LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 161
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

расширяющейся сферы, представление о спине электрона как вращающемся волчке).
Гл. отличие Н. к.' м. от донаучной или вненаучной (напр., религиозной) состоит в
том, что она
строится на основе определ. фундаментальной науч. теории (или теорий), служащей
её
обоснованием. Так, напр., физич. картина мира 17—19 вв. строилась на базе
классич. механики, а
совр. физич. картина мира — на базе квантовой механики, а также спец. и общей
теории от-
носительности. С др. стороны, фундаментальная науч. теория находит в Н. к. м.
средства для своей
интерпретации: Н. к. дт. создаёт условия, общенауч. фон для её анализа. Н. к. м.
как форма
систематизации науч. знания отличается от науч. теории. Если Н к. м. отражает
объект, отвлекаясь от
процесса получения знания, то науч. теория содержит в себе логич. средства как
систематизации
знаний об объекте, так и проверки (в частности, экспериментальной) их
истинности. Н. к. м.
выполняет эвристич. роль в процессе построения фундаментальных науч. теорий.
Н. к. м. тесно связана с мировоззрением, являясь одним из действенных способов
его формирования.
Она выступает связующим звеном между мировоззрением и науч. теорией. Н. к. м.
находится в
постоянном развитии, в ней осуществляются в ходе науч. революций качеств.
преобразования (смена старой картины мира новой). См. также Теория,
Мировоззрение,
Естественнонаучный материализм.
• Дышлевый П. С., Естеств.-науч. картина мира как форма синтеза знания, в сб.:
Синтез совр. науч. знания, М.,
1973, с. 94—120; Методологич. принципы физики, М., 1975, гл.3; С т е п и н В.
С., Становление науч. теории,
Минск, 1976;
НАУЧНАЯ 407
Диалектич. материализм и еетеств.-науч. картина мира, К., 1976; Мостепаненко А.
М., Методологич. и филос. проблемы
совр. физики, Л., 1977.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, коренное, качеств. преобразование производит. сил
на
основе превращения науки в ведущий фактор развития обществ. произ-ва.
В ходе Н.-т.р., начало к-рой относится к сер. 40-х гг. 20 в., бурно развивается
и завершается процесс
превращения науки в неиосредств. производит. силу. Н.-т. р. изменяет условия,
характер и
содержание труда, структуру производит. сил, обществ. разделения труда,
отраслевую и проф.
структуру общества, ведёт к быстрому росту производительности труда, оказывает
воздействие на
все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей,
взаимоотношение
общества с природой.
Н.-т. р. является закономерным этапом человеч. истории, характерным для эпохи
перехода от
капитализма к коммунизму. Она представляет собой мировое явление, но формы её
проявления, её
течение и последствия в социалистич. и капиталистич. странах принципиально
различны.
Н.-т. р.— длит. процесс, к-рый имеет две гл. предпосылки — научно-техническую и
социальную.
Важнейшую роль в подготовке Н.-т. р. сыграли успехи естествознания в кон. 19 —
нач. 20 вв., в
результате к-рых произошёл коренной переворот во взглядах на материю и сложилась
новая картина
мира. Этот переворот В. И. Ленин назвал «новейшей революцией в естествознании»
(см. ПСС, т. 18,
с. 264). Она началась открытием электрона, радия, превращения химич. элементов,
созданием теории
относительности и квантовой теории и ознаменовала собой прорыв науки в область
микромира и
больших скоростей.
Революц. сдвиг произошёл и в технике, в первую очередь под влиянием применения
электричества в
пром-сти и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широкое
распространение. Родилась
авиация. В 40-х гг. наука решила проблему расщепления атомного ядра.
Человечество овладело
атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики.
Исследования по
созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистич. гос-
ва организовать
в рамках крупного нац. науч.-технич. проекта согласованное взаимодействие науки
и пром-сти. Это
послужило школой для осуществления последующих общенац. научно-технических
исследовательских программ.
Начался резкий рост ассигнований на науку, числа исследовательских учреждений.
Науч.
деятельность стала массовой профессией. Во 2-й пол. 50-х гг. под влиянием
успехов СССР в
изучении космоса и сов. опыта организации и планирования науки в большинстве
стран началось
создание общегос. органов планирования и управления науч. деятельностью.
Усилились непо-
средств. связи между науч. и технич. разработками, ускорилось использование
науч. достижений в
произ-ве. В 50-х гг. создаются и получают широкое применение в науч.
исследованиях, произ-ве, а
затем и управлении электронно-вычислит. машины (ЭВМ), ставшие символом Н.-т. р.
Их появление
знаменует начало постепенной передачи машине выполнения элементарных ло-гич.
функций
человека, а в перспективе — переход к комплексной автоматизации произ-ва и
управления. ЭВМ —
принципиально новый вид техники, изменяющий положение и роль человека в процессе
производ-
ства.
На совр. этапе своего развития Н.-т. р. характеризуется след. осн. чертами. 1)
Превращением науки в
непо-средств. производит. силу в результате слияния воедино переворота в науке,
технике и произ-
ве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рож-
408 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ
дения новой науч. идеи до её производств. воплощения. 2) Новым этапом обществ.
разделения труда,
связанным с превращением науки в ведущую сферу развития обществ. произ-ва. 3)
Качеств.
преобразованием всех элементов производит. сил — предмета труда, орудий произ-ва
и самого
работника; возрастающей интенсификацией всего процесса произ-ва благодаря его
науч.
организации и рационализации, снижению материалоёмкости, капиталоёмкости и
трудоёмкости
продукции: приобретаемое обществом новое знание в своеобразной форме «замещает»
затраты на
сырьё, оборудование и рабочую силу, многократно окуная расходы на науч.
исследования и технич.
разработки. 4) Изменением характера и содержания труда, возрастанием в нём роли
творч.
элементов; превращением процесса произ-ва «... из простого процесса труда в
научный процесс...»
(Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Cоч., т. 46, ч. 2, с. 208). 5)
Возникновением на этой основе ма-
териально-технич. предпосылок преодоления противоположности и существ. различий
между умств.
и физич. трудом, между городом и деревней, между непроизводств.
и производств. сферой. 6) Созданием новых источников энергии и искусств.
материалов с заранее
заданными свойствами. 7) Огромным повышением социального и экономич. значения
информац.
деятельности как средства для обеспечения науч. организации, контроля и
управления обществ.
произ-вом; гигантским развитием средств массовой коммуникации.
8) Ростом уровня общего и спец. образования и культуры трудящихся; увеличением
свободного
времени.
9) Возрастанием взаимодействия наук, комплексного исследования сложных проблем,
роли обществ.
наук и идеологич. борьбы. 10) Резким ускорением обществ. прогресса, дальнейшей
интернационализацией всей человеч. деятельности в масштабе планеты,
возникновением т. н.
экологич. проблем и необходимостью в связи с этим науч. регулирования системы
«общество —
природа».
Наряду с осн. чертами Н.-т. р. можно выделить её главные науч.-технич.
направления: комплексная
автоматизация произ-ва, контроля и управления произ-вом; открытие и
использование новых видов
энергии; создание и применение новых конструкционных материалов. Однако сущность
Н.-т. р. не
сводится ни к её характерным чертам, ни тем более к тем или иным даже самым
крупным науч.
открытиям или направлениям науч. и технич. прогресса. Н.-т. р. означает
перестройку всего технич.
базиса, всего технологич. способа произ-ва.
Н.-т. р. создаёт предпосылки для возникновения единой системы важнейших сфер
человеч.
деятельности: теоретич. познания закономерностей природы и общества (наука),
комплекса технич.
средств и опыта преобразования природы (техника), процесса создания материальных
благ (произ-
во) и способов рациональной взаимосвязи практич. действий и различных видов
деятельности
(управление).
Превращение науки в ведущее звено в системе наука — техника — произ-во не
означает низведения
двух других звеньев этой системы до пассивной роли лишь воспринимающих импульсы,
идущие к
ним от науки.
Обществ. произ-во является важнейшим условием существования науки, и его
потребности по-
прежнему служат главной движущей силой её развития. Однако, в отличие от
предшествующего
периода, к науке перешла наиболее революционизирующая, активная роль. Это
находит выражение в
том, что на основе результатов фундаментальных науч. исследований возникают
принципиально
новые отрасли произ-ва, к-рые не могли бы развиться из предшествующей
производств. практики
(атомные реакторы, совр. радиоэлектронная и вычислит. техника, квантовая
электроника, открытие
кода передачи наследств. свойств организма и др.). В условиях Н.-т. р. сама
практика требует, чтобы
наука oпe-
режала технику, произ-во, а последнее всё больше превращалось в технологич.
воплощение науки.
Усиленно роли науки сопровождается усложнением её структуры. Этот процесс
находит выражение
в бурном развитии прикладных исследований, проектно-конструкторских и опытно-
конструкторских
работ как звеньев, связывающих фундаментальные исследовании с произ-вом.
Возрастающая
взаимосвязь различных процессов и явлений усиливает значение комплексного
подхода к любой
крупной проблеме, междисциплинарных исследований. В связи с зтим стало особенно
необходимо
тесное взаимодействие естеств., технич. и обществ.
наук, развивающееся в социалистических странах как одно из конкретных выражений
органического
соединения преимуществ социализма с достижениями Н.-т. р.
Возникли спец. дисциплины, изучающие закономерности развития, условия и факторы
повышения
эффективности самой научной деятельности (см. Наукове-дение).
Научно-технич. переворот революционизирует с.-х. произ-во, превращая с.-х. труд
в разновидность
индустриального труда. Одновременно деревенский уклад жизни всё более уступает
место
городскому. Рост науки, техники и пром-сти способствует интенсивной урбанизации,
а развитие
средств массовой коммуникации и совр. транспорта способствует
интернационализации культурной
жизни.
В процессе Н.-т. р. в новую фазу вступают отношения общества и природы. Перед
человечеством во
весь рост встала задача сохранения и науч. регулирования среды своего обитания.
В ходе Н.-т. р. существенно изменяется содержание труда гл. производит. силы —
трудящихся. Н.-т.
р. предъявляет возрастающие требования к проф. знаниям, организац. способностям,
а также к
общему культурному и интеллектуальному уровню работников, повышает роль
моральных стимулов
и личной ответственности в труде. Наряду с увеличением объёма обязат. общего
образования
возникает проблема повышения и изменения квалификации работников, возможности их
периодич.
переподготовки, особенно в наиболее интенсивно развивающихся сферах труда.
Масштабы и темпы изменений в произ-ве и обществ. жизни, к-рые несёт с собой Н.-
т. р., с небывалой
до сих пор остротой вызывают необходимость своевременного и как можно более
полного
предвидения совокупности их последствий как в сфере экономики, так и в
социальной сфере, их
влияния на общество, человека и природу.
Подлинным носителем Н.-т. р. выступает рабочий класс, ибо он является не только
гл. производит.
силой общества, но и единств. классом, заинтересованным в последовательном,
полном развитии Н.-
т. р. При капитализме, борясь за своё социальное освобождение, за ликвидацию
капиталистич.
отношений, рабочий класс одновременно добивается развития Н.-т. р. в интересах
всех трудящихся.
Необходимым условием полного развития Н.-т. р. является социальное освобождение
трудящихся,
создание неограниченного простора для всестороннего развития человека, к-рое
может быть
обеспечено только в процессе построения коммунизма.
Успехи науки и техники в 1-й пол. 20 в. могли перерасти в Н.-т. р. лишь при о
предел, уровне
социально-экономич. развития общества. Н.-т. р. стала возможной благодаря
высокой степени
развития производит. сил и обобществления произ-ва.
Ленин подчёркивал, что за каждым коренным технич. переворотом «... неизбежно
идет самая крутая
ломка общественных отношений производства...» (ПСС, т. 3, с. 455). Н.-т. р.
преобразует производит.
силы, но их коренное изменение невозможно без соответствующего качеств.
преобразования
обществ. отношений. Как пром. революция кон. 18 — нач. 19 вв., заложившая ос-
новы материально-технич. базы капитализма, нуждалась для своего осуществления не
только в
коренном технич. преобразовании произ-ва, но и в глубоком преобразовании
социальной структуры
общества, так и совр. Н.-т. р. требует для собств. полного развития не только
преобразования
технологии произ-ва, но и революц. преобразования общества. Глубоко обнажив
несовместимость
свободного развития совр. производит. сил с капиталистич. способом произ-ва, Н.-
т. р. усилила
объективную необходимость перехода от капитализма к социализму и тем самым стала
важным
фактором мирового революц. процесса. Н.-т. р. «... стала одним из главных
участков исторического
соревнования между капитализмом и социализмом...» (Международное совещание
коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 303).
Всемирный характер Н.-т. р. настоятельно требует развития междунар. науч.-
технич. сотрудничества,
в т. ч. и между гос-вами с различным социальным строем. Это диктуется гл. обр.
тем
обстоятельством, что целый ряд последствий Н.-т. р. выходит далеко за
национальные и даже
континентальные рамки и требует объединения усилий мн. стран и междунар.
регулирования, напр.
борьба с загрязнением окружающей среды, использование космич. спутников связи,
разработка ре-
сурсов Мирового океана и т. д. С этим связана взаимная заинтересованность всех
стран в обмене
научно-техническими достижениями (см. Глобальные проблемы).
Совр. наука и техника могут эффективно развиваться лишь при условии
скоординированной
экономики, планового распределения ресурсов в масштабе гос-ва, требуют
управления всей сложной
системой соцналь-но-экономич. процессов в интересах всего общества. Однако
капиталистич. способ
произ-ва не может создать таких условий. Отд. крупные капиталистич. фирмы
достигают успешной
постановки научно-исследоват. и опытно-конструкторской работ, эффективного
внедрения новой
техники и технологии, продиктованного необходимостью конкурентной борьбы.
Известное рас-
ширение функций капиталистич. гос-ва в результате его срастания с монополиями,
попытки гос.
программирования и регулирования позволяют временно ослаблять наиболее острые
противоречия,
к-рые лишь накапливаются и углубляются. Поддержка гос-вом тех или иных
направлений науки и
техники способствует их успехам, но, поскольку такое вмешательство преследует
интересы
монополий, воен.-пром. комплекса, науч.-технич. прогресс приобретает в
капиталистич. странах
одностороннее направление, а его результаты часто противоположны интересам
общества и
провозглашённым целям, приводят к огромному расточительству научно-технического
потенциала.
Капитализм не может преодолеть стихийный характер обществ. произ-ва и
использовать огромную
силу кооперации, планирования и управления в масштабах всего общества, устранить
осн.
противоречие — между производит. силами и производств.
отношениями, обществ. характером произ-ва и частным характером присвоения.
Капиталистич. общество ограничивает возможности, открываемые Н.-т. р. для
развития самого
человека, а зачастую обусловливает их реализацию в уродливой форме
(стандартизация образа
жизни, «массовая культура», отчуждение личности).
Для социалистич. системы Н.-т. р. является естеств. продолжением коренных
социальных
преобразований. Мировая система социализма сознательно ставит Н.-т. р. на службу
социальному
прогрессу. В условиях социализма Н.-т. р. способствует дальнейшему
совершенствованию
социальной структуры общества и обществ. отношений, создаёт условия для
повышения общекуль-
турного и науч.-технич. уровня трудящихся и тем са-
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ 409
мым является важнейшим средством всестороннего развития личности.
Истолкование сущности и социальных последствий Н.-т. р. является полем острой
борьбы
марксистско-ленинской и бурж. идеологий.
Первоначально буржуазно-реформистские теоретики пытались истолковать Н.-т. р.
как простое
продолжение пром. революции или же как её «второе издание» (концепция «второй
пром.
революции»). По мере того как своеобразие Н.-т. р. становилось очевидным, а её
социальные
последствия необратимыми, большинство буржуазно-либеральных и реформистских
социологов и
экономистов встали на позиции технологич. радикализма и социального
консерватизма,
противопоставляя в своих концепциях «постиндустриального общества»,
«технотронного общества»
технологич. революцию социальной, освободит. движению трудящихся. В качестве
ответной
реакции мн. «новые левые» на Западе заняли противоположную позицию — технологич.
пессимизма
в сочетании с социальным радикализмом (Г. Маркузе, П. Гудмен, Т. Роззак — США, и
др.). Обвиняя
своих противников в бездушном сциентизме, в стремлении поработить человека
посредством науки
и техники, эти мелкобурж. радикалы называют себя единственными гуманистами,
призывают к
отказу от рационального знания в пользу мистики, религ. обновления человечества.
Марксисты
отвергают обе эти позиции как теоретически несостоятельные. Н.-т. р. не в
состоянии разрешить
экономич. и социальные противоречия ан-тагонистич. общества без радикальных
социальных
преобразований общества на социалистич. началах. Наивными и утопичными являются
также
левацкие представления, согласно к-рым можно якобы построить справедливое
общество
посредством одних лишь по-литич. средств, без Н.-т. р.
Обострение противоречий капитализма в связи с Н.-т. р. вызвало на Западе широкое
распространение
т. н. «технофобии», т. е. враждебности к науке и технике как среди консервативно
настроенной части
населения, так и среди либерально-демократич. интеллигенции. Несовместимость
капитализма с
дальнейшим развитием Н.-т. р. получила превратное идеологич. отражение в
социально-
пессимистич. концепциях «пределов роста», «нулевого роста». Многочисл.
социальные прогнозы та-
кого рода свидетельствуют, однако, не о наличии каких-то объективных «пределов
роста», а о
пределах капитализма как обществ. формации и о пределах экстраполяции как метода
предвидения
будущего.
Основоположники марксизма-ленинизма неоднократно указывали, что коммунизм и
наука
неотделимы, что коммунистич. общество будет обществом, обеспечивающим полное
раскрытие
способностей всех своих членов и полное удовлетворение их высокоразвитых
материальных и

<< Пред. стр.

страница 161
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign