LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 165
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

связей буржуазных»
(там же, т. 1, с. 154), что «...нельзя было из феодализма перейти к капитализму
без национальных
идей» (там же, т. 26, с. 35), что «нации неизбежный продукт и неизбежная форма
буржуазной эпохи
общественного развития» (там же, с. 75). На основе длит. совместной жизни людей,
связанных
единой экономикой, территорией и языком, возникает также общность духовной
жизни. Основопо-
ложники марксизма-ленинизма считали её важной для развития Н., но подчёркивали
противоречивость культуры и психологии Н., состоящей из враждебных классов.
«Есть две
национальные культуры в каждой национальной культуре»,— писал Ленин (там же, т.
24, с. 129),
имея в виду, что буржуазно-помещичья и клерикальная культура противостоит
демократич. и со-
циалистич. культуре. Эти две культуры создаются представителями одной
национальности, но
разных «двух наций в одной нации», имеющих разную обществ. идеологию и
психологию. Н. имеет
не особую нац. психологию, а нац. особенности психологии. Общность экономич.
связей,
территории, языка, а также нац. особенности культуры и психологии порождают
созна-
НАЦИЯ 417
ние нац. общности — нац. самосознание. Нац. самосознание, возникнув, становится
важным
условием существования и развития Н., к-рая объединяется уже не только
объективными связями, но
связями, основанными на самосознании в широком смысле, включающем в себя
сознание этнич.
общности, приверженность к нац. языку, территории, культуре, определ. отношение
к др. Н., чувство
нац. гордости. Жизненность, активность Н. в значит. мере определяется характером
и уровнем нац.
самосознания.
Процесс формирования разных Н. определяется соотношением экономич., политич.,
этнич.
признаков, а также характером историч. эпохи. Как правило, процессы становления
Н. и условий её
существования происходят одновременно, дополняя друг друга. Н. складываются и
тогда, когда нет
ещё полной готовности всех условий их образования. Так, в ряде стран Азии и
Африки Н.
формируются в ходе борьбы за независимость и особенно после её завоевания на
исторически
сложившейся в результате колон. разделов территории из различных по языку,
культуре, экономич.
связям племён и народностей и становятся формой терр.-экономич. сплочения,
политич. и культур-
ного развития этих стран.
Для правильного понимания как сущности Н., так и места и роли её этнич.
особенностей необходимо
различать такие взаимосвязанные, но не идентичные понятия, как «нация» и
«национальность».
Понятие «национальность», выражая этнич. общность, является более узким, чем
понятие «Н.».
Различение их помогает объяснить, почему группы людей, имеющие общую
национальность (этнич.
особенности языка, культуры) с той или иной Н., но не живущие на её территории,
не являются
представителями данной Н. Наконец, становится понятным, почему Н. или народность
при социа-
лизме в корне меняет социальную сущность, сохраняя в основном свою
национальность.
В ходе строительства социализма Н. преобразуется в социалистическую по своей
экономич. основе,
классовой структуре и духовному облику. Социалистич. Н.— это выросшая из Н. или
народности
капиталистич. общества в процессе ликвидации капитализма и победы социализма
новая социальная
общность людей, у к-рой сохранились, хотя и получили качественно новое развитие,
определ. этнич.
особенности, но в корне преобразился на социалистич. интернац. началах весь
уклад политич.,
социально-экономич. и духовной жизни. Основой развития социалистич. П., их
социально-политич. и
идейного единства является социалистич. экономика. Новое качество приобретает
также общность
территории как условие существования и признак Н. Социалистич. II, имеют свою
территорию с
исторически сложившимися границами, к-рые, однако, не обособляют Н. друг от
друга. Происходит
постоянное н всестороннее общение между Н. Социализм создаёт самые благоприятные
условия для
развития нац. языков. Знание же наряду с нац. языком и межнац. языка, каким в
СССР стал русский,
усиливает культурный рост всех Н. На основе экономич., социальной и идейно-
политич. общности
социалистич. Н. развиваются интернац. черты их культур. Социалистич. Н.,
сохраняя прогрессивное
культурное наследие, формируют новые ценности культуры, к-рые становятся общим
достоянием
всех народов. Национальное и интернациональное в культуре социалистич. Н.
составляет единство, в
к-ром ведущей является интернац. сторона. В ходе строительства коммунизма
возникают и
развиваются новые традиции, к-рые сближают н объединяют все со-циалистич. Н.,
укрепляют их
духовную общность. Новые черты социплистич. Н. формируются на основе развития
самого
социализма. Революц. изменения всей социально-экономич., политич. и духовной
жизни вы-
418 НАЧАЛА
рабатывают социалистич. нац. самосознание. В зрелом социалистич. обществе
интенсивно протекает
единый процесс расцвета и сближения Н.
Одной из самых существ. черт социалистич. Н. является их братское сотрудничество
и
взаимопомощь на основе социалистич. интернационализма, к-рые приводят к развитию
новых
интернац. общностей, таких, как советский народ, крепнущее содружество
социалистич. народов.
Стирание нац. различий — процесс более длительный, чем стирание классовых
различий. Полное
слияние Н. произойдёт в зрелом коммунизме в результате их дальнейшего расцвета и
постепенного,
всё более тесного сближения во всех сферах жизни. Коммунисты не сторонники
увековечивания нац.
различий, они поддерживают объективный, прогрессивный процесс всестороннего
сближения Н.,
создающий предпосылки их будущего слияния на основе полной добровольности и
демократизма.
Марксисты-ленинцы выступают как против сдерживания этого процесса, так и против
его искусств.
форсирования. Отчётливое знание перспектив развития Н. особенно важно для
социалистич. стран,
обществ. отношения к-рых, в т. ч. нац. отношения, научно регулируются и
направляются к определ.
цели. Опираясь на марксистско-ленинскую теорию, можно предвидеть, что полная
победа
коммунизма во всём мире создаст условия для слияния Н. и все люди будут
принадлежать к
всемирному бесклассовому и безнациональному человечеству, имеющему единую
экономику и
единую богатейшую и многообразную коммунис-тич. культуру.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; их же, О
польск. вопросе, там же; Энгельс Ф., По и
Рейн, там же, т. 13; е г о ж е, Происхождение семьи, частной собственности и
гос-ва, там же, т. 21; е г о же, О
разложении феодализма и возникновении нац. гос-в, там же; Ленин В. И., Что такое
«друзья народа» и как они воюют
против социал-демократов?, ПСС, т. 1; е г о ж е, От какого наследства мы
отказываемся?, там же, т. 2; е г о ж е,
Положение Бунда в партии, там же, т. 8; е г о ж е, К вопросу об общенац.
революции, там же, т. 15; его ж е, Критич.
заметки по нац. вопросу, там же, т. 24; с г о ж е, О «культурно-нац.» автономии,
там же; его ж е, О нац. программе
РСДРП, там же; его же Тезисы реферата по нац. вопросу. Между 10 и 20 янв. (23
янв, и 2 февр.) 1914 г., там же; его же,
Под чужим флагом, там же, т. 26; его ж е, Соцпалистнч. революция и право Н. на
самоопределение, там же, т. 27; е г о ж
е, Речь по нац. вопросу 29 апр. (12 мая) 1917 г., там же, т. 31; е г о ж е, II
конгресс Коммунистич. Интернационала, там
же, т. 41; ег о ж е, О пролет.
культуре, там же; его же, III конгресс Коммунистич. Интернационала, там же, т.
44; его ж е, К вопросу о нацио-
нальностях или об «автономизации», там же, т. 45; Программа КПСС (Принята XXII
съездом КПСС), М., 1976;
Конституция. (Осн. закон) Союза Сов. Социалистич. Республик, М., 1977; Междунар.
совещание коммунпстич. и
рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Материалы XXV съезда КПСС М.,
1976; Материалы XXVI съезда
КПСС, М., 1981; Брежнев Л. И., О пятидесятилетии Союза Советских Социалистич.
Республик, М., 1972; К у л и ч е н к
о М. И., Расцвет и сближение Н. в СССР. Проблемы теории и методологии, М., 1981;
Диалектика интернац. и нац. в соц.
обществе, М., 1981; см. также лит. к статьям Интернационализм, Национальный
вопрос, Национализм. , С. Т. Калтахчян.
«НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ» (??????????? »????????), «Первоосновы теологии», соч. Прокла
(5 в.),
представляющее собой руководство по теоретич. философии; единственный в своём
роде свод осн.
понятий и методов неоплатонизма. Состоит из 211 параграфов, первые 112 из них
посвящены
категориям неоплатонической философии, выступающим в виде оппозиций (единое —
многое,
производящее — производимое, выступление — возвращение, самодовлеющее —
несамодовлеющее,
самодвижное — движимое иным, вечность — время, целое — часть, предел —
беспредельное).
Категории эти рассматриваются на фоне иерархии бытия (ум — душа — тело),
истекающего из
сверхбытийного начала — единого (параграф 20: «Выше всех тел — сущность души,
выше всех душ
мыслительная природа, выше всех мыслительных субстанций — единое»). Остальные 99
параграфов
характеризуют функционирование этих оппозиций при конструировании сферы
сверхбытийных
генад-богов, сферы ума (нуса) и души. «Н. т.» не касаются проблем физики и
этики. «H. т.» повлияли
на соч. ?севдо-Дионисия Ареопагита, а через них — на всю ср.-век. философию.
Кроме того, в ср.
века была чрезвычайно популярна «Книга о причинах» — лат. компиляция,
составленная на основе
араб. переложения «Н.т.». В 12 в. «Н. т.» были переведены с греч. яз. на
латинский Вильемом
Мербеке; переводом этим пользовался Фома Аквив-ский, хорошо знакомый и с «Книгой
о
причинах». Большое количество рукописей «И. т.» относится к 15—16 вв. В
знаменитых «Тезисах»
Пико делла Миран-долы 55 тезисов — заимствования из «Н. т.». В 1587 Патрици
делает новый лат.
пер. «Н. т.». 1-е изд. греч. текста «Н. т.» Эмиля Портуса — в 1618; греч. изд.
Ф. Крейцера в 1822 и
1855. Лучшее изд. с комм.и англ. пер. Е. Р. Доддса (E. R. Dodds, 1933, 19632).
Рус. пер. А. Ф. Лосева
— «Первоосновы теологии», 1972. См. лит. к ст. Прокл.
«НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ» («Principle philosophiae»), одна из осн. работ Декарта,
дающая полное и
строгое изложение системы его филос. и науч. взглядов. Написана на лат. яз.
Впервые издана в
Амстердаме в 1644. Сочинение было задумано как «законченный свод философии»
(Декарт Р., Избр.
произв., М., 1950, с. 422), где начала физич. мира выводятся из метафи-зич.
начал. Содержит четыре
части. Предмет первой — общие принципы, или начала познания. В ней Декарт в
схематич. форме
воспроизводит свои осн. гносеоло-гич. и метафизич. идеи, получившие развёрнутое
обоснование в
«Метафизич. размышлениях» (универсальное сомнение как поиск самоочевидного
начала
философствования; обоснование непосредств. достоверности поля сознания; переход
от сознания к
бытию, онтологич. вывод: cogito, ergo sum; доказательство существования бога как
необходимого
условия возможности эмпирич. самосознания и материального мира). 2-я часть —
натурфилософская
— представляет собой описание филос. основ картезианской физики. Нарушая
традиционный
порядок изложения физич. понятий («количество», «пространство», «время»,
«движение»), Декарт
выдвигает на первый план учение о движении и впервые формулирует закон инерции.
3-я и 4-я части
посвящены соответственно началам видимого мира и началам Земли; эти части —
единственная
сохранившаяся работа Декарта, трактующая космологич. и космогонич. вопросы. По
словам Декарта,
они являются расширенным вариантом соответствующих глав соч. «Мир», к-рое было
попыткой дать
общий очерк всего мироздания в целом, исход» только на принципов механики (соч.
сохранилось в
отрывках).
В 1647 вышел франц. пер., выполненный другом Декарта учёным-аббатом Пико. Франц.
текст
значительно отличается от латинского, содержит отдельные купюры и обширные
вставки. Сравнение
текстов даёт основания считать, что конец 3-й части и вся 4-я были переведены
самим Декартом,
причем нок-рые места написаны заново. В большинстве изданий в качестве
предисловия помещается
письмо автора аббату Пико. Первый рус. пер. опубл. в кн.: Декарт Р., Соч., т. 1,
1914.
НЕБЫТИЕ, понятие идеалистич. онтологии, означающее отсутствие, отрицание бытия.
Категория
Н. (как недопустимая для мысли идея) появилась вместе с противоположной ей
категорией бытия в
учении Пармени-да об истинном пути мышления.Демокрит и Платон придали Н.
онтологич. статус,
причём Платон ввёл по только различение бытия и Н., но и бытия и сверхбытия
(единое), что
предопределило осн. аспекты рассмотрения Н. в истории, философии: Н. как
негативное отсутствие
бытия и как позитивное превосхождсние бытия. Категория Н. фактически
тождественна категории
ничто; различие их состоит лишь в том, что Н. противопоставляется бытию вообще,
в то время как
ничто — многообразию различных нечто. В диалектнко-материалис-тич. философии
понятие Н. не
употребляется. См. Ничто.
НЕГРИТЮД (франц. negritude, от negre — негр), одна из популистских (см.
Популизм) идеологий
периода освободит. борьбы в Африке, развитая Сенгором и др. Н. исходит из
противопоставления
европ. (рационализм, техницизм, индивидуализм, безличность социальной
организации и т. п.) и
африканской (негритянская магич. интуиция, цельность мироощущения, общинные
идеалы
справедливости и взаимопомощи) культур. Такое разделение типов культуры в
основном сложилось
в кругах европ. либеральной интеллигенции, к-рая взамен капиталистич. развития
выдвигала идеи
романтизма и руссоистского культа «естеств. человека», призванного спасти
«испорченную»
цивилизацию. В пёстрой социально-психологич. среде переходных обществ эти идеи
переплелись с
местными религ. и неотрадиционалистскими мотивами.
Н.— одно из утопич. движений протеста против бурж. цивилизации, к-рой, как
царству разложения
всех духовных видов целостности в обществе, культуре и индивидуальном мышлении,
Н.
противопоставляет утопически сконструированный тип нар. жизни, афр.
«общинность»,
построенную на доверии, любви, свободе и не нуждающуюся в формальных правовых
гарантиях.
Эту идеализированную общинность, древние традиц. уклады и верования афр. племён,
будто бы
пронесённые ими сквозь колон. период в нетронутом виде, Н. предлагал заложить в
основу новой
государственности и социальной политики освободившихся стран, в основу
«африканского»
социализма. Обычно программы, выросшие на почве Н. и поддерживаемые в основном
немногими
интеллигентами, получившими европ. образование, маскируют или недооценивают
реальное
классовое разложение афр. общества, перенося на объединённые новые общества
идеализированные
характеристики традиц. локальных коллективов, находящихся на примитивном уровне
развития. В
итоге идея консервации патриархальной общинно-племенной солидарности оказывается
выгодной
бюрократич. верхушке и растущим бурж. слоям.
• Ерасов Б. С., Тропич. Африка: идеологии и проблемы культуры, М., 1972; У л ь я
н о в с к и й Р. А., Социализм и
освободившиеся страны, М,, 1072; см. также лит. к ст. Сенгор.
НЕДЕЛЬКОВИЧ (Неделковиh) Душан (р. 18.5.1899, Исаково, Сербия), югосл. философ-
марксист. В
1939 перевёл на сербскохорватский яз. «Логику» Гегеля с комм., к-рые в условиях
монархо-фаш.
диктатуры были использованы для изложения филос. идей В. И. Ленина. В 1943 на
освобождённой
от фашистов территории — редактор произв. Ленина на сербскохорватском яз.
Н. работает в области истории югосл. и мировой философии, истории обществ. мысли
народов
Югославии (работы о Р. Бошковиче, П. Негоше, С. Марковиче, Леонардо да Винчи, П.
Гольбахе, Ж.
Ламетри и др.). Значит. место Н. уделяет проблемам становления и развития
марксистской
философии, этики и эстетики, принципам материалистич. диалектики, разработке
ленинских
методология, принципов анализа филос. знания, вопросу о роли субъективного
фактора в
социалистич. революции, проблемам со-циалистич. гуманизма.
Ряд работ Н. посвящён критике бурж. филос. теорий (интуитивизма А. Бергсона,
прагматизма Дж.
Джемса и др.), оппортунистпч. и ревизионистских течений (бернштейпиапства, совр.
«пеомарксизма»).
• La philosophic naturelle et relatiiviste do R.-.T. Boscovich, P., [1922];
Хераклит, Београд, 1924; Неморалност бесмртности
и етичка фуякциjа смрти, Београд, 1928; Идеолошки сукоб демокра-ти jе и фашизма,
Скошъе, Io:i8; Анти-Бергсон,
Скошье, 1939; Progmatizam i dijalektika, Beograd, 1960; Hurnanizam Mark-sove
dijalektike i dijalektika humanizma danas,
Beograd, 11)68; Hommc et humain, BeoRrad, 1969; Леаин и фплоаофи)а, Београд,
1969; Превазилажегьа, Београд, 1972;
Интуиционизам и диjалек-тика, Београд, 1974.
НЕДЕЛЬКОВИЧ 419
НЕДОНСTЛЬ (Nedoncelle) Морис Гюстав (р. 30.10. 1905, Рубе), франц. философ-
идеалист, католич.
священник. Один из гл. представителей персонализма. В основе концепции Н. лежит
понятие
взаимности, обоюдности — необходимой связи между сознанием «Я» и сознанием
«Другого». Диада,
возникающая из взаимозависимости «Я» и «Ты», делает возможным, по Н., появление
личности,
подтверждает её реальность. Полное завершение личности происходит при обращении
к богу, с к-
рым она связана но своей природе, ибо бытие личности, по Н., есть результат
«человеческо-
божественной обоюдности». Только бог может уничтожить дуализм природы и личности
и устранить
внутр. противоречия разума.
• Vers ime Philosophie de l'amour et de Ja personne, P., 1957; La personne
luimaine et la nature, P., 1963; Explorations
personna-listes, P., 1970.
• Совр. религ.-филос. течения в капиталистич. странах, М., 1962, с. 131—36; В д
о в и н а И. С., Франц. персонализм, М.,
1977.
НЕЗАВИСИМОСТЬ в логике и м а т е м а т и-к е, невыводимость (недоказуемость)
предложения
нек-рой теории (или выражающей его формулы соответствующего исчисления) и его
отрицания из
данной совокупности предложений (конъюнкции формул), напр. из данной системы
аксиом.
Доказательство Н. сводится к доказательству непротиворечивости (совместимости)
двух систем
предложений (формул): данной системы и данного предложения (формулы) — с одной
стороны, и
данной системы и отрицания данного предложения (формулы) — с другой. Если
непротиворечивая
система аксиом дедуктивно полна (см. Полнота в логике), то присоединение к ней в
качестве
аксиомы любого невыводимого из неё предложения приводит к противоречию. Когда
речь идёт о
содержательно формулируемых предложениях, то выводимость понимается интуитивно

соответствии с законами логики); в исчислениях в качестве таких законов
фиксируются определ.
правила вывода, также подразделяемые на независимые (исходные) и производные.
Аналогично определённой выше дедуктивной Н. говорят о Н. функциональной (Н.
выразит. средств):
понятие (термин) независимо от данной совокупности понятий (терминов), если оно
не может быть
определено через них (при фиксированных правилах определения, относительно к-рых
имеет смысл
ставить вопрос о Н.). Совокупность предложений (формул) или понятий (терминов)
наз. независимой
(или неизбыточной, минимальной), если каждое из них независимо от остальных.
Исторически
первыми доказательствами Н. были доказательства Н. пятого постулата Евклида о

<< Пред. стр.

страница 165
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign