LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 152
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

обучения, с к-
рым ассоциируется известная неполнота социального статуса.
Совр. М. дольше обучается в школе и соответственно позже начинает самостоят.
трудовую жизнь.
Усложнились и сами критерии социальной зрелости. Начало самостоят. трудовой
жизни, завершение
образования и приобретение стабильной профессии, получение политич. и гражд.
прав, материальная
независимость от родителей, вступление в брак и рождение первого ребёнка — все
эти события, в
своей совокупности дающие человеку чувство полной взрослости и соответствующий
социальный
статус, наступают не одновременно, и сама их последовательность и символич.
значение каждого из
них не одинаковы в разных социальных слоях. Отсюда и дискуссионность
хронологич., абсолютных
возрастных границ: нижнюю границу М. разные авторы устанавливают между 14 и 16,
а верхнюю —
между 25 и 30 годами и даже позже.
Усложняется и сам процесс социализации. Формирование личности совр. молодого
человека
осуществляется под влиянием неск. относительно автономных социальных факторов,
важнейшими
из к-рых являются:
семья, школа, трудовой коллектив, общество сверстников, молодёжные орг-ции,
большей частью
направляемые взрослыми, и многообразные неформальные, стихийные группы и
сообщества,
средства массовой коммуникации. Организация воспитания и обучения М. по
возрастному принципу
способствует выработке специфич. «молодёжного» самосознания и стиля жизни
(«субкультуры»).
Ускорение темпов обществ. жизни в связи с науч.-технич. прогрессом влечёт за
собой повышение
роли и значения М. в обществ.-политич. и культурной жизни.
Существуют качеств. различия в положении М. в условиях противоположных обществ.
систем. При
капитализме молодые люди не чувствуют себя хозяевами собственной жизни, у них
отсутствует
уверенность в будущем. Труд на эксплуататоров не даёт большинству молодых людей
достаточного
удовлетворения, а односторонние потребительские ориентации приводят в конечном
итоге к
духовной опустошённости. Всё это вызывает чувство протеста и неудовлетворённости
существующим обществом. Формы этого протеста различны (попытки хиппи вести
«неприобретательский» образ жизни, обращение к религ. вере, вост. мистицизму,
политич.
молодёжное и студенч. движение во имя общедемократич. или социалистич. целей).
Повышение социального веса М. и рост молодёжного движения стимулировали интерес
к
молодёжным проблемам со стороны учёных, особенно социологов. Однако многие
немарксистские
работы страдают рядом типичных недостатков, таких, как подмена социальных
проблем
психофизиологическими; недооценка социально-классового расслоения М. и
преувеличение её
культурно-идеологич. гомогенности, доходящее до утверждений, что М. является
самостоят.
обществ. классом, идущим якобы на смену «обуржуазившемуся» пролетариату;
необоснованная
экстраполяция выводов, полученных на основе изучения групп М. из средних слоев
развитых
капиталистич. стран, на всю М.
Коммунистич. партии, руководствуясь марксистско-ленинской теорией, рассматривают
М. и
молодёжное движение с классовых позиций. М. в классовом обществе классово
неоднородна, и
различные её отряды (рабочая, крестьянская, учащаяся М.) имеют свои специфич.
интересы, причём
классовая общность объективно перевешивает возрастную. Существенно различны
положение и
проблемы М. в развитых и в развивающихся странах. Поэтому нельзя говорить о М.
как о единой
политич. и идеологич. силе. Оценивать молодёжное движение и его лидеров нужно не
столько по их
словам и лозунгам, сколько по их реальным делам и классовой позиции.
Принципиально новые пути открывает перед М. социализм, дающий ей возможности
свободного
развития и творч. деятельности. М. занимает важное место в со-циально-
демографич. структуре и
общественно-политич. жизни социалистич. общества. КПСС проявляет постоянную
заботу о
воспитании М. и росте её социальной активности. Большое внимание уделяется
развитию школы,
проф.-технич. образования, высшей школы. Совершенствуется система проф.
ориентации и подго-
товки М. к труду, а также руководство её трудовой деятельностью. Авангард
советской М.—
Ленинский комсомол — объединяет около 42 млн. юношей и девушек. При этом М.
рассматривается
не как пассивный объект заботы и воспитания, а как активная творч. сила
социального обновления и
развития.
• Маркс К. и Энгельс Ф., О М., Сб., М., 1972; Л е-н и н В. И., О М., Сб., М.,
1970; Лисовский В. Т., Эскиз к портрету, М.,
1969; Человек и общество. Социальные проблемы М., Л., 1969; Решетов П. Н.,
Неприкаянные...?, [М., 1970]; Большаков
В. В., Бунт в тупике?, Ш·, 19731; Боряз В. Н., Молодежь. Методологические
проблемы исследования, Л., 1973; Васильев
Э. К., Социально-профессиональный уровень городской молодежи, Л., 1973; Общество
и молодежь, M., 19732;
Иконникова С. Н., Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ,
Л., 1974; Социальный облик
колхозной М., М., 1976; Проблеми на младежта, в. 10—11, София,
1977; К о н И. С., Психология юношеского возраста М 1979; Шубкин В. Н., Начало
пути, М., 1979; Социальный облик
рабочей M., M., 1980; Youth in a changing world ed. B. Fuchs, Hague — P., 1976;
Friedrich W Jugend und Jugendforschung,
B., 1976; Handbooks of adolescent psychology, ed. J. Adelson, ?. ?., 1980. И. С.
Кон.
МОНАДА (от греч. ?????, род. падеж ??????? — единица, единое), понятие,
используемое в ряде
филос. систем для обозначения конститутивных элементов бытия. В антич. философии
это понятие в
качестве исходного мирообъясняющего принципа оформилось на основе идей
пифагореизма в
платоновской Древней Академии (о понятии М. в античности см. в ст. Диада). В
философию нового
времени понятие М. вошло в панте-истич. интерпретации Николая Кузанского и
Бруно. У Бруно М.
отражают бесконечную Вселенную в соответствии с принципом единства микрокосмоса
и макро-
космоса. В 17 в. понятие М. играет существ. роль в философии исп. схоласта
Суареса, англ.
платоника Генри Мора, нем. натурфилософа ?. ?. Гельмонта. Оно становится
ключевым понятием
всей филос. системы у Лейбница, создавшего спец. учение о М. (см.
«Монадология»). После
Лейбница понятие М. разрабатывалось в духе идеалистич. рационализма школой
Вольфа. В 19 в.
идеи монадологии имели отзвук в воззрениях нем. философов Гербарта, Лотце и др.,
в 20 в.— в фи-
лософии Гуссерля и Уайтхеда. Монадологич. подход лёг в основу филос. взглядов
ряда
представителей персонализма (Ренувье, Мак-Таггарт и др.).
• Gramer W., Die Monade. Das philosophische Problem von Ursprung, Stuttg., 1954;
Heimsoeth H., Atom, Seele, M9nade...,
Mainz, 1960; Horn J. Chr., Monade und Begriff, W. —Munch., 1965; Paci E., H
problema della mona-dologia da Leibniz a
Husserl..., Mil., 1978.
«МОНАДОЛОГИЯ» («Monadologie»), произв. Лейбница, написанное в 1714 на франц. яз.
в форме
тезисов, популярно излагающих основы его филос. системы объективного идеализма.
«М.»
подытоживает длит. и противоречивое филос. развитие Лейбница. Центр. место в
«М.» занимает
учение о монадах, бестелесных «простых субстанциях», «истинных атомах природы»,
«элементах
вещей» (§§ 1—3): монадам приписываются отри-цат. свойства неделимости,
неуничтожимости,
нематериальности, неаффицируемости («монады не имеют окон»), неповторимости (нет
двух
одинаковых монад) (§§ 4—9) и положит. свойства самодостаточности, саморазвития,
психич.
активности, состоящей в восприятии (perception) и стремлении (appetition) (§§
10—19). Сообразно
уровням развития воспринимающей способности все монады делятся на примитивные
(бесконечно
малые перцепции), монады-души (смутные перцепции, сопровождающиеся ощущением и
памятью) и
монады-духи (отчётливые перцепции, сопровождающиеся сознанием-апперцепцией) (§§
14, 20—30).
Учение о бессознат. восприятиях, «малых перцепциях», используется в «М.» для
обоснования
непрерывности психич. жизни и всеобщей взаимосвязи происходящих в мире
процессов. В силу этой
взаимосвязи любая монада воспринимает всё и выступает «постоянным живым зеркалом
Вселенной»
(§ 56). Взаимная согласованность восприятий различных монад оправдывается в «М.»
теорией
предустановленной гармонии (§§ 50—62), к-рая также используется для объяснения
психофизич.
взаимодействия, обоснования гармонии души и тела, причин конечных и причин
действующих (§§
63—81). В русле этой теории Лейбниц развивает свою концепцию биологич.
преформизма
(свёртывания и развёртывания живого организма) и учение о «метаморфозах» (§§ 69—
77). Ряд
тезисов «М.» посвящён анализу априорных оснований существования действит. мира
(наилучшего из
всех возможных), в связи с чем затрагивается вопрос об «истинах разума» и
«истинах факта», о
законах противоречия и достаточного основания (§§ 31—37), а также вопросы
теодицеи (§§ 38—48,
83—90). «М.» — самое
«МОНАДОЛОГИЯ» 385
полное и систематич. изложение филос. воззрений Лейбница.
Впервые изд. на нем. яз. в 1720 («Lehrsatze uber die Monadologie», ubers, v. H.
Kohlern). B 1721 вышел
лат. пер.: «Principia philosophiae...». Французский оригинал впервые издан в
1840 («Opera
philosophica», ed. J. ?. Erdmann). Англ. пер. 1930 (ed. H. W. Carr) и 1953 (ed.
P. G. Lucas and L. Grint).
Рус. пер. В. П. Преображенского 1890 и в кн.: Л е й б н и ц Г. В., Избр. филос.
соч.
МОНИЗМ (от греч. ????? — один, единственный), способ рассмотрения многообразия
явлений мира
в свете одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего и
построения теории в
форме логически последоват. развития исходного положения. Противоположность М.—
дуализм,
признающий два независимых начала, и плюрализм, исходящий из множественности
начал.
М. первоначально имел форму наивного представления о «первовеществе», из
которого возникли все
вещи, например вода (у Фалеса), огонь (у Гераклита). Главную проблему филос. М.
составляет
понимание взаимоотношения материального и идеального, предполагающее решение
основного
вопроса философии в духе материализма или идеализма. Материалистич. М. выводит
идеальное из
материального и противостоит как объективно-идеалистическому, так и субъективно-
идеалит стич.
М. Разновидностью последнего является т. н. нейтральный М. (махизм,
эмпириомонизм и др.), пы-
тающийся вывести и физическое и психическое из «нейтрального» начала (напр., у
Маха — из
«элементов»). Идеалистич. М. сталкивается с принципиально неразрешимой задачей
рационального
обоснования «сотворения» мира сознанием и противоречит данным естествознания и
логике.
Дуализм, исходящий из идеи независимости материальной и духовной субстанции, не
может
объяснить взаимосвязь физич. и психич. процессов в поведении человека (Декарт).
В
противоположность идеалистич. М. и дуализму материалистич. М. рассматривает
идеальное как
свойство и функцию материи. Однако метафизич. материализм, пытаясь связать
идеальное
непосредственно с природой, не может объяснить как возникновение идеального из
материального,
так и превращение идеального в материальную силу, довести принцип материалистич.
М. до
понимания обществ. жизни.
Высшей и единственно последоват. формой М. является диалектич. материализм,
соединивший
принцип материального единства мира с принципом развития и доказавший, что всё
разнообразие
явлений природы, общества и человеч. сознания представляет собой продукт
развивающейся
материи. Введение в философию категории практики позволило объединить в единое
воззрение
учение о бытии и о познании, довести здание материализма «доверху», придать ему
действенный
характер, создать единую методологию революц. мышления и действия. Целостность
учения
марксизма-ленинизма — образец монистич. развития теории. Диа-лектико-
материалистич. М.— не
только мировоззренческий, но и логико-методологич. принцип, требующий от теории
раскрытия
внутр. единства и связи явлений, последоват. проведения определ. точки зрения на
факты,
систематич. восхождения от абстрактного к конкретному, от общего закона к его
конкретным
проявлениям.
• Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; Ленин В. И.,
Филос. тетради, ПС'С, т. 29;
Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистич. взгляда на историю, М., 1949; Н а
у м е н к о Л. К., М. как
принцип диалектич. логики, А.-А., 1968; Материалистич. диалектика. Краткий очерк
теории, М., 1980.
МОНТЕНЬ (Montaigne) Мишель Эйкем де (28.2.1533, замок Монтень, близ Перигора,—
13.9.1592, там же),
386 МОНИЗМ
франц. философ эпохи Возрождения. М. вошёл в историю философии как сторонник
скептицизма;
однако его мировоззрению чужд агностицизм. М. выступал с резкой критикой
господствовавшего
схоластич. догматизма, авторитаризма и фидеизма. Ядром его осн. филос. произв.,
написанного по-
французски («Опыты», v. 1—2, 1580; рус. пер., кн. 1—3, 1954—60; 19792), является
вопрос: «что я
знаю?». Выступая против закоренелых предрассудков и предубеждений, М. доказывал
ограниченность и несовершенство человеч. познания, его историч. изменчивость и
необходимость
постоянного совершенствования на основе объективного познания естеств.
закономерностей
природы. Согласно М., нельзя довольствоваться достигнутым: «философствовать —
значит
сомневаться». В воззрениях М. звучат материалистич. мотивы: жизнь и деятельность
людей
подчинены законам природы; душа зависима от тела. Не отрицая бытия бога, М.
считал теологию
ложной наукой, закабаляющей разум. Он отрицал бессмертие души и посмертное
воздаяние. Произв.
М. было включено Ватиканом в 1676 в индекс запрещённых книг.
Этика М. близка к эпикурейскому гедонизму. Веротерпимость, лояльность,
доброжелательность —
непременные устои нравственности. Воззрения М. оказали большое влияние на
философию франц.
Возрождения и Просвещения.
* Oeuvres completes, v. 1—12, P., 1924—41. * История философии, т. 2, М., 1941,
с. 38—41; История философии,
т. 1, М., 1957, с. 312—15; Б о г у с л а в с к и й В. М., «Опыты» М. М., «ВФ»,
1956, № 5; Рыкова H., M. M., в кн.:
Писатели Франции, М., 1964; Peursen С. A. v a n, M. de Montaigne, Amst., 1954;
Moreau P., Montaigne, P., 19584;
Joukovsky F., Montaigne et la probleme du temps, P., 1972.
МОНТЕСКЬЕ (Montesquieu) Шарль Луи (18.1.1689, Лабред, близ Бордо,—10.2.1755,
Париж), франц.
философ, писатель и историк, представитель философии Просвещения 18 в. Филос.
позиция М.,
изложенная в его' осн. соч. «О духе законов», была выражением де-истич.
онтологии,
рассматривающей бога в качестве создателя, действовавшего, однако, по
объективным законам
материального мира. Отвергая теологич. мировоззрение Фомы Аквинского, М. считал
задачей
философии познание причинных связей материальной действительности, движущейся по
законам
механики. В области гносеологии он отстаивал материалистич. идею отражения внеш.
мира в
сознании человека на основе деятельности разума, обрабатывающего результаты
опыта, однако
непоследовательно принимал лок-ковскую трактовку рефлексии в качестве одного из
самостоят.
источников познания. Теологич. интерпретации историч. процесса М.
противопоставил идеи
географической школы в социологии, основоположником к-рой он считается. Согласно
М., климат,
почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер обществ.
развития.
Всеобщие законы истории определяются также комплексом социальных факторов:
произ-вом,
собственностью, принципами правления, обычаями и религией. Критикуя феод.-
деспотич. форму
правления, М. принимал локковскую идеализацию англ. монархически-конституц.
политич. режима,
осуществившего разделение законодат., исполнит, и суд. власти. Отвергая догматы
христианства,
религ. фанатизм и инквизицию, стремление католич. церкви к светской власти, М.
развивал
концепцию функциональной роли религии, необходимой для поддержания обществ.
порядка и
сохранения нравственности.
• Oeuvres completes, v. 1—3, P., 1950—55; Polit.ique de Montesquieu, P., 1965; в
рус. пер.—Избр. произв., М., 1955;
Персидские письма, М., 1956.
• [Баскин М. П.], М., М., 1965; А l t husser L., Montesquieu, P., 1959;
Benrekassa G., Montesquieu, P., 1968;
Waddicor M. H., Montesquieu and the philosophy of natural law, The Hague,
1970; Quoniam Th., Montesquieu P.,
1977.
MOP (More) Томас (7.2.1478, Лондон,—6.7.1535, там же), англ. гуманист, гос.
деятель и писатель.
Сын судейского чиновника. В 1492—94 занимался в Оксфорд-
ском ун-те, примыкал к кружку т. н. оксфордских реформаторов (Дж. Колет, Т.
Линакр, У. Гросин).
Друг Эразма Роттердамского (в доме М. Эразм написал и ему посвятил «Похвалу
глупости»). В
1525—29 канцлер герцогства Ланкастерского, в 1529—32 канцлер Англии. К
лютеранской
реформации относился отрицательно, считая её угрозой общехрист. единству. Будучи
католиком и
соответственно сторонником верховной власти папы, М. отказался дать присягу
королю как
«верховному главе» англ. церкви, после чего был заключён в Тауэр (1534), обвинён
в гос. измене и
казнён. В 1886 причислен католич. церковью к лику блаженных, в 1935
канонизирован.
Всемирную известность принёс М. его трактат «Утопия» (1516), содержащий описание
идеального
строя фантастич. острова Утопия (греч., букв.— «Нигде-ния», место, к-рого нет;
это придуманное М.
слово стало впоследствии нарицательным — см. Утопия). Здесь М. впервые изобразил
общество, где
ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только
равенство потребления
(как в раннехриет. общинах), но обобществлены произ-во и быт. Труд в Утопии
составляет
обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день
сокращён до 6
часов; наиболее тяжёлые работы выполняют преступники. Политич. строй Утопии
основан на
принципах выборности и старшинства. Семья представлена ячейкой коммунистич.
быта, она
организована не столько на родственных, сколько на производств.
началах. М. не мыслил себе революц. пути осуществления этого идеала — он был
противником нар.
движений, видя в них лишь разрушит. начало и анархию. '
Описание обществ. строя Утопии составляет 2-ю часть трактата. Первая, написанная
позже и
представляющая собой диалог, даёт сатирич. картину социального уклада Англии,
контрастирующую с изображением Утопии, и своеобразный скептич. комментарий ко 2-
й части.
Написанная по-латыни в расчёте на учёных-гуманистов и просвещённых монархов,
«Утопия» в сер.
16 в. .была переведена на др. европ. языки. На рус. яз.— впервые в 1789 (с
франц.), в 1901 Е. В. Тарле
(в приложении к его кн. «Обществ, воззрения Т. М. в связи с экономич. состоянием
Англии его
времени»), в 1903 А. Г. Генкелем, в 1935 А. И. Малеи-ным, в 1978 — Ю. М. Каган.
«Утопия» оказала
большое влияние на последующих реформаторов, в частности Морелли, Бабёфа, Сен-
Симона, Фурье,
Кабе и др. представителей утопич. социализма.
• Complete works, v. 1—[14], Los Ang., 1957—; The correspondence, ed. E. F.
Rogers, Princeton, 1947; в рус. пер.—
Эпиграммы. История Ричарда III, М., 1973; Утопия, М., 1978.
• Каутский К., Т. М. и его утопия, пер. с нем., М., 1924; Алексеев М. П., Слав.

<< Пред. стр.

страница 152
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign