LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 194
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

венного» не посредством бурж. либерализма, к-рый приносит личность «в жертву
капиталу», а на
пути соединения выгод частного и общего х-ва (см. Филос. и обществ.-политич.
произв.
петрашевцев, 1953, с. 428— 429, 345, 346, 406). Это должно искоренить
неисчислимое зло,
источником к-рого стал «свободный ход пром-сти», т. е. капиталистич. путь
развития.
В отличие от др. П., Спешнев, подобно франц. просветителям Мабли и Морелли,
отстаивал идею
ликвидации частной собственности.
«Правое» крыло П. (Данилевский, Тимковский, Ха-ныков, Н. С. Кашкин и др.)
занимало по
преимуществу аполитичную позицию, ограничивая свою деятельность пропагандой
консервативно-
романтически толкуемого социализма Фурье, подчёркивая его «мирный» и
«безвредный» характер,
отличие от учений о равенстве философов 18 в. и коммунистов, совместимость с
политич. порядками
России.
Всех участников движения П. объединяла та или иная степень критич. отношения к
крепостнич.
действительности. В движении П. участвовал Ф. М. Достоевский.
Выдающимся результатом деятельности Петрашевского и его единомышленников
(Майкова и др.)
явился «Карманный словарь иностр. слов» (в. 1—2, 1845—46). к-рый по своему духу
напоминал
«Филос. словарь» Вольтера. Словарь П. «удивил всю Россию» (А. И. Герцен); он
«составлен умно, с
знанием дела» (В. Г. Белинский).
Обществ.-политич, и филос.-историч. концепция «левого» крыла П. выражена в
просветит.
категориях («общее благо», «естеств. право», «природа человека», «естеств.» и
«искусств.» обществ.
отношения и т. д.). П. учитывали новый опыт пром. развития Зап. Европы,
сравнительно с
просветителями 18 в. глубже понимали направление обществ. развития, неумолимость
законов
историч. прогресса, роль индустрии в жизни общества и т, д., но в целом не вышли
за рамки
идеологии Просвещения. Перестройку форм обществ. жизни они ставили в зависимость
в первую
очередь от сознат. деятельности человека, а обществ.-политич. идеал обосновывали
антропологич.
аргументами,
В сфере философии «левые» П.— убеждённые противники схоластич. систем
(«антиметафизики»),
сторонники тесной связи философии с естествознанием. Не соглашаясь равно и с
«неразвитым и
грубым материализмом», отрицающим существование духовных явлений, а также со
всяким
«разъединением духа и материи», авторы «Карманного словаря» предложили
материалистическую
по сути, но пантеистически окрашенную филос. концепцию. Они признавали
подчинённость всех
явлений в природе определ. законам, истинность «атомистич. системы» и «общего
закона проти-
водействия сил»; отрицали покой в природе и считали беспрерывные перерождения и
преобразования проявлениями её жизни; полагали постоянной «от вечности» «массу
действующих
сил в природе»; в ней не может быть ничего совершенно нового, чего прежде не
существовало в др.
формах.
Человек, по П., является «высшим существом» (принцип «антропотеизма»,
«гуманитаризма»,
«обожествления человечества или человека»), ничтожным перед лицом природы как
индивидуум, но
могучим как род. Человек — новатор, приводящий в движение действующие силы
(предметы) в
природе или в нём самом, доступные его владычеству и управлению, вносящий в
жизнь новый ряд
явлений.
Спешнев шёл неск. дальше антропотеизма, оформившегося под влиянием Фейербаха, в
направлении
к более последоват. материализму и атеизму.
«Правые» П. также критиковали «слепую веру» и спекулятивные «метафизич. учения»,
апеллировали
к естествознанию, однако склонялись к теистич. позиции. Они заимствовали ряд
принципов
фурьеристской «теории всемирного единства» и «теории четырёх движений». Земля с
человечеством
— лишь частный орган в общей жизни Вселенной, человеч. род — составная часть
гармонии
элементов и царств. Опираясь на теорию страстей Фурье, П. апеллировали к
инстинктам и страстям
человека, а также к божеств. разуму, яко-
ПЕТРАШЕВЦЫ 491
бы начертавшему в природе свою волю, к-рую человеку надлежит воплотить в
обществ. устройство.
В целом их социальная философия отличалась консерва-тивно-романтич. характером.
Движение П. временно объединило своих членов на антикрепостнич. платформе, в
дальнейшем
бывшие П. примкнули к различным направлениям рус. обществ. и филос. мысли.
Деятельность П.
внесла вклад в становление рус. просветительства 19 в., утопическо-со-циалистич.
и революц.-
демократич. мысли.
• Герцен А. И., Петрашевский, ПСС, т. 6, П., 1919; С е-мевский В. И., Собр.
соч., т. 2, ч. 1, М., 1922; П., Сб. материалов,
т. 1 — 3, М.— Л., 1926—28; Дело П., т. 1—3, М.—Л., 1937—51; Лейкииа-Свирская В.
Р., П., М., 1965; История
философии в СССР, т. 2, М., 1968; Галактионов А. А., Никандров П. Ф., Рус.
философия 11—19 вв., Л., 1970. В. Ф.
Пустарнаков.
ПИАЖЕ (Piaget) Жан (9.8.1896, Невшатель,—16.9. 1980, Женева), швейц. психолог,
создатель
операциональной концепции интеллекта и генетич. эпистемо-логии. Проф. ун-тов
Невшателя (1926—
29), Женевы (с 1929) и Лозанны (1937—54). Основатель Междунар. центра генетич.
эпистемологии в
Париже (1955). Директор (с 1929) ин-та Ж. Ж. Руссо в Женеве. В ранних работах
(1921—25) ключом
к пониманию мышления ребёнка П. считал анализ детской речи («Речь и мышление
ребенка», 1923,
рус. пер. 1932); при этом в качестве ведущего фактора интеллектуального развития
рассматривались
процессы социализации. В последующем источник формирования и развития детской
мысли П.
усматривает в действиях с вещами. Согласно операциональной концепции интеллекта
(«Психология
интеллекта» — «La psychologie de Г intelligence», 1946), функционирование и
развитие психики
совершаются в рамках адаптации индивида к среде — ассимиляции данного материала
уже
наличными у индивида схемами поведения, а также приспособления (аккомодации)
этих схем к
конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешивания субъекта и объекта является
образование
т. н. операциональных структур. Операция, по П., представляет собой «внутр.
действие» субъекта,
генетически производное от внешнего, предметного действия (см. Интериоризация) и
скоординированное с др. действиями в определ. систему. П. выделил четыре осн.
стадии развития
интеллекта: сенсомоторную, дооперациональ-ную, стадию конкретных операций,
стадию формаль-
ных операций. П. внёс значит. вклад в психологию мышления, детскую психологию, в
разработку
проблем взаимоотношения психологии и логики; недостатки его концепции
(переоценка роли
логического в пси-хологич. анализе мышления и др.) были подвергнуты критике в
сов. психологии.
• Introduction a l'epistemologie genetique, v. 1—3, P., 1949—50; Les mecanismes
perceptifs, P., 1961; L'epistemologie
genetique, P., 1970; Problemes de psychologie Kenetique, P., 1972; в рус. пер.—
Генезис элементарных логич. структур, М.,
1963 (совм. с Б. Инельдер); Избр. психологич. труды, М., 1969 (лит.).
• Флейвелл Д. X., Генетич. психология Ж. П., пер. с англ., М., 1967; Обухова Л.
Ф., Концепция Ж. П.: за и против, И.,
1981; Dolle J.-M., Pour comprendre Jean Piaget, Toulouse, 1974; Piaget
phylosophy and the human sciences, ed. by H. J.
Silverman, Atlantic Brighton (N. Y.), 1980.
ПИЕТИЗМ (от лат. pietas — благочестие), направление протестантизма кон. 17—18
вв., тесно
связанное с Просвещением и рационализмом. Как реакция на отвлечённость и
догматич. окостенение
протестантского (лютеранского) богословия П. стремился к пробуждению и
обновлению религ.
чувства и по своим внутр. тенденциям тяготел к традиц. филос. мистике,
подчёркивая при этом
значение практич. переустройства жизни. Осн. линия развития П. связана с именами
Ф. Я. Шпенера
(1635—1705, «Pia desideria», 1675) и А. Г. Франке (1663—1727), превратившего
Галле в центр П. В
стороне от осн. направления П. находилось учение Г. Арнольда (1666—1714),
давшего в своей
492 ПИАЖЕ
«Непартийной истории церкви и еретиков» («Unpar-teyische Kirchen- uad
Ketzerhistorie», ?? l—4,
1699) резкую критику церк. жизни, пересмотревшего историю церкви с недогматич.
нравств. позиций
и отчётливо выразившего демократич.-социальную сторону П. Пиетизм нашёл
отражение в
творчестве Гёте, оказал известное влияние на Гер дера, имел существ. значение
для Гамана,
Новалиса, Шлейермахера и формирования нем. романтизма, способствуя художеств. и
фи-лос.
постижению личности в её сложности и индивидуальной глубине.
• Нечаев П., П. и его история, значение, М., 1873; R i t s с h l ?., Geschichte
des Pietismus, Bd 1-—3, Bonn, 1880— 1886;
Pietismus und Rationalismus, hrsg. M. Beyer-Frohlich, Lpz., 1933.
ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (Pico della Mirandola) Джованни (24.2.1463, Мирандола, близ
Модены,— 17.11.1494, ок. Флоренции), итал. мыслитель эпохи Возрождения. Учился в
ун-тах
Болоньи, Феррары, Падуи, где освоил схоластич. традицию аристотелизма и
аверроизма; вместе с
тем воспринял культуру филоло-гич. гуманизма. Первым среди гуманистов изучил
др.-евр. и араб.
языки, штудировал в оригинале Ветхий завет и Коран, увлекался каббалой и
«натуральной магией».
В 1486 обнародовал «900 тезисов», взятых из всех известных ему филос. и религ.
учений, отчасти
сформулированных самостоятельно, и вызвался защитить их в Риме перед учёными
христ. мира
(введением к ним явилась «Речь о достоинстве человека» — одно из самых
знаменитых свидетельств
ренессансного мировосприятия). Папская курия осудила 13 тезисов, а после
возражений П. в
«Апологии» («Apologia», 1487) — и «Тезисы» в целом; П. подвергался аресту. С
1488 поселился во
Флоренции, вошёл в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников во главе
с М. Фичино
(платоновская Академия); написал незаконченные трактаты «Гептаплус»
(«Heptaplus...», 1490), «О
бытии и едином» («De Ente et Uno», 1496). В последние годы жизни испытал
воздействие
Савонаролы, в нём углубились ре-лиг.-мистич. настроения.
П. не завершил большинства замыслов и не привёл в систему крайне разнородные
филос. мотивы,
его вдохновлявшие. Он стремился к всеобщему «примирению философов», исходя из
того, что все
религ. и филос. школы являются частным явлением единой истины и могут быть
примирены в
универсально понятом христианстве. Другая центр. идея П.— особое положение
(«достоинство»)
человека в мироздании в силу того, что он причастен всему земному и небесному,
от низшего до
наивысшего; в сочетании со свободой выбора это даёт человеку космическую
незакреплённость,
творческую способность самоопределения, уподобляющую его богу.
Пантеистич. тенденции П. сближают его с Фичино и Николаем Кузанским. В соч.
«Против
предсказующей астрологии» («Disputationes adversus astrologiam divi-natricem»,
1435) П. отверг
астральный детерминизм в пользу свободы человеч. воли; трактат этот оказал
значит.
влияние на последующую натурфилософию.
• Opera omnia, Basilea, 1601; в рус. пер.— Речь о достоинстве человека. Комм, к
канцоне о любви Дж. Бенивьени, в кн.:
Эстетика Ренессанса, т. 1, М., 1981.
• Баткин Л. ?., К истолкованию итал. Возрождения. Антропология Марсилио Фичино и
Пико делла Мирандолы,.в кн.:
Из истории классич. иск-ва Запада, М., 1980; G a r i n E., G. Pico della
Mirandola, Parma, 1963; L'opera e il pensiero dl G.
Pico della Mirandola nella storia dell'Umanesimo, v. l—2 Modena, 1965.
«ПИР», или «Об эросе», или «О благе», диалог Платона зрелого периода (между 385
и 373 до н. э.),
написанный, вероятно, одновременно с «Федоном» и соотносящийся с ним как комедия
с трагедией
(ср. «П.» 223 d). Замечателен не только благодаря изложенной в нём филос.
концепции любви
(эроса), но и благодаря совершенной лит. форме. Диалог представляет собой
рассказ Апол-лодора,
ученика Сократа, о пиршестве, к-рое устроил трагич. поэт Агафон по случаю победы
на Ленеях в
416. Помимо вступления (172 а — 178 а) и заключения
(223 с — d), «П.» содержит семь речей: Федра (Эрос — древнейший бог) (178 а— 180
b), Павсания
(есть две Афродиты и два Эроса: небесный и вульгарный) (180 с — 185 с),
Эриксимаха (эрос
пронизывает весь мир) (185 — 188), Аристофана (люди в их теперешнем виде —
только символ
человека, половинка некогда цельного существа: цельной женщины, либо цельного
мужчины, либо
андрогина — двуполого существа; любовь есть стремление к изначальной цельности)
(189 с — 193
d), Агафона (Эрос — бог, наделённый красотой, совершенством, молодостью и т. п.)
(194 е— 197 е),
а также Сократа (199 с — 212 с) и Алкивиада (215 а— 222 b). Если первые четыре
речи постепенно
подготавливают тему сократовской речи, то от речи Агафона Сократ отталкивается:
эрос — как и
всякое влечение — есть влечение к отсутствующему; поэтому эрос двойствен:
стремясь к
прекрасному и доброму, он не обладает ими. И далее Сократ излагает услышанную им
в юности речь
мантинея'нки Диотимы: Эрос — не бог, но демон, посредник между человеком и
богом, сын Пороса-
богатства и Пении-бедности, зачатый на празднике рождения Афродиты; Эрос любит
одно из самых
прекрасных благ — мудрость, поэтому он — сама философия; но любовь к мудрости,
как и половая
любовь, есть один из видов желания счастья, а само счастье — вечное обладание
благом в красоте.
Однако человеку в этом мире вечность дана либо на общем с животными пути
порождения
потомства, либо на пути постепенного восхождения по ступеням красоты к
прекрасному как та-
ковому, к духовному порождению в нём. В отличие от др. собеседников Алкивиад в
своей речи
восхваляет не Эроса, а Сократа, однако и здесь развивается осн. тема диалога.
«П.» послужил источником многочисл. подражаний (Ксенофонт, Аристотель, Плутарх,
Апулей,
Афиней, Юлиан, Макробий, Мефодий Патарский). Комм, к «П.»— одна из «Эннеад» (III
5) Плотина.
В эпоху Возрождения «П.» стал особенно популярен благодаря комментарию Фичино.
Исключит,
влияние платоновская метафизика любви оказала на Вл. Соловьёва и эстетику рус.
символизма.
Рус. пер.: М. Пахомова (1783), В. Н. Карпова (1863), А. Пресса (1904), И. Д.
Городецкого (1908), С. А.
Же-белева (1922), С. К. Апта (1965).
• Plato. The Symposium of Plato, ed, with introd., critical notes, comm. by R.
G. Bury, Camb., 1909; Isenberg M. W., The order
of the discourses in Plato's Symposium, Chi., 1940; H o f f-m a n n E., Uber
Platons Symposion, Hdlb., 1947; Koller H., Die
Komposition des platonischen Symposions, Z., 1948; Marcel R., Marsile Picin sur
«Le Banquet de Platon ou de Г amour», P.,
1956; Dover K.J., The date of Plato's Symposium, «Phronesis», 1965, v. 10, № l,
p. 2—20; Rosen S., Plato's Symposium, New
Haven —L., 1968.
ПИРРОН (??????) из Элиды(4в.— нач. 3 в. до н. э.), др.-греч. философ, основатель
скептич. школы
(см. Скептицизм). Участвовал в походе Александра Македонского и, как утверждает
биографич.
традиция (Диоген Лаэртий IХ 61,63), общался с инд. мудрецами. Воспринял ряд идей
Демокрита,
критически относившегося к знанию, опирающемуся на показания органов чувств. П.
ничего не
писал и излагал свои взгляды в беседах с учениками.
К учению П., по-видимому, восходят 1—4-й и 6-й скептич. тропы Энесидема —
аргументы против
возможности достоверного знания (Диоген Лаэртий IX 79—82, 84—85): нельзя ничего
утверждать,
так как одни и те же вещи вызывают у различных живых существ разные ощущения;
одним они
полезны, а другим вредны; различные люди также испытывают от вещей разные
ощущения; один и
тот же предмет различные органы чувств воспринимают по-разному; в разных
состояниях люди
воспринимают вещи неодинаково, и даже то, что видят сумасшедшие, не противоречит
природе;
вещи не могут восприниматься изолированно, в сочетании с различными привходящими
обстоятельствами они воспринимаются по-разному, так, камень кажется в воде
легче, чем в воздухе.
В целом П. отрицал возможность познания мира и считал, что мудрость находится в
руках богов
(Stob. Flor. I 80). Поэтому он не интересовался объяснением явлений природы
(Тимон у Диогена
Лаэртия IX 65). Человек, по П., должен стремиться к независимости от внеш. мира.
Не зная ничего
достоверно, люди должны воздерживаться от каких бы то ни было суждений и
следовать во всём
сложившимся традициям и обычаям (Диоген Лаэртий IX 61). Всякому утверждению
можно
противопоставить противоречащее ему, и ни одно из них не будет более истинным,
чем другое.
* R о b i n L., Pyrrhon et le scepticisme grec, P., 1944-ritz
K. v., Pyrrhon l, в кн.: RE, Hlbbd 47, 1963 S 89—
106.
ПИРС (Peirce) Чарлз Сандерс (10.9.1839, Кембридж,— 19.4.1914, Милфорд), амер.
философ, логик,
математик, естествоиспытатель. На формирование взглядов П. большое влияние
оказали Кант и
Иоанн Дунc Скот. Статьи П.— «Как сделать наши идеи ясными» («How to make our
ideas clear»,
1876) и «Определение веры» («The fixation of belief», 1877) — послужили
первоисточником амер.
прагматизма. Философия П. сочетает две противоположные тенденции: эмпирическую
(пози-
тивистскую) и объективно-идеалистическую (идущую от Платона и Шеллинга). Он
отрицает
врождённые идеи и интуитивное познание. Исходный пункт познания, по П.,—
явления, видимость
(«фанерон»). П. определяет понятие истины как ясное, отчётливое, неопровержимое
на Данной
стадии познания (в отличие от последующего прагматизма, определяющего истину как
полезное,
выгодное). Истинность — условие прак-тич. пригодности. Полезность определяет
значение истины,
её надёжность. Практич. интерес — причина нашей заинтересованности в искании
истины. Т. о.,
наша воля предшествует разуму, стимулирует его. Истина относительна; практика
требует её
непрестанного обновления, преобразования. Конечный результат познания — не
абстрактная
метафизика, а конкретная космология.
Признавая бытие бога, П. считал, что вера в бога в значит. мере обусловливает
человеч. поведение.
Однако бог непознаваем и недоступен ни дедуктивному, ни индуктивному
доказательству. Вера в
него инстинктивна и основана на чувстве, а не на разуме, она коренится «не в
голове, а в сердце».
П.— один из основоположников математической логики (алгебры логики) и семиотики.
* Collected papers, v. 1.—8, Camb., 1931—58.
* Мельвиль Ю. К., Ч. П. и прагматизм, М., 1968; Бурж. философия кануна и начала
империализма, М., 1977, гл. 8; А у е r
A. J., The origins of pragmatism, S. F., 1968; P e i b-1 e m a n J. K., An
introduction to the philosophy of Ch. S. Peirce,
interpreted as a system, Camb. (Mass.) — L., 19702; R e s-cher N., Peirce's
philosophy of science, Notre Dame, 1978.
ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович [2(14).10.1840, с. Зна-менское Орловской губ.,—
4(16).7.1868,
Дубулты, близ Риги, похоронен в Петербурге], рус. революц. демократ-публицист,
лит. критик,
философ-материалист. Из дворян. Лит. деятельность начал в 1859. В 1861 стал
постоянным критиком
и идейным руководителем журн. «Русское слово». В 1862—66 был заключён в
Петропавловскую
крепость за выступление в защиту Герцена, в последние годы жизни сотрудничал в
журн. «Дело» и
«Отечественные записки».
Сформировавшиеся в 1861 «нигилистич.», а в сущности демократич., революц. и
социалистич.
взгляды П. («Схоластика 19 в.», 1861; прокламация против Ше-до-Ферроти, 1862),
претерпевают
впоследствии значит. трансформацию: спад поднявшейся в 1859—61 волны революц.-
освободит.
движения убеждает П. в отсутствии в России условий для совершения революции, в
неспособности
крестьянства освободить себя и построить новое общество. Видя главную социальную

<< Пред. стр.

страница 194
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign