LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 190
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

П. обществ. наук определяется тем обстоятельством, что предметом их исследований
выступают
социальные явления, к-рые невозможно объяснить, не прибегая к характеристике
интересов классов,
социальных групп. Трактовка же этих интересов, а следовательно, раскрытие
сущности обществ.
явлений зависит от социальной ориентации учёного, сформировавшейся под
воздействием той
обществ. группы, к к-рой он принадлежит или на к-рую он ориентируется. В. И.
Ленин показал, что
«... "беспристрастной" социальной науки не может быть в обществе, построенном на
классовой
борьбе... Ожидать беспристрастной науки в обществе наемного рабства — такая же
глупенькая
наивность, как ожидать
беспристрастия фабрикантов в вопросе о том, не сле- дует ли увеличить плату
рабочим, уменьшив
прибыль капитала» (ПСС, т. 23, с. 40). В противовес этой чёткой марксистской
позиции мн. бурж.
учёные культивируют идею объективизма в науке, отождествляя при этом объективизм
с
научностью. Показывая несостоятельность такой позиции, В. И. Ленин писал:
«Объективист говорит
о необходимости данного исторического процесса; материалист констатирует с
точностью данную
общественно-экономическую формацию и порождаемые ею антагонистические отношения.
Объективист, доказывая необходимость данного ряда фактов, всегда рискует сбиться
на точку зрения
апологета этих фактов; материалист вскрывает классовые противоречия и тем самым
определяет
свою точку зрения... Таким образом, материалист, с одной стороны,
последовательнее объективиста
и глубже, полнее проводит свой объективизм... С другой стороны, материализм
включает в себя, так
сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто
становиться на точку
зрения определенной общественной группы» (там же, т. 1, с. 418-19).
П. в философии и в обществ. науках связана с познанием истинной картины мира, с
развитием
прогрессивных идей, носителями к-рых были, как правило, представители восходящих
классов. В
философии движение человеч. познания к науч. картине мира выразилось в развитии
материалистич.
миропонимания, в становлении диалектич. взглядов на процессы природы и общества.
П. филос.
взглядов состоит в различном подходе к целостному объяснению мира (соотношение
материи и духа,
бытия и сознания), места человека в мире, его отношения к этич. и эстетич.
ценностям и др. Фи-
лософия марксизма — диалектич. и историч. материализм — возникла как теоретич.
система,
выражающая мировоззрение рабочего класса, дающая методологич. основы революц.
преобразоват.
деятельности и науч. исследования. В качестве подлинно науч. и революц.
философии
современности марксистско-ленинская теория находится на вооружении Коммунистич.
партии и
противостоит различным школам и течениям идеализма — объективного и
субъективного.
Марксистская философия включает в себя П., т. е. защиту интересов пролетариата,
как непременный
элемент научности. «Новейшая философия так же партийна, как и две тысячи лет
назад» (там же, т.
18, с. 380).
П. в лит-ре и иск-ве проявляется в идейной направленности творчества писателя,
художника, артиста,
музыканта. Художник не может уйти от определ. трактовки социальных позиций и
устремлений
изображаемых героев, как и от собственных симпатий и антипатий, поскольку каждый
человек
бесчисленными нитями связан с интересами и духовными ценностями оп-редел.
классов, социальных
групп и ориентируется на них. В ст. «Партийная организация и партийная
литература» (1905) Ленин
показал лицемерие рассуждений об абс. свободе творчества: «Свобода буржуазного
писателя,
художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая)
зависимость от
денежного мешка, от подкупа, от содержания» (там же, т. 12, с. 104). Разговоры
об абс. свободе —
лишь маскировка, «... буржуазная или анархическая фраза (ибо, как
миросозерцание, анархизм есть
вывернутая наизнанку буржуазность)» (там же). Ленин поставил задачу, чтобы
лицемерно-
свободной, а на деле связанной с буржуазией лит-ре противопоставить
действительно свободную,
открыто связанную с пролетариатом лит-ру; при этом Ленин подчёркивал, что в силу
своей
специфики художеств. творчество требует обеспечения «... большого простора
личной инициативе,
индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию» (там
же, с. 101).
Коммунистич.
ПАРТИЙНОСТЬ 481
партия, осуществляя руководство лит-рой и иск-вом, постоянно подчёркивает
необходимость
развития принципа П., видит в нём условие глубокого проникновения в сущность
социальных
процессов, яркого и убедит. отображения человеч. характеров, проблем построения
коммунистич.
общества. Г. Л. Смирнов.
ПАРТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ, политич. организация, выражающая интересы обществ. класса
или
его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в
достижении
определённых целей и идеалов. П. п.— высшая форма классовой организации.
Возникновение и развитие П. п. связано с расколом общества на классы, с историей
классовой
борьбы, особенно за обладание политич. властью. «Самым цельным, полным и
оформленным
выражением политической борьбы классов является борьба партий» (Л е-нин В. И.,
ПСС, т. 12, с.
137).
В отличие от стихийного процесса формирования классов, возникновение П. п. может
происходить
лишь в ходе осознания идеологами к.-л. класса его коренных общих интересов и их
выражения в
форме определ. концепции и политич. программы. П. п. просвещает и организует
класс или
социальную группу, придаёт его действиям организованный и целенаправленный
характер. П. п.
является носителем определ. идеологии, в значит. мере обусловливающей
руководящие принципы
политики, организац. строения и практич. деятельности П. п., к-рые обычно
конкретизируются в
программах и уставах партий. В. И. Ленин подчёркивал, что для того, «чтобы
разобраться в пар-
тийной борьбе, не надо верить на слово, а изучать действительную историю партий,
изучать не
столько то, что партии о себе говорят, а то, что они делают, как они поступают
при решении разных
политических вопросов, как они ведут себя в делах, затрагивающих жизненные
интересы разных
классов общества, помещиков, капиталистов, крестьян, рабочих и так далее» (там
же, т. 21, с. 276).
Разграничение П. п., соответствующее расстановке осн. классовых сил общества,
достигается лить в
условиях зрелого капитализма. В рабовладельч. и феод. обществе существовали
сословные политич.
группировки, выражавшие интересы различных прослоек господств. классов.
Трудящиеся классы в
этот историч. период в силу экономич. разобщённости и духовной придавленности,
не могли создать
самостоят. П. п. Их интересы в известной мере выражали прогрессивные политич.
группировки
имущего класса, заинтересованные в нар. поддержке в борьбе против реакц. сил
(напр.. якобинцы во
Франции). В условиях капитализма с сер. 19 в. борьбу за политич. господство
пролетариат и
буржуазия осуществляют через свои П. п. Система партий, поддерживающих
господство буржуазии,
становится оргаяич. составной частью механизма бурж. гос. власти. Характер всей
партийной
системы зависит в конечном счёте от соотношения классовых сил, предопределяющего
формы IT
методы, посредством к-рых буржуазия осуществляет свою диктатуру.
Согласно теории, развиваемой большинством бурж. социологов и государствоведов.
И. п. являются
выразителями воли народа, посредствующим звеном между народом и гос-вом.
Многопартийность
рассматривается ими как основополагающий принцип «свободного демократич. строя».
Фактич.
господство партий монополистич. верхушки общества наряду с тенденциями
отстранения от участия
в политич. жизни массовых политич. орг-ций, выражающих интересы трудящихся,
опровергают эту
бурж. теорию как апологию господства монополий, допускающего использование нек-
рых де-
мократич. форм. В условиях бурж. общества, разделённого на антагонистич. классы,
при сохранении
эле-
482 ПАРТИЯ
ментарных основ бурж. демократии (свобода объединений, парламентский режим),
существование
различных П. п. закономерно. Многопартийность отражает как противоречия между
классами, так и
существование различных слоев и групп внутри одного Класса. Господствующее
положение в парт.
системе мн. совр. бурж. гос-в занимают партии монополистич. капитала. Социальная
функция бурж.
партии состоит в выражении интересов господствующего класса, а также в
идеологич. и организац.
подчинении ему масс. Отсюда стремление к созданию наряду с партиями, открыто
стоящими на
позициях защиты бурж. строя (напр., собр. консерваторы в Великобритании),
партий, проводящих
политику монополий, но построенных на более Широкой социальной основе (христ.-
демократич. и
христ.-социальные партии в ряде стран Зап. Европы).
Серьёзной политич. силой во многих бурж. гос-вах являются с.-д. партии
(Великобритания, ФРГ,
Австрия. Бельгия, сканД. страны и др.). Социал-демократия в этих странах ведёт
За собой
большинство рабочего класса, господствует в профсоюзах и др. массовых орг-циях.
В понимании
социалистич. цели, методов и темпов её достижения правые социал-демократы далеки
от науч.
социализма. Многие с.-д. партии в своих программах открыто отреклись от
марксизма, проповедуя
движение к социализму исключительно с помощью реформ, примирение классовых
противоречий и
приверженность к бурж. демократии. С.-д. партии неоднократно находились и сейчас
находятся у
власти в различных странах, самостоятельно формируя правительства или входя в
состав коалиц.
правительств. Однако их правление ни разу не поколебало устоев капитализма.
Вместе с тем в ряде
с.-д. партий ощутимо влияние левых элементов. Единство коренных инте-тесов всех
трудящихся
требует установления контактов и сотрудничества между коммунистами и с.-д.
партиями в борьбе
против монополистич. сил.
Острота противоречий между монополистич. верхушкой и всем остальным обществом
ведёт к
созданию в развитых бурж. гос-вах антиимпериалистич. партий на широкой
социальной основе,
выдвигающих общедемок-ратич. требования. В гос-вах, освободившихся от колон,
зависимости,
нередко образуются антиимпериа-листич. партии, представляющие широкие массы
населения,
объединённые под лозунгом нац. освобождения. В ряде стран, вставших на путь
социалистич. преоб-
разований, формируются авангардные партии, вырабатывающие политич. курс и основы
организации, исходя из принципов марксизма-ленинизма (Ангола, Афганистан,
Эфиопия и др.).
Для успешного осуществления рабочим классом своей историч. миссии Создания
коммунистич.
общества необходима его организация в самостоят. П. п., к-рая коренным образом
отличается по
своему характеру, идеологии, организац. формам, методам дея-тельности от П. п.
всех остальных
классов. Её идеология, программа и тактика базируются на науч. мировоззрении
марксизма-
ленинизма. Она выступает как передовой отряд, объединяющий и организующий
рабочий класс в
борьбе за общеклассовые интересы, обеспечивающий единство его цели, воли и
действий. Историч.
роль, задачи и принципы построения П. п. рабочего класса определены К. Марксом и
Ф. Энгельсом в
«Манифесте Коммунистич. партии» (1848).
В новую историч. эпоху, когда социалистич. революция стала непосредств. задачей,
возникла
необходимость создания рабочих партий нового типа, коренным образом отличающихся
от партий
предшествовавшего периода. Творчески развивая марксизм применительно к эпохе
империализма,
Ленин создал цельное учение о партии как высшей форме революц. организации
рабочего класса,
разработал её теоретич. и организац. основы, стратегию и тактику большевизма,
нормы парт. жизни и
принципы парт. руководства. Впервые
партия нового типа была создана росс. марксистами во главе с Лениным (1903). В
дальнейшем
развернулся процесс образования коммунистич. партий в большинстве капиталистич.
стран.
Принципами, на к-рых основаны организация и деятельность коммунистич. партии,
являются:
верность марксизму-ленинизму и непримиримая борьба со всеми попытками право- и
ле-
воппортунистич., ревизионистского и догматич. извращения его программных,
тактич. и организац.
установок; верность пролет. интернационализму и решит. борьба
против всех проявлений национализма; демок-ратич. централизм как основа
построения партии;
органич. связь с массами, учёт их опыта при выработке тактики, обучение масс на
их собств. опыте;
коллективность руководства; строгая и единая для всех парт. дисциплина,
постоянная забота о
чистоте своих рядов; твёрдость в проведении осн. принципов при макс. гибкости в
отношении
тактич. средств и методов борьбы, учитывающих своеобразие конкретных внутр. и
меж-дунар.
условий; самокритичное отношение к собств. деятельности, открытое признание
ошибок и практич.
исправление их.
Коммунистич. и рабочие марксистско-ленинские П. п. являются наиболее последоват.
выразителями
интересов трудящихся масс. Они выступают организующей и руководящей силой в
борьбе за
демократию, мир, нац. независимость и социализм.
После победы социалистич. революции марксистско-ленинские партии становятся
руководящей
политич. силой в гос-ве. По мере расширения масштабов строительства нового
общества и
усложнения выдвигаемых жизнью проблем роль и ответственность коммунистич. партии
как
воплощения сознат. начала в созидании коммунизма возрастают. Историч. опыт
развития социа-
листич. стран свидетельствует, что для укрепления руководящей роли коммунистич.
партии крайне
важно чутко прислушиваться к голосу масс, решительно бороться с проявлениями
бюрократизма,
волюнтаризма, активно развивать социалистич. демократию, проводить взвешенную
реалистич.
политику во внешнеэконо-мич. связях.
В ходе обществ. развития развиваются и сами партии рабочего класса. Так, в
результате победы
социализма и построения в СССР развитого социалистич. общества Коммунистич.
партия Сов.
Союза, оставаясь выразительницей коммунистич. идеалов рабочего класса, его
передовой роли в
строительстве коммунистич. общества, превратилась в партию всего сов. народа.
Место, ру-
ководящая и направляющая роль Коммунистич. партии в сов. обществе и гос-ве чётко
отражены в
Конституции СССР.
* Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; M a p к с К.,
Учредит, манифест Междунар.
Товарищества Рабочих, там же, т. 16; Л е н и н В.И., Проект и объяснение
программы социал-демократич. партии, ПСС,
т. 2; е г о ж е, Что делать?, там же, т. 6; е г о ж е, Шаг вперед, два шага
назад, там же, т. 8; е г о ж е, Опыт классификации
рус. политич. партий, там же, т. 14; е г о ж е, Политич. партии в России там же,
т. 21; е г о ж е, Пролет, революция и
ренегат Каутский, там же, т. 37; е г о ж в, Третий Интернационал и его место в
истории, там же, т. 38; е г о ж е, Детская
болезнь «левизны» в коммунизме, там же, т. 41; е г о ж е, Первоначальный проект
резолюции X съезда РКП о
синдикалистском и анархистском уклоне в нашей партии, там же, т. 43; Программа
КПСС (Принята XXII съездом
КПСС), М., 1976; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм,
М., 1961; Междунар. совещание
коммунистич. и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Конференция
коммунистич. я рабочих йартий
Европы. Берлин, 29—30 июня 1976 г., М., 1977; Материалы XXVI съезда КПСС, М.,
1981; Политич. механизм
диктатуры монополий, М., 1974; Коммунисты мира — о своих партиях, Прага, 1976;
Встреча коммунистич. и рабочих
партий Европы за мир и разоружение (Париж, 28—29 апр. 1980 г.), М., 1980;
Марксистско-ленинская партия в системе
социалистич. общества, М., 1981; Политич. партии. Справочник, М., 1981.
Л. С. Айзикович, Ю. П. Уръяс.
ПАСКАЛЬ (Pascal) Влез (19.6.1623, Клермон-Фер-ран,— 19.8.1662, Париж), франц.
религ. философ,
писатель, математик и физик. После чрезвычайно плодотворной деятельности в
области точных наук
разочаровался в них и обратился к религ. проблемам и филос.
30*
антропологии: сблизившись с представителями янсенизма, выступил с энергичной
критикой
казуистики, насаждавшейся иезуитами («Письма к провинциалу», 1657, рус. пер.
1898). Осн. филос.
труд — «Мысли», посмертно изданное в 1669 собрание афоризмов, представляющее
собой наброски
к незавершённому полемич. труду. Рус. пер.: И. Бутовского, 1843; П. Первова,
1888; С. Долгова,
1892.
Место П. в истории философии определяется тем, что это первый мыслитель, к-рый,
пройдя через
опыт механистич. рационализма 17 в., со всей остротой поставил вопрос о границах
«научности»,
указывая при этом на «доводы сердца», отличные от «доводов разума», и тем самым
предвосхищая
последующую иррационалистич. тенденцию в философии (Якоби, романтизм и т. д.,
вплоть до
представителей экзистенциализма). Выведя осн. идеи христианства из традиц.
синтеза с космологией
и метафизикой аристотелевского или неоплатонич. типа, П. отказывается строить
искусственно
гармонизированный теологич. образ мира; его ощущение космоса выражено в словах:
«это вечяое
молчание безграничных пространств ужасает меня». П. .исходит из образа человека,
воспринятого
динамически («состояние человека — непостоянство, тоска, беспокойство»), и не
устаёт говорить о
трагичности и хрупкости человека и одновременно о его достоинстве, состоящем в
акте мышления
(человек — «мыслящий тростник», «в пространстве вселенная объемлет и поглощает
меня, как
точку; в мысли я объемлю ее»). Сосредоточенность П. на ант-ропологич.
проблематике
предвосхищает понимание христианской традиции у С. Кьеркёгора и Ф. М.
Достоевского.
• Oeuvres, v. 1—14, P., 1904—14; Pensees, v. 1—3, P., 1951; Oeuvres completes,
P., 1976; в рус. пер.— в кн.: Ф. де Ларош-
фуко, Максимы,— Б. П., Мысли,— Ж. де Лабрюйер, Характеры, М., 1974.
• Филиппов M. M., П., его жизнь и науч.-филос. деятельность, СПБ, 1891; Б у тру
Э., П., пер. с франц., СПБ, 1901; К л я у
с В. М., Цогребысский И. Б., Франкфурт У. И., П., М., 1971; Тарасов Б. Н., П.,
М., 1979; М е s n a r d J., Pascal. L'homme
et l'oeuvre, P., 1951; G r e s-s ? n ?., Pascal, sa vie, son oeuvre, P., 1956.
ПАТАНДЖАЛИ, создатель др.-инд. филос. системы йоги и её систематизатор (не
вполне ясно
отношение П. к знаменитому языковеду Патанджали). В качестве даты жизни чаще
всего указывают
2 в. до н. э. Автор «Йога-сутры» (или «П.-сутры»), первого и наиболее
авторитетного руководства по
философии йоги; особое внимание уделено в нём целям йоги, различным способам их
достижения
(пути устранения страдания и факторов вызывающих страдание, средства к
сосредоточению —
самадхи), описанию йогич. сил и возможностей, формам освобождения. Эти идеи
развивались и
углублялись в комм. к «Йога-сутре», написанных Вьясой, Вачас-пати и др.
* The Yogasutras of Patanjall, ed. by R. Shastri Bodas, Bom-ly, 19172; Qli
aforisml sullo Yoga (Yogasutra), trad. C. Pensa,
Torino, 1962.
• E 1 i a d e M., Patanjali et le Yoga, P., 1962; О b e r h a m-m e r G.,
Meditation und Mystik im Yoga des Patanjali, «Wiener
Zeitschrift fur die Kunde Sud- und Ostasiens und Archiv fur indische

<< Пред. стр.

страница 190
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign