LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 122
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

рождения В. И. Ленина. Тезисы ЦК КПСС, 1969, с. 5). См. Марксизм-ленинизм.
ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич [13(25).1.1831, Кудиново, ныне Малоярославецкого
р-на
Калужской обл.,—12(24).И.1891, Троице-Сергиев посад, ныне За-
горск Моск. обл.], рус. писатель, публицист и лит. критик. Известность приобрёл
статьями о практич.
политике и на культурно-историч. темы (сб. статей «Восток, Россия и славянство»,
т. 1—2, 1885—
86), а также лит.-критич. этюдами (о романах Л. Толстого, об И. С. Тургеневе и
др.). Культурно-
историч. взгляды Л., сложившиеся под влиянием Данилевского, характеризуются
выделением трёх
стадий циклич. развития— первичной «простоты», «цветущей сложности» и вторичного
«упрощения» и «смешения», что служит у Л. дополнит.
обоснованием идеала «красочной и многообразной» росс. действительности,
противопоставленной
зап. «всесмешению» и «всеблаженству».
Мировоззрение Л. имело охранит, направленность. Предугадывая грядущие революц.
потрясения и
считая одной из гл. опасностей бурж. либерализм с его «омещаниванием» быта и
культом всеобщего
благополучия, Л. проповедовал в качестве организующего принципа гос. и обществ.
жизни
«византизм» — твердую монархич. власть, строгую церковность, сохранение крест.
общины, жёсткое
сословно-иерархич. деление общества. Путём союза России с Востоком (мусульм.
странами, Индией,
Тибетом, Китаем) и политич. экспансии на Бл. Востоке как средства превращения
России в новый
историч. центр христ. мира Л. надеялся затормозить процесс «либерализации»
России и уберечь её от
революции.
• Собр. соч., т. 1—9, М., 1912—13; Моя лит. судьба. Автобиография, в кн.: Лит.
наследство, т. 22—24, М., 1935.
• Памяти К. Н. Л., в кн.: Лит. сб., СПБ, 1911; Преображенский П. Ф., А. Герцен и
К. Л.,«Печать и революция», 1922, кн.
2; Бердяев H.A., К. Л., Париж, 1926; История философии в СССР, т. 3, М., 1968; К
о l o g г i v o v I. v., Von Hellas zum
Monchtum. Leben und Denken K. Leontjews, B., 1948; Gasparini E., Le prevision!
di C. Leorit'ev, Venezia, 1957.
ЛЕ ПЛЕ (Le Play) Фредерик Пьер Гийом (11.4.1806, Ла-Ривьер-Сен-Совер,
Кальвадос,—5.4.1882,
Париж), франц. социолог, экономист и горный инженер. В трактовке социального
развития сочетал
идеи технологич. и географич. детерминизма, с одной стороны, и ведущей роли
религ. и морального
авторитета — с другой.
Консервативные установки Л. П. получили выражение в «социальной реформе» —
программе
социального переустройства путём укрепления патриархальных институтов, в
частности
традиционных форм семьи, возврата к архаич. законам о наследовании,
препятствующим дроблению
имуществ, и т. д. В качестве гл. фактора социального контроля он рассматривал
семью, различая три
её типа: патриархальную, нестабильную (совр. нуклеарную семью) и коренную
(famille souche), где
один из женатых сыновей остаётся в отцовской семье, а остальные получают
определ. долю
наследства. Понятие коренной семьи используется в совр. историч. демографии.
В историю социологии Л. П. вошёл своими эмпирич. исследованиями. Наиболее
значит. его
произв.— «Ев-роп. рабочие» («Les ouvriers europeens», 1855; v. 1—6, 1877—792)
содержит результаты
монографич. обследований неск. десятков рабочих семей: осн. объектом изучения
были семейные
бюджеты как выражение уровня и образа жизни. В работе развиты методы и техника
контролируемого наблюдения, а изложенные в ней факты сохраняют значение для
изучения положе-
ния рабочего класса. Однако ограничение метода социальной науки монографич.
описаниями отд.
семей оставляло простор для произвольного подбора фактов с целью обоснования
консерватизма Л.
П.
Созданная Л. П. школа после его смерти раскололась на продолжавшую его
реформаторские
устремления школу «социальной реформы» и более позитивистски настроенную школу
«социальной
науки» (по названиям издававшихся ими журналов); им не удалось занять серьёзных
позиций во
франц. социологии. Во
ЛЕ ПЛЕ 309
Франции работы Л. П. оказали влияние на нек-рые направления в социологии
(географии,
детерминизм, технологии, детерминизм, католич. социология), историографии, лит-
ре (П. Бурже и
др.). Воздействие его концепций сказалось и в др. странах. В царской России,
социальное устройство
к-рой Л. П. высоко оценивал, его воззрения пропагандировал реакц. поли-тич.
деятель и правовед К.
П. Победоносцев.
• F. Le Play. 1806—1882; textes choisis par L. Boudin, P., 1947; в рус. пер.—
Осн. конституция человеч. рода, М., 1897. *
Турвиль А. де, Социальная наука представляет ли науку?, пер. с франц., СПБ,
1895; Recueil d'etudes sociales publ. a la
memoire de F. Le Play, P., 1956.
ЛЕСЕВИЧ Владимир Викторович [15(27).1.1837, с. Де-нисовка Полтавской губ.,—
13(26). 11.1905,
Киев], рус. философ и публицист. Получил воен. образование, служил на Кавказе.
Выйдя в отставку,
в 1864 основал на родине первую школу для крестьян с преподаванием на укр.
языке, к-рое после
доноса пришлось прекратить. С 1868 Л.—сотрудник журн. «Отечеств, записки» Н. А.
Некрасова. Был
близок к народнич. кругам; в 1879—88 в ссылке. По возвращении в Петербург Л.
примкнул к кружку
Михайловского в журн. «Рус. богатство», а затем вышел из него и сотрудничал в
«Рус. мысли».
Сообразно изменению политич. взглядов Л.— от сочувствия революц. демократам и
народовольцам
через либеральное народничество к бурж. либерализму — менялась его филос.
позиция. В годы
учёбы Л. под влиянием идей Фейербаха и знакомства с Лавровым порвал с религией и
увлёкся
позитивизмом как философией, враждебной теологии и «метафизике». Л. стал одним
из гл.
представителей позитивизма в России, пройдя эволюцию от приверженца философии
Конта, Дж. С.
Милля, Спенсера, через «критич. реализм» неокантианцев К. Геринга, А. Риля, Э.
Лааса, Ф. Пауль-
сена до «первого и крупнейшего рус. эмпириокритика» (Ленин В. И., ПСС, т. 18, с.
51). Л.
пропагандировал эмпириокритицизм Авенариуса как «единственно науч. точку зрения»
в философии,
отвергая все др. филос. направления. С критикой «науч. философии» Л. с
материалистических
позиций в 1870-х гг. выступил Ткачёв.
Л. не считал философию наукой, а лишь чисто эмпи-рич. мировоззрением, образующим
«понятие о
мире». Позитивизм Л. дополнял неокантианской «теорией познавания», центр.
понятием к-рой
считал опыт, т. е. «всю совокупность физического и духовного, человеческого и
сверхчеловеческого
"бытия"...» («Эмпириокритицизм, как единственно науч. точка зрения», СПБ, 1909,
с. 9, 11). «Теория
познавания» Л. — откровенный агностицизм и солипсизм, т. к. «сущее» и «вещи», по
Л., «не более,
как призраки», и только тогда и имеют смысл, когда есть человеч. индивиды, их
воспринимающие и
мыслящие. Диалектику Л. отрицал, считая её препятствием для развития мысли.
Социологич. воз-
зрения Л. общи позитивизму и близки взглядам Лаврова и Михайловского.
«Науч. философия» Л. объективно играла отрицат. роль, расчищая путь для
эмпириокритич. ревизии
философии марксизма.
Л. принадлежит ряд работ по истории буддизма.
• Революционеры и естеств. ход событий, «Вестник нар. воли», 1883, № 1 (псевд.—
Украинец); Этюды и очерки, СПБ,
1886; Собр. соч., т. 1—3, М., [1Я15—17] (не оконч.). • Ткачёв П. Н., О пользе
философии, Соч., т. 2, М., 1976; его же,
Кладези мудрости росс. философов, там же; С о-л о в ь е в В л., Письмо к
редактору. О заслуге В. В. Л. для филос.
образования в России, «Вопросы философии и психологии», 1891, кв. 5; К о л у б о
в с к и и Я. Н., Материалы для исто-
рии философии в России (1855—1888). XI. В. В. Л., там же, 1891, кн. 8; К а р е е
в П., Памяти В. В. Л., «Современность»,
1906, № 1; Г а н е и з е p В., В. В. Л. в письмах и воспоминаниях, «Голос
минувшего», 1914, № 8; Л у н а ч a p с к и и
A.B., Силуэты, М., 1965, с. 428; Шахматов Б., У истоков борьбы против
эмпириокритицизма в России, в кн.: История и
методо-
310 ЛЕСЕВИЧ
логия естествознания, Минск, 1966, с. 155—70; Г а л а к т и о-нов А. А.,
Никандров П. Ф., Рус. философия 11 — 19 вв.,
Л., 1970, гл. 21, § 3; III к у p и н о в П. С., Позитивизм в России 19 в., М.,
1980, с. 223—26, 275—82.
ЛЕССИНГ (Lessing) Готхольд Эфраим (22.1.1729, Ка-менц, Саксония,— 15.2.1781,
Брауншвейг),
нем. философ-просветитель, писатель, критик. Сохраняя верность общим принципам
просветит.
рационализма, Л. соединил их с новыми, более глубокими взглядами на природу,
историю, иск-во,
преодолев ограниченность воль-фианского рационализма в философии (см. Вольф),
лютеранской
ортодоксии, классицизма в поэтике. Как критик и эстетик Л. обосновывал принципы
реалистич.
художеств. образа — вслед за Шефтсбери и др. мыслителями 18 в., боровшимися с
отвлечённостью
аллего-рич. и условных фигур иск-ва барокко и классицизма. В трактате «Лаокоон.
О границах
живописи и поэзии» (1766, рус. пер. 1957) Л. даёт замечат. анализ сущности и
средств словесного и
изобразит. иск-в, положив начало интенсивным размышлениям о природе различных
иск-в («Критич.
леса» Гердера, возражавшего Л., и др.). В новаторской «Гамбургской драматургии»
(Bd 1—2, 1767—
69, рус. пер. 1936), цикле критич. и эсте-тич. очерков, Л. доказывал
соответствие драматургич.
принципов Шекспира аристотелевскому определению трагедии. Несмотря на кажущуюся
нормативность подобного хода мысли Л. шёл к углублённому постижению художеств.
произведений
в их «внутр. форме». Точно так же критика условных форм подводила к новой
трактовке художеств.
символа и к ориентации на пластич. образы античности, заново открытой И. И.
Винкельманом
(трактат Л. «Как представляли смерть древние» — «Wie die Alten den Tod
gebildet», 1769). Наиболее
значительными для Л.-мыслителя были последние годы его жизни. Не принимая филос.
интуитивизма, как и свойственного движению «Бури и натиска» культа гения,
чувства,
чувственности, Л. публикует тезисы «Воспитание человеч. рода» («Die Erziehung
des
Menschengeschlechts», 1780, анонимно), в к-рых вплотную подходит к идее органич.
развития и
поступат. движения человечества к совершенству.
• Gesammelte Werke, hrsg. v. P. Rilla, Bd 1—10, В.— Weimar, 19682; в рус. пер.—
Собр. соч., т. 1—10, СПБ, 19042; Избр.
произв., М., 1953.
• Меринг Ф., Легенда о Л., в его кн.: Лит.-критич. статьи, т. 1, М.— Л., 1934; ?
? и д л е н д е p Г., Л., М., 1957; Л. и
современность. Сб. ст., ?., 1981; Guthke K. S., Gotthold Ephraim Lessing,
Stuttg., 19732 (библ.); S e i f e r t S., Lessing-
Bibliographie, B.—Weimar, 1973; Hildebrandt D., Lessing, Munch.—W., 1979.
ЛИ-з а к о н (кит., букв.— принцип, закон, высший закон, закон природы, идеал,
истина), термин кит.
философии, одно из осн. понятий неоконфуцианства (записывается иным иероглифом,
чем ли-
этикет). В самом общем плане — определ. порядок, правила или система вещей, их
мерило или
стандарт. Впервые встречается у конфуцианца Мэн-Цзы в качестве принципа человеч.
природы и у
легиста Ханъ Фэя в значении особого закона вещей, в отличие от дао — обычного
закона вещей.
Сунские неоконфуцианцы (Чжан Цзай, Чжоу Дунъи, Чжу Си, бр. Чэн) видели в Л.
высшее
идеальное начало, в отличие от ци — материальной силы. Различия в интерпретации
значения Л. и ци
и их места в процессе образования Вселенной во многом определяют последующие
направления кит.
философии.
• Др.-кит. философия, т. 2, М., 1973, с. 235—57.
ЛИ-э т и к е т (кит., букв.— приличие, сдержанность, культурность, этикет,
церемония, обряд,
ритуал), термин кит. философии, осн. понятие этики конфуцианства (пишется иным
иероглифом,
чем ли-закон). Не имеет однозначного эквивалента в европ. языках. Первоначально
означал обувь,
надеваемую при совершении религ. обрядов, отсюда два исходных значения:
установленные
предписания поведения (приличие) и ритуал (этикет). В понимании Конфуция Л.—
руководящий
принцип, призванный устанавливать гармонич. отношения между людьми. Л. тесно
связано с жэнь
— человечностью, гуманностью; человек, лишённый жэнь,
не может обладать Л. и действовать в согласии с ним. Человек должен сдерживать
себя с помощью
Л., ибо только тогда не будет совершать неправильных поступков. Конфуций считал,
что путь к
совершенству начинается с поэзии, определяется Л. и завершается музыкой. Л. это
также норма
поведения в семье и гос-ве (отношения государя и подданных). Понятие Л. стало
одним из
определяющих принципов и норм поведения в Китае, вошло в нар. быт, культуру и
массовое
сознание вплоть до сер. 20 в.
• Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 139—47, 153, 155; Алексеев В. М., Др.-
кит. лит-pa. Избр. труды, М., 1978; Fung ?
u - l a n, A short history of Chinese philosophy, N. Y., 1958, 146—56, 178—79;
Wing-tsit Chan, A source book in Chinese
philosophy, Princcton, 1963; P o l i t e l l a J., Taoism and Confucianism, Iowa
City, 1067, p. 106—09.
ЛИБЕРАЛИЗМ (от лат.liberaus — свободный), идей-но-политич. движение,
объединяющее
сторонников буржуазно-парламентского строя и бурж. «свобод» в экономич.,
политич. и др. сферах.
Термин «Л.» вошёл в широкое употребление в 1-й пол. 19 в., когда в ряде зап.-
европ. гос-в
(Великобритания, Франция и др.) появились политич. партии «либералов», однако
истоки Л.
восходят к эпохе бурж. революций 17—18 вв. Идеология раннего Л. играла
прогрессивную роль, т. к.
в ней были сформулированы осн. принципы бурж. обществ. устройства, пришедшего на
смену феод.
обществу.
Идеи экономич. Л. высказывались ещё физиократами, однако последовательно и
всесторонне
политико-экономич. концепция классич. Л. была разработана представителями англ.
классич.
политэкономии. Выступив с критикой феод. регламентации экономич. жизни,
физиократы, а вслед за
ними А. Смит, активно поддержали выдвинутый торг.-пром. кругами лозунг «laissez
faire» (дословно
«не мешайте действовать»), требовавший ликвидации цеховой регламентации,
ограничений внеш.
торговли и т. д. «Система естеств. свободы» Смита предполагала предоставление
полного простора
частной инициативе, освобождение экономич. деятельности из-под опеки гос-ва,
обеспечение
условий для свободного предпринимательства и торговли.
Идеологи Англ. бурж. революции 17 в. (Локк и др.) внесли существ. вклад в
разработку и пропаганду
идей бурж.-парламентского строя. Впоследствии многие из этих идей, выдержанных в
духе
концепции «правового гос-ва» — конституционного правления, основанного на
разделении власти
между исполнит. и за-конодат. органами, обеспечения осн. политич. прав граждан,
включая свободу
слова, печати, вероисповедания, проведения собраний и т. д.— вошли в идейно-
политич. арсенал Л.
В 19 в. с утверждением бурж. обществ. строя в Л. постепенно стали нарастать
апологетич. тенденции,
из идейного наследия выбирались лишь те положения, к-рые отвечали повседневным
нуждам
буржуазии как господствующего класса. Вера просветителей в прогресс, в торжество
разума
уступила место апологии бурж. здравого смысла; идеи нар. суверенитета и
равенства были
истолкованы применительно к производств.
отношениям капиталистич. общества как «равенство возможностей» агентов товарно-
капиталистич.
произ-ва. Л. выполнял функцию идеологич. обоснования и закрепления в массовом
сознании
ценностных установок предпринимательского сознания. На протяжении 19 в. Л.
отстаивал идею
обществ. устройства, при к-ром регулирование социально-экономич. отношений
осуществлялось бы
спонтанно, через безличный механизм «свободного рынка». Единств. функцию гос-ва
Л. усматривал
в том, чтобы охранять собственность граждан и устанавливать общие рамки
свободной конкуренции
между отд. производителями. Наибольшего расцвета Л. достиг в классич. стране
пром. капитализма
— Великобритании. Наряду с программой бурж. реформ, рассчитанных на создание
благоприят-
ных условий для свободного предпринимательства, было дано этич. «обоснование»
нсогранич.
погони за прибылью в философии утилитаризма Бентама, в позитивизме Дж. С. Милля,
Спенсера.
С вступлением капитализма в монополистич. стадию и особенно с переходом к гос.-
монополистич.
капитализму идеология классич. Л. подверглась существ. перестройке, прежде всего
в вопросе о
социально-экономич. роли гос-ва. Возникли концепции «нового Л.», или
«неолиберализма».
Несмотря на определ. различия, обусловленные нац. спецификой, неолибералы едины
в
утверждении, будто механизм свободного рынка создаёт наиболее благоприятные
предпосылки для
эффективной экономич. деятельности, регулирова-
ния экономич. и социальных процессов, рационального распределения экономич.
ресурсов и
удовлетворения запросов потребителей. Однако неолибералы считают, что действие
механизма
свободной конкуренции не может быть обеспечено автоматически. Они признают, что
господство
монополий, диспропорции в экономике, кризисы, инфляция деформируют механизм
рыночного
регулирования и могут привести к глубоким потрясениям всей системы капитализма.
Поэтому
необходимо постоянное гос. вмешательство в экономику с целью поддержания
благоприятных
условий для капиталистич. конкуренции.
В совр. условиях происходит постепенное ослабление идейных и политич. позиций Л.
В странах Зап.
Европы Л. потеснён социал-демократией и консервативными силами. В США Л.,
совершив определ.
эволюцию и сблизившись с социал-реформизмом, остаётся одним из влиятельных
идейно-политич.
течений.
• Маркс К., Теории прибавочной стоимости, M a p к с К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 26;
Смит А., Исследование о природе и
причинах богатства народов, пер. с англ., М., 1962; Голбрейт Дж. К., Экономич.
теории и цели общества, пер. с англ.,
М., 1979; Аникин А. В., Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до
Маркса, M., 19793; Совр. политич.
сознание в США, ?., 1?80; H a r t z L., Liberal tradition in America, N. Y.,
1955; Manning D., Liberalism, L., 1976;
Brzezinski Z., The relevance of liberalism, N. ?., 1977; Burdeau G., Le
liberalism, P., 1979.

Б. В. Михайлов.
ЛИБЕРТ (Liebert) Артур (10.11.1878, Берлин,—5.11. 1946, там же), нем. философ-
неокантианец.
Будучи представителем марбургской школы неокантианства, Л. в дальнейшем пытался
сочетать
кантовский критицизм с неогегельянской диалектикой и развитой им концепцией
«критич.»
метафизики, противопоставляемой Л. «догматич.» метафизике («Дух и мир
диалектики» — «Geist
und Welt der Dialektik», 1929). Выступал с критикой совр. ему культуры,
усматривая истоки
«духовного кризиса современности» в переходе от нормативного мышления Канта и
Гегеля к
релятивизму и историзму, как они сказались, по Л., у Фейербаха, Ницше и Дильтея.
В ряде работ
1930—40-х гг. защищал принципы бурж. либерализма.
• Das Problem der Geltung, Lpz., 19202; Wie ist kritische Philosophie uberhaupt
moglich?, Lpz., 1923'; Die geistige Krisis der
Gegenwart, В., 19253; Erkenntnistheorie, Bd 1—2, B., 1932; Die Krise des
Idealismus, Z.— Lpz., 1936; Der universale
Humanismus, Z., 1946.
ЛИБИДО (лат. libido — влечение, желание, страсть, стремление), одно из основных
понятий
психоанализа, разработанного Фрейдом. Л. означает у Фрейда влечения сексуального
характера,
преим. бессознательные. В отличие от стремления к самосохранению, Л. способно к
вытеснению и
сложной трансформации. В процессе индивидуального развития Л., по Фрейду,
локализуется в
различных телесных зонах, определяя фазы психосексуального развития, в ходе к-

<< Пред. стр.

страница 122
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign