LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 131
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

христианина,
нравст-венно-религ. возвышению труда. Он готовился к надвигающейся религ. войне
с католиками и
вёл борьбу
с «ересями» (учениями цвинглианцев, анабаптистов и др. протестантских сект,
возникших в ходе
Реформации).
• Werke. Kritische Gesamtausgabe, Bd 1—60, Weimar, 1883— 1980; в рус. пер.— К
христ. дворянству нем. нации об
улучшении христианского состояния, Харьков, 1912; Взгляд Л . на светскую власть,
в кн.: Источники по истории
Реформации, в.1, М., 1906, с. 1—56.
• DenifleH., Luther und Luthertum in der Ersten Entwicklung, Bd 1—2, Mainz,
1904—09; E r i k s o n E., Young man Luther,
N. Y., 1958; A l t h a u s P., Die Theologie Martin Luthers, Giitersloh, 1962; D
i с k e n s A. G., The German nation and Martin
Luther, Glasgow, 1976; B e n z i n g J., Lutherbibliographie, Lfg. 1—2, Baden-
Baden, 1965—66. T. H. Панченко.

M
МАБЛИ (Маblу) Габриель Б о н н о де (14.3.1709, Гренобль, — 23.4.1785, Париж),
франц. политич.
мыслитель, утопич. коммунист, историк. Брат Э. Кондиль-яка. В основе взглядов М.
на общество
лежали теории обществ. договора и естеств. права. Первоначально, согласно М.,
обществ. жизнь
была основана на коллективном владении землёй. Этот строй был разрушен в
результате появления
частной собственности, ставшей осн. источником всех несчастий человечества. М.
считал, что хотя
«система общности» имуществ отвечает принципам разума, восстановить её
невозможно.
Единственный практически возможный путь, по мнению М., — уменьшение имуществ.
неравенства,
достижимое посредством ограничения потребностей и пресечения роскоши. Скромная
жизнь при
общности имуществ создаёт добродетельных и счастливых людей. Коммунизм М. —
аскетич.
коммунизм. М. признавал народ носителем верх. власти и право его изменять
существующее
правление, оправдывал революции и гражд. войны, когда они направлены против
насилия и
деспотизма. Идеи М. способствовали идеологич. подготовке Великой франц.
революции.
• Collection complete des oeuvres, t. 1—15, P., 1794—95; в рус. пер.— Избр.
произв., М.— Л., 1950; Начальные основания
нравоучения, ч. 1—3, М., 1803; О изучении истории, ч. 1—3, [СПБ], 1812.
* Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 4, с. 315; С a ф ? ?-н о в С. С., Политич. и
социальные идеи М., в сб.: Из истории
социально-политич. идей, М., 1955; Волгин В. П., Франц. утопич. коммунизм, М.,
1960; Lecercle J. L., Utopie et ??-alisme
politique chez Маblу, в сб.: Studies on Voltaire and the XVIII century, v. 26,
Geneva, 1963.
МАГИЯ (лат. magia, от греч. ??????), колдовство, чародейство, волшебство,
обряды, призванные
сверхъ-естеств. путём воздействовать на мир (явления природы, людей, духов).
Разновидности
магич. действий связаны с разными сторонами жизнедеятельности коллектива,
«дополняют»
практич. деятельность: хоз. М. (обряды вызывания дождя, обеспечения удачи на
охоте), лечебная М.
(«белая» М.), вредоносная М. (насыла-ние «порчи», «чёрная М.») и др.
(продуктивная, предо-
хранительная и деструктивная, по классификации Б. К. Малиновского). По Дж.
Фрейзеру, магич.
обряды основаны на ложном причинно-следственном увязывании сходных или следующих
одно за
другим (смежных) явлений; отсюда два типа М. — гомеопатическая (подражательная,
по сходству;
уничтожение изображения — гибель врага, и т. п.) и контагиозная (заразительная,
по смежности;
использование волос и одежды врага для порчи и т. п.). Вера в возможность не-
посредств. магич.
воздействия на природу исходила, по Леви-Брюлю, из чувства партиципации
(сопричас-тия) с ней
человека, присущего первобытному сознанию
332 МАБЛИ
(ср. традиционный для магич. заговоров мотив сопоставления частей тела человека
и природных
объектов). Элементы М. присущи обрядам всех религий.
Связанные с М. представления о мире, в частности о взаимодействии всех вещей,
легли в основу
древнейших натурфилос. учений и разнообразных «тайных наук», получивших
распространение в
позднеантич. и ср.-век. эпоху (напр., алхимия и др.). Зачатки опытного
естествознания в это время
развивались ещё в значит. мере в тесной связи с М., что находит отражение во мн.
работах учёных
Возрождения (Дж. Делла Порта, Дж. Кардано, Парацелъс и др.). В дальнейшем
развитии науки
происходит преодоление элементов М. (см. также Оккультизм).
МАДХВА (1199—1278), др.-инд. мыслитель, представитель дуалистич. веданты (т. н.
двайта-
веданта) и вишнуитского теизма. Автор комм. к «Брахмасутро» (продолженных в
трактате
«Анувьякхьяна»), к упа-нишадам, «Бхагаватгите», к ряду гимнов «Ригведы» и др.
Остриё учения М.
направлено против монистич. линии веданты Шанкары (см. Адвайта-веданта).
Различая
независимую (сватантра) и зависимую (пара-тантра) реальность, М. считает, что
сватантра является
брахманом, творцом Вселенной. Душа и мир подчинены брахману и зависят от него,
основаны на
нём и тем не менее они не могут быть сведены к божеств. брахману (т. е.
рассматриваться как его
эманация) или объясняться как иллюзия, майя. М. настаивает на существовании пяти
осн. различий:
бога и индивидуальной души, бога и материи, души и материи, одной души и другой,
разных частей
материи. Создатель оригинальной логики. Идеи М. вызвали сильную реакцию со
стороны
последователей адвайта-веданты.
• Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с. 665—77;
Dasgupta S., A history of Indian philosophy, v.
4, Delhi, 1975.
МАДХЬЯМИКА (санскр., от мадхья — средняя, срединная), шуньявада (санскр., от
шунья — пус-
тая, пустота), основная школа махаяны, наиболее значит.
филос. школа буддизма вообще. Основы доктрины М. встречаются в «Праджнапарамита-
сутрах»
(«Сутрах о высшей мудрости»), систематизирование учения было осуществлено во 2
в. н. э.
Нагарджуной и закреплено его учеником Арьядевой (3 в.). В дальнейшем М.
разделилась на М.-
прасангика (5—8 вв.), основанную Буддхапалитой и Дантапури и развитой особенно
Чанд-ракирти (7
в.) и Шантидевой (8 в.) в Наланде (центре ср.-век. буддийской образованности и
культуры), и М.-
сватантрика, основанную Бхававивекой (6 в.), к-рая в свою очередь разделилась на
две школы (пер-
вая соединилась с вайбхашикой, вторая — с йогачарой). Гл. источники — «М.-
карика» Нагарджуны и
комм. к ней «Прасаннапада» Чандракирти — пролегомены не только к М., но и ко
всей махаяне.
В основе М. лежит отрицание реальности бытия дхарм и, т. о., наиболее
радикальное в буддизме
отрицание реальности внеш. мира и одновременно, в отличие от др. школы махаяны,
йогачары, —
реальности внутр. мира. М. утверждает, что признание существования всего — одна
крайность,
непризнание — другая, истина — в середине, что и есть шунья, т. е. пустота. М.
определяет эту
позицию как утверждение срединной т. зр. истинного буддизма (мадхья). Поскольку
нирвана в
системе М. предстаёт как истинное понимание мира, состояние шуньи, то для М.
характерно под-
чёркивание тождественности абсолюта и мира (нирваны и сансары).
Особенностью школ махаяны, в частности М., является развитие собственно
гносеологич.
проблематики. Отрицая концептуальное, понятийное мышление, М. противопоставляет
ему
интуитивное прозрение (прадж-ня), определяющее состояние шуньи, в к-ром нет
дуализма субъекта
и объекта и, в отличие от йогачары, принципа субъективности вообще. Для
доказательства
непригодности понятийного мышления М. выработала своеобразный «диалектич.»
метод,
приводящий категории разума к противоречиям и утверждающий неразличимость
мышления и
бытия.
М. оказала влияние на веданту (философию Шанка-ры) — в формулировании учения о
майе,
иллюзии эмпирич. бытия.
• Радхакришпая С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; Schmidt K.,
Leer ist die Welt, Konstanz, 1953; M u r t i T.
R. V., The central philosophy of Buddhism. A study of the Madhyamika system, L.,
I9602; см. также лит. к ст. Маха-яна.
МАЙЕВТИКА, или мэевтика (греч. ?????????), букв. — повивальное иск-во, с к-рым
герой платонов-
ских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод философствования (Платон,
Теэтет 150 а — 151
d, Пир 206 b — 208 е). Исходя из убеждения, что, за неимением собств. мудрости,
он не может учить
чему-либо, Сократ видел свою задачу в том, чтобы, беседуя и ставя всё новые и
новые вопросы,
побуждать других самим находить истину. Обычно подобные беседы протекали в
поисках ответа на
вопрос: «что такое х?» (где под «х» понималось добро, справедливость или к.-л.
иное, в большинстве
случаев нравственное общее понятие), причём в ходе обсуждения один за другим
отвергались
ответы, признававшиеся неверными. Далеко не всегда собеседники приходили к
удовлетворявшему
их результату. Сократ полагал, что помогая рождению истины в др. людях, он
продолжает в нравств.
области дело своей матери, повитухи Фенареты. МАЙМОНИД (Maimonides, наст. имя —
Моше бен
М а й м о н) (30.3.1135, Кордова, — 13.12.1204, Фус-тат, близ Каира), евр. ср.-
век. философ. В 1148
покинул Испанию из-за преследования евреев династией Аль-мохадов, жил в Марокко,
Палестине и
с 1165 в Египте. В 1187 стал лейб-медиком каирского султана Салах-ад-дина. В
1190 в Египте на
араб. яз. был опубликован гл. филос. труд М. «Путеводитель колеблющихся», к-рый
позднее был
переведён на евр. и лат. языки (рус. пер. в кн.: Григорян С. Н., Из истории
философии Ср. Азии и
Ирана 7—12 вв., I960).
В основе филос. системы М. лежит традиция аристо-телизма в интерпретации араб,
мыслителей
(Фараби, Ибн Сины). Осуществляя синтез откровения и умозрения, Библии и
Аристотеля, М. в своём
рационализме и «очищении» веры от элемента чуда перешёл пределы ортодоксии, чем
навлёк на
себя вражду ревнителей религ. традиции иудаизма, обвинявших его в «продаже
Священного писания
грекам» и апеллировавших в борьбе с его учением к помощи католич. инквизиции.
Согласно М., если
к.-л. место Библии безусловно противоречит твёрдым доказательствам от разума,
оно должно быть
понято иносказательно; в то же время тезис о несотворённости и вечности мира
отвергался М. с по-
зиций библейского креационизма. Взгляды М. оказали влияние на развитие
схоластики 13—15 вв.
(прежде
всего на ср.-век. аристотелизм в лице Альберта Великого и Фомы Аквинского).
• История философии, т.1, [М.], 1940, с. 454—57; Moses ben Mai-mon, sein Leben,
seine Werke und sein Einfluss, Bd l—2,
Lpz., 1908—14; B a m b e r g e r F., Das System des Maimonides, B., 1935;
Sarachek J., Faith and reason. The conflict over the
rationalism of Maimonides, Williamsport, 1935; Baeck L., Maimonides...,
Dusseldorf, 1954; S i l v e r D. J., Maimonidean
criticism and Maimonidean controversy. 1180—1240 Leiden, 1965· Z а с S.,
Mai'monide, P., 1965.
МАЙЯ (санскр.), в др.-инд. мысли магич. сила сотворения, иллюзия, видимость.
Слово и понятие М.
имеют длит. историю развития. В «Ригведе» М. обычно означает обман, хитрость,
колдовство, чары,
враждебную магич. силу (если речь идёт о демонах), божеств. магич. силу (если
речь идёт о богах);
иногда передаёт идею изменения, превращения, чуда, связанного с подобными
трансформациями
(вероятно, значение «изменение» было исходным). Концепция М. была развита в
веданте — прежде
всего в монистич. адвайта-веданте. Для Шанкары М. как магич. сила сотворения
феноменального
мира неотделима и неотличима от бога (подобно тому, как сжигающая сила огня
неотделима от
самого огня). С помощью М. бог вызывает к жизни (правда, мнимой, иллюзорной,
воспринимаемой
лишь эмпирич., «средним» сознанием) весь мир объектов, к-рому человек, не
обладающий
подлинным знанием, склонен придавать статус реальности. Человек, не преодолевший
незнания —
авидъи, поддаётся божеств. иллюзии М., благодаря чему подлинная и единая
реальность оказывается
скрытой или же искажённой через неверное соотнесение с чем-то похожим. Бог,
порождающий с
помощью М. тварный мир, сам не определяется M.; M. вообще не является его внутр.
свойством, это
лишь некий способ действия, творч. энергия ишвары (или сагуны-брахмана), с
помощью к-рой
создаётся видимость; бог как чистое бытие (ниргуна-брахман) лишён М. Подобно
неразрывному
единству брахмана и атмана, М. связана с авидьей как объективный аспект незнания
с
субъективным; М. вечна, как вечен ишвара, тогда как авидья может преодолеваться
через познание.
Критика учения Шанкары о М. была дана Рамануд-жей, отрицавшим иллюзорность мира.
Оригинальное учение о М. было развито в «Бхагаватгите» [М. как сила, создающая
изменчивую
природу ишвары, к-рый вместе с тем обладает и неизменностью брахмана; М. как
шакти (энергия)
ишвары и как способность к самостановлению; взаимозависимость М. и ишвары;
пракрита и пуруша
как низшая и высшая М. бога и т. п.]. В истории инд. мысли понятие М, входило в
состав различных
комплексов: М.-пракрити в упа-нишадах, М.-атман у Гаудапады, М.-шунья (пустота)
у Нагарджуны
и т. п. Понятие М.-иллюзии имело отклик и в европ. культуре и философии.
• Чаттерджи С.,Датта Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954;
Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с
англ., т. 1—2, М., 1956—57; Елизаренкова Т. Я., О значении ведийского mayа, в
сб.: Краткие сообщения Ин-та народов
Азии, [в.] 57, М., 1961, с. 31—34; Shastrf P. D., The doctrine of Maya in
Vedanta, L., 1911; K e i t h А. В., The religion and
philosophy of the Veda and TJpanishads, [v.] 2, Camb. (Mass.), 1925; Chakravarti
S. Ch., The philosophy of the Upanishads,
Calc., 1935.
МАК-ДУГАЛЛ (McDougall) Уильям (22.6.1871, Ланкашир, — 28.11.1938, Дарем,США),
англо-амер.
психолог. Основой психич. жизни считал стремление — «горме» (греч. ???? —
стремление, порыв),
отчего психология М.-Д. часто наз. «гормической». «Горме» трактуется как
стремление к
биологически значимой цели, обусловленное, по М.-Д., особого рода
предрасположениями — либо
врождёнными инстинктами и склонностями, либо приобретёнными чувствами. Сфера
чувств в
процессе своего развития у человека получает иерар-хич. строение. Ведущими
становятся сначала
неск. осн. чувств. а затем при сложившемся уже характере
МАК-ДУГАЛЛ 333
одно центральное, называемое М.-Д. эготическим (от «эго», греч. «Я»), Понятие
личности
объединяет в себе характер как интегрированную совокупность волевых
предрасположений
(врождённых и приобретённых) и интеллект как совокупность познават. способностей
индивида
(врождённых и приобретённых). Размышления над клинич. феноменом «множественной»
личности
натолкнули М.-Д. на разработку идеалистич. мета-психологич. концепции личности,
исходящей из
идей монадологии Лейбница. Согласно этому, каждая личность представляет систему
«потенциально
мыслящих и стремящихся монад» («Я»), сходящихся на нек-рой «высшей» монаде —
«самости», к-
рая через иерархию монад управляет всей психофизической жизнью человека.
• Character and the conduct of life, L., 19272; Body and mind, L., 1928'; The
energies of man, N. Y., 1933; An outline of psycho-
logy, L., [1969]; в рус. пер.— Осн. проблемы социальной психологии, М., 1916.
• W. McDougall. A bibliography, Camb., 1943.
МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli) Никколо (3.5.1469, Флоренция, — 22.6.1527, там же),
итал. обществ.
деятель, политич. мыслитель, историк, воен. теоретик. Происходил из древней, но
обедневшей
патрицианской семьи. В период республики М. активно занимался политич.
деятельностью, в
течение 14 лет бессменно занимая место секретаря Совета десяти (1498—1512),
выполнял важные
дипломатич. поручения. После политич. переворота, к-рый вернул власть семье
Медичи, М. был за-
подозрен в участии в антиправительств. заговоре, отстранён от дел и затем выслан
в своё поместье
близ Флоренции, где написал большую часть своих произведений.
В политич. трактатах М. дано теоретич. описание гос-ва с позиций бурж.
идеологии, выдвинут «...
постулат самостоятельной трактовки политики», «...теоретическое рассмотрение
политики
освобождено от морали...» и религии (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 314).
Гос-во признаётся М.
высшим проявлением человеч. духа, а служение гос-ву — целью, смыслом и счастьем
человеч.
жизни. Разделяя традиц. христ. представление об изначальном зле человеч.
природы, М. отводит
воспитат. функции не церкви (что было нормой ср.-век. миросозерцания), а гос-ву.
Почти на полтора
века раньше Гоббса М. обосновывал необходимость гос-ва эгоистич. природой
человека и пот-
ребностью её насильств. обуздания.
Политич. идеал М. — Рим. республика, в к-рой он видел воплощение идеи сильного
гос-ва,
умеющего сохранять внутр. порядок и распространять влияние на др. народы. М.
описывал строй др.-
рим. гос-ва с т. зр. искреннего республиканца, приверженца демократии. Он
считал, что республика
— лучшая форма правления, т. к. каждого делает ответственным за судьбу гос-ва.
Но респ. форма
правления не всегда возможна; нельзя сохранить свободные политич. учреждения,
если в народе не
развиты гражд. добродетели. Рим. республика достигла могущества потому, что
сумела воспитать
респ. дух в pим. народе. В трактате «Рассуждения на I декаду Тита Ливия» М. на
историч. примерах
разъясняет отношение римлян к гос-ву и пытается внушить его своим современникам.
М. противопоставляет величие Др. Рима упадку совр. ему Италии, к-рый он
связывает с влиянием ка-
толич. церкви. Пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть,
церковь расшатала
устои светской государственности и ослабила в людях стремление к служению гос-
ву. В самом
известном трактате М. «Государь» («II Principe», 1532) описываются способы
создания сильного гос-
ва в условиях, когда в народе не развиты гражд. добродетели. М. считает, что все
средства дозволены
для достижения политич. целей. Выступая как частное лицо, государь должен
руковод-
334 МАКИАВЕЛЛИ
ствоваться общепринятыми нормами поведения, но он может не считаться с
требованиями морали,
если его действия направляются заботой о процветании и могуществе гос-ва.
Впоследствии
макиавеллизмом стали называть действия, пренебрегающие нормами морали при
достижении
политич. целей.
• Opere, Mil.— Napoli, 1954; Legazioni. Commissarie. Scritti di govern о, v. 1—
2, Roma—Bari, 1973; в рус. пер.— Соч., т. l,
М.—Л., 1934; О воен. иск-ве, М., 1939; История Флоренции, Л., 1973; Избр. соч.,
М., 1982.
* Алексеев А. С., М. как политич. мыслитель, М., 1880; опор-Рабчинский В. В., М.
и эпоха Возрождения. Введение в
изучение М., Варшава, 1908; В и л л а р и П., H. M. и его время, пер. с итал.,
т. 1, М., 1914; Бурлацкий Ф. М., Загадка и
урок Н. М., М., 1977; Д о л г о в К., Ренессанс и политич. философия, М., «Новый
мир», 1981, № 7—8; F i d o F.,
Machiavelli, Palermo, 1965; S a s s o G. N., Studi su Machiavelli, [Napoli,
1967]; Machiavelli and the nature of political thought,
ed. by M. Fleisher, ?. ?., 1972; Studies on Machiavelli, ed. by M. P. Gilmore,
[Firenze, 1972]; Gramsci A., Note sul
Machiavelli, sulla politica e sullo stato moderno. Roma, 1973'; L e f o r t С.,
Le travail de l'oeuvre Machiavel, [Lille], 1973;
Duvernoy J. P., La pensde de Machiavel, P., 1974; Dotti U., Niccolo Machiavelli:
La fenomenologia del potere, Mil., 1979; K r o
e-ber-Keneth L., Machiavelli und wir: Der Florentiner in neuer Sicht, Stuttg.,
1980.
МАК-ЛЮЭН (McLuhan) Херберт Маршалл (21.7.1911, Эдмонтон, Канада, — 31.12.1980,
Торонто),
канадский философ и социолог, публицист. Выступал с работами по философии
истории, теории
социальной коммуникации, культурологии, педагогике, психофизиологии, литературе.

<< Пред. стр.

страница 131
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign