LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 119
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

«вещи в себе»
от её отражения в сознании человека, принципиального противопоставления сущности
и явления.
Опровергая кантовский априоризм, Л. подчёркивал зависимость всех форм познания
от материаль-
ного мира. Критикуя агностицизм, Л. указывал на его гносеологич. основу — разрыв
чувств. и
логических сторон познания, абсолютизацию каждой из этих сторон, взятых вне их
реальной связи, в
отрыве от практики.
Так же решительно Л. выступал против отождествления марксистской философии с
философией
Гегеля. Л. отверг утверждение, будто для Маркса «существует тождество мышления и
реальности».
Идея, говорил Л., так же реальна, как объект, отражением к-рого в мозгу она
является. Но Маркс
никогда не утверждал тождества отражаемого и отражения, объективной
действительности и идеи.
Марксизм исходит из единства бытия и мышления, но не их тождества.
В осн. филос. труде «Экономич. детерминизм Карла Маркса» (1909, рус. пер. 1923)
Л. попытался с
позиции историч. материализма объяснить возникновение и развитие идеологич.
явлений, в
частности этич., филос. и религ. идей.
ЛАФАРГ 301
B области политики Л. боролся против реформистской идеи «мирного врастания»
капитализма в
социализм, критиковал реформистские и националистич. ошибки Года. Выступая
против всяких
уступок бурж. мировоззрению, Л. призывал использовать марксистскую теорию для
подготовки умов
к социалистич. революции.
Рассматривая вопросы эстетики и лит. критики, Л. с марксистских позиций подверг
резкой критике
отрыв лит-ры и иск-ва от породившей их социальной среды, показал их обратное
влияние на эту
среду.
В философии в отд. случаях Л. занимал позиции метафизич. материализма. Нек-рым
его суждениям в
области литературоведения свойственны тенденции к социологич. схематизму. Тем не
менее в целом
работы Л. были значит. явлением в самых разных областях обществ. наук,
содействовали
распространению и утверждению марксистского мировоззрения.
В. И. Ленин, лично знавший Л., охарактеризовал его как одного из «...самых
талантливых и глубоких
распространителей идей марксизма...» (ПСС, т. 20, с. 387).
• в рус. пер.: Соч., т. 1—3, М.—Л., 1925 — 31; Памфлеты, М.— Л., 1931; Лит.-
критич. статьи, М., 1936; Религия и капи-
тал, М., 1937.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 31—36 (см. Указатель имен); Ленин В. И., ПСС,
т. 18, с. 211—13, т. 20, с. 387—88; М о
м д ж я н X. Н., Л. и нек-рые вопросы марксистской теории, Ер., 1954; е г о· ж
е, П. Л. и философия марксизма, М., 1978.
ЛЕБОН (Le Bon) Гюстав (7.5.1841, Ножан-ле-Ротру, — 15.12.1931, Париж), франц.
социальный
психолог, антрополог и археолог, автор ряда работ по теоретич. и
экспериментальному
естествознанию. В области философии природы развивал идеи энергетизма. Л.
выдвинул один из
первых вариантов теории «массового общества». С позиций аристократич. элитизма
выступал
против идеи социального равенства во-всех её разновидностях, стремился доказать
неравенство
различных рас. Отождествляя массу с толпой, он предвещал наступление «эры масс»
и связанный с
этим упадок цивилизации.
Л. делил толпу на «разнородную» (уличные, парламентские собрания и т. д.) и
«однородную» (секты,
касты, классы). Третируя массу (толпу) как иррациональную разрушит. силу, он
подчёркивал
бессознательный и эмоциональный характер поведения индивидов в толпе, к-рыми в
этом случае
управляет закон «духовного единства толпы». По Л., поведение индивида в толпе
радикально
меняется: им овладевает ощущение непреодолимой силы, нетерпимость, догматизм,
утрачивается
чувство ответственности. Ведущую роль в обществ. развитии он отводил изменениям
в идеях,
внушаемых массам немногими «вожаками» посредством утверждения, повторения и
заражения.
Воззрения Л. эклектичны и поверхностны. Хотя он претендовал на рациональное
постижение
законов массовой психологии, его концепции носят иррациональный характер и
представляют собой
неприкрытую реакц. критику идей демократии, равенства и социализма.
• в рус. пер.: Психология народов и масс, СПБ, 1896; Психология социализма, СПБ,
1908; Эволюция материи, СПБ,
1912.
• Ашин Г. К., Доктрина «массового общества», М., 1971.
«ЛЕВИАФАН, или Материя, форма и власть гос-ва церковного и гражданского»
(«Leviathan, or The
matter, form and power of a commonwealth ecclesiastical and civil»), гл. филос.
произв. Гоббса. (В
библейской мифологии «Л.» — огромное морское чудовище.) «Л.» вышел в свет в
Лондоне в 1651 на
англ. яз., 2-е изд. появилось в Амстердаме в 1668 на лат. яз. В соч.
рассматриваются
основополагающие вопросы гносеологии, психологии, социологии, политики,
развивается ори-
гинальное учение о знаках. В 1-й ч. книги Гоббс с позиций материалистич.
сенсуализма решает
вопрос об
302 ЛЕБОН
источнике наших знаний, сочетая эмпирич. подход с элементами рационалистич.
метода (гл. обр. в
учении об анализе и синтезе). Социологич. доктрина Гоббса, изложенная во 2-й ч.,
носит антирелиг.
характер; в ней исследуются понятия естеств. права, естеств. закона, проблема
свободы и
необходимости, разработана договорная теория гос-ва. В 3-й и 4-й частях Гоббс
даёт аллегорич.
истолкование Священного писания, выступает против идеи церк. власти, критикует
веру в чудеса и
пророчества.
Лучшее англ. изд. «Л.» подготовлено W. Molesworth (1839—45); последнее отд. изд.
— под ред. M.
Oake-shott (1947) и с предисл. R. S. Peters (1962). Нем. пер. вышел в 1794, рус.
пер. — в 1864. «Л.»
включён в кн.: Гоббс Т., Избр. произв., т. 2, 1964.
ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Levy-Bruhl) Люсьен (10.4.1857, Париж,— 13.3.1939, там же), франц.
философ и
психолог-позитивист, близкий к социологич. школе Дюрк-гейма. Наиболее известен
своей теорией
первобытного «дологич.» мышления. Выступая против концепции Тайлора и др.
эволюционистов,
согласно к-рой первобытный человек («философствующий дикарь») мыслил так же
логически, как и
совр. человек, Л.-Б. утверждал, что в «низших обществах» преобладают
«коллективные
представления» (понятие, разработанное школой Дюрк-гейма), принципиально
отличные от мыслит.
деятельности в цивилизованных обществах. «Дологич. мышление» управляется, по Л.-
Б., не логич.
законами тождества, противоречия и пр., а «законом сопричастия» (парти-ципации),
согласно к-рому
воспринимаемый объект может быть одновременно самим собой и иным, находится
одновременно в
различных местах, свойства изображения тождественны свойствам оригинала и т. п.
Хотя Л.-Б.
полагал, что различным обществ. структурам свойственны и различные типы
мышления, однако он
не считал, что «дологич.» мышление присуще только отсталым народам: в сфере
личного опыта
«первобытный человек» действует и мыслит, как и современный, а с др. стороны, и
в совр. жиани
есть явления (религия, мораль), где сказывается действие «дологич.» мышления.
В последние годы жизни Л.-Б. смягчил противопоставление логич. и «дологич.»
типов мышления.
Его концепция оказала определ. влияние на юнгианский вариант психоанализа (связь
«примитивного» мышления с архетипами бессознательного), на социологию познания
Шелера и
Гурвича. В то же время тезис о «дологич.» характере первобытного мышления
подвергался критике
со стороны школы Дюркгейма и ряда её сторонников, а впоследствии — в концепциях
Ле-ви-Строса.
Несмотря на нек-рый схематизм и односторонность, взгляды Л.-Б. представляют
интерес как
попытка исследовать историч. изменения в психологии мышления.
• Les functions mentales dans les societes inferieures, P., 1922·; La mythologie
primitive, P., 1935s; в рус. пер.— Первобытное
мышление, М., 1930; Сверхъестественное в первобытном мышлении, М., 1937.
• Токарев С. А., История зарубежной этнографии, М., 1978.
ЛЕВИН (Lewin) Курт (9.9.1890, Познань,- 12.2.1947, Ньютон, шт. Массачусетс,
США), нем. и амер.
психолог. С 1932 в США. Был близок к берлинской школе ге-штальтпсихологии, но в
отличие от др.
её представителей занимался прежде всего экспериментальным изучением воли,
аффекта и личности.
Разработал концепцию личности, в основе к-рой лежит заимствованное из физики
понятие поля.
«Поле» характеризует у Л. психологич. единство личности и её окружения и
представляет собой
совокупность взаимосвязанных факторов, определяющих поведение человека (поле
возможных для
данного индивида событий и поле сил, предопределяющих, какая из возможностей
реализуется в
поведении индивида). Поведение индивида является внеш. выражением событий,
происходящих в
его психологич. поле; события эти представляют собой
либо перемещение из одной области поля в другую, либо изменение самой структуры
поля,
описываемой Л. с помощью понятий топологии. В концепции поля сказалось
характерное для Л.
стремление перестроить психологию по образцу точных наук, прежде всего физики.
Так, мотив,
становящийся у Л., в отличие от гештальтпсихологии, одним из осн. понятий,
рассматривается им в
отвлечении от предметно-смыслового (общественно-исторического в конечном счёте)
содержания
ситуации, в к-рой реализуется мотивационная динамика. Многочисл.
экспериментальные работы, вы-
полненные Л. и его учениками (проблемы запоминания и возобновления прерванных
действий,
психология, замещения, фрустрации, «уровня притязаний» личности и др.) заложили
основы совр.
экспериментального изучения мотивации. Л. явился одним из основоположников
экспериментального исследования психологии групп (т. н. групповой динамики).
• Vorsatz, Wille und Bedurfnis, В., 1926; Gesetz und Experiment in der
Psychologie, B., 1927; A.dynamic theory of personality,
N. ?., 1935; Principles of topological psychology, N. Y.— L., 1936; Field theory
in social science, N. Y., 1951; в рус. пер.—
Социализация системы Тейлора, Л,—М., 1925. * Зейгарник Б. В., Теория личности К.
Л., М., 1981; Kaufmann Р., К.
Lewin, Р., 1968.
ЛЕВИ-СТРОС (Levi-Strauss) Клод (р. 28.11.1908, Брюссель), франц. этнограф и
социолог, один из
гл. представителей франц. структурализма. Чл. Франц. академии (1973). Испытал
влияние франц.
социологич. школы Дюркгейма, а также амер. школы культурной антропологии.
Методологич.
основа структурной антропологии Л.-С. — использование нек-рых приёмов
структурной
лингвистики и теории информации в анализе культуры и социального устройства
первобытных пле-
мён, а также интерпретация правил брака, терминологии родства, тотемизма,
ритуалов, масок, мифов
как особого рода языков. Отвергая европоцентризм и расизм, Л.-С. стремится
выявить своеобразие и
силу «дикарского» мышления, заложившего уже в эпоху неолита основу технич. и
интеллектуального прогресса. Л.-С. присуща идеализация нравств. устоев
первобытного общества в
духе Руссо. Полемизируя с экзистенциализмом, феноменологией, опровергая сам
принцип филос.
субъективизма в трактовке человека и общества, Л.-С. развивает концепцию
«сверхрационализма»,
смысл к-рой — в восстановлении единства чувственного и рационального начал,
утраченного совр.
европ. цивилизацией. Гармонию этих начал Л.-С. усматривает в первобытном
мифологич.
мышлении, к-рое стремится не к снятию, а к опосредствованию фундаментальных
противоречий
человеч. бытия (напр., противоречия жизни и смерти) и восходит от оперирования
отд. предметами к
своеобразной логике чувств. качеств. оставаясь в то же время конкретным, метафо-
рич. мышлением.
Л.-С. рассматривает мифологич. мышление как коллективное бессознательное,
относительно
независимое от др. аспектов жизни племени, признавая его наиболее удобным
объектом для
выявления «анатомии» человеч. ума и тех его структур, к-рые, по Л.-С., едины для
древнего и совр.
человека. Гносеоло-гич. аспект «сверхрационализма» Л.-С. состоит в признании
науч. ценности и
принципиальной умопостигае-мости широкого круга явлений, ранее игнорировавшихся
наукой
(мысль о разумности любого продукта человеч. деятельности легла в основу др.
концепций франц.
структурализма). Онтологич. аспект концепции Л.-С. заключается в признании
разумности
свойством самого мира, самих вещей, а не свойством, привносимым субъектом.
Методу Л.-С.,
плодотворному в анализе устойчивых структур и культур, свойственна существ.
методологич. ограниченность, состоящая, в частности, в отвлечении от
исследования динамики
обществ. развития.
• Anthropologie structurale, P., 1958; Le totemisme aujourd'-hui, P., 1962; La
pensee sauvage, P., 1962; Mythologiques, v. 1—4,
P., 1984—7); Les structures ilementaires de la parente, P.— La Haye, 19672;
Anthropologie structurale deux, P., 1973; La voie
des
mascfues, t. 1—2, Geneve, 1375; L'identit«, Siminair? interdis-cipliuaire dirign
par Claude Levi-Strauss, 1974—l!)7f>, P., 1977·
в p-yi·. пер.— Структура мифом, «ВФ», 1970, ?"<> 7; Колдун и его магия,
«Природа», 1974, № 7.
• М е л е т и н с к и й Е. М., Поэтика мифа, М., (976; А в т о-н о м о в а Н.
С., Филос. проблемы структурного анализа в
гуманитарных науках, М., 1977; Charbonnier G., Entretiens avec С. Levi-Strauss,
P., 1969; Leach E. Levi-Strauss, L., 1970; С.
Levi-Strauss; the anthropologist as hero Camh. (Mass.)—L., 1970; Lapointe F. H.,
L a p o-inte С. С., С. Loyi-Strauss and his
critics. An international bibliography of criticism (1950—1976), N. Y.— L.,
1977· Jen-kins A., The social theory of C. Levi-
Strauss, L., 1979.
ЛЕВКИПП (?????????), др.-греч. философ. Основоположник атомистики, учитель и
друг
Демокрита. О жизни Л. ничего неизвестно; местом его рождения различные источники
называют
Милет, Элею, Абдеру. Упоминаются его соч. «Большой диакосмос» и «О разуме», от
второго до нас
дошла одна фраза. Согласно Аристотелю, Л. создал своё учение, пытаясь примирить
аргументы
элейской школы о невозможности движения с данными чувств. опыта. В отличие от
Пар-менида,
допускал существование небытия, т. е. пустоты, разделяющей мельчайшие частицы
бытия (атомы).
Атомы, будучи неделимыми, неизменными и бескачественными, отличаются друг от
друга лишь
величиной и формой; они находятся в состоянии вечного движения. Сталкиваясь и
сцепляясь друг с
другом, атомы образуют многообразные вещи.
Детали космогонич. концепции Л. сообщает Диоген Лаэртий. Носясь в пустоте,
бесчисл. множества
атомов порождают вихри, из к-рых возникают миры. Каждый вихрь окружает себя как
бы оболочкой,
препятствующей отд. атомам вырываться наружу. Кружась в таком вихре, атомы
разделяются по
принципу «подобное стремится к подобному»: более крупные из них собираются в
середине и
образуют плоскую Землю, более мелкие устремляются к периферии. Нек-рые скопления
атомов
воспламеняются из-за скорости движения — так возникают видимые нами небесные
светила.
Процесс космообразования, как и всё, что совершается в мире, закономерен и
подчинён необхо-
димости. В остальном взгляды Л. практически неотделимы от дальнейшего развития
атомистики в
трудах Демокрита.
Уже в древности ставился вопрос о реальности Л. По свидетельству Диогена
Лаэртия, Эпикур
утверждал, что никакого философа Л. вообще не было. В силу этого нем. филолог Э.
Роде выдвинул
в 1879 тезис о том, что Л. был фиктивным литературным персонажем, придуманным
Демокритом.
Гипотезу Роде поддержали П. Наторп, П. Таннери, позднее В. Нестле, яростным
противником её был
Г. Дильс; в настоящее время эта гипотеза отвергается большинством
исследователей. * ? р а г м е н т
ы: DK II, 70—81.
• Рожанский И. Д., Анаксагор, М., 1972, с. 161—64; Bokovnev P., Die Leukipp-
Frage. Ein Beitrag zur Forschung nach der
historischen Stellung der Atomistik, Dorpat, 1911.
ЛЕГАЛЬНОСТЬ И МОРАЛЬНОСТЬ, одно из осн. понятий этики Канта, вытекающее из его
концепции автономии морали. Согласно Канту, действие морально лишь в том случае,
если при его
свершении воля руководится только нравств. законом — категорическим императивом,
т. е. если
действие совершается исключительно ради него. Если же действие соответствует
нравств. закону, но
мотивом его свершения выступает не он сам, а к.-л. чувств. склонность, то
действие не морально, а
только легально.
«ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ», идейно-политич. течение, представители к-рого (П. Б.
Струве, М. И.
Туган-Барановский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др.) выступили в легальной
печати (отсюда назв.)
в 90-х гг. 19 в. против народничества, используя отд. марксистские идеи, к-рые
извращали в духе
буржуазно-либе-
ЛЕГАЛЬНЫЙ 303
рального мировоззрения. «Это были буржуазные демократы, для которых разрыв с
народничеством
означал переход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому
социализму, ... а
к буржуазному либерализму» (Ленин В. И. , ПСС, т. 16, с. 96).
В статьях в нем. печати Струве выступил с обоснованием прогрессивной миссии
капитализма в
России, оптимистически оценивая развитие капиталистич. экономики и выдвинув агр.
программу в
интересах крупного крест. х-ва. Ф. Энгельс в письме к ?. ?. Дани-эльсону от
17.10.1893 (см. К.
Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 39, с. 128) дал критическую оценку этих взглядов.
Наиболее полным
выражением идейной сущности «Л. м.» в начальный период его существования стала
книга Струве
«Критич. заметки к вопросу об экономич. развитии России» (в. 1, 1894). Опираясь
в политэкономии
на идеи Э. Бём-Баверка и В. Зомбар-та, в философии противопоставив Марксу Канта
и Фихте, а в
социологии — А. Риля и Г. Зиммеля, «Л. м.» выступил с широкой программой ревизии
марксизма.
Материалистич. понимание истории рассматривалось Струве в качестве «объективной
теории», не
имеющей никакого отношения к классовой борьбе. «Л. м.» отрицал также реальность
социализма, а
лозунг Струве «пойдём на выучку к капитализму» необходимо вытекал из всей его
политич. и
экономич. позиции. Аполо-гетич. характер взглядов Струве нашёл своё отражение и
в отрицании им
неравномерности развития, антаго-нистич. противоречий и кризисов, обострения
классовой борьбы в
условиях капитализма. Считая на этом основании, что капитализм в своём развитии
безграничен,
представители «Л. м.» отвергали марксистскую теорию социальной революции. Т. о.,
«Л. м.» имел
целью «...взять из марксизма все, что приемлемо для либеральной буржуазии... и
отбросить "только"
живую душу марксизма, "только" его революционность» (Л е-н и н В. И., ПСС, т.
26, с. 227).
Революц. с.-д. пошли на временный союз с «Л. м.», используя его для пропаганды
идей марксизма и
борьбы с народнич. идеологией. «Благодаря этому союзу была достигнута
поразительно быстрая
победа над народничеством и громадное распространение вширь идей марксизма (хотя
и в
вульгаризированном виде)» (там же, т. 6, с. 16).
В 1898—1900 происходила перестройка теоретич. взглядов «Л. м.» в сторону полного
отказа от
марксистских положений. Основой эволюции «Л. м.» были реальные процессы
классовой борьбы,
выступление в России на историч. арену рабочего класса в качестве гегемона и
успехи революц. с.-д.
К кон. 1900 «Л. м.» как идейное течение перестал существовать. В 1902 Струве
стал редактором
либерально-бурж. журн. «Освобождение». Во время Революции 1905—07 рус.
либерализм
оформился в бурж. партию кадетов. Ряд представителей «Л. м.» выступил
впоследствии в качестве
идеологов веховства (см. «Вехи»).
В работе «Экономич. содержание народничества и критика его в книге г. Струве» В.

<< Пред. стр.

страница 119
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign