LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 133
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

«традиционные» средства — войны, голод, эпидемии, а на разрушение окружающей
среды, на
«механизм обратной связи», с помощью к-рого природа будто бы сводит счёты с
человечеством за
чрезмерное его размножение.
Классики марксизма-ленинизма раскрыли полную несостоятельность М., показав, что
развитие
народонаселения осуществляется под решающим воздействием не природы, а
социальной
организации общества, способа произ-ва прежде всего (см. Народонаселение).
* М а р к с К., Критика политич. экономии, Маркс К. и н г е л ь с Ф., Соч., т.
46, ч. 2; 9 н г е л ь с Ф., Положение
рабочего класса в Англии, там же, т. 2; С м у л е в и ч Б. Я., Критика бурж.
теорий и политики народонаселения, М.,
1959; Попов А. Я., Совр. М., М., I960; В а л е н т е й Д. И., Теория и политика
народонаселения, М., 1967; Рубин Я. И.,
Теория народонаселения (мальтузианское и буржуазно-анти-мальтузианское
направления), М., 1972.
MАHAC (санскр. — ум), одно из осн. понятий др.-инд. философии; ум в самом
широком смысле,
охватывающий все ментальные проявления; интеллект, способность к пониманию, т.
е. к
осмысливанию впечатлений, воспринятых через органы чувств. и к ответу на эти
впечатления;
восприятие, чувство, сознание, воля; внутр. орган восприятия и познания;
инструмент (способность),
с помощью к-рого возникают мысли, а объекты восприятия воздействуют на душу (М.
в отличие от
атмана и пуруши принадлежит телу и, как правило, подвержен уничтожению, гибели).
М. часто
помещают в сердце (уже в «Ригведе») — средоточие ментальной деятельности.
Согласно учению ньяи, М. — тонкая, неделимая, вечная субстанция, не имеющая
частей, служащая
душе инструментом восприятия психич. явлений. Он бесконечно мал, подобен атому.
М. — это
внутр. восприятие, противопоставленное внешнему (бахья); оно возникает при
контакте М. с психич.
состояниями. Вместе с пятью внеш. чувствами М. образует шесть органов познания,
но в отличие от
них он лишён материальности. Ум, как и тело, отличны от «Я». Для вайшешики М. —
последний
(девятый) вид субстанций, неощутимое начало, существование к-рого выводится на
основании
особых рассуждений. В санкхье М. понимается как центр. орган, руководящий
деятельностью
органов познания и органов действия; М. состоит из частей и может находиться в
одноврем. контакте
с неск. чувствами; он придаёт определённость чувств. восприятиям. М. — сложный
продукт
пракрити, подвержен возникновению и уничтожению. В йоге М. вместе с эмпирич, «Я»
и
интеллектом составляет тонкое тело, с к-рым связана душа. Для последователей
джайнизма М. ма-
териален, поскольку он является соединением атомов. В буддизме М., напротив,
нематериален;
вместе с материальным телом и бесформенным сознанием (видж-няна) он образует то
целое, к-рое
условно называется Человеком. При этом мадхьямика считает М. нереаль-
ным, тогда как йогачара исходит из реальности М.: он состоит из потока идей и
выступает как
единств. реальность, объекты же внеш. мира суть лишь идеи, образы, рождённые М.
Саутрантика и
вайбхашика· признают реальность М. наряду с реальностью внеш. объектов.
МАНДЕВЙЛЬ (Mandeville) Бернард де (1670, Дорд-рехт, — 21.1.1733, Лондон), англ.
философ-
материалист, деист; врач. По происхождению француз. Филос. взгляды М. сложились
под влиянием
учений Гоббса и Локка.
Гл. произв. М. — «Басня о пчелах» (рус. пер. 1974), первоначально вышедшая
анонимно в 1705 в
Лондоне в виде стихотворного памфлета под заглавием «Ропщущий улей, или Плуты
становятся
добродетельными» («The grumbling hive; or, Knaves turn'd honest»). В 1714
«Басня» была переиздана
(«The fable of the bees; or, Private vices public benefits»). В 1723 она вышла с
новыми комментариями и
дополнением: «Исследования о происхождении нравств. Добродетели» («An enquiry
into the origin of
moral virtue»), в т. ч.: «Изыскание о природе общества» («A search into the
nature of society»). Соч. М.
получило широкое распространение в 18 в., вокруг него разгорелась острая борьба
(против «Басни»
М. выступили Дж. Беркли и Ф. Хатчесон; Вольтер посвятил ей сатирич. басню
«Марселец и лев»). В
«Басйе» М. выступает с острой социальной сатирой на совр. ему общество, в к-ром
пороки являются
движущей силой развития. М. вскрывает роль господствующей морали как орудия
господства над
трудящи-мися, устанавливает зависимость нравственности от обществ. строя.
К. Маркс в «Капитале», высоко оценивая взгляды М., писал, что он был
«...бесконечно смелее и
честнее проникнутых филистерским духом апологетов буржуазного общества» (Маркс
К. и Энгельс
Ф., Соч., т. 26, ч. 1, с. 395).
• Free thoughts on religion, the church, and national happiness, L., 1723; An
inquiry into the origin of honour, and the usefulness
of Christianity in war, L., 1732; A letter to Dion, L., 1732.
• История философии, т. 2, M., 1941, с. 252—54; Stamm1er R., Mandeville's
Bienenfabel, B., 1918.
«МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ»,
первый программный документ науч. коммунизма, в к-ром изложены осн. идеи
марксизма; написан
К. Марксом и Ф. Энгельсом в дек. 1847 — янв. 1848 по поручению 2-го конгресса
Союза
коммунистов в качестве программы этой первой междунар. коммунистич. орг-ции
революц.
пролетариата; вышел в свет в Лондоне ок. 24 февр. 1848. «В этом произведении с
гениальной
ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный
материализм,
охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее
и глубокое
учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной
роли
пролетариата, творца нового, коммунистического общества» (Л е н и н В. И., ПСС,
т. 26, с. 48).
Процесс выработки марксистской программы Союза коммунистов прошёл три осн. фазы:
в нач. июня
1847 (в связи с 1-м конгрессом Союза коммунистов) Энгельс составляет
первоначальный «Проект
Коммунистического символа веры»; в конце октября он перерабатывает его в
«Принципы
коммунизма»; в декабре 1847 — январе 1848 на этой основе Маркс и Энгельс создают
«М. К. п.».
Осн. принципы марксизма, разработанные в процессе его формирования, определили
как теоретич.
содержание, так и логич. структуру «М. К. п.». Авторы диалектически сочетают
изложение теоретич.
основ науч. коммунизма в 1-й и 2-й гл. с критикой различных на-правлений
непролет. социализма в
3-й гл. и определением основ тактики пролетариата в 4-й главе.
МАНИФЕСТ 337
В 1-й гл. — «Буржуа и пролетарии» — даётся обоснование неизбежности коммунистич.
революции.
Оно закономерно вытекает из материалистич. понимания истории. Изложение
начинается с одного из
важнейших обобщении: «История всех до сих нор существовавших
обществ. — («... Вся прежняя историч. за исключением первобытного состояния...»,

конкретизирует Энгельс в 1882), — была историей борьбы классов» (Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., т.
4, с. 424, т. 19, о. 208, ср. т. 3, с. 433 и т. 20, с. 25—26,067). С этой т. зр.
рассматривается затем и
современное, бурж. общество, к-рое всё более раскалывается на два
противоположных,
антагонистич. класса — буржуазию и пролетариат. Далее следует анализ развития и
борьбы этих
двух осн. классов бурж. общества, к-рый по существу сводится к анализу двух осн.
материальных
Предпосылок коммунистич. революции. Прослеживается развитие новых производит.
сил, к-рое
происходило при господстве и под руководством буржуазии, а теперь переросло
бурж. отношения и
требует их устранения, рассматривается процесс становления и развития совр.
пролетариата — той
объективной силы, rt-рая вынуждена будет упразднить бурж. производств.
отношения, ставшие
оковами для дальнейшего развития совр. производит. сия. «Но буржуазия не только
выко-вала
оружие (т. е. совр. производит. силы. — Ред.), несущее ей смерть; она породила и
людей, которые на-
правят против нее это оружие, — современных рабочих; пролетаpиев» (там же, т. 4,
с. 430).
2-я гл. — «Пролетарии и коммунисты». Эта тема непосредственно рассматривается в
начале главы. В
целом же предметом её является предстоящий процесс коммунистич. преобразования
общества. Осн.
часть глава написана в полемич. форме и посвящена опровержению обвинений
коммунистов в том,
что они якобы хотят уничтожить собственность, семью, национальность, отечество,
религию и
мораль. В связи с вопросом о собственности затрагиваются три других: о личности,
о стимулах к
труду и об образовании, в связи с вопросом о семье — проблема воспитания.
Проблема религии и
морали расширяется до проблемы обществ. сознания вообще. О соотношении обществ.
бытия и
обществ. сознания- авторы «M. K. п.» пишут: вместе с обществ. бытием людей
изменяется также и их
сознание, «... духовное производство преобразуется вместе с материальным...
Господствующими
идеями любого времени были всегда лишь идеи господствующего класса» (там же, с.
445).
Опровергая обвинения противников коммунизма, авторы «М. К. п.» характеризуют
соответствующие
стороны будущего, коммунистич. общества. Затем они рассматривают три вопроса:
пролет. револю-
ция, переходные мероприятия, общая характеристика
коммунистич. общества. Чётко сформулированы две общие задачи диктатуры
пролетариата (хотя сам термин ещё не употребляется): последовательно отобрать у
буржуазии все
средства произ-ва и сосредоточить их в руках пролет. гос-ва, т. е. превратить
частную собственность
на средства произ-ва в общественную (в данный период — гос. соб-
ственность) и 2) возможно более быстро увеличить сумму производит. сиЛ( т. е.
максимально
быстро развить произ-во. Суммарная характеристика коммунистич. общества в конце
2-й гл. весьма
кратка. Она сводится к. трём моментам: исчезнут классовые различия, публичная
власть утратит свой
политич. характер, будет обеспечено свободное развитие каждого. Однако по
существу в «М. К. н.»
охарактеризованы все осн. стороны будущего общества: его производит. силы (1-я
гл.),
общественные отношения и сознание (полемическая часть 2-й гл.), бесклассовая
структура,
отмирание политической надстройки, положение человека (конец 2-й гл.).
338 МАНИФЕСТ
Теоретич. часть «М. К. п.» завершается классич. определением сущности будущего,
коммунистич.
общества: «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми
противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого
является
условием свободного развития всех» (там же, с. 447). В этой итоговой формуле
запечатлена конечная
цель коммунистич. преобразования общества как высший гуманистич. принцип
коммунизма.
В 3-й гл.— «Социалистич. и коммунистич. литература» — даётся критич. анализ и
разрабатывается
типология донауч. форм социализма и коммунизма. Исходя из их классовой сущности,
авторы «М. К.
п.» выделяют: 1) реакц. социализм (феод, и примыкавший к нему христ. социализм;
мелкобурж.
социализм; также мел-кобурж. по своей сущности нем., или «истинный», социализм);
2)
консервативный, или бурж., социализм; 3) критическп-утопич. социализм и
коммунизм. Реакц.
социализм они характеризуют как критику развивающегося бурж. общества с позиций
классов,
страдающих от его развития, а бурж. социализм— как желание определ. части
буржуазии
посредством незначит. реформ упрочить бурж. общество. Нем. «истинный» социализм
характеризуется как попытка соединить нем. (гегелевскую и фепербаховскую)
философию с франц.
утолич. социализмом и коммунизмом.
Особый интерес представляет раздел о критическп-утопич. социализме и коммунизме,
главными
представителями к-рого были Сен-Симон, Фурье, Оуэн и их последователи (от этого
направления
авторы «М. К. п.» отличают революц. утопич. коммунизм, выражавший требования
пролетариата, к-
рый они специально в «М. К. п.» не рассматривают). Здесь выявляется
принципиальное различие
между всякого рода утопизмом и науч. коммунизмом и характеризуются историч.
корни утопизма
(вскрытые Марксом ещё в «Нищете философии»). Утопич. системы возникают в тот
период, когда
пролетариат и классовая борьба между пролетариатом и буржуазией ещё не получили
достаточного
развития. Утописты «не могут еще найти материальных условий освобождения
пролетариата» и
поэтому пытаются их выдумать, изобрести. Место историч. условий освобождения,
классовой
борьбы пролетариата должна занять «организация общества но придуманному ими
рецепту». Они
отвергают поэтому всякое революц. действие. Их представления о будущем — это
«фантастическое
описание будущего общества» (там же, с. 455—56). Позитивной стороной этого
направления
являлась острая критика бурж. общества. Но Маркс и Энгельс устанавливают важную
закономерность изменения объективной роли утопич. воззрений с развитием
классовой борьбы
пролетариата: «Значение критически-утопического социализма и коммунизма стоит в
обратном
отношении к историческому развитию» (там же, с. 456). По мере развития классовой
борьбы
стремление возвыситься над ней н преодолеть социальные противоречия фанта-стич.
путём лишается
всякого практич. смысла и теоре-тич. оправдания. Из прогрессивного это
направление превращается
в реакционное.
В противоположность утопизму специфич. отличиями науч. коммунизма Маркс и
Энгельс считают:
сол-нат. выражение интересов пролетариата, связанное с пониманием его всемирно-
историч. роли;
материалистич. понимание истории; понимание объективной необходимости
коммунистич.
преобразования общества как результата классовой борьбы пролетариата; понимание
коммунистич.
общества как закономерного результата историч. развития.
В заключительной, 4-й гл.— «Отношение коммунистов к различным оппозиционным
партиям» —
авторы «М. К. п.» намечают общие принципы тактики революц. пролет. партии. В
основе такой
тактики лежит диалек-тич. сочетание общих принципов с учётом конкретно-историч.
условий,
понимание закономерного характера революц. процесса, проходящего через несколько
ста-
дий вплоть до победы пролет. революции. Поэтому коммунисты повсюду поддерживают
всякое
революц. движение, направленное против существующего строя, и добиваются
объединения всех
демократии, сил. Играя активную роль в таком движении, они в то же время
сохраняют свою
классовую самостоятельность, отстаивают его будущность, выдвигают на первое
место вопрос о
собственности, ясно осознают конечные цели ре-волюц. движения и борются за их
осуществление.
Маркс и Энгельс заканчивают «М. К. п.» гениальным науч. предвидением: «Пусть
господствующие
классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней
терять кроме
своих цепей. Приобретут же они весь мир. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
(там же, с. 459).
«М. К. п.» явился закономерным итогом предшествующего развития марксистской
теории. Выходом
в свет «М. К. п.» завершился период формирования марксизма. К этому времени он
сложился как
целостное мировоззрение, как принципиально новая концепция познания и
преобразования мира и
выступил как программа партии революц. пролетариата.
Распространение «М. К. п.» стало показателем распространения марксизма, идей
науч. коммунизма.
40 лет спустя, в предисловии к англ. изд. 1888 Энгельс мог констатировать: «...
история „Манифеста"
в значительной степени отражает историю современного рабочего движения; в
настоящее время он
несомненно является самым распространенным, наиболее международным произведением
всей
социалистической литературы, общей программой, признанной миллионами рабочих от
Сибири до
Калифорнии» (там же, т. 21, с. 366). В год смерти Энгельса В. И. Ленин писал:
«Эта небольшая
книжечка стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь
организованный и борю-
щийся пролетариат цивилизованного мира» (ПСС, т. 2, с. 10).
Первое рус. изд. в пер. М. А. Бакунина (с существ. искажениями) вышло в Женеве в
1869. Новое рус. изд. в пер. Г. В.
Плеханова и со спец. предисловием Маркса я Энгельса вышло в Женеве в 1882. •
Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 4, с.
419—59, т. 18, с. 89—90, т. 19, с. 304 — 05, т. 21, с. 1—2, 362—69, т. 22, с.
56—63, 289—90; Л е н и н В. И., Гос-во и
революция, ПСС, т. 33, гл. 2 (см. также Справочный том, ч. 2, с. 339); Карл
Маркс. Биография, M., 19732, гл. 4;
Коммунистич. манифест и современность, М., 1974; Междунар. рабочее движение.
Вопросы истории и теории, т. 1, М.,
1976, гл. 6; Марксистская философия в 19 веке, кн. 1, М., 1979, гл. 6; О й з е p
м а н Т. Информирование философии
марксизма, М., 1974!, ч. 2, гл. 2; Б а г а т у p и я Г. А., Контуры грядущего,
М., 1972, гл. 3. Г. А. Багатурия.
МАНИХЕЙСТВО, религ.-филос. учение, возникшее в 3 в. на Бл. Востоке и
распространившееся в
3—11 вв. от Сев. Африки до Китая. В поздней Рим. империи и Византии подвергалось
ожесточённым
гонениям со стороны гос-ва и ортодоксального христианства. В Ср. и Центр. Азии
нашло более
благоприятную почву и в 8—9 вв. стало гос. религией уйгуров.
Основатель М. — перс Мани (216 — между 274 и 277), родом из Вавилонии, считал
своими
предтечами Зороастра, Будду и Христа. Учение М. характеризуется дуализмом и
развёртывается в
системе «трёх времён». «Первое время» — существование двух изначальных, вечных и
противостоящих принципов: добра и зла, света и тьмы (или материи), отграниченных
друг от друга.
Пространственно добро занимает север, восток и запад, зло — юг. Каждая из этих
первосубстан-ций
обладает пятью эманациями, или ипостасями («жилища», «зоны»). «Второе время» —
смешение двух
принципов: зло (материя) вторгается в царство света. Благой отец, владыка света,
порождает матерь
жизни, а та, в свою очередь, — первочеловека, к-рый вступает в борьбу с сынами
(«архонтами»)
мрака, терпит поражение и попадает в плен. Для его спасения благой отец
порождает духа живого, к-
рый, победив архонтов, создаёт космос для очищения света, поглощённого ими. Весь
чувств. мир
есть как бы градация сме-
шанных в различных пропорциях двух субстанций. Солнце и луна — катализаторы
божеств. света:
во время своих увеличений луна принимает души умерших, а во время убываний —
отправляет их к
солнцу, к-рое пересылает их дальше к богу. По окончании процесса очищения света
от смешения с
материей наступит «третье время» — время окончат. торжества добра над злом;
остатки материи,
лишённые божеств. света, погибнут во вселенском пожаре.
Человек в М. есть творение тьмы (материи), к-рая заключила душу — искру света —
в оковы плоти.
Но создан он по образу первочеловека, увиденного материей на солнце и потому
содержит в себе
большую часть божественного, по сравнению с др. тварями и растениями. Для
спасения человеч.
души благой отец посылает сына своего Иисуса, к-рый обладал лишь видимостью
человека и к-рый
дарует спасение посредством «знания» («гносиса»), объемлющего всю совокупность
учения М.
В ср. века М. оказало значит. влияние на формирование дуалистических ересей
павликиан,
богомидов и катаров.
• И с т о ч н и к и: Texte zum Manlchaismus, hjsg. v. A. Adain, В., 1969.
• К а ц А. Л.,М. в Рим. империи по данным Acta Archelai, «ВДИ», 1955, ?6 3; P u
е ,с и Н.-С h., Le manicheisme, P., 1949;
Widengren G., Mani und der Manichaismus, Stut.tg., 1961; K l i m a O., Manis
Zeit und Leben, Prague, 1962; O r t L. J. R.,
Marii. A religio-historical description of his personality, Leiden,
МАНН (Mann) Томас (6.6.1875, Любек,— 12;8.1955, Цюрих), нем. писатель и
мыслитель.
Путь М. как мыслителя, начавшийся в 1890-х гг. под сильным влиянием Шопенгауэра;
Ницше, Р.
Ваг-нера и общей культурной ситуации нем. «конца века», весь стоит под знаком

<< Пред. стр.

страница 133
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign