LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 146
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

возникла земля, из
костей — камни, из крови — реки, из волос — деревья, из дыхания — ветер и т. д.
В деми-
фологизированном виде аналогия М. и М.— в натурфилософии досократиков, особенно
в традиции
космоло-гич. биоморфизма (Анаксимен, Гераклит, Диоген Апол-лонийский), но также
у Демокрита,
у к-рого впервые встречается сочетание ?????? ?????? («человек — это малый мир»,
В 34-фр. 10 Лу.),
затем в «Тимее» Платона и с особенной последовательностью (вплоть до
представления о мировом
«семени») в стоич. концепции космоса как живого организма. Один из самых ярких
образцов
параллелизма М. и М.— псевдогиппокра-товский трактат «О седмицах» (гл. 1—12),
обнаружи-
вающий в этом отношении разительное сходство с пехлевийским космогонич.
трактатом
«Бундахишн» (9 в., основан на утраченной части «Авесты»).
Аналогия между М. и М. амбивалентна: при аргументации от макрокосмоса к
микрокосмосу (в
человеке нет ничего, кроме космич. элементов) она может вести к натуралистич.
антропологии и
растворению человека в космосе (таков, очевидно, вариант Демокрита); при
аргументации от
микрокосмоса к макрокосмосу нередко постулируется космич. «душа» или «ум»
(Гераклит,
Анаксагор, Платон, стоицизм), часто отождествляемые с имманентным панкосмич.
богом («какое
место в мире занимает бог, такое в человеке — дух, какое в мире — материя, такое
в нас — тело»,
Сенека, Письма 65, 24); при этом познание мира или божества нередко выступает
как самопознание
(уже у Гераклита — см. «Познай самого себя»); в неоплатонизме космос
растворяется в «душе», а
«душа» — в «уме».
Идея человека как микрокосмоса, отражающего в себе универсум, спорадически
всплывает в греч.
патристике — у Немесия Эмесского («О природе человека» I 14), Григория Нисского
(De an. et
resurr., p. 188)
МИКРОКОСМОС 369
и Григория Назианзина (Orat. 34: здесь, по-видимому, впервые — сам термин
«микрокосм»), у
Боэция, а также у Иоанна Скота Эриугены; однако последоват. параллелизм М. и М.,
чреватый
еретич. пантеизмом, остаётся за пределами осн. ортодоксальных ср.-век. систем.
Чисто платонич.
характер имеет космогония Бернарда Сильвестра (см. Шартрская школа), изложенная
в трактате «De
mundi universitate sive Megaeosmus et Microcosmus» (сер. 12 в.). К классич.
образцам параллелизма М.
и М. приближаются видения Хильдегарды из Бингена (12 в.), в к-рых
устанавливаются детальные
соответствия между движениями небесных тел, ветрами, элементами, жидкостями и
телесными и ду-
шевными состояниями индивида. Мистич. характер носят концепции М. и М. в ср.-
век. евр.
философии (каббала, Ибн Гебироль, «Микрокосм» Иосифа ибн Задди-ка — ок. 1140). В
эпоху
Возрождения идея М. и М. переживает свой последний расцвет. Она служит
обоснованием новой
антропологии у Пико делла Миран-долы («О достоинстве человека»), принимает форму
ги-
лозоистич. панпсихизма в натурфилософии Кардано, Кампанеллы (De sensu rerurn I
10) и Бруно;
пронизывает всю традицию нем. мистики от Экхарта и Николая Кузанского до В.
Вейгеля (особенно
трактат «Познай самого себя, что человек есть микрокосм», «Erkenne dich selbst,
dass der Mensch sey
ein Microcosmus.,.», 1615) и Я. Бёме (Mysterium magnum, 15 sq.), присутствует в
медико-магико-
алхимич. оккультизме Агриппы (de осе. philos. Ill 38) и Парацельса («Макрокосм и
человек суть
одно» — Paragran С 2), и в лице их англ. коллеги Р. Фладда («Обоих космосов,
сиречь великого и
малого... история», 1617) вступает в открытый конфликт с творцами новой картины
мира (Кеплер,
Гас-сенди). В эпоху механицизма 17—18 вв. биоморфно-анимистич. учение о М. и М.
изгоняется за
пределы науч. знания, но в то же время Лейбниц (вслед за Николаем Кузанским,
Плотиной и
принципом Анаксагора «всё во всём») придал онтологич. статус понятию
микрокосмоса в своей
монадологии (каждая монада есть отражение универсума). Нек-рое возрождение
учения о М. и М.
наблюдается в нем. неогуманизме (Гердер, Гёте) и романтизме с кульминацией в
архаич. учении
Шопенгауэра о мировой (макрокосмич.) воле, затем в теософии кон. 19 — нач. 20
вв.— с
подчёркиванием эволюц. параллелизма (см., напр., о теософской адаптации
биогенетич. закона
Геккеля: Heinz K., Von Hackel zur Theosophie, 1913). См. также Симпатия
космическая, Псюхе.
• Conger G. P., Theories of macrocosms and microcosms in the history of
philosophy, N. Y., 1922; Gotze ?., Persische Weisheit
in griechischem Gewande. Ein Beitrag zur Geschichte der Mikrokosmos-Idee,
«Zeitschrift fur Indologie und Iranistik», 1923, Bd
2, S. 60—98, 167—77; С a s s i r e r E., Individuum und Kosmos in der
Philosophie der Renaissance, Lpz., 1927; Allers R,,
Microcosmos — from Anaximander to Paracelsus, «Tradition, 1944, v. 2, p. 319—
407; O l e r u d A., L'idee de mac-rocosmos et
de microcosmos dans le Timee de Platon, Uppsala, 1951; G u t h r i e W. K. C.,
Man as Microcosm, в кн.: Proceedings of the
European Cultural Foundations, Athens, 1966; Coulter J. A., The literary
microcosm: theories of interpretation of the later
Neoplatonists, Leiden, 1976. А. В. Лебедев.
МИКРОСОЦИОЛОГИЯ (от греч. ?????? — малый), социология малых групп и непосредств.
межличностных отношений. Возникла в 20-х гг. 20 в. и первоначально
ассоциировалась с одним из
направлений в бурж. социологии, ориентировавшимся на изучение отношений в малых
группах в
качестве осн. модели социальных отношений. В М. обычно включают теории Гурвича и
Морено.
Называлась также социометрией, к-рая в дальнейшем приобрела преим. методич.
направление.
НИКУЛИНСКИЙ Семён Романович (р. 2.4,1919, Кременчуг), сов. историк науки и
философ, чл.-
корр. АН СССР (1968). Чл. КПСС с 1939. Окончил филос. ф-т МГУ (1949). С 1952
науч. сотрудник, с
1963 зам. дирек-
370 МИКРОСОЦИОЛОГИЯ
тора, с 1974 директор Ин-та истории естествознания и техники АН СССР. Осн.
работы по истории
эволюц. теории, общим проблемам биологии и истории философии в России 1-й пол.
19 в., по филос.
вопросам естествознания, науковедению.
• И. Е. Дядьковский. [Врач, естествоиспытатель и философ-материалист].
Мировоззрение и общебиологич. взгляды, М.,
1951; К. Ф. Рулье и его учение о развитии органич. мира, М., 1957; Развитие
общих проблем биологии в России. 1-я пол.
19 в., М., 1961; Альфонс Декандоль, М., 1973 (совм. с Л. А. Марковой и Б. А.
Старостиным); К. Ф. Рулье. Ученый,
человек и учитель. 1814 — 1858 гг., М., 1979.
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА, условный термин, объединяющий первых др.-греч.
естествоиспытателей и
натурфилософов из Милета (Иония, зап. побережье Малой Азии) — Фалеса,
Анаксимандра и
Анаксимена (6 в. до н. э.— конец науч.-филос. традиции в Милете связывают с
разрушением города
персами в 494 до н. э.). Социально-историч. фон М. ш. определяют крито-микенское
прошлое
милетской культуры и её связи с древними вост. цивилизациями (Лидия, Вавилон,
Персия, Египет), с
одной стороны, колонизационная практика (более 90 колоний, согласно Плинию) и
мощное торг.-
ремесл. развитие Милета — с другой. Занимаясь астрономией (в т. ч.
навигационной) и географией (в
т. ч. картографией), математикой и метеорологией, представители' М. ш. включали
эти темы в более
широкий космографич. и космогонич, контекст, создав в результате первую
(письменно
зафиксированную) не-мифологич. картину мира. Хотя названия трактатов
Анаксимандра и
Анаксимена «О природе» (???? ??????), вероятно, позднейшего происхождения, сам
термин
«природа» (фюсис) в более конкретном употреблении (напр., природа звёзд),
возможно, фигурировал
в этих соч. и уже с 5 в. до н. э. считался ключевым для пони-мания сущности
новой науки и её
отличия от мифа. Восходящее к Аристотелю противопоставление «физиков» (первыми
из к-рых
были милетцы) «теологам» (мифологам) при всём своём значении не должно
переоцениваться: внещ.
отказ от мифологич. имён сопровождался сохранением традиц. структур мифологич.
космогонии.
Так, для всех представителей М. ш. космогонич. начало и космологич. периферия
(?? ???????
????????, «бесконечное объемлющее») тождественны — принцип, действующий уже у
Гомера (в
«Илиаде» Океан — и источник рождения, и пространств. «предел» мира).
Космогонич., геологич. и
биологич. эволюционизм М. ш. также, вероятно, имеет мифологич. корни и связан с
донауч.
генеалогич. космогониями. Космология М. ш. лишена к.-л. единства стиля: ср.
разительный контраст
между геометрич. тектонизмом космоса Анаксимандра и биоморфной асимметричностью
космоса
Анаксимена. Влияния М. ш. многосторонни: Ксено-фан, учившийся у Анаксимандра,
использует
натура-листич. объяснение метеорологич. явлений для критики антропоморфной
религии Гомера и
Гесиода; Пифагор развивает геометрич. тенденции космологии Анаксимандра;
Гераклит в своём
учении об огне усваивает учение Анаксимена, к философии к-рого примкнул и
Анаксагор (согласно
Теофрасту). Непосредственно к милетскому кружку учёных в кон. 6 в. до н. э.
принадлежал
выдающийся географ и историк Гекатей Милетский, автор первого географо-
этнографич. трактата
«Периэгеза» и «Генеалогий», содержавших рацио-налистич. критику генеалогич.
мифов (он же
усовершенствовал географич. карту Анаксимандра).
• ?ошанский И. Д., Развитие естествознания в эпоху античности, М., 1979; Л е б е
д е в А. В., Геометрич. стиль и кос-
мология Анаксимандра, в сб.: Культура и искусство античного мира, М., 1980, с.
100—24; см. также лит. к статьям
Фалее, Аиаксимандр, Анаксимен, Гилозоизм.
МИЛЛС (Mills) Чарлз Райт (28.8.1916, Уэйко, шт. Техас,—20.3.1962, Нью-Йорк),
амер. социолог и
публицист. Последователь нем. социологов М. Вебера и К, Манхейма. Испытал
известное влияние
идей К. Маркса, считал плодотворным его метод, однако придерживался взгляда об
«устарелости»
марксистской
теории. Осн. работы посвящены проблеме распреде-
ления власти и социальной стратификации в амер. обществе. Понятию «правящий,
господствующий
класс» противопоставлял понятие «властвующая элита», рассматривая её как
социальную группу,
состоящую из пром., политич. и воен. верхушки. Главную социальную опасность М.
видел в
возрастающей «рациональности без разума», т. е. в использовании «властвующей
элитой»
рациональных средств, разрабатываемых учёными, для достижения иррациональных
целей. Надежды
на гуманизацию общества М. связывал с интеллигенцией, к-рая способна обладать
«социологич.
воображением» (свойством понимать происходящие в обществе процессы).
Свой социологич. метод М. называл сравнительным и историческим, считал
необходимым создание
новой социологии, призванной выявить историч. специфику совр. эпохи и
исследовать социальные
изменения, ведущие к преодолению отчуждения. Подверг критике как эмпиризм амер.
социологии,
так и абстрактность т. и. высокой теории амер. социолога Парсонса. Однако не
смог дать им
позитивную альтернативу. Взгляды М. оказали влияние на формирование идеологии
«новых левых»
в США.
* The new men of power. America's labor leaders, N. Y., 1948 (соавтор); White
collar. The American middle classes, N. Y.,
19594; The causes of world war three, L., 1059; The Marxists, N. Y., 1962; Power
politics and people. The collected essays of C.
Wright Mills, N. Y., 1963; Sociological imagination, L., 1967; в рус. пер.—
Властвующая элита, М., 1959.
* Коровин В. Ф., Осн. проблемы «новой социологии» Райта М.,М.,
[1977]; Aptheker H., The world of G. W. Mills,
?. ?., 1960; The new sociology. Essays in social science and social theory in
honor of C. W. Mills, N. Y., 1964.
МИЛЛЬ (Mill) Джон Стюарт (20.5.1806, Лондон,— 8.5.1873, Авиньон), англ. философ-
позитивист,
экономист и обществ. деятель. С 1823 по 1858 служил в Ост-Индской компании. В
1865—68 чл.
палаты общин, где поддерживал либеральные и демократич. реформы.
Мировоззрение М. складывалось под влиянием политэкономии Д. Рикардо,
утилитаристской
доктрины И. Бентама, философии Дж. Беркли и Д. Юма и ассоциативной психологии Д.
Гартли и
Джеймса Милля. Его филос. взгляды изложены в «Обзоре философии сэра Вильяма
Гамильтона...»
(1865, рус. иер. 1869), где М. с позиций феноменалистич. позитивизма возражает
англ. априористам.
Всё знание, по М., проистекает из опыта, его предметом являются наши ощущения.
Материя — лишь
постоянная возможность ощущений, а сознание — возможность их переживаний.
Разделяя ряд
филос. и логич. установок позитивизма Конта, М. отвергал его социально-политич.
доктрину, в к-рой
усматривал систему духовного и политич. деспотизма, игнорирующую человеч.
свободу и инди-
видуальность («Огюст Конт и позитивизм», 1865, рус. пер. 1867).
Осн. соч. М. «Система логики» (т. 1—2, 1843, последний рус. пер. 1914) содержит
индуктивистскую
трактовку логики как общей методологии наук. В ней М. излагает учение об именах
и предложениях,
дедуктивном (силлогистич.) умозаключении и индукции.
В этике («Утилитарианизм», 1863, последний рус. пер. 1900) М. исходит из
концепции опытного
происхождения нравств. чувств и принципов. Развивая утилитаристскую этику
Бентама, согласно к-
рой ценность поведения определяется доставляемым им удовольствием, М. признаёт
не только
эгоистические, но и бескорыстные стремления. В обществ. жизни люди должны
учитывать взаимные
интересы, что дисциплинирует их эгоизм. Развитое нравств. чувство обнаруживается
поэтому в
стремлении к достижению «наибольшей суммы общего счастья».
* в рус. пер.: О свободе, СПБ, 19062; Рассуждения и исследования политические,
философские и исторические, ч. 1—3,
СПБ, 1864—65; Размышления о представительном правлении, в. 1—2, СПБ, 1863—64;
Автобиография, М., 1896;
Основы политич. экономии, т. 1—3, М., 1980—81.
• Туган-Варановский М., Д. Ст. М. Его жизнь и учено-лит. деятельность, СПБ,
1892; 3 е н г е ? С., Д. Ст. М.,
его жизнь и произведения, пер. с нем., СПБ, 1903; Т ? а х т е н-б е р г О. В.,
Очерки по истории философии и социологии
Англии 19 в., [M.], 1959; Anschutz R. P., The philosophy of J. S. Mill, Oxf.,
1953; и у а л ?., The philosophy of J. S. Mill,
МИМАНСА (санскр., букв.— размышление, исследование, т. е. решение проблемы через
критич.
исследование оснований), одна из шести осн. ортодоксальных школ др.-инд.
философии,
опирающаяся на авторитет Вед. Внутри М. обычно различают пурва-М., теснее
связанную с
ритуалом, и более позднюю уттара-М., ставившую перед собой задачу исследования
познания.
Основы пурва-М. были сформулированы Джай-мики в т. н. «М.-сутре», или «Джаймини-
сутре», соз-
данной, вероятно, ок. 200 до н. э.; гл. комментарий к ней принадлежит Шабаре,
или Шабарасвами. Из
др. учителей М. наиболее известны Кумарила Бхатта и Прабхакара.
М. сформировалась как результат исследования Вед, связанного с необходимостью
сохранения слож-
ного и обширного текста, передававшегося долгое время исключительно в устной
форме, и
правильного совершения ритуалов. Исходя из убеждения в вечности и
самодостаточности Вед,
последователи М. выдвинули учение об изначально существующих звуках речи как
особых
субстанциях, доступных восприятию лишь в своих случайных проявлениях.
Артикулированная речь
лишь выявляет эти звуки священного ведийского текста, но не производит их сама,
подобно лучу
света, лишь выхватывающему из тьмы предметы, но не создающего их. Почти все
направления др.-
инд. мысли выступали против этой теории вечных звуковых сущностей, однако
представители М. с
необычайной изощрённостью развивали её. Понимание Вед как особой священной
сущности, не
зависимой от творца и, следовательно, лишённой ошибок и изъянов, вело в М. к
защите ведийского
ритуализма. Веды неразрывно связаны с дхармой как идеей долга, воплощающегося
прежде всего в
жертвоприношении. Выполнение долга ведёт к постепенному уничтожению кармы и к
освобождению, к-рое сначала понималось как ничем не ограниченное блаженство,
позднее — как
прекращение рождений и, следовательно, страданий.
Теория познания М., ставившая своей целью обоснование авторитета Вед, исходила
из
достоверности познания в условиях, признаваемых нормальными (не-повреждённость
органов
чувств и наличие объектов). В этих условиях акт восприятия естествен, знание
соединяется с верой,
при наличии к.-л. сомнений нет веры и соответственно нет знания. Как и
большинство др. школ инд.
мысли, М. различает два вида познания — непосредственное и опосредствованное. В
непо-средств.
познании выделяются две стадии; неопредел, знание — о том, что объект есть, и
определ. познание,
относящее объект к определ. классу. Объекты, воспринимаемые таким образом, не
иллюзорны,
реальны н обладают различными признаками, позволяющими восприятию сначала
заключить о том,
что объект есть, а затем и истолковать его. Однако М. признаёт и др. источники
познания помимо
восприятия: логич. вывод (анумана), сходство-сравнение (упамана), свидетельство,
или авторитет
(шабда), постулирование (артхапат-ти), невосприятие (анупалабдхи — апелляция к
отсутствию
объекта).
Метафизика М. строится на признании реальности материального мира и др. объектов
(души, боги и
т. п.), о к-рых человек узнаёт на основании восприятия или иных источников
познания. Мир
создаётся из атомов в соответствии с моральным законом кармы, управляющим миром.
Для своей
организации в мире атомы не нуждаются в признании бога как их причины: если для
ранней М.
характерно упоминание бога, то поздние представители М. настаивали на отсутствии
доказа-
МИМАНСА 371
тельств бытия бога (несмотря на безоговорочное следование М. Ведам). Душа
понимается в М. как
вечная и бесконечная субстанция, обязанная с телом, но не умирающая с ним; она
обладает
сознанием как неким качеством, возникающим лишь в определ. условиях (когда душа
соединяется с
телом и перед органами восприятия находится объект). Теория причинности М.
исходит из
признания особой невидимой силы, производящей следствие. М. учит об особой
потенциальной
энергии, возникающей в душе при выполнении ритуала; накопление этой энергии
влечёт за собой как
результат в будущем — наслаждение плодами исполнения ритуалов.
Теория познания М. оказала значит. влияние на др. школы, в частности на веданту.
* Чаттерджи С.,ДаттаД., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954, с. 47—
49, 290—316; Радхакриш-н а н С., Инд.
философия, пер. с англ.,_т. 2, М., 1957, с. 331 — 381; J h a sir Ganganatha,
Prabhakara schoo_l of Purva-Mi-mamsa,
Allahabad, 1911; его же, Purva-mlmamsa in its sources, Benares, 1942; К e i t h
А. В., Karma-Mimamsa, L., 1921; J a-c o b i
H., MImamsa und Vaisesika, в кн.: Indian studies in honor of Ch. R. Lauman,
Camb. (Mass.), 1929; Strau? O., Die Alteste
Philosophie der Karma Mimamsa, в сб.: Sitzungsberichte der Preu?ischen Akademie
der_ Wissenschaften, B., 1931; D e-
vasthali G. V., Munamsa; the Vakya-Sastra of ancient India, Bombay, [1959];
Biardeau M., Theorie de la connais-sance et
Philosophie de la parole dans le brahmanisme classique, P., 1964.
B. H. Топоров.
МИМЕСИС (греч. ??????? — подражание), термин др.-греч. философии и эстетики. См.
в ст.
Подражание в эстетике.
МИНИМАЛЬНАЯ ЛОГИКА, логич. система, являющаяся ослаблением конструктивной логики
и
интуиционистской логики за счёт исключения из числа постулатов принципа «из
противоречия
следует любое предложение». Этот принцип, как и более сильный «закон двойного
отрицания»,
недоказуем в М. л. Однако в миним. исчислении высказываний всё же можно
доказывать от

<< Пред. стр.

страница 146
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign