LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 106
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Естественно, что построение К. потребует колоссальных сознательных усилий нар.
масс,
руководимых коммунистич. партией. Будущее коммунистич. общество будет постоянно
изменяющимся, динамично развивающимся обществом.
• Маркс К., Энгельс Ф., Соч., тт. 1— 50, М., 1955—81; Ленин В. И., ПСС, тт. 1—
55, М., 1967—70; Предметный
указатель ко 2 изд. Соч К. Маркса и Ф. Энгельса, ч. 1, М., 1978, с. 331—61:
рубрика «Коммунизм (обществ. формация),
коммунистич. преобразование общества»; Справочный том ПСС В.И.Ленина, ч. 1, М.,
1969, с. 248—49, 462—64, 628—
32: рубрики «Коммунизм», «Переходный период от капитализма к социализму»,
«Социализм»; Маркс К., Энгельс Ф.,
Ленин В. И., О научном К., М., 1967 3; Б у т е н к о А. П., Социализм как
обществ. строй, М., 1974; его же, Концепция
развитого социализма, ее формирование и сущность, М., 1978; Ирибаджаков Н.,
Развитое социалистич. общество, пер. с
болг., М., 1974; Марксистско-ленинское учение о социализме и современность, М.,
1975; Г е л ь б у ? ?. ?., Лопата П.
П., Развитое социалистич. общество: ист. место и осн. черты, М., 1976, Теория
социалистич. строительства, М., 1976;
Мороз И. А., Диалектика развития социализма. Проблема диалектич.
противоположностей, К., 1978; К о с о-лапов Р. И.,
Социализм. К вопросам теории, М., 1979 2; Развитое социалистич. общество:
сущность, критерии зрелости, критика
ревизионистских концепций, М., 19793; Развитой социализм и актуальные проблемы
науч. К., M., 1979; Медведев В. А.,
Развитой социализм: вопросы формирования обществ. сознания. М., 1980· Мчедлов М.
П., Социализм— становление
нового типа цивилизации, М., 1980, Развитой социализм: проблемы теории и
практики, М., 1981. Г. А. Багатурия.
КОММУНИКАЦИЯ (от лат. commuriicatio — сообщение, передача), общение, обмен
мыслями,
сведениями, идеями и т. д.; передача того или иного содержания от одного
сознания (коллективного
или индивидуального) к другому посредством знаков, зафиксированных на
материальных носителях.
Как науч. К., так и К. в др. сферах (напр., в иск-ве, лит-ре, бытовых или
производств. отношениях)
представляет собой социальный процесс, отражающий обществ. структуру и
выполняющий в ней
связующую функцию.
Проблема К. получила наиболее развёрнутую разработку в рамках науковедения, где
количественно
и качественно исследованы такие формы К., как публикация, дискуссия,
интеллектуальное влияние и
т. п. Науч. К. представляет собой функциональную подсистему в рамках системы
движения науч.
информации (общение членов одного коллектива или «невидимых колледжей» для
получения нового
знания, соавторство, передача добытой информации др. специалистам,
популяризация, практич.
использование знаний путём их сообщения в инженерно-прикладную сферу).
К. — одна из осн. тем в экзистенциализме и персонализме, мистифицирующих её
реальное
содержание. Игнорируя социальный смысл К., представители этих идеалистич.
течений
рассматривают её как процесс, посредством к-рого «Я» становится самим собой,
обнаруживая себя в
другом (Ясперс); толкуют как «глубинное несчастье самобытия» (Сартр);
усматривают в ней осн.
отличие человека от остального мира (Мунье); признают неустранимым трагизм К.
между людьми. О
проблеме К. в психологии и социальной психологии см. в ст. Общение.
Эмпирич. исследования К. осуществляются в рамках социологии массовой К.,
изучающей каналы
(печать, телевидение и др.) и аудитории массовой К. См. также ст. Массовая
коммуникация и лит. к
ней.
• К. в совр. науке. Сб. переводов, М., 1976; Старостин Б. А., Параметры развития
науки, М., 1980, гл. 8.
КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ, см. Массовая коммуникация.
КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ТРУД, исторически необходимая форма трудовой деятельности,
специфическая для зрелого коммунистич. общества. Для К. т. характерно: 1)
превращение труда в
деятельность, определяемую собств. содержанием, необходимостью самостоят.
решения встающих перед человеком проблем я задач,— в деятельность, в к-рой
совпадают целепола-
гание и целереализация, планирование, вообще управление и исполнение планов; 2)
превращение
труда из средства в цель жизни, в способ развития потребностей и способностей
человека, а значит. и
его индивидуальности, в «самоосуществление индивида» (Маркс К., см. Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч.,
т. 46, ч. 2, с. 110); 3) отсутствие к.-л. способов принуждения к труду, ибо он
становится «своим
собственным вознаграждением» (см. там же, т. 3, с. 558), т. е. первой жизненной
потребностью и
наивысшим наслаждением индивида, К. т. есть «...бесплатный труд на пользу
общества, труд,
производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на
известные
продукты, не по заранее установленным и узаконенным пор-мам, а труд
добровольный, труд вне
нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о
вознаграждении, труд по
привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку)
отношению к
необходимости труда па общую пользу, труд, как потребность здорового организма»
(Ленин В. И.,
ПСС, т. 40, с. 315).
Становление К. т. занимает целую историч. эпоху, содержание к-рой составляет
изменение
отношения к труду, понимаемое не только как изменение сознания участников труда,
а как переделка
реальных обществ. отношений людей. Такая переделка предполагает в первую очередь
преодоление
старого разделения труда, противоположности умств. и физич. труда, города и
деревни. Экономич.
основой этого процесса является крупное автоматизиров. произ-во, обеспечивающее
изобилие
материальных благ и создающее условия для прекращения труда, «...при котором
человек сам делает
то, что он может заставить вещи делать для себя...» (Маркс К., см. Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., т. 46,
ч. 1, с. 280). В результате человек из агента непосредственно материального
произ-ва превращается в
субъект творч. деятельности, направленной не только на создание материальных
благ, но и на науч.,
художеств., социальное творчество, в к-ром труд выступает как деятельное
проявление свободы.
Развитие обществ. произ-ва при этом предполагает существ. перестройку обществ.
отношений на
началах подлинного коллективизма. Формой практич. реализации этих условий
становления К. т.
является социалистич. соревнование, способствующее как экономич. прогрессу
общества, так и
развитию творч. инициативы и самодеятельности масс. Вместе с тем социалистич.
соревнование есть
форма вызревания «ростков» К. т. Важными вехами на этом пути являются:
коммунистич.
субботники, «ударничество» (годы первых пятилеток), стахановское движение и
особенно движение
за К. т. (с 1958). В ходе этих массовых движений постепенно складывается
коммунистич. отношение
к труду, а сам труд постепенно становится творч. деятельностью, потребностью и
способом бытия
личности. В процессе становления К. т. раскрываются высшие потенции человеч.
деятельности.
Ф Маркс К., Экономич. рукописи 1857—1859 годов, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т.
46 (ч. 1—2); его же, Капитал, т. 3,
там же, т. 25 (ч. 2), с. 385—99; его же, Критика Готской программы, там же, т.
19; Маркс К. и Э н-
КОММУНИСТИЧЕСКИЙ 269
гельс Ф., Нем. идеология, там же, т, 3, г. 65—78; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там
же, т. 20, с. 296—309; Л е-н и н В. И.,
Великий почин, ПСС, т. 39; его же, От разрушения векового уклада к творчеству
нового, там же, т. 40; Программа
КПСС. (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXV съезда КПСС, М.,
1976; Материалы XXVI съезда
КПСС, М., 1981.
КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, планомерное, целеустремлённое и систематич.
формирование всесторонне и гармонически развитой личности в процессе построения
социализма и
коммунизма.
Содержание, цели, методы и средства воспитания определяются типом обществ.
отношений и
различны в разных обществ.-экономич. формациях. В первобытном обществе
воспитание
проводилось всей общиной, осуществлялось гл. обр. в процессе трудовой
деятельности, игр, при
исполнении обрядов и т. п. В классово антагонистич. обществе оно направлено на
поддержание и
укрепление существующего строя, осуществляется гос. органами, церковью, школой и
др. и опирает-
ся на соответствующие теоретич. представления. Ряд прогрессивных для своего
времени концепций
воспитания был разработан мыслителями Возрождения, франц. просветителями,
социалистами-
утопистами, теоретиками педагогики.
Последовательно науч. теория К. в., вобравшая в себя всё ценное из прежних
учений о воспитании,
создана классиками марксизма-ленинизма. Она лежит в основе деятельности
коммунистич. партии и
социали-стич. гос-в по формированию нового человека коммунистич. эпохи.
Конечная цель К. в. — достижение всестороннего развития человека, интересы к-
рого гармонически
сочетаются с интересами всего общества. Прогресс материального и духовного
произ-ва всё
насущнее требует такого развития и создаёт условия для пего. Коммунистич. идеал
человека
противоположен как бурж. идеалу эгоиста, жаждущего успеха, богатства и власти,
так и мелкобурж.
идеалу нищего духом аскета, во всём уповающего на «всевышнего» или на
«кормчего».
Развивая и конкретизируя положения классиков марксизма-ленинизма, Программа КПСС
выдвигает
задачу формирования у каждого члена социалистам. общества нравств. чистоты,
духовного богатства
и фи-зич. совершенства. Для достижения всестороннего развития человек прежде
всего должен
обладать последовательным коммунпстич. мировоззрением, т. е. цельной, основанной
на диалектико-
материалистич. понимании действительности системой филос., социально-политич.,
моральных,
эстетич. взглядов. Задача К. п. заключается не только в том, чтобы привить всем
членам общества
коммунистич. взгляды, но и в том, чтобы превратить эти взгляды в твёрдые
убеждения, к-рые
обусловливают поведение человека во всех областях жизни. У всех членов общества
должно быть
выработано коммунистич. отношение к труду как к жизненной потребности и
подлинному
наслаждению, заботливое и бережливое отношение к обществ. собственности —
материальной
основе нового строя, утверждена подлинно гуманистич., коммунистич. мораль,
определяющая
повседневное поведение людей. Всестороннее развитие личности означает
формирование у неё
высокой общей культуры, широкого науч. и технич. кругозора, приверженности к
прекрасному в
жизни и иск-ве. Именно поэтому коммунистич. партия выдвинула принцип
комплексного подхода к
К. в., включающему образование, идейно-политич., нравств., трудовое, эстетич. и
физич. воспитание.
Комплексный подход означает всесторонний подход не только к определению целей
воспитания, но
и средств их достижения. Марксизм-ленинизм в качестве первого осн. принципа
науч. теории К. в.
провозгласил необходимость изменения обществ. бытия как объективной предпосылки
для
изменения духовного об-
270 КОММУНИСТИЧЕСКОЕ
лика нар. масс. Без ликвидации капитализма, уродующего, развращающего людей, бея
замены его
социализмом невозможно создание условий для формирования гуманистич.
коллективистской
идеологии, для всестороннего развития членов общества. Победа социалистич.
обществ. отношений в
СССР и ряде др. стран создала возможности для достижения коренного переворота в
сознании нар.
масс, полностью подтвердив правильность марксистско-ленинского подхода к
проблеме фор-
мирования духовного облика людей.
В качестве второго осн. принципа К. в. марксизм-ленинизм выдвинул расширение
обществ.-
преобразующей деятельности, в ходе к-рой люди осознают объективную
действительность и
изменяют собств. природу. В условиях капитализма — это прежде всего развитие
классовой борьбы
трудящихся и обучение их на опыте этой борьбы. Придавая исключительно большую
роль революц.
пропаганде, внесению в массы трудящихся марксистской теории, В. И. Ленин в то же
время писал,
что «никакими книжками и никакой проповедью нельзя просветить пролетариат, если
его не
просветит его собственная борьба против темных сил капитализма» (ПСС, т. 12, с.
14?). В условиях
социализма — это всё более широкое вовлечение трудящихся в активную производств.
и обществ.-
политич. деятельность, к-рая является не только средством решения экономич. и
социально-политич.
задач, но и незаменимым средством развития людей, их К. в. Для этого
последовательно проводится
принцип материального и морального поощрения, развивается социалистич.
соревнование,
трудящиеся всё более широко привлекаются к управлению произ-вом и участию в
деятельности
Советов, профсоюзов, комсомола, культ.-просвет., спортивных и др. массовых орг-
ций,
совершенствуется воспитат. деятельность семьи, школы, трудовых коллективов.
Марксизм-ленинизм решительно отвергает бихевиористские установки, сводящие
воспитание к
дрессировке. Теория К. в. исходит из того, что каждый человек активно утверждает
себя в жизни.
Воздействие на личность социальных институтов, др. людей, коллективов,
представляющих субъект
воспитания, диалектически сочетается с самовоспитанием человека, с процессом его
активной
деятельности по восприятию, оценке и усвоению различных внеш. влияний. Первейшая
задача К. в.
состоит в том, чтобы вызвать у каждого члена общества всё усиливающееся сознат.
стремление к
самовоспитанию и соответствии с целями борьбы за коммунизм. При этом наилучшие
результаты
достигаются тогда, когда внеш. воспитат. воздействия соответствуют жизненному
опыту самих
масс,, их ценностным ориентациям. Отбрасывание ложных и восприятие правильных
взглядов
происходит тем интенсивнее, чем активнее обществ.-практич. деятельность людей.
Поэтому
всемерное расширение обществ. активности масс, выработка активной жизненной
позиции у каждого
человека — одна из гл. воспитат. функций коммунистич. партии, социалистич. гос-
ва, всех воспи-тат.
орг-ций.
Марксизм-ленинизм отвергает как односторонний просветит. подход к воспитанию,
игнорирующий
необходимость изменения обществ. бытия масс и их активного участия в борьбе за
такое изменение,
так и вуль-гарно-материалистич. подход, отрицающий необходимость внедрения в
массы революц.
теории, науч. знаний и уповающий на стихийные процессы обществ. развития.
Поэтому третий осн.
принцип марксистско-ленинской теории К. в. состоит в том, что революц. партия
должна постоянно
заботиться об обогащении сознания трудящихся всеми достижениями науки и
культуры, непрерывно
вносить в их среду революц. теорию, марксизм-ленинизм. Для этого используются
разносторонние
средства идеологич. работы: печать, радио, телевидение, вся система нар.
образования, культ.-
просвет, работы, лит-pa и пск-во, устная пропаганда и агитация.
Передовые идеи утверждаются в борьбе как со старыми, утвердившимися ранее
представлениями,
так и с. чуждой идеологией, распространяемой бурж. пропагандой. Особенно это
относится к cовр.
эпохе, когда в условиях острого идеологич. противоборства двух социальных систем
бурж. идеологи
стремятся ослабить идейно-политич. единство социалистич, общества. Систематич.
борьба против
враждебной идеологии и её пережитков в сознании и поведении люден составляет
четвёртый,
важнейший принцип марксистско-ленинской теории К. в. Эта борьба ведётся прежде
всого с
помощью критики отсталых взглядов и поступков, мерами дисциплинарного
воздействия, методом
убеждения как осн. методом К. в. В то же время в отношении злостных нарушителей
законов и
правил социали-стич. общежития применяются меры принуждения,
Руководящей и направляющей силой всей системы воспитат. деятельности является
Коммунистич.
партия, выступающая основным субъектом К. в. Она намечает общение и конкретные
цели К. в. на
каждом историч. этапе, определяет роль каждой орг-ции — государственной,
хозяйственной,
общественной, культурно-просветительной — в достижении этих целей, подбирает их
кадры,
вооружает их марксистско-ленинской теорией, принимает необходимые меры по
совершенствованию
деятельности каждой орг-ции, обеспечивая таким образом комплексный подход как к
целям и
средствам воспитания, так и к деятельности всех социальных институтов,
занимающихся К. в.
• M a p и с К. и Э н г е л ь с Ф., О воспитании и образовании. [Сб.], т. 1—2,
М., 1978; Ленин В. И., О воспитании и об-
разовании. [Сб.], М., 19733; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М.,
1976; Материалы XXV съезда КПСС,
М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981, Основы К. в., ?., 196?2; Ковалев
С. М., Формирование социалистич.
личности, М., 1980. С. М, Ковалёв.
КОМПЕНСАЦИЯ (от лат. compensatio — возмещение) в психопогии, восстановление
нарушенного
равновесия психич. и психофизиологич. процессов путём создания противоположно
направленной
реакции или импульса. В этом самом общем смысле понятие К. широко употребляется
применительно к различным психич. процессам и функциям. Особое развитие понятно
К. получило в
ряде направлений глубинной психологии. В индивидуальной психологии А. Адлера К.
приписывается
роль осн. фактора в формировании характера и выработке определ. линии поведения
(«жизненного
стиля»); К. рассматривается Адлером как преодоление присущих человеку тех или
иных черт
неполноценности путём развития противоположных черт характера и особенностей
поведения (напр.,
чувство неуверенности в себе может компенсироваться развитием повышенной
самоуверенности и т.
п.). К. Юнг, рассматривая психику как автономную систему, называет К. принцип
психич.
саморегуляции, взаимного уравновешивания сознат. и бессознат. тенденций: так,
односторонность
сознат. установки приводит, по Юнгу, к усилению противоположных бессознат.
устремлений, выра-
жающихся, напр., в снах, резко контрастирующих с сознат. представлениями.
КОМПЛЕКС (от лат. complexns — связь, сочетание) в психологии, в самом общем
смысле определ.
соединение отдельных психич. процессов в некое целое. В более узком смысле —
группа
разнородных психич. элементов, связанных единым аффектом. Понятие К. в этом
смысле стало
одним из основных в различных направлениях глубинной психологии. Согласно
психоанализу
Фрейда, К. формируются вокруг влечений, подвергшихся вытеснению в сферу
бессознательного
(напр., т. н. эдипов комплекс, возникающий в результате вытеснения в раннем
детстве враждебных
импульсов по отношению к отцу); К. вызывают отклонения в поведении человека,
проявляясь в виде
ошибочных действий, неврозов, навязчивых представлений и т. п. В индивидуальной
психологии А.
Адлера отводится исключит. роль т. н. комплексу неполноценности —
ощущению индивидом своих органич. или психич. недостатков. Преодоление этого К.
путём
компенсации рассматривается Адлером, как осн. фактор психич. раз-витии человека,
формировании
его характера и поведения.
КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ (от лат. conventio — соглашение), направление в филос.
истолковании
науки, согласно к-рому в основе математич. и естеств.-науч. теорий лежат
произвольные соглашения
(условности, определения, конвенции между учёными), выбор к-рых регулируется
лишь
соображениями удобства, целесообразности, принципом «экономии мышления» и т. п.
Основоположник К. — Пуанкаре, развивший К. в применении к физике и особенно к
математике.
Аксиоматизация ряда математич. дисциплин, развитие неевклидовых геометрий,
показавших, что
одному и тому же пространству могут соответствовать различные, не эквивалентные
друг другу
геометрии, привели его к выводу, будто геометрия не имеет опытного происхождения

<< Пред. стр.

страница 106
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign