LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 142
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

олицетворение этич.
мудрости, духа Просвещения М. послужил прототипом для «Натана Мудрого» Лсссинга,
1779). С
выступления М. «Что такое просвещение?» («Was ist Aufklarung?», 1784) началась
знаменитая
дискуссия о сущности просвещения, в к-рой участвовали Кант, Гердер и др. М.
рассматривал
просвещение в единстве с культурой и образованием (воспитанием, Bildung):
«просвещать», по М.,
значит духовно направлять людей к жизни согласно разуму, в соответствии с
предназначением
человека. Эти идеи были развиты и систематизированы Гердером, Шиллером, В.
Гумбольдтом.
Вместе с Лессингом написал книгу в защиту лейб-ницевской теодицеи, против англ.
Поэта А. Попа
(«Поп-метафизик» — «Pope ein Metaphysiker», 1755). В отличие от Лессинга, М. не
вышел за рамки
теизма (диалог «Федон, или О бессмертии души», 1767, рус.
МЕНДЕЛЬСОН 359
пер. 1811 и 1837, «Утренние часы...»—«Morgenstunden...», 1785 и др.). Автор соч.
по различным
разделам философии, в т. ч. эстетики («О принципах изящных искусств и наук»—
«Betrachtungen uber
die Quellen und die Verbindungen der schonen Kunste und Wissenschaften», 1757;
«О возвышенном и
наивном в изящных науках» — «Uber das Erhabene und Naive in den schonen
Wissenschaften», 1758, и
др.).
• Gesammelte Schriften, Bd 1—4, 7, 11 — 14, 19, Stuttg.— Bad Canstatt, 1971 —
77; Schriften zur Philosophie, Asthetik und
Apologetik, hrsg. v. M. Brasch, Bd 1—2, Hildesheim, 1968; Die Ha-uptechriften
zum Pantheismusstreit zwischen Jacobi und
Mendelssohn, hrsg. v. H. Scholz, B., 1916.
• Г у л ы г а А. В., Из истории нем. материализма (последняя треть 18 в.), М.,
1962; В. i с h t е r L., Philosophie der
Dichtkunst. M. Mendelssohns Asthetik zwischen Aufklarung und Sturm und Drang,
B., 1948; Schneider W., Die wahre
Aufklarung, Freiberg in Breisgau — Munch., 1974.
«МЕНЬШЕВИСТВУЮЩИЙ ИДЕАЛИЗМ», термин, употреблявшийся в сов. и зарубежной
марксистской лит-ре в 30-х — нач. 50-х гг. 20 в. для обозначения ошибок; в
философии,
совершённых группой А. М. Деборина. В пост. ЦК ВКП(б) «О журнале „Под знаменем
марксизма"»
(25 янв. 1931) указывалось, что группа Деборина по ряду важных вопросов
философии скатывается
«...на позиции меньшевиствующего идеализма» («О партийной и советской печати».
Сб. док-тов,
1954, с. 407). Смысл термина «М. и.» состоял в том, что отрыв Де-бориным и его
учениками теории
от практики рассматривался как возрождение известной меньшевистской догмы, а
отождествление
ими диалектики Гегеля и Маркса — как отход к идеализму.
• История философии, т. 6, кн. 1, М., 1965, гл. 1.
МЕРА. филос. категория, выражающая диалектич. единство качеств, и количеств.
характеристик
объекта. Качество любого объекта органически связано с оп-редел. количеством. В
рамках данной
М. количеств. характеристики могут меняться за счёт изменения числа, размеров,
порядка связи
элементов, скорости движения, степени развития и т. п. М. указывает предел, за
к-рым изменение
количества влечёт за собой изменение качества объекта и наоборот. М.— это своего
рода зона, в
пределах к-рой данное качество может модифицироваться, сохраняя при этом свои
существ. характе-
ристики.
МЕРИНГ (Mehring) Франц (27.2.1846, Шлаве,— 29.1. 1919, Берлин), деятель нем.
рабочего
движения, философ, историк и лит. критик, марксист. С 1882 д-р философии. По
своему
мировоззрению М. первоначально не выходил за рамки бурж. радикализма с социалис-
тич. оттенком.
К 1890 в основном завершился переход М. от идеализма к диалектич. и историч.
материализму, от
бурж. демократизма к пролет. социализму. В 1891 М. вступил в ряды с.-д. партии.
С этого времени
своё дарование учёного и публициста М. отдавал пропаганде марксистского
мировоззрения, активно
выступал против ревизионистов и реформистов. М. приветствовал Революцию 1905—07
в России;
осуждал правящие круги Капиталистич. стран, в т. ч. Германии, как зачинщиков
империалистич.
войны. Он участвовал в создании группы «Интернационал», преобразованной в 1916 в
группу
«Спартак». В 1916 за антимилитаристские выступления был арестован. Обличая со-
циал^шовинистов
и центристов, М., однако, как и др. левые, поздно понял необходимость не только
идейного, но и
организац. размежевания с ними. Он одним из первых на Западе защищал и
пропагандировал идеи
Великой Окт. социалистич. революции, доказывал «...немецким рабочим, что
правильно поняли
социализм только большевики...» (Ленин В. И., ПСС, т. 36, с. 459). М. был одним
из основателей
Коммунистич. партии Германии.
Филос. кругозор М. очень широк. Много внимания М. уделял нем. классич.
философии, особенно
Канту;
360 МЕНЬШЕВИСТВУЮЩИЙ
написал ряд статей о естеств.-науч. материализме, дарвинизме, об отношений
марксизма к религии.
М. внес значит. вклад в разработку проблем материалистич. понимания истории,
подвергал критике
различные течения бурж. философии: неокантианство и «этич. социализм», взгляды
Э. Гартмана,
Шопенгауэра, Ницше, махизм, филос. ревизионизм, теории бурж. и ревизионистских
социологов и
экономистов (В. Зомбарт, Э. Бернштейн, Э. Давид). Одним из гл. предметов науч.
занятий М. было
исследование и публикация произведений и писем К. Маркса и Ф. Энгельса. Глубоким
содержанием
и ярким стилем отличается написанная М. биография Маркса. М. немало сделал для
формирования
марксистского литературоведения и искусствоведения, способствовал выработке
общих принципов
марксистской эстетики. С позиций историч. материализма М. раскрывал важные черты
совр. ему лит.
процесса (статьи о натурализме и импрессионизме, о Л. Н. Толстом и М. Горьком),
выступал с
марксистской интерпретацией нем. классич. лит-ры, критиковал её тенден-циозное
истолкование
официальным бурж. литературоведением.
Историч. труды М.— высоко оценённая Энгельсом «Легенда о Лессинге» («Die
Lessing-Legende»,
1893), «История Германии с конца средних веков» ( Т1 1—2, 1910, рус. пер., ч. 1—
2, 1920) и др.
содержат конкретную разработку марксистской концепции истории Германии. В
работах но истории
рабочего движения и прежде всего в «Истории герм, социал-демократии» (Т1 1—2,
1897—98, рус.
пер., т. 1—4, 1923—24) М. рассмотрел успехи рабочего движения в Германии на
широком фоне
общеевроп. и общегерм. истории и показал их тесную связь с этапами интернац.
борьбы проле-
тариата. М. принадлежит также ряд исследований по воен. истории. В работах М.
содержались и нек-
рые ошибки. В философии — частичное обеднение и упрощение марксизма, непонимание
значения
диалектики как логики и теории познания, в историч. и политич. вопросах —
непонимание сущности
борьбы Маркса и Энгельса против антипролетарских течений в Союзе коммунистов, в
1-м
Интернационале, переоценка роли Ф. Лассаля и лассальянцев в нем. рабочем
движении и др. Но эти
ошибки, мн. из к-рых он преодолевал в ход? развития своих филос. и политич.
взглядов, не умаляют
ценности наследия М. В. И. Ленин высоко оценивал М. как учёного «...не только
желающего, но и
умеющего быть марксистом» (ПСС, т. 18, с. 377).
• Gesammelte Schriften, Bd 1 — 15, В., 1972—732; в рус. пер,— Историч.
материализм, Свердловск, 1925; Лит.-критич.
статьи, т. 1—2, М.—Л., 1934; Карл Маркс. История его жизни, М., 1957; К. Маркс и
Ф. Энгельс — создатели науч.
коммунизме, М., 1960; Очерки по истории войн и воен. искусства, М., 19566; Лит.-
критич. статьи, М.—Л., 1964. 1
* Марк с К. и Энгельс Ф., Соч., т. 34—36, 38—39 (см. казатель имён); Л е н и н
В. И., Две тактики социал-демократии в
демократич. революции, ПСС, т. 11; е г о ж е, ?. ?. о второй Думе, там же, т.
15; е г о же, Крах II Интернационал«, там
же, т. 26; Г a r a p и н А., Ф. М. и его филос. взгляды, М., 1937; Ч а г и н Б.
А., Из истории борьбы против филос. ревизио-
низма в герм, социал-демократии. 1895—1914, М.—Л., 1961; ПримаковскийА. П., К
40-летию со дня смерти ?. ?.
(1846—1919) (Краткий библиографич. обзор), «ВИ», 1959, № 2; Слуцкий А. Г., ?.
?., революционер, ученый,
публицист, М., 1979. Л. И.
Гольман.
МЕРИТОКРАТИЯ (от лат. meritus— достойный и греч. ?????? — власть), букв.—власть,
основанная на заслугах. Термин введён в употребление англ. социологом М. Янгом
по аналогии и в
противоположность понятиям «аристократия» и «демократия». В антиутопии
«Возвышение
меритократии: 1870—2033» («The rise of the meritocracy: 1870—2033», 1958) он
сатирически
изображал грядущий приход к власти и последующий крах новой олигархии,
оправдывающей своё
господство тем, что она состоит из интеллектуально наиболее одарённых и
энергичных
представителей всего народа. Представители неоконсервативного направления в
бурж. обществ.
мысли, особенно в США (Белл, Бжезинский, М. Платнер и др.) придали, одна-ко,
этому термину
позитивное содержание и сконструи-
ровали апологетич. социологич. и политология. концепцию М., направленную против
идеи
социального равенства и приаванную оправдать политич. и экономич. привилегия
«новой
интеллектуальной элиты», якобы вносящей непропорционально большой вклад в
благосостояние
всего общества. Эта концепция, представляющая собой модернизацию традиц. элиты
теорий,
питается обосновать претензии бурж. интеллигенции на участие в управлении
обществом, оправдать
возрастающую бюрократизацию гос.-монополистич. капитализма, опровергнуть
мелкобурж.
радикальные урав-нит. теории и увековечить деление общества на управляющих и
управляемых.
• Красин Ю. А,, Революцией устрашенные, М., 1975; В е 1 1 D., The coming ??
Post-Industrial society, ?. ?., 1973; см.
также пит. к ст. Элиты теории.
МЕРЛО-ПОНТИ (Merleau-Ponty) Морис (14.3.1908, Рошфор-сюр-Мер,— 4.5.1961, Париж),
франц.
философ-идеалист, представитель феноменологии; в ряде мотивов близок
экзистенциализму. Филос.
образование получил в Высшей нормальной школе, где сблизился с Ж. П. Сартром
(порвавшим с ним
в 1953) и Ж. Ипполитом. Испытал влияние гештальт-психологии. В процессе работы
над неопубл.
наследием основателя феноменологич. школы Гуссерля М.-П. пришёл к более широкому
толкованию
интенционалъности как характеристики не только сознания, но всего че-ловеч.
отношения к миру. В
соответствии с этим М.-П. ввёл понятие о досознательном («телесном»)
существовании
(экзистенции), к-рое осмысленно, ибо открыто миру, а не замкнуто в себе как
вещь. Всё бытие чело-
века является реализацией и раскрытием его экзистенции, осуществляющейся в
бесконечном диалоге
субъекта с миром. Субъект и мир — два полюса единого «феноменального поля», в к-
ром субъект
всегда ситуативно связан и потому не может быть выявлен прямо и до конца. В ряде
работ М.-П.
выступил как антикоммунист и противник диалектич. материализма.
* Phenomenologie de la perception, P., 1945; Les aventures de la alectique, P.,
19551"; Eloge de la Philosophie et autres essais,
[P.], I965; La structure du comportement, P., 19676; La visible et l'invisible,
P., 1971.
• Кузнецов В. Н., Франц. бурж. философия 20 в., М., 1970, с. 285—94; De W a e l
h e n s Р. ?., Une Philosophie de
l'ambiquite, P., 19683; K wan t R. C., The phenomenological philosophy of
Merleau-Ponty, Pittsburgh, 1963.
МЕРТОН (Merton) Роберт Кинг (р. 5.7.1910, Филадельфия, шт. Пенсильвания), амер.
социолог. М.—
представитель структурно-функционального анализа [ввёл понятие «дисфункции»,
разграничение
«явных» и «латентных» (скрытых) функций]. Ему принадлежит идея т. н. теорий
среднего уровня, к-
рые должны связать эмпирические исследования и общую теорию социологии.
Примером социологич. анализа М. является его теория аномии (понятие,
заимствованное у
Дюркгейма). Аномия, но М.,— особое нравственно-психологич. состояние
индивидуального и
обществ. сознания, к-рое характеризуется разложением системы «моральных
ценностей» и
«вакуумом идеалов». М. считает причиной аномии противоречие между
господствующими в США
ин-дивидуалистич. «нормами-целями» культуры (стремление к богатству, власти,
успеху,
выступающее в качестве установок и мотивов личности) и существующими
институтами,
санкционированными средствами достижения этих целей. Последние, по М.,
практически лишают
подавляющее большинство американцев всякой возможности реализовать поставленные
цели
«законными путями». Это противоречие, по М., лежит и в основе преступности (бунт
индивидуалиста против сковывающих его законов и правил, создаваемых
институтами), апатии и
разочарованности в жизни (потеря жизненных целей). М. рассматривает это
противоречие не как
продукт капиталистич. строя, а как «всеобщий» конфликт, якобы типичный для
«индустриального
общества». В ряде работ М. выступает как либерально-демократич. критик
бюрократич. и
милитаристских тен-
денций в США, не выходя, однако, за пределы бурж. идеологии. М. принадлежат
эмпирич.
исследования средств мас-совой коммуникации в США (радио, кино, телевидение,
пресса),
содержащие критику последних, а также ра-боты по социологии познания и
социологии науки,.
• Mass persuasion, ?. ?. — L., [1946] (совм. с M. Fiske and А. Curtis);
The focused interview, Glencoe, [1956] (соавтор);
Seien- се, technology and society in seventeenth century England, N. Y., 19702;
Social theory and social structure, N. Y.,
19682; On the . shoulders of giants, N. Y., 1965; On theoretical sociology, L.,
1967; Contemporary social problems, N. Y., 1971s
(совм. с R. A. Nisbet); The sociology of science, Chi., 1973; в рус. пер.—
Социальная структура и аномия, в кн.:
Социология преступности, М., 1966; Явные и латентные функции, в кн.: Структурно-
функциональный -анализ в совр.
социологии, в. 1, М., 1968.
• Андреева Г. М., Совр. бурж. эмпирич. социология, М., 1965; Замошкин Ю. А.,
Кризис бурж. индивидуализма и
личность, М., 1967; История бурж. социологии первой. пол.
20 в., М., 1979; The idea of social structure. Papers
in honor.pf R. K. Merton, N. Y., 1975; Approaches to the study of social
structure, N. Y., [1975].
MECTP (Maistre) Жозеф Мари де (1.4.1753, Шамбери, Савойя,— 26.2.1821,
Турин), граф, франц.
публицист, политич. деятель и католич. философ. Воспитан иезуитами, в 1774
окончил Туринский
ун-т. В 1802—17 посланник сардинского короля в Петербурге, где были-написаны
осн. соч.: «Опыт о
порождающем принципе человеч. учреждений» («Essai sur le principe genera-
teur des
constitutions politiques...», 1810), «О папе» («Du pape...», v. 1—2,
1819), «Петербургские
вечера...» («Les soirees de St. Petersbourg...», v. l—2, 1821). В начале
деятельности М.
рассчитывал с помощью масонства способствовать установлению
обновлённого религ.
миропорядка. Великую франц. револю-цию считал божеств. карой за
грехи человечества В
антиреволюц. трактате «Соображения о Франции» («Considerations sur la
France...», 1796) М.
выступал против руссоистских идей обществ. договора и естеств. добродетели, а
также
рационализма вольтеровского типа. Политич. воззрения М. обусловлены его
идеей о внесении в
мир религ. упорядоченности: её пособника-ми и установителями он готов признать
не только Бурбо-
нов или Наполеона, но даже революц. пр-во, поскольку оно отрешилось от
анархии (отсюда
скандально знаменитая апология палача как вершителя порядка). Идеально
упорядоченным
обществом М. считал ср.-век. Европу 12—13 вв., предлагая «реставрировать» -
тео-кратич.
конгломерат монархич. гос-в, спаянный не-посредств. духовным авторитетом
папы. Как
философ истории М.— сторонник религ. провиденциализма; божеств.
провидению противится
злое, своевольное на-, чало. Вместе с Л. Бональдом М. явился идеологом европ.
клерикально-
монархич. движения 1-й пол. 19 в.
• Oeuvres completes, v. l—14, Lyon, 1884—86.
• История философии, т. 3, М., 1943, с. 380—84; R o h d e n, Р. R., J. de
Maistre als politischer
Theoretiker, Munch., 1929; В а у l e F., Les idees politiques de J. de Maistre,
P., 1945.
МЕТАЛОГИКА, методология д е д у к т и в-ных наук, часть логики,
посвящённая изучению
метатеоретич. (см. Метатеория) средствами свойству различных логич.
систем и логики в
целом. К М. не.-редко относят также метаматематику, т. е. теорию
(формальных, математич.)
доказательств, и теорию, определимости понятий (см. Определение).
Проблемы этих теорий,
относящиеся к чисто структурным свойствам различных исчислений, образуют
«синтаксич. ветвь» М.
(см. Синтаксис). Её «семантич, ветвь» — это логич. семантика (теория смысла
и теория
значения), «ал-гебраич. ядро» к-рой оформилось в спец. логико-ма-тематич.
дисциплину —
теорию моделей, а вопросы соотношения между экстенсиональными и
интенсиональными
языками (см. Экстенсиональность и Интенсио- -налъность) — в прагматику.
См. ст.
Семиотика и лит. к ней.
МЕТАТЕОРИЯ (от греч. ???? — после и теория), теория, анализирующая
структуру, методы
и свойства
МЕТАТЕОРИЯ 361
к.-л. др. теории — т. н. предметной (или объектной) теории. Наиболее развитый
характер имеют М.
логики (наз. металогикой) и М. математики (наз. метаматематикой). Объектом
рассмотрения в М.
оказывается не сама но себе содержат. науч. теория, а её формальный аналог —
исчисление
(формальная система). Подлежащая исследованию в М. содержат. теория
предварительно
подвергается формализации. Часть М., наз. синтаксисом, изучает структуру своей
предметной тео-
рии, а также её дедуктивные средства. М. рассматривает различные интерпретации
исследуемой
формальной системы; эта часть М., воспринимающая предметную теорию как
формализованный
язык, наз. семантикой.
Понятие М. впервые было выдвинуто Гильбертом в связи с его программой
обоснования классич.
математики средствами созданной его школой теории доказательств
(метаматематики). Ряд важных
метатео-ретич. результатов (гл. обр. семантич. содержания) был получен Тарским.
См. также Аксиоматический метод, Метаязык.
МЕТАФИЗИКА (от греч. ???? ?? ??????, букв.— после физики), наука о сверхчувств.
принципах и
началах бытия. В марксизме понятие «М.» обозначает противоположный диалектике
филос. метод,
отрицающий качеств. саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к
построению
однозначной, статичной и умо-зрит. картины мира. В истории философии термин «М.»
нередко
употреблялся как синоним философии.
Термин «М.» ввёл систематизатор произв. Аристотеля Андроник Родосский (1 в. до
н. э.), назвавший
так группу трактатов о «бытии самом по себе». Как само-стоят. метод М.
обнаруживается у Платона.
В ранне-греч. философии «мудрость» была синкретичным созерцанием истинной
картины космоса,
поэтому собственно филос. метод не отличался от научного, т. е. от теории. Не
предпринимая
формального расчленения «мудрости», Платон дал в ряде диалогов описание высшего
типа знания,
восходящего от эмпирич. реальности к бестелесным сущностям («идеям») по
иерархич. «лестнице»
понятий и нисходящего обратно к чувств. миру. Аристотель построил классификацию
наук, в к-рой
первое по значению и ценности место занимает наука о бытии как таковом и о
первых началах и
причинах всего сущего, названная им «первой философией», или «теологией»
(учением о боге). В

<< Пред. стр.

страница 142
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign