LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 141
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

связаны с определ.
последовательностью умств. актов, складывающихся в естеств. процесс. Поэтому
почти во всех
языках обозначение М. семантически связано с понятиями «ум» и «думание»
одновременно — как
природных способностей человека, не зависящих от его сознат. намерения (санскр.
дхьяна, рус.
думанье, греч. ??????? — размышляю, англ. musing — дремотное мечтание и т. п.).
Методики М. различаются наборами технич. приёмов и последовательностью ступеней
достижения
уравновешенности ума и нереактивности психики. Особое развитие М. получила в
индийской и
буддийской йоге, в антич. «филос. экстазе» платоников и неоплатоников (причём у
первых она
выступила как необходимая предпосылка теоретич. мышления, в частности
математического), в
православном «умном делании» («логос-медитация», или «Иисусова молитва»), в
«экзерцициях»
(духовных упражнениях) иезуитов, в учении о «пути» мусульман-суфиев, а также в
нек-рых школах
совр. психоанализа (Юнг), ставящих целью интеграцию личности.
МЕЙЕРСОН (Meyerson) Эмиль (12.2.1859, Люблин, Польша,— 4.12.1933, Париж),
философ-
идеалист. С 1882 жил во Франции. Считал, что теория познания изучает формы
разума в готовом,
овеществлённом знании и потому необходимо становится историко-критич.
исследованием науки. В
основе разума, до М., лежит
априорный принцип тождества: познание означает отождествление различного.
Категории и науч.
теории, по М., возникают в результате взаимодействия априорной отождествляющей
способности
разума с эмпирич. материалом, они не априорны и не апостериорны, а лишь
«правдоподобны». Видя
в причинности основу для объяснения в науке, М. понимал её как выражение
преобразования
предмета во времени. Познание зако-нов М. противопоставлял познанию причинных
связей. М.
критиковал субъективистские истолкования теории относительности и квантовой
механики. Однако
метафи-зич. противопоставление тождества и различия, разума и действительности
по существу
приводит философию М. к агностицизму.
• De Pexplication dans les sciences, t. 1—2, P., 1921; La deduction relativiste,
P., 1925; Du chemincment de la pensee, t. 1—3,
P., 1931; в рус. пер.— Тождественность и действительность,
• К е 1 1 у Т h. В., Explanation and reality in the philosophy of E. Meyerson,
L., 1937; Marcucci S., E. Meyerson, Torino, 1962.
МЕЙНОНГ (Meinong) Алексиус фон (17.7.1853, Львов,— 27.11.1920, Грац), австр.
философ-
идеалист и психолог. Философия М.— разновидность неореализма;. Исходя из идей
Юма и своего
учителя Брентано, М>; развил идеалистич. «теорию предметности», понимая под
«предметом» не
материальный объект, а данность объекта в переживании. Это положение М. было
раз* вито в теории
интенциональности Гуссерля. М. разработал также общую теорию ценностей. Идеи М.
ока» яали
влияние на развитие неопозитивизма, в частности на ранние работы Рассела.
• Uber die Stellung der Gegenstandstheo e im System der Wissenschaften, Lpz.,
1907; Zur Grundlegung der allgemeinen Wert-
theorie, Graz, 1923; Uber Annahmen, Lpz., 19283.
• Те gen E., A. v. Meinong. Lund, 1935; Meinong Gedenkschrift, Graz, 1952; L е
по с i M., La teoria della conosceoza in
Alexius Meinong, Mil., 1972 (библ.).
МЕЛАНХТОН (Melanchthon, грецизированное от нем. Schwarzerd) Филипп (16.2.1497,
Бреттен,
Баден,— 19.4.1560, Виттенберг), нем. гуманист, теолог и педагог, деятель
бюргерского направления
Реформации, друг и сподвижник М. Лютера, систематизатор люте-райской теологии.
Воспитывался
под непосредств влиянием идей И. Рейхлина и Эразма Роттердамского, получил
классич.
гуманистич. образование. С 1518 до конца жизни проф. греч. яз. в Виттенбергском
ун-те. Издание
Нового завета на греч. яз., осуществлённое Эразмом, побудило М. заняться
изучением Биб-лий. Один
из образованнейших людей своего времени, учёный-книжник, знаток современных ему
наук, древних
языков и античной философии, М. стремился использовать греко-латинскую
образованности для
замены пришедшей в упадок схоластической тео-логии новой протестантской
теологией. Он автор
первого систематич. изложения лютеранской теоло-гии («Общие принципы теологии»,
«Loci
communes rerum theologicarum», 1521), которая в трудах самого Лютера в то время
существовала
лишь в форме разрозненных полёмич. идей. В 20—30-х гг. М. продолжал вместе с
Лютером
разработку догматич. основ лютеранской церкви, помогал Лютеру в переводе Библии
на нем. яз.,
участвовал в многочисл. полемиках и политич. борьбе. М. пытался смягчить
фатализм люте-ровского
учения, соединив лютеранство с гуманистич. традицией. Согласно желанию Лютера,
М. после его
смерти (1546) возглавил лютеранское движение.. Был одним из инициаторов
Аугсбургского религ.
ми-ра (1555), утвердившего господство князей над религ. жизнью по принципу «чья
земля, того и
вера». М.— признанный «учитель Германии», создатель новой системы школьного и
университетского образования, введённой в районах, где победила Реформация. В
основу
университетского образования было положено изучение древних языков как
необходимое
МЕЛАНХТОН 357
средство изучения Священного писания в подлинниках. М. составил ставшие
классическими
учебники по логике, греч. и лат. грамматикам, этике, риторике и др.; участвовал
в преобразовании и
создании ряда нем. ун-тов.
* Werke in Auswahl, Bd 1—7, hrsg. v. R. Stupperich, Bd 1—7, Gutersloh, 1951—
71.
* St ern L., Ph. Melanchthon, Humanist, Reformator, Praecep-tor Germania,
Halle, 1963; Stupperich R., Melanchthon, B. 1960;
H a m m e r W., Die Melanchthonforschung im Wandel der Jahrhunderte, Bd l—2,
Gutersloh, 1967—68; Maurer W., Der Junge
Melanchthon zwischen Humanismus und Reformation, Bd 1—2, Gott., 1967—69.
МЕЛИСС (????????) С а м о с с к и й (5 в. до н. э.), др.-греч. философ,
последний представитель
элей-ской школы. Развивая идеи Парменида, настаивал на единстве сущего (DK ??.
?8), на его
неизменности (фр. 7) и вечности (фр. 1, 2), а также на том, что показания чувств
дают только
видимость истины (фр. 8). В отличие от Парменида, утверждал, что сущее
беспредельно (фр. 5).
Распространённое представление, будто М. отрицал телесность сущего, основывается
на ошибочном
понимании фр. 9, в к-ром в действительности оспаривается телесное существование
отд. вещей.
Познание богов М. считал невозможным, а потому предлагал не высказываться о них
(Диоген
Даэртий IX 24). М.
«полемизировал с учением Эмпедокла о четырёх началах,
с атомистами, Анаксименом или его последователями, с Анаксагором.
* Фрагменты: Testimonianze e frammenti, introd., trad. e comm., a cura di G.
Reale, Firenze, 1970; Маковель-
ский А. О., Досократики, ч. 2, Казань, 1915, с. 90—109. • Фляксбергер В. А.,
Мелисс, в кн.:???????. Проф.
Е. А. Боброву..., Варшава, 1913, с. 60—78; Solmsen F.,
The «Eleatic one» in Melissus, Amst., 1969.
МЕЛКАЯ БУРЖУАЗИЯ, класс мелких собственников города и деревни, живущих
исключительно
или гл. обр. собств. трудом. При капитализме занимает промежуточное положение
между двумя осн.
классами — пролетариатом и буржуазией. К сельской М. б. относится подавляющее
большинство с.-
х. производителей — мелких и средних крестьян и фермеров (см. Крестьянство).
Городскую М. б.
представляют ре-месленники, мелкие торговцы и пр. владельцы мелких гор.
предприятий. М. б.
неоднородна по своему иму-ществ. положению. Верхние её слои приближаются к
буржуазии,
нижние живут иногда в худших материальных условиях, чем мн. квалифицированные
рабочие
крупных предприятий. Но каким бы плохим ни было материальное положение мелкого
буржуа, он
отличается от рабочего тем, что имеет в частной собственности средства произ-ва.
Эта собственность
— основа произ-ва и гл. источник существования мелкого буржуа. Классовая
принадлежность
мелкого буржуа определяется тем, что он выступает на капиталистич. , рынке не
как продавец своей
рабочей силы, а как про-. давец произведённых им товаров и услуг.
М. б. возникла и развивалась вместе с возникнове-.нием и развитием товарного
произ-ва. Даже в
условиях рабовладельч. строя существовали свободные земледельцы и ремесленники,
производившие продукты не только для собств. потребления, но и для продажи; при
феодализме —
мелкие самостоят. производители, вывозившие часть произведённых ими с.-х.
продуктов на рынок, и
самостоят. ремесленники свободных городов. С развитием капитализма М. б.
продолжает оставаться
весьма значит. частью самодеят. населения, но её экономич. роль постоянно
уменьшается, т. к. рост
концентрации произ-ва сопровождается усилением конкуренции, в ходе к-рой сотни
тысяч мелких и
средних крестьян и фермеров разоряются. Однако несмотря на гигантскую
концентрацию произ-ва и
капитала, сдвиги в экономич. структуре капиталистич. общества мелкое произ-во
продолжает
существовать как в с. х-ве, так и в др. отраслях экономики: в пром-сти,
358 МЕЛИСС
стр-ве, на транспорте, в торговле, сфере услуг и т. д. Подавляющее большинство
мелких
предприятий в развитых капиталистич. странах сосредоточено в сфере розничной
торговли и услуг.
Мелкие предприятия находятся в финанс. и коммерч. зависимости от крупных фирм,
сохраняя лишь
призрачную самостоятельность.
Подвергаясь постоянной социально-классовой дифференциации, совр. М. б.
представляет собой
наиболее неустойчивую группу населения капиталистич. стран. Экономич. условия
жизни
накладывают отпечаток на психологию и идеологию М. б. К. Маркс писал: «Мелкий
буржуа...
составлен из "с одной стороны" и "с другой стороны". Таков он в своих
экономических интересах, а
потому и в своей политике, в своих религиозных, научных и художественных
воззрениях. Таков он в
своей морали, таков он in everything (во всём.— Ред.). Он — воплощенное
противоречие» (M a p к с
К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, с. 31).
Мелкий буржуа в одно и то же время собственник и труженик. Как труженик, он
сочувствует
рабочему классу и во многом солидарен с ним. Это порождает в М. б. демократизм,
стремление к
справедливости и равенству, враждебность к крупному капиталу, монополиям. Но как
собственник,
он завидует положению и богатству буржуа, стремится и мечтает выбиться в
привилегированное
меньшинство, что обусловливает консерватизм М. б., свойственный ей дух
мещанства, ин-
дивидуализма, страх перед коммунизмом, якобы посягающим на мелкую собственность.
Мелкий
буржуа наиболее привержен к устаревшим обычаям и традициям, склонен ко всякого
рода
националистич. тенденциям. Обычно М. б. старается уклониться от острых классовых
столкновений.
Это приводит к тому, что в период крупных общественно-политич. потрясений М. б.,
пытаясь
сохранить «"среднюю" линию» в политике, фактически колеблется невольно и
неизбежно между
буржуазией и пролетариатом (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 32, с. 344).
Политич. ограниченность М. б.— причина того, что она легко поддаётся демагогии
наиболее реакц.
кругов буржуазии. Так, стремясь привлечь на свою сторону массы мелких
собственников, фашизм
(особенно германский и итальянский) не скупился на обещания. С одной стороны, он
спекулировал
на наболевших нуждах и запросах М. б. и взывал якобы к чувству справедливости и
равенства. С
другой — играл на самых низменных предрассудках М. б., в частности на стремлении
к наживе и
склонности к национализму. Но история знает немало примеров, когда М. б.,
привлечённая
пролетариатом, выступала как его союзница. Мелкобурж. массы всегда вносили и
будут вносить в
ре-волюц. движение свои иллюзии, слабости и ошибки, что служит основой
реформизма,
анархистских и левацких уклонов. Но для дела революции, как указывал Ленин,
гораздо важнее тот
факт, что объективно они нападают на капитал.
В период ранних бурж.-демократич. революций, когда пролетариат ещё не
сформировался как
самостоят. политич. сила, М. б. выступала на стороне революц. буржуазии.
Крестьянство и гор. М. б.
были движущей силой Англ. революции 17 в., Великой франц. революции. В бурж.-
демократич.
революциях эпохи империализма всё более значит. слои М. б. стали выступать на
стороне рабочего
класса (в Революции 1905—07 и Февр. революции 1917 в России, Ноябрьской
революции 1918 в
Германии и т. д.). В Великой ???. социалис-тич. революции, социалистич.
революциях в странах
Европы и Азии пролетариат повёл за собой широкие слои трудящихся крестьян и гор.
М. б.
Обострение общего кризиса капитализма создаёт условия для образования в
капиталистич. странах
широких антиимпериалистич. коалиций, в к-рые входит и М. б. В развивающихся
странах мелкое
произ-во выступает важным фактором экономич. развития. Оно
даст осн. часть с.-х. и пром. продукции этих стран. Даже в средних по уровню
экономич. развития
странах имеются отрасли пром-сти (пищевая, швейная, кожевен-но-обувная,
деревообрабатывающая,
мебельная и др.). осн. часть продукции к-рых выпускают предприятия с числом
занятых до 3—4
человек. С этой формой произ-ва в развивающихся странах связано существование не
только
огромного числа мелких собственников и членов их семей. Здесь также заняты
миллионы наёмных
рабочих. Во всех этих странах мелкобурж. массы, гл. обр. крестьянские,
представляют собой
непосредств. революц. силу, выступая вместе с молодым рабочим классом в
антифеод.,
антиимпериалистич., нац.-де-мократич. революции.
М. б. продолжает существовать и в переходный период от капитализма к социализму.
Опыт
строительства социализма в СССР и др. странах показывает возможность и
необходимость широкого
вовлечения крест. х-в и мелких предприятий в процесс социалистич.
кооперирования. В. И. Ленин
считал одной из главных и труднейших задач социалистич. строительства
осуществление правильной
политики рабочего класса по отношению к М. б. Владельцам мелких предприятий нар.
власть
оказывает финанс. поддержку и помощь в снабжении сырьём и топливом. Вместе с тем
социалистич.
гос-во поощряет объединение отд. мелких производителей в кооперативы, а мелких
предприятий в
более крупные производств. артели и объединения, стремясь обеспечить наименее
«болезненный»
переход отсталых форм произ-ва к более передовым крупным формам.
• Маркс К., .Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
т. 8; е г о ж е, Гражданская война во
Франции, там же, т. 17; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» н как они воюют
против социал-демократов?, ПСС, т. 1;
е г о же, Экономии, содержание народничества и критика его в книге г. Струве,
там же, т. 1; е г о же, Марксизм и
ревизионизм, там же, т. 17; е г о ж е, Ценные признания Пити-рима Сорокина, там
же, т. 37; е г о ж е, Детская болезнь
«левизны» в коммунизме, там же, т. 41; Гор. средние слои совр. капиталистам.
общества, М., 1963, гл. 2; Н а д е л ь С.
Н., Социальная структура совр. капиталистам. деревни, М., 1970. С. Н. Наделъ.
МЕЛЬЕ (Meslier) Жан (15.6.1664, Мазерни,—между 28.6 и 6.7.1729, Этрепиньи),
франц. философ-
материалист, атеист, утопич. коммунист. Сельский священник (с 1689). Своё
единств. соч.
«Завещание» («Le Testament», полностью впервые опубл. в 3 тт. в 1864 в
Амстердаме; рус. сокр. пер.
1925. т. 1—3, 1937 и 1954] закончил незадолго до смерти. М. дал глубокую и
всестороннюю критику
феод.-абсолютистского строя Франции. Противоречия между народом и «сильными мира
сего»
считал непримиримыми. Отвергая мысль о «просвещённом государе», служащем
обществу, при-
зывал народ к революции. М. набросал контуры идеального коммунистич. общества, в
к-ром все
люди одной местности объединяются в единую семью-общину с общим владением всеми
благами;
все трудятся и любят друг друга как братья. Тиранич. порядки существуют,
согласно М., лишь
потому, что у народа нет ясного сознания тяжести своего положения, его причин и
своей силы; народ
обманут и подавлен предрассудками, гл. роль среди к-рых играет религия,
подвергнутая М.
разносторонней критике. М. с классич. ясностью выразил просветительский взгляд
на происхож-
дение религии как результат сознат. обмана.
Теоретич. источниками материализма М. явились антич. атомизм и физика Декарта.
Утверждая
вечность и несотворённость материи и материальное единство мира, М. критиковал
метафизику
Декарта, идеализм Мальбранша и религ.-идеалистич. философию.
Филос. взгляды М. оказали большое воздействие на формирование мировоззрения
франц.
материалистов 18 в.
• Деборин А. М..Ж.М., «ВФ», 1954, №1; ПоршневБ. Ф., М., М., 1964 (лит.); Etudes
sur le cure Meslier, P., 1966.
МЕЛЮХИН Серафим Тимофеевич (р. 6.6.1927, с. Ивановское Староюрьевского р-на
Тамбовской
обл.), сов.
философ, чл.-корр. АН СССР (1981). Чл. КПСС с 1947. Окончил филос. ф-т МГУ им.
М. В.
Ломоносова в 1949 и аспирантуру Ин-та философии АН СССР в 1952. С 1953 па
преподават. и науч.
работе. В 1960—66 зав. кафедрой философии и науч. коммунизма Ленингр. элек-
тротехнич. ин-та им.
В. И. Ульянова (Ленина), в 1966—74 зав. кафедрой философии естественных ф-тов,.в
1974—77 декан
филос. ф-та, с 1974 зав. кафедрой диалектического материализма МГУ. Осн. работы
в области
диалектич. материализма и филос. вопросов естествознания.
• Проблема конечного и бесконечного, М., 1958; О диалектике развития неорганич.
природы, М., 1960; Материя в ее
единстве, бесконечности и развитии, M., 1966; Материальное единство мира в свете
совр. науки, М., 1967.
МЕН ДЕ БИРАН (Main de Biran) Мари Франсуа Пьер Гонтье де Биран (Gonthier de
Biran) (29.11.
1766, Вержерак,— 20.7.1824, Париж), франц. философ-идеалист и политич. деятель,
приверженец
монархии. В термидорианский период был членом Совета пятисот, в период
Реставрации — член
палаты депутатов и Гос. совета. Первоначально примыкал к течению «идеологов» (А.
Дестют де
Траси и др.), развивавших сеноуа-листич. теорию познания в духе Локка и
Кондильяка. В
дальнейшем выступал с критикой сенсуализма («Очерк об основаниях психологии...»
— «Essai sur les
fondements de la psychologie...», 1812, полностью опубл. 1859), к-рый, по М. де
В., ложно
представляет психич. силы но образцу внеш. физич. причин. Чс-ловеч. «Я», его
внутр. мир не могут
быть поняты до аналогии с предметами внеш. мира. Хотя метафизич. природа души
непостижима, её
проявления раскрываются нам посредством самонаблюдения. Основой сознания
является волевое
усилие, через сопротивление к-рому постигается бытие внеш. вещей.
В 1820-х гг. М. де Б. развил идеи христ. метафизики. В «Новых опытах
антропологии» («Nouveaux
es-sais d'anthropologies, 1823—24), оставшихся незавершёнными, он различает три
ступени человеч.
жизни — животную, человеческую и божественную, выражением к-рых соответственно
являются
чувств. ощущения, воля и любовь. Волюнтаристич. идеи М. де Б. оказали значит.
воздействие на
последующее развитие идеалис-тич. философии во Франции (В. Кузен) и в России (Л.
М. Лопатин и
др.), а также на персонализм и экзистенциализм.
* Oeuvres, v. 1 — 14, P., 1920—49.
* Кудрявцев Н., Философия М. де Б. в начальной ста-дии ее развития, М., 1911;
История философии, т. 3, M., 1943, с.
394—99; CressonA., Maine de Biran. Sa vie, son oeuvre, P., 1950; L а с r o z e
R., Maine de Biran, P., 1970.
МЕНДЕЛЬСОН (Mendelssohn) Мозес (6.9.1729, Дес-cay, — 4.1.1786, Берлин), нем.
философ, глава
берлинских просветителей. Ближайший друг Лессинга, издавал совместно с ним ряд
журналов.
Принадлежал к группе т. н. популярных философов, сыграл видную роль в развитии и
распространении идей гуманности, веротерпимости, свободы совести (как

<< Пред. стр.

страница 141
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign