LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 155
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

т. 3, с. 24).
М.— это историч. явление, предполагающее преемственность приобретаемых от
поколения к
поколению знаний и, следовательно, возможность их фиксации средствами языка, с
к-рым М.
находится в неразрывной связи. М. отд. человека всесторонне опосредствовано
развитием М. всего
человечества. Т. о., М. совр. человека есть продукт обществ.-историч. процесса.
В процессе развития человеч. общества произошло отделение духовного производства
от
материального,
392 МЭЙО
в результате чего теоретич. деятельность, М. приобрело относит.
самостоятельность и независимость
от практич. деятельности человека. С одной стороны, относит. самостоятельность
М. служит
источником отрыва М. от объективной действительности, что, в свою очередь,
порождает
иллюзорные или умозрит. представления о мире. Отсюда проистекает проблема
критерия истинности
М., в решении к-рой диалектич. материализм исходит из признания таким критерием
общественно-
историч. практики. С др. стороны, относит.
независимость М. обусловливает его творч. активность, способствующую достижению
новых
знаний. М. носит категориальный характер, поскольку знание, приобретённое в
процессе истории
познания, закрепляется в категориях. Постижение объективной действительности
осуществляется
посредством форм М. - понятий, суждений, умозаключений. По мере развития
познания
совершенствуется категориальная структура М., оно обогащается новыми категориями
и понятиями,
отражающими процесс достижения объективной истины. См. также Сознание,
Идеальное, Теория
познания.
• Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 3, т. 20; Ленин В. И., ПСС, т. 18, т. 29; М а м
а р д а ш в и л и М. К., Формы и
содержание М., М., 1968; К о п н и н П. В., Диалектика как логика и теория
познания, ?., 19734; Материалистич.
диалектика. Краткий очерк теории, М., 1980; Основы марксистско-ленинской
философии, ?., 19806; Леонтьев А. Н.,
Проблемы развития психики, М., 19814; Хрестоматия по общей психологии.
Психология М., М., 1981. А. Г. Спиркин.
МЭЙО, M e й о (Мауо) Элтон (26.12.1880, Аделаида, Австралия,— 7.9.1949, Полсден-
Лейси, Суррей,
Великобритания), амер. социолог, один из основателей амер. индустриальной
социологии и
доктрины «чело-веч. отношений» (см. «Человеческих отношений» теория). В
концепции М. об
«отношениях в индустрии» объективно складывающиеся социально-экономич. отношения
подменяются эмоционально-личными отношениями индивидов друг к другу. М. отрицает
противоречие классовых интересов предпринимателей и наёмного труда и фиксирует
внимание на
«процессе коммуникации», взаимопонимания между представителями различных групп в
рамках
предприятия; путь к ликвидации столкновений между трудом и капиталом он видит в
улучшении
личных отношений руководства и наёмных работников. Начиная с 20-х гг. М. с
коллективом
сотрудников по заказу корпораций выработал комплекс мероприятий, рассчитанных на
улучшение
«социальной атмосферы» на предприятиях, снижение остроты конфликтов между
начальством и
подчинёнными, представителями различных уровней служебной иерархии и т. д. М.—
один из
создателей концепции, согласно к-рой рабочий может быть более эффективно
стимулирован
«неэкономич. факторами» (уважение со стороны начальства, высокий престиж в
коллективе и т. д.),
нежели величиной и возможностями повышения зарплаты. Но этой основе М. предложил
ряд
конкретных методов повышения производительности труда. Социология, согласно М.,
должна
практически содействовать установлению «мира в пром-сти».
• The social problems of an industrial civilization, Boston, 1945; The political
problem of industrial civilization, [Boston,
1947]; The human problems of an industrial civilization, new ed., Boston,
[1949],
* Г в и ш и а н и Д. М., Организация и управление. Социоло-гич. анализ бурж.
теорий, M., 19722.
МЭМФОРД (Mumford) Льюис (р. 19.10.1895, Флашинг, Нью-Йорк), амер. философ и
социолог.
Теоретич. и по-литич. взгляды М. претерпели значит. эволюцию — от либерально-
реформистских
иллюзий 20—30-х гг., когда М. активно поддерживал «новый курс» президента Ф.
Рузвельта, к
социально-пессимистич., консервативным убеждениям. Многочисл. работы М.
посвящены
социальным проблемам техники, истории городов и процессам урбанизации, утопич.
традиции в
обществ. мысли. Книги М. по теории градостроительства и архитектуры оказали
большое влияние на
урбанистику в США. В работах «Техника и цивилизация» («Technics
and civilization», 1934), «Иск-во и техника» («Art and technics», 1952) и
особенно в «Мифе о машине»
(«The myth of the machine», v. l—2, 1967—70) M. выступает как один из крайних
представителей
негативного технология, детерминизма. Осн. причину всех социальных зол и
потрясений совр. эпохи
М. видит в возрастающем разрыве между уровнями технологии и нравственности, к-
рый, по его
мнению, уже в недалёком будущем угрожает человечеству порабощением со стороны
безличной
Мегамашины, т. е. предельно рационализированной, технократич. организации
общества. Научно-
технич. прогресс со времён Ф. Бэкона и Г. Галилея М. называет «интеллектуальным
империализмом», жертвой к-рого пали гуманизм и социальная справедливость. Наука
трактуется М.
как суррогат религии, а учёные — как сословие новых жрецов. Поэтому М. призывает
остановить
науч.-технич. прогресс и возродить социальные ценности средневековья, к-рое он
ныне изображает
«золотым веком» человечества. Такая ретроградная позиция привела М. и к
переоценке роли утопий.
Если в «Истории утопий» (1922) он усматривал в них программу преобразования
общества на спра-
ведливых началах, то в послевоен. годы М. считает утопию «реализуемым кошмаром».
В этом же
русле идёт и резкая критика им бурж. футурологии.
Политич. взгляды М. крайне противоречивы и непоследовательны. Выступления против
«холодной
войны», в поддержку сосуществования двух систем, отстаивание бурж.-демократия,
традиций от
посягательств мак-картизма и ультрареакционных кругов США, резкая критика с
позиций
либерализма засилья монополий, бюрократизации общества, подавления личности
сочетаются у М. с
откровенным антикоммунизмом.
• The culture of cities, L., [1946]; In the name of sanity, ?. ?., 1954; The
transformations of man, ?. ?., 1956; The city in histo-
ry, Harmondsworth, 1966; Interpretations and forecasts, N. Y., 1973; Findings
and keepings. Analects for an autobiography, N.
Y., 1975; My works and days, N. Y., 1979; в рус. пер.— От бревенчатого дома до
небоскреба, М., 1936.
• Осипов Г. В., Техника и обществ. прогресс, М., 1959; Историч. материализм и
социальная философия совр. буржуа-
пни. Сб. ст., М., 1960; Епископосов Г. Л., Техника и социология, М., 1967.
МЭН-ЦЗЫ, Мэн Кэ (ок. 372—289 до н. э.), др.-кит. философ, представитель
конфуцианства. Род. в
царстве Цзоу (ныне юго-вост. часть у. Цзоусянь в юж. части пров. Шаньдун). Как и
Конфуций, много
путешествовал по др.-кит. гос-вам Ця, Сун, Тэн, Лян, ок. 40 лет проповедуя своё
учение (в основе его
— превознесение моральных устоев мифич. правителей глубокой древности Яо и Шуня,
2356—2206
до н. э.) и предлагая свои услуги правителям. Остаток жизни провёл в беседах со
своими учениками,
результатом к-рых явился трактат «М.-ц.», составленный, по-видимому,
последователями М.-ц. уже
после его смерти на основе его высказываний, а также фактов из его жизни и
политич. деятельности.
Он состоит из семи глав, каждая из к-рых разделена на две части.
Этико-политич. учение М.-ц. базировалось на тезисе об изначальной доброте
человеч. натуры (ср.
Сюнъ-цзы), согласно к-рому человек обладает врождённым знанием добра и
способностью творить
его. Зло — результат ошибок людей и для его искоренения следует восстановить
первонач. природу
человека. М.-ц. первым ввёл понятие «гуманного управления» (жэнь чжэн) страной,
к-рое он
противопоставлял «деспотия, правлению», или «правлению с использованием силы», а
также по-
нятиям «выгода», «богатство», «польза» и т. п. Он выступал за уважит. отношение
к народу, за право
народа (по др. интерпретации — сановников) на свержение плохого правителя. Идеи
М.-ц. оказали
сильное влияние на представителей неоконфуцианства, на Ван Янмина и др.
философов.
• «М.-ц.», в кн.: Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 225—47, 327—36; Ssu
shu. The four books, English transl. and notes
by J. Legge, Shanghai, [s. a.], p. 429—1014; P o r k e ?., Geschichte der alten
chinesischen Philosophie, Hamb., 1927, S. 190—
215.
H
НАБЛЮДЕНИЕ, преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей
деятельности. Н. как специфически человеч. акт принципиально отличается от
различных форм
прослеживания у животных. Исторически Н. развивается как составная часть
трудовой операции,
включающей в себя установление соответствия продукта труда его запланированному
идеальному
образу. С усложнением социальной действительности и трудовых операций Н.
выделяется в относи-
тельно самостоят. аспект деятельности (науч. Н., восприятие информации на
приборах, Н. как часть
процесса художеств. творчества и т. д.). С развитием науки Н. становится всё
более сложным и
опосредованным. Осн. требования к науч. Н.— однозначность замысла, система
методов Н.,
объективность, т. е. возможность контроля путём либо повторного Н., либо
применения иных
методов исследования, напр. эксперимента (в то же время Н. обычно включено в
качестве составной
части в процедуру эксперимента). На первый план всё больше выступает
интерпретация результатов
Н., т. к. в современной науке обобщения редко делаются на уровне наблюдаемых
фактов, в качестве
к-рых могут выступать лишь знаки изучаемых явлений (например, кривая на
осциллографе,
электроэнцефалограмма и т. д.).
Особую трудность представляет Н. в социальных науках, где результаты Н. в
большой мере зависят
от личности наблюдателя, его установок и отношения
к наблюдаемому. В социологии и социальной психологии в зависимости от положения
наблюдателя
различают простое (или обычное) Н., когда события регистрируются со стороны, и
соучаствующее
(или включённое) Н., когда исследователь включается в определ. социальную среду,
адаптируется к
ней и анализирует события как бы «изнутри». В психологии изучению подвергается
сам процесс Н.
Установлено, что качество Н. обусловлено в основном отношением к заданию и
глубиной его
осознания. В психологии в качестве метода исследования применяется
самонаблюдение
(интроспекция), являющееся частным случаем Н. * Роговин М. С., Введение в
психологию, М., 1969,
гл. 6; Ядов В. А., Социологич. исследование. Методология. Программа. Методы, М.,
1972, гл. 4, § 1;
см. также лит. к ст. Эксперимент.
НАВЫК, доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще
всего —
двигательной). Всякий новый способ действия, протекая первоначально как нек-рое
самостоятельное, развёрнутое и сознат. действие, затем в результате многократных
повторений
может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента
действия, т. е. Н. в
собств. смысле слова. В отличие от привычки Н., как правило, не связан с
устойчивой тенденцией к
актуализации в определ. условиях.
НАВЫК 393
* Бернштейн ?. ?., О построении движений, ?., 1947; Ходжава 3. И., Проблема
Н. в психологии, Тб., 1960.
НАВЬЯ-НЬЯЯ (санскр.— новая ньяя, т. е. новый метод, новая логика, — в
противоположность
старой классич. ньяе), поздний вариант инд. филос. школы ньяя, отличающийся
преимуществ.
интересом к проблемам логики, а также эпистемологии, грамматики и физики.
Основоположник Н.-
н.— Гангеша, или Ганге-шопадхьяя (13 в.), автор трактата «Таттва-чинтамани», в
к-ром впервые
появляется само назв. Н.-н. Другие представители 15—16 вв.: Пакшадхара,
Рагхунатха Широмани,
автор комм. к труду Гангеши; один из наиболее плодовитых авторов Н.-н.
Матхуранатха Тарка-
вагиша (17 в.). Н.-н. развивалась преим. в Митхиле и Бенгалии.
Н.-н. разработала формальную логику исключительно абстрактного типа. Приверженцы
Н.-н., не
ограничиваясь лингвистич. анализом, вторгаются в область отношений между самими
вещами. В
духе этой установки они оперируют не вещами, а «знаниями», т. е. «очертаниями
или цельными
образами индивидуальной картины». Не останавливаясь на формальной правильности
процесса
доказательства, Н.-я. квалифицирует результат как ложный, если на одной из
предыдущих стадий
доказательства появляется ложное «знание». Н.-н. независимо пришла к
результатам, к-рые были
достигнуты в аристотелевской логике, а в нек-рых случаях опередила её и даже
математич. логику
(напр., в концепции числа как класса классов). В ряде вопросов авторы трактатов
по Н.-н. находились
на подступах к проблеме универсалий и к проблеме соотношения логики с естеств.
языком. Вместе с
тем логики этой школы не знали приёмов использования логич. символов и часто
вынуждены были
оперировать слишком громоздкой системой категорий и сложнейшими логич.
конструкциями.
Интерес к логике Н.-н. связан с рядом совр. проблем математич. логики и
эпистемологии. *
Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; И н г о л л с Д.
Г. X., Введение в инд.
логику Н.-н., пер. с англ., М., 1975; Sen S., A study on Mathurflnatha's Tattva-
cinta-mani-rahasya,
Wageningen, 1924; Goekoop G., The logic of invariable concomitance in the
Tattva-cintamani, Dordrecht,
1967; Manikana. A navya-nyaya manual, ed. by S. K. Sarma, Adyar, 1960; M o t i l
a l D. K., The Navya-
Nyaya doctrine of negation. The semantics and ontology of negative statements in
Navya-Nyaya philosophy,
Camb. (Mass.), 1968.
НАГАРДЖУНА (2 в. н. э.), инд. философ, основатель буддийской школы мадхъямика,
один из
учителей ма-хаяны. Согласно традиции, проповедовал в Наланде учение
«Праджнапарамита-сутр».
Гл. соч. Н. «Мадхья-мика-карика» («Карики срединного учения»), известное как
«Н.-шастра» или
«Сутры H.». H. назвал свою философию «средним путём», в согласии с определяющим
понятием
раннего буддизма. Для Н. характерно не систематич. изложение собств. концепции,
а опровержение
существующих уже концепций (вайбхашики, саутрантики и др.) своеобразным
«диалектич.» методом
демонстрации абсурдности их логич. конструкции. Так, в своём гл. соч. Н,
опровергая учение
вайбхашики (и санкхьи), стремился доказать противоречивость понятия причинной
связи и др.
понятий.
• Щербатской Ф. И., Буддийский философ о единобожии, СПБ, 1904; см. также лит. к
ст. Мадхъямика.
НАГЕЛЬ (Nagel) Эрнест (р. 9.11.1901, Чехословакия), амер. философ. Разделяя по
мн. вопросам
позицию логического эмпиризма, Н. в то же время выступает против
неопозитивистского
принижения роли теоретич. понятий в науке, подчёркивает взаимосвязь теории и
опыта в науч.
познании. Он критикует также широко распространённый в зап. философии науки
индетерминизм,
опираясь на стихийно-материалистич. установки. В центре интересов Н.— логика и
методология нау-
ки. Свою филос. систему он называет «натурализмом», понимая под этим учение о
том, что в мире
действуют
394 НАВЬЯ-НЬЯЯ
лишь тела в пространстве и времени: психич. явления суть проявления организации
человеч. тела; в
мире имеется несводимое многообразие вещей, качеств и процессов, к-рые не
следует рассматривать
как части единой рациональной схемы, созданной трансцендентным разумом; нет
никаких
оккультных сил и трансцендентных сущностей, в частности бога. Натуралистич.
подход в обществ.
теории и взглядах на мораль у Н. проявляется в том, что для него человечество
является «случайным
событием» в истории космоса; ценность моральных норм зависит от их совпадения с
фактич. физич.,
биологич. и социальными потребностями, поэтому моральная ценность идеала
определяется его
способностью организовывать и направлять человеч. деятельность.
Н. выступал против попыток введения онтологич. или трансцендентальных оснований
необходимости законов логики: логико-математич. принципы должны пониматься на
основе их
функций в соответств. контексте науч. исследования. Занимаясь филос. вопросами
квантовой
механики, Н. отрицал, что она влечёт индетерминизм.
• An introduction to logic and scientific method, N. Y., 1944 (COSM. с M. R.
Cohen); Sovereign reason, and other studies in the
philosophy of science, Glencoe, 1954; Logic without metaphysics and other essays
in the philosophy of science, Glencoe, 1956;
Principles of the theory of probability, CM., 1958; The structure of science, N.
Y., 1961.
• X и л я Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 14; К а р и
м с к и й А. М., Философия амер.
натурализма, М., 1972.
НАДСТРОЙКА, понятие историч. материализма, обозначающее совокупность идеологич.
отношений, взглядов и учреждений определ. общества. В неё входят гос-во,
политич. и правовая
формы сознания, соответствующие учреждения, а также мораль, религия, философия,
иск-во. См.
Базис и надстройка.
НАИВНОЕ И СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ, филос.-эстетич. понятия, предложенные Шиллером («О
наивной и сентиментальной поэзии» — «Uber naive und sentimenta-lische Dichtung»,
1795) для
характеристики двух противоположных типов художеств. творчества и
миросозерцания, основанных
соответственно на пластическом видении объективных вещей природы и на рефлексии,
разъединяющей творч. субъект и предметный мир. Эти понятия одновременно
обозначали у
Шиллера два типа культуры — античный и современный, однако оба типа творчества
могли
сосуществовать и в современности (Шиллер и Гёте как противоположности).
Типология Ш. была
подхвачена на рубеже 18—19 вв. («классическое» и «романтическое») в эстетике и
философии
культуры романтизма, модифицируясь в дальнейшем в различных понятиях и
концепциях 19—20 вв.
(аполлоновское и дионисийское и др.).
• Асмус В. Ф., Нем. эстетика XVIII в., М., [1963].
НАИВНЫЙ РЕАЛИЗМ, стихийно складывающееся и закрепляющееся в обыденной практике
представление о том, что все характеристики внеш. мира, данные в жизненном
опыте, адекватно и
исчерпывающе выражают объективную реальность. Н. р. представляет собой
бессознательно
материалистическую точку зрения, на которой стоит человечество, принимая
существование
внешнего мира независимо от нашего сознания (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 18, с.
49). Материалистич.
предпосылка, из к-рой исходит Н. р., сознательно кладётся филос. материализмом в
основу теории
познания. Вместе с тем Н. р. сталкивается с неразрешимыми трудностями при
объяснении природы
познания, в частности таких проблем, как взаимоотношения знания и предмета,
иллюзии и
реальности, непосредственно данного и опосредованного в знании и др., науч.
решение к-рых даётся
в диалектич. материализме. Претензия на близость к позиции Н. р. характерна для
эмпирио-
критицизма, неореализма, лингвистич. философии, нек-рых разновидностей
феноменологии, однако
в действительности представители этих направлений под-
вергают наивно-реалистич. точку зрения йдеалистич. истолкованию. См. также ст.
Естественнонаучный материализм и Лит. к ней.
НАЛБАНДЯН Микаал (Налбандов Михаил Лазаревич) [2(14).11.1829, Н. Нахичевань,
ныне р-н Ро-
стова-на-Дону, —31.3(12.4).I860, Камыгаии], революц. демократ, философ,
публицист, поэт, критик и
теоретик лит-ры. В 1855—58 учился на мед. ф-те Моск. ун-та, интересовался рус.
лит-рой, изучал
соч. Белинского, Герцена и Чернышевского, к-рые повлияли на его переход к

<< Пред. стр.

страница 155
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign