LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 105
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

идея всемирно-
историч. роли пролетариата как творца нового общества и выясняется особая роль
пром.
пролетариата.
На основе материалистич. понимания истории Маркс и Энгельс обосновали
необходимость
коммунистич. преобразования общества, разработали целостную диалектико-
материалистич. теорию
коммунистич. общества; они выяснили материальные предпосылки, ин-тернац.
характер
коммунистич. преобразований общества, взаимосвязь изменения условий жизни,
обществ.
отношений и самих людей в процессе революции, высказали идею диктатуры
пролетариата. С
выходом в свет «Манифеста Коммунистич. партии» (1848) завершается период
формирования
марксизма и вместе с тем марксистской теории коммунистич. общества.
В период тэоретич. обобщения опыта революций 1848—49 (1850-52) основоположники
науч. К. раз-
вивают теорию коммунистич. преобразования общества как стадиального процесса,
вводят термин
«диктатура пролетариата» и положение «обобществление средств произ-ва»,
формулируют выводы о
необходимости слома старой, бурж. гос. машины, союза пролетариата и
крестьянства.
В период интенсивной работы по созданию «Капитала», в к-ром дано экономич.
обоснование
неизбежности К., Маркс анализирует экономику будущего общества, разрабатывает
методологию
науч. предвидения, методологию теории коммунистич. общества, специально
рассматривает такие
проблемы, как автоматизация произ-ва, превращение науки в непо-средств.
производит. силу,
возрастание роли духовного произ-ва в совокупном обществ. произ-ве, закон
экономии времени,
соотношение свободы и необходимости, рабочего и свободного времени,
распределение совокупного
обществ. продукта и др.
После Парижской Коммуны основоположники науч. К. разрабатывают проблему гос-ва и
револю-
ции. При этом процесс слома бурж. гос. машины рассматривается ужо
дифференцированно (одни
элементы должны быть уничтожены, другие сохранены и развиты дальше);
подчёркивается
необходимость экономич. централизации после отмирания политич. гос-ва. В
«Критике Готской
программы» Маркс даёт классич. формулировку концепции осн. стадий становления и
развития
коммунистич. общества: переходного периода от капитализма к К. (социализму) и
двух фаз развития
коммунистич. общества.
В «Анти-Дюринге» Энгельс систематизирует и развивает положения о необходимости
обобществле-
ния средств произ-ва, уничтожения противоположности между городом и деревней,
между умств. и
фи-зич. трудом; о необходимости осуществления социального равенства; о
возрастании и качеств.
изменении роли обществ. сознания.
В дальнейшем Энгельс обращает особое внимание па диалектику будущего общества,
подчёркивает
его динамич. характер; высказывает мысль о возможности перехода иек-рых стран к
социализму,
минуя капитализм; исследует перспективы развития семьи и др.
Маркс и Энгельс разработали теорию коммунистич. общества как целостную систему,
включающую
анализ осн. стадий становления и развития осн. сфер деятельности коммунистич.
общества.
Всестороннее развитие теория науч. К. получила в трудах Ленина, что было
обусловлено
потребностями революц. движения в новую эпоху: необходимостью применения
марксистской
теории к конкретным условиям РОССИИ; переходом капитализма в фазу импе-
риализма — монополиетич., а затем и гос.-монопо-листич. капитализма; началом
эпохи пролет. рево-
люций и началом практич. перехода от капитализма к социализму в России.
Соответственно этому в
теоретич. деятельности Ленина особое значение приобретает раз-работка таких
проблем, как
предпосылки коммунистич. преобразования общества; стадии революции, перехода к
К., их
различные формы; гос-во и революция; закономерности переходного периода,
конкретный план
строительства социализма. В своих работах Ленин постоянно проявляет интерес к
проблемам
методологии марксистской теории коммунистич. общества.
В. И. Ленин в связи с вопросом о развитии капитализма в России обращает особое
внимание на
проблему предпосылок коммунистич. преобразования общества. Проблемы коммунистич,
преобразования об-щества рассматриваются им особенно глубоко в связи с
разработкой программы
партии (1903, а затем 1919). Революция 1905 обусловила дальнейшее развитие
теории
социалистической революции. Внимание Ленина к проблемам будущего общества резко
возрастает в
период 1-й мировой войны в связи с перспективой и началом революции в России.
Ленин исследует
последнюю фазу развития капитализма, соотношение войны и революции, гос-ва и
революции, нац.
вопрос, обосновывает возможность победы социализма первоначально в одной стране,
разнообразие
форм перехода от капитализма к социализму. Важнейшее значение имеет книга Ленина
«Государство
и революция», в к-рой даётся классич. анализ марксистского учения о трёх осн.
стадиях становления
и развития коммунистич. обществ. формации (переходный период от капитализма к
социализму и
две фазы коммунистич. общества), формулируются осн. методология, принципы
марксистской
теории коммунистич. общества, делается вывод о необходимости гос-ва при
социализме, т.е. на
первой фазе К.
В послеоктябрьский период внимание Ленина сосредоточивается на проблемах
переходного периода:
его длительность и сложность, формы и этапы перехода к социализму, соотношение
различных
экономич. укладов и формы классовой борьбы, гос-во диктатуры пролетариата, роль
учёта и
контроля, роль и характер труда, создание материально-технич. базы социализма,
кооперативный
план, культурная революция; рассматривая вопрос об этапах движения к полному К.,
Ленин
выдвигает понятие развитого со-циалистич. общества.
Дальнейшее развитие теории коммунистич. общества в трудах выдающихся деятелей
междунар. ком-
мунистич. движения, в теоретич. деятельности КПСС и других братских коммунистич.
партий, в
работах исследователей-коммунистов связано гл. обр. с обобщением практич. опыта
социалистич,
стран. При этом особо выделяется проблема этапов становления и развития
коммунистич. обществ.
формации (закономерности, формы, этапы переходного периода; индустриализация,
коллективизация, культурная революция; условия подвой и окончат. победы
социализма; формы
диктатуры пролетариата и её перерастание в общенар. гос-во; концепция развитого
социалистич.
общества; возможность преодоления классовых различий в рамках первой фазы
коммунистич.
общества), а также соотношение совр. науч.-технич. революции и коммунистич.
преобразования
общества.
В междунар. плане особое значение приобрели проблемы способов осуществления
социалистич.
революции, взаимодействия социалистич. стран, различных отрядов революц.
движения, мирного
сосуществования стран с различным обществ. строем, борьбы за мир и
предотвращение
термоядерной войны.
Общей филос. основой теории науч. К. является диалектич. материализм, а
непосредственной филос.
основой — историч. материализм, диалектико-мате-риалистич. понимание общества и
его истории.
Ком-
мунистич. общество рассматривается основоположниками науч. К. но просто как
желаемый идеал, а
прежде всего как закономерный результат развития общества, действия объективных
историч.
законов и практич. революц. деятельности людей.
Предпосылки коммунистич. преобразования общества. Необходимость социалистич.
революции
и перехода к К. выводится классиками марксизма-ленинизма из анализа общих
закономерностей
развития человеч. общества и объективных законов развития бурж. общества, его
основы —
капиталистич. способа произ-ва (марксистская политэкономия), из анализа развития
противоречий
капитализма. Открытие диалектики производит. сил и производств. отношении
позволило выявить
общую объективную основу пролет. революции — противоречие между производит.
силами и
производств. отношениями бурж. общества, между ставшими общественными но своему
характеру
средствами произ-ва и частной формой присвоения, капата-листич. частной
собственностью на
средства и продукты произ-ва, превратившейся в оковы дальнейшего развития
производит. сил.
Специфич. отличием науч. К. от всех утопич. концепций явилось открытие объек-
тивных
материальных предпосылок коммунистич. пре образования общества: это развитие
производит. сил и
формирование революц. класса. Высокий уровень развития крупного машинного произ-
ва создаёт
необходимость и возможность уничтожения частной собственности на средства произ-
ва. Только
порождённый развитием машинного произ-ва совр. крупнопромышленный пролетариат
может и
вынужден осуществить коммунистич. преобразование общества. С учётом сложности
классовой
структуры бурж. общества развивается учение о союзе рабочего класса и других
трудящихся и
эксплуатируемых классов.
Теория науч. К. исследует не только материальные предпосылки, но всю систему
экономич.,
социальных, политич., идеологич. предпосылок коммунистич. преобразования
общества, в т. ч.
необходимость науч. мировоззрения, науч. самосознания революц. класса, революц.
политич. партии,
без чего формирование ре-волюц. класса как предпосылка революции не может
произойти.
Необходимо, наконец, развитие и обострение всех противоречий капитализма,
ведущее к созреванию
революц. ситуации.
Переходный период от капитализма к коммунизму (социализму). Процесс коммунистич.
преобразования, к-рый подготавливается в недрах бурж. общества, начинается
политич. революцией,
приводящей к установлению в той или иной форме власти рабочего класса. Переход
власти к
рабочему классу означает начало переходного периода. Необходимость такого
периода вытекает как
из общего диалектико-материалиетич. понимания историч. процесса, так и из
конкретного анализа
развития бурж. общества. Развитое бурж. общество содержит все необходимые и
достаточные
предпосылки для уничтожения частной собственности на ося. средства произ-ва, но
необходимо
дальнейшее развитие производит. сил, чтобы довести до конца процесс их
обобществления, и также
определ. период времени, чтобы уничтожить эксплуататорские классы и классовые
антагонизмы.
Классич. определение сущности переходного периода дал Маркс в «Критике Готской
программы»:
«Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период
революционного
превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический
переходный период, и
государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как pe-волюционной
диктатурой
пролетариата» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 19, с. 27). Характер и
продолжительность переход-
КОММУНИЗМ 267
ного периода зависят от уровня развития общества, при к-ром начинается процесс
социалистич.
преобразований, а также от междунар. условий. Это период сосуществования и
борьбы различных
экономич. укладов при ведущей, а затем и господствующей роли социалистич.
способа произ-ва,
период классовой борьбы между господствующими трудящимися классами и
свергнутыми, но ещё
не ликвидированными эксплуататорскими классами, борьбы между социалистич. и
бурж.
идеологиями. Развитие материального произ-ва и классовой борьбы позволяет
довести до конца про-
цесс обобществления средств произ-ва и устранения эксплуататорских классов и
классовых
антагонизмов. Гос-во рабочего класса является осн. орудием преобразования
общества в этот
переходный период.
Первая фаза коммунистич. общества (социализм). Результатом переходного периода
является
построение общества, основанного на обществ. собственности на осн. средства
произ-ва, общества, в
к-ром продукты произ-ва распределяются по труду. Крупное машинное произ-во
образует как
необходимую историч. предпосылку, так и материальную основу нового общества.
Материально-
технич. базу социализма образует высокоразвитое крупное машинное произ-во.
Производит. силы,
освобождённые от оков частной собственности, получают простор для ускоренного
развития.
Общество планомерно регулирует всё произ-во. Труд, являясь обязанностью всех
членов общества,
всё более приобретает непосредственно-обществ. характер.
Социализм — это общество, в к-ром нет антагони-стич. классов, нет эксплуатации
человека
человеком. Развёртывается процесс преодоления старого разделения труда, а также
социальных
различий между городом и деревней, между умств. и физич. трудом. Рабочая сила
перестаёт быть
товаром. Совокупный обществ.
продукт распределяется на обществ. нужды (возмещение потреблённых средств произ-
ва, резервный
или страховой фонд, издержки управления, расходы на просвещение и
здравоохранение, фонды для
нетрудоспособных и т. д.), на индивидуальное потребление трудящихся. Однако
существ. различия в
производств. деятельности, обусловленные прикованностью работников к орудиям
труда и
характером труда (умств. и физич., квалифициров. и неквалифициров. труд), а
также распределение
по труду (т. е. пропорционально труду), являющееся применением равной меры к
неравным
индивидам (различным по способностям, по семейному положению), предопределяют
тот факт, что
на данной стадии ещё не может быть осуществлено полное социальное равенство.
Преобразование
производств. отношений обусловливает изменение всех др. обществ. отношений.
Вместе с исчез-
новением классовых антагонизмов внутри общества исчезают и антагонизмы между
нациями и
народами, к-рые устанавливают новые по своей природе отношения дружбы и
сотрудничества.
Гос-во диктатуры пролетариата с достижением полной и окончат. победы социализма
превращается
в об-щенар. гос-во. По мере исчезновения классовых антагонизмов и классовых
различий исчезают
внутр. причины, порождающие политич. функции гос-ва, начинается постепенный
процесс
отмирания таких функций. Вместе с тем развиваются функции управления экономикой
и всем
обществом. Возрастает роль коммунистич. партии, как руководящей и направляющей
силы
общества.
Стихийное развитие общества всё более превращается в сознательно, планомерно
направляемый
процесс. Качественно возрастает роль науки, возникает культура нового типа, идёт
процесс
отмирания религии. Вместе с изменением всех обществ. отношений изменяется и сам
человек.
Постепенно создаются условия
268 КОММУНИЗМ
для всестороннего свободного развития каждого члена общества и всего общества в
целом.
Социалистич. общество проходит в своём развитии ряд этапов: построение основ
социализма,
построение социализма в целом, развитое социалистич. общество. Исторически длит.
периодом
является существование социалистич. общества с неантагонистич. классами. В
«Критике Готской
программы» Маркса, во мн. работах Ленина, в материалах 26-го съезда КПСС
прогнозируется
исчезновение классовых различий уже на первой фазе коммунистич. общества, в
рамках социализма.
Социализм не является особой общественно-эконо-мич. формацией, а представляет
собой
относительно длит. первую фазу единой коммунистич. обществ. формации. Обе фазы
коммунистич.
общества имеют единую социально-экономич. основу — обществ. собственность на
средства произ-
ва. Но они различаются прежде всего по характеру трудовой деятельности, по
способу
распределения, что определяется в конечном счёте различным уровнем развития
производит.
сил. Развитое социалистич. общество как закономерный длит. этап строительства
коммунистич.
общества постепенно перерастает в полный К. (см. в ст. Социализм).
Высшая фаза коммунистич. общества (полный коммунизм). Конечной целью
коммунистич.
преобразования общества является построение полного К. Клас-сич. определение
сущности полного
К. дал Маркс в «Критике Готской программы»: «На высшей фазе коммунистического
общества,
после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда;
когда исчезнет
вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд
перестанет быть
только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе
с всесторонним
развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники
общественного богатства
польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий
горизонт
буржуазного права, и общество сможет написать на своём знамени: Каждый по
способностям,
каждому по потребностям!» (там же, с. 20).
Полный К. будет основан на высшем развитии производит.
сил, материального и духовного произ-ва (автоматизация, кибернетизация). Труд
станет свободной
творч. деятельностью, первой потребностью человека, превратится в полной мере в
пепосредственно-обществ. труд. Высшему развитию произ-ва будет соответствовать
способ
распределения по потребностям. Основу обществ. отношений будет составлять единая
обществ.
(всего общества) собственность на осн. средства произ-ва. Исчезнут классовые
различия, старое
(классовое) разделение труда, существ.
различия между городом и деревней, умств. и физич. трудом, что приведёт к
осуществлению полного
социального равенства, будут исчезать нац. различия. В конечном счёте сложится
единое коммунис-
тич. общество в масштабе всей планеты.
Постепенно отомрёт гос-во и вся политич. надстройка. Разовьётся коммунистич.
обществ. самоупра-
вление, экономич. централизация, управление людьми превратится в управление
вещами и
производств. процессами.
Развитие общества окончательно превратится в сознательный, планомерно
направляемый процесс.
Будет осуществлено науч. управление не только развитием произ-ва, но и всего
общества. Духовное
произ-во станет играть определяющую роль в совокупном обществ. произ-ве.
Разовьются все формы
духовной культуры. Полностью отомрёт религия.
Классич. определение конечной цели коммунистич. преобразования общества дано в
«Манифесте
Коммунистич. партии»: «На место старого буржуазного общества с его классами и
классовыми
противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное
развитие каждого является условием свободного развития всех» (Маркс К. и Энгельс
Ф., там же, т. 4,
с. 447).
Свободное всестороннее развитие каждого члена общества и всего общества в целом
— такова
высшая гуманистич. цель коммунистич. преобразования общества. Завершается
предыстория и
начинается развитие подлинно человеч. общества. Человечество совершает скачок из
царства
необходимости в царство свободы.
Коммунистич. общество — необходимый результат закономерного историч. развития
человечества.
Полный К.— результат длительного и сложного процесса коммунистич. преобразования
общества.

<< Пред. стр.

страница 105
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign