LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 187
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

образованием нервной
системы. При этом лишь для небольшого числа видов энергии выработались специфич.
органы
чувств. О. многих др. свойств объективного мира (напр., формы, величины,
отдалённости предметов
друг от друга и от наблюдателя) возникают лишь в процессе взаимодействия
различных органов
чувств.
У человека ведущую роль в чувств. познании действительности играют зрительные
О., тесно
связанные с осязательными О., к-рые расчленяются на кожно-осязательные
(тактильные),
температурные, болевые, мышечно-суставные. Периодич. изменение давления
отражается в форме
вибрационных О. Слух представляет собой комплекс разнородных О.: высоты звука,
громкости и
тембра. Важную роль играют хеморецеп-торы: обоняние и вкус. Характерная
особенность О.—
пространств. локализация объекта О.
В отличие от О. животных, О. человека опосредованы его предметно-практич.
деятельностью, всем
процессом общественно-историч. развития культуры. По словам Маркса,
«...человеческий глаз
воспринимает и наслаждается иначе, чем грубый нечеловеческий глаз, человеческое
ухо — иначе,
чем грубое неразвитое ухо, и т. д.» (M a p к с К. и Энгельс Ф., Соч., т. 42, с.
121). О. человека имеют в
принципе осмысленный, осознанный характер, хотя существуют и неосознанные О.
Многообразие О. отображает качеств. многообразие мира. Ленинская теория
отражения рассматри-
вает О. как копию, снимок с действительности, как субъективный образ свойств
объективного мира.
Она противостоит как взглядам сторонников «физиология.» идеализма, утверждающих,
что О. суть
условные знаки, иероглифы свойств вещей, так и механич. разграничению первичных
и вторичных
качеств. ведущему к агностицизму и субъективному идеализму, к взгляду на вещи
как комплексы
ощущений. Подвергая критике представителей махизма, Ленин подчёркивал, что О.
дают нам более
или менее верные образы объективных свойств вещей, хотя различные О. обладают
разной степенью
адекватности воспроизведения этих свойств.
ОЩУЩЕНИЕ 473
Будучи источником знаний человека об окружающем мире, О. входят в качестве
элемента в
целостный процесс человеч. познания, включающий восприятия, представления,
ионятия.
• Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т, 18; А н а н ь е в Б. Г.,
Теория ощущений, Л., 1961; Чувств.
познание, М., 1905; Михайлова Н. Б., Чувств. отражение в coup. науч. познании,
М., 1972; ш. также лит. к ст.
Отражение.
?
ПАВЛОВ Иван Петрович [14(26).9. 1849, Рязань,— 27.2.1936, Ленинград], рус.
физиолог, акад. АН
СССР (1907). Нобелевская пр. (1904).
Учение П. о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистич.
традиций рус.
философии и развивало идеи И. М. Сеченова. Руководящим для П. являлось
представление о
рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюц.-биологич.
(адаптивный) смысл.
Центр, роль в саморегуляции выполняет нервная система (принцип нервизма). Начав
с изучения
кровообращения и пищеварения, П. перешёл к исследованию поведения целостного
организма в
единстве внеш. и внутр. проявлений, во взаимоотношениях с окружающей средой.
Органом,
реализующим эти взаимоотношения, служат центры больших полушарий головного мозга
— выс-
шего интегратора всех процессов жизнедеятельности, включая психические; тем
самым отвергался
дуализм духовного и телесного. В качестве осн. акта поведения выступил условный
рефлекс (термин
введён П.), благодаря к-рому организм приспосабливается к изменчивым условиям
существования,
приобретая новые формы поведения, отличные от прирождённых безусловных
рефлексов. П. и его
ученики всесторонне исследовали динамику образования и изменения ус-ловных
рефлексов
(процессы возбуждения, торможе-ния, иррадиации и др.), открыв детерминанты мн.
нервно-психич.
проявлений (в частности, неврозов как результата «сшибки» процессов возбуждения
и торможения).
Наряду с условными рефлексами на раздражители, подкрепляемые безусловными, П.
выделил др.
категории рефлексов (ориентировочный, рефлекс свободы, рефлекс цели),
объясняющие биологич.
своеобразие жизнедеятельности. П. преобразовал тра-диц. учение об органах чувств
в учение об
анализаторах как целостных «приборах», производящих высший анализ и синтез
раздражителей
внеш. и внутр. среды. Принципиально новым в трактовке этих раздражителей являлся
вывод П. об их
сигнальной функции (идея, восходящая к Сеченову). Благодаря принципу
сигнальности
предвосхищается течение будущих событий и поведение организуется соответственно
возможным
благоприятным или неблагоприятным для организма ситуациям. Выводы П. о
закономерностях
образования условных рефлексов и сигнальной модификации поведения стали одним из
истоков
кибернетики. Определяя качеств. различие между высшей нервной деятельностью
человека и
животных, П. выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первые (сенсорные)
сигналы
взаимодействуют со вторыми (речевыми). Благодаря слову как «сигналу сигналов»
мозг отражает
реальность в обобщённой форме, вследствие чего радикально изменяется характер
регуляции
поведения.
П. выдвинул также учение о типах высшей нервной деятельности, о «динамич.
стереотипе» как,
устойчивом комплексе реакций на раздражители и др. Создал междунар. науч. школу.
Работы П.
произвели коренные преобразования в физиологии, медицине н психо-
474 ПАВЛОВ
логии, утвердив детерминистский и объективный подход к исследованию поведения
живых существ.
* ПСС, т. 1—6, М.—Л., 1951— 522.
* Анохин П. К., И. П. П. Жизнь, деятельность и науч. школа, М.— Л.,1949; А с ? а
т я н Э. А., И. П. П., ?., 19812.
ПАВЛОВ (псевд.— П. Д о с е в) Тодор Димитров (14.2.1890, Штип, Македония,—
8.5.1977, София),
болг. философ-марксист, эстетик, лит. критик и обществ. деятель; акад. (1945),
президент (1947—62),
почётный президент (с 1962) Болг. АН, Герой НРБ, дважды Герой Социалистич. Труда
НРБ. Чл. БКП
с 1919. Чл. Политбюро ЦК БКП (с 1966). Директор Ин-та философии Болг. АН (1948—
52 и с 1960).
Гл. ред. журнала «Философска мисъл» (с 1945). В 1932—36 П.— в Москве декан
филос. ф-та Ин-та
истории, философии и лит-ры, проф. Ин-та красной профессуры. В 1936 вернулся в
Болгарию.
Активно участвовал в борьбе против фашизма, был заключён в концлагерь (1941—44).
С 20-х гг. работал в области диалектич. и историч. материализма, эстетики,
языкознания,
методологии науки, истории болг. общества и филос. мысли. П. внёс вклад в
разработку филос.
наследия В. И. Ленина, особенно проблем материалистич. теории отражения («Теория
отражения»,
1936). Инициатор и гл. ред. сов.-болг. труда «Ленинская теория отражения и
современность» (1969,
на рус. и болг. яз.; переработанное и расширенное изд., кн. 1—3, 1973).
П. исследовал проблемы соотношения между философией и частными естеств. и
обществ. науками, а
также между философией и иск-вом, иск-вой и моралью. Ряд работ П. посвящён
проблемам
методологии историч. науки и истории болг. народа.
П. вёл активную борьбу против бурж. философии и идеологии — философии Ремке,
фрейдизма,
позитивизма, иррационализма и др. Иностр. чл. АН СССР (1947), АХ СССР (1959).
• Избрани произведения, т. 1—10, София, 1957—70; в рус. пер.— Избр. филос.
произведения, т. 1—4, М., 1961—63;
йзбр. труды по встетике, М., 1978.
• Заимов И. и Велинова Л., Тодор Димитров П. Биобиблиография, София, 1957; Попов
Н., Петров 3., Т. П. Кратък.
очерк, София, 1958; Калошин Ф. И., Т. П., М., 1960.
ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА, филос. направление 14— 16 вв., развивавшее традиции
аристотелизма в
их аверроистской интерпретации (см. Аверроизм) либо в истолковании Александра
Афродисийского.
Получила распространение в университетских центрах Сев. Италии — Падуе, Мантуе,
Ферраре,
Болояье. Зарождение её связывается с деятельностью проф. Падуанского ун-та
Пьетро д'Абано (кон.
13 — нач. 14 вв.). К П. ш. был близок Марсилий Падуанский, отстаивавший
отделение политики от
церк. авторитета и религ. морали. К школе принадлежали профессора Падуанского и
Болонского ун-
тов Анджело д'Ареццо, Паоло Венето, Гаэтано да Тьене, Николетто Верния, Пьетро
Траполино,
Марко Антонио Дзимара, Алессанд-ро Акиллини, Агостино Нифо. В филос. построениях
нек-рых
представителей П. ш. позднего периода сказалось воздействие идей томизма. В
целом для П. ш.
характерны черты ср.-век. свободомыслия. Приняв теорию двойственной истины,
философы П. ш.
развивали положения, материалистические по своей тен-
денции и непримиримые с учением церкви: своеобразный сенсуализм в гносеологич.
представление
о несо-творённости человеч. рода и его коллективном бессмертии, о единой
бессмертной душе
человечества и смертности индивидуальной души, учение о несвободе человеч. воли,
о естеств.
детерминизме. П. ш. оказала большое влияние на итал. философов П. Помпо-нацци,
Дж. Бруно, Дж.
Ванини.
• Ренан Э., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., К., Ц903]; Горфункель А. X.,
Гуманизм и натурфилософия итал.
Возрождения, М., 1977; N а г d i В., Saggi sulraristote-lismo padovano dal
secolo XIV al XVI, Firenze, [1958]; Aristote-lismo
padovano e filosofia aristotelica, в сб.: Atti del XII Cong-resso internationale
di (ilosofia, v. 9, Firenze, 1960; Randall J. H., The
school of Padua and the emergence of modern science, Padova, 1961.
ПАЛАМА, см. Григорий Палама.
ПАЛИНГЕНЕСИЯ (греч. ????????????, от ????? — опять, вновь и ??????? — рождение,
т. е.— новое
рождение, возрождение), термин др.-греч. философии.
1) Первоначально в стоицизме означал «возрождение» мира после мирового пожара
(экпюросис)
(Хрисипп SVK II, 191, 187; Боэт-стоик SVF III, 263; Марк Аврелий II, 1:
«периодическая П. всех
вещей») и был синонимом др. термина для «вечного возвращения» — апо-катастасиса,
«восстановления»; такое употребление встречается у Прокла (комм, к «Тимею» 3,
241 Diehl).
2) Позднее термин «П.» попал в сферу пифагорейского учения о метемпсихозе;
впервые в значении
«возрождения в новом теле» употребляется у Плутарха (De esu carnium 4, 998 с; De
Is. 72, 379e,
зачатки уже у Пла-тона — Менон 81Ь); во множеств. числе (?????????-V????) —
«инкарнации».
Неопифагореец 2 в. н. а. прений, по свидетельству Немесия Эмесского («О природе
человека» 3, 117
Matthaei), написал трактат «О П.» (сохранилось 11 цитат), причём П. «он называет
реинкарнацию»
(Немесий). 3) В эллинистич. мистери-альных культах — «новое рождение» при
посвящении в
таинства (см. особенно 13-й трактат «Герметич. корпуса»); П. совершается при
жизни и означает
духовное обновление-возрождение, к-рому предшествует символич. смерть старого,
греховного
человека. К этому кругу идей восходит «купель нового рождения» (П. в Новом
завете, Тит 3,5 — об
обряде крещения); термин «П.» применяется также и к воскресению (Матф. 19, 28).
4) В эпоху
Возрождения П. становится ключевым словом, выражающим программу воскрешения
антич. жизни,
науки и иск-ва.
• D o r r i e H., «Palingenesia», в кн.: Der kleine Pauly, Bd 4, Munch., 1972,
S. 428—29; Reitzenstein R., Die hellenistischen
Mysterienreligionen, Lpz.— В., 19273, S. 267—70; Harnack A., Die Terminologie
der Wiedergeburt..., в кн.: Texte und
Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, Bd 42, H. 3, Lpz,,
1918, S. 97—143; N i l s s o n M. P., Geschichte
der griechischen Religion., Bd 2, Munch., 1961, S. 685—93.
ПАМЯТЬ, способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из осн. свойств
нервной системы,
выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внеш. мира и
реакциях
организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения. Осуществляя
связь между
прошлыми состояниями психики, настоящим и процессами подготовки будущих
состояний, П.
сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает
непрерывность
существования человеч. «Я» и выступает, т. о., в качестве одной из предпосылок
формирования
индивидуальности и личности.
Первую развёрнутую концепцию П. дал Аристотель в трактате «О памяти и
воспоминании»:
собственно П. свойственна и человеку, и животному, воспоминание же — только
человеку, оно есть
«как бы своеобразное отыскивание» образов и «бывает только у тех, кто способен
размышлять»
(453а). Аристотелем были сформулированы правила для успешного воспоминания,
впоследствии
вновь «открытые» в качестве осн. законов ассоциаций: по смежности, по сходству и
контрасту.
В новое время проблема П. получила особое развитие в философии англ. эмпиризма
(Гоббс,
Локк) в свя-
зи с обсуждением проблемы опыта и критикой учения о врождённых идеях. П., по
Локку, есть как бы
«кладовая» идей.
Первое экспериментальное исследование П. было выполнено в русле ассоцианизма
нем. психологом
Г.__ Эббингаузом (1885). Амер. бихевиоризм (Э. Торн-дайк, Дж. Уотсон), поставив
изучение П. в
контекст общей проблемы научения, отождествил в конечном итоге П. с
приобретением навыков.
Против такого отождествления было направлено учение Бергсона («Материя и П.»,
рус. пер., 1911).
Противопоставляя простому репродуцированию однажды заученного материала (напр.,
текста
стихотворения) П. неповторимых событий прошлого в их индивидуальности (напр.,
самого
единичного акта заучивания), Бергсон пытался доказать существование особой
«образной» П.,
«сферы чистых воспоминаний», «П. духа», по отношению к к-рой мозг может
выступать лишь
орудием проведения воспоминаний в сознание, но не способен ни порождать их, ни
быть их
хранилищем. В этой идеалистич. концепции П. был, однако, поставлен ряд проблем,
вскрывавших
ограниченность ассоциа-нистской доктрины П. (проблемы узнавания, связи П. и
внимания, П. и
бессознательного и др.). С др. стороны, с резкой критикой «атомизма» и
механицизма ассо-
цианистского представления о П. выступила гештальт-психология, к-рая настаивала
на целостном и
структурном характере П., в частности на том, что самые следы должны пониматься
как
своеобразные динамич. системы, или поля сил. Нем. психологи Э. Геринг (1870), а
вслед за ним Р.
Земон (1904) и Э. Блейлер (1931) в учении о «мнеме» пытались рассматривать П. не
только как
психич., но и как «общеорганич. функцию», объясняя ею, в частности, процессы
наследственности
(воскрешая, т. о., учение нем. натурфилософа 1-й пол. 19 в. К. Каруса). Во
франц. социология, школе
было обращено внимание на историч. природу и социальную обусловленность П.
человека. По П.
Жане, П. человека есть особое действие, «специально изобретённое людьми» и в
принципе отличное
от простой репродукции; это символич. реконструкция, воссоздание прошлого в
настоящем. При
этом социальный мир человека, выступая для него как бы своеобразным выразителем
«коллективной
П.» общества (М. Хальбвакс), оказывается источником и упорядочивающей силой для
его
воспоминаний.
Сов. психология, опираясь на методологию диалек-тич. и историч. материализма,
уделила особое
внимание проблемам развития П. (Л. С. Выготский и др.). Проведённое А. Н.
Леонтьевым (1930)
экспериментальное исследование высших форм запоминания показало, что ведущими
моментами в
формировании высших произвольных форм П. оказываются включение в организацию
запоминания
искусств. «стимулов-средств» (знаков), совершенствование средств запоминания и
их последующая
интериоризация. В последующих работах сов. психологов (П. И. Зинченко, А. А.
Смирнов) изучение
П. человека было поставлено в контекст исследования его предметной деятельности.
В соответствии с традиц. членением П. различаются процессы запоминания,
сохранения и
воспроизведения, внутри последнего — узнавание, воспоминание и собственно
припоминание (П. П.
Блонский). Различают произвольную и непроизвольную П. По форме, в к-рой
протекают процессы
П., выделяют моторную П.. или П.-привычку, эмоциональную, или аффективную, П.
(«П. чувств» —
Т. Рибо), образную и словесно-логич. П.
* Леонтьев А. Н., Развитие П., М.— Л., 1931; Выготский Л. С., Развитие высших
псяхич. функций, М., 1960;
Зинченко П. И., Непроизвольное запоминание, М., 1961; Блонский П. П., П. и
мышление, в его кн.: Избр.
психология, произв., М., 1964; Смирнов А. А., Проблемы психоло-
ПАМЯТЬ 475
гии П., M., 1966; Роговин M. С., Филос. проблемы теории П., М.. 1966;
Хрестоматия по общей психологии. Психология П., М.,
1979. М. С. Роговин.
ПАНЕНТЕИЗМ (от греч. ??? ?? »?? — всё в боге), религ.-филос. учение, согласно к-
рому мир
пребывает в боге, однако бог не растворяется в мире, как в пантеизме, и является
личностью; синтез
теизма и нек-рых аспектов пантеизма. Термин введён К. Краузе (1828).
ПАНИНИ (5 в. до н. э.), др.-инд. языковед, автор «Аштадхьяи» («Восьмикнижие»),
исчерпывающе
полной грамматики санскрита, являющейся классич. образцом системного подхода к
языку. Значение
труда П. далеко выходит за пределы языкознания; разработанные П. методы описания
языка
(установка на полноту, логич. простота и краткость) тесно связаны с общими
проблемами логики и
методологии. Вводимое П. понятие нулевого элемента в языке как значимого
отсутствия
представляет собой точную аналогию др. открытия др.-инд. науки — употребления
нуля в
математике. П. последовательно разграничивает язык-объект и описывающий его
метаязык, к-рый
строится как формализованная запись алгебраич. типа и является (наряду с языком
математики)
одним из ранних образцов специализиров. языков науки. Развитие структурной
лингвистики и
семиотики обусловили обострённый интерес к труду П. в совр. науке.
• Grammatik, hrsg. v. O. Bohtlingk, Lpz., 1887; La grammaire de Panini, ed. par
L. Renou, v. 1—2, P., 1966.
• Топоров В. Н., О нек-рых аналогиях к проблемам и методам совр. языкознания в
трудах древнеиндийских грамматиков,
«Краткие сообщения Ин-та народов Азии», 1961, в. 57, с. 123—33; Димри Д ж. П.,
П. и его «Восьмикнижие», «Народы Африки и
Азии», 1973, № 6; A g r a w a l a V. S., India as known to Panini, [Lucknow],
1953; M i s r a V. N., The descriptive technique of Panini,
The Hague — P., 1966; K a t r e S. M., Paninian studies, v. 1—3, Poona, 1967—69;
его ж e, Dictionary of Panini, t. l — , Poona, 1968—
.
ПАНЛОГИЗМ (от греч. ??? — всё и ????? — мысль, слово, разум), филос. принцип,
согласно к-
рому действительность трактуется как логич. выражение идеи, самораскрытие
спекулятивного
понятия, как мыслящая себя субстанция, «сам себя познающий разум» (Г. Гегель);
разновидность
идеалистич. рационализма. Возможность П. как филос. миропонимания содержалась в
учении
Спинозы, к-рый определял мышление как атрибут единой субстанции. Классич. формой
П. является
филос. система Гегеля, согласно к-рому подлинная действительность есть
воплощение и самосо-
знание мирового разума, самомышление абс. идеи. По мысли Гегеля, мировой дух,
истина могут
быть адекватно и до конца раскрыты только в Науке логики, в системе логич.
категорий. П.
характерен для марбургской школы неокантианства (Г. Коген), к-рая абсолютизирует
не логику
мирового разума, а понятие и факт науки, отождествляет действительность с
формами её познания,
подставляя на место бытия логич. учение о нём. См. Идеализм.

<< Пред. стр.

страница 187
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign