LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 176
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

обществ. жизни
(Маркс К. иЭнгельсФ., Соч., т. 2, с. 144). Приписывая ощущениям универс.
значение, Гельвеции
отвергает теологич. и спиритуа-листич. концепцию человека и развивает идеи
эпикурейского
антропологич. материализма, в соответствии с к-рым «...себялюбие, наслаждение и
правильно поня-
тый личный интерес...» (там же) составляют основу обществ. жизни. Гельвеции
критикует теорию
врождённых идей Декарта, но при этом он приходит к ошибочному отрицанию роли
наследственности и абсолютизированию зависимости человеч. психики от изменения
телесной
организации под влиянием внеш. среды. Определяя воспитание как результат
воздействия на
личность социальной среды, в т. ч. определ. политич. режима, Гельвеции
теоретически обосновывал
необходимость уничтожения феодализма, религ. идеологии и ка-толич. церкви.
Основой воспитания
он считал принцип единства личного и обществ. интересов. Идеалистич.
представления о решающей
роли законодательства и просвещения дополнялись отд. материалистич. догадками о
роли экономич.
факторов и материальных потребностей в прогрессивном развитии общества. Отвергая
эгалитаристскую антибурж. пропаганду Руссо, Гельвеции считал частную
собственность неотъемле-
мым правом человека. Критикуя деспотизм, он не видел возможности установления
респ. формы
правления в больших гос-вах и связывал свои социально-политич. идеалы с
просвещённым
абсолютизмом, осуществляющим бурж. демократию. Социологич. идеи Гельвеция,
утверждавшие
природное равенство человеч. духовных способностей, всемогущество воспитания и
природную
доброту человека, право на революц. уничтожение несправедливого обществ.
устройства, сыграли
большую роль в идейной подготовке Великой франц. революции и повлияли на
развитие утопич.
социализма 1-й пол. 19 в.
Рус. пер.: «О человеке, его умственных способностях и его воспитании», 1938; см.
также в кн.: Соч.,
т. 2, 1974.
«ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ, ИЛИ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРАВА» («Du
contract social ou principes du droit politique», Amst., 1762), осн. социально-
политич. трактат Руссо, где
представлен ра-дикально-демократич. вариант широко распространённой в философии
нового
времени договорной концепции происхождения гос-ва. Рассматривая сложившиеся
законодат.
системы как орудия обществ. неравенства, Руссо определял обществ. договор как
исторически
необходимое состояние человечества, осуществляющее нар. суверенитет и фактич.
равенство путём
подчинения общей воле, к-рая выражает объективные интересы народа. Гл. принцип
эгалитарной
политич. системы, по Руссо, состоит в реализации прямой демократии через респ.
гос-во,
управляемое системой законов, принятых собранием всех граждан. Руссо предлагал
антибурж.
программу критич. эгалитаризма, ограничивающую рост мелкой трудовой
собственности и тем
самым призванную предотвращать превращение избытка богатства в орудие
порабощения не-
имущих. Критикуя Монтескье и Гоббса за допущение христ. республики, Руссо вслед
за Бейлем
показал непригодность христ. принципов для создания разумного гос. устройства.
Вместе с тем
механистич. представление об обществ. состоянии как количеств. совокупности
индивидов привело
Руссо к деистич. концепции необходимости вознаграждающего и карающего бога,
обеспечивающего
жизнеспособность гос. организма и незыблемость обществ. морали. Отд. элементы
материалистич.
понимания историч. процесса не изменили общей идеалистич. методологии трактата.
Теоретич.
обоснование респ. политич. идеалов, признание законности революции и
необходимости демократич.
диктатуры во имя обществ. блага, оценка любого политич. устройства в зависимости
от социально-
эконо-мич. положения народа сделали соч. Руссо манифестом респ. политич.
философии эпохи
Великой франц. революции.
Рус. пер.: 1938; в кн.: «Трактаты», 1969.
ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ 445
«ОБ УМЕ» («De l'Esprit», Paris, 1758), один из осн. филос. трудов Гельвеция, в
к-ром изложены
принципы материалистич. сенсуализма 18 в. Признавая объективное существование
внеш. мира,
бесконечного во времени и пространстве, Гельвеции считал природу множеством отд.
образований, а
материю — не субстанцией, а совокупностью свойств, важнейшие из к-рых —
протяжённость,
плотность, непроницаемость и движение. Самодвижение материи является источником
эволюц.
мирового процесса, а также универс. причинной связи, выражающейся в законе
непрерывности.
Гельвеции критикует локковскую концепцию субстанциальности души, однако при этом
ошибочно
сводит всю психич. деятельность к ощущениям, рассматриваемым как продукт особой
организации
материи. Критика субъективного идеализма и агностицизма приводит Гельвеция к
утверждению
принципиальной возможности адекватного отражения мира в сознании человека.
Познанию
препятствуют деспотич. режимы, религия, а также неправильно понятые личные
интересы и
потребности отд. социальных групп, поэтому достижение истины возможно только в
будущем разум-
ном обществе на основе гармонии личных и обществ. интересов.
Рус. пер.: 1938; см. также в кн.: Соч., т. 1, 1973.
ОБОБЩЕНИЕ (лат. generalisatio), мысленный переход: 1) от отд. фактов, событий к
отождествлению их в мыслях (индуктивное обобщение); 2) от одной мысли к другой —
более общей
(логич. О.). Эти переходы осуществляются на основе особого рода правил. Так,
напр., обнаруживая
нек-рое общее и специфич. свойство у представителей известного неопределённо
большого
множества предметов, образуют понятие о нём (индуктивное О.). В др. случае,
отправляясь, напр., от
понятия о равностороннем треугольнике и отвлекаясь от свойства равносторонности,
переходят к
обобщённому понятию о треугольнике вообще (логич. О.). Аналогично, производя
соответствующие
отвлечения, переходят от суждения «свинец электропроводен» к суждению «все
металлы
электропроводны», от классич. механики к механике релятивистской; это означает,
что обобщать
можно как суждения, так и науч. теории. Процесс О. связан с процессами
абстракции, анализа,
синтеза, сравнения, с различными индуктивными процедурами.
Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование ) понятий, М.,
1961; В о й ш в и л л о Е. К., Понятие, М.,
1967.
ОБОСНОВАНИЕ, мыслит. процедура, основанная на использовании определ. знаний,
норм и
установок для принятия к.-л. утверждений, оценок или решений о практич.
действиях. Социально-
значимая деятельность человека обусловлена определ. нормами, предпосылками и
установками,
выступающими в качестве её регу-лятивов. Их применение в процедуре О.
предполагает обсуждение
и анализ правомерности и целесообразности их использования в нек-рой ситуации,
сопоставление
возможных альтернатив и выбор из них наиболее эффективной.
О.— необходимый момент науч. мышления, отличающий его от различных форм донауч.
и вненауч.
сознания. Вере, традиции и авторитету наука противопоставляет свободное
обсуждение различных
познават. альтернатив и обоснованное принятие решений. В совр. логике и
методологии науки
разработка критериев и норм О. науч. знания органически сочетается с
исследованием процессов
формирования и развития теоре-тич. систем (см. Теория, Гипотеза).
• Козлова М. С., Проблема оснований науки, в кн.: Природа науч. познания.
Логико-методологич. аспект, Минск, 1979;
Никитин Е. П., Природа О. (субстратный анализ), М., 1981.
ОБРАЗ в философии, результат отражения объекта в сознании человека. На чувств.
ступени по-
446 «ОБ УМЕ»
знания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне
мышления — понятия,
суждения и умозаключения. О. объективен по своему источнику — отражаемому
объекту и
субъективен но способу (форме) своего существования. Материальной формой
воплощения О.
выступают практич. действия, язык, различные знаковые модели. Специфич. формой
О. является
художественный образ.
Своеобразие О. заключается в том, что он есть нечто субъективное, идеальное; он
не имеет
самостоят. бытия вне отношения к своему материальному субстрату — мозгу и к
объекту отражения.
О. объективен по своему содержанию в той мере, в какой он верно отражает объект.
Но О. объекта
никогда не исчерпывает всего богатства его свойств и отношений: оригинал богаче
своей копии.
Однажды возникнув, О. приобретает относительно самостоят. характер и играет
активно-
действенную роль в поведении человека и животных. Он регулирует поведение,
осуществляет
функции управления действиями. См. ст. Отражение и лит. к ней.
ОБРАЗ ЖИЗНИ, философско-социологич. категория, охватывающая совокупность
типичных видов
жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, к-рая берётся в
единстве с
условиями жизни. Даёт возможность комплексно, во взаимосвязи рассматривать осн.
сферы
жизнедеятельности людей: их труд, быт, обществ. жизнь и культуру, выявлять
причины их поведения
(стиль жизни), обусловленного укладом, уровнем, качеством жизни. Различаются
формационный О.
ж. (феодальный, буржуазный, социалистический) и социально-историч. О. ж.
(индивида, социальной
группы, общества на определ. этапе развития, напр. О. ж. совр. сов. общества). В
свою очередь тот и
другой разделяются на частные О. ж. по различным критериям (напр., городской и
сельский и т. п.).
В условиях социализма обращение к категории О. ж. используется для повышения
науч.
обоснованности социально-экономич. планирования, управления социальными
процессами путём
комплексного подхода к его объектам. С этой целью О. ж. условно расчленяется на
блоки
показателей трудовой, культурно-бытовой и обществ.-политич. деятельности
(включая показатели
брака и семьи, образования, нац. отношений и др.), сопряжённые с показателями
условий жизни —
материального благосостояния людей, социального обеспечения и здравоохранения,
охраны
окружающей среды и др. Совокупность показателей образует исходную (базовую)
модель О. ж., к-
рая затем преобразуется в поисковую и нормативную прогностич. модели (см.
Прогнозирование), на
основе сопоставления к-рых вырабатываются соответствующие рекомендации.
Категория О. ж. имеет также большое значение в идеологич. борьбе социализма и
капитализма.
Бурж. О. ж. отличается индивидуализмом, отсутствием подлинного демократизма,
негуманным
отношением к человеку, социальным пессимизмом, попиранием человеч. достоинства,
аптагонистич.
противоречиями между интересами личности и общества, шовинизмом и национализмом,
культом
наживы, насилия.
Для социалистич. О. ж., в противоположность буржуазному, характерны
коллективизм, подлинный
демократизм и гуманизм, социальный оптимизм, чувства человеч. достоинства,
обществ. долга,
товарищеской взаимопомощи, интернационализм и патриотизм, уважение к труду и
трудящемуся
человеку, социальное равноправие, бережное отношение к культуре, к духовным
ценностям, высокая
сознательность, непримиримость к недостаткам, социальная активность, основанная
на развитии
чувства ответственности каждого за дела своего коллектива и общества в целом.
Для совр. сов. общества характерно преобладание черт социалистич. О. ж., наличие
нек-рых
пережитков О. ж., свойственного прежним этапам историч. разви-
тия общества, с к-рыми ведётся борьба, а также ростков будущего коммунистич. О.
ж., к-рые всемерно раз-
виваются в процессе коммунистич. строительства. • Материалы XXV съезда КПСС, М.,
1976; Материалы XXVI
съезда КПСС, М., 1981; Щербицкий В. В., XXV съезд КПСС о совершенствовании
социалистич.. О. ж. и
формировании нового человека, М., 1977; Толстых В. И., О. ж.: Понятие,
реальность, проблемы, М., 1975;
Социалистич. О. ж. и совр. идеологич. борьба, М., 1976; Капустин Е. И.,
Социалистич. О. ж. Зкономич. аспект,
М., 1976; Проблемы социа-листич. О. ж., М., 1977; Струков Э. В., Социалистич. О.
ж., М., 1977; Социалистич. О.
ж. и вопросы идеологич. работы, М., 1977; Бутенко А. П., Социалистич. О. ж.:
Проблемы и суждения, М., 1978;
Сдобнов С. И., Социалистич. О. ж.: Экономич. аспект, М., 1978; Касьяненко В. И.,
Роль КПСС в формировании
Социалистич. О. ж., М., 1979; Ануфриев ?. ?., Социалистич. О. ж. (Методологич. и
ме-тодич. вопросы), М., 1980;
Социалистич. О. ж., М., 1980;Соци-альные показатели О. ж. сов. общества, М.,
1980.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ, обратное воздействие результатов процесса на его протекание или
управляемого процесса на управляющий орган. О. с. характеризует системы
регулирования и
управления в живой природе, обществе и технике. Различают положит. и отрицат. О.
с. Если
результаты процесса усиливают его, то О. с. является положительной. Когда
результаты процесса
ослабляют его действие, то имеет место отрицат. О. с. Отрицат. О. с.
стабилизирует протекание
процессов. Положит. О. с., напротив, обычно приводит к ускоренному развитию
процессов. В
сложных системах (напр., в социальных, биологических) определение типов О. с.
затруднительно, а
подчас и невозможно. Иногда О. с. в сложных системах рассматривают как передачу
информации о
протекании процесса, на основе к-рой вырабатывается то или иное управляющее
воздействие. В этом
случае О. с. называют информационной. Понятие О. с. как формы взаимодействия
играет важную
роль в анализе функционирования и развития сложных систем управления в живой
природе и
обществе, в раскрытии структуры материального единства мира.
ОБРАЩЕНИЕ (лат. conversio), преобразование предложения путём обмена местами его
терминов —
субъекта и предиката. О. наз. простым, если при О. кванторные слова (см.
Квантор) не меняются.
Просто обращаются все общеотрицат. предложения (вида «Ни одно S не есть Р») и
все
частноутвердит. предложения (вида «Нек-рые S суть ?»). Общеутвердит. предложения
(вида «Все S
суть Р») обращаются с ограничением, т. е. их О., вообще говоря, даёт снова
истинное предложение,
если квантор «Все» заменяется квантором «Нек-рые». Частноотрицательные
предложения (вида
«Нек-рые S не суть Р») не обращаются: из того, что нек-рые люди не курящие, не
следует, что нек-
рые курящие не люди.
В традиц. логике О. относили к непосредств. умозаключениям. Последние выделялись
в особую
группу и правила для них формулировались наряду с правилами силлогизма. В совр.
логике
предикатов О. самостоят. значения не имеет, а правила О. в число правил логич.
дедукции как
таковые не входят. Это, однако, не умаляет эвристич. ценности О. для практики
содержат.
мышления.
В логике отношений, где с каждым отношением между терминами ? и у связывается
понятие об
отношении между терминами у и х, обратном первоначальному, О.— это операция
замены данного
отношения обратным ему с одноврем. перестановкой терминов отношения.
ОБЩЕЕ, всеобщее, принцип бытия всех единичных вещей, явлений, процессов;
закономерная
форма их взаимосвязи в составе целого. О. выражает определ. свойство или
отношение, характерные
для данного класса предметов, событий, а также закон существования и развития
всех единичных
форм бытия материальных и духовных явлений. Как сходство признаков вещей О.
доступно
непосредств. восприятию; будучи закономерностью, оно отражается в форме понятий
и
теорий. В мире нет как двух абсолютно тождественных, так и двух абсолютно
различных вещей, не
имеющих между собой ничего общего. Отдельные, единич. явления связаны между
собой,
взаимодействуют, зависят и обусловливают друг друга: они имеют (и не могут не
иметь) нечто
соизмеримое, общее. О.— это единое во многом. О. как закономерность выражается в
единичном и
через единичное, а всякая новая закономерность вначале выступает в виде
единичного исключения
из общего правила. При этом в О. превращаются такие единичные исключения, к-рые
соответствуют
тенденции развития.
Для объективного идеализма характерны отрыв О. от единичного, абсолютизация и
превращение его
в нечто «демиургическое»: О. предшествует единичному и творит его (Платон,
Гегель). Взгляд на
действительность как на множество независимых друг от друга единичностей
характерен для узкого
эмпиризма, считающего единичное исходной категорией, а О., всеобщее, — лишь
производной
абстракцией. Диалектич. материализм, отвергая идеалистич. толкования О., исходит
из признания
объективности и единства единичного, особенного и О.
ОБЩЕНАРОДНОЕ ГОСУДАРСТВО, см. в ст. Государство.
ОБЩЕНИЕ, процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ. субъектов (классов,
групп, личностей),
в к-ром происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями,
умениями и
навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих
условий
формирования и развития общества и личности.
Реальными посредниками всех форм О. являются не только результаты духовной
деятельности —
идеи, ценности, идеалы, чувства и настроения, но и материальные вещи — орудия и
средства
человеч. труда, объекты, воплощающие социальные ценности и чело-веч, опыт. В
процессе О.
передаётся и усваивается социальный опыт, происходит изменение структуры и
сущности
взаимодействующих субъектов, формируются исторически конкретные типы личностей и
всё
разнообразие человеч. индивидуальностей, происходит социализация личности.
Обществ. отношения и О.— взаимосвязанные, но не тождеств. понятия. К.Маркс и Ф.
Энгельс в
ранних работах употребляли понятие «О.» как для обозначения обществ. отношений
(материальных
и идеологических), так и для характеристики непосредств. межличностных
отношений. В их более
поздних работах термин «О.» употребляется преим. для характеристики
межличностных отношений,
сущность к-рых Маркс и Энгельс видели в «обработке людей людьми». Обществ.
отношения представляют собой прежде всего конкретно-историч. связи, способ
соединения обществ.
субъектов деятельности (классов, групп и индивидов, поскольку они входят в эти
группы) друг с
другом в процессе деятельности и в соответствии с её характером, обществ.
функциями, условиями
их выполнения. Они представляют собой системообразующий фактор, обеспечивающий
целостность
данной обществ., системы, её функционирование и развитие. О. есть
непосредственно переживаемая
реальность и конкретизация обществ. отношений, их персонификация, личностная
форма. Общество
не существует как самостоят. «лицо» наряду и вне составляющих его личностей, и
обществ.
отношения не существуют вне реальной жизнедеятельности и О. людей. «...Именно
личное,
индивидуальное отношение индивидов друг к другу, их взаимное отношение в
качестве индивидов
создало — и повседневно воссоздает — существующие отношения» (Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., т.
3, с. 440).
ОБЩЕНИЕ 447
О. выражает не только обществ., но и личную необходимость индивидов друг для
друга в процессе
обществ.
воспроизводства самого человека во всём богатстве его личных способностей,
потребностей, ценнос-
тей и др. характеристик. В О. осуществляется процесс формирования личности, её
сознания и
самосознания. К. Маркс писал: «...Человек сначала смотрится, как в зеркало, в
другого человека...»

<< Пред. стр.

страница 176
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign