LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 100
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

элементом», «первой
сущностью», а также «божественным», «вечным», «горним», «круго-вращающимся»
телом и
«эфиром») в краеугольный камень своей космологии (трактат «О небе»),
синтезировав ее с теорией
гомоцентрич. сфер Евдокса—Каллипа. Согласно Аристотелю, К., или эфир,—
субстанция всего
надлунного мира (как светил, так и несущих их «сфер»); в отличие от четырёх
элементов подлунного
мира, подверженных «возникновению и уничтожению» (циклич. взаимопревращению) и
наделённых
свойством прямолинейного движения, эфиру свойствен только один вид движения —
пространств.
перемещение по кругу (поскольку это движение естественно для него, отпадает
постулат Платона о
душах — двигателях небесных тел), его вечность, неизменяемость и абс. неаф-
фицируемость служат
обоснованием несотворённости мира и залогом его неуничтожимости; они же сообщают
ему
свойства вечного и блаженного живого существа — космич. бога.
В дальнейшем К. всё более отождествлялась с субстанцией бога и души и
толковалась как
нематериальная субстанция (уже у Аристотеля К. «не имеет материи, из к-рой она
возникла», «О
небе» 270 а 25). В эл-линистич. эсхатологич. представлениях о небесно-бо-жеств.
происхождении
«эфирной» души и её возврате после смерти на астральную прародину
аристотелевская К. смешалась
с платонич., стоич. и фольклорными элементами (особенно 1-я кн. «Тускуланских
бесед» и «Сон
Сципиона» Цицерона); уже у Гераклида Понтий-ского, Критолая (Академия, 2 в. до
н. э.) душа отож-
дествляется с К.; Филон Александрийский отождествлял К. с «художеств. огнём»
стоиков и
определял душу как осколок эфирной К. Представители вост. патристики опровергали
учение
Оригена, согласно к-рому тела воскресших состоят не из четырёх элементов, а из
К.
Особое развитие учение о К. получило в неоплато-нич. представлении об эфирной
«колеснице» (ср.
опорные тексты Платона—Тимей 41 d—е, Федр 247 b), или бессмертном астральном
теле души, к-
рое она получает при своём «нисхождении» (???????) в земную жизнь (Плотин,
Эннеады IV 3, 15;
Порфирий, О пещере нимф II; Макробий, Комм, к «Сну Сципиона» I 12; Ямвлих, О
мистериях III 14;
Прокл, Начала теологии 205—209). Этот неоплатонич. тезис о существовании
эфирного медиума
между духом и телом (как на макро-, так и на микрокосмич. уровне) выступил на
первый план в фи-
лософии Возрождения. Так, согласно Агриппе Неттес-геймскому, божеств. дух
(активное начало) не
может непосредственно воздействовать на косную материю; необходим медиум, к-рый
обладал бы
смешанной духовно-телесной природой («De philosophia occulta» I 14); этот медиум
есть «дух мира»,
К., оживляющая тела (алхимич. аспект: К. обладает протяжённостью и может быть
извлечена из тел).
Согласно Парацельсу, в основе всех веществ лежит К. — «панацея», филос. камень и
эликсир жизни.
Эфирный «дух мира», К. встречаются у Бруно, Ф. Бэкона и др. Представление об
«эфирном», или
«астральном теле», как связующем звене между земным, материальным телом и
бестелесной
бессмертной душой укоренилось в оккультизме.
Полемика против космологич. гипотезы К. велась уже в древности: вероятно,
Теофраст и,
несомненно, Стратон из Лампсака отказались от гипотезы пятого элемента и
говорили об огненной, а
не эфирной природе светил. В 1 в. до н. э. перипатетик Ксенарх из Селевкии
написал спец. трактат
«Против К.» (критику Ксенарха опровергают Александр Афродисийский и Симпликий в
комм. к
трактату «О небе»). Систематич. критику учения Аристотеля о К. с позиций
креацио-
254 КЕДВОРТ
низма дал Иоанн Филопон в трактатах «О вечности мира против Прокла» и «Против
Аристотеля о
вечности мира».
• ? o r a u x Р., Quinta cssentia, н кн.: RE, 1963, col. 1171 — 1263.
КЕДВОРТ (Cudworth) Ралф (1617, Аллер, Сомерсет,-20.7.1688, Кембридж), англ.
философ-идеалист,
ведущий представитель кембриджских платоников. Сын священника. Образование
получил в
Кембриджском ун-те, где испытал сильное влияние Б. Уичкота. С 1645 глава Клэр-
колледжа, а с 1654
Крайст-колледжа Кембриджского ун-та. К. разработал спиритуалистич. и телеологич.
учение о мире,
в к-ром действуют духовные «пластич. природы» — непосредств. инструменты
реализации божеств.
целей. В гл. соч. «Истинная духовная система мира» («The true intellectual
system of the universe»,
1678) К. выдвинул идеалистич. интерпретацию атомистич. теории. Соглашаясь с
Декартом в
трактовке критерия истинности идей как ясности и отчётливости, а также принимая
теорию
врождённых идей, к-рой придавая теологич. окраску, К. одновременно отвергал
картезианскую
дуалистич. онтологию и механистич. физику. Выступал против теории обществ.
договора и УТИЧ.
взглядов Гоббса, учил о божеств. происхождении неизменных и вечных принципов
нравственности.
* A treatise of freewill, L., 1838. * Passmore J. ?., Ralph Cudworth,
C'.amb., 1951.
КЕДРОВ Бонифатий Михайлович |27.11 (10.12).1903, Ярославль], сов. философ,
химик, историк
науки, акад. АН СССР (1966, чл.-корр. 1960). Чл. КПСС с 1918. Окончил химич. ф-т
МГУ (1930). В
1935—41 на парт., затем на науч. работе. В 1941—45 в Сов. Армии. В 1945—49 и
1958-62 в Ин-те
философии АН СССР. Гл. ред. журн. «Вопросы философии» (1947—49). В 1949—52 в
БСЭ, в 1946—
58 и в 1971-78 проф. Академии обществ. наук при ЦК КПСС. В 1962—74 директор, с
1974 зав.
сектором «История науки и логика» Ин-та истории естествознания и техники АН
СССР. Работал в
области термодинамики и физич. статистики. Осн. работы в области материалистич.
диалектики,
филос. вопросов естествознания, науковедения, психологии и логики науч.
открытий. К.
сформулировал нек-рые принципы диалектич. логики: о прямой зависимости между
объёмом и
содержанием развивающегося знания, об определении науч. понятий «через закон», о
соотношении
принципов структуры и генезиса и др.
• О количеств. и качеств. изменениях в природе, [М.], 1946; Атомистика Дальтона,
М.— Л., 1949; Эволюция понятии
элемента в химии, М., 1956; Филос. анализ первых трудов Д. И. Менделеева о
периодич. законе, М.,1959; Единство диа-
лектики, логики и теории познания, М., 1963; Классификация наук, [кн.] 1—2, М.,
1961 — 65; Предмет и взаимосвязь
естсстл. наук, ?., 19672; Три аспекта атомистики, [кн.] 1—3, М., I960; В. И.
Ленин и революция n сстсстпознании XX
века, М., 1969; Энгельс и диалектика естествознания, М., 1970; Ленин и
диалектика естествознания XX века, М., 1971;
Из лаборатории ленинской мысли. (Очерки о «Филос. тетрадях» В. И. Ленина), ?.,
1972; Как изучать книгу В. И.
Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», М., 1972; О совр. проблемах периодич.
системы, М., 1974 (совм. с Д. Н.
Трифоновым); Прогнозы Д. И. Менделеева в атомистике, т. 1 — 3, М., 1977—79;
Марксистская концепция истории
естествознания 19 в., М., 1978 (совм. с А. П. Огурцо-вьм); Энгельс о развитии
химии, ?., 1?792; Ленин и науч. ре-
волюции. Естествознание. Физика, М., 1980; Ленин, наука, социальный прогресс,
М., 1982.
КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ, англ. философы и теологи 2-й пол. 17 в., пытавшиеся
использовать учение неоплатонизма для обоснования христ. теологии. Осн.
представители: Б.
Уичкот, Г. Мор, Д. Смит, Р. Кедворт. К. п. преподавали в Кембриджском ун-те.
Отвергая религ.
непримиримость пуританизма и кальвинистскую концепцию божеств. предопределения,
они
отстаивали т. н. широкий взгляд на роль и задачи англиканской церкви и идею
свободы воли. К. п.
сочетали идеи креационизма с учением об эманации и признавали постоянное
божеств. присутствие
и влияние в мире, осуществляемое через посредство «мировой души». Они пытались
реставрировать
неоплатонич. натурфилософию, противопоставляя ее картезианской
механистич. физике. Будучи сторонниками теологич. варианта теории врождённых
идей, К. и.
утверждали, что идеи «внедрены» в бессмертные человеч. души богом, а процесс
познания
заключается в их актуализации. Работы К. и., написанные гл. обр. в форме религ.
проповедей или
философско-ноэтических сочинений, оказали влияние на брит. моралистов А.
Шефтсбери и Р.
Прайса, а также на поэта-романтика С. Т. Кол-риджа.
• The Cambridge platonists, Oxf,, 1901.
* Смирнов ?., История англ. этики, т. 1, Казань, 1880; История философии, т. 2,
М., 1941, с. 212—13; Paw-son G. P. H.,
The Cambridge platonists, L., 1930; Gassi-rer E., The Platonic renaissance in
England, Edin., 1953; The Cambridge platonists,
ed. by С. A. Patrides, L., 1969.
КЕТЛЕ (Quetelet) Ламбер Адольф Жак (22.2.1796, Гент,— 17.2.1874, Брюссель),
бельг, социолог,
математик, астроном, метеоролог; один из создателей науч. статистики. С позиций
позитивизма К.
утверждал, что социальная жизнь и физич. явления подчиняются законам одного
порядка и должны
изучаться точными методами математич. статистики. Выдвинул понятие «среднего
человека»
(homme moyen), обладающего средними физич., интеллектуальными и моральными
харак-
теристиками; отд. индивиды, по К., лишь искажённые выражения среднего типа. К.
стремился
открыть законы его сохранения. Он доказал, что нек-рые массовые обществ. явления
(рождаемость,
смертность, преступность и др.) подчиняются определ. закономерности. К. Маркс
оценивал кн. К. «О
человеке и развитии его способностей, или Опыт социальной физики» (v. l—2, 1835,
рус. пер., т. 1,
1865, т. 1—2,1911—13) как «... превосходный научный труд...» (Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., т. 8, с.
531), но отмечал, что К. не смог объяснить установленных им закономерностей (см.
там же, т. 32, с.
495—96). К. оказал значит. влияние на развитие количеств. методов в социальных
исследованиях.
• в рус пер · Социальная система и законы, ею управляющие, СПБ, 1866.
•Райхесберг Н. М., А. К. Его жизнь и науч. деятельность, СПБ. 1894; H a l b w а
с h s M., La theorie de l'homme moyen.
Essai sur Quetelet et la statistique morale, P., 1912.
КИНДИ, а л ь - К и н д и Абу Юсуф Якуб бен Исхак (кон. 8 в., Пуфа, Ирак,—между
860 и 879,
Багдад), араб. философ и учёный, первый представитель вост. аристотелизма. Автор
более 200 работ,
большая часть к-рых до нас не дошла. Был тесно связан с мутазили-тами. Во время
борьбы халифа
аль-Мутаваккиля (847—861) с рационалистами подвергался гонениям. Ввёл в науч.
оборот
произведения антич. философов, редактировал переводы на араб. язык с греческого
через сирийский.
Автор сокращённого изложения ряда произв. антич. философов и комм. к
«Категориям» и «Второй
аналитике» Аристотеля, «Элементам» Евклида и «Альмагесту» Птолемея. В русле
аристотелевского
учения о категориях К. выдвинул концепцию 5 прасубстанций: материи, формы,
движения, простран-
ства и времени. К. первым разработал концепцию четырёх видов разума
(актуального,
потенциального, приобретённого и проявляющегося), на к-рую опирались др.
арабоязычные
философы. Оказал большое воздействие на развитие араб. и ср.-век. европ.
философии; труды К.
переводил Герберт (папа Сильвестр II), по ним учился Р. Бэкон.
• в рус. пер.: Трактат о количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для
усвоения философии; О первой
философии; Книга о пяти сущностях; Объяснение ближней действующей причины
возникновения и уничтожения, в сб.:
Избр. произв. мыслителей стран Бл. и Ср. Востока 9—14 вв., М., 1961.
S Григорян С. Н., Ср.-век. философия народов Бл. и 3. Востока, М., 1966; Rescher
N., al-Kindi. An annotated bibliography,
Pittsburgh, 1964; A t i у с h G. N., al-Kindi: the philosopher of the Arabs,
Rawalpindi, 1966.
КИНИКИ (греч. ???????, от ?????????? — Киносарг, холм и гимнасий в Афинах, где
Антисфен
занимался с учениками; лат. cynici -- циники), одна из т. н. со-кратич. филос.
школ Др. Греции. Её
представители (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и др.) стремились не столько к
построению
законченной теории бы-
тия и познания, сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе
определ. образа жизни.
Главное, что от них осталось в сознании последующих поколений,— это не трактаты,
к-рые они
писали, а преим. анекдоты: бочка Диогена, его просьба к царю Александру
Македонскому: «Отойди
и не засти мне солнца»; брак Кратета, осуществляемый прямо на площади, и т. п.
Примитивность
кинического философствования, поражающая при сравнении с виртуозной диалектикой
платонизма
и аристотелизма,— лишь оборотная сторона стремления всецело сосредоточиться на
одной, и притом
наиболее простой идее. Мыслить по-кинически — только средство; цель — жить по-
кини-чески.
Учение К., созданное в условиях кризиса антич. полиса людьми, не имевшими своей
доли в гражд.
укладе жизни (основатель кинизма Антисфен был незаконнорождённым), обобщает опыт
индивида,
к-рый может духовно опереться лишь на самого себя, и предлагает этому индивиду
осознать свою
извергнутость из патриархальных связей как возможность достичь высочайшего из
благ — духовной
свободы. Последовав примеру Сократа, К. довели его установки до небывалого
радикализма и
окружили атмосферой парадокса, сенсации, уличного скандала; недаром Платон
назвал Диогена
«Сократом, сошедшим с ума». Если Сократ ещё демонстрировал уважение к наиболее
общим
заповедям традиц. патриотич. морали, то К. с вызовом именовали себя «гражданами
мира» (термин
«космополит» был создан ими) и обязывались жить в любом обществе не по его
законам, а по своим
собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Именно то положение
человека, к-
рое всегда считалось не только крайне бедственным, но и крайне унизительным,
избирается ими как
наилучшее: Диоген с удовольствием применяет к себе формулу страшного проклятия —
«без
общины, без дома, без отечества». К. хотели быть «нагими и одинокими»;
социальные связи и
культурные навыки казались им мнимостью, «дымом» (в порядке умств.
провоцирования они
отрицали все требования стыда, настаивали на допустимости кровосмесительства и
антропофагии и
т. п.). «Дым» нужно развеять, обнажив человеч. сущность, в к-рой человек должен
свернуться и
замкнуться, чтобы стать абсолютно защищённым от всякого удара извне. Все виды
физич. и
духовной бедности для К. предпочтительнее богатства: лучше быть варваром, чем
эллином, лучше
быть животным, чем человеком. Житейское опрощение дополнялось интеллектуальным:
в той мере,
в какой К. занимались теорией познания, они критиковали общие понятия (в
частности, «идеи»
Платона) как вредную выдумку, усложняющую непосредств. отношение к предмету.
Философия К. послужила непосредств. источником стоицизма, смягчившего кинич.
парадоксы и
внёсшего гораздо более конструктивное отношение к политич. жизни и к умств.
культуре, но
удержавшего характерный для К. перевес этики над др. филос. дисциплинами. Образ
жизни К. оказал
влияние на идеологич. оформление христ. аскетизма (особенно в таких его формах,
как юродство и
странничество). Типологически школа К. стоит в ряду разнообразных духовных
движений,
сводящихся к тому, что внутренне разорванное общество восполняет социальную
несвободу
асоциальной свободой (от йогов и дервишей до совр. хиппи).
• Лурье С. Я., Очерки по истории антич. науки, М.— Л., 1947; ,1 о с е в А. Ф.,
История антич. эстетики. Софисты. Со-
крат. Платон, М., 1969, с. 84—108; Н а х о в И. М., Кинич. лит-pa, М., 198)
(лит.); его же, Философия К., М., 1982; D u d
1 с у D. R., A history of cynicism from Diogenes to the sixth century, L., 1937;
H o i s t a d R., Cynic hero and cynic king.
Studies in the cynic conception of man, Uppsala, 1948; S а у r e F., The Greek
cynics, Balt., 1948.
КИНИКИ 255
КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич [22.3(3.4).1806, Москва,— 11 (23). 6. 1856,
Петербург], рус.
философ-идеалист, лит. критик и публицист; наряду с Хомяковым основоположник
славянофильства. Входил в кружок «любомудров», испытал влияние нем. идеалистич.
философии. В
«Обозрении рус. словесности за 1829 год» охарактеризовал этапы развития рус.
лит-ры нач. 19 в. и
выделил реалистич. тенденции последнего, «пушкинского» периода. В 1830 К. был в
Германии,
слушал лекции философов Шлейермахера, Гегеля, Шеллинга, К. Риттера. В 1832 К.
предпринял
издание журн. «Европеец», привлёк к нему лучшие лит. силы (в т. ч. А. С.
Пушкина). Журнал был
запрещён на втором номере, в частности за статью К. «Девятнадцатый век», в к-рой
Николай I
усмотрел пропаганду конституции. В дальнейшем К. посвятил себя почти
исключительно теоретич.
занятиям; участвовал с нач. 1840-х гг. в разработке учения славянофилов. Осн.
опубл. соч. — «О
характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» (1852), «О
необходимости и возможности новых начал для философии» (1856). Рассматривая
философию
Гегеля как завершение зап.-европ. рационализма, восходящего к католич.
схоластике и Аристотелю,
К. противопоставляет ей традиции Платона и вост.-христ. «умозрения» (вост.
патристики), из к-рых,
по К., и должна исходить самобытная рус. философия. Предпосылка её — духовно-
нравств. цель-
ность личности, находящая своё выражение в религ. вере, а осн. задача —
«мысленное развитие»...,
«отношения веры к современной образованности» (см. ПСС, т. 1, М., 1911, с. 271,
253). В отходе от
религ. начал, утрате духовной цельности и, в частности, разъединении нознават. и
моральных сил К.
видит источник кризиса «европ. просвещения» и господства отвлечённого мышления в
идеалистич.
философии. Усвоение Россией достижений «европ. образованности», этого «зрелого
плода
всечеловеческого развития», должно сопровождаться, по К., переосмыслением их на
основе правосл.
учения, сохранившего в чистоте изначальную истину христианства. В этом,
утверждает К., и состоит
то «новое начало», к-рое Россия призвана внести во всемирную историю; источники
его он пытается
усмотреть в характере др.-рус. обществ. жизни и быта. Консервативно-утопич.
идеал универс.
православно-христ. культуры, овладевающей «...всем умств. развитием совр.
мира...» (там же, с. 271),
выдвигался К. без учёта конкретных обществ.-политич. условий России сер. 19 в.
К. оказал влияние
на развитие рус. идеалистич. философии кон. 19—нач. 20 вв.
• ПСС, т. 1—2, М., 1911; Критика и эстетика, М., 1979.
• Лясковский В., Бр. Киреевские, жизнь и труды их, СПБ, 1899; Л ушников А. Г.,
И. В. К., Казань, 1918; Манн Ю., Путь
И. К., в его кн.: Рус. филос. эстетика, М., 1969; Muller В., Russischer
Intellekt in europaischer Krise. Ivan V. Kireevsky
(1806—1856), Koln—Graz, 1966 (библ.); G o e r d t W., Vergottlichung und
Gesellschaft. Studien zur Philosophie v. I. V.
Kireevskij, Wiesbaden, 1968; G lea son ?., European and Muscovite, Ivan
Kireevsky and the origins of Slavophilism, Camb.
(Mass.), 1972.
КИРЕНСКАЯ ШКОЛА, одна из сократич. школ др.-греч. философии, основанная в 4 в.
до н. э.
Аристип-пом из Кирены, учеником Сократа. К ней принадлежали: дочь Аристиппа —
Арета, позднее
её сын — Аристипп Младший, Феодор, Гегесий, Анникерид. К. ш. отвергала изучение
природы,
считая её непостижимой. Киренаики утверждали, что душе могут быть свойственны
только два
состояния: плавное движение — наслаждение и резкое движение — боль. Наслаждения
— цель
жизни, а счастье — совокупность наслаждений. Нек-рые наслаждения вызывают,
однако, бес-
покойство: поэтому не следует стремиться получить все возможные наслаждения.
Богатство само по
себе — не благо, а только средство для получения наслаждений. Нет ничего
объективно
справедливого и прекрас-
256 КИРЕЕВСКИЙ
ного, т. к. всё это определяется человеч. представлениями (Диоген Лаэртий II 86—
93).
Последователи Гегесия считали счастье невозможным, так что мудрец не столько

<< Пред. стр.

страница 100
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign