и объект П. являются
конституирующими
признаками лит. жанров. Если Платон осуждал изображение уродливого, нравственно
предосудительного в иск-ве, то Аристотель допускал его, хотя и ставил комедию
ниже эпоса и
трагедии, поскольку в ней подражают «худшим людям» (Поэтика 1449 а 32 слл.).
В новое время идея П. получила широкое распространение в эстетике классицизма.
III. Батте, напр., в
работе «Изящные иск-ва, сведённые к единому принципу» («Les beaux arts reduits a
un meme
principe», 1746) считал таким единым для всех иск-в принципом П. При этом для
классицистов
достойна П. только «прекрасная природа», т. е. то в природе, что соответствует
эстетич. канону, идее
прекрасного; лучшим способом приблизиться к ней признавалось П. идеальным
образцам антич. иск-
ва.
Понятие «П. природе» было подвергнуто критике нем. классич. идеализмом (Кант,
Шеллинг, Гегель),
а также романтич. эстетикой, выдвинувшей на первый план роль фантазии,
воображения,
субъективного начала, личности самого творца. В реалистич. эстетике сер. 19 в.
термин «П. природе»
заменяется понятием правдивого воспроизведения действительности и в дальнейшем в
эстетич.
концепциях 19—20 вв. не употребляется.
• Лосев А. Ф., Шестаков В. П., История эстетич. категорий, М., 1965, с. 204—36;
V с г d е ? i u s W. J., Mimesis. Plato's
doctrine of artistic imitation and its meaning to us, Leiden, 1949; Koller H.,
Die Mimesis in der Antike: Nachahmung.
Darstellung. Ausdruck, Bern, 1954; S o r b o m G., Mimesis and art. Studies in
the origin and early development of an aesthetic
vocabulary, Stockh., 1966.
ПОДСОЗНАТЕЛbНОЕ, см. Бессознательное. ПОЗИТИВИЗМ (франц. positivisme, от лат.
positi-vus
— положительный), филос. направление, основанное на принципе, что всё подлинное,
«положит.»
(позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных спец. наук
и их синтетич.
объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоят.
исследование
реальности, не имеет права на существование.
П. оформился в особое течение в 30-х гг. 19 в. и за свою более чем вековую
историю
эволюционировал в направлении всё более чёткого выявления присущей ему с самого
начала
тенденции к субъективному идеализму.
Создатель П., введший самый этот термин, франц. мыслитель Конт провозгласил
решит. разрыв с
филос. («метафизич.») традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо
стоящей над ней
философии; это, по мнению позитивистов, не исключает существования синтеза науч.
знания, за к-
рым можно сохранить старое название «философии»; последняя сводится, т. о., к
ПОЗИТИВИЗМ 505
общим выводам из естеств. и обществ. наук. Поскольку П. не имеет дела с
«метафизич.» проблемами,
он отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки «метафизики», к к-рым
относятся, по
мнению Конта, претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены из
науки. Наука
не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает не на вопрос «почему», а на
вопрос «как».
Последовательное развитие этого тезиса ведёт к феноменализму. Однако наряду с
субъективно-
идеалистической тенденцией контовский П. сохраняет некоторые элементы
естественнонаучного ма-
териализма, идущего от традиций французского Просвещения 18 в. Следуя
просветителям, Конт
высказывает убеждение в способности науки к бесконечному развитию.
Представителями первой, «классич.», формы П. 19 в., кроме Конта, были Э. Литтре,
Г. Н. Вырубов,
П. Лаф-фит, И. Тэн, Э. Ж. Ренан — во Франции; Дж. С. Милль, Г. Спенсер — в
Великобритании.
Развитие П. шло по линии всё более чёткого выявления его феноменалистич.,
субъективно-
идеалистич. тенденций (Дж. С. Милль, Спенсер, в России — В. В. Лесевич, M. M.
Троицкий, В. Н.
Ивановский, П. Л. Лавров, II. К. Михайловский). Спенсер, используя в своих
«синтетич.»
обобщениях открытия естествознания 2-й пол. 19 в., развивает агно-стич. учение о
непознаваемости
объективной реальности, в сущность к-рой можно проникнуть лишь посредством
религии, а не с
помощью науки. II. оказал значит. влияние на методологию естеств. и обществ.
наук (особенно 2-й
пол. 19 в.). В кон. 19 в. П. переживает кризис, вызванный прогрессом естеств.-
науч. знания
(обесценившим многие из тех «синтетич.» обобщений, к-рые рассматривались самим
П. как вечное и
неоспоримое приобретение науки), коренной ломкой понятий в физике на рубеже 19—
20 вв. Кризису
первой фазы П. способствовали интенсивное развитие психологич. исследований,
заставлявших
предпринимать анализ тех самых «предельных» филос. вопросов знания, к-рых
всячески избегал П.,
а также неудача всех попыток П. доказать объективную обоснованность предлагаемой
им системы
ценностей в рамках механистич. и метафизич. социологии (ибо, сохранив
позитивистский критерий
научности, оказалось невозможным включить область ценностей в сферу науч.
исследования,
вывести «должное» из «сущего»). Это заставило вновь поставить вопрос о месте
философии в
системе наук. Преобразованный П. вступает в новый, второй этап своей эволюции —
махизм
(эмпириокритицизм), к-рый носит явно выраженный субъективно-идеалистич.
характер. Тенденции
махизма получают своё дальнейшее развитие в неопозитивизме, появление к-рого
относится к 20-м
гг. 20 в. и к-рый является современным, третьим этапом эволюции П. (см. также
Венский кружок,
Логический позитивизм, Аналитическая философия). Неопозитивизм, уходя от решения
коренных
филос. проблем, сосредоточивается на частных логико-методологич. исследованиях,
на анализе
языка науки.
• Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; Нареки и И. С.,
Очерки по истории П., М., 1960; Кон И.
С., П. в социологии, Л., 1964; Бурж. философия кануна и начала империализма, М.,
1977; Ш к у p и н о в П. С., П. в
России 20 в., М., 1980; F o u i l l ё е A., Le mouvement positiviste et la
conception sociologique du monde, P., 1896; Simon W.
M., European positivism in the nineteenth century, Ithaca (N. Y.), 1963.
«ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ» (греч. ??? ? ??????, лат. nosce te ipsum), изречение,
высеченное на
колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах в качестве призыва к каждому
входящему со стороны
бога Аполлона. По преданию (см., напр., у Платона— Протагор 343 а 8—bЗ), было
принесено в дар
Аполлону «семью мудрецами» (автором его в антич. источниках чаще всего

<< Пред. стр.

страница 199
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign