LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 12
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

модальной)
логики.
• Аристотель, Аналитики, пер. с греч., Соч т 2 ?., 1978; Асмус В. Ф.,
Логика, [М.], 1947, с. 87—91; А х м а н о в
А. С., Логич. учение Аристотеля, М., 1960, с. 89—90,
АПОЛЛОНОВСКОЕ И ДИОНИСИЙСКОЕ, филос.-эстетич. понятия, введённые Ницше
(«Происхождение трагедии из духа музыки» —«Die Geburt der Tragodie aus dem
Geiste der Musik»,
1872) для характеристики двух типов культуры и одновременно — двух начал бытия,
олицетворения
к-рых Ницше видел в образах Аполлона и Диониса. Аполлоновское — это светлое,
рациональное
начало, дионисийское — тёмное, экстатически-страстное, хаотическое,
оргиастически-ирра-
циональное. Понятия А. и Д. были намечены в эпоху нем. романтизма (Ф. Шлегель,
Шеллинг и др.) и
стоят в ряду таких типологич. противопоставлений, как наивное и сентиментальное
у Шиллера,
классическое и романтическое и т. д. Хотя Ницше видел идеал иск-ва в определ.
равновесии А. и Д.,
однако предпочтение архаически-неоформленного (дионисийского) связывает его
концепцию А. и Д.
с мотивами позднейшей ирра-ционалистич. философии культуры (напр., в
экзистенциализме — тема
ложного «выбора» пути европ. культуры у Хайдеггера и др.).
• Vogel M., Apollinisch und Dionysisch. Geschichte eines genialen Irrtums,
Regensburg, 1966.
АПОРИЯ (греч. ?????? — затруднение, недоумение, от ? — отрицат. частица и ?????
— выход),
трудноразрешимая проблема, связанная обычно с противоречием между данными
наблюдения и
опыта и их мысленным анализом. Наиболее известны А., восходящие к др.-греч.
философу Зенону
Элейскому. В А. «О множественности вещей» говорится о возможности мысленного
представления
вещей в виде множеств, причём Зенону приписывается мнение о противоречивости
такого представ-
ления: поскольку для разделения двух вещей нужна третья вещь и т. д., то каждая
вещь может
мыслиться в виде бесконечного множества вещей, но тогда она — вопреки
очевидности — либо
должна иметь бесконечные размеры (если составляющие вещи имеют размеры), либо
вовсе не иметь
размера (если таковы составляющие). А. «Дихотомия» (разделение на два): прежде
чем пройти весь
путь, движущееся тело должно пройти половину этого пути, а ещё до этого —
четверть и т.д.;
поскольку процесс такого деления бесконечен, то тело вообще не может начать
двигаться (или
движение не может окончиться). А. «Ахилл»: в противоречии с чувств. опытом
быстроногий Ахилл
не может догнать черепаху, т. к. пока он пробежит разделяющее их расстояние, она
всё же успеет
проползти нек-рый отрезок, пока он будет пробегать этот отрезок, она ещё немного
АПОРИЯ 31
отползёт и т. д. А. «Стрела»: если считать, что пространство, время и процесс
движения состоят из
нек-рых «неделимых» элементов, то в течение одного такого «неделимого» тело
(напр., стрела)
двигаться не может (ибо в противном случае «неделимое» разделилось бы), а
поскольку «сумма
покоев не может дать движения», то движение вообще невозможно, хотя мы его на
каждом шагу
наблюдаем.
Эти и др. зеноновские А. подчёркивают относит. и противоречивый характер
математич. описаний
реальных процессов движения, необоснованность претензий на полную адекватность
(изоморфизм;
см. Изоморфизм и гомоморфизм) таких описаний и спорность привычных мнений об
однозначной
определённости фигурирующих в них понятий. Ни один из формализов. способов
анализа и
разрешения выявленных в А. противоречий, возникающих при отображении движения,
не может
претендовать на общепринятость. Проблематика, связанная с А., исследуется в
тесной связи с др.
проблемами логики и теории познания.
АПОСТЕРИОРИ И АПРИОРИ (от лат. a posteriori — из последующего и a priori — из
предшествующего), филос. понятия; апостериори — знание, получаемое из опыта,
априори —
знание, предшествующее опыту и независимое от него. Противопоставление А. и а.
получило
развёрнутое выражение в классич. рационализме нового времени (Декарт, Лейбниц),
к-рый исходил
из признания всеобщих и необходимых истин, принципиально отличающихся от
случайных истин,
полученных апостериорным (опытным) путём. Основу безусловной всеобщности и
необходимости
теоретич. истин (т. е. положений математики и математич. естествознания)
рациона-листский
априоризм усматривал в их несомненности и самоочевидности. Вслед за
рационалистами Кант также
признаёт существование всеобщих и необходимых истин, усматривая источник их
безусловности
(аподик-тичности) в априорности. Но если рационалисты считали заранее заложенным
в интеллекте,
врождённым (хотя бы в форме задатков) само содержание истины и знания, то,
согласно Канту,
априорным является только форма, способ организации знания. Эта априорная форма
наполняется,
по Канту, апостериорным содержанием, придавая науч. знанию характер всеобщности
и
необходимости. Учение Канта об априорном синтезе (или синтетич. априори) указало
на роль
исходных содержат, предпосылок как необходимых элементов познания.
В зап. философии и методологии науки 20 в. на основе неокантианства, прагматизма
и
конвенционализма сложилась т. н. функциональная (или прагматич.) концепция
априорности,
согласно к-рой априорные положения — это основоположения, исходные постулаты
науки, причём
их выбор включает момент условности, конвенциональности. При этом априорность
утрачивает своё
первоначальное гносеологическое значение независимости от опыта, становясь
выражением особой
роли исходных теоретических принципов в системе научного знания.
Отвергая априоризм как принцип объяснения природы знания, диалектико-
материалистич.
методология признаёт существование нек-рых исходных содержат. принципов, лежащих
в основе
науч. знания и обладающих особыми методологич. функциями в процессе науч.
познания (напр.,
постулат функционального подхода в биологии и отчасти в социологии, общие
принципы сис-
темного подхода и др.). См. Теория познания, Теория, Эмпирическое и
теоретическое.
S Введенский А. И., Логика как часть теории познания, П., 19173; Асмус В. Ф.,
Проблема интуиции в философии и
математике, M., 19652; Кант И., Соч., т. 3, М., 1964; К а р-нап Р., Филос.
основания физики, пер. с англ., [М., 1971];
Швыpёв В.С., Теоретическое и эмпирическое в науч. познании, М., 1978, гл. 1—2.
32 АПОСТЕРИОРИ
АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ (от греч. ??????????— отрицательный), теология,
стремящаяся
адекватно выразить абс. трансцендентность бога путём последоват. отрицания всех
его атрибутов и
обозначений, устраняя одно за другим относящиеся к нему представления и понятия
(напр., о боге
нельзя сказать не только то, что его нет, но и то, что он есть, ибо он по ту
сторону бытия). А. т. была
разработана Псевдо-Дионисием Арео-пагитом; в ср. века дополнялась каталитической
теологией.
АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad — к, на и perceptio — восприятие), понятие философии и
психологии,
обозначающее воздействие общего содержания психич. деятельности, всего
предыдущего опыта
человека на его восприятие предметов и явлений. Термин «А.» введён Лейбницем, к-
рый обозначил
им сознание (в широком смысле этого слова), а также проявление и выделение в
душе элементов
опыта и восприятия, обусловленное предшествующим знанием. В философии Канта
понятие А.
характеризует самосознание мыслящего субъекта в аспекте его априорных синтетич.
функций,
определяющих единство чувств. опыта. Кант различал трансцендентальную А.—
единство самого
познающего субъекта, к-рый с помощью рассудка конструирует (мыслит) свои
объекты, и эмпирич.
А.— единство, проявляющееся в продуктах познават. деятельности и осознаваемое
как нечто
производное от первого единства.
Дальнейшая эволюция понятия А. связана с развитием психологии. И. Ф. Гербарт
считал, что всякое
новое восприятие осознаётся и истолковывается на основе прежнего опыта, в
зависимости от
сложившихся интересов и направленности внимания. Новое знание, согласно ему,
объединяется со
старым под влиянием уже накопленного запаса представлений («апперципирующей
массы»), на
основе чего происходит упорядочивание и понимание новой («апперципируемой»)
массы
представлений. Развитое Гербартом понимание А. явилось предпосылкой педагогич.
учения о
способах и приёмах усвоения знаний. Понятие А. получило широкое распространение
в психологии
благодаря работам В. Вундта, к-рый придал ему основополагающее значение и
поставил в
зависимость от А. все сферы психич. деятельности. В его трактовке А. объединяет
различные
аспекты: ясное и отчётливое осознание восприятий, деятельность внимания,
синтезирующую дея-
тельность мышления и самосознание. Совокупность этих способностей, согласно
Вундту, определяет
из-бират. характер и регуляцию поведения. В последующем развитии психологии
понятие А.
модифицировалось в ряд новых понятий — напр, гештальта (см. Геш-
тальтпсихолоеия), установки и
др., выражающих различные аспекты активности личности.
Совр. психология исходит из того, что прежний опыт отражается на каждом психич.
процессе (от
простого восприятия до сложнейших видов деятельности). Благодаря конкретному
опыту личности
(знаниям, умениям, традициям или привычкам) каждое новое воздействие мира
приобретает особый
смысл. Поэтому один и тот же объект воспринимается различно в зависимости от
мировоззрения
человека, его образования, проф. принадлежности, социального опыта в целом.
Вместе с тем именно
социальная природа человеч. психики и сознания обусловливает общность и
общезначимость
восприятия и понимания действительности различными людьми.
• Лейбниц Г. В., Монадология, в кн.: Избр. филос. соч., М., 1908; его же, Новые
опыты о человеч. разуме, М.—Л., 1936;
Ивановский В., К вопросу об А., «Вопросы философии и психологии», 1897, № 1
(36); В у н д т В., Очерки психологии,
М., 1912; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, M., 19462; Теплов Б. М.,
Психология, М., 19515.
АПРИОРИ, см. Апостериори и априори.
АПТЕКЕР (Aptheker) Герберт (р. 31. 7. 1915, Нью-Йорк), амер. историк-
марксист. Чл.
Коммунистич. партии США. Директор Амер. института марксистских исследований.
А. осн. внимание уделяет критике бурж. идеологии, антикоммунизма, расизма,
проблемам свободы и
демократии, а также истории негритянского народа. Подвергая критич. анализу
взгляды бурж.
историков, философов и социологов, А. освещает различные аспекты методологии
науч.
исследования закономерностей обществ. развития, классовой борьбы. А. выступает
за разрядку
междунар. напряжённости, против врагов мира, демократии и социального прогресса.
* History and reality, N. ?., 1955; The world of С. Wright Mills, N. Y., 1960;
Soul of the republic. The Negro today, N. Y.,
1964; The urgency of Marxist-Christian dialogue, N. Y., 1970; в рус. пер.—
Лауреаты империализма, ?., 1955; Амер.
негр сегодня, М., 1963; История афро-американцев. Совр. эпоха, М., 1975.
АРГУМЕНТ (лат. argumentum), l) суждение (или совокупность взаимосвязанных
суждений),
приводимое в подтверждение истинности к.-л. др. суждения (или теории). 2) А.
влогике — посылка
доказательства, иначе наз. основанием или доводом доказательства; иногда А. наз.
всё
доказательство в целом.
АРИСТИПП (??????????) из Кирены (ум. после 366 до н. э.), др.-греч. философ,
основатель
киренской школы. Привлечённый славой Сократа, явился в Афины и стал его учеником
(Ксенофонт,
Воспоминания о Сократе II 1; III 8). К концу жизни вернулся на родину и основал
филос. школу
(Диоген Лаэртий II 65—85). А. считал, что всё существующее действует ради к.-л.
блага или зла и
единственным достойным внимания предметом являются ценности — хорошее и плохое.
Поэтому А.
отвергал, в частности, математику, для к-рой эти различия не существуют
(Аристотель, Метафизика
996а 32 слл.), и изучение природы как дело невозможное и бесполезное. Уже Сократ
делал акцент на
недостаточности человеч. знания, а А. утверждал, что мы можем постигнуть только
наши ощущения,
вызвавший же их предмет непознаваем (Секст Эмпирик, Против учёных VII 191—193).
Неизвестно в
точности, что из гедонистич. учения киренской школы посходит к А. Биографич.
традиция
утверждает, что А. считал наслаждение целью жизни и сам следовал этому принципу
(так, нек-рое
время он жил при дворе сиракузского тирана Дионисия I). Вместе с тем он учил,
что нужно сох-
ранять самообладание и не делаться рабом наслаждений. А. высоко ценил личную
свободу и не
желал быть гражданином к.-л. гос-ва, стремясь везде жить в качестве чужестранца
(Ксенофонт,
Воспоминания о Сократе II 1, 11 — 13). Имущество может обременять того, кто к
нему привязан, так
что А. советовал друзьям иметь столько, сколько можно спасти при
кораблекрушении. Платон,
критикуя в «Теэтете» скептич. взгляды в теории познания и разбирая в «Филебе»
вопрос о наслаж-
дениях, возможно, полемизирует с А., не называя его по имени.
• Фрагмент ы: Aristippi et Cyrenaicorum fragmenta, ed. E. Mannebach, Leiden —
Koln, 1961.
• С l a s s e n C. J., Aristippos, «Hermes», 1958, Bd 86, S. 182— 192.
АРИСТОКРАТИЯ (от греч. '????????????, букв.— власть лучших, знатнейших), 1)
форма
правления, при к-рой гос. власть принадлежит привилегированному знатному
меньшинству. Как
форма правления А. противостоит монархии и демократии. «Монархия — как власть
одного,
республика — как отсутствие какой-либо невыборной власти; аристократия — как
власть
небольшого сравнительно меньшинства, демократия — как власть народа... Все эти
различия
возникли в эпоху рабства» (Ленин В. И., ПСС, т. 39, с. 74). В истории антич.
политич. идей
разработка понятия А. для обозначения одной из гос. форм правления связана с
Платоном и
Аристотелем; в дальнейшем аристокра-тич. форму правления выделяли Полибий,
Спиноза, Гоббс,
Монтескье, Кант и др. Обоснование А. приверженцами такой формы правления
сводится, как пра-
вило, к идее о политич. неполноценности большинства людей, к-рыми призвана
править
аристократич. элита. Аристократич. республиками были в древности Спарта, Рим (6—
1 вв. до н. э.),
Карфаген; в ср.-век. Европе —Венеция, Псковская и Новгородская феод.
республики и др.
2) Знать, привилегированная часть к.-л. класса (эв-патриды в Афинах, патриции в
Риме, дворянство и
т. д.) или обществ, группа (напр., финанс. А.), пользующаяся особыми правами и
преимуществами.
Политич. влияние А. и круг лиц, причисляемых к ней, определяются конкретными
историч.
условиями и особенностями той или иной страны.
АРИСТОКСЕН (???????????) из Т а р е н т а (ак-ме, согласно визант. лексикону
«Суда», 336—333
до н. э.), др.-греч. философ, ученик Аристотеля, представитель перипатетической
школы. Из
многочисл. соч., гл. обр. музыковедч., педагогич. и историко-биографич.
характера (453 книги,
согласно «Суде»), сохранились только (в сокращённом виде) «Элементы гармоники» в
трёх книгах и
часть 2-й кн. «Элементов ритмики» (курсы лекций по теории музыки, читавшиеся А.
в Ликее).
Применяя перипатетич. метод (сочетание систематизации со скрупулёзностью
эмпирич. описания),
А. дал музыковедч. синтез, оказавший многовековое влияние (сопоставим по
значению с зоологич.
трудами Аристотеля или ботаническими — Теофраста). Зачинатель жанра биографий
философов;
серия монографий о пифагорейцах: «О Пифагоре и его учениках», «О пифагорейском
образе жизни»
и «Пифагорейские изречения» — фр. 11—41 Wehrli, биография Архита Та-рентского
(фр. 47—50).
Культ Архита и стремление изобразить Пифагора в духе просвещённого пифагорейства
последнего
поколения пифагорейской школы (напр., избавив его от архаич. религ. табу на
бобы) разительно
контрастирует со скандально-анекдо-тич. и очернит. тенденцией биографий Сократа
и Платона (фр.
51—68). Засвидетельствованное для А. сравнение отношения между душой (псюхе) и
телом с от-
ношением между муз. гармонией и лирой (фр. 118—121) уже в «Федоне» Платона (85е)
вкладывается
в уста пифагорейцу Симмию в качестве аргумента против субстанциальности и,
следовательно,
бессмертия души и, вероятно, также отражает т. зр. «последних» пифагорейцев —
учителей А. (ср.
Диоген Лаэртий VIII 46), не веривших больше в метемпсихозу.
• Elemente harmonica, rec. B. da Rios, Romae, 1954; Aristo-xeni Rhythmica, ed.
G. B. Pighi, Bologna, 1959; Die Schule des
Aristoteles, hrsg. v. F. Wehru, H. 2 — Aristoxenos, Basel — Stuttg., 19672.
• Л о с е в А. Ф., История антич. эстетики, т. 4, М., 1975, с. 664—70; W е h г l
i F., Aristoxenos, в кн.: RE, Suppl. XI, 1968,
col. 336—43.
АРИСТОТЕЛИЗМ, 1) в узком смысле — учение последователей Аристотеля (не совпадает
с
понятием перипатетической школы, т. к. древние перипатетики после Теофраста до 1
в. до н. э. по
существу никак не связаны с А.); 2) в более широком смысле об А. говорят
применительно к истории
истолкования, распространения, переводов и влияния соч. Аристотеля, а также в
связи с усвоением
учения Аристотеля в различных ср.-век. теологич. традициях. Термин «А.» —
новоевроп. про-
исхождения, однако греческий глагол ?????????????? («аристотелизировать»)
впервые встречается у
Страбона (XIII, 1, 54) применительно к возрождению А. в 1 в. до н. э.
Об истории антич. греч. А. см. Перипатетическая школа.
Ранняя вост. патристика отталкивается от неоплатонизма и свободна от влияния
Аристотеля за
исключением Немесия Эмесского и Иоанна Филопона. Осуждая ересь Евномия, Василий
Великий,
Григорий Нисский и Феодорит усматривают её корни в аристотелевской силлогистике.
Проникновение понятийного аппарата и терминологии Аристотеля в христ. теологию
происходит в
соч. Леонтия Византийского (ок. 475 — ок. 543), от к-рого в этом отношении
зависит Максим
АРИСТОТЕЛИЗМ 33
Исповедник. Соч. о животных используются в традиции «Шестодневов» (начиная с
«Шестоднева»
Василия Великого). Офиц. признание (в качестве «служанки» теологии) логика
Аристотеля получает
в «Диалектике» Иоанна Да-маскина. Оживление комментаторской традиции в 11 в.
связано с
деятельностью платоника Михаила Пселла и его учеников Михаила Эфесского и Иоанна
Итала.
Дальнейшая традиция комментирования представлена Феодором Продромом и Иоанном
Цецисом
(12 в.), Ни-кифором Влеммидом (13 в., его аристотелианские учебники логики и
физики получили в
Византии широкое распространение), Георгием Пахимером («Сокращённый очерк
аристотелевской
философии»), Мануилом Хо-лоболом (преподавал в Константинопольской школе с
1267), Феодором
Метохитом (ум. 1332) и др. Полемика между Плифоном («О различиях платоновской и
арис-
тотелевской философии», ок. 1439), отвергавшим не только аверроистич. и
томистский А., но и А.
как таковой, и Георгием Схоларием (Геннадием, «Против пли-фоновых апорий,
касающихся
Аристотеля»), защитником томистского А., предвосхищает борьбу «платоников и
аристотеликов» в
Италии в 15 в. Самый значит. памятник визант. А.— сотни рукописей соч.
Аристотеля (древнейшие
— 9—10 вв.), сохранившие для нас Corpus Aristotelicum.
Сирийский А. послужил связующим звеном между греч. и араб. А. Логич. соч.
Аристотеля (гл. обр.
«Категории», «Герменевтика» и «Первая аналитика») и «Введение» Порфирия были
усвоены
сирийскими несториа-нами для целей теологии, гомилетики и апологетики. Традицию
открывает
Ива, епископ Эдесский с 435, его современники Куми и Проб, преподаватели

<< Пред. стр.

страница 12
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign