LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 10
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

«Философия», «Политич. экономия», «Социализм». Осн. содержанием книги является
борьба за
последоват. диалектич. материализм. «Либо последовательный до конца материализм,
либо ложь и
путаница философского идеализма,— вот та постановка вопроса, которая дана в к а
ж д о м
параграфе "Анти-Дюринга"...» (Ленин В. И., там же, т. 18, с. 359).
Во введении Энгельс даёт очерк развития философии и обосновывает историч.
неизбежность
возникновения науч. коммунизма, марксизма. Он доказывает закономерность смены
осн. периодов в
истории философии: наивная диалектика древности — метафизика 17—18 вв.—
идеалистич.
диалектика классич. нем. философии — материалистич. диалектика марксизма.
Энгельс показывает,
что распространение материализма на понимание истории общества создало науч.
основу для
изучения капиталистич. способа произ-ва, для выработки таким путём учения о
прибавочной
стоимости, что благодаря двум великим открытиям Маркса — материалистич.
пониманию истории и
теории прибавочной стоимости — социализм превратился из утопии в науку. Вместе с
тем здесь
показано, как развитие естествознания и развитие классовой борьбы обусловливают
развитие
философии (гл. 1).
В 1-м отделе Энгельс излагает осн. проблемы материализма и диалектики, а также
материалистич.
понимания истории. С самого начала он формулирует по-следовательно-
материалистич. и диалектич.
решение осн. вопроса философии. Сознание — продукт чело-веч, мозга, а сам
человек — продукт
природы. Поэтому законы мышления и законы природы согласуются между собой.
Мышление есть
отражение бытия. Даже аксиомы и понятия математики абстрагированы из дейст-вит.
мира (гл. 3).
Возможности познания безграничны, но и сам процесс познания бесконечен; абс.
истина осу-
ществляется в бесконечном ряде относит, истин (гл. 3 и 9). Единство мира состоит
в его
материальности (гл. 4). Мир бесконечен в пространстве и во времени. Пространство
и время суть осн.
формы бытия (гл. 5). Материя без движения так же немыслима, как и движение без
материи.
Движение есть способ существования материи. Движение поэтому так же несотво-римо
и
неразрушимо, как и сама материя (гл. 6). Различные формы движения (механическое,
физическое,
химическое, биологическое) являются предметом изучения различных наук (гл. 6—7).
Все науки
можно разделить на три группы: науки о неживой природе; науки, изучающие живые
организмы;
историч. науки; особо выделяются наука, исследующие законы человеческого
мышления — формальная логика и диалектика (гл. 9). Энгельс определяет
соотношение этих двух
наук, проводит глубокую аналогию между соотношением формальной логики и
диалектики и
соотношением элементарной и высшей математики. Но диалектика — это не только
наука о
мышлении. Диалектика есть наука о всеобщих законах движения и развития природы,
человеческого
общества и мышления (гл. 13). Осн. законы диалектики: противоречие как сущность
движения,
переход количества в качество, отрицание отрицания (гл. 12—13). С точки зрения
материалистич.
диалектики Энгельс исследует различные проблемы естеств. и обществ, наук:
значение космогонич.
гипотезы Канта (гл. 1 и 6) и эволюц. теории Дарвина (гл. 7), роль органич.
клетки и сущность жизни
(гл. 8), классовый характер морали (гл. 9), социальное равенство (гл. 10),
соотношение свободы и
необходимости (гл. 11).
Во 2-м отделе Энгельс, опираясь на экономич. учение Маркса, определяет предмет
политич.
экономии (гл. 1), разоблачает идеалистич. теорию насилия как якобы определяющего
фактора
обществ, развития, показывает решающую роль экономики в развитии армии и
политич. власти,
рассматривает два пути возникновения классов, экономич. предпосылки социалистич.
революции и
революц. роль насилия при смене старого общества новым (гл. 2—4). Энгельс
излагает марксистское
понимание стоимости, простого и сложного труда, капитала и прибавочной
стоимости, земельной
ренты (гл. 5—9). В написанной Марксом 10-й главе рассматриваются нек-рые
проблемы истории
политэкономии.
В 3-м отделе Энгельс даёт очерк истории и теории науч. социализма, показывает,
что науч.
социализм является теоретич. выражением пролет. движения и характеризует
будущее,
коммунистич. общество. Науч. социализм, опираясь на материалистич. понимание
истории,
вскрывает осн. противоречие капитализма — противоречие между производит. силами
и
производств. отношениями, между обществ. характером произ-ва и частным
характером присвоения.
Это противоречие проявляется как противоположность между организацией произ-ва
на каждом
предприятии и анархией произ-ва во всём обществе, как антагонизм между
пролетариатом и
буржуазией. Оно находит своё разрешение в пролет. революции. Пролетариат берёт
власть в свои
руки и превращает средства произ-ва в обществ. собственность. Анархия в произ-ве
заменяется
планомерной организацией произ-ва в масштабе всего общества. Начинается
беспрерывное,
постоянно ускоряющееся, безграничное развитие производит. сил. На этой основе
исчезает
калечащее человека разделение труда. Все члены общества принимают участие в
производит. труде.
Труд превращается из тяжёлого бремени в первую жизненную потребность. Исчезает
противопо-
ложность между умств. и физич. трудом, между городом и деревней. Уничтожаются
классовые
различия и отмирает гос-во. Изменяется форма семьи. Воспитание соединяется с
трудом. Исчезает
религия. Люди становятся действительно и сознательно господами общества, а
вследствие этого и
господами природы. Человечество совершает скачок из царства необходимости в
царство свободы.
«А.-Д.» явился итогом развития марксизма за три десятилетия. Идеи этой книги
получили
дальнейшее развитие в работах Энгельса «Диалектика природы», «Происхождение
семьи, частной
собственности и гос-ва», «Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии» и в
работах В. И.
Ленина. «А.-Д.» стал «...настольной книгой всякого сознательного рабочего»
(Ленин В. И., ПСС, т.
23, с. 43). Уже при жизни Энгельса книга выдержала 3 отд. издания (Лейпциг,
1878; Цюрих, 1886;
Штутгарт, 1894).
В 1880 по просьбе П. Лафарга Энгельс переработал 3 главы «А.-Д.» в популярную
брошюру
«Развитие социализма от утопии к науке», к-рая стала одним из самых
распространённых произв.
марксизма. По словам
Маркса, она представляет собой «...введение в научный социализм» (M a p к с К. и
Энгельс Ф., Соч.,
т. 19, с. 245). В 1892 Энгельс написал введение к англ. изданию брошюры, нем.
текст введения он
опубликовал под назв. «Об историч. материализме».
• Mapкс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 20; т. 19, с. 185—230, 241—45, 321—23; т. 22,
с. 213, 294—320; т. 36, с. 118-19; Л е н и н
В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, ПСС,
т. 1; его же, Материализм и эм-
пириокритицизм, там же, т. 18; его же, Гос-во и революция, там же, т. 33, гл. 1,
§ 4; Справочный том к ПСС В. И.
Ленина, ч. 2, с. 349; Ильичев Л. Ф., О произведении Ф. Энгельса «А.-Д.», [M.],
1953; H a p с к и й И. С., Развитие
марксистской философии в «А.-Д.» Ф. Энгельса, М., 1958; Энгельс-теоретик, М.,
1970; Багатурия Г. А., Контуры
грядущего, М., 1972, гл. 5; Фридрих Энгельс. Биография, ?., 19772; «А.-Д.» Ф.
Энгельса и современность, М., 1978; В о
л о д и н А. И., «А.-Д.» Ф. Энгельса и обществ, мысль России 19 в., М., 1978;
Марксистская философия в 19 веке, кн. 2,
М., 1979, гл. 12; 100 Jahre «Anti-Duhring», В., 1978. Г. А. Багатурия.
АНТИКОММУНИЗМ, главное идейно-политич. оружие империализма, осн. содержанием к-
рого
являются клевета на социалистич. строй, фальсификация политики и целей
коммунистич. партий,
учения марксизма-ленинизма. В основе А.— клеветнич. утверждения об утопизме
коммунистич.
идеологии, «тоталитарном» характере социалистич. гос-в, о «дегуманизации»
обществ. отношений,
«стандартизации» мышления и духовных ценностей в условиях социализма, измышления
об
агрессивной сущности мирового коммунизма. Осн. место в А. занимает антисоветизм,
стремление
извратить и принизить достижения СССР в экономике и политике, в области
культуры. Пропаганда
А., использующая все средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение
и др.) и
поставленная на уровень гос. политики, преследует цели посеять недоверие к
лозунгам и идеалам
коммунистов, дискредитировать практику социализма и, ослабив тем самым революц.
активность
трудящихся и расколов их силы, обеспечить сохранение капиталистич. обществ.
отношений.
Типичным проявлением А. служит стремление представить социальные перемены,
охватившие мир,
как результат подрывной деятельности социалистич. стран и прежде всего — СССР.
Оперируя такого
рода представлениями, идеологи и политики империализма пытаются
скомпрометировать своих
классовых противников, выдать их за «иностр. агентуру», чуждую действительным
интересам той
или иной страны. Паразитируя на росте нац. самосознания, А. пытается направить
его в русло
националистических, шовинистических настроений, подорвать интернациональную
солидарность
трудящихся.
А.— не только идеология. Он выступает и как реальная гос. деятельность,
направленная на
подавление коммунистич., рабочего и нац.-освободит, движения. Там, где ведётся
наступление
против демократич. сил, оно сопровождается оголтелым А. Его крайнее проявление —
стремление
агрессивных империалистич. кругов к войне против стран социализма.
В отличие от воинствующего А., к-рый характеризуется откровенным и вульгарным
негативизмом,
связью с профаш. элементами, с силами крайней реакции и войны, нек-рые
представители бурж.
идеологии призывают к созданию т. н. позитивного А. Признавая науч. заслуги
основоположников
марксизма-ленинизма в развитии обществ. теории и положит. значение отд. сторон
марксизма и
социалистич. общества, «позитивный» А. пытается доказать устарелость,
непригодность марксизма-
ленинизма для решения проблем развитого «индустриального» общества,
ориентируется на
постепенное внутр. перерождение, «эрозию» коммунизма. Эти ложные идеи
пропагандируют и
деятели правой с.-д-тии, А. к-рых является одной из важнейших причин её идейно-
политич. кризиса
и свидетельствует о капитуляции перед гос.-монополистич. капитализмом.
АНТИКОММУНИЗМ 27
Видная роль в А. отводится т. н. советологии, представители к-рой включают
философов,
экономистов, социологов, теологов и др. Нек-рые «советологи» провозглашают
требование
углублённого изучения теории и практики коммунизма, с тем чтобы придать критике
коммунизма
более «правдоподобный», утончённый характер.
А., антисоветизм — это крайний правый фланг идеологии и политики совр.
буржуазии; это —
проявление реакции, основанное на преднамеренном извращении теории и практики
науч.
коммунизма. Другую политич. направленность имеют взгляды и представления тех
идеологов, к-рые,
критикуя те или иные аспекты со-циалистич. образа жизни или не соглашаясь с
принципами
коммунизма, в то же время стремятся понять эти принципы, не используют клевету,
фальсификацию
и демагогию. В соответствии с этим коммунисты, беспощадно разоблачая
фальсификаторов,
убедительно и аргументированно полемизируют с теми, кто готов вести серьёзную
дискуссию.
• Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981;
Княжинский В. Б., Междунар.
стратегия А., М., 1972; Совр. А. Политика, идеология, М., 1973; Королев Б. И.,
Антисоветизм в глобальной стратегии
империализма, М., 1974; Фарукшин М. X., Социалистич. демократия и буржуазная
«советология». (Очерк критики
антиком-мунистич. концепций), Казань, 1976; Б о в ш В. И., Футурология и А.,
Минск, 1977; Кортунов В. В.,
Коммунизм и А. перед лидом современности, М., 1978; Генри Э., Профессиональный
А. К истории возникновения, М.,
1981. А. Е. Бовин.
АНТИНОМИЯ (греч. ????????? — противоречие закона самому себе, от ???? — против и
????? —
закон), 1) сочетание обоюдно противоречащих высказываний о предмете, допускающих
одинаково
убедительное ло-гич. обоснование; 2) неустранимое противоречие, мыслимое в идее
или законе при
попытке их доказат. формулирования.
Термин «А.» имел первоначально юридич. смысл и означал противоречие между двумя
законами или
внутр. самопротиворечивость к.-л. отд. закона. В 1 в. его использовали в
указанном значении
Квинтилиан, а позднее — Гермоген, Плутарх, Августин и др. В Кодексе Юстиниана
(534)
предусматривается случай, когда закон вступает в противоречие с самим собой, и
эта коллизия
получила назв. А.
Термин «А.» встречается в «Филос. словаре» (1613) Р. Гоклениуса; в естеств.
теологию его ввёл Ш.
Бонне (18 в.). Однако идея противоречия, сочетания и единства противоположностей
была присуща
ещё учениям Гераклита и Платона. Антиномич. определения пространств.-временного
мира и
движения были сформулированы в апориях Зенона. В новое время идея сопряжения
противоположностей была отчётливо выражена в учениях Дж. Бруно и Николая
Кузанского.
Филос. смысл понятие А. приобретает у Канта в «Критике чистого разума» (1781).
Согласно Канту,
А. необходимо возникают в человеч. разуме при попытке мыслить мир как единое
целое,
подразумевая в качестве предпосылки идею безусловного или абсолютного. По Канту,
неизбежные
противоречия рождаются в нашем уме вследствие того, что понятие абсолютного,
бесконечного,
приложимое лишь к миру вещей в себе (тезис), применяется к миру опыта, где
наличествует только
преходящее, конечное и обусловленное (антитезис). Отсюда проистекают четыре А.
1) Мир имеет
начало во времени и ограничен в пространстве.— Мир не имеет начала во времени и
бесконечен в
пространстве. 2) Всякая сложная субстанция состоит из простых частей.— Ни одна
вещь не состоит
из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого. 3) Причинность по
законам природы
недостаточна для объяснения всех явлений. Существует свободная (спонтанная)
причинность.— Нет
никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы. 4) К миру
принадлежит
28 АНТИНОМИЯ
безусловно необходимая сущность как его причина. — Нет никакой абсолютно
необходимой
сущности, ни в мире, ни вне мира, как его причины. Согласно Канту, диалектич.
противоречия,
возникающие в человеч. разуме,— естеств. и неизбежная «иллюзия», проистекающая
из его
субъективного, сверхопытного применения.
Учение Канта об А. было всесторонне развито нем. классич. идеализмом как
фундаментальная
предпосылка диалектич. логики. Гегель подверг критич. анализу кантовское решение
вопроса об А.,
показав, что противоречие есть неотъемлемая объективная характеристика
развивающегося духа,
историч. бытия и мышления. В диалектике Гегеля понятие А. было преобразовано в
понятие
синтетически разрешимого противоречия.
Проблема А. рассматривается в диалектич. материализме в рамках учения о
диалектич.
противоречии. В противоположность идеалистич. концепциям противоречия,
марксистская
философия исходит из признания объективных диалектич. противоречий в качестве
основы А.,
выражающих процесс развития науч. знания. Исследования проблемы А., вопроса об
их со-
отношении с объективными противоречиями (напр., анализ парадоксов теории
множеств, А.
квантовой механики) отражают процесс осознания совр. наукой диалектич. характера
её собств.
теоретич. оснований. См. Противоречие.
• Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3,М., 1964, с. 336—500, 597—654;
Гегель Г., Наука Логики, т. 1, М., 1970, с.
262—73; Флоренский П., Космологич. антиномии И.Канта, Сергиев Посад, 1909;
Нарский И. С., Диалектич. проти-
воречие и логика познания, М., 1969; Б и б л е ? В. С., Мышление как творчество,
М., І975; Диалектич. противоречие,
М., 1979.
АНТИОХ (????????) из Аскалона (ок. 130 — ок. 68 до н. э.), др.-греч. философ-
платоник, ученик Фи-
лона из Ларисы. Возвратил платоновскую Академию от скептицизма к догматизму
Древней академии
(призыв «Следовать древним!»), вследствие чего его называют основателем 5-й
академии. С
антискептич. тенденциями А. связано влияние на него стоицизма (согласно А.,
доктрины стоиков,
перипатетиков и платоников совпадают в своей основе): А. признаёт стоич. учение
о «постигающем
впечатлении», формулу «жить по природе», хотя и расходится со стоиками в её
понимании,
признавая помимо добродетели также физич., или внешние, блага; доктрину «Тимея»
А. сочетает со
стоич. учением о качествах, понимает платоновские идеи по образцу стоич. «общих
понятий» и др. В
целом А. подготовил почву для среднего платонизма, отказавшегося, однако, от
стоич. элементов его
учения.
• Фрагменты в кн.; Luck G., Der Akademiker Antio-chos, Bern — Stuttg., 1953.
•Strache H., Der Eklektizismus des Antiochus von Askalon, В., 1921, L u e d e r
A., Die philosophische Personlichkeit des
Antiochos von Ascalon, Gott., 1940; Dillon J., The middle Platonists, L., 1977,
p. 52—106.
АНТИСФЕН (??????????) из Афин (ок. 450 — ок. 360 до н. э.), др.-греч. мыслитель,
ученик Сократа,
противник Платона. Этич. идеи А. были развиты киниками; согласно антич.
традиции, учеником А.
был Диоген Синайский. В молодости обучался риторике у Горгия. Считал
«рассмотрение имён» (т. е.
названий вещей) «началом образования» (фр. 38 — F. D. Gaizzi, Antisthenis
fragmenta, Mil., 1966).
Аристотель критикует загадочное утверждение А., будто «об одном может быть
высказано только
одно, а именно единственно лишь его собственное наименование, откуда следовало,
что не может
быть никакого противоречия, да пожалуй что и говорить неправду — тоже»
(Аристотель,
Метафизика 1024Ь 32—34). По-видимому, А. воспринимал как парадокс, когда в
суждении
приравниваются нетождественные субъект и предикат. Чтобы возразить как-то на
утверждение
представителей элейской школы о невозможности движения, якобы встал и начал
молча ходить (фр.
160). Собств. примером учил всемерному ограничению потребностей и называл себя
богатейшим из
людей; единственное подлинное наслаж-
дение даёт, по ?., труд, а целью жизни он считал добродетель (фр. НО, 113).
Выступал против
равенства людей (Аристотель, Политика 1284а 15 слл.) и, будучи индивидуалистом в
морали,
утверждал, что «в обществ, жизни мудрец руководится не общепринятыми законами, а
законами
добродетели» (Диоген Лаэртий VI 11). Противопоставлял многочисл. богов нар.
религии одно-му
подлинному (фр. 39, 40).
• Fritz K. v., Zur antisthenischen Erkenntnistheorie und Logik, «Hermes», 1927,
Bd 62, S. 453—84; С a i z z i F., Antiste-ne,
«Studi Urbinati», 1964, anno 38, p. 49—99; P a t z e r A., An-tisthenes der
Sokratiker..., Hdlb., 1970; Guthrie W. K. C., History
of Greek philosophy, v. 3, Camb., 1971.
АНТИТЕЗИС (греч. ????????? — противоположение), 1) в логике — исходная посылка
логич.
вывода в доказательствах от противного; 2) в философии Гегеля А.— отрицат.
момент в процессе
диалектич. развития, составляющий вместе с тезисом и синтезом триаду.
АНТИТЕТИКА (от греч. ??????????? — противополагающий), свод противоречащих

<< Пред. стр.

страница 10
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign