LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 156
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

революц.
демократизму.
В 1857—62 Н. неоднократно бывал в европ. странах, посетил Турцию и Индию. В
Константинополе
создал вокруг арм. журн. «Мегу» революц.-демократия, группу «Партия молодых»,
установил связи с
Герценом, Огарёвым, Дш. Гарибальди и Дж. Мадзини и возглавил арм. нац.-
освободит. движение. За
революц. деятельность и связь с группой т. н. лондонских пропагандистов в 1862
был арестован и
заточён в Петропавловскую крепость. После трёхлетнего заключения, больной
туберкулёзом, Н. был
сослан в Камышин.
Свою жизнь Н. посвятил защите интересов нар. масс и созданию свободной единой
суверенной
Армении во взаимодействии с революц. движением рус. народа и угнетённых народов
России и
Турции, разоблачал арм. либералов, их утверждения о возможности прогресса в
условиях
крепостничества. В труде «Земледелие как верный путь» (1862), критикуя реформу
1861 с позиций
общинного социализма, предсказывал неизбежность крест. революции, однако его
социализм,
несмотря на ориентацию на революц. путь, носил утопич. характер. Н. подверг
резкой критике
капитализм и колониализм, ему принадлежит особая заслуга в разработке вопросов
нац.-освободит.
движения. Н. считал, что нация — явление историческое. Нац. вопрос может быть
решён в
результате уничтожения социального гнёта и победы социалистич. начала, к-рое он
связывал с
общиной. Н. считал, что развитие национально-особенного не отделяет, а сближает
народы. Он
подверг критике расизм, космополитизм и национализм.
По своим филос. воззрениям Н.— материалист. Дух он рассматривает как свойство
материи.
Философия должна заниматься реально существующими вещами — природой и человеч.
обществом.
Исходя из антрополо-гич. материализма, Н. видел твёрдый фундамент философии в
истории и
естествознании и критиковал идеалистов, основывающихся на умозрительных,
абстрактных схемах.
II. отверг упрощённый, механистич. взгляд на развитие и движение, к-рое считал
принципом всего
сущего. Жизнь природы и общества есть движение, а движение есть борьба.
Диалектика у Н.
неотделима от революц. подхода к жизни.
В понимании истории Н. в конечном счёте был идеалистом, хотя его высказывания
содержали много
мате-риалистич. положений, напр. о классовом характере гос-вa, об объективной
экоиомич. основе
существования различных социальных групп, неизбежности их борьбы и революции в
эксплуататорском обществе.
Религия, по Н., представляет собой извращённое отражение сил природы в головах
людей и их
фетишизацию; закреплению этих представлений способствует социальный гнёт. Н.
подверг критике
религ. и «офиц.» мораль господствующих классов, ибо капитализм исключает свободу
и
справедливость. Он подчёркивал связь иск-ва с жизнью, его социальную природу.
Иск-во, по Н.,
выносит оценку, приговор действительности, требует её преобразования согласно
идеалу. Н. заложил
основы арм. реалистич. критики и эстетики, создал образцы гражданственной
поэзии.
• в рус. пер.: Избр. филос. и обществ.-политич. произведения, М., 1954;
Стихотворения, М., 1967; Соч., т. 1—2, Ер.,
1968—70.
• Саркисян X. С., Микаэл Н. и вопросы языка, Ёр., 1955; Гуланян X. Г., Микаэл
Н., М., 1955; Даронян С., М. Н., М.,
1963; его ж е, М. Н. и рус. революц. демократы, М., 1967.
НАМА-РУПА (санскр., имя — форма), понятие инд. философии, получившее особое
развитие в
буддизме, где оно означает определ. психофизич. единство и вместе с пудгалой и
собранием скандх
выступает как эквивалент человеч. «Я». Охватывает две обширные сферы: нама — все
психич.
компоненты, рупа — все чувственные. В соответствии с классификацией на 'пять
скандх, рупа
охватывает 1-ю скандху, нама — все остальные (ведана, санджня, санкхара и
виджняна). В отличие
от собрания скандх поляризация двух сфер Н.-р. позволяет отождествлять наму с
духовным началом,
рупу — с материальным. Комбинация Н.-р. возникает в процессе волнения дхарм по
закону
пратитья-самутпады.
НАРОД, 1) в широком смысле слова — всё население определ. страны. 2) Термин,
употребляемый
для обозначения различных форм этнич. общностей (племя, народность, нация). В
процессе развития
социалистич. общества в СССР сложилась новая историч. общность — советский
народ. 3) В
историч. материализме Н., народные массы — социальная общность, включающая на
различных
этапах истории те слои и классы, к-рые по своему объективному положению способны
участвовать в
решении задач прогрессивного развития общества; творец истории, ведущая сила
коренных обществ.
преобразований. Н.— подлинный субъект истории; его деятельность создаёт
преемственность в
поступат. развитии общества. Место и роль Н. в истории впервые раскрыл марксизм-
ленинизм,
устранивший один из гл. пороков идеаллстич. социологии, к-рая игнорировала
решающую роль Н. в
обществ. развитии, приписывая её выдающимся личностям (см. В. И. Ленин, ПСС, т.
26, с. 58).
Марксизм-ленинизм исследовал социальное содержание понятия «Н.» и установил, что
характер Н.,
его классовый состав изменяются на разных ступенях истории. Для
первобытнообщинного строя,
когда не было классового деления общества, термины «население» и «Н.» не
различаются. В
антагонистич. формациях в состав Н. не входят господствующие эксплуататорские
группы, ведущие
антинар. реакц. политику. Только с ликвидацией эксплуататорских классов при
социализме понятие
«Н.» охватывает все социальные группы общества.
Марксизм-ленинизм выясняет объективное различие в положении отд. классов, слоев
и групп
населения и на основе учёта их классовых интересов приходит к выводу о составе
Н. На всех
ступенях обществ. развития основой Н., его большинством являются трудящиеся
массы — гл.
производит. сила общества. В классовом обществе Н. может включать в себя слои
населения с весьма
различными и даже противоположными интересами. К Н. принадлежит, напр.,
буржуазия, бо-
ровшаяся против феодализма в бурж. революциях, буржуазия, участвующая в нац.-
освободит. борьбе
против империализма и колониализма. «Употребляя слово: „народ",— писал В. И.
Ленин,— Маркс
не затушевывал этим словом различия классов, а объединял определенные элементы,
способные
довести до конца революцию» (там же, т. И, с. 124).
Марксизм-ленинизм отличает революц. Н., сплочённый идейно и организационно и
способный вести
борьбу за решение назревших задач обществ. прогресса, от тех масс, к-рые по
своему положению
заинтересованы в социальных преобразованиях, но не принимают участия в активной
политич.
борьбе. В политич. пробуждении и организации Н. гл. роль играет его авангард,
рабочий класс,
возглавляемый партией. Конкретно-историч. подход к Н. даёт возможность
коммунистич. партиям
проводить гибкую политику, учитывающую изменения в позициях различных классов,
что позволяет
выковывать широкий нар. фронт, объединяющий
НАРОД 395
все прогрессивные элементы населения, способные вести борьбу за мир, нац.
независимость,
демократию и социализм.
Опора на Н., изучение его опыта, запросов и устремлений — характерная
особенность деятельности
ком-мунистич. партии. «...Мы можем управлять,— писал В. И. Ленин,— только тогда,
когда
правильно выражаем то, что народ сознает» (там же, т. 45, с. 112). Развитие
общества подготавливает
материальные и духовные предпосылки для всё более широкого и активного участия
Н. как в
разрушении старого, так и в создании нового обществ. строя. Созидат.
деятельность и активность Н.
является решающим фактором в строительстве социализма и коммунизма.
НАРОДНАЯ ДЕМОКРАТИЯ, форма политич. организации общества, утвердившаяся в ряде
стран
Европы и Азии в результате народно-демократических революций 40-х гг. 20 в.
Возникновение Н. д.
связано со вторым этапом общего кризиса капитализма, характером 2-й мировой
войны, с решающей
ролью СССР в освобождении от фашизма и оккупации народов Европы и Азии. В
подавляющей
части этих стран Н. д. возникла как революц.-демократич. власть, руководимая
рабочим классом; в
ходе перерастания нар.-демократич. революции в социалистическую Н. д.
превратилась в форму
диктатуры пролетариата. В Болгарии, как пишет Т. Живков, власть «...по своему
классовому ха-
рактеру всегда была властью социалистической в народно-демократической форме»
(Избр. статьи и
речи, т. 1, М., 1965, с. 421).
По своему классовому характеру Н. д. на демокра-тич. этапе развития была новым
типом власти,
представляющей собой демократич. диктатуру ряда классов: пролетариата,
крестьянства, мелкой
буржуазии и части средней (нац.) буржуазии, основанную на союзе пролетариата и
крестьянства при
гегемонии пролетариата. В связи с этим задача социалистич. революции в политич.
области состояла
в усилении роли рабочего класса в руководстве гос-вом, отстранении от власти
представителей
буржуазии. Утверждение диктатуры пролетариата происходило с использованием
парламента, в
рамках конституции, когда под давлением масс «снизу» и при использовании уже
принадлежавшей
рабочему классу части власти «сверху» парламентом отстранялись от власти
представители
эксплуататоров, принималась и осуществлялась программа социалистич.
преобразований. Сов. Союз
оказывал странам Центр. и Юго-Вост. Европы всестороннюю помощь и гарантировал от
вмешательства империалистич. держав. Классовая борьба трудящихся этих стран
благодаря
правильной политике и тактике марксистско-ленинских партий привела в 1947—48 к
установлению
диктатуры пролетариата в форме Н. д. Н. д. «...отразила своеобразие развития
социалистической
революции в условиях ослабления империализма и изменения соотношения сил в
пользу социализма.
В ней нашли также свое отражение исторические и национальные особенности
отдельных стран»
(Программа КПСС, 1973, с. 19—20).
Одной из отличит, черт Н. д. является сохранение, как правило, всеобщего и
равного избират. права
за всеми гражданами, включая и буржуазию. Ещё в первые годы Сов. власти В. И.
Ленин
подчёркивал, что «...вопрос о лишении эксплуататоров избирательного права есть
чисто русский
вопрос, а не вопрос о диктатуре пролетариата вообще» (ПСС, т. 37, с. 265). <
Сохранение в странах
Н. д. избират. прав за буржуазией в переходный период к социализму поставило
перед рабочим
классом и его марксистско-ленинскими партиями новые задачи: необходимо было
бороться за то,
чтобы демократич. избират. система не была использована буржуазией в своих
корыстных целях.
396 НАРОДНАЯ
Другой особенностью Н. д. является наличие в нек-рых странах неск. партий при
ведущей роли
марксистско-ленинской партии. С утверждением Н. д. были распущены и запрещены
контрреволюц.,
фаш. партии, однако целый ряд массовых партий, претерпев существ. эволюцию,
очистившись от
реакционеров,
остался при переходе к социализму и в рамках социалистич. фазы.
Важной чертой Н. д. является существование Нац. (Отечественного) фронта,
возникшего на первом
этапе революции и объединяющего на социалистич. этапе как все политич. партии,
так и профсоюзы,
женские, молодёжные, спортивные и др. массовые орг-ции. Нац. фронт намечает
задачи всех партий,
организует массы, направляет их деятельность в социалистич. строительстве.
Как свидетельствует историч. опыт, сущность сов. и нар.-демократич. строя на
этапе социалистич.
строительства одна и та же. «Это — две формы диктатуры пролетариата» (Димитров
Г., Избр.
произв., т. 2, М., 1957, с. 670). Н. д. как форма диктатуры пролетариата
обеспечила в Болгарии,
Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии и других странах развёртывание
строительства социализма. В Болгарии, Венгрии, ГДР, Чехословакии, Румынии
завершены задачи
переходного периода и осуществляется строительство развитого социалистич.
общества.
* см. к ст. Демократия.
НАРОДНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, революция, осуществляемая широкими слоями народа в
противоположность «верхушечным» революциям и дворцовым переворотам. Н. р.
поднимает к
участию в историч. творчестве нар. массы, к-рые выступают активно, со своими
собств. экономич. и
политич. требованиями. Н. р. могут иметь различное обществ.-экономич.
содержание. Так, на-
родными были, напр., Великая франц. революция и Революция 1905—07 в России.
Сравнивая три
бурж. революции нач. 20 в.: португальскую, турецкую и русскую, В. И. Ленин писал
о первых двух,
что «..."народной" ни та, ни другая не являются...» (ПСС, т. 33, с. 39).
Революция 1905—07 в России
была «... несомненно, "действительно народной" революцией, ибо масса народа,
большинство его,
самые глубокие общественные „низы", задавленные гнётом и эксплуатацией,
поднимаясь
самостоятельно, наложили на весь ход революции отпечаток своих требований, своих
попыток по-
своему построить новое общество, на место разрушаемого старого» (там же). К
числу Н. р. 20 в.
относятся народно-демократические революции в 40-х гг. в ряде стран Европы и
Азии, а также
Кубинская революция 1959, осуществлённые при широком участии трудящихся масс,
нац.-
освободит. и нац.-демократич. революции. Наиболее глубокими Н. р., совершаемыми
рабочим
классом в союзе со всеми трудящимися, являются социалистические революции.
НАРОДНИЧЕСТВО, идеология и движение разночинной интеллигенции, господствовавшие
на
бурж.-демократич. этапе освободит. движения в России и объективно отражавшие
антифеод.интересы крестьянства. Соединяя радикальную бурж.-демократич. программу
с идеями
утопич. социализма, Н. выступало одновременно и против пережитков
крепостничества и против
бурж. развития страны. В Н. сосуществовали две тенденции — революционная и
либеральная, к-рые,
сходясь в осн. теоретич. принципах, расходились в методах их практич. воплощения
в обществ.
борьбе.
Н. в России — «это целое миросозерцание... Громадная полоса общественной мысли»
(Л е н и н В.
И., Тетради по аграрному вопросу. 1900—1916, 1969, с. 21). Это идеология,
включавшая комплекс
филос., социологич., экономич. и политич. теорий, явление нац. культуры,
нашедшее отражение в
литературе, искусстве, науке.
Центр. звеном социального учения Н. была теория не-капиталистич. развития
России, идея перехода
к социа-
лизму через использование и трансформацию коллективистских традиций
докапиталистич.
институтов (община, артель). В общей форме эта теория была сформулирована в 50—
60-х гг. 19 в.
родоначальниками Н.— Герценом и Чернышевским. В основе её лежали осознание
социализма как
всемирно-историч. закономерности и одновременно уверенность в возможности
отставших стран
усваивать опыт стран развитых, используя соответствующие нац. традиции. Теория
некапиталистич.
развития представляла собой в ту эпоху одну из разновидностей утопич.
социализма.
В кон. 60-х — нач. 70-х гг. началось превращение II. в массовую идеологию
разночинской среды —
интеллигенции и студенчества, оппозиционно настроенных по отношению к
самодержавно-
крепостнич. режиму. Этот процесс был связан не только с распространением пер-
вонач. идей, но и с
их теоретич. «достройкой» и систематизацией. Теория некапиталистич. развития
дополнялась
философско-социологич. и экономич. построениями, а также политич. программой и
тактикой рево-
люц. борьбы.
Философско-методологич. основа взглядов ведущих идеологов Н. была различной —
позитивизм (Н.
К. Михайловский, отчасти П. Л. Лавров), материализм (П. Н. Ткачёв) и пр. Но всех
их объединяло
стремление теоретически обосновать право личности на социальную активность, а
также утвердить
ведущую роль социального идеала в построении учения об обществ.
развитии («теория прогресса»). Наиболее показательна с этой т. зр. субъективная
социология Н. Она
в известной мере сыграла позитивную роль, теоретически санкционировав борьбу
«критически
мыслящих личностей» — народнически настроенных разночинцев, с самодержавием и
крепостничеством.
Приложением принципов субъективной социологии к экономич. науке явился
«экономич.
романтизм» (В. П. Воронцов, ?. ?. Даниельсон и др.), представители к-рого
стремились подтвердить
идею некапиталистич. развития с помощью анализа развития капитализма в России.
Ошибочно
расценивая рост бурж. отношений в стране как регресс, как бесперспективный и
даже невозможный
вариант социального развития, народники-экономисты, как отмечал В. И. Ленин, в
то же время
сумели поставить проблему развития капитализма в России (и в отставших странах
вообще), где
внедрение бурж. отношений вело к резкому подрыву хоз. положения мелких
производителей, крест.
масс. Эта социальная ситуация и составляла почву возникновения Н.
В вопросах политич. программы и стратегии обществ. борьбы различные фракции
внутри Н.
объединял общий лозунг («земля и воля»), означавший комплекс радикальных бурж.-
демократич.
преобразований; идея создания централизованной политич. орг-ции, партии;
стремление превратить
политич. революцию в «социальную», т. е. социалистическую. Но для реализации
этих устремлений
предлагались различные средства: путь длит. пропаганды в народе (Лавров), метод
организации
массовых крест. бунтов (М. А. Бакунин), посредством усилий «революц.
меньшинства», узкого круга
проф. революционеров (Ткачёв). В нелегальных орг-ци-ях Н. (кружки 1-й пол. 70-
хгг., «Земля и
воля», «Нар. воля») фактически были опробованы все эти методы, хотя здесь не
было прямой
зависимости — практич. движение действовало во многом самостоятельно и зачастую
работы
теоретиков были выражением господствовавших настроений.
70-е гг. выявили, в т. ч. и для мн. деятелей Н., что теория Н. не выдержала
испытания практикой. Это
обстоятельство, а также разгром царизмом революц. подполья привели Н. к
серьёзному идейному и
организац. кризису. В 80—90-х гг. преобладающее влияние приобрело либеральное Н.
и выдвинутая
им теория «малых дел» (Я. В. Абрамов, С. Н. Кривенко), для к-рой были характерны
реформизм и
оппортунистич. отношение к самодержавию.
В этот период Н. впервые открыто выступило против марксизма в России, хотя
отношение его к
марксистской теории было сложным: ряд деятелей Н. испытывал оп-редел. интерес к
марксизму, с их
стороны имели место попытки заимствовать нек-рые положения марксизма для
подкрепления идей
Н.
Последующие воззрения Н. (неонародничество 1900-х гг.) складывались во многом
как реакция на
марксизм и растущее рабочее движение в России. Идейная конфронтация Н. с
марксизмом
обострилась. Для теоретиков позднего Н. (В. М. Чернова, Л. Э. Шишко и др.)
характерен идейный
эклектизм, соединение принципов прежнего Н. и преломлённого через мелкобурж.
призму марксизма
с неокантианством, эмпириокритицизмом, ревизионизмом. В среде Н. по-прежнему
господствовал
субъективизм, нашедший выражение, в частности, в терроризме — линии,
наметившейся в Н. ещё в
70-х гг. В этот период особенно сильно сказался мелкобурж. характер Н., его

<< Пред. стр.

страница 156
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign