LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 116
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

обществ. развития.
Им противостоят вуль-гарно-технологич. теории, рассматривающие развитые
капиталистич. страны
как достигшие высшей ступени К.
Разрыв гуманитарного и технич. знания получил отражение в теории «двух К.» англ.
писателя Ч.
Сноу. С ростом отчуждения личности в капиталистич. обществе оживились разные
формы
культурного нигилизма, представители к-рого отрицают понятие К. как фиктивное и
абсурдное
измышление. Популярность в кругах радикально настроенной интеллигенции и
молодёжи получили
теории контркультуры, противопоставляемой господств. бурж. К.
Марксистско-ленинская теория К. Марксистская теория К., противостоящая бурж.
концепциям,
основана на принципиальных положениях историч. материализма об обществ.-
экономич. формациях
как носледоват. этапах историч. развития общества, о взаимоотношении производит.
сил и
производств. отношений, базиса и надстройки, классовом характере К. в
антагонистич. обществе. К.
является специфич. характеристикой общества и выражает достигнутый человечеством
уровень
историч. развития, определяемый отношением человека к природе и к обществу. К.
тем самым есть
выражение специфически человеч. единства с природой и обществом, характеристика
развития
творч. сил и способностей личности. К. включает в себя не только предметные
результаты
деятельности людей (машины, технич. сооружения, результаты познания,
произведения иск-ва,
нормы права и морали и
294 КУЛЬТУРА
т. д.), но и субъективные человеч. силы и способности, реализуемый в
деятельности (знания и
умения, производств.
и проф. навыки, уровень интеллектуального, эстетич. и нравств. развития,
мировоззрение, способы и
формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества).
Принято делить К. на материальную и духовную соответственно двум осн. видам
произ-ва —
материального и духовного. Материальная К. охватывает всю сферу материальной
деятельности и её
результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда,
средства транспорта и
связи и др.). Духовная К. охватывает сферу сознания, духовного произ-на
(познание, нравственность,
воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, иск-
во, лит-ру,
мифологию, религию). Марксистская теория К. исходит из органич. единства
материальной и
духовной К., нри этом материальным основаниям К. принадлежит в конечном итоге
решающая роль
в развитии К. Именно историч. преемственность в развитии материальной К.
составляет основу
преемственности в развитии К. в целом.
Каждой обществ.-экономич. формации присущ свой тип К. как историч. целостности.
В связи со
сменой общестг).-экономич. формаций происходит изменение типов К., однако это не
означает
разрыва в развитии К., уничтожения старой К., отказа от культурного наследия и
традиций, ибо
каждая новая формация с необходимостью наследует культурные достижения
предшествующей,
включая их в новую систему обществ. отношений. При этом марксистская теория К.,
исходя из
многообразия форм К. различных народов и обществ. решительно выступает и против
абсолютизации любой К., отвергает не только теорию культурного диф-фузионизма,
но и
культурный релятивизм, делящий мир на множество изначально изолированных,
лишённых тесных
отношений К.
К. — явление общечеловеческое и классовое. «Класс, имеющий в своем распоряжении
средства
материального производства, располагает вместе с тем и средствами духовного
производства, и в
силу этого мысли тех, у кого нет средств для духовного производства, оказываются
в общем
подчинёнными господствующему классу» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 46).
Для антагонистич. формаций характерны стихийность и неравномерность культурно-
историч.
процесса, усиление культурной дифференциации общества. К. господств. класса
стремится оттеснить
на задний план духовную деятельность масс, однако именно эта деятельность и
определяет
объективное общечеловеч. содержание мн. важнейших достижений каждой нац. К. По
мере усиления
классовой борьбы, всё большего вовлечения в активную социальную жизнь доселе
пассивных,
отчуждённых от высших ценностей К. классов и социальных групп, всё больше
обнаруживается
иллюзорность провозглашаемого господств. классами т. н. культурного единства
общества.
Начинающийся ещё на ранних стадиях классового общества процесс культурной
поляризации
усиливается в эпоху совр. капитализма, в условиях к-рого противоречия
социального и культурного
развития становятся особенно острыми. Господств. классы стремятся навязать
массам примитивную
«массовую культуру». Вместе с тем наряду с К. господств. класса в условиях
капитализма начинает
всё увереннее выступать новая К. в виде демократич. и социалистич. элементов,
«...ибо в к а ж-. дой
нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно
порождают
идеологию демократическую и социалистическую» (Л е-нин В. И., ПCC, т. 24, с.
120—21). В
ленинском учении о двух К. в каждой нац. К. антагонистич. формации
подчёркивается
необходимость различать прогрессивные демократич. и социалистич. элементы К.,
ведущие борьбу с
господств. эксплуататорской К.
Победа социалйстич. революции знаменует коренной переворот в развитии общества и
его К. В ходе
социалйстич. культурной революции создаётся и утверждается социалйстич. К.,
наследующая всё
ценное в К., созданное на предшеств. ступенях развития общества и знаменующая
качественно
новую ступень в культурном развитии человечества. Осн. черты социалйстич.
духовной К.,
определяемые новыми формами обществ. отношений и господством марксистско-
ленинского миро-
воззрения,— народность, коммунистич. идейность и партийность, социалйстич.
коллективизм и
гуманизм, органич. сочетание интернационализма и социалйстич. патриотизма.
Развитие
социалйстич. К. под руководством Коммунистич. партии впервые В истории обретает
сознательно
планомерный характер и определяется на каждом историч. этапе, с одной стороны,
достигнутым
уровнем К. и материальных производит. сил, а с другой — социалйстич. и
коммунистич. идеалом.
Важнейшая цель социалйстич. К. — формирование нового человека, всесторонне
развитой личности,
превращение науч. марксистско-ленинского мировоззрения в осознанное убеждение
каждого члена
общества, воспитание в нём высоких нравств. качеств. обогащение его духовного
мира. Выступая как
механизм передачи накопленных обществом прогрессивных ценностей и традиций,
социалйстич. К.
вместе с тем призвана обеспечить макс, возможность для творчества, отвечающего
назревшим
обществ. потребностям, росту духовного и материального богатства общества и
каждого человека.
Главный критерий культурного прогресса в социалйстич. обществе определяется тем,
насколько
историч. активность масс, их практич. деятельность по своим целям и средствам
становится творч.
деятельностью.
Опыт СССР — многонац. социалйстич. гос-ва является блестящим примером развития
социалйстич.
К. в условиях взаимодействия нац. К. Сложившаяся за время существования СССР
единая по своему
духу и принципиальному содержанию сов. социалйстич. К. включает в себя наиболее
ценные черты и
традиции К. каждого народа СССР. Всё более усиливающееся взаимодействие нац.
социалйстич. К.,
рост общих интер-нац. черт в каждой нац. К. представляет собой прогрессивный
объективный
процесс. Коммунистич. партия выступает как против его искусств. форсирования,
так и против
любых попыток задержать его, закреплять обособленность нац. К. Социалйстич. К. —
прообраз
всемирной духовной К. коммунистич. общества, к-рая будет носить общечеловеч.
характер.
• Маркс К. иЭнгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; Маркс К., Капитал, гл. 1,
там же, т. 23; его ж е, К критике политич.
экономии. Предисловие, там же, т. 13; Э н-г е л ь с Ф., Анти-Дюринг, там же, т.
20; его ж е, Роль труда в процессе
превращения обезьяны в человека, там же; его же, Происхождение семьи, частной
собственности и гос-ва, там же, т. 21;
Ленин В. И., От какого наследства мы отказываемся?, ПСС, т. 2; е г о ж е, Парт.
организация и парт. лит-pa, там же, т.
12; его же, Памяти Герцена, там же, т. 21; его же, О пролет. К., там же, т. 41;
Л е н и н В. И., О К., Сб., М., 1980;
Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXV съезда КПСС,
М., 1976; Материалы XXVI
съезда КПСС, М., 1981; Луначарский A.B., Культурные задачи рабочего класса. К.
общечеловеческая и классовая, Собр.
соч., т. 7, М., 1967; Крупская Н. К., Ленинские установки в области К., М.,
1934; А г о с т и Э. - П., Нация и К., пер. с
исп., М., 1963; Г а и д е н к о П. П., Экзистенциализм и проблема К., М., 1963;
Коммунизм и К., М., 1966; ? ? ? а н о в-с к
и и С. Н., Историч. единство человечества и взаимное влияние К., Л., 1967:
Ковалев С. М., Социализм и культурное
наследие, М., 1967; Лотман Ю. М., К проблеме типологии К., в кн.: Труды по
знаковым системам, в. 3, Тарту, 1967;
Баллер Э. А., Преемственность в развитии ?.,?., 1969; M a p к а р я н Э. С.,
Очерки теории К., Ер., 1969; его же, О
генезисе человеч. деятельности и К., Ер., 1973; Л и ф-ш и ц ?. ?., Карл Маркс.
Иск-во и обществ. идеал, М., 1972;
Идеологич. борьба и совр. К., М., 1972; Партия и социалйстич. К., М., 1972;
Арнольдов А. И., К. и современность, М.,
1973; М е ж у е в В. М., К. и история, М., 1977; Духовный мир развитого
социалйстич. общества, М., 1977; Боголюб 0-в а
Е. В., К. и общество, М., 1978; Давидович В. Е., Жданов Ю. А., Сущность К.,
Ростов н/Д., 1979; К. в свете философии,
Тб., 1979; 3 л о б и н Н. С., К. и обществ. прогресс, М., 1980; Тейлор Э.,
Первобытная К., пер. с англ., М., 1939;
Сноу Ч. П., Две К., пер. с англ., М., 1973; К l em m G., Allgemeine Cultur-
Geschichte der Menschheit, Bd l—10, LJJZ. 1843—
52; Benedict R., Patterns of culture, Boston — N. ?., [1934]; White L. ?., The
science of culture, N. Y., 1949; K r o e b e r A.
L., K l u с k h o h n C., Culture. A critical review of concepts and
definitions, Camb. (Mass.), 1952; K r o e-b e г A. L., The
nature of culture, Chi., L1952J; M a l i n о w-s k i В., A scientific theory of
culture and other essays, ?. ?., 1960; Mead M.,
Continuities in cultural evolution, New Haven, 1965. А. И, Арнолъдов, М. А.
Батуyский, В. М.Межуев.
КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ социалистическая, процесс революц. преобразования духовной
сферы жизни общества, одна их важнейших закономерностей построения социализма,
утверждение
нового, социалйстич. типа духовного производства, создание социалйстич. культуры
— высшей
ступени в развитии мировой культуры, приобщение трудящихся к достижениям
культуры. К. р.
направлена на превращение всех трудящихся в социально активных участников
культурно-историч.
процесса, на формирование нового человека. Учение о К. р. как «целой полосе
обществ. развития»
разработано В. И. Лениным, определившим её сущность, задачи и цели (термин «К.
р.» введён
Лениным в 1923 в работе «О кооперации»). Отбросив социал-демократич. догматич.
схемы об обязат.
очерёдности социальных преобразований и необходимости достижения «высокого
уровня» культуры
как предпосылки социального переворота, Ленин после Великой ???. социалйстич.
революции вы-
двинул программу К. р.
К. р. обусловлена революц. преобразованиями в экономике и политике (установление
диктатуры про-
летариата, обобществление средств произ-ва, социалйстич. индустриализация,
коллективизация с. х-
ва). К. р. начинается после завоевания власти рабочим классом и осуществляется
трудящимися под
руководством коммунистич. партии. Она является необходимым условием построения
социализма.
К. р. уничтожает духовное господство и культурную монополию буржуазии в
обществе, превращает
отчуждённую от народа в условиях капитализма культуру в его до: стояние,
предоставляя
трудящимся полную возможность на деле пользоваться благами культуры, цивилизации
и
демократии. Все орудия культурной деятельности становятся средством
распространения новой,
социалйстич. культуры. Ломая и отбрасывая всё реакционное, косное, устарелое в
культуре, К. р.
сохраняет для нового общества всё то ценное, что было накоплено человечеством за
его
многовековую историю, всё прогрессивное культурное наследие, творчески и
критически развивая
лучшие образцы, традиции, результаты мировой цивилизации.
К. р. знаменует собой смену закономерностей духовного развития антагонистич.
общества,
выражавших углубляющийся разрыв культуры и народа, господство реакц. культуры,
новыми
закономерностями духовного развития, на основе к-рых происходит становление и
утверждение
социалистич., а затем и коммунистич. культуры. К. р. включает создание
социалйстич. системы нар.
образования и просвещения, перевоспитание бурж. и формирование новой,
социалйстич. ин-
теллигенции, создание социалйстич. лит-ры и иск-ва, подъём науки, формирование
новой морали,
утверждение атеистич. мировоззрения, перестройку быта и т. д.
Важнейшей целью К. р. является превращение принципов марксистско-ленинской
идеологии в лич-
ные убеждения человека, воспитание умения применять эти принципы в практич.
деятельности и
вести бескомпромиссную борьбу с пережитками прошлого, с бурж. и ревизионистскими
взглядами.
Социалйстич. культурные преобразования одинаковы по своей сущности и целям в
различных
странах и видоизменяются в соответствии с нац. и историч. особенностями данного
народа, нации,
страны, с уровнем
КУЛЬТУРНАЯ 295
экономич. и культурного развития, достигнутым до начала К. р. В СССР, где
впервые в истории была
осуществлена К. р., её особенности определялись значительной отсталостью,
унаследованной от
старого строя, неравномерностью экономического ? культурного развития наций и
народностей
России. В переходный период от капитализма к социализму в СССР была коренным
образом
перестроена система нар. образования, ликвидирована массовая неграмотность,
создана широкая сеть
школ, вузов, культ.-просвет. учреждений. Перевоспитание старой и ускоренное
формирование новой
интеллигенции, вышедшей из рядов рабочего класса и крестьянства, привело к
расцвету науки, лит-
ры и иск-ва. К. р. охватила все социальные, нац., этнич. группы, способствуя
развитию их
сотрудничества и единства на основе марксистско-ленинского мировоззрения. К. р.
в нац.
республиках по темпам развития опережала центр. р-ны страны. Опирающаяся на
принципы
интернационализма, К. р. привела к всестороннему развитию всех нац. культур,
ликвидации отста-
лости ряда народов и наций в области культуры. На основе интенсивного расцвета и
взаимообогащения нац. культур усиливаются общие черты единой интернац. культуры.
К. р. способствовала преодолению противоположности между городом и деревней,
между людьми
физич. и умств. труда, росту политич. активности масс, повышению
производительности обществ.
труда. Научно-техническая революция и связанная с ней интеллектуализация труда
настоятельно
требуют обеспечения массам возможности достижения уровня культуры, необходимого
для
всестороннего развития личности, активного участия в управлении обществом.
В зрелом социалистич. обществе важнейшей задачей культурного развития становится
создание всех
необходимых идеологич. и культурных условий для победы коммунизма, ибо «от
культурного роста
населения в огромной мере зависят подъем производительных сил, прогресс техники
и организация
производства, повышение общественной активности трудящихся, развитие
демократических основ
самоуправления, коммунистическое переустройство быта» (Программа КПСС, 1972, с.
129—30).
Руководствуясь марксистско-ленинским учением о К. р., страны социалистич.
содружества творчески
заимствуют всё наиболее ценное друг у друга. Использование богатейшего опыта
СССР, крепнущая
культурная консолидация социалистических стран способствуют расцвету каждой
страны,
обогащению духовного потенциала мировой социалистической системы в целом.
Опыт К. р. в СССР и др. социалистич. странах оказывает большое влияние на
культурное развитие
стран Азии, Африки, Лат. Америки, завоевавших нац. независимость (борьба за
ликвидацию
массовой неграмотности населения, перестройка и расширение нар. образования и
просвещения,
создание новой демократич. школы, формирование нац. интеллигенции, становление
идеологии
антиимпериализма и антиколониализма и т. д.). Не имея непосредственно
социалистич. характера,
эти преобразования тесно связаны с общими задачами антифеод.,
антиимпериалистич., демократич.
революции и могут рассматриваться как нац.-демократич. тип К. р.
• Маркс К. иЭнгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; их же, Манифест Коммунистич.
партии, там же, т. 4; Л е-н и в В. И.,
О пролет. культуре, ПСС, т. 41; е г о ж е, О нашей революции, там же, т. 45; е г
о ж е, О кооперации, там же; Ленин В.
И., О культуре. Сб., М., 1980; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы
XXVI съезда КПСС, М.. 1981;
Крупская Н. К., О пролет. культуре, в её кн.: Пе-дагогич. соч., т. 7, М., 1959;
Луначарский А. В., К. ?. и общественность.
Речь на Втором съезде ОДН, М.— Л., 1929; Коммунизм и культура, М., 1966;
Строительство коммунизма
296 КУН
и духовный мир человека, М., 1966; К. р. в СССР. 1917—1965, |М., 1967];
Арнольдов A.M., Социализм и К. р., М., 1967;
КПСС во главе К. р. в СССР, М., 1972; Духовный мир развитого социалистич.
общества, М., 1977. А. И. Арнольдов.
КУН (Kuhn) Томас Сэмюэл (р. 18.7.1922, Цинциннати), амер. историк и философ
науки, один из
лидеров т. н. историч. школы в методологии и философии науки. Получила
известность его
концепция историч. динамики науч. знания, разработанная в кн.: «Структура науч.
революций»
(1963, рус. пер. 19772). История науки представлена в ней как чередование
эпизодов конкурентной
борьбы между различными науч. сообществами. Основой для формирования и
функционирования
таких сообществ является принятие их членами определ. модели науч. деятельности
— совокупности
теоретич. стандартов, методологич. норм, ценностных критериев, мировоззренч.
установок. В рамках
этой модели происходит, по К., постепенная кумуляция решений науч. «задач-
головоломок». Безраз-
дельное господство нек-рой модели (парадигмы, или «дисциплинарной матрицы») есть
период
«нормальной науки», к-рый заканчивается, когда парадигма «взрывается» изнутри
под давлением
«аномалий» (проблем, неразрешимых в её рамках). Наступает кризис, или «революц.»
период, когда
создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Кризис
разрешается победой
одной из них, что знаменует начало нового «нормального» периода, и весь процесс
повторяется
заново.
Предложенная К. модель историч. эволюции науки направлена как против
антиисторизма
неопозитивистов, так и критич. рационалистов (Поппер и др.). К. отвергает общее
для этих
направлений убеждение в единственности, абсолютности и неизменности критериев
научности и
рациональности. Подобные критерии объявляются К. исторически относительными:
каждая
парадигма определяет свои стандарты рациональности, к-рые отнюдь не сводятся к
простому
соблюдению требований формальной логики (хотя и не противоречат им).
Демаркационная линия
между наукой и ненаукой устанавливается, согласно К., всякий раз заново с
утверждением очередной
парадигмы.
К. отвергает эмпирицистский «фундаментализм» неопозитивистов: не существует
фактов,
независимых от парадигмы и, следовательно, не существует теоретически

<< Пред. стр.

страница 116
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign