LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 108
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Конструктивное направление) и строится соответств. семантика. В К. л.
отвергается исключённого
третьего принцип и закон снятия двойного отрицания (т. е. закон, согласно к-рому
А влечёт А
для любого суждения А; есть знак отрицания). От интуиционистской логики,
также отвергающей
названные логич. положения, К. л. отличает использование при задании смысла
логических операций
понятия алгоритма и ряд особых логико-семантич. принципов, в частности
сформулированный А. А.
Марковым принцип конструктивного подбора, согласно к-рому если к.-л.
конструктивный процесс
не является неограниченно продолжаемым, он на нек-ром шаге неизбежно оборвётся.
КОНСТРУКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в математике и логике, подход в основаниях этих наук,
при к-ром их сфера ограничивается конструктивными объектами и такими
рассуждениями об этих
объектах, в к-рых не присутствует идея актуальной бесконечности. Конструктивными
наз. объекты,
являющиеся либо элементарными знаковыми образованиями (т. е. не построенными из
др. знаков),
относительно к-рых предполагается, что они однозначно опознаваемы — различаемы и
отождествляемы, как, напр., буквы нек-рого алфавита (см. Абстракция
отождествления), либо
сложными (но обязательно конечными) знаковыми конструкциями, возникающими в
результате к.-л.
конструктивного процесса. Последний представляет собой основанный в конечном
счёте на
оперировании с элементарными конструктивными объектами и протекающий по чётким
правилам
дискретный (по шагам) процесс построения новых конструктивных объектов
[примерами объектов,
возникающих в конструктивных процессах, являются слова (формулы) в к.-л.
алфавите, конечные
таблицы и графы, деревья логич. выводов]. Конструктивные процессы задаются либо
исчислениями
как системами порождающих правил, либо алгоритмами. К. н. в применении к таким
процессам
допускает абстракцию потенциальной осуществимости (позволяющую, напр.,
рассуждать о фор-
мулах с любым конечным числом знаков, о сколь угодно сложных формальных логич.
выводах), но
не абстракцию актуальной бесконечности. Это приводит к финитной установке (см.
Финитизм),
состоящей в отказе от рассмотрения «завершённых» бесконечностей типа множеств
всех
натуральных, всех действит. чисел, всех формул к.-л. логич. исчисления. В логич.
плане подобная
установка влечёт отказ от применения исключённого третьего принципа к
бесконечным
совокупностям объектов, а также отказ от правила снятия двойного отрицания
(позволяющего
умозаключать от опровержения допущения о несуществовании нек-рого объекта к
утверждению о
его существовании). Эти черты К. н. определяют его отличие от подходов классич.
(теорети-
274 КОНСТРУКТИВНАЯ
ко-множественной) математики и классич. логики, сближая его с математикой и
логикой,
реализуемой в системах «искусств. интеллекта».
Конструктивные процессы и соответств. им конструктивистские тенденции неотделимы
от истории
математики и дедуктивной логики, однако как самостоят. подход К. н. начинает
складываться в
первые десятилетия 20 в. в связи с концепцией формализма Гильберта и появлением
интуиционизма
(с к-рым его сближает ряд общих черт). Чёткий вид К. н. приобрело после
возникновения совр.
теории эффективной вычислимости (теории алгоритмов) в 30-х гг. Начиная с 40-х
гг. в СССР
сложилась оригинальная форма К. и., созданная А. А. Марковым и развитая его
учениками (Н. А.
Шанин и др.). См. также Конструктивная логика.
• M a p к о в А. А., Теория алгоритмов, М.— Л., 1954 (Тр. Математич. ин-та АН
СССР, т. 42); его ж е, О логике
конструктивной математики, М., 1972; Шанин ?. ?., Ветуп. ст., в кн.: Гудстейн Р.
Л., Рекурсивный математич. анализ,
М., 1970, с. 7—76.
КОНТ (Comte) Огюст (19.1.1798, Монпелье,—5.9.1857, Париж), франц. философ, один
из
основоположников позитивизма и бурж. социологии. В 1817—22 был секретарём Сен-
Симона, затем
— экзаменатором и репетитором Политехнич. школы в Париже. Главные соч. К.,
излагающие основы
философии позитивизма, относятся к первому периоду творчества К. (до сер. 40-х
гг.). Наибольшую
известность К. принёс «Курс позитивной философии» (v. l — 6, 1830—42; рус. пер.
под назв. «Курс
положительной философии», т. 1—2, 1899—1900). Позитивизм К. рассматривал как
среднюю линию
между эмпиризмом и мистицизмом: по К., ни наука, ни философия не могут и не
должны ставить
вопрос о причине явлений, а только о том, «как» они происходят. В соответствии с
этим наука, по К.,
познаёт не сущности, а только феномены. Вслед за Сен-Симоном К. развил идею т.
н. трёх стадий
интеллектуальной эволюции человечества (равно как и отд. индивида), определяющих
в конечном
счёте всё развитие общества. На первой, теологич., стадии все явления
объясняются па основе религ.
представлений; вторая, метафизич., стадия заменяет сверхъестеств. факторы в
объяснении природы
сущностями, причинами; задача этой стадии — критическая, разрушительная, она
подготовляет
последнюю — позитивную, или науч., стадию, на к-рой возникает наука об обществе,
содействующая его рациональной организации. Социология К. разделяется на
социальную статику,
имеющую дело с устойчивыми («естественными») условиями существования любого
обществ. строя, и социальную динамику, изучающую естеств. законы обществ.
развития. Значит.
место в системе К. занимает классификация наук, иерархию к-рых К. строил по
степени уменьшения
их абстрактности и увеличения сложности.
Осн. соч. К. второго периода — «Система позитивной политики» («Systeme de
politique positive...», v.
l—4, 1851—54) — проникнуто духом религиозности и мистицизма. В качестве
«социальной физики»
социология должна, по К., обосновывать науч. политику, примиряя принципы
«порядка» и прогресса,
реставраторские и революц. тенденции; тем самым социология выступает как
«позитивная мораль»,
относящаяся не к индивиду, а к человечеству. К. провозгласил создание новой
«религии
человечества», подробно изображая её культ и катехизис. Социологич. и политич.
идеи К. были
подвергнуты резкой критике К. Марксом и Ф. Энгельсом (см. Соч., т. 33, с. 138 и
т. 39, с. 326—27).
Позитивистские идеи К. получили широкую популярность среди естествоиспытателей
19 в., гл. обр.
благодаря изложению их в соч. Э. Литтре, Дж. С. Милляи Г. Спенсера.
• Du pouvoir spirituel, P., 1978; в рус. пер.— Дух позитивной философии, СПБ,
1910; [Соч. и отрывки], в сб.:
Родоначальники позитивизма, в. 2, 4, 5, СПБ, 1910—13.
• Нарский И. С., Очерки по истории позитивизма, М., 1960, с. 57—74; Кедров Б.
М., Классификация наук, т. 1, М., 1961,
с. 99—141; К о н И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; Mill J. S., A. Comte
and positivism, L., 18662; Levy-
В г u h l L., La Philosophie d'A. Comte, P., 1900; 0 s t w a l d W., A. Comte.
Der Mann und sein Werk, Lpz., 1914; O o u h i e r
H., La Jeunesse d'A. Comte et, la formation du positivisrae, v. l—3, P., 1933—
41; L а с r o i ? J., La sociologic d'A. Comte, P.,
1956; S t e i n h a u e r M., Die politische Soziologie A. Comtes, Meisenheim am
Glan, 1966.
КОНТЕКСТ (от лат. contextus — сцепление, соединение, связь), относительно
законченный по
смыслу отрывок текста или речи, в пределах к-рого наиболее точно и конкретно
выявляется смысл и
значение отд. входящего в него слова, фразы, совокупности фраз. В логике и
методологии науки К.
понимается как отдельное рассуждение, фрагмент научной теории или теория в
целом.
КОНТИНУУМ (от лат. continuum — непрерывное), термин, используемый ? математике,
естествознании и философии. В математике под К. понимаются бесконечные
множества,
количественно эквивалентные множеству действит. чисел. Мощность, или
кардинальное число,
таких множеств, по гипотезе создателя теории множеств Г. Кантора,
непосредственно следует за кар-
динальным числом счётного множества, т. е. множества, эквивалентного множеству
всех
натуральных чисел. П. Коэну (США) удалось доказать независимость континуум-
гипотезы от
остальных аксиом теории множеств, хотя проблема установления истинности или
ложности гипотезы
остаётся открытой. При геометрич. интерпретации действит. чисел К. может быть
представлен с
помощью точек числовой прямой (или оси абсцисс). Поскольку множество всех точек
любого
отрезка такой прямой эквивалентно множеству всех действит. чисел, К. можно
интуитивно
представить в виде любого отрезка или непрерывной линии поверхности.
В физике под К. понимается идеализированная модель единого физич. пространства-
времени. Она
получается путём отождествления точек геометрич. К. с точками физич.
пространства-времени и
определения на геометрич. К. метрич. отношений и функциональных связей
посредством
мысленного воспроизведения движений твёрдых тел (в классич. механике) или
световых сигналов (в
теории относительности). В соответствии с представлениями общей теории
относительности метрич.
структура пространственно-временного К. детерминируется распределением плотности
вещества и
излучения во Вселенной. Континуальная модель физич. пространства-времени —
результат
становления и развития классич. математики и классич. (неквантовой) физики.
Понятие К. как одно из уточнений категории непрерывности имеет важные
методологич. функции.
Напр., Лейбниц считал, что непрерывность обладает онтология, статусом («природа
не делает
скачков») и выступает необходимым условием истинности законов природы. В рамках
диалектико-
материалистич. исследований понятие К. используется для анализа принципа
причинности,
соотношения части и целого, прерывного н непрерывного, конечного и бесконечного
и др. • Коэн П.
Д ж., Теория множеств и континуум-гипотеза, пер. с англ., М., 1969; ? а н ч е н
к о А. И., К. и физика.
(Фи-лос. аспекты), М., 1975.
КОНТРКУЛЬТУРА, понятие, используемое в совр. социологии и публицистике для
обозначения
комплекса социально-культурных установок, ориентации и ценностей, оппозиционных
господств.
бурж. культуре. В 60—70-х гг. понятие К. получило специфич. трактовку как
наименование
идеологии «мятежных» социальных групп и слоев студенчества, хиппи, членов
разного рода
«коммун». Хотя наиболее вульгарные проявления К. выглядели как истерич.
отрицание культуры, т.
е. как антикультура, в целом К. этого периода отразила стихийный бунт мелкобурж.
сознания против
ценностей и ориентации «массового общества» и «массовой культуры» как
технократич. варианта
бурж. культуры. Отсюда полемич. заострённость К. против идеалов мещанского
материального
благополучия, накопительства, жизненного успеха, нравств. ригоризма, социального
конформизма и
т. п., а также против «абсолютист-
ских» претензии науки, якобы повинной в становлении отвергаемого К. «массового
образа жизни».
К. ратует за создание «нерепрессивного» общества, к-рое бы открывало перед
человеком
возможности спонтанной самореализации и установления «подлинных», свободных от
диктата внеш.
необходимости и меркантильного интереса отношений с др. людьми и природой. К.
отводит природе
особое место в системе альтернативных ценностей, усматривая в ней сакральное
начало, источник
естественности и чистоты и противопоставляя её «урбанистско-индустриальной»
пустыне как
воплощению искусственности и репрессивности. Поскольку сущность человека
получает в К.
внесоциальную трактовку, а социально-политич. революция отвергается как «не
отвечающая»
условиям высокоразвитого капитализма, формирование свободного общества
связывается в К.
прежде всего со становлением «новой чувственности», высвобождением подсознат.
сил и влечений,
развитием «внутр. опыта» и «религ. обновлением», истолковываемым в мистич. духе.
Средства
достижения поставленных целей — употребление наркотиков, ре-лиг. экстаз,
неформальные связи
между людьми, объединёнными в небольшие группы — альтернативные коммуны.
В К. 60—70-х гг. нашла отражение присущая совр. капитализму дегуманизация
обществ. отношений,
связанная с фетишизацией науки и техники, бюрократизацией обществ. жизни, ростом
отчуждённости индивида от общества, кризисом институтов социализации и нек-рыми
др.
явлениями, наиболее остро прочувствованными молодёжью из средних слоев. Вместе с
тем К.
явилась гипертрофированной, извращённой формой выражения реальных тенденций к
формированию анти-бурж. ценностей, имеет эзотерич. характер и не являет собой
реальной практич.
альтернативы господств. бурж. культуры. Нек-рые её элементы со временем сами
становятся частью
«культурного истэблишмента» и служат средством манипулирования общественностью в
руках
господств. класса.
• 3 а м о ш к и н Ю. ?., ? ? т ? о ш и л о в а Н. В., Нек-рые совр. тенденции в
развитии сознания амер. «новых левых», в
кн.: Историч. материализм как теория социального познания и деятельности, М.,
1972; Мельвиль А. Ю., «К.», ее
эволюция и ее совр. критики на Западе, «ВФ», 1974, № 8; Д а-выдов Ю. ?., ? о д н
я н с к а я И. Б., Социология К. Кри-
тич. анализ, М., 1980; Roszak T h., The making of a counter culture. Reflections
on the technocratic society and its youthful
opposition, Garden City, 1969; его ж e, Where the wasteland ends. Politics and
transcendence in postindustrial society, Garden
City, 1973; Slater Ph. E., The pursuit of loneliness. American culture at the
breaking point, Boston, {1970]; D i с k s t e i n M.,
Gates of eden. American culture in the sixties, N. ?., [1977].
КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ, см. Социальный контроль.
КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ, регрессивный обществ. процесс, выступающий как прямая
противоположность революции; представляет собой реакцию свергнутого
(свергаемого) класса на
социальную революцию и направлена на реставрацию или сохранение отжившего
обществ. и гос.
строя.
Поскольку господствующий класс никогда добровольно не отдаёт власти, постольку
К. в той или
иной форме неизбежно сопровождает всякую революцию. Самим своим развитием,
отмечал К.
Маркс, революция порождает К. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 7, с. 7).
Иногда К. берёт верх и революция терпит поражение (Революция 1848—49 в Германии,
Парижская
Коммуна 1871, демократич. революция 1930-х гг. в Испании). Случается, что
временная реставрация
старых порядков уже не может устранить глубоких преобразований, осуществлённых
революцией
(реставрация Стюартов в Англии в 17 в., победа термидорианской реакции, а затем
и реставрация
Бурбонов во Франции). Когда в итоге острой борьбы реакц. силы подвергаются
разгро-
КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ 275
му, революция заканчивается полной победой (?кт. революция 1917, социалистич.
революция в ряде
европ. и азиат. стран, на Кубе и т. п.).
К. проявляется в различных формах: вооруж. сопротивление, гражд. война, мятежи,
заговоры, акты
саботажа и диверсий, иностр. интервенция, блокада. В условиях решит. победы
нового строя К., не
имея сил для открытого сопротивления, принимает скрытые, замаскированные формы
(«тихая» К.).
Как показывает история, используя идеологич. методы и опираясь на
ревизионистские и
националистич. элементы, она способ-па создать серьёзную угрозу новому строю
(Венгрия, 1956,
Чехословакия, 1968, Польша, 1980—81). К. извлекает уроки из истории, изыскивает
более
утончённые формы борьбы с революц. силами. Подчас она прибегает к превентивным
средствам
борьбы против назревания революции. Одним из орудий К. является фашизм.
Социальная база К.— это прежде всего реакц. эксплуататорские классы,
утрачивающие в результате
революции власть и привилегии. Они выступают как вдохновители и организаторы
контрреволюц.
действий. Однако численно эти классы составляют меньшинство общества. Для того
чтобы
противостоять революции, они нуждаются в более или менее широкой массовой базе.
Поэтому
первая цель К.— внести раскол в ряды угнетённых классов, любыми средствами
привлечь на свою
сторону политически отсталые, обывательски настроенные, колеблющиеся слои
населения,
натравить их на авангард революц. классов. Социальной почвой для распространения
контрреволюц.
настроений могут стать нек-рые слои мелкой буржуазии, к-рая в периоды обострения
классовой
борьбы колеблется между революцией и К. Одним из типов К. является бонапартизм —
специфич.
диктаторская форма К., балансирующая на противоречиях классовых интересов.
К. обладает и др. источниками влияния. К их числу относятся междунар. связи
реакции, частично
сохраняющиеся в её руках ценности и богатства, связи с наиболее квалифициров.
кадрами
специалистов в пром-сти, управлении, воен. деле. К. использует и ошибки революц.
классов и
партий, в особенности экстремистские действия левацких элементов и групп, с тем
чтобы отпугнуть
от революции те или иные обществ. слои.
Для победы революц. сил над К. необходимо своевременно лишить её источников
влияния,
изолировать от масс. Эта цель достигается решит. и смелыми действиями,
направленными на
ликвидацию очагов К., осуществлением глубоких революц. преобразований,
отвечающих насущным
интересам широких масс, успешным решением созидат. задач революции.
Бурж. социологи (Л. Эдварде, Д. Питти, К. Брин-тон — США) утверждают, что
существует некий
фатальный «закон термидора»; всякая революция неизбежно перерастает в К. и
заканчивается
реставрацией старых порядков. Для классич. бурж. революций действительно на
заключит. этапах
характерны попятные движения. За «избытком революционной активности» следовала
«неизбежная
реакция» (см. Ф. Энгельс, там же, т. 22, с. 309). Эта тенденция встречает
сильное противодействие с
выходом на политич. арену рабочего класса, заинтересованного в наиболее
радикальном исходе
бурж. революции. Тем более «закон термидора» не применим к социалистич.
революции. Вместе с
тем В. И. Ленин указывал на реальную опасность термидорианской К. после
завоевания рабочим
классом политич. власти, особенно в странах с большим удельным весом крест.,
мелкобурж.
населения. Если мы, говорил Ленин, не победим мелкобуржуазно-анархич. стихию, то
«...скатимся
назад, как французская революция» (ПСС, т. 43, с. 141).
В широкой история, перспективе К. обречена, т. к. противостоит историч.
необходимости. Однако
она спо-
276 КОНФОРМИЗМ
собна значительно задержать обществ. прогресс, вызвать зигзаги в развитии. Это
означает дополнит.
лишения, а иногда и кровавые трагедии для угнетённых классов. К., как правило,
сопровождается
жестоким террором. Об этом наглядно свидетельствуют кровавые оргии версальцев
после падения
Парижской Коммуны 1871, массовые расстрелы рабочих после поражения Революции
1905—07 в
России, белый террор вслед за подавлением Венг. сов. республики в 1919,
варварское истребление
коммунистов и революционеров во время событий в 1965—66 в Индонезии, бесчинства
чилийской
реакции после фашистского переворота 1973 и др. Т. н. «цена» революции, т. е.
человеч. жертвы,
материальные и моральные издержки борьбы, о к-рых пишут бурж. социологи,
обусловлены прежде
всего К., к-рая не останавливается ни перед какими преступлениями для подавления
революц.
движения масс.
Контрреволюц. силы обычно опираются на между-нар. реакцию, заключая с этой целью
междунар.
союзы, напр. Священный союз, созданный европ. монархами в 1815 после победы над
Наполеоном. В
совр. эпоху оплотом мировой К. являются силы империалистич. реакции. В борьбе с
революц.
движением империализм беззастенчиво прибегает к экспорту К. Социалистич. страны,
мировое
коммунистич. движение ведут решит. борьбу против империалистич. экспорта К.,
оказывают

<< Пред. стр.

страница 108
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign