LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 17
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

науки о природе(естествознание) и науки о культуре (историч. науки). Естеств.-
науч. образование по-
нятий руководствуется (генерализирующим) номоте-тическим методом, вырабатывающим
общие
законы, а историческое — (индивидуализирующим) идиогра-фическим методом, дающим
описания
индивидуального историч. явления.
Б. ш. испытала влияние Гуссерля. Идеи Б. ш. в социологии проводил М. Вебер, в
психологии — Г.
Мюн-стерберг. В 20-х гг. ряд представителей Б. ш. перешёл к неогегельянству (И.
Кон, Р. Кронер и
др.).
• Бурж. философия кануна и начала империализма, М., 1977, гл. 2, § 3; RickertH.,
Die Heidelberger Tradition in der
deutschen Philosophie, Tub., 1931; см. также лит. к статьям Неокантианство,
Виндельбанд, Риккерт.
БАЗИС И НАДСТРОЙКА, категории исторического материализма, характеризующие
структуру
обществ.-экономич. формации и качеств. своеобразие составляющих её обществ.
отношений,
процесса их диалектич. взаимодействия. По определению К. Маркса,
«совокупность...
производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный
базис, на
котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому
соответствуют
определенные формы общественного сознания» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13,
с. 6—7). В. И.
Ленин подчёркивал, что осн. идея материалистич. понимания истории «состояла в
том, что
общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Последние
представляют
собой лишь надстройку над первыми, склады-
44 БАДАРАЯНА
вающимися помимо воли и сознания человека, как (результат) форма деятельности
человека,
направленной на поддержание его существования» (ПСС, т. 1, с. 149). В отличие от
материальных,
идеологич. обществ, отношения зависят от сознания людей, их формирование
опосредствовано
обществ. сознанием. И те и другие отношения имеют сложную структуру.
Материальными
отношениями, составляющими обществ. форму развития производит. сил, являются
производств.
отношения, возникающие в процессе произ-ва, обмена и распределения материальных
благ.
Надстройка (Н.) как целое включает в себя идеологич. (политич., правовые и др.)
отношения,
связанные с ними взгляды, теории, представления, иллюзии — т. е. идеологию и
психологию
различных социальных групп или общества в целом, а также соответств. орг-ции и
учреждения —
гос-во, политич. партии, обществ. орг-ции и т. д.
Категории Б. и н. в самом общем виде раскрывают механизм детерминации обществ.
явлений и
отношений. Базис (Б.) определяет Н., её особенности, структуру, т. е. II.
строится не произвольно, а в
соответствии со своим Б. Н. выражает субъективную сторону обществ. жизни, хотя
по отношению к
отд. индивиду или социальной группе структуры Н. объективны. В совокупности Б. и
н.
характеризуют конкретный облик опре-дел. обществ.-экономич. формации. Б.,
являясь экономич,
формой произ-ва, одновременно выступает как содержание надстроечных форм и
отношений. Он со-
ставляет как бы «экономич. скелет» обществ. формации, к-рый с помощью Н.
облекается «плотью и
кровью». При этом под Б. следует понимать лишь совокупность господствующих
производств.
отношений, поскольку для характеристики обществ.-экономич. формации, её отличия
от других
формаций важна качеств. определённость господствующего типа производств.
отношений, его
доминирование в рамках данной формации.
Классики марксизма-ленинизма неоднократно подчёркивали, что в истории конкретных
обществ
практически не встречается чистый Б. без большей или меньшей «примеси»
отношений, доставшихся
от прошлых эпох или возникающих новых отношений, характерных для следующей,
более высокой
обществ.-экономич. формации.
Поэтому, выделяя господствующий тип производств. отношений, наука как бы
отвлекается от
особенностей той или иной страны, её конкретной ступени развития, особых
историч. и культурных
традиций, от конкретного многообразия производств. отношений, существующих
наряду и
одновременно с господствующим типом. Однако при конкретном анализе определ.
общества для
получения более полной и точной картины уровня его развития и зрелости
необходимо
рассматривать не только господствующий тип производств. отношений и
соответствующие ему
явления Н., но и всю совокупность различных типов производств. отношений,
составляющих
экономич. структуру данного общества.
Вне конкретно-историч. подхода, без учёта всех типов производств. отношений был
бы невозможен,
напр., детальный анализ многоукладной экономики России в переходный период, к-
рый позволил В.
И. Ленину выработать научно обоснованную программу строительства социализма,
создания его Б. и
н. В совр. эпоху анализ многоукладной экономики весьма актуален для
развивающихся стран с их
сложным переплетением совр. и архаич. экономич. и социальных структур.
Отражая общие причинно-следств. связи, существующие в обществ, отношениях,
категории Б. и н.
служат вместе с тем методологич. основой для более конкретного анализа
закономерностей и
механизма функционирования всей совокупности обществ. отношений.
Н. выполняет в обществе важнейшие социальные функции. Господствующая Н. выражает
и
закрепляет экономич. отношения собственности данного общества. Но в каждом
классово
антагонистич. обществе существуют элементы Н., выполняющие по отношению к поро-
дившему их Б. разрушит. функции, способствующие рождению нового Б. Выполняя свои
социальные
функции, Н. всегда является активной силой, обратно воздействующей на Б. Поэтому
было бы
упрощением и вульгаризацией историч. материализма рассматривать связь Б. и н.
как
однонаправленную. На самом деле между ними существует диалектич. взаимосвязь и
взаи-
мозависимость. Н., раз возникнув, начинает оказывать обратное воздействие на Б.,
а следовательно, и
на всё общество, включаясь в процесс развития общества как относительно
самостоят. фактор,
имеющий свои спе-цифич. законы генезиса, функционирования и развития.
Так, прогрессивная идеология как важнейший элемент Н., овладевая массами,
становится могучей
материальной силой, способствуя прогрессу общества, и напротив, реакц. идеология
ведёт к
задержке развития, а то и к величайшим человеч. трагедиям (человеконена-вистнич.
идеология
фашизма, империалистич. идеология, защищающая интересы монополистич. капитала,
агрессию и
милитаризм, расистская, националистическая и шовинистическая идеология).
Социалистич. Б. и н. качественно отличаются от Б. и н. всех предшествующих
формаций как по
содержанию, так и по характеру возникновения. Социалистич. производств.
отношения,
выражающие обществ. собственность на средства произ-ва, не могут, в силу
антагонизма труда и
капитала, возникнуть в рамках капитализма, в к-рых создаются только отд.
элементы Н. будущего
общества — коммунистич. партии, науч. идеология марксизма-ленинизма и
социалистич. формы
сознания. В то же время капитализм развивает совр. производит. силы, к-рые
вступают в конфликт с
частно-капиталистич. формой присвоения, характерной для бурж. Б. Данный конфликт
разрешается
социалистич. революцией, к-рая разрушает бурж. гос. машину и создаёт гос-во
нового типа —
диктатуру пролетариата, к-рая служит рычагом экономич. преобразования общества
на социалистич.
началах. По мере становления и развития нового Б. происходят качеств. изменения
и в социалистич.
Н., возрастает роль её важнейших элементов — коммунистич. партии и гос-ва — в
разработке научно
обоснованных планов социально-экономич., политич. и культурного прогресса
общества, в управле-
нии процессом развития социалистич. обществ. отношений.
Утверждение Б. и н. развитого социалистич. общества получило выражение и
закрепление в
Конституции СССР, в к-рой чётко охарактеризованы экономич., социальная и
политич. системы
развитого социализма, раскрыты их взаимосвязь и взаимообусловленность.
• Маркс К. иЭнгельсФ., Соч., т. 13, с. 6—7; т. 20, с. 26; т. 37, с. 111; т. 39,
с. 356; Ленин В. И.,ПСС,т. 1,с. 149; Консти-
туция (Основной Закон) Союза Сов. Социалистич. Республик, М., 1977. Л. Ф.
Ильичев.
БАКУНИН Михаил Александрович [18(30).5.1814, Но-воторжский у. Тверской губ.,—
19.6(1.7).1876, Берн, Швейцария], рус. революционер, один из основателей и
теоретиков анархизма.
Во 2-й пол. 30-х гг. жил в Москве, играл видную роль в кружке Н. В. Станкевича
(см. Станкевича
кружок), был близок с Белинским, потом также с Герценом и Огарёвым. В эти годы
Б. изучает
классич. нем. философию, в особенности — труды Гегеля, пропагандирует (толкуя
по-своему)
идеалистич. диалектику. В 1840 уехал за границу (Германия, Швейцария, Бельгия,
Франция).
Примкнув к левым гегельянцам, выразил свои радикальные воззрения в ст. «Реакция
в Германии»
(«Reaktion in Deutschland», 1842). Испытав нек-рое влияние идей Фейербаха, Б.
эволюционировал
позднее к своеобразному антропологич. материализму и «антитеологизму». Его
филос. концепция,
включавшая и позитивистские мотивы, в целом была непоследовательной и
эклектичной.
В Цюрихе Б. познакомился с В. Вейтлингом, заинтересовался коммунистич.
движением. В Париже
(1844)
сблизился с П. Прудоном. Тогда же познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Б. участник революций 1848—49 в Праге и Дрездене. В апр. 1850 саксонским судом и
в мае 1851
австр. воен. судом дважды приговорён к смертной казни, к-рая в обоих случаях
была заменена
пожизненным заключением. Выдан австр. властями Николаю I и заключён в Алек-
сеевский равелин
Петропавловской крепости. В 1857 Б. был отправлен на поселение в Сибирь. В 1861
бежал через
Японию и США в Лондон. В 60—70-х гг. жил в Зап. Европе, сотрудничал с Герценом и
Огарёвым;
активно участвовал в организации анархистского движения, выступал против Маркса
в 1-м
Интернационале, из к-рого был исключён в 1872. Теория Б. окончательно сложилась
к кон. 60-х гг.
(«Государственность и анархия», 1873, и др.).
История, по Б.,— эволюционный процесс, шествие человечества из «царства
животности» в «царство
свободы». Атрибутами низшей ступени являются религия и гос-во. Человек
отличается от животного
только мышлением, к-рое вызывает к жизни религию. Гос-во, олицетворяющее
тиранию,
эксплуатацию, опирается на фикцию бога. Будущее общество — строй ничем не
ограниченной
свободы, независимости человека от всякой власти, полного развития всех его
способностей.
Пронизанная индивидуализмом, анархистская теория Б. во многом соприкасается с
учением
Штирнера. Б. считал гос-во осн. источником угнетения масс, всех социальных зол и
высказывался
против всякой государственности; он резко выступал и против к.-л. использования
гос-ва рабочим
классом, против марксистского учения о диктатуре пролетариата. Отстаивая лозунг
«свободной
федерации» земледельч. и фабрично-ремесл. ассоциаций, Б. и его последователи
отвергали
использование в политич. борьбе избират. агитации, парламентов и т. д. Б. мечтал
о социальной
революции и возлагал гл. надежды на крестьянство и на ремесл. полупролет. слои
города, на
люмпен-пролетариат. Причисляя себя в 60—70-х гг. к материалистам и атеистам, Б.,
однако, в
понимании роли и задач философии был близок к позитивизму Конта (см.
«Федерализм, социализм и
антитеологизм», в кн.: Избр. соч., т. 1, Лондон, 1915, с. 125—27). Называя себя
сторонником материа-
листич. понимания истории, Б. трактовал марксизм в духе «экономич.
материализма».
С рус. революц. движением связи Б. снова стали активными в 1868—70. Книга Б.
«Государственность и анархия» оказала значит. идейное влияние на народ-нич.
революц. движение.
Б. доказывал существование «рус. нар. идеала», гл. черты к-рого он видел в
обществ. землевладении,
в самой идее «права на землю», присущей рус. крестьянину. Взгляды Б. оказали
влияние на
программу и тактику «Земли и воли» 70-х гг. Всестороннее и последоват.
преодоление бакунизма
связано с появлением рус. социал-демократии.
Против анархистских взглядов Б. и его дезорганизаторской деятельности в европ.
рабочем движении
настойчиво боролись Маркс и Энгельс. В. И. Ленин и Г. В. Плеханов дали
развёрнутую критику
теорий Б.
• Избр. соч., т. 1 — 5, П.—М., 1919—21; Собр. соч. и писем, т. 1—4, М., 1934 —
35.
* M a p к с К. и Энгельс Ф., Мнимые расколы в Интернационале, Соч., т. 18; и ? ж
е, Альянс социалистич. демократии и
Междунар. Товарищество Рабочих, там же; Энгельс Ф., Бакунисты за работой, там
же; его же, Эмигрантская лит-ра, там
же; Маркс К., Конспект книги Б.«Государственность и анархия», там же; Л е н и н
В. И., Что такое «друзья народа» и
как они воюют против социал-демократов?, ПСС, т. 1;его же, Анархизм и социализм,
там же, т. 5; е г о ж е, Гос-во и
революция, там же, т. 33; Плеханов Г. В., Анархизм и социализм, Соч., т. 4, М.,
[1925]; Итенберг Б. С., Движение
революц. народничества, М., 1965; Первый Интернационал, ч. 1—2, М., 1964—65;
Пирумова Н., Бакунин, {М., 1970].
Ш.M. Левин.
БАРТ (Barth) Карл (10.5.1886, Базель,— 10.12.1968, там же), швейц.
протестантский теолог, один из
осно-
БАРТ 45
вателей диалектической теологии. Первый крупный труд Б. «Послание апостола Павла
к римлянам»
(«Der Homerbriof», 1918) связан с идеями Кьеркегора и настойчиво подчёркивает
несоизмеримость
божеского и человеческого: предмет откровения и человеч. знаний различен, а
потому вера есть
колеблющееся между «да» и «пет» дерзание, отважный прыжок в неведомое. Во имя
такого
понимания веры Б. полемизирует с либеральным протестантизмом и католич. религ.
рационализмом.
Наряду с этим Б. энергично требует от церкви социальной ответственности,
усматривая в этом кри-
терий для различения «истинной» и «ложной» церкви. В молодости Б. участвовал в
движении христ.
социализма, а в 1933 выступил как вдохновитель христ. сопротивления
гитлеровскому режиму; после
Мюнхенского соглашения 1938 одобрял вооруж. борьбу с фашизмом как священную.
После 2-й
мировой войны резко критиковал политику «холодной войны» с утопич. позиций
«третьего пути».
• Gesammelte Vortruge, Bd 1—3, Munch., 1928—57; Die kirchliche Dogmatik, Bd 1—9,
Zollikon — Z., 1932—55.
• B a l t h a s a r H. V. v., K. Barth. Darstellung und Deutung seiner
Theologie, Olten, 1951; Hammer J., K. Barth, Westminster,
1962.
БАУМГАРТЕН (Baumgarten) Александр Готлиб (17.6. 1714, Берлин,— 26.5.1762,
Франкфурт-на-
Одере), нем. философ школы Вольфа, родоначальник эстетики как особой филос.
дисциплины. Проф.
ун-та во Франк-фурте-на-Одере. В гносеологии вслед за Лейбницем и Вольфом
различал высшее
(рассудочное) познание — предмет логики, и низшее (чувственное) познание, теорию
к-рого Б.
впервые назвал «эстетикой». Последняя стала одновременно у С. и теорией
прекрасного, поскольку
чувств. восприятие совершенства связывалось им с наслаждением прекрасным.
Совершенство или
красоту явления Б. усматривал в согласии трёх осн. элементов: содержания,
порядка и выражения. Б.
внёс большой вклад в развитие филос. терминологии; он широко употреблял термины
«субъективный» и «объективный», «в себе» и «для себя», введение к-рых зачастую
ошибочно
приписывается Канту.
• Aesthetica, Bd 1—2, Traiecti as Vlailrum, 1750—58; Metaphy-sica, Halae
Magdeburgicae, 1739; в кн.: История истетшш, т.
2, М., 1964, с. 449 — 65.
• Асмус В. Ф., Нем. эстетика XVIII в., М., 1963, с. Л—56.
БАУЭР (Bauer) Бруно (0.9.1809, Айзенберг,— 13.4. 1882, Риксдорф), нем. философ,
младогегельянец. Отвергая гегелевскую абс. идею, объявил абсолютным
самосознание; считал
движущей силой истории умств. деятельность «критич. личностей». В ряде памфлетов
представил
Гегеля атеистом и революционером; дал более радикальную, чем Штраус, критику
Евангелия. От-
рицал историч. реальность Иисуса Христа. К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли критике
субъективный
идеализм и национализм Б. в соч. «Святое семейство» и «Немецкая идеология».
После 1848 Б.
эволюционировал вправо и к концу жизни стал оторонником герм, рейхсканцлера О.
Бисмарка.
Я Geschichte der Politik, Kultur und Aufklarung des 18 Jahr-mderts, Bd 1—
4, Charlottenburg—Lp/., 1843—45; Kritik
der Evangelien. Geschichte ihres Ursprungs, Bd 1—4, B., 1850 — 52; в рус.
пер.— Трубный глас страшного суда лад
Гегелем, М., 1933.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 85—178; т. 3, с. 82—102; т. 19, с. 306—
19; Runze G., B. Bauer, В., 1931.
БАХМАНЯР Абуль Гасан Марзубан оглы (г. рожд. неизв.— ум. 1065), азерб. философ.
Ученик Ибн
Сины, стремился использовать систему Аристотеля и неоплатонизм для обоснования
исламской
догматики. В трактатах «Метафизика» и «Иерархия существ» (Каир, 1911, на араб,
яз.; Лейпциг,
1851, на нем. яз.) Б. рассматривает вопросы бытия н познания; «Приобретение
знаний» и
«Украшение» посвящены вопросам логики, «Красота и счастье» — этич. проблемам.
46 БАУМГАРТЕН
• История философии в СССР, т. l, M., 19GS, с. 129—39; За-к у е в Э. К., Бэh
мэнярын фвлсвфи кэрушлври, Бакы, 1958.
БАШЛАР, Б а ш л я p (Bachelard) Гастон (27.6.1884, Бар-сюр-Об,— 16.10.1962,
Париж), франц.
философ, основоположник неорационализма. Б. стремился философски осмыслить
современное ему
естеств.-науч. знание. Отвергая метафизнч. противопоставление рационального
(«чистого разума») и
эмпирического («чистого опыта», «чистой материи»), теории и практики, Б. исходил
из признания их
постоянного взаимодействия (концепция «рационалистич. материализма»), в
результате к-рого
происходит практич., веществ. воплощение рационально-теоретич. построений науки
(концепция
«технич. материализма», или «прикладного рационализма»). Взаимодействие теории и
эмпирии, по
Б.,— один из важнейших аспектов науки как диалектически, скачкообразно
развивающегося
организма. Согласно Б., первый этап развития знания — «донауч-ный» (господство
чистого
эмпиризма); второй — научный (возникновение рационального абстрактного
мышления); третий —
этап «нового науч. духа», или не-классич. науки, для к-рой характерны отказ от
к.-л. окончат, истин
(«отрицающая философия»), «открытость», т. е. готовность к экспериментальным
опровержениям
(концепция истины как «исправления ошибок») и вместе с тем — синтезирующая
способность к
понятийному обобщению новых эмпирич. данных, обнаружение новых связей между
различными
формами, структурами и областями знания. Синтезирующая творч. способность
человека коренится,
согласно Б., в спонтанности обыденного сознания — общего истока науки, поэзии и
др. мыслит.
форм. Концепции Б. присущи элементы диалектики и материализма, однако они не
получили у него
последоват. развития.
• Le nouvel esprit scientifique, P.. 1934; Le ratlonalisme applique, P., 1949;
La formation de 1'esprit scientifique, P., I9604; La
Philosophie du non, P., 1962s; Le materlnlisme rationnel, P., 19632.
• Кузнецов B. H., Франц. бурж. философия 20 в., М., 1970; Кисее ль ?. ?., Судьба
старой дилеммы. (Рационализм и
эмпиризм в бурж. философии 20 в.), М., 1974; Quillet Р., Bachelard.
Presentation, choix de textes, hibliographie P., [1967]; M
a r gu l i n J. G., Bachelard, [P.], 1974; L e-court D., Bachelard, ou Le Jour
et la nuit, P., 1974 (лит.); Bachelard. [Colloque de
Cerisy], P., 1974; V a d ё е M., Gaston Bachelard, ou Le nouvel idealisme
epistemologique, P., 1975.

<< Пред. стр.

страница 17
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign