LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 107
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

и ничего не
говорит о реальном мире. К. отстаи-вали также Мах и Авенариус.
Следующий этап К. связан с развитием математич. логики в 30-х гг. 20 в. и
особенно ярко выражен в
ранних работах Карнапа и Айдукевича. Карнап сформулировал т. н. принцип
терпимости,
утверждающий, что в основу каждой естеств.-науч. теории можно положить любую
систему аксиом
и правил синтаксиса. Ай-дукевич развивал т. зр. «радикального К.», согласно к-
рой изображение
мира в науке зависит от выбора понятийного аппарата, причём в этом выборе мы
свободны. Однако
ни Карнап, ни Айдукевич в дальнейшем не смогли последовательно провести эту
точку зрения и
видоизменили свою концепцию. Элементы К. имеются в неопозитивизме, прагматизме и
операцио-
нализме.
Отвергая К., диалектич. материализм видит его несостоятельность в отрицании
объективной основы
конвенций и науке, в игнорировании пределов, в к-рых соглашения в науке имеют
силу. Эти пределы
обусловлены самой действительностью, а в основе эквивалентности теоретич. систем
(исчислений,
геометрий, формализмов, языков и т. п.) лежит объективно существующее
многообразие явлений
внеш. мира.
КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ (от лат. convergo -сближаюсь, схожусь), одна из осн.
концепций совр.
бурж. социологии, политэкономии и политологии, усматривающая и обществ. развитии
совр. эпохи
преобладающую тенденцию к сближению двух социальных систем — капитализма и
социализма с их
последующим синтезом n некоем «смешанном обществе», сочетающем в себе положит.
черты и
свойства каждой из них. Термин «конвергенция» заимствован бурж. идеологами из
биологии, где он
обозначает приобретение относительно далёкими по происхождению организмами
сходных
анатомич. (морфологич.) форм в процессе эволюции благодаря обитанию в одинаковой
среде.
К. т. выдвинули П. Сорокин, Дж. Голбрейт, У. Рос-тоу (США), Ж. Фурастье и Ф.
Перру (Франция), К.
Тинберген (Нидерланды), X. Шельский и О. Флехт-хейм (ФРГ) и др. Она получила
распространение
n бурж. обществ. мысли в 50—60-х гг. вследствие вынужденного признания экономич.
достижений
социализма и его историч. необратимости. Преобладающей темой К. т. является
стремление
увековечить капита-листич. систему, хотя бы в реформированном виде, путём
заимствования у
социализма науч. методов управления обществом, экономич. планирования н системы
социального
обеспечения.
К. т. включает широкий диапазон филос., социоло-гич., экономич. и политич.
взглядов и
футурологич. прогнозов — от бурж.-реформистских и социал-демо-кратич. стремлений
совершенствования гос.-монополи-
КОНВЕРГЕНЦИИ 271
стич. регулирования социально-экономич. процессов до откровенно апологетич.
концепций и
антикоммуни-стич. попыток «ассимиляции» капитализмом социали-стич. стран путём
навязывания
им «рыночной экономики», «либерализации» обществ. строя, политич. «плюрализма» и
мирного
сосуществования в области идеологии (3. Бжезинский, Р. Хантингтон, К. Менерт, Э.
Гелнер и др.).
Нек-рые бурж. социологи и политологи (Р. Арон, Д. Белл и др.) ограничивают
конвергенцию двух
систем лишь областью экономич. деятельности и социальной стратификации,
противопоставляя
социализм и капитализм в сфере политич. отношений и идеологии, тогда как другие
распространяют
её на обществ. отношения в целом. К. т. была воспринята мн. ревизионистами (Р.
Гароди, О. Шик и
др.) в виде концепций «рыночного социализма», «социализма с человеч. лицом» и т.
п.
С крахом надежд бурж. идеологов на обновление капитализма и эрозию социализма
путём его
«либерализации» популярность К. т. значительно упала в 70-х гг. Вместе с тем
среди бурж.
интеллигенции на Западе получила распространение идея т. н. негативной
конвергенции (Р.
Хейлбронер, Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др.), согласно к-рой обе социальные
системы якобы
усваивают друг у друга не столько положит., сколько отрицат. элементы каждой,
что ведёт к
«кризису совр. индустриальной цивилизации» в целом.
К. т. спекулирует на нек-рых внешних или исторических преходящих явлениях совр.
социальной
действительности, в частности на том обстоятельстве, что социалистич. страны,
начав своё экономич.
развитие с более низкого уровня, чем передовые капиталистич. страны, лишь в сер.
20 в. сравнялись с
ними по уровню пром. развития. Кроме того сторонники К. т. пытаются обосновать
её ссылками на
объективную тенденцию к интернационализации экономич., политич. и культурной
деятельности в
совр. эпоху, на всемирный характер науч.-технич. революции и т. п. В то же время
они игнорируют
коренную противоположность социализма и капитализма, к-рые покоятся на различных
системах
собственности, обладают принципиально различной классовой природой,
несовместимыми политич.
строем и идеологией.
• Михеев В. И., Капитализм или «индустриальное общество»?, М., 1968; Совр. бурж.
теории о слиянии капитализма и
социализма. (Критич. анализ), М., 1970; М а и с н е ? Г., Теория конвергенции и
реальность, пер. с нем., М., 1973; Ива-
нов Г. И., Социальная сущность теории конвергенции, М., 1975; К о ц е в И.,
Конвергенция или дивергенция, София,
1979.
КОНДИЛЬЯК, Кондийак (Condillac) Этьен Бон-но де (30.9.1715, Гренобль,—
3.8.1780, Божанси),
франц. философ-просветитель, чл. Франц. академии (1768). Брат Мабли. Воспитатель
внука
Людовика XV — герцога Пармского (1758—67). Начало его лит. деятельности
относится к сер. 40-х
гг. (знакомство с Дидро, а впоследствии сотрудничество в «Энциклопедии»). Под
непосредств.
влиянием Локка К. развил сен-суалистич. теорию познания. В своём гл. филос.
соч.— «Трактате об
ощущениях» (?. 1—2, 1754, рус. пер., 1935) К. стремился вывести все знания и
духовные способности
человека из ощущений. Отвергая декартовскую теорию врождённых идей, К. считал,
что развитие
способностей человека определяется исключительно опытом, упражнениями,
воспитанием. К. явился
одним из основоположников ассоциативной психологии (см. Ассоцианизм). Хотя сам
К. колебался
между материализмом и идеализмом, его сенсуализм и критика идеалистич.
метафизики 17 в.
(учений Мальбранша, Лейбница и др.) оказали непосредств. влияние на развитие
франц.
материализма. Логика К. была чрезвычайно популярной в кон. 18 — нач. 19 вв.;
понимаемая как об-
щая грамматика всех знаков, она включает у К. и математику («Язык исчислений»,
1798).
272 КОНДИЛЬЯК
• Oeuvres philosophiques, v. l—3, P., 1947—51; в рус. пер.— Логика,. или
Умственная наука, руководствующая к
достижению истины, М., 1805; Трактат о системах, М., 1938; Соч., т. 1, М., 1980;
т. 2, M., 1982-.
• История философии, т. 2, ?., 1941, с. 437—43; Истории философии, т. 1, М.,
1957, с. 535—38; L e n o i r R., Condillac,
Р., 1924; М е у е г Р., E. B. de Condillac, Z., 1944; L e f 6 v-r e R.,
Condillac, P., 1966.
КОНДОРСЕ (Condorcet) Мари Жан Антуан Никола (17.9.1743, Рибмон,—29.3.1794, Бур-
ла-Рен),
маркиз, франц. философ-просветитель, математик, социолог, политич. деятель. В
1785 занял пост
непременного секретаря Академии наук. Сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро. В 1791
избран в
Законодат. собрание. В Конвенте примыкал к жирондистам. Пр-во Робеспьера
обвинило К. в
заговоре и заочно приговорило его к смертной казни. К. нек-рое время скрывался.
Весной 1794 был
арестован, в тюрьме покончил жизнь самоубийством.
К.— сторонник деизма и сенсуализма. В «Эскизе историч. картины прогресса
человеч. разума» (1795,
рус. пер., 1909) К. сделал попытку установить закономерности развития истории,
её осн. этапы,
движущие силы историч. процесса. Находясь под влиянием фи-лос. взглядов Руссо,
Тюрго, Рейналя,
К. в изучении истории уделял большое внимание культуре и нравам народа. К.— один
из
основоположников идеи историч. прогресса, к-рую, однако, он развивал с
идеалистич. позиций.
Поступательное движение истории К. объяснял безграничной возможностью развития
человеч. ра-
зума как демиурга истории. Он связывал историч. эпохи с этапами развития
человеч. разума,
указывая при этом также и на значение хоз. и политич. факторов в обществ.
развитии. К.—
сторонник теории естеств. нрава, использовал её для отрицания правомерности
феод. общества и
обоснования необходимости и разумности бурж. строя. Эпоха утверждения и развития
общества,
основанного на частной капиталистич. собственности, рассматривалась К. как
высшая ступень в
истории человечества. Будущий прогресс человечества К. мыслил лишь в границах
бурж.
правопорядка.
Идеи К. сыграли значит. роль в критике теологич. объяснения истории,
провиденциализма и в
особенности в развитии просветит. концепции историч. процесса.
* Oeuvres, t. 1—12, P., 1847—49. * Маркс К. иЭнгельс Ф., Нем. идеология,
Соч., т. 3, с. 530—31; Cento ?., Condorcet е
1'idea di progresso, Firenze, [1956]; Bouissounouse J., Condorcet, [P.,
1962].
КОНЕЧНОЕ, филос. категория, характеризующая всякий определ., огранич. объект
(вещь, процесс,
явление, состояние, свойство и т. д.). Каждый познаваемый объект
действительности выступает в
нек-ром отношении как К. Определённость К. придаёт его граница. Она может быть
пространственной, временной, количественной и качественной. Граница и отделяет
конечный объект
от других и связывает его с ними. Поэтому К., с одной стороны, обладает
относительно
самостоятельным, обособленным бытием, а с другой — обусловлено чем-то другим и
зависит от
него. В этом заключается диалектич. противоречивость К. Наиболее глубокое
представление о К.
даётся знанием присущей ему меры, к-рая предполагает возможность выхода за неё,
т. е. отрицания
данного К., перехода или превращения его в другое. Учёт этого приводит к
диалектич. концепции К.,
согласно к-рой оно может быть понято только как единство собств. бытия с
небытием, как
взаимопереход их друг в друга, как нечто изменяющееся, преходящее. Рассмотрение
процесса
изменения К., в ходе к-рого совершается постоянный выход за его границу, ведёт к
идее
бесконечного. Связь К. с бесконечным носит двоякий характер: во-первых, всякий
конечный объект
связан с бесконечным многообразием др. конечных объектов «вне себя»
(экстенсивная
бесконечность); во-вторых, он содержит бесконечное в себе как выражение
всеобщих, инвариантных
характеристик (интенсивная бесконечность). Следовательно, при познании любого
материального
объекта обнаруживается единство К. и
бесконечного. Познание «заключается в том, что мы находим и констатируем
бесконечное в
конечном, вечное — в преходящем» (Э н г о л ь с Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф.,
Соч., т. 20, с. 548).
КОНКРЕТНОЕ, см. в ст. Восхождение от абстрактного к конкретному.
КОНСЕРВАТИЗМ (франц. conservatisme, от лат. con-servo — охраняю, сохраняю),
обозначение
идейно-по-литич. течений классово антагонистич. общества, противостоящих
прогрессивным
тенденциям социального развития. Носителями идеологии К. выступают обществ.
классы и слои, заинтересованные в сохранении существующих обществ. порядков.
Характерные осо-
бенности К.— враждебность и противодействие прогрессу, приверженность
традиционному и
устаревшему.
Впервые термин «К.» был употреблён франц. писателем Ф. Шатобрианом и означал
идеологию
феод.-ари-стократич. реакции периода франц. бурж. революции кон. 18 в., критику
идей
Просвещения «справа», апологию феод. устоев и дворянско-клерикальных привилегий
(Э. Берк, С.
Колридж, У. Вордсворт, Ф. Новалис, Ж. де Местр, Ф. Ламенне, Л. Вональд и др.). В
20 в. К. в
капиталистич. странах стал выражать интересы нек-рых бурж. кругов, выступающих
за сохранение
свободы рыночных отношений и сопротивляющихся наступлению гос.-монополистич.
капитализма.
Сторонники К. ведут борьбу против либерализма и против социализма.
В зап. лит-ре распространено также расширит., т. н. ситуационное понимание К.
(С. Хантингтон, Ф.
Мейер и др.) как системы идей, используемой для оправдания и стабилизации любой
обществ.
структуры, независимо от её объективного значения и места в социально-исто-рич.
процессе.
Марксистское понимание К. основывается на методо-логич. принципах историч.
материализма,
признании необратимости отд. этапов обществ. процесса. К. Маркс и Ф. Энгельс
рассматривали К.
как тенденцию к стабилизации, упрочению условий существования вытесняемых с
историч. арены
обществ. слоев (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 4, с. 453—54).
Идеология К. выступает в двух различных формах: как апология существующих
порядков; как
ностальгия по утерянному социальному статусу. В различных формах К.
обнаруживаются общие
идейные установки: признание существования всеобщего морально-религ. «порядка»,
несовершенства человеч. природы, убеждение в прирождённом неравенстве людей,
ограниченных
возможностях человеч. разума, необходимости классовой иерархии, предпочтение
устоявшихся
обществ. институтов и др. Эти элементы периодически воспроизводятся в различных
формах К.
Хотя специфика К. не определяется какой-то единой консервативной идеологич.
традицией, нередко
«устаревшая» идеология усваивает комплекс идейных элементов, присущих к.-л.
предшествующей
форме консервативной идеологии (напр., т. н. совр. традиционализм заимствует
нек-рые положения
феод.-аристократич. К.). В новых обществ. условиях изменяются социальные функции
той или иной
идеологии (напр., в условиях гос.-монополистич. капитализма идеология классич.
либерализма
приобретает консервативную функцию).
Переход от прошлого к настоящему идеологами К. мыслится как стабилизация не
подлежащей
изменению социальной формы. К. объявляет социальной утопией и отвергает
возможность
вмешательства субъекта в ход историч. процесса, скептически относится к
возможностям волевых
решений социальных проблем. В то же время идеология К. произвольно вводит
прошлое во всём его
историч. объёме в настоящее, создавая консервативную утопию.
Идеология К. в зап. идейно-политич. жизни заметно уступала по влиянию
либерализму. Осн.
расхождения между ними касались роли и функции гос-ва. Начиная
с 30-х гг. 20 в. либералы (особенно в США) настаивали на гос. регулировании
экономики и передаче
гос-ву ряда социальных функций, тогда как консерваторы продолжали выступать за
свободу
рыночных отношений. В 70-х гг. на Западе (США, ФРГ и др. страны) появился и
приобрёл влияние т.
н. неоконсерватизм, представляющий собой специфич. реакцию на тенденции
либерального
реформизма 60-х гг. Неоконсерваторы в принципе признают необходимость гос.
вмешательства в
экономику, но отводят значит. роль рыночным механизмам регулирования. Во внеш.
политике
неоконсерваторы занимают аитикоммунистич. позиции, настаивают на обеспечении
воен.
превосходства Запада, выступают против разрядки междунар. напряжённости.
• Мельвиль А. Ю., Социальная философия совр. амер. неоконсерватизма, М., 1980;
Эльм Л., «Новый» К., пер. с нем., М.,
1980; The wisdom of conservatism, ed. hy P. Witonski, New Rochelle, 1971; Nash
G. H., The conservative intellectual
movement in America, since 1945, N. Y., 1976; O'S u l l i-van N.. Conservatism,
L., 1976; Greiffenhagen M., Das Dilemma des
Konservatismus in Deutschland, Munch., 1977; Steinfels P., The Neoconservatives.
The men who are changing America's
politics, N. Y., 1979. А. Ю. Мелъвилъ.
КОНСТАНТИНОВ Фёдор Васильевич [р. 8(21).2.1901, с. Новосёлки, ныне Арзамасского
р-на
Горьковской обл.], сов. философ, акад. АН СССР (19U4, чл.-корр. 1953). Чл. КПСС
с 1918. Окончил
Институт красной профессуры (1932) и вёл преподават., науч. и парт. работу. В
1945—51 работал в
Ин-те философии АН СССР, в 1952—54 гл. редактор журн. «Вопросы философии», в
1954—55
ректор Академии обществ. наук при ЦК КПСС. Кандидат в чл. ЦК КПСС (1956—61).
Зав. Отделом
агитации и пропаганды по союзным республикам ЦК КПСС (1955—58), гл. редактор
журн.
«Коммунист» (1958—62). Директор Ин-та философии АН 'СССР (1962—67). Президент
Филос. об-ва
СССР (с 1971). Гл. редактор «Философской энциклопедии» (т. 1—5, 1960— 1970).
Редактор кн.:
«Борьба идей в совр. мире», т. 1—3, 1975—78. Руководитель авторского коллектива
кн. «Основы
марксистско-ленинской философии», 19826.
Осн. работы посвящены проблемам обществ. развития: предмет историч.
материализма, общие и
специфич. законы обществ.-экономич. формаций, философия и политика, социология и
политика,
критика бурж. идеологии и ревизионизма.
• За большевизацию работы на филос. фронте (соавтор), в сб.: За поворот на
филос. фронте, М.— Л., 1931; Значение
личных способностей и труда при социализме, [M.], 1938; Роль идей в обществ.
развитии, [M.J, 1940; Что такое
марксистско-ленинская философия, [М], 1941; Материалистич. и идеалистич.
понимание истории, М., 1946; Историч.
материализм как наука, М., 1949; О движущих силах развития социалистич.
общества, М., 1951; Формы обществ.
сознания, М., 1951; В. И. Ленин. Биография, М., 19806 (соавтор); Марксистско-
ленинская философия и современность,
М., 1982.
КОНСТИТУТИВНЫЙ И РЕГУЛЯТИВНЫЙ м е т о-
д ы, в философии Канта различные способы применения понятий, категорий, идей в
познании и
нравств. практике. Предпосылкой различения К. и Р. служило представление Канта о
том, что
собственно познано может быть нечто обозримое, созерцаемое, чувственно
охватываемое опытом
отд. субъекта либо совокупным, интерсубъективным опытом. Напр., мы способны
обозревать,
обобщать и вследствие этого познавать количеств., каузальные и др. конкретно
наблюдаемые зави-
симости, тем самым соответств. категории (количество, причина и др.) получают
реальное,
«конститутивное», применение, они как бы соразмерны познаваемым явлениям.
Напротив, напр.,
мир в целом, ввиду его бесконечности и неисчерпаемости, не может служить
предметом
завершённого чувств. обозрения ни индивидуально, ни антропоисторически. Попытки
реально,
опытно, «конститутивно» интерпретировать идею мира в целом непродуктивны и ведут
к науч.
фикциям и заблуждениям, неразрешимым противоречиям. Однако идея мира в целом,
равно как и др.
предельные, «сверхчувств.»
КОНСТИТУТИВНЫЙ 273
понятия играют позитивную роль в познават. процессе, если они выступают как
идеалы,
организующие и направляющие силы, регулятивные принципы этого процесса, выражая
его
устремлённость к окончат., абсолютной, предельной завершённости, т. е.
символизируя высшие цели
познания. В сфере нравственности вопрос о возможности чувств., эмпирич.
реализации высших,
предельных нравств. принципов-идеалов, по Канту, не играет роли, т. к. здесь
речь идёт не о вос-
приятии-овладении предзаданным (природой), не о подчинении и приспособлении, а о
творении
иного, сверхприродного миропорядка, в нек-ром смысле несоразмерного природе. В
сфере морали
идеалы обретают конститутивное применение.
• см. к ст. И. Кант.
КОНСТРУКТИВНАЯ ЛОГИКА, 1) то же, что и интуиционистская логика; 2) ветвь логики,
в к-рой
изучаются финитные (см. Финитизм) рассуждения о конструктивных объектах и
процессах (см.

<< Пред. стр.

страница 107
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign