LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 179
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

сохраняются остатки прежних структур.
Социализм создаёт качественно новую экономич. и социальную основу для развития
человеч. О.
Получает дальнейшее развитие нац. форма О. путём преодоления социальных
антагонизмов внутри
нации, утверждения их фактич. равенства и отношений дружбы и сотрудничества
между нациями.
Создаются условия для превращения крупных народностей в самостоят. нации, для
развития мелких
народностей, приобщения их к полноценной социально-экономич. и культурной жизни
социалистич.
общества. Устанавливаются демократич. и подлинно гуманистич. основы семейных
отношений.
Вместе с тем идёт борьба против устарелых традиций и нравов, чуждых природе
нового общества
взглядов и отношений, являющихся пережитками прошлого. Экономич. и социальное
развитие
социализма порождает потребность и создаст условия для возникновения новых,
более широких, чем
нация, историч. О. Первой такой новой историч. О. является советский народ,
представляющий
собой интернациональную О., спаянную единой социалистич. системой х-ва,
социально-политич. и
идейным единством общества, единством культуры, имеющий общий язык межнац.
общения— рус.
язык.
В лит-ре высказывается т. зр., согласно к-рой в качестве социальных О. можно
также рассматривать
классы, проф. группы, производств. коллективы и вообще все элементы социальной
структуры
общества. Но этот взгляд не является общепринятым. ОБЪЕКТ (позднелат.
objectum — предмет,
от лат. objicio — бросаю вперёд, противопоставляю), то, что противостоит
субъекту в его
предметно-практич. и познават. деятельности. О. не просто тождествен
объективной реальности, а
выступает как такая её часть, к-рая находится во взаимодействии с субъектом,
причём само
выделение О. познания осуществляется при помощи форм практич. и познават.
деятельности,
выработанных обществом и отражающих свойства объективной реальности.
О. дан познающему субъекту уже в его ощущениях, однако здесь он выступает ещё
как бы в скрытой,
непроанализированной форме. Адекватное воспроизведение О. в мышлении
предполагает
преобразование исходных данных познания, а идеальное воссоздание О. выступает
как результат
применения субъектом определ. способов познават. деятельности, логич. операций.
Использование
при воспроизведении О. логич. операций
не означает «творение» О.: содержание познават. операций черпается не из глубин
субъекта, а
определяется О. Вырабатываемое субъектом знание постоянно соотносится с О.,
проверяется через
материальную практич. деятельность (и в т. ч. опыт, эксперимент). Движение
познания от исходных
чувств, данных к идеальному воссозданию О. в виде системы понятий, от эмпирич.
уровня знания к
теоретич. уровню не означает отход от О., а выступает как движение по слоям
самого О., от
поверхностных — к более глубоким.
Теоретико-познават. концепция диалектич. материализма противостоит как тем
филос. теориям, к-
рые утверждают, что познаваемый О. непосредственно дан субъекту и что
деятельность последнего с
«данностью» всегда есть отход от О. (созерцат. материализм, позитивизм,
феноменология), так и тем
концепциям, к-рые считают, что О. есть объективация внутр. содержания субъекта
(кантианство,
прагматизм и др.). См. также Теория, Идеализированный объект.
* Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; его же, Филос.
тетради, там же, т. 29; Рубинштейн С. Л.,
Бытие и сознание, ?., 1957; Лекторский В. А., Субъект, О., познание, М., 1980; Л
ю б у-тин К. Н., Проблема субъекта и
О. в нем. классич. и марксистско-ленинской философии, М., 1981.
ОБЪЕКТИВИЗМ, мировоззренч. позиция, в основе к-рой лежит ориентация познания на
социально-
политич. «нейтральность», на воздержание от социально-критич. оценок, суждений о
ценностях и
целях, от мировоззренч. и нравств. проблем, а особенно от партийных выводов. О.
есть нигилизм но
отношению к действительности культурно-историч. субъекта, к миру человека, не
подменённому
отношением вещей. Хотя О. ратует за объективность знания, на деле он не только
ограничивает и
сужает его, но и маскирует социальный и классовый субъективизм. Для О. в науках
об обществе
характерец отказ от классового анализа (напр., концепция деидео-логизации), от
раскрытия
деятельности и борьбы обществ.
классов и групп, их ответственности за определ. решение обществ. проблем. О.
трактует субъектов
истории как марионеток фатального хода вещей, направляемых безличными факторами.
«Так
называемая объективная историография заключалась именно в том, чтобы
рассматривать
исторические отношения в отрыве от деятельности» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
т. 3, с. 39, прим.).
Своё отношение к О. В. И. Ленин выразил в связи с критикой им взглядов
«легальных марксистов»
П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановского и др. Ленин подчёркивал, что марксист
«... последовательнее
объективиста и глубже, полнее проводит свой объективизм. Он не ограничивается
указанием на
необходимость процесса, а выясняет, какая именно общественно-экономическая
формация дает
содержание этому процессу, какой именно класс определяет эту необходимость»
(ПСС, т. 1, с. 418).
В совр. бурж. философии О. выражается в тенденции к сведению активных действий
историч.
субъектов к следствиям веществ.-технич. факторов, а социальных противоречий — к
недостаткам
технич. рационализации. В новейшей своей форме сциентизма О. выражается в
тенденции свести
всю культуру к науке, а проблему человека — к науч.-технич. задачам. Отвергая
О., марксизм
раскрывает одновременно его апо-логетич. социальную функцию.
ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА, см. в ст. Истина.
ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, см. Материя.
ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ, в философии Гегеля вторая ступень развития духа. Пройдя стадию
субъективного духа и подчинив себе свои состояния, освободив себя внутренне и
став разумным
свободным духом, дух реализует свою свободную волю в объективном мире.
Индивидуальный дух
на этом этапе должен постичь, что всё
ОБЪЕКТИВНЫЙ 453
внешне данное и противостоящее ему есть дух. Человек подчиняет себе природу,
нравственно и
политически преодолевает свою иллюзорную оторванность от других людей и
погружается в
скрытое в его индивидуальности родовое всеобщее. Па этом пути приобретается
действит.
индивидуальность, тождественная нар. духу. О. д. проходит три стадии развития.
На нерпой стадии
О. д. реализует себя в правовых отношениях. Стадии права противостоит и сменяет
её стадия морали
как права субъективной сознат. воли. Синтезом этих стадий является
нравственность, реализующаяся
в семье, гражд. обществе и гос-ве. Поскольку в нравственности совпадают правовое
и моральное, она
становится высшей формой О. д. Вершина нравственности — соответствующее своему
понятию гос-
во — синтезируя субъективное и объективное в нар. духе, может стать носителем
абсолютного духа,
т. е. последней стадии развития духа, раскрывающей содержание и смысл эволюции
абсолютной
идеи.
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ, одна из осн. разновидностей идеализма; в отличие от
субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее
сверхиндивидуальное
духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.). См. Идеализм.
ОБЪЯСНЕНИЕ, функция науч. познания, раскрытие сущности изучаемого объекта;
осуществляется
посредством постижения закона, к-рому подчиняется данный объект, либо путём
установления тех
связей и отношений, к-рые определяют его существ. черты. О. предполагает
описание объекта
(подлежащего объяснению) и анализ последнего в контексте его связей, отношений и
зависимостей.
В структуре О. как познават. процедуры различают след. элементы: исходное знание
об объекте;
знание, используемое в качестве условия и средства О. (основания О.); познават.
действия, связанные
с применением знания, оснований О., к объясняемому объекту. Наиболее развитая
форма науч. О. —
объяснение на основе теоретич. законов, связанное с осмыслением объясняемого
объекта в системе
теоретич. знания. В науке широко используется форма О., заключающаяся в
установлении
причинных, генетич., функциональных и др. связей между объясняемым объектом и
рядом условий,
фа: торов и обстоятельств (напр., О. резкого увеличения численности населения в
эпоху неолита
переходом к земледелию). Основанием в таких О. выступают общие категориальные
схемы,
отражающие различные связи и зависимости, а сами О. нередко служат исходным
пунктом развития
представления об объекте в теоретич. понятие (см. Эмпирическое и теоретическое).
Раскрывая сущность объекта, О. также способствует уточнению и развитию знаний,
к-рые
используются в качестве основания объяснения. Процессы О. в пауке не сводятся к
простому
подведению объекта под тот или иной закон (схему), а предполагают введение
промежуточных
компонентов знания и уточнение условий и предпосылок. Т. о., решение объяснит.
задач — важ-
нейший стимул развития науч. знания и его концептуального аппарата. О. служат
основой
разработки критериев и оценок адекватности знаний его объекту. Так, напр.,
осуществлённые К.
Марксом в «Капитале» анализ и науч. О. механизма функционирования и развития
капиталистич.
обществ.-экономич. формации знаменовали собой превращение гипотезы
материалистич. понимания
истории в научно доказанное положение (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 1, с. 139-40).
Органически связанное с предсказанием (предвидением), О. образует вместе с
последним единую объясни-
тельно-предсказат. функцию науч. исследования. • Никитин Е. П., О.— функция
науки, ?., 1970; Руза-вин Г. II.,
Науч. теория. Логико-методологич. анализ, М., 1978, гл. 8; Ю д и н Б. Г., О. и
понимание в науч. познании, «ВФ».
1980, № 9. ,
454 ОБЪЕКТИВНЫЙ
ОБЫЧАЙ, унаследованная стереотипная форма социальной регуляции деятельности, к-
рая
воспроизводится в определ. обществе или социальной группе и является привычной
для их членов.
Термин «О.» часто отождествляется с терминами «традиция» и «обряд» («ритуал»),
однако в отличие
от традиции О. функционирует лишь в отд. областях обществ. жизни и выражает
наиболее
неуклонное следование воспринятым из прошлого образцам. Обряд же только
разновидность О.,
символ определ. социальных отношений, в то время как О. может быть и средством
практич.
преобразования и использования различных объектов.
В качестве осн. регулятора отношений между людьми О. выступает гл. обр. в
архаич.
(докапиталиетич.) обществах. О. служит средствОдМ приобщения индивидов к
социальному и
культурному опыту, передачи его от поколения к поколению, он регламентирует
поведение
индивидов, поддерживает внутригрупповую сплочённость, освящает различные объекты
и
социальные отношения. В роли О. могут выступать производств. навыки, религ.
обряды, гражд.
праздники и т. д. С появлением гос-ва и права целый ряд О. был санкционирован
господствующим
классом и включён в систему правовых норм. С развитием капитализма, расширением
связей между
различными культурами, секуляризацией обществ. жизни и т. д. власть О. в целом
оказалась по-
дорванной. Динамизм совр. социальной жизни, развитие пром-сти, средств массовой
коммуникации,
урбанизация усиливают этот процесс, выдвигая на первый план в качестве
регулятора обществ.
деятельности социальные институты; О. сохраняются в наиболее «чистом» виде в
сфере быта,
морали (нравы) и гражд. обрядности. Роль О. определяется гл. обр. системой
обществ.
отношений, в к-рую они включены; в этой связи О. разделяются на прогрессивные и
реакционные,
устаревшие.
В СССР и др. социалистич. странах ведётся борьба с устаревшими О., утверждаются
новые гражд.
обряды и О.
• Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., т. 21; Тард Г., Законы
подражания, пер. с франц., СПБ, 1892; Гофман А. Б., Л е в к о в и ч В. П., О.
как форма социальной регуляции, «Сок.
этнография», 1973, № 1;Суханов И.В., О., традиции и преемственность поколений,
М., 1976; Токарев. А., О. и обряды
как объект этнографич. исследования, «Сов. этнография», 1980, № 3; Sumner W. G.,
Folkways, L., 1958.
ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ, p е и ф и к а ц и я, введённое К. Марксом философско-социологич.
понятие,
обозначающее исторически преходящую форму социальных отношений, при к-рой
отношения между
людьми принимают видимость отношений между вещами. О. порождает обезличение,
деперсонификацию человека, происходит наделение вещей свойствами субъекта
(персонификация).
Одно из проявлений О. — фетишизм предметных форм (товаров, денег, религ.,
юридич. и т. п.
символов, языка и т. д.). В наибольшей степени О. характеризует экономич. и
идеологич. жизнь при
капитализме. Спец. анализ О. дал Маркс в «Капитале», гл. обр. в 3-м т., и в
«Теориях прибавочной
стоимости», раскрыв основу О. «Там, где... видели отношение вещей (обмен товара
на товар), там
Маркс вскрыл отношение между людьми» (Ленин В. И., ПСС, т. 23, с. 45).
ОЖИДАНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ, субъективные ориентации (совокупность социальных установок,
элементов знаний, стереотипов поведения, оценок, убеждений, намерений и т. д.),
разделяемые
членами социальной группы (или общества в целом) относительно предстоящего хода
событий,
обеспечивающие познават., эмоциональную и поведенч. готовность индивидов к этим
событиям.
Понятие О. с. используется для описания взаимосвязи между функционированием
социальных
систем и деятельностью индивидов, включённых в эти системы.
Формирование O.e. основано на коллективном опыте: они распространяются и
подкрепляются
посредством коммуникации и взаимодействия, причём в определ. случаях могут
получить
распространение и неадекватные реальности О. с. Являясь продуктом отражения
социальной
реальности, О. с. в то же время выступают как предпосылка её изменения, т. к.
они образуют нек-рую
систему соотнесения, стандарт сравнения: определ. обществ.
настроения зависят не непосредственно от экономия, положения, действий лидера и
т. д., но опосред-
ствуются соответствующими О. с.
В устойчивых малых группах О. с. отражают объективную необходимость
согласованных действий:
от каждого участника ожидается определ. комплекс мыслей, чувств и поступков,
соответствующий
его месту в системе общей деятельности. Если его поведение не соответствует О.
с., это вызывает
соответств. реакции участников — санкции социальные. Т. о., каждый участник
совместной
деятельности вынужден ориентироваться не только и не столько на действия др.
участников, сколько
на их ожидания определ. действий с его стороны.
Наиболее распространённые, устойчивые О. с. складываются в социальные нормы.
Возникнув на
основе О. с., нормы оказывают на них обратное влияние: индивид не пассивно
ожидает, но требует
от партнёра определ. действий. (Чтобы подчеркнуть, что О. с. отличаются от
пассивного ожидания,
иногда их обозначают термином «экспектации»: англ. expectation — нормативное
ожидание в
отличие от expectancy — вероятностное ожидание.)
О. с. различаются по степени обобщённости, определённости и согласованности
между собой. Чем
обобщённее О. с., тем индивиду легче ориентироваться в изменяющихся условиях. Но
если
обобщённость достигнута ценой отказа от определённости, мотивационнное
воздействие О. с.
ослабевает и возрастает вероятность отклоняющегося поведения. Неопределённость и
проти-
воречивость О. с. снижают эффективность совместного действия, являются
предпосылкой
межличностных и внутриличностных конфликтов. Правовая система санкционирует
определ. О. с.,
но никогда не охватывает их полностью. Большое влияние на формирование и
закрепление О. с.
оказывает политич. пропаганда и др. формы массового воздействия. Условием
эффективности
средств массовой информации является изучение О. с., часто принимающее форму
опросов обществ.
мнения.
В марксистско-ленинской социальной психологии понятие «О. с.» используется при
исследованиях в
сферах образования и воспитания, политич. пропаганды, психологии управления,
рекламы,
психиатрии.
• ШибутаниТ., Социальная психология, пер. с англ., М., 1965; Кон И. С.,
Социология личности, М., 1967; Яков-лев А.
М., Преступность и социальная психология, М., 1971; ? а р с о н с Т., Общий
обзор, в кн.: Амер. социология, пер. с
англ., М., 1972; Ольшанский В. Б., Межличностные отношения, в кн.: Социальная
психология, М., 1975; Вероятностное
прогнозирование в деятельности человека, М., 1977; Бобнева М. И., Социальные
нормы и регуляция поведения, М.,
1978; Ядов В. А., Гипотеза об иерархия, структуре диспозиций личности и ее
социальной обусловленности. Функциони-
рование диспозициониой системы, в кн.: Саморегуляция и прогнозирование
социального поведения личности, М., 1979;
Андреева Г. М., Социальная психология, М., 1980.
ОЙЗЕРМАН Теодор Ильич [р. 1 (14).5.1914, с. Петрове-ровка, ныне Одесской обл.],
сов.философ,
акад. АН СССР (1981, чл.-корр. 1966). Чл. КПСС с 1941. Окончил филос. ф-т Моск.
ин-та философии,
лит-ры и истории (1938). В 1954—68 зав. кафедрой истории зарубежной философии
филос. ф-та
МГУ, с 1971 зав. отделом истории философии стран Зап. Европы и Америки Ин-та
философии АН
СССР. Осп. работы по истории домарксистской, марксистской и совр. зап.-европ.
философии, а так-
же теории историко-филос. процесса.
• Развитие марксистской теории на опыте революций 1848 г., М., 1955; Нем.
классич. философия — один из теоретич.
источников марксизма, М., 1955; Философия Гегеля, М., 1956; Осн. этапы развития
домарксистской философии, М.,
1957; Осн.сту-
пени процесса познания, М., 1957; Осн. черты совр. бурж. философии, М., 1960;
Философия Фихте,
М., 1962; Проблемы историко-филос. науки, M., 19822; Главные филос. направления,
М., 1971;
Кризис совр. идеализма, М., 1972; Формирование философии марксизма, M., 19742;
Диалектич.
материализм и история философии. Исторпко-филос. очерки, М., 1979.
ОKEH (Oken) Лоренц (наст. фам. — Оккенфус, Ockenfu?) (1.8.1779, Больсбах, Баден,
— 11.8.1851,
Цюрих), нем. естествоиспытатель и натурфилософ, ученик и последователь Шеллинга.
Издавал
журн. «Isis oder Encyclopadische Zeitung» (Bd 1—41, 1817—48). Исходя из
натурфилософии
Шеллинга, О. рассматривал многообразие живых организмов как результат развития и
превращения
нек-рого идеального творч. первоначала; каждая ступень развития органич. форм
реализует
предустановленную идеальную первичную форму. Оказал значит. влияние на рус.
шеллингианство
нач. 19 в. (см. П. Сакулин, Из истории рус. идеализма..., т. 1, ч. 1, М., 1913,
гл. 2).
• Gesammelte Schriften, В., 1939; в рус. пер,— Обозрение главных содержаний
филос. естествознания..., СПБ, 1815; О
свете и теплоте, как известных состояниях всемирного элемента, СПБ, 1816;
Всеобщая естеств. история для всех
состояний, т. 5, [СПБ. 1836].
• Schuster J., Oken. Der Mann und sein Werk, B., 1922; Brauning-Oktavio H., Oken
und Goethe im Lichte neuer Quellen,
Weimar, 1959.
ОККАЗИОНАЛИЗМ (от лат. occasio, род. падеж осса-sionis — случай, повод),
направление в зап.-
европ. философии 17 в., идеалистически решавшее поставленный дуалистич.
философией Декарта
вопрос о взаимоотношении души и тела. Представителями О. являлись И. Клауберг,
А. Гейлинкс, Н.

<< Пред. стр.

страница 179
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign