LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 188
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ПАНПСИХИЗМ (от греч. ??? — всё и ???? — душа), идеалистич. представление о
всеобщей
одушевлённости природы. Историч. формы П. различны: от недифференцированного
анимизма
первобытных верований и гилозоизма др.-греч. натурфилософии до развитых
идеалистич. учений о
душе и психич. реальности как подлинной и единств. сущности мира (концепция
монады у
Лейбница, филос. идеи нем. психофизика 19 в. Г. Т. Фехнера, учение швейц.
психолога 20 в. К. Г.
Юнга и др.).
ПАНТЕИЗМ (от греч. ?a? — всё и ??? — бог), филос. учение, отождествляющее бога
и мир.
Термин «пантеист» был введён англ. философом Дж. Толандом (1705), а термин «П.»
— его
противником нидерл. теологом И. Фаем (1709). В пантеистич. концепциях нередко
скрывались
натуралистич. тенденции, растворявшие бога в природе и подводившие к
материализму,
476 ПАНЕНТЕИЗМ
представляя собой учения, оппозиционные по отношению к господствовавшему
теистич. религ.
мировоззрению. Иногда же в форму П. облекались религ.-мистич. стремления,
растворявшие
природу в боге. В 1828 нем. философ Краузе для обозначения своей идеалистич.
системы, чтобы
отличить её от системы натуралистич. П., ввёл термин панентеизм. Известны
примеры причудливого
переплетения элементов обоих типов П. в мировоззрении одного и того же
мыслителя. Пантеистич.
идеи содержались уже в др.-инд. мысли (особенно в брахманизме, индуизме и в
веданте), в др.-кит.
мысли (даосизм), в др.-греч. философии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Однако
поскольку в эту
эпоху политеизма ещё не было понятия бога как единого мирового духа, указанные
воззрения были
одним из проявлений гилозоистич. (см. Гилозоизм) одушевления всего мира.
В ср. века, в отличие от иудаизма, христианства и ислама, с определяющим для них
теистич.
пониманием бога как личности, абсолютно возвышающейся над природой и человеком,
П. (обычно
восходивший к философии неоплатонизма) развивал учение о безличном мировом духе,
.скрытом в
самой природе. Пантеисты европ. и ближневост. средневековья опирались на нео-
платонич. учение
об эманации. В противоположность теистич. представлениям о божеств. сотворении
мира из ничего
пантеисты развивали концепции вечного вневременного порождения природы безличным
богом.
Религ. П. ярко представлен в системе Иоанна Скота Эриугены. Одну из первых
материалистич.
формулировок П. дал Давид Динанский, утверждавший, что материя, разум и бог —
одно и то же.
Оппозиционные по отношению к католич. церкви этич. и социальные выводы из
пантеистич.
воззрений, восходящих к Эриугене, сделали в нач. 13 в. амальрикане. Тяготеющий к
П. мистицизм
нашёл своё типичное выражение в воззрениях Экхарта.
Натуралистич. тенденции П. со всё большей силой начали проявляться в эпоху
Возрождения. Одним
из первых подошёл к П. Николай Кузанский. Рассматривая бога как бесконечный
максимум и
приближая его к природе как ограниченному максимуму, он сформулировал идею
бесконечности
Вселенной. Расцвет П. в Зап. Европе относится к 16 — нач. 17 вв., когда он лёг в
основу большинства
натурфилос. учений, противостоящих креационизму господствовавших монотеистич.
религий (в
особенности у итал. философов Дж. Кардано, Ф. Патрици, Т. Кампанеллы, Дж.
Бруно). В этих
учениях бог, остававшийся бесконечным незримым абсолютом, всё полнее сливался с
природой,
пока не стал по существу её псевдонимом у Бруно. Его тезис: «...природа... есть
не что иное, как Бог в
вещах» («Изгнание торжествующего зверя», СПБ, 1914, с. 162) и учение о единой
субстанции,
лежащей в основе как материальных, так и духовных явлений, следует расценивать
уже как материа-
лизм.
С др. стороны, П., «...местами соприкасающийся даже с атеизмом» (Энгельс Ф., см.
Маркс К. и Эн-
гельс Ф., Соч., т. 7, с. 370), составил основу мировоззрения вождя нар.
Реформации в Германии Т.
Мюн-цера, а также анабаптистов. В дальнейшем, когда в ряде стран Зап. Европы
победили
различные протестантские вероисповедания, пантеистич. мистика продолжала
оставаться осн.
руслом, по к-рому направлялось недовольство омертвевшими формами религиозности.
В Германии
16—17 вв. наиболее выдающимися представителями пантеистич. мистики были С.
Франк, В.
Вейгель, Я. Бёме и поэт-философ Ангелус Силезиус (Иоганн Шефлер). В Нидерландах
17 в.
существовали секты, тяготевшие к П. Наиболее влиятельными из них были меннониты
и
коллегианты. К последним был близок Спиноза; опираясь на традицию П., он
разработал
материалистич. филос. систему, в к-рой понятие «бог» отождествлено с понятием
«природа».
В 18 в. пантеистич. воззрения развивали под влиянием Спинозы Гёте и Гердер, к-
рые, в
противоположность механицизму франц. материалистов 18 в., стремились разработать
органическо-
гилозоистич. элементы спинозизма. Филос. системы таких нем. идеалистов, как
Шеллинг и Гегель,
по словам Ф. Энгельса, «...пытались пантеистически примирить противоположность
духа и материи»
(там же, т. 21, с. 285). В дальнейшем
Развитии философии П. утрачивает своё значение. Соколов В. В., К историч.
характеристике П. в зап.-европ.
философии, «ФН», 1960, № 4; J ase he G. В., Der Pantheismus nach seinen
verschiedenen Hauptforrnen..., Bd l—3, B., 1826—
32; Plumptre C. E., General sketch of the history of Pantheism, v. 1—2, L.,
1882; Dilthey W., Gesammelte Schriften, Bd 2, Lpz.
— В., 19212; S i w e k R. P., Spinoza et le pantheisme religieux, nouv. ed., P.,
1950; H el 1p ach W., Tedeum. Laienbrevier einer
Pantheologie, Harab., 1951.
В. В. Соколов.
ПАРАДИГМА (от греч. ?????????? — пример, образец), 1) понятие, используемое в
антич. и ср.-век.
философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального мира; 2)
теория (или
модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследоват.
задач.
Платон усматривал в идеях реально существующие прообразы вещей, их идеальные
образцы,
обладающие подлинным существованием: демиург создаёт всё существующее, взирая на
неизменно
сущее как на образец, или первообраз («Тимей» 28 а, 37 cd и др.). Эта линия в
трактовке идеи как П.,
образца, нашла своё продолжение в неоплатонизме, в рамках к-рого выдвигались
различные
толкования соотношения демиурга, образца и идей; в ср.-век. философии она
выразилась в учении об
эманации бога, в творении им мира по своему образу и подобию.
В нем. классич. идеализме учение о П. развёртывается в плане анализа принципов
внеш. и внутр.
единства различных формообразований, в учении о первообразе или прообразе
системной
организации всех тел. Согласно Шеллингу и Гегелю, принципы упорядочивания и
целостной
организации природных тел характеризует духовный, идеальный прообраз.
В философии науки понятие П. было введено позитивистом Г. Бергманом для
характеристики
нормативности методологии, однако широкое распространение приобрело после работ
амер.
историка физики Куна. Стремясь построить теорию науч. революций, Кун предложил
систему
понятий, среди к-рых важное место принадлежит понятию П., т. е. «... признанным
всеми научным
достижениям, которые в течение определенного времени дают модель постановки
проблем и их
решений научному сообществу» (Кун Т., Структура науч. революций, пер. с англ.,
М., 1975, с. 11).
Смена П. представляет собой науч. революцию. Трактовка Куном понятия П. вызвала
дискуссию, в
ходе к-рой отмечалась неоднозначность этого понятия (К. Поппер, И. Лакатос, М.
Мастерман и др.).
Неоднозначность понятия П., под к-рым у Куна понимается и теория, признанная
науч. сообществом,
и правила и стандарты науч. практики, и стандартная система методов, потребовала
от него
пересмотра и конкретизации этого понятия, что было осуществлено в понятии
«дисциплинарная
матрица» и её компонентов (символич. обобщения, ме-тафизич. части П., ценности и
собственно
образцы решения исследоват. задач). Вместе с тем понятие П. используется в
теории и истории науки
для характеристики формирования науч. дисциплины, описания различных этапов
науч. знания
(допарадигмального, т. е. периода, когда не существует теория, признанная науч.
сообществом, и
парадигмального), для анализа науч. революций.
В марксистской лит-ре понятие П. используется при анализе процессов художеств. и
науч.
творчества (художеств. канонов, стилей в иск-ве и стилей мысли в науке и пр.).
К. Маркс и Ф.
Энгельс обратили внимание на то, что различные науки принимались в качестве
образцов и
выдвигались на первый план в концепциях
науки: если Ф. Бэкон видел в качественной физике основу естеств. наук, то Гоббс
провозглашал
геометрию «главной наукой» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. .2, с. 142—43).
А. Грамши,
критикуя позитивистский сциентизм, отмечал, что длит. время наука
отождествлялась с естеств.
науками. «Экспериментальные и естественные науки являлись в определенную эпоху
"моделью",
"образцом"; и поскольку общественные науки (политика и история) стремились найти
объективную
основу, которая в научном отношении была бы пригодной для того, чтобы придать им
такую же точ-
ность и силу, какими обладали естественные науки, то понятно, что к этим
последним обращались
при создании языка общественных наук» (Грамши А., Избр. произв., М., 1980, с.
305). Признавая
общие принципы деятельности учёных, определ. культурные стандарты, эталоны и
методологич.
регулятивы, выступающие в качестве образцов при решении исследоват. задач внутри
отд. науч.
дисциплины, марксистская методология науки отвергает унификацию реального
методологич. и
предметного многообразия науч. дисциплин, попытки построения нек-рой нормативной
методологии
науки.
• Лосев А. Ф., История антич. эстетики, [т. 3]— Высокая классика, М., 1974; е г
о ж е, История антич. эстетики, [т. 6] —
Поздний эллинизм, М., 1980; Гряз но в Б. С., Филос. «П.» Т. Куна, «Природа»,
1976, № 10; Criticism and the growth of
knowledge, ed. by J. Lakatos, A. Musgrave, Camb., 1970; Ritzer G., Sociology, a
multiple paradigm science, Boston, 1975; см.
также лит. к ст. Кун. А. П. Огурцов.
ПАРАДОКС (от греч. ????????? — неожиданный, странный), то же, что противоречие;
в широком
смысле — неочевидное высказывание, истинность к-рого устанавливается достаточно
трудно; в этом
смысле парадоксальными принято наз. любые неожиданные высказывания, особенно
если
неожиданность их смысла выражена в остроумной форме. В логике П. (или
антиномиями,
противоречиями) наз. высказывания, в точном смысле слова противоречащие
логическим законам,:
недоказуемость П. (т. е. непротиворечивость) — осн. требование, предъявляемое к
логич. и логико-
матема-тич. исчислениям, аксиоматич. науч. теориям (см. Аксиоматический метод,
Метатеория,
Формализм). Напр., в различных системах аксиоматич. теории множеств отсутствие
П.
обеспечивается разумным ограничением постулируемых в них аксиом, в первую
очередь т. н. аксиом
свёртывания — формальных аналогов об-щелогич. абстракции принципа, или же путём
наклады-
вания необходимых ограничений на выразит. средства науч. теорий, в терминах к-
рых
формулируются различные свойства.
Логич. и теоретико-множеств. П. родственны т. н. семантич. П. (см. Семантика),
возникающим в
естеств. языках и науч. теориях из-за неограниченного и неоговариваемого спец.
образом отношения
именования (см. Имя). Типичный пример семантич. П.— известный ещё антич.
философам П.
«Лжец»: высказывание «я лгу» истинно, если предположить его ложность, но из
этого, в свою
очередь, следует, что оно ложно, т. е. высказывание это, если его сформулировать
с надлежащими
уточнениями, вообще не может считаться высказыванием (каждое высказывание, по
определению,
либо истинно, либо ложно). Несмотря на различие логич. (теоретико-множеств.) и
семантич. П.,
между ними существует глубокое родство. Последнее обнаруживается при сравнении,
напр., с П.
«Лжеца» т. н. парадокса Рассела, согласно к-рому множество всех множеств. не
содержащих себя
самих в качестве собств. элементов, должно, по определению, содержать само себя,
а
следовательно,— и не содержать себя. Особенно известна и наглядна шуточная
модификация этого
П.— т. н. П. «Брадобрей»: «Деревенский парикмахер бреет всех тех и только тех
жителей своей
деревни,
ПАРАДОКС 477
к-рые не бреются сами. Должен ли он брить самого себя?». Анализ П. или в более
широком смысле
— уточнение науч. теорий, обусловленное тем, что новые экспериментальные данные
вступают в
противоречие с принципами, ранее казавшимися надёжно проверенными, составляет
неотъемлемую
часть общего процесса развития науки.
• К л и н и С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957, гл. 3;
Френкель А. А., Б а р - X и л л е л И.,
Основания теории множеств. пер. с англ., М., 1966, гл. 1.
ПАРАЛОГИЗМ, см. в ст. Логические ошибки,
ПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus) (псевд.; наст. имя и фам. Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст
фон Гоген-
гейм, von Hohenheim) (1493, Айнзидельн, кантон Швиц,— 24.9.1541, Зальцбург),
философ,
естествоиспытатель, врач. Учение П. можно охарактеризовать как своеобразный
теософский
натурализм, сложившийся под влиянием платоновско-пифагорейской традиции и
герметизма. В
центре его — понятие природы как живого целого, проникнутого единой мировой
душой (Gestirn —
«звёздная душа», т. н. астральное тело в оккультизме, не видимое и не связанное
с к.-л. определ.
пространством, способное воздействовать на любое др. астральное тело, т. е.
магич. начало души).
Это понятие мировой души (spiritus mundi), выступающей Как всеобщий деятель в
природе,
сливается с идущим от Аристотеля понятием эфира, или «пятой сущности» (см.
Квинтэссенция), а
также неоплатонич. понятием пространства — посредника между умом (кусом) и
материей.
Параллелизм микрокосмоса и макрокосмоса создаёт, по П., возможность магич.
воздействия
человека на природу с помощью тайных средств. Познание человеком своей души —
путь к
постижению природы и овладения её силами. Воображение, в отличие от фантазии,
это магич.
созидание образа как реального тела нашей мысли, к-рая понимается П. именно как
практически-
волевое устремление души (в этом он предвосхищает нем. идеализм кон. 18— 19
вв.).
Осн. элементы, составляющие у П. космич. тело,— земля, вода, воздух и небо;
кроме них, П.
признавал три начала: ртуть (меркурий), серу и соль — не как эмпирич. вещества,
а как особый
способ действия тел. Так, ртуть есть неизменный дух (spiritus vitalis),
обеспечивающий изменчивость
всего живого; сера производит рост всего живого и, скорее, соответствует понятию
души; соль даёт
телам прочность, это основа телесности.
Поскольку вся природа у П. населена духами и демонами, то задача медицины —
восстанавливать
нарушенный вторжением чуждого духа порядок, к-рый в здоровом состоянии
обеспечивается археем
— верховным жизненным духом всякого существа; т. о., врач должен лечить и тело,
и душу, и дух
больного.
П. оказал сильное влияние на Я. Бёме, В. Вейгеля (1533—88), врача, химика и
натурфилософа Я. В.
Гель-монта (старшего) (1579—1644), Ф. М. Гельмонта (младшего) (1614—99),
вероятно,
повлиявшего на Лейбница своим учением о монадах («жизненных духах»). Нек-рые
мотивы учения
П. были развиты нем. романтизмом (Шеллинг, Новалис), а также философией жизни
(Кла-гес).
* Samtliche Werke, Bd 1—14, Munch.— В., 1922—36; Samt-Ae Werke, Bd 1—4,
Jena, 1926—32.
• Проскуряков В.,П., M., 1935; Л евен В. Г., Проблема материи у Теофраста П.,
«ФН», 1959, №3; Gundolf F., Paracelsus,
В., 19282; Sudhoff К., Paracelsus, Lpz., 1936; V o g t ?., Th. Paracelsus als
Arzt und Philosoph, Stuttg., 1956; Sudhoff K.,
Bibliographie Paracelslca, Gras, 1958; Weimann K.-H., Paracelsus-Bibliographie
1932—1960, Wiesbaden, 1960.
ПАРЕТО (Pareto) Вильфредо (15.7.1848, Париж,— 20.8.1923, Селиньи, близ Женевы),
итал.
социолог и политэконом, представитель математич. школы в бурж. политэкономии.
478 ПАРАЦЕЛЬС
Социологич. концепция П. соединяет В себе противоречащие друг другу моменты —
логически-
экспериментальную методологию, требующую точности и направленную против
оценочно-
психологич. и умозрит. подхода к обществ. явлениям, и тезис о том, что основу
обществ. процессов
составляют человеч. поступки, определяемые преим. иррациональным, инстинктивным,
т. е. тем, что
в принципе невозможно точно описать и рационально объяснить.
Являясь одним из лидеров психологич. направления в социологии, П. утверждал, что
социальное
развитие определяется поступками людей, к-рые делятся на логические
(целесообразные,
руководимые осознанными целями) и нелогические, т. е. неосознанные,
инстинктивные. Движущей
силой обществ. развития служат нелогич. поступки, в основе к-рых лежит комплекс
побудит.
инстинктов, желаний, интересов, изначально присущих человеку и составляющих
устой' чивую
психологич. константу любого нелогич. поступка. Этот комплекс П. назвал
«остатком» (residue),
Имея в виду то, что остаётся, если из всей Совокупности социальных действий и
мыслей удалить всё
несущественное и поверхностное. Но человеку изначально задана и потребность в
логич., вернее
псевдологич., обосновании постфактум своего поведения. Поэтому каждый нелогич.
поступок обяза-
тельно содержит и изменчивые интерпретации «остатков», к-рые объясняют, но в то
же время и
маскируют их. Эти элементы П. назвал «производными» (deriva-zioni). Их наличие
не говорит о
сознат. лицемерии, ибо человек, как правило, верит в истинность указанных
обоснований. Охватывая
массы, «производные» могут превращаться в идеологии и религ. доктрины.
Классификацию
«остатков» и «производных» П. положил в основу объяснения всех обществ. явлений,
считая, что их
комбинациями конкретно определяется тот или иной социальный процесс или феномен.
Исходя из
этой искусств.
схемы, П. строил объяснение механизмов обществ. жизни.
Общество, по П., это система, находящаяся в равновесии, поскольку антагонистич.
интересы, отд.
слоев и классов парализуют друг друга. Извечный антагонизм вызывается социальным
неравенством
людей, обусловленным неравномерным распределением «остатков» среди них. В
частности,
способностью к руководству обладают немногие — те, кто составляет элиту. П.
мыслит общество как
пирамиду, наверху к-рой находятся немногие высокоодарённые люди — вожди.
История, по П.,—
арена постоянной борьбы элит за власть. «Циркуляция элит» является непреложным
законом
обществ. жизни и определяется комбинациями «остатков» у правящего слоя. Каждый
тип элит
обладает лишь огранич. преимуществами и не удовлетворяет всем требованиям
руководства и управ-
ления обществом, поэтому сохранение социального равновесия требует постоянной
смены элит,
осуществляемой с помощью насилия. «Производные» — в форме социальных теорий и
филос.-
историч. учений — являются лишь средством в борьбе элит и способствуют, по П.,

<< Пред. стр.

страница 188
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign