LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 128
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

практических (нравственных), включая идею бога, а всё человеч. знание
проистекает из опыта —
внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). В основе знания лежат простые
идеи, напр.
возбуждаемые в уме различными качествами тел — первичными, с к-рыми эти идеи
сходны
(протяжённость, фигура, плотность, движение), или вторичными, с к-рыми идеи не
сходны (цвет,
звук, запах, вкус). Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования
разум из простых идей
образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Л. различает
идеи ясные и
смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные.
Познание
истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью. Л.
определяет истину как
соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или
несоответствию
обозначенных ими вещей. В вопросе о значении общих терминов Л. склоняется к
концептуализму,
отмечая, что реальная сущность вещей остаётся неизвестной и что ум имеет дело с
номинальными
сущностями. Познание Л. делит на интуитивное (самоочевидных истин, нашего
собств.
существования), демонстративное (положений математики, этики, бытия бога) и сен-
ситивное
(существования единичных вещей). Последнее оценивается им как наименее ясное и
достоверное,
что вносит в концепцию Л. явный рационалистический элемент. К «Опыту...»
примыкают соч. Л. «О
пользовании разумом» («Of the conduct of the understanding», 1706),
«Исследование мнения отца
Мальб-ранша о видении всех вещей в боге» («An examination of P. Malebranchc's
opinion of seeing all
things in God», 1694) и др.
Выступая против религ. фанатизма различных сект, Л. настойчиво призывал к
веротерпимости.
Защите религ. свободы он посвятил четыре письма о веротерпимости. В соч.
«Разумность
христианства» («The reasonableness of Christianity», 1695) Л. в духе
протестантизма старался отделить
«подлинное» учение Христа от последующих видоизменений. Позиция Л. близка
деизму, однако он
считает, что, поскольку человеч. разум ограничен, христианство, даже разумное,
нуждается в
откровении и приобщении к божеств. опыту «через его дух».
Хотя Л. полагал, что этика может быть наукой наподобие математики, он не создал
последоват. этич.
теории. Свои утилитарные максимы о том, что добро есть то, что причиняет или
увеличивает
удовольствие и уменьшает страдание, в достижении чего и заключается счастье,
стремление к к-рому
есть основание всякой свободы, Л. корректировал определением морального добра
как подчинения
человеч. воли закону, коренящемуся в божественной воле,— «истинной основе
морали». В
благоразумном и благочестивом сознании в конечном счёте достигается гармония
между личными и
обществ. интересами.
Социально-политич. концепция Л. содержится в «Двух трактатах о государственном
правлении»
(«Two treatises of government», 1690). Первый трактат посвящён опровержению
феодально-
патриархальных взглядов Р. Филмера на божеств. право абс. королев.
власти, второй — содержит теорию конституц. парламентарной монархии, по существу
являясь
оправданием и обоснованием социально-политич. строя, утвердившегося в Англии
после переворота
1688—89. Неизбежность гос. власти Л. рисует с позиций теорий естеств. права и
«обществ.
договора». В отличие от абсолютистской теории гос-ва Гоббса, пр-ву, согласно Л.,
передаётся только
нек-рая часть «естеств. прав» (отправление правосудия, внеш. сношений и т. п.)
ради эффективной
защиты всех остальных — свободы слова, веры и прежде всего собственности.
Законодат. власть в
гос-ве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и
«федеративной» (внеш.
сношений), причём само пр-во должно подчиняться закону. Народ остаётся
безусловным сувереном
и имеет право не поддерживать и даже ниспровергнуть безответств. пр-во.
Идеи Л. сыграли огромную роль в истории филос. и обществ.-политич. мысли европ.
Просвещения.
Они оказали большое влияние в Великобритании на Толан-да, Пристли, Беркли и Юма,
во Франции
— на Вольтера, Кондильяка и в особенности на материалистов 18 в. — Ламетри,
Гельвеция и Дидро.
Идеи Л. положили начало ассоцианизму в психологии. Политич. философия Л.,
явившегося
«...классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в
противоположность
феодальному» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 26, ч. 1, с. 371),
развивалась Монтескье
и нашла отражение в политич. теориях франц. и амер. бурж. революций.
• Works, v. 1—10, L., 180110; An essay concerning human understanding, ed. by A.
C. Fraser, v. 1—2, Oxf., 1894; Essays on the
law of nature, ed. by W. v. Leyden, Oxf., 1954; в рус. пер.— Избр. филос.
произв., т. 1—2, М., 1960.
* M a p к с К. и Э и p е л ь с Ф., Соч., т. 2, с. 139—47; т. 23; Серебренников
В., Учение Л. о прирожденных началах
знания и деятельности, СПБ, 1802; P a x м а н Д., Дж. Л., [Харьков], 1924;
Субботин А. Д., Принципы гносеологии Л.,
«ВФ», 1955, № 2; H a p с к и и И. С., Философия Дж. Л., М., I960; 3 а и ч е н к
о Г. А., Дж. Л., М., 1973; ? ? ? Bourne H.H.,
The life of John Locke, v. 1—2, L., 1876; Gib-son J., Locke's theory of
knowledge and its historical relations, Camb.—N. Y.,
1917; Aaron R., John Locke, L., 19552; ? o 11 o n J. W., John Locke and the way
oi ideas, Oxf., 1956; Cough J. W., John
Locke's political philosophy, Oxf., 19732.
А. Л. Субботин.
ЛОМБРОЗО (Lombroso) Чезаре (6.11.1835, Верона,— 9.10.1909, Турин), итал. врач-
психиатр и
антрополог. В области криминологии обратился к изучению личности преступника,
исходя из
предположения о наличии у него специфич. анатомо-физиологич. признаков,
предопределяющих
совершение преступления. На основе антропологич. измерения осуждённых пришёл к
выводу о
существовании «прирождённого преступника», обладающего особыми физич. чертами
(сплющенный
нос, редкая борода, низкий лоб, большие челюсти, высокие скулы и т. д.).
Предложенная Л. таблица
признаков прирождённого преступника, по его мнению, характеризует «атавистич.»
черты личности,
к-рая от рождения наделена преступными наклонностями. Концепция Л. игнорирует
социальную
обусловленность преступности, историч. изменчивость и относительность самого
понятия
преступления. Первые же проверки таблиц Л. опровергли его данные и показали, что
идея о
существовании прирождённого преступника ошибочна. Однако влияние идей Л.
прослеживается в
совр. бурж. криминологии.
• L'uomo delinquente, v. l—3, Torino, 1896—975; в рус. пер.— Любовь у
помешанных, О., 1889; Новейшие успехи науки о
преступнике, СПБ, 1892; Гениальность и помешательство, СПБ, 18953.
* Решетников Ф. М., Совр. амер. криминология, ?., 1965; его же, Уголовное право
бурж. стран, в. 1, М., 1965;
Кузнецова Н. Ф., Совр. бурж. криминология, М., 1974; Мельникова Э. Б.,
Решетников Ф. М., Совр. франц.
криминология, М., 1972.
ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич [8(19).И.1711, дер. Денисовна Архангельской губ.,—
4(15).4.1765, Петербург], рус. учёный-энциклопедист и мыслитель, поэт. Филос.
значение трудов Л.
изучено в основном сов. исследователями. Он признан основоположником мате-
риалистич. традиции
рус. философии. В целом филос.
позиция Л. тяготела к механистич. материализму и деизму. «Материя, — писал он,—
есть то, из чего
состоит тело и от чего зависит его сущность» (ПСС, т. 1, 1950, с. 173),
доказывая, что материя лежите
основе единства тел. У Л. возникала мысль об отсутствии первотолчка, но она
осталась неразвитой, и
богу у Л. всё же приписывалась роль «архитектора мира» и перводви-гателя.
Теоретико-познават.
представлениям Л. свойствен синтез эмпирико-сенсуалистич. и рационалистич.
принципов,
уберегающий от крайностей априоризма и феноменализма. Осн. элементами науч.
познания он
считал эксперимент, математику и теорию: «Мысленные рассуждения произведены
бывают из
надежных и много раз повторенных опытов» (там же, с. 424). Л. признавал значит.
роль также и
гипотез в поиске «важных истин».
Л. развивал идеи науки нового времени о едином универсуме с естеств.
закономерностями,
доступными познанию, разрабатывал «корпускулярную философию» в качестве исходной
концепции
для объяснения физич. и химич. явлений. В основе природных явлений, по Л., лежит
закономерное
движение протяжённых, непроницаемых, обладающих формой частиц материи (элементов
и
корпускул), подчинённое всеобщему естеств. закону сохранения вещества и движения
(см. там же, т.
3, 1952, с. 383). Руководствуясь этим законом, Л. провёл эксперименты, к-рые
способствовали
доказательству сохранения массы при химич. превращениях. Л. не разделял
ньютоновской трактовки
пространства, был сторонником принципа близкодействия. В трудах кон. 50-х — нач.
60-х гг. «Слово
о рождении металлов от трясения Земли», «О слоях земных» большое значение
приобрели идеи
изменения поверхности Земли, неживой и живой природы и высказано убеждение, что
мн. явления
природы следует рассматривать в их историч. эволюции и причинной
обусловленности, не ограничи-
ваясь традиц. и ненауч. представлением о том, что «бог так сотворил» (см. там
же, т. 5, 1954, с. 574—
75).
В понимании обществ. явлений Л. оставался на иде-алистич. позициях, связывая
прогресс
исключительно с развитием образования, просвещения и ремёсел. Ему принадлежат
проекты
экономич. развития страны и обществ. преобразований, разработанные в духе
идеологии
Просвещения, а историч. концепция посвящена возникновению независимого и влият.
др.-рус. гос-ва.
Основная тема филос. поэзии Л. — Вселенная, природа и человек. По инициативе Л.
(1755) был
создан Моск. ун-т, ставший новым центром рус. науки и культуры. Л. был
академиком Петерб. АН,
чл. Академии художеств, почётным чл. Шведской АН и Болонской АН. Оказал значит.
влияние на
развитие рус. и мировой науки и культуры.
* ПСС, т. 1—10, М.—Л., 1950—59; Избр. филос. произв., [М], 1950; Избр. произв.,
М.—Л., 1965. * П л е ? а н о в Г. В.,
Соч., т. 21, М.— Л., 1925, с. 137—60; Васецкий Г. С., И о в ч у к М. Т., Очерки
по истории рус. материализма 18 и 19 вв.,
[М.,], 1942; Меншуткин Б. Н., Жизнеописание М. В. Л., М.— Л., 1947'; Азаренко Е.
К., Мировоззрение М. В. Л., Минск,
1959; Вавилов С. И., М. В. Л., М., 1961; Кузнецов Б. Г., Творч. путь Л., М.,
19612; В а с е ц к и й Г. С., Мировоззрение М.
В. Л., М., 1961; История философии в СССР, т. 1, М., 1968, гл. 12, с. 318—51;
Галактионов A.A., Никандров П. Ф., Рус.
философия 11—19 вв., Л., 1970, гл. 7, с. 89—103; Павлова Г. Е., Федоров А. С.,
М. В. Л., М., 1980; Grasshoff H.,
M.Lomonossow. Der Begrunder der neueren russischen Literatur, Halle, 1962;
Langevin L., Lomonossov. 1711—1765. Sa vie,
son oeuvre, P., 1967; Mikhail Vasilevich Lomonossov on the corpuscular theory,
Camb., 1970; Schutz W., Michail W.
Lomonossow, Lpz., 19762.
ЛОПАТИН Лев Михайлович (1.6.1855, Москва,— 21.3.1920, там же), рус. философ-
идеалист и
психолог. Редактор журн. «Вопросы философии и психологии» (е 1894), пред. Моск.
психологич. об-
ва (с 1899). Вслед за Вл. Соловьёвым выступил с критикой материализма,
позитивизма и
абстрактного рационализма (типа
ЛОПАТИН 325
систем Спинозы и Гегеля) как односторонних т. зр., к-рым противопоставлял
развиваемый им т. н.
конкретный спиритуализм — своеобразную модификацию христ. платонизма и
лейбницевской
монадологии. Согласно Л., мир — совокупность взаимосвязанных деят. существ
(монад,
сотворённых центров бытия), внутр. духовная сторона к-рых определяет их внеш.,
материальные
проявления. Считая, что философия, ставящая задачей рациональное исследование
всеобщих начал,
неизбежно должна прийти к теизму, Л. разграничивает при этом области знания и
веры, философии и
религии: действительность, понятая как творч. деятельность духовных субстанций,
помимо свойств,
постигаемых опытно и рационально, содержит и сверхрациональные свойства —
предмет веры. В
отличие от Вл. Соловьёва и др., усматривавших в вере высшую форму постижения
истины, Л.
понимает под верой «тёмную творч. силу», бессознат. предчувствие истины: то, что
мистика
угадывает, философия доказывает рационально. Основу нравств. поведения
составляет свободная
воля, подчиняющаяся закону творч. причинности. В психологии Л. — сторонник
метода самонаб-
людения (интроспекции); единство психич. функций объяснял наличием души как
сверхвременной
субстанции (монады).
• Психология, М., [1902]; Фипос. характеристики и речи, М., 1911; Положит.
задачи философии, ч. 1—2, М., 19112;Лекции по
истории новой философии, ч. 1, М., 1914.
* Огнев А. И., Л. М. Л., П., 1922; История философии в СССР, т. 4, М., 1971.
ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич [24. 11 (6.12). 1870, Кресловка, ок. Витебска,—
24.1.1965, Сен-
Женевьев-де-Буа], рус. философ-идеалист, представитель интуитивизма и
персонализма. В 1922
выслан за границу. До 1945 жил в Чехословакии. Проф. философии в Рус. духовной
академии в Нью-
Йорке (1947—50). Гл. задача философии, по Л.,— построить «теорию о мире как
едином целом» на
основе прежде всего религ. опыта. Центр. элемент мира — мистически понимаемая
личность как
сверхвременной субъект творчества. Познание начинается тогда, когда на объект
направляется серия
«интенциональных» (целевых) актов — осознание, внимание и т. д.; в зависимости
от характера
объекта он познаётся посредством различных видов интуиции: интеллектуальной,
чувственной или
мистической. Осн. черты рус. философии, по Л., — её этич. характер, «религ.
реалистичность»,
«синтетичность». Л. принижает роль мыслителей-материалистов в развитии рус.
философии
(«История русской философии», 1951).
• Осн. учения психологии с т. зр. волюнтаризма, СПБ, 1903; Мир как органическое
целое, М., 1917; Осн. вопросы
гносеологии. Сб. ст., П., 1919; Интуитивная философия Бергсона, П., 19223;
Обоснование интуитивизма, Берлин, 19248;
Свобода воли, Париж, 1927; Типы мировоззрений, Париж, 1931; Условия абс. добра
(основы этики), Париж, 1931;
Чувственная, интеллектуальная и мистич. интуиция, Париж, 1938; Достоевский и его
христ. миропонимание, Нью-Йорк,
1953; Personalistischer Idealismus, «Kant-Studien», 1959—60, Bd 51, H. 4.
• Чуева И. П., Критика идей интуитивизма в России, М.—Л., 1963; История
философии в СССР, т. 4, М., 1971.
ЛОТЦЕ (Lotze) Рудольф Герман (21.5.1817, Бауцен, — 1.7.1881, Берлин), нем.
философ, врач,
естествоиспытатель. В «Мед. психологии...» («Medizinische Psychologie...», 1852)
и др. спец. трудах
по медицине и физиологии отстаивал нек-рые положения механистич. материализма,
критиковал
витализм. В филос. работах «Микрокосм» (Bd 1—3, 1856—64, рус. пер., ч. 1—3,
1866—67), «Система
философии» («System der Philosophie», ?? 1—2, 1874—79) и др. развивал идеи
объективного
идеализма, близкие к учению о монадах Лейбница. В теории познания и логике Л.
ввёл телеология,
понятие «значимости» как специфич. характеристику мыслит, содержания; аналогично
этому в этике
и эстетике Л. ввёл понятие «ценности».
326 ЛОССКИЙ
• Geschichte der Asthetik in Deutschland, Munch., 1868; в рус. пер.— Основания
практич. философии, СПБ, 1882;
Основания психологии, СПБ, 1884.
• Миртов Д. П., Учение Л. о духе человеческом и духе абсолютном, СПБ, 1914;
Wentscher M., Lotze, Hdlb., 1913; Thomas
E., Lotze's theory of reality, L., 1921.
ЛУКАСЕВИЧ (Lukasiewicz) Ян (21.12.1878, Львов, — 13.11.1956, Дублин), польск.
логик.
Зачинатель исследований по математич. логике в Польше, один из лидеров львовско-
варшавской
школы. Л. принадлежат основополагающие работы в области многозначной логики, а
также ряд
исследований по построению и аксиоматизации систем пропозициональной логики,
модальной
логики, разработке оригинальной логической (бесскобочной) символики. Ряд трудов
Л. посвящён
истории логики (логические идеи ранних стоиков, силлогистика Аристотеля, которую
Л. представил
в виде формализов. системы). Результаты логич. исследований Л. использовал для
обоснования
рацио-налистич. позиции в противовес иррационализму в науке и философии. Филос.
взгляды Л. не
получили систе-матич. выражения. В них сочетаются элементы рационализма и
феноменализма (в
нек-рых моментах близкие логич. эмпиризму) с элементами католицизма, признанием
границ
компетентности разума, за к-рыми, по Л., находится область религ. чувства и
веры.
• Z zagadnien logiki i filozofii. Pisma wybrane, Warsz., 1961; Selected works,
Amst., 1970; в рус. пер.— Аристотелевская
силлогистика с т. зр. совр. формальной логики, М., 1959.
• Берников ?. ?., Методологич. анализ кризиса филос. идеализма. (На материалах
польск. философии кон. 19 — 1-й
трети 20 вв.), К., 1978; В о r k o W s k i L., S I u p e с k i J., The logical
works of J. bukasiewicz, «Studia Logica», 1958, t. 8.
ЛУКАЧ (Lukacs) Дьёрдь (13.4.1885, Будапешт, — 4.6.1971, там же), венг. философ и
лит. критик, чл.
Венг. АН. В юности был близок к Зиммелю и М. Вебе-ру, однако в формировании его
мировоззрения
большую роль играла классич. нем. философия. Наиболее значит. труды раннего
периода: «Душа и
формы» («Le-lek es i'ormak», 1910), «История развития совр. драмы» («A modern
drama iejloddesenek
tortenete», 1912), «Теория романа» («Die Theorie des Romans», 1920). В годы 1-й
мировой войны
созрел его протест против бурж. культуры и сочувствие рабочему классу. Л. порвал
с кружком М.
Вебера и занял интернационалистскую позицию. Громадное влияние оказала на него
???. революция
1917 в России. В 1918 Л. вступил в Комму-нистич. партию Венгрии, в 1919 — нарком
культуры Венг.
сов. республики. После разгрома Республики (1919) работал в эмиграции в Вене,
принимал активное
участие в подпольной деятельности Коммунистич. партии в Венгрии. Его политич.
взгляды нач. 20-х
гг. несут на себе отпечаток левого сектантства. Критику этих взглядов В. И.
Лениным (см. ПСС, т.
41, с. 135— 136) он вскоре признал. Позднее Л. признал и недостатки своей филос.
книги «История и
классовое сознание» («Geschichte und Klassenbewusstsein», 1923). Воззрения Л. в
дальнейшем были не
всегда последовательными, порою он допускал серьёзные политич. ошибки. Решающее
значение для
формирования филос. взглядов Л. имела его деятельность в Москве (1930—
1945). Здесь он занимался исследованием эстетич. наследия Маркса и Энгельса,
разработкой теории
классич. реализма, выступал против вульгарной социологии и модернизма. К этому
периоду
относятся его зрелые труды, собранные в сб. «Лит. теории XIX века и марксизм»
(рус. пер. 1937) и
«К истории реализма» (рус. пер. 1939), а также «Историч. роман» («A tortonelmi
regeny», 1947), «Гете
и его эпоха» («Goethe es kora»,
1946), «Молодой Гегель» («Der junge Hegel», 1948) и др. В 1945 Л. вернулся в
Венгрию, где принял
участие в создании новой венг. культуры. Его выступления против совр. бурж.
философии имели
междунар. значение («Разрушение разума» — «Die Zerstorung der Vernunft», 1954).
В 50-х гг. Л.
работал над систематич. изложением марксистской эстетики. Его работа («Специфика
эстетического» — «Az esztetikum sajatossaga»,
kot. l—2, 1965, 19752) содержит анализ принципов реализма в иск-ве с т. зр.
ленинской теории
отражения. Последняя работа Л. («К онтологии обществ. бытия» — «Zur Ontologie
des
Gesellschaftlichen Seins», 1973) издана посмертно.
• Lenin. Studie uber den Zusammenhang seiner Gedanken, [B.— W.], 1924;
Existentialisme ou marxisme, P., 1948; Adalekok az
esztetika tortenetehez, Bdpst, 1953; Nemet realistak, Bdpst, 1955; Beitrage zur
Geschichte der Asthetik, B., 1956;
Schicksalswende. Beitrage zu einer neuen deutschen Ideologie, B., 1956"; A
kulonosseg mint esztetikal kategoria, Bdpst, 1957;

<< Пред. стр.

страница 128
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign