LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 11
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

утверждений
(тезисов и антитезисов), ни одному из к-рых нельзя отдать предпочтения перед
другим. Идея А.
восходит к филос. спорам античности и полемич. методам схоластов. Термин «А.»
характерен для
философии Канта и указывает на тот «спор разума с самим собой», к-рый Кант
отобразил в
антиномиях. Трансцендентальная А.— это, по Канту, исследование антиномий чистого
разума, их
причин и результатов.
• Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, М., 1964, с. 399—403, 618, 620—
21; см. также лит. к ст. Антиномия.
АНТИУТОПИЯ, идейное течение совр. обществ. мысли на Западе, к-рое, в
противоположность
утопии, отрицает возможность достижения социальных идеалов и установления
справедливого
обществ. строя, а также, как правило, исходит из убеждения, что любые попытки
воплотить в жизнь
справедливый обществ. строй сопровождаются катастрофич. последствиями. В
аналогичном смысле
в зап. социологич. лит-ре употребляются также понятия «дистопия», т. е.
искажённая, перевёрнутая
утопия, и «какотопия», т. е. страна зла (от греч. ????? — плохой, злой и ????? —
место). А. получила
распространение на Западе после победы социалистич. революции в России, к-рая
была воспринята
мн. представителями бурж. интеллигенции как подтверждение того, будто любые
утопич.
социальные идеалы могут быть воплощены в жизнь. Переход от третирования проектов
преобразования общества к страху перед перспективой их претворения в жизнь был
лаконично
сформулирован Н. А. Бердяевым: «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем
в это верили
прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать
их
окончательного осуществления?» (О. Хаксли приводит это высказывание в качестве
эпиграфа к
своей А., см. «The Brave New World», L., 1958, p. 5). Подобная установка стала
лейтмотивом всей
последующей антиутопич. тенденции в бурж. обществ. мысли 20 в., согласно к-рой
утопия является
насилием над действительностью, над человеч. природой и пролагает путь к
тоталитарному строю, а
любое идеализируемое в утопиях будущее может быть только хуже настоящего.
Наиболее известными и типичными А. являются романы «Мы» Е. Замятина, «Отважный
новый мир»
и «Обезьяна и сущность» О. Хаксли, «Ферма животных» и «1984 год» Оруэлла,
«Механич. апельсин»
и «1985 год» Э. Бёрджесса, «Возвышение меритократии» М. Янга, «Повелитель мух»
У. Голдинга и
мн. др. соч. в жанре социальной и политич. фантастики. С ними также созвучны
нек-рые
публицистич. произведения, напр. «Мрак в полдень» А. Кёстлера, «Последняя ночь
мира» Ч. Льюиса,
«Миф о машине» Мэмфорда, «Исследование видов человечества на будущее» Р.
Хейлбронера и т. п.
В этих антиутопич. соч. проявились враждебность к марксизму и социализму и
смятение перед ли-
цом грядущих социальных последствий научно-технич. революции, стремление
защитить традиц.
бурж. индивидуализм от рационализированной технократич. цивилизации. В ряде
утопий эта
тенденция сочетается с оправданной тревогой за судьбу личности в «массовом
обществе», с
протестом против растущей бюрократизации и манипулирования сознанием и
поведением людей в
условиях гос.-монополистич. капитализма.
Формально А. ведёт своё происхождение от сатирич. традиции Дж. Свифта, Вольтера,
У. Ирвинга,
С. Батлера, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Г. К. Честертона и др. Однако в отличие от
острой критики
социальной действительности антагонистич. общества А., напротив, является
сатирой на демократич.
и гуманистич. идеалы, призванной морально оправдать существующий социальный
строй и
выливающейся в прямую либо косвенную апологию антагонистич. общества. В этом же
состоит и
принципиальное различие между А. и т. н. романом-предостережением, к к-рому
обращались в своём
творчестве А. Франс, Дж. Лондон, Г. Уэллс, К. Чапек, С. Льюис, Р. Брэдбери, Р.
Мерль, П. Буль и
многие другие прогрессивные писатели, чтобы предостеречь от подлинных, а не
мнимых опасностей.
А. представляет собой типичное выражение т. н. кризисного сознания совр. бурж.
общества. Анти-
утопич. тенденция в обществ. мысли выливается в отречение от прогрессивных
социальных идеалов,
от демократич. и гуманистич. традиций прошлого, для неё характерен историч.
пессимизм. В совр.
условиях А. на Западе несколько утрачивает своё значение, ибо её негативное
отношение к
социальным идеалам не оправдало себя в идеологич. борьбе, и в поисках
привлекательных для масс
позитивных идеалов бурж. идеологи всё чаще прибегают к попыткам воскрешения
различных
либерально-реформистских и радикальных утопий.
• Бердяев Н., Смысл истории, Берлин, 1923; А р а б-О г л ы Э. А., В утопич.
антимире, в сб.: О совр. бурж. эстетике, в. 4,
М., 1976; Шахназаров Г., Этот прекрасный новый мир в этом пресловутом 1984 г.,
«Иностр. лит-ра», 1979, JV« 7; H u ? 1
е у A. L., Brave new world revisited, L., 1958; Amis К., New maps of hell, N.
Y., 1960; Cioran E. M., Histoire et Utopie, P.,
1960; W a l s h G h., From Utopia to nightmare, N. Y., 1962; H i I 1 e g a s M.
R., The future as nightmare, N. Y., 1967; Коe-
stler ?., The ghost in the machine, L., 1975; см. также лит. к ст. Утопия. 9. А.
Араб-Оглы.
АНТИФОНТ (???????) (5 в. до н. э.), др.-греч. философ-солист. Автор соч.
«Истина» и «Согласие».
О жизни А. неизвестно ничего достоверного; антич. традиция, принимаемая нек-рыми
совр.
исследователями, отождествляет его с А. из Рамнунта — афинским политиком
олигархич.
направления и автором суд. речей. В духе элейской школы высказывался скептически
в отношении
возможности познания единичного (DK В 1). Пытался решить задачу квадратуры круга
и
натолкнулся при этом на проблему перехода к пределу последовательности (DK В
13). Подчёркивал
искусственный, непрочный характер всего, что является делом рук человека (DK В
15 = Аристотель,
Физика II 1 193а 9 слл.). В соч. «Истина» А. предстаёт как пессимист и противник
ограничений,
накладываемых на индивида гос-вом. В своём индивидуализме рекомендовал
расчётливо заботиться
о максимуме наслаждений и минимуме страданий, видя в этом следование природе.
Соблюдать
законы следовало, по А., лишь в той мере, в какой это необходимо для того, чтобы
не подвергнуться
наказанию. А. отрицал существ. различия между эллинами и варварами, не признавал
преимуществ
знатного происхождения. Возможно, делал попытки рационального толкования
сновидений. Веря,
как все софисты, в могущество слова, вёл лечебные беседы в специально
приспособленном
помещении с людьми, потерявшими душевное равновесие и искавшими помощи (DK A 6).
Найденные на папирусах отрывки соч. А.— древнейший образец греч. филос. прозы.
• Фрагменты: DK II, 334—70; Маковельский А. О., Софисты, в. 2, Баку, 1941, с.
33—55.
АНТИФОНТ 29
* Л у p ь е С. Я., ?.— творец древнейшей анархич. системы, М., 1925; D u m m l e
r F., Akademika, Giessen, 1889, S.71—
241; L u r i a S., Antiphon der Sophist, «Eos», 1963, v. 53, fasc. l, p. 63—67;
M o r r i s o n J. S., The Truth of Antiphon,
«Phronesis», 1963, v. 8, p. 35—49; G u t h r i e W. K. C., A history of Greek
philosophy, v. 3, Camb., 1971.
АНТИЦИПАЦИЯ (лат. anticipatio, от anticipo — предвосхищаю), понятие, означающее
способность
n той или иной форме предвосхищать события. Идея А. (греч. «пролепсис»)
встречалась уже у
стоиков и эпикурейцев. Против А. выступал Ф. Бэкон, призывавший не
предвосхищать, а познавать
природу. Кант под А. в широком смысле понимал априорную предопределённость форм
и структур
опытно-теоретич. знания, т. е. относит. единообразие категориально-логич.
аппарата. Поскольку же
само ощущение нельзя антиципировать, к моменту А. в нём можно отнести лишь общее
всем
ощущениям чувство реальности, или наполненности, меняющееся с т. зр.
интенсивности (понятие А.
в узком или, по Канту, «необычном» значении). В психологию понятие А. введено
Вундтом и, как
правило, обозначает либо ожидание организмом определ. ситуации, либо
представление результатов
действия до его осуществления.
АНТРОПОЛОГИЗМ (от греч. ????????— человек и ????? — слово, понятие, учение),
филос.
концепция, представители к-рой усматривают в понятии «человек» осн.
мировоззренч. категорию и
утверждают, что только исходя из неё и можно разработать систему представлений о
природе,
обществе и мышлении. Сторонники А. отстаивают либо материалистич., либо идеалис-
тич. взгляды.
Наиболее значит. представителями материалистич. А. были Гельвеции, Фейербах и
Чернышевский.
Ввёл и обосновал антропологич. принцип в философии Фейербах. Категория «человек»
была вы-
двинута им как антитеза «идеи» и «духа» — понятий, в к-рых резюмировался
господствовавший в
тот период объективный идеализм. Начиная со 2-й пол. 19 в. развиваются
идеалистич. варианты А.
(Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель). Наиболее полное обоснование совр.
идеалистич. филос.
антропологии было дано М. Шелером. Её приверженцы (А. Гелен и др.), а также
близкие им по духу
философы-экзистенциалисты выдвигают категорию «человек» в качестве антитезы
понятий
«общество» и «природа».
Несостоятельность А. проявляется прежде всего в абстрактном и одностороннем
понимании самого
человека, в неумении учесть особенности его жизнедеятельности как обществ.
существа. А. означает
идеализм в понимании общества, сведение объективных социальных отношений между
людьми к
идеалистически понятым связям между «Я» и «Ты». Как методологич. принцип А.
получил
распространение в немарксистской социологии, этике, эстетике. См. также ст.
Философская
антропология и лит. к ней.
• Энгельс ?., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, Маркс К. иЭнгельс
Ф., Соч., т. 21; Корн е-е в П. В.,
Совр. филос. антропология, М., 1967; Бурж. философия 20 в., М., 1974, с. 162—81.
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА в социологии, см. Расово-антропологическая
школа.
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП, см. Антропологизм.
АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. ???????? — человек и ????? — форма, вид), уподобление
человеку, наделение человеч. психич. свойствами предметов и явлений неживой
природы, небесных
тел, животных, мифич. существ. А. возникает как первонач. форма мировоззрения и
выражается не
только в наделении животных человеч. психикой, но и в приписывании
неодушевлённым предметам
способности действовать, жить и умирать, испытывать переживания и т. д. (земля
спит, небо
хмурится и т. п.). Эта форма А. господствовала на ранних ступенях развития
общества. Отголоски та-
30 АНТИЦИПАЦИЯ
кого понимания мира представлены в языке совр. культурных народов (напр.,
безличные глаголы
типа «моросит», «светает» и др.), в иск-ве, особенно в поэзии, где известная
антропоморфность ряда
образов связана с требованием высокой эмоциональной выразительности. А.
характерен для религ.
мировоззрения, что выражается в перенесении облика и свойств человека на
вымышленные
предметы, присущем большинству религ. представлений о богах и др. сверхъестсств.
существах.
Антропоморфными, в частности, являются обычно боги т. п. высших религий, хотя в
теологии это
обстоятельство отрицается. А. несовместим с науч. мировоззрением. В совр.
научно-технич., в
частности кибернетич., лит-ре употребляются антропоморфные понятия (машина
«запоминает»,
«решает задачу» и т. п.), но при этом, конечно, учитывается существ. различие
деятельности
человека и действий машины. См. ст. Религия и лит. к ней.
АНТРОПОСОФИЯ (от греч. ???????? — человек и ????? — мудрость), оккультно-мистич.
учение
о человеке как носителе «тайных» духовных сил, развитое в нач. 20 в. Штейнером.
Выделилось из
теософии, к-рую Штейнер стремился превратить в «экспериментальную» науку,
ставящую целью
раскрытие скрытых способностей человека с помощью системы особых упражнений
(занятия
эвритмией, музыкой, постановки мистерий, медитация и др.). Этой цели должна была
служить
предложенная Штейнером система воспитания, получившая известное распространение
в странах
Зап. Европы и США. Традиц. учения оккультизма и религий древности и
средневековья (антич.
мистерии, христианство) эклектически объединялись в А. с элементами
естествознания и
идеалистич. философии нового времени. Влияние Платона сказалось на социаль-но-
политич. утопии
А., в основе к-рой лежит расчленение социального организма на три независимые
сферы — гос-во,
правосудие и экономику. Для А. характерны также утопич. идеи о преодолении
бездушно-механич.
хозяйствования на основе земледелия через постижение биоритмов растений и т. п.
Антропософское
об-во было основано Штейнером в 1913 с центром в г. Дорнах (Швейцария). В 1-й
трети 20 в. учение
А. получило распространение в ряде стран Европы, имело определ. воздействие На
круги художеств,
интеллигенции (А. Белый, В. В. Кандинский, X. Моргенштерн, Бруно Вальтер и др.).
С 1960-х гг.
происходит нек-рое оживление А. в Зап. Европе и США (в частности, в педагогике и
медицине). • см.
к статьям Штейнер, Теософия.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч. ???????? — человек и лат. centrum — центр), воззрение,
согласно
к-рому человек есть центр и высшая цель мироздания. А. представляет собой одно
из наиболее
последоват. выражений точки зрения телеологии. В антич. философии А.
формулировал Сократ,
позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и
нек-рые
философы нового времени (напр., нем. философ X. Вольф). Нек-рые элементы А. как
исходной
теоретич. установки присущи экзистенциализму и ка-толич. философии Тейяра де
Шардена. См.
также Философская антропология.
АПАТИЯ (греч. ???????, букв.— отсутствие страданий, бесстрастие, от ? — отрицат.
частица и
????? — страдание, чувство, страсть), термин др.-греч. филос. школы стоиков,
обозначавший
способность мудреца, носителя стоич. нравств. идеала, не радоваться тому, что
вызывает
наслаждение у обычных людей, и не испытывать страданий от всего того, чего
страшатся люди,
вплоть до обращения в рабство, пыток и самой смерти. Мудрец, достигший А.,
управляет собой,
руководствуясь одним только разумным нравств. законом. См. Стоицизм.
АПЕЙРОН (греч. ???????, от ? — отрицат. частица и ??????—конец, предел), термин
др.-греч.
философии, означающий «бесконечное»; в пифагорейско-платоновском
словоупотреблении означает также «неопределённое, неоформленное» (отсутствие
внутр. границ).
Как космогонич. принцип бесконечное занимает существ, место в древнейших
мифологич. картинах
мира. Уже в «Огдоаде» (Восьмерице) — др.-егип. Гермополь-ской теогонии (2-е тыс.
до н. э.) в
качестве одной из четырёх космогонич. прапотенций выступает олицетворение
бесконечного (Хух и
Хаухет). Др.-инд. ведич. традиция (см. Веды) учит об Адити (персонифицированная
бесконечность)
как о матери богов Адитьев — охранителей космич. закона «рта». В др.-греч.
орфич. (см. Орфизм)
теогонии мировое яйцо зарождается в «бесконечном хаосе» (пространстве). Проблема
А., в частности
бесконечности Вселенной и праматерии, обсуждалась в науч.-филос. традиции
начиная с милетской
школы и, по свидетельству Аристотеля (О небе 1,5. 271 b2— 8), оказалась едва ли
не осн.
источником всех противоречий между теориями Вселенной, выдвигавшимися его
предшественниками. Предметом последоват. осмысления А. впервые стало в элейской
школе,
прежде всего в апориях Зенона Элейского, причём негативное отношение к А. у
Парменида и Зенона
(регресс в бесконечность, как впоследствии и у Аристотеля, здесь принимается за
доказательство
абсурдности и, следовательно, нереальности соответствующего объекта) сменяется
признанием А.
атрибутом «бытия» у Мелисса Самосского.
Классич. антич. анализ понятия А. дан Аристотелем в «Физике» (кн. III, гл. 4—8):
А. возможно лишь
акци-дентально и потенциально, но не субстанциально и актуально. Разбирая
воззрения своих филос.
предшественников, Аристотель замечает, что «все они полагают А. неким онтологич.
принципом»
(Физика 203а 3, 203b4), но при этом одни (большинство досократич.
натурфилософов)
рассматривают его лишь как «атрибут другой субстанции», тогда как Платон и
пифагорейцы
гипостазируют А. и рассматривают его само по себе. Это наблюдение Аристотеля
подтверждается
текстами милетских философов (Анаксимандр, Анаксимен), Диогена Аполлонийского и
Анаксагора.
А. выступает как атрибут (на грамматич. уровне — прилагательное) космогонич.
праматерии,
объемлющей извне оформленный космос и поглощающей его после гибели: отсюда
утверждение
Аристотеля, согласно к-рому большинство натурфилософов, включая Анаксимандра,
принимали А.
за первоначало (архе).
Существенно иным было понимание А. в пифагорей-ско-платоновской традиции: здесь
А.
(беспредельное) рассматривается только как член оппозиции предел— беспредельное,
но в то же
время гипостазируется и потому грамматически выражается субстантивированным
прилагательным
среднего рода (?? ???????, ср. нем. Das Unendliche). В пифагорейской таблице
осн. онтологич.
противоположностей у Аристотеля (Метафизика 1, 5. 98ба 23 слл.) оппозиция предел
— беспредель-
ное (А.) занимает первое место, причём А. оказывается в одном понятийном ряду с
чётным,
множеством, левым, женским, движущимся, кривым, тьмой, злом и неправильным
прямоугольником
— см. «пределопола-гающие» (активные) и «беспредельные» (пассивные) элементы в
подлинных
фрагментах Филолая. Платон включил эту оппозицию в систему четырёх онтологич.
принципов
«Филеба» (23 с) наряду с «причиной» и результатом их «смешения»; позднее, в
«неписанном
учении» она развилась в оппозицию одно — неопределённая двоица. Пифагорейско-
платоновская
оппозиция предел — А. (параллельная оппозиция эйдос — пространство «Тимея») —
прямая
предшественница формы и материи Аристотеля; показательно, что Аристотель сам
осознавал
понятийную близость платоновского А.— бесконечности, неопределённости,
неоформленности и те-
кучести — тому онтологич. принципу, к-рому он впервые дал имя «материала,
материи» (Физика 207
b 35). Плотин (Эннеады II, 4, 15) принимает отождествление А. и «материи», но
последоват. монизм
заставляет его подчинить А. единому в качестве момента его эманации.
• Л е б е д е в А. В., ТО АП EIRON: не Анаксимандр. а Платон и Аристотель,
«ВДИ», 1978, № 1, с.
39—54, № 2, с. 43—58; Edel ?., Aristotle's theory of the infinite, N. Y., 1934;
? ? n d о 1 f о R., L'infinito
nel pensiero dell' antichita classica' Firenze, 1956; Sinnige T h. G., Matter
and infinity in the presocratic
schools and Plato, Assen, 1968· Sweeney L., Infinity in the Presocratics, The
Hague, 1972. А. В Лебедев'
АПОДИКТИЧЕСКИЙ (от греч. '???????????? - доказательный, убедительный), филос.
термин,
обозначающий высшую степень логич. достоверности знания и характеризующий
непреложную
необходимость содержания тех или иных суждений и высказываний. Достоверность
аподиктич.
суждений вытекает из доказат. обоснования, восходящего к истинным положениям, и
поэтому не
может быть усмотрена непосредственно из формы суждения. Специфику аподиктич.
суждений
впервые исследовал Аристотель, к-рый отличал от них суждения «диалектические»,
т. е.
вероятностные, указывающие на возможность противоположного тому, что в них
утверждается.
Последующая эволюция понятия А. связана с развитием формальной (в частности,

<< Пред. стр.

страница 11
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign