LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 147
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

противного отрицат. предложения, опираясь на «закон приведения к абсурду».
Логич. средства ми-
ним. исчисления предикатов входят в логико-матема-тич. аппарат, используемый в
исследованиях по
основаниям математики, а также проблем т. н. искусств, интеллекта. Исключение из
М. л. «закона
приведения к абсурду» приводит к положительной логике, в к-рой вообще нет
доказуемых отрицат.
предложений.
МИНЦЗЯ (кит., букв.— школа имён), одна из шести филос. школ Др. Китая,
называемая также
школой логиков, софистов, или диалектиков («спорщиков»). Занималась проблемами
связи «имён»
(мин) и «действительности» (ши), соотношений между понятиями (именами объектов)
и самими
объектами, условности имён-понятий (в отличие от др. школ, проблемы эти были для
М.
центральным, если не единств. предметом их деятельности). Представители М.
славились умением
спорить, прибегая при этом к помощи парадоксальных утверждений («у курицы три
ноги», «огонь не
горяч», «только сегодня отправившись в Юе, туда я давно уже прибыл» и т. п.). К
нач. н. э. были
известны семь произв. школы М., до нас дошли только три: «Дэн Си-цзы» («Трактат
учителя Дэн
Си»), «Инь Вэнь-цзы» («Трактат учителя Инь Вэня») и «Гунсунь Лун-цзы» («Трактат
учителя
Гунсунь Луна»). Однако первые два считаются более поздней подделкой, от
последнего же
сохранилось лишь 6 глав из 14, но и их подлинность различными учёными
оценивается по-разному.
Важнейшим источником сведений о М. являются записи в трактатах «Чжуан-цзы»,
«Сюнь-цзы»,
«Хань Фэй-цзы» и др.
Наиболее видными представителями М. были Хуэй Ши (ок. 370 — ок. 310 до н. э.) и
Гунсунь Лун
(ок. 320— ок. 250 до н. э.). Хуэй Ши представлял то из двух осн. направлений М.,
к-рое делало упор
на общность, единство («великое единство» и «малое единство») тьмы вещей,
считало различия
между ними
372 МИМЕСИС
условными, относительными и указывало на непрерывную подвижность, изменчивость
явлений и
вещей: «небо и земля (одинаково) низки, горы и болота (одинаково) ровны»,
«солнце, только что
достигшее зенита, уже находится в закате; вещь, только что родившаяся, уже
умирает», «всеобщую
любовь (следует распространить) на всю тьму вещей, ибо небо и земля
(представляют собой) одно
тело».
Представитель второго направления М. Гунсунь Лун прежде всего подчёркивал
различия тьмы
вещей, разделяя её общность на отд. элементы. При этом он отрывал частное от
общего, имя-понятие
от реального объекта, считая, что первое существует самостоятельно по отношению
к другому, и
абсолютизировал роль качеств. признаков вещей и явлений. Его знаменитые
изречения: «белая
лошадь — не лошадь», «два не содержит единицы», «только разделение по-настоящему
неделимо и
подлинно в Поднебесной», «тень летящей птицы не движется» и др. Наряду с
поздними монетами
(см. Моизм) философы М. внесли значит. вклад в разработку проблем логики.
* Др.-кит. философия, т. 1—2, М., 1972—73; Ян Ю н - г о, етория др.-кит.
идеологии, М., 1957, с. 294—375; Го Мо-жо,
Философы древнего Китая. («Десять критич. статей»), М., 1961, с. 363—452; Быков
Ф. С., Зарождение обществ.-
политич. и филос. мысли в Китае, М., 1966, с. 192—201; Коu Pao-koh I., Deux
sophistes chinois. Houei Che et Kong-souen
Long, P., 1953; Pung Yu-lan, A short history of Chinese philosophy, N. Y., 1958,
p. 80—92; Moritz R., Hui Shi und die
Entwicklung des philosophischen Denkens im alten China B., 1973.
МИР международный, отношения между народами и гос-вами, основывающиеся на
проведении
внеш. политики ненасильств. средствами и соблюдении принятых на себя (и
закрепляемых обычно в
договорах) обязательств; отсутствие организованной вооруж. борьбы между гос-
вами. В
антагонистич. классовых обществах М. прерывается войнами и закрепляет их
результаты. Характер
М., как и характер войны, определяется историч. ступенью развития общества,
политикой господств.
классов.
Новая историч. эпоха в развитии междунар. отношений начинается с возникновения
социализма, в
самой природе к-рого заложено стремление к М. между народами. Вечный М. между
народами,
исключающий всякие войны и подготовку к ним, является междунар. принципом
коммунистич.
общества (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 17, с. 5), одним
из великих идеалов, за
к-рые борются коммунисты (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 26, с. 304). Социалистич.
строй является
источником М. и исключает войны между народами.
Идеал жизни без войн, когда в междунар. отношениях соблюдались бы общепризнанные
нормы
справедливости, восходит к глубокой древности: легенды о «золотом» вене,
антивоен. утопия Лао-
цзы (Китай), роман др.-греч. писателя Ямбула о солнечном гос-ве. Идеологи
рабовладельч. класса,
отвергая возможность длит. равноправного М. с «варварами», ставили вопрос о М.
как внутр.
проблему определ. народа: китайцев (Мо-цзы), эллинов (Аристотель). В феодальной
Европе
необходимость отражения опасности чужеземного нашествия вызвала к жизни политич.
планы
устранения распрей путём союза гос-в: «русского М.» Романа Галицкого (13 в.),
«всеобщего европ.
М.» франц. мыслителя П. Дюбуа (14 в.) и чеш. короля Йир-жи Подебрада (15 в.).
В 17—18 вв. появляются проекты общеевроп. или всемирных орг-ций для мирного
решения
междунар. споров: Э. Круа (Франция, 1623), У. Пенна (США, 1693), франц.
публициста Ш. Сен-
Пьера (1708), англ. экономиста Дж. Беллерса (1710), нем. философа И. Канта
(1795), рус.
просветителя В. Ф. Малиновского (1803) и др. Прогрессивные мыслители 17—18 вв.
выдвинули в
качестве осн. принципов междунар. отношений равноправие и уважение суверенитета
народов,
связав реализацию их с требованием ликвидации феод.-
династич. устоев как условия «вечного М.». В 17 в. основоположник науки
междунар. права Г.
Гроций развивал идею гуманизации войн, регулирования отношений между гос-вами в
интересах М.
В отличие от просветителей и бурж. демократов, франц. утопич. коммунисты 18 в.
(Морелли, Мабли)
указывали, что для устранения войн нужно изменить социальное устройство наций на
основе
общности имущества. После наполеоновских войн (1815) в Европе зародилось
пацифистское
движение, стремившееся обеспечить М. на почве капиталистич. отношений; оно
сыграло известную
роль в разработке конвенций и соглашений о гуманизации методов ведения войны, о
мирном
разрешении междунар. споров и столкновений (напр., Гаагские конвенции 1899 и
1907).
С сер. 40-х гг. 19 в. против милитаризма и войн выступает рабочее движение.
«...Объединение
рабочего класса разных стран,— писал К. Маркс,— в конечном счете должно сделать
войны между
народами невозможными» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, с. 556). 1-й
Интернационал
рассматривал борьбу за М. как часть борьбы за освобождение рабочего класса.
Подчёркивая
необходимость и возможность защиты М. в условиях капитализма, Ф. Энгельс
выдвинул в 1893
проект общеевроп. безопасности на основе разоружения как гарантии М. В нач. 20
в. междунар. со-
циалистич. движение, партия большевиков выработали антимилитаристскую тактику
пролетариата,
нашедшую отражение в решениях Штутгартского (1907) и Базельского (1912)
конгрессов 2-го
Интернационала. В годы 1-й мировой войны В. И. Ленин разработал вопрос о М. в
связи с
социалистич. революцией пролетариата. Ставя проблему М. конкретно-исторически, в
связи с
определ. политич. требованиями и интересами рабочего класса и нар. масс, Ленин
отмечал в марте
1917 в «Письмах из далека», что только пролет. гос-во в состоянии «...добиться
мира, притом не
империалистского мира, не сделки между империалистскими державами о дележе
награбленной
капиталистами и их правительствами добычи, а действительно прочного и
демократического мира,
который не достижим без пролетарской революции в ряде стран» (ПСС, т. 31, с.
55).
Поворот в мировой политике от империалистич. М., с вырастающими из него войнами,
к прочному
демокра-тич. М., к-рый закладывает основы для полного устранения войн, начался с
победы Великой
Окт. социалистич. революции. В первом акте Сов. пр-ва — Декрете о мире —
программа демократич.
М. была органически связана с новым принципом междунар. отношений, рождённшм
социалистич.
революцией,— принципом мирного сосуществования гос-в с различным обществ.
строем.
Совр. постановка вопроса о М., обоснованная ком-мунистич. и рабочими партиями,
исходит из
изменения соотношения сил между социализмом и капитализмом на мировой арене, из
принципиального положения о том, что последоват. миролюбивая политика СССР и др.
социалистич.
гос-в, растущее влияние их согласованной политики на ход мировых событий,
усиление борьбы
рабочего класса и всех трудящихся в странах капитала, рост нац.-освободит.
движения, выступление
широких кругов мировой демократич. общественности — сторонников М. устраняют
фатальную
неизбежность новой мировой войны. Вследствие невиданно возросшей разрушит. силы
средств
войны вопрос о М. стал общечеловеч. проблемой, для разрешения к-рой необходимы
совместные
действия во имя защиты М. всех, кто заинтересован в спасении плодов труда и
творч. усилий
человечества, независимо от убеждений и политич. взглядов. Борьба за М.
неотделима от развития
антиимпериалистич. движения и сливается с борьбой за свободу народов, прогресс и
демократию.
Коммунисты отвергают как псевдореволюц. экстремистскую идею утверждения
социализма и М. в
результате войны, так и правооппортунистич. понимание М.
как примирения с империализмом, отказа от классовой борьбы, от борьбы с бурж.
идеологией и
политикой. Усилив наступление на империализм, являющийся источником воен.
опасности, можно
нанести поражение его агрессивной политике и претворить в жизнь стремления
народов к М.
Важнейшими предпосылками М. являются прекращение гонки вооружений и разоружение,
прежде
всего ядерное, отпор актам агрессии и междунар. произвола, ликвидация воен.
блоков и очагов
войны, развитие междунар. сотрудничества. Сов. гос-во, др. социалистич. страны
ведут последоват.
борьбу за осуществление коренного поворота к разрядке в междунар. отношениях, за
объединение
усилий всех миролюбивых сил в движении за прочный, справедливый и демократич.
мир.
• Маркс К., Первое воззвание Ген. Совета Междунар. Товарищества Рабочих о
франко-прусской войне, Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., т. 17; Энгельс Ф., Может ли Европа разоружиться?, там же, т.
22; Ленин В. И., О междунар. политике
и междунар. праве. [Сб.], М., 1958; Документы совещания представителей
коммунистич. и рабочих партий. Документы
и материалы, М., I960; Междунар. совещание коммунистич. и рабочих партий.
Документы и материалы, М., 1969;
Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976;
Материалы ???? съезда КПСС, М.,
1981; Брежнев Л. И., На страже мира и социализма, М., 1979; Трактаты о вечном
мире. [Сб.], М., 1963. Е. Г. Панфилов.
МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ, тип отношений между гос-вами с различным обществ.
строем,
к-рый предполагает: отказ от войны как средства решения спорных вопросов между
гос-вами,
разрешение их путём переговоров; равноправие, взаимопонимание и доверие между
гос-вами, учёт
интересов друг друга; невмешательство во внутр. дела, признание за каждым
народом права
свободно избирать свой социально-эконо-мич. и политич. строй; строгое уважение
суверенитета и
терр. целостности всех стран; развитие экономич. и культурного сотрудничества на
основе равенства
и взаимной выгоды. Политика, направленная на установление и развитие такого типа
отношений
между гос-вами, называется политикой М. с.
М. с. является формой классовой борьбы между социализмом и капитализмом на
междунар. арене,
но формой специфической. Потому что, во-первых, борьба ведётся между правящими
классами,
каждый из к-рых располагает полнотой гос. власти, а, во-вторых,— ан-тагонистич.
в своей основе
конфликт двух противоположных социально-экономич. систем переводится из
плоскости воен.
столкновений в русло экономич. соревнования, сопоставления политич. систем и
образов жизни,
противоборства идеологий. Органич. взаимосвязь, единство борьбы и сотрудничества
— характерная
черта М. с., источник его внутр. противоречивости, постоянный стимул для поисков
взаимоприемлемых, исключающих воен. столкновения решений.
Разработка концепций М. с. была одним из крупнейших достижений политич. теории
ленинизма. В.
И. Ленин доказал, что непримиримость классовых интересов мировой буржуазии и
победившего
пролетариата не может служить непреодолимым препятствием для мирных отношений
между
социалистич. и капиталистич. странами. Борьба за установление таких отношений
стала одной из
важнейших задач внеш. политики социалистич. гос-ва. Первой победой на этом пути
была «мирная
передышка», к-рая на два десятилетия отодвинула столкновение социализма с
главными силами
мировой реакции.
Решающая роль, к-рую сыграл Сов. Союз в разгроме фашизма, формирование мировой
социалистич.
системы, развал колон. империй, общий подъём массовых демократич. движений
привели к
коренным изменениям на междунар. арене. Сложилось новое соотношение сил. Силы
мира получили
реальную возможность существенно сузить поле деятельности сил войны и агрессии.
Тем более, что
с появлением у СССР ракетно-
МИРНОЕ 373
ядерного оружия ставка империализма на мировую термоядерную войну как средство
достижения
политич. . целей становится несостоятельной. Всё это создало предпосылки для
существ. расширения
рамок и содержания политики М. с.
Принципиальный вывод 20-го съезда КПСС о возможности предотвращения новой
мировой войны
был поддержан мировым коммунистич. движением. Ленинский принцип М. с. двух
систем,
говорилось в Декларации Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий
социалистич.
стран (1957), «...является незыблемой основой внешней политики социалистических
стран и
надежной основой мира и дружбы между народами» (Программные документы борьбы за
мир, демо-
кратию и социализм, 1964, с. 9). В Заявлении Совещания представителей
коммунистич. и рабочих
партий (1960) подчёркивалось: «Объединенными усилиями мирового социалистического
лагеря,
международного рабочего класса, национально-освободительного движения, всех
стран,
выступающих против войны, и всех миролюбивых сил мировую войну можно
предотвратить» (там
же, с. 57). Глубокое убеждение в этом было положено в основу практич.
деятельности на междунар.
арене Сов. Союза, др. стран социализма, всех миролюбивых сил.
Принципы М. с. стали общепризнанными принципами междунар. лрава. Однако
распространение,
«внедрение» этих принципов в практику междунар. жизни — сложный, противоречивый,
неравномерный процесс. Если, напр., в 70-х гг. удалось добиться заметных успехов
на этом пути, то к
нач. 80-х гг. силам милитаризма и реакции удалось затормозить ход разрядки
междунар.
напряжённости, а значит. и затруднить проведение политики М. с. В этих условиях
преодоление
возросшей междунар. напряжённости, борьба за последоват. осуществление принципов
М. с.
становятся особенно актуальными.
Теоретич. и политич. проблемы, связанные с интерпретацией и воплощением
принципов М. с.,
представляют собой один из эпицентров совр. идеологич. борьбы. Можно выделить
три группы
представлений, противостоящих правильному пониманию М. с.
Правое крыло бурж. идеологов настойчиво проводит мысль, будто политика М. с.—
это «уловка»,
«хитрость», «тактич. маневр» коммунистов, рассчитанный на прикрытие «экспорта
революции».
Однако практика совр. междунар. отношений, вся сумма внешнеполитич. акций
социалистич. гос-в
говорят о том, что политика М. с.— не тактич. приём, а один из фундаментальных
элементов
внешнеполитич. стратегии социализма. Эта стратегия ориентируется на достижение
прочного,
устойчивого мира и безопасности народов и принципиально отвергает «экспорт
революции», т. е. на-
сильств., искусств. навязывание революц. преобразований тому или иному народу.
Коммунисты
исходят из предпосылок, что в силу внутр. законов развития капиталистич.
обществ. структура
обречена. Но отнюдь не «экспорт революции» призван решить судьбу капитализма, её
должна
решить классовая борьба в капиталистич. странах.
Другая, либеральная, группа буржуазных (а также социал-демократич. и
ревизионистских) идеологов
склонна к весьма расширит. толкованию возможностей М. с. Они рассматривают
сосуществование
как путь к затуханию политич. и идеологич. борьбы между капитализмом и
социализмом, к
постепенной конвергенции этих систем. Однако борьба двух систем уходит корнями в
глубинные
социальные процессы, в противоположность фундаментальных принципов организации
обществ.
жизни, что исключает как идеологич. сосуществование, так и постепенное
взаимопроникновение
этих обществ. структур. Политика М. с. не решает и
374 МИРНОЕ
не может решить кардинальных социальных проблем современности, не может
предотвратить
политич. и идеологич. коллизий, порой весьма острых. Но она и не призвана решать
эти задачи. Её
цель другая: сохранить мир на Земле, предотвратить глобальный термоядерный
конфликт, найти
взаимоприемлемые основы для сотрудничества социалистич. и капиталистич. гос-в.
Наконец, третья группа ложных интерпретаций политики М. с. связана с разного
рода левацкими
воззрениями. Представители этой позиции пытаются доказать, будто, проводя
политику М. с.,
социалистич. страны закрывают себе дорогу для активной поддержки революц.
процессов, а М. с.
противоречит осуществлению пролетарского, социалистич. интернационализма, мешает
подъёму
массовых антиимпериалистич. движений. Однако историч. опыт учит, что М. с. не
только не
тормозит мировой революц. процесс, но, наоборот, стимулирует его.
Проводя политику М. с., навязывая её империализму, страны социализма создают
благоприятные
предпосылки для быстрого развития своей экономики, для всестороннего прогресса
социалистич.
обществ. отношений. Чем сильнее мировая система социализма, чем полнее
воплощаются в жизнь
идеалы социализма, тем больше её революционизирующее воздействие на массы
трудящихся, тем
шире возможности для поддержки (что отнюдь не тождественно искусств.
подталкиванию) революц.
движений. В условиях М. с. резко ограничиваются возможности империализма на
междунар. арене
для агрессивных действий, для экспорта контрреволюции. Политика М. с.
воздействует и на внутр.
положение капиталистич. стран. Ещё в связи с конференцией в Генуе В. И. Ленин
ставил задачу:
«...глубже расколоть пацифистский !лагерь международной буржуазии с лагерем
грубо-буржуазным,
агрессивно-буржуазным, реакционно-буржуазным» (ПСС, т. 44, с. 408). Решая эту
задачу, политика
М. с. способствует росту всех демократии., антиимпериалистич. сил. Она
препятствует попыткам
империалистов преодолевать внутр. противоречия на путях нагнетания междунар.
напряжённости.
Она способствует развитию классовой борьбы против империализма в национальном и

<< Пред. стр.

страница 147
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign