LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 148
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

всемирном
масштабе.
Политика М. с. имеет компромиссный характер. Она основана на поисках разумного
баланса
интересов, взаимоприемлемых соглашений. Ленин чётко определил принципы возможных
соглашений социалистич. гос-ва с капиталистич. гос-вами. «Конечно,— писал он,—
сторонник
пролетарской революции может заключить компромиссы или соглашения с
капиталистами. Все
зависит от того, какое соглашение и ? ? и каких обстоятельствах заключается. В
этом и только в этом
можно и должно искать разницы между соглашением, законным с точки зрения
пролетарской
революции, и соглашением предательским, изменническим (с той же точки зрения)»
(там же, т. 40, с.
289—90). Конкретизируя свои представления о «цене» компромисса, Ленин писал:
«Нам надо будет
поставить себе за правило не делать политических уступок международной
буржуазии... если мы не
получим взамен более или менее равноценных уступок со стороны международной
буржуазии по
отношению к Советской России или по отношению к другим отрядам международного,
борющегося
с капитализмом, пролетариата» (там же, т. 45, с. 142). Ленинская методология
лежит в основе
практич. деятельности СССР, др. социалистич. стран по налаживанию
взаимовыгодного
сотрудничества с капиталистич. миром.
Действие принципа М. с. как гл. принципа ведения междунар. дел теоретически
строго локализовано
сферой отношений между двумя мировыми системами — капиталистической и
социалистической.
Практически же существует тенденция применять и рассматривать принцип М. с. как
регулятивный
принцип всей системы
междунар. отношений, т. е. отношений между гос-вами независимо от их социально-
экономич. строя.
Следует подчеркнуть, что высшим принципом отношений между странами социализма
выступает
принцип социалистам, интернационализма. При этом М. с. не «отменяется», оно
становится как бы
естественным, само собой разумеющимся минимумом отношений, а центр тяжести
переносится на
взаимопомощь братских социалистических гос-в на основе классовой солидарности. С
ростом
могущества и масштабов мировой системы социализма, с углублением прогрессивных
пре-
образований в странах «третьего мира», с дальнейшим укреплением связей между
социалистич. и
развивающимися гос-вами принцип интернационализма будет играть всё большую роль
в эволюции
междунар. отношений. Его последоват. претворение в жизнь ведёт к созданию
дополнит,
возможностей для упрочения мира и М. с.
• Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXV съезда
КПСС, М., 1976; Материалы
XXVI съезда КПСС, М., 1981; Добросельский М., Вопросы теории и практики М. с.
Философия, идеология, политика,
М., 1977; М. с. гос-в с различным социальным строем и совр. идео-логич. борьба,
M., 197&; Чубарьян А. О.. М. с.:
теория и практика, М., 1976; М. с. и борьба за социальный прогресс, М., 1979.
А. Е.
Бовин.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на
отношение
человека к окружающей era действительности и самому себе, а также обусловленные
этими
взглядами осн. жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания
и
деятельности, ценностные ориентации. М.— это далеко не все взгляды и
представления об окружаю-
щем мире, а только их предельное обобщение. Содержание М. группируется вокруг
того или иного
решения основного вопроса философии, В качестве субъекта М. реально выступают
социальная
группа и личность. М. является ядром обществ. и индивидуального сознания.
Выработка М.—
существ. показатель зрелости не только личности, но и определ. социальной
группы, общественного
класса и его партии. По своей сущности М.— обществ.-политич. феномен, возникший
с появлением
человеч. общества.
М. есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-
политич., филос.,
религ., нравств., эстетич., науч.-теоретич. ориентацию человека. Существуют три
осн. типа М.—
житейское (обыденное), философское и религиозное. Все эти типы М. выявляют нек-
рое единство,
охватывая определ. круг вопросов, напр. как дух соотносится с материей, что
такое человек и каково
его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познаёт
действительность, что такое
добро и зло, по каким законам развивается человеч. общество. Гносеологич.
структура М. образуется
в результате обобщения естеств.-науч., социально-историч., технич. и филос.
знаний.
Различают понятия «М.», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие»,
«миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существуют тесная
связь и
единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между
этими понятиями
имеются и различия. Общая картина мира — это синтез знаний людей о природе и
социальной
реальности. Совокупность естеств. наук образует естеств.-науч. картину мира (см.
Научная картина
мира), а общественных — социально-историч. картину действительности. Создание
общей картины
мира — задача всех областей знания.
Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и
посредством всех
своих познават. способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей
на человека
реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют
мироощущение,
мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь
понятийный,
интеллектуальный аспект М. Для М. же характерна ещё более высо-
кая интеграция знаний, чем в общей картине мира, и наличие не только
интеллектуального, но и
эмоционально-ценностного отношения человека к миру.
Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, М. играет и определ.
регулятивно-
творч. роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни
одна конкретная
наука сама по себе не есть М., хотя каждая из них с необходимостью содержит в
себе мировоззренч.
начало.
Понятие М. соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают по своему
содержанию: М.
шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть М., к-рая ориентирована на
социальные
явления и классовые отношения. М. же в целом относится ко всей объективной
действительности и к
человеку.
М. может выступить на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредств.
условиями
жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М.
существует в
форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиц. представлений о
мире. Религ.
М. даёт фантастич. картину мира и связано с признанием сверхъестеств. мирового
начала, его основа
выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме (см. Религия). Филос.
М. выступает в
понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения
наук о природе и
обществе и обладая определ. мерой логич. доказательности.
М.— это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также
принципы жизни,
определяющие характер деятельности. Важнейший компонент М. составляют идеалы как
решающие
жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определ.
целей, из
обобщения к-рых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие
М.
действенную силу. Содержание сознания превращается в М. тогда, когда оно
приобретает характер
убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей,
«...которые овла-
девают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает
нашу
совесть,— это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это
демоны, которых
человек может победить лишь подчинившись им» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., т. 1, с.
118). М. имеет огромный практич. жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения,
на отношение
человека к труду, к др. людям, на характер жизненных стремлений, на его быт,
вкусы и интересы.
Это своего рода духовная призма, через к-рую воспринимается и переживается всё
окружающее.
Идейная убеждённость помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть
инстинкт
самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определ. идеалов.
В классово антагонистич. обществе нет и не может быть единого М., ибо каждый
класс (напр., в
капитали-стич. обществе — рабочий класс, буржуазия, мелкая буржуазия) имеет своё
специфич. М.
В таком обществе происходит борьба М. Носителями передового М. являются те
классы, к-рые
оказываются носителями наиболее прогрессивного способа произ-ва. В зависимости
от того,
совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией историч. развития,
с данными
науки и обществ. практики или нет, его М. по своему содержанию, обществ.
значимости может быть
последовательно научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим,
атеистическим или религиозным, революционным или реакционным. Феодально-религ.
М. открыто
защищало классовое неравенство. М. буржуазии, когда она как восходящий класс
противостояла
феодализму, было прогрессивным. Вместе с тем её М. и тогда носило классово и
исторически
МИРОВОЗЗРЕНИЕ 375
ограниченный характер. После утверждения буржуазии у власти её М. становится
консервативным и
реакционным. Бурж. М., будучи крайне противоречивым, в целом даёт искажённое
отражение
действительности, тормозит развитие общества. В нём господствуют иррационализм,
апология
капитализма, культ наживы, насилия, к-рые сосуществуют с либеральными и
неолиберальными
концепциями и мелкобурж. анархически-бунтарскими идеями.
В противоположность бурж. М. коммунистич. М., обобщая достижения науки и
обществ. практики,
является последовательно научным, интернационалистическим, гуманистическим. Оно
возникло с
появлением рабочего революц. движения. Ядро коммунистич. М. составляет
марксистско-ленинская
философия — диалектич. и историч. материализм. Марксистско-ленинское М.— мощное
орудие
революц. преобразования мира, одна из решающих сил, организующих людей в борьбе
за социализм
и коммунизм. В совр. мире идёт острая борьба двух противоположных М.—
коммунистического и
буржуазного, в ходе к-рой растёт влияние марксизма-ленинизма, побеждающего силой
правды,
достоверностью своих последовательно науч. положений.
В социалистич. обществе марксистско-ленинское М. стало господствующим.
Формирование у
широчайших масс трудящихся коммунистич. М. составляет сердцевину всей идейно-
воспитат.
работы партии. Коммунистич. партия стремится к тому, чтобы каждый человек видел
смысл своей
жизни в борьбе за практич. воплощение идеалов коммунизма, ясно понимал ход и
перспективы
развития мировых событий, правильно разбирался в социально-политич. явлениях,
сознательно
строил новое общество. Важнейшей задачей является воспитание коммунистич.
отношения к труду,
коммунистич. нравственности, подлинного гуманизма, патриотизма и
интернационализма.
• Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXVI съезда
КПСС, М., 1981; Ермолов А. Я.,
Роль философии в формировании M., M., 1964; Черново-ленко В. Ф., М. и науч.
познание, К., 1970; Основы маркси-
стско-ленинской философии, М., 19805; Д p ы г и н В. И., Науч. М., его предмет и
функции, Саратов, 1981; Философия и
мировоз-зренч. проблемы совр. науки, М., 1981. А. Г. Спиркин.
МИСТИКА (от греч. ???????? — таинственный), религ. практика, имеющая целью
переживание в
экстазе не-посредств. «единения» с абсолютом, а также совокупность теологич. и
филос. доктрин,
оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику.
Мировоззренч. основы М. могут резко различаться в зависимости от социальных и
религ.
конфессиональных условий. В ортодоксальных системах теизма (иудаизм,
христианство, ислам)
абсолют — это личный бог, и «единение» с ним — это диалогич. «общение», к-рое
требует согласия
партнёра и потому не может быть достигнуто механически односторонним усилием. В
ересях
«общение» может переосмысляться как «слияние» (так, исламский мистик аль-Халладж
был казнён в
10 в. за то, что в экстазе сказал «я есмь истинный», т. е. бог). Наконец, в
системах нетеистич. М.
место личного бога занимает безличное трансцендентное начало (дао даосизма,
шуньята буддизма,
единое неоплатонизма и т. п.). Однако все мистич. доктрины имеют нек-рые общие
черты. Все они
тяготеют к˜ иррационализму, интуитивизму, намеренной парадоксальности; они
выражают себя не
столько на языке понятий, сколько на языке символов, центральный изк-рых —
смерть (как знак для
опыта, разрушающего прежние структуры сознания). Представители М. всех времён и
народов, всех
вероисповеданий и направлений в совершенно одинаковых выражениях заявляют о
полной
невозможности передать смысл М. иначе, чем в неадекватном намёке или через
молчание (ср.
«благородное молча-
376 МИСТИКА
ние» буддистов). Теология М. обозначается в христ. традиции как «отрицательная»
(«негативная»,
апофати-ческая теология), поскольку она описывает бога посредством отрицаний, не
оставляя места
для утвердит. характеристик. Практика М. предполагает ту или иную систему
психофизич.
упражнений (дхъяна и йога в инд. системах М., «умное делание» православных
монахов), обычно
включающую гипнотич. сосредоточение ума на простейших фигурах (янтры и мандалы в
инд. тра-
диции, крест у христиан), на простейших сочетаниях слов (мантры индуизма,
«молитва Иисусова» в
православии, молитв, восклицания в католицизме, повторяемые тысячи раз подряд),
на отд. словах и
т. д. В нек-рых системах М. для таких «медитаций» рекомендуются оп-тим. позы и
регуляции
дыхания (йога, исихазм). Приёмы могут быть самыми разными — от бешеной пляски
дервишей до
тихого «умиления» христ. аскетов. Но в любом случае М. не может обойтись без
психотехники
аскетизма (или, как в нек-рых видах гностицизма и тантризма, а также в
сатанизме, без аскетизма
навыворот, ритуализированного нарушения этич. и сакральных запретов, создающего
предпосылки
для психоло-гич. шока и транса). Поскольку М. предполагает движение через
неиспытанные
психологич. состояния, «посвящаемому» ничего не остаётся, как слепо вверяться
руководству
«посвящённого», к-рый испытал всё на себе. Отсюда значение наставников типа гуру
в индуизме, пи-
ра в суфизме, старца в исихазме, цадика в хасидизме.
Хотя историч. аналог и прообраз М. можно усмотреть уже в глубокой древности в
шаманско-
оргиастич. культах, имевших целью экстатич. снятие дистанции между человеком и
миром духов или
богов, однако М. в собств. смысле возникает лишь тогда, когда религ. умозрение
подходит к понятию
трансцендентного абсолюта, а развитие логики делает возможным сознат.
отступление от логики в
М. Поэтому самый ранний расцвет М. происходит в странах с филос. и логич.
культурой — в Индии
(веданта), Китае (даосизм), отчасти в Греции (пифагореизм, платонизм).
Дальнейшие волны М.,
проходящие, как правило, поперёк национальных и вероисповедных рамок, отмечают
эпохи обществ.
кризисов: крушение Рим. империи в первых вв. н. э. (мистерии, неоплатонизм,
раннее христианство,
гностицизм, манихейство), конец средневековья в 13— 14 вв. (суфизм, каббала,
исихазм, Иоахим
Флорский, Экхарт и его последователи), становление раннего капитализма в 17—18
вв. (кружки
янсенистов, квиетистов, методистов, пиетистов, квакеров, хасиды, хлысты). При
определ. историч.
условиях М. становилась формой протеста против церк. и социальной иерархии
(такова, напр., роль
М. в мировоззрении плебейских сект времён Крест. войны в Германии). При др.
историч. условиях
парадоксы М. давали импульс идеали-стич. диалектике (см. оценку Ф. Энгельсом
нем. мистика Я.
Бёме — в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 18, с. 574). В условиях кризиса
совр. бурж. общества в
полуинтеллигентских кругах получили распространение эклектич. и наукообразные
системы внекон-
фессиональной М. (теософия и антропософия), а также крайне вульгаризованная
практика обретения
«мистич. опыта» — от старомодных спиритич. сеансов до радений хиппи. Мистич.
мотивы присущи
мн. течениям совр. идеалистич. философии, обнаруживаясь даже в таких сугубо
рационалистич.,
«сциентистских» направлениях, как неопозитивизм (интерпретированный в ряде
высказываний
Витгенштейна как род «апофа-тич.» М., аналог «благородному молчанию» буддистов).
Марксизм-ленинизм рассматривает М. как превратную форму отражения реального
мира,
несовместимую с материалистич. мировоззрением, как бегство от противоречий
обществ. бытия
человека.
• Энгельс Ф., Крест. война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 7; Otto
R., West-ostliche Mystik Gotha, 19292;
Suzuki D. T., Mysticism. Christian and Buddhist, L., 1957; Seh o lern G., Die
judische Mystik in ihren Hauptstromungen, Z.,
1957. С. С. Аверинцее.
МИТИН Марк Борисович [р. 22.6(5.7).1901, Житомир], сов. философ и обществ.
деятель, акад. АН
СССР(1939). Чл. КПСС с 1919. Окончил филос. отделение Ин-та красной профессуры
(1929). Зам.
директора Академии коммунистич. воспитания, зам. директора Ин-та философии, гл.
редактор журн.
«Под знаменем марксизма» (1930—44), директор ИМЛ при ЦК КПСС (1939— 1944). В
1950—56
шеф-редактор газ. «За прочный мир, за народную демократию», в 1956—60 пред.
правления
Всесоюзного об-ва по распространению политич. и науч. знаний, в 1960—67 гл.
редактор журн.
«Вопросы философии», с 1967 пред. Науч. совета по проблемам зарубежных
идеологич. течений при
Секции обществ. наук Президиума АН СССР. Осн. работы посвящены проблемам
ленинского этапа в
развитии марксистской философии, партийности философии, вопросам теории roc-ва и
социалистич.
демократии, проблемам гносеологии (теория отражения), исследованию истории
философии,
критике бурж. идеол.огии и оппортуниста, концепций. Гос. пр. СССР (1943) за
участие в создании
«Истории философии» (1940—43). Чл. ЦК КПСС в 1939—61. Деп. Верх. Совета СССР в
1950—62.
• Гегель и теория материалистич. диалектики, М., 1932; Боевые вопросы
материалистич. диалектики, |М.], 1936; К столе-
тию «Манифеста Коммунистич. партии» Маркса и Энгельса, [М.], 1948; За
материалистич. биологич. науку, М.— Л.,
1949; Историч. роль В. Г. Плеханова в рус. и междунар. рабочем движении, М.,
1957; Философия и современность, М.,
1960; Опыт Октября и закономерности социалистич. революции, ??., 19673; В. И.
Ленин и актуальные проблемы
философии, М., 1971; Проблемы совр. идеологич. борьбы. Критика социоло-гич. и
социально-политич. концепций, ?.,
1976; Философия и социальный прогресс. Анализ совр. бурж. концепций социального
прогресса, М., 1979; Идеи В. И.
Ленина и современность, М., 1981.
• М. Б. Митин, М., 1981 (Мат-лы к биобибл. ученых СССР. Сер. философии, в. 2).
МИФОЛОГИЯ (от мифы и греч. ????? — слово, понятие, учение), форма обществ.
сознания; способ
понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях обществ.
развития. В
обществ. сознании первобытного общества М. доминирует. М. ориентирована на
преодоление
фундаментальных антиномий человеч. существования, на гармонизацию личности,
общества и

<< Пред. стр.

страница 148
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign