LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 113
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

кризиса 1857,
с к-рым Маркс связывал перспективы революции в Европе. С авг. 1857 по май 1858
он создал
рукопись объёмом свыше 50 печатных листов, к-рая явилась первым из трёх черновых
вариантов
будущего «Капитала». Маркс предполагал опубликовать результаты своих 15-летних
экономич.
исследований, начатых в 1843—44, в виде большого труда под назв. «К критике
политич. экономии»,
издаваемого отд. выпусками. В 1859 вышел первый выпуск, остальная часть плана
осуществилась в
виде 4 тт. «Капитала». Рукопись 1857—58 состоит из «Введения» и трёх глав: о
стоимости, деньгах и
капитале (написаны в такой последовательности: «II. Глава о деньгах», «III.
Глава о капитале»,
начало главы «I. Стоимость»).
«Введение» написано в конце авг. 1857. В янв. 1859 в предисловии к «К критике
политич. экономии»
Маркс писал: «Общее введение, которое я было набросал, я опускаю, так как по
более основательном
размышлении решил, что всякое предвосхищение выводов, которые еще только должны
быть
доказаны, может помешать, а читатель, который вообще захочет следовать за мной,
должен решиться
восходить от частного к общему» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13, с. 5). Т.
о., «Введение» является
наброском «общего введения» к экономич. труду Маркса. В заменившем его
предисловии Маркс
описал эволюцию своих взглядов, ход своих политико-экономич. исследований и дал
классич.
формулировку сущности материалистич. понимания истории, на к-рое опирается
марксистская
политич. экономия. Взгляды, близкие к содержанию «Введения», были развиты в
написанной и
опубл. в авг. 1859 рецензии Ф. Энгельса на книгу Маркса. Впервые нем. текст
«Введения» был
опубликован в 1903, рус. пер.— в 1922.
Содержание «Введения» исключительно богато: проблемы политич. экономии,
диалектич. метода,
историч. материализма, эстетики. В нём получили дальнейшее развитие идеи
«Экономическо-филос.
рукописей», «Нем. идеологии», «Нищеты философии». «Введение» состоит из 4
параграфов. В
первых двух Маркс определяет предмет политич. экономии прежде всего как
материальное произ-во;
доказывает, что произ-во есть произ-во общественное и исторически определённое.
Он раскрывает
диалектич. взаимосвязь произ-ва, распределения, обмена и потребления и
показывает, что эти
категории представляют собой единство, в к-ром произ-во является господствующим
и
определяющим моментом, и что распределение, обмен и потребление являются
моментами самого
произ-ва, взятого в целом. Маркс подвергает критике свойственные бурж. политич.
экономии
робинзонады, внеисторич. рассмотрение произ-ва и метафизич. понимание произ-ва,
распределения,
обмена и потребления. В важнейшем для философии 3-м параграфе («Метод политич.
экономии»)
Маркс решает вопрос о начале исследования и последовательности рассмотрения
экономич.
категорий, выясняет соотношение абстрактного и конкретного, исторического и
логического в
объективной действительности и развитии познания, процесса действит. развития и
процесса его
познания, истории и теории науки и подвергает критике идеалистич. диалектику
Гегеля; на этой
основе Маркс формулирует осн. закономерности диалектико-материалистич. метода
исследования и
изложения, метода восхождения от абстрактного к конкретному. Хотя речь идёт
здесь
непосредственно о методе политич. экономии, общие закономерности метода
восхождения имеют
значение и для др. наук. Этот параграф содержит наиболее полное и глубокое
изложение взглядов
Маркса на метод науч. исследования. 4-й параграф остался незаконченным. Он
представляет собой
набросок плана анализа осн. категорий, выражающих общую структуру общества
(обществ.
формации). Маркс предполагал здесь рассмотреть диалектику производит. сил и
производств.
отношений, соотношение базиса и надстройки. В этой же части «Введения»
сформулированы
важнейшие положения марксистской эстетики о соотношении материального и
художеств. произ-ва,
развития общества и развития иск-ва. На примере иск-ва Маркс рассматривает
вопрос об относит.
самостоятельности надстроечных явлений.
Главы о стоимости, деньгах и капитале были написаны между концом окт. 1857 и
концом мая 1858. В
них Маркс начал осуществление общего плана своего труда, к-рый он сформулировал
во
«Введении». К началу этого осн. этапа работы (очевидно, к концу окт. 1857)
относится новое
обращение Маркса к «Логике» Гегеля, что содействовало разработке диалектико-
материалис-тич.
метода марксистской политич. экономии. К этому времени (см. письмо Маркса
Энгельсу 14 янв.
1858) относится возникновение у Маркса замысла написать «Диалектику». Рукопись
1857—58
представляет собой решающий этап в процессе создания метода «Капитала». Исследуя
капиталистич.
способ произ-ва, Маркс рассматривает его как органич. систему, к анализу к-рой
он применяет все
средства диалектико-материа-листич. методологии: положения материалистич.
понимания истории,
законы и категории диалектики, ло-гич. приёмы исследования.
Применение материалистич. понимания истории к политич. экономии привело к
открытию
прибавочной стоимости и на этой основе к познанию закона движения капиталистич.
способа произ-
ва. Это явилось решающим доказательством истинности социально-ис-торич.
концепции Маркса.
Тем самым завершился про-
цесс превращения материалистич. понимания истории из гипотезы в научно
обоснованную теорию.
Вместе с тем это привело к существ. обогащению данной концепции, гл. обр. той её
части, к-рая
выражает законы существования и развития материального произ-ва, экономич.
основы общества. В
«К. ц. э.» Маркс углубляет, развивает, конкретизирует понятия: труд, способ
лроиз-ва, производит.
силы, производств. отношения. Он впервые выявляет здесь внутр. механизм процесса
труда, его осн.
элементы: труд как деятельность человека, средства труда, предмет труда, продукт
труда; выделяет
все элементы производит. сил, вводит важное понятие обществ. производит. сил;
исследует процесс
превращения науки в непосредственную производит.
силу; развивает новое понятие производных производств. отношений (вторичные,
междунар.
производств. отношения); вырабатывает новое понятие господствующего способа
произ-ва. В
рукописи Маркса идёт процесс становления ключевой категории историч.
материализма — обществ.
формации. В написанном на основе этой работы предисловии Маркса к «К критике
политич.
экономии» (янв.— февр. 1859) впервые определяется эта категория и появляется
термин «обществ.-
экономич. фармация». Как в рукописи 1857—58, так и в этом предисловии 1859 Маркс
развивает
дальше диалектико-материалистич. периодизацию истории, формационное членение
историч.
процесса. Рукопись «К. п. э.» исключительно богата новыми положениями,
относящимися к теории
науч. коммунизма. Выделяются три осн. аспекта: предпосылки коммунистич.
преобразования
оощества, экономика будущего коммунпстич. общества, проблема человека.
Полный рус. пер. «К. п. э.» издан в 1968—69. • Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т.
46, ч. 1—2; т. 13, с. 5—9, 489—99; Карл
Маркс. Биография, M., 19732, гл. 8; Выгодский В. С., Экономич. обоснование
теории науч. коммунизма, М., 1975;
Марксистская философия в 19 веке, кн. 1, М., 1979, гл. 9 — 10.
Г. Д. Багатурия.
«КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА» («Kritik der praktischen Vernunft», Riga, 1788),
гл. этич.
работа Канта, построенная в соответствии с его общефилос. и гносеологич.
принципами. Состоит из
предисловия, введения, учений чистого практич. разума о началах («Аналитика» и
«Диалектика») и
методе и заключения. Исходя из проблематич. понятия свободы теоретич. разума,
Кант показывает в
«Аналитике», что единственным определяющим основанием свободной и доброй воли
может быть
только необходимый и общезначимый моральный закон практич. разума —
категорический
императив: требование поступать так, чтобы максима индивидуальной воли могла
иметь силу
принципа всеобщего законодательства. Это собств. априорное законодательство
практич. разума, или
способность воли действовать на основании представления о законе независимо от
чувственных
склонностей, природной причинности и эмпирич. условий, и определяет свободу в
положит. смысле.
Сознание необходимости следовать моральному закону Кант называет моральным
велением, или
долгом, а уважение к нему — моральным чувством. Моральность в отличие от
легальности требует
поступков, вызванных уважением к закону, а не только внешне сообразных с ним.
Подчинение долгу
и уважение к закону возвышают человека над собой как частью чувственного мира и
превращают его
в свободную от механизма природы и условий времени личность, к-рая является
целью самой по
себе. В «Диалектике» рассматривается возможность высшего блага, предпосылкой к-
рого является
справедливое соответствие добродетели и счастья. Их необходимая связь, а значит.
и высшее благо
возможны лишь в силу принадлежности человека не только чувственному, но и
умопостигаемому
миру и при допущении бессмертия души и бытия бога. Эти трансцендентные и
гипотетиче-
КРИТИКА 287
ские для теоретич. разума идеи имеют объективное и конститутивное значение лишь
в качестве
постулатов, или необходимых допущений практич. разума. Они выражают потребность
в
определении конечной и полной цели воли в умопостигаемом мире. В учении о методе
рассматриваются способы воздействия «объективных» законов практич. разума на
человеч. душу, их
влияние на максимы поведения эмиирич. субъекта.
Рус. пер. «К. п. р.» Н. Смирнова (1879) и H. M. Соколова (1897, 19082); см.
также в кн.: Кант И., Соч.,
т. 4, ч. 1, 1965.
• С к p и п н и к А. П., Категорич. пмператип И. Канта, М., 1078; Con en H.,
Kants Begrundung der Ethik, B., 19102;
Materialien zu Kants «Kritik der praktischen Vernunft», hrsg. v. R. Bittuer, K.
Cramer, Fr./M., 1975.
«КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ» («Kritik der Urteilskraft», B.— Libau, 1790),
работа
Канта, за-вершающая его систему критич. идеализма. В ней дано обоснование
единства форм
познавательной (чувственной) и целеполагающей (нравственной) деятельности. Связь
их Кант
обнаруживает в способности рассматривать явления согласно принципу
целесообразности. Различая
понятия целесообразности в иск-ве и живой природе, он делит свою работу на
«Критику эстетич.
способности суждения» и «Критику телеоло-гич. способности суждения».
Первая часть соч. посвящена анализу суждений вкуса. Суждения этого типа говорят
о форме
предмета исходя из состояний субъекта. Прекрасное, по мнению Канта, есть образ
идеальной
природы субъекта, а возвышенное — образ свободы субъекта. В суждениях вкуса он
усматривает
особую априорную структуру, выражением к-рой служит т. н. чувство удовольствия и
не-
удовольствия. Специфика его состоит в отсутствии прагматич. интереса к предмету,
оно возникает из
непреднамеренной игры воображения и имеет субъективный, но вместе с тем
общезначимый и
автономный характер. Вкус определяется как способность придавать эстетич.
переживанию
«всеобщую сообщаемость». Эстетич. деятельность трактуется как сфера символич.
воплощения
нравств. идеала.
Во второй части работы говорится о том, что телеоло-гич. рассмотрение организмов
предполагает
функциональное объяснение их частей относительно условий существования целого.
Оно диктуется
не столько свойствами объектов, утверждает Кант, сколько способом нашего
представления и служит
эвристическим принципом описания в тех случаях, где механич. объяснение
оказывается
недостаточным.
Рус. пер. Н. М. Соколова (1898); см. также в кн.: К а н т И., Соч., т. 5, 1966.
• Baumler A., Kants Kritik der Urteilskraft; ihre Geschichte und Systematik, Bd
l, Halle, 1923; M e n z e г Р., Kants Asthetik in
ihrer Entwicklung, B., 1952; K u l e u k a m p f f J., Materialien zu Kants
«Kritik der Urteilskraft», Fr./M., 1974.
«КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА« («Kritik der reinen Vernunft», Riga, 1781), осн. труд
Канта. Во 2-
м изд. «К. ч. p.» (Riga, 1787) существенно переработан ряд разделов и введён
фрагмент
«Опровержение идеализма». Посвящён определению и оценке источников, принципов и
границ науч.
знания, состоит из предисловий, введения, трансцендентальной эстетики, аналитики
и диалектики
чистого разума, а также учения о его методе. Кант преодолевает односторонности
рационализма и
эмпиризма в трактовке источников знания, утверждая взаимосвязанность чувств.
опыта и
рациональных структур в науч. познании. В «Трансцендентальной эстетике»
говорится о
необходимом эмпирич. основании познания — ощущениях, возникающих в результате
воздействия
объектов на нашу способность восприятия, но в дальнейшем изложении преимуществ.
внимание
уделяется анализу способов «упорядочения», «связывания» эмпирич. данных с
помощью априорных
и субъективных форм чувств. познания — пространства и
288 КРИТИКА
времени. Соответственно ощущения, представления и вообще все «феномены»,
подчинённые
субъективным условиям восприятия (пространству и времени), по Канту, не дают
подлинного знания
об объектах, или «еещах в себе». Последние он объявляет непознаваемыми.
Априорный характер
Кант приписывает всем формам познания. В «Трансцендентальной аналитике»
рассматривается
рассудок как способность мыслить, синтезировать, обобщать содержание чувств.
представлений
посредством априорных понятий — категорий. В основе способности объединять
представления
лежит «первоначально-синтетич. единство апперцепции». «Подведение» эмпирич.
созерцаний под
категории осуществляется с помощью способности суждения, или продуктивной
способности
воображения. В «Аналитике основоположений» рассмотрены общие методологич.
принципы и
требования науч. познания (принцип каузальности, идея субстанции и др.), к-рые
определяют
условия и границы «возможного опыта». В «Трансцендентальной диалектике»
исследуется разум,
требующий абс. завершённости опыта, и даётся критика его иллюзий и ошибочных
заключений
(паралогизм, антиномии, идеал), в к-рые он впадает, отрываясь от чувств.
основания познания и
стремясь к познанию сверхчувственного — души, мира как целого и бога. Кант далёк
от однозначно
отрицат. оценки заблуждений разума и его антиномичности — он видит в этом
проявление
стремления к неогранич. расширению знания. Идеи разума имеют для естествознания
регулятивное,
направляющее значение. Учение об априорных, рацион. структурах и диалектике
разума составляет,
по Канту, подлинный предмет философии. В «Трансцендентальном учении о методе»
определяются
методы критич. филос. исследования (дисциплина), его цели, идеал и способы их
достижения,
рассматривается система предметов чистого разума (сущее и должное) и знаний о
них (метафизика
природы и нравственности), а также его архитектоника. Краткое изложение «К. ч.
р.» содержится в
«Пролегоменах» (1783). Рус. пер. М. Владиславлева (1867), И. М. Соколова (в. 1—
2, 1896—97,
19022), Н. Лосского (1907, 19152); см. также в кн.: Кант И., Соч., т. 3, 1964.
• Шульц И., Разъясняющее изложение «К. ч. р.», пер. с нем., М., 11)10; Vaihinger
H., Commentar zu Kants Kritik der reinen
Vernunft, Bd 1—2, Stuttg., 1881—82; Smith N. K.; A commentary to Kant's
«Critique of pure reason». L., 19302; Heimsoeth H.,
Transzendentale Dialektik. Ein Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft, Tl
1—4, B., 1966—71; Martin G., Sachindex zu
Kants Kritik der reinen Vernunft, B., 1967; Materialien zu Kants «Kritik der
reinen Vernunft», hrsg. v. J. Kopper, R. Malter,
Fr./M., 1975.
КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, идеалистич. направление в нем., англ. и амер. философии
кон. 19 —
нач. 20 вв. Понятие К. р. ведёт происхождение от «критицизма» Канта. Взгляды
нем. К. р.
представляют собою «реалистич.» переработку кантианства и часто причисляются к
неокантианству в широком смысле. Осн. представители — А. Риль, О. Кюльпе, Э.
Бехер и др.
исходят из того, что «нашему сознанию не дано ничего, что не было бы уже
образовано и
преобразовано им самим» (R i e h l ?., Der philosophische Kritizismus.
Geschichte und System, Bd 2,
Lpz., 19253, S. 226). Совр. нем. К. р. представлен в учении А. Венцля,
попытавшегося осуществить
«синтез» материалистич. установок совр. физики и идеалистич. философии на основе
волюнтаризма:
«Мир есть воля и представление, природа — проявление идей» (W e n z l ?.,
Philosophie der Freiheit,
Bd l, Munch., 1947, S. 216). Другая его тенденция — сближение с религией в целях
защиты свободы
воли.
В Великобритании К. р. (А. Сет, Д. Хикс) был близок к персонализму, сочетая его
с воззрениями
шотландской школы. В США К. р. как самостоят. школа возник в нач. 20-х гг. 20
в., когда Д. Дрейк,
А. Лавджой, Дж. Пратт, А. Роджерс, Сантаяна и Селлерc издали сб. «Очерки критич.
реализма»
(«Essays in critical realism», 1920). В отличие от неореализма, К. р. утверждает
возможность лишь
опосредованного познания (репрезентативней), к-рое трактуется двояк«: или объект
познаётся при
помощи «данного» как логич. сущности, отличной от объекта и субъекта, но
выражающей нек-рые
черты первого; или ояосредование осуществляется с помощью психич. представлений,
отражающих
и (или) символизирующих материальные предметы. В соответствии с этим
представители К. р.
разделились на объективных идеалистов (Сантаяна, Дрейк, Ч. О. Стронг) и
натуралистов,
сближающихся с материализмом (Селлерс, Лавджой). При этом Пратт тяготеет к
персонализму,
Сантаяна развивает объек-тивно-идеалистич. филос. и социологич. систему, Лавд-
жой «примиряет»
К. р. с неореализмом, Селлерс приходит к взглядам, близким диалектич.
материализму. Термин «К.
р.» в широком смысле используется в совр. бурж. философии для противопоставления
т. н. наивному
реализму и связывается с признанием различия между предметом познания и знанием
субъекта о
нём.
• X и л л Т. И., Еовр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 5; Богомолов
А. С.. Бурж. философия США 20 в., М.,
1974, гл. 6; Бурж. философия кануна и начала империализма, М., 1977, гл. 9, § 3;
R е с k ?., Becent American philosophy,
N. ?., 1964, p. 208—75; W e s s e l K. F., Kritischer Realismus und
dialektischer Materialismus, B., 1971; см. также лит. к ста-
тьям Реализм, Сантаяна, Селлерс.
КРИШНАМУРТИ Джидду (псевд.— А л с и о н) (р. 25.5.1895 или 1897, Маданаиалли,
шт. Мадрас),
инд. мыслитель и поэт. В 1909 мальчиком поразил членов Теософского общества (в
к-ром служил его
отец) способностью непроизвольно впадать в экстаз. Выл воспитан под наблюдением
руководительницы этого об-ва А. Безант и признан теософами мессией. Однако в
1929 отказался от
всякого участия в организованной религ. деятельности, поставив осн. целью
«воспитание свободы в
поисках истины». Беседы К. частично записаны и изданы; К. также автор двух книг
стихотворений и
неск. сб-ков эссе. Его мышление — принципиальная импровизация, сознательно
избегающая
стабильности своих терминов. Отвергая все законченные представления о бытии, все
системы, К.
требует от своих слушателей не запоминания, а соучастия; подлинное понимание
истины, по К.,
прекращает деятельность ума, спасающегося от страха смерти за религ. и филос.

<< Пред. стр.

страница 113
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign