LINEBURG


страница 1
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ФИЛОСОФСКИЙ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ
СЛОВАРЬ





НАУЧНО - PEДАКЦИОННЫЙ COВEТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
«С О В Е Т С К А Я Э Н Ц И К Л О П E Д И Я»

А. М. ПРОХОРОВ (председатель), И. В. АБАШИДЗЕ, П. A. A3ИМOB, А. П. АЛЕКСАНДРОВ,
В. А.
АМБАРЦУМЯН, М. С. АСИМОВ, М. П. БАЖАН, Ю. Я. БАРАБАШ, Н. В. БАРАНОВ, А. Ф.
БЕЛОВ, Н. Н.
БОГОЛІОБОВ, Ю. В. БРОМЛЕЙ, П. П. ВАВИЛОВ, В. X. ВАСИЛЕНКО, Л. М. ВОЛОДАРСКИЙ, В.
В.
ВОЛЬСКИЙ, Б.М. ВУЛ, М. С. ГИЛЯРОВ, В. П. ГЛУШКО, Д. Б. ГУЛИЕВ, А. А. ГУСЕВ
(заместитель
председателя), Н. А. ЕГОРОВА, В. П. ЕЛЮТИН, В.С.ЕМЕЛЬЯНОВ, Ю. А. ИЗРАЭЛЬ, А. ?.
И?ШЕН?ЦКИЙ, А. Ю. ИШЛИНСКИЙ, М. И. КАБАЧНИК, Г. А. КАРАВАЕВ, К. К. КАРАКЕЕВ, Б.
М.
КЕДРОВ, Г. В. КЕЛДЫШ, В. А. КИРИЛЛИН, И. Л. КНУНЯНЦ, Е. А. КОЗЛОВСКИЙ, М. К.
КОЗЫБАЕВ,
Ф. В. КОНСТАНТИНОВ, В. А. КОТЕЛЬНИКОВ, В. Н. КУДРЯВЦЕВ, М. И. КУЗНЕЦОВ
(заместитель
председателя), В. Г. КУЛИКОВ, И. А. КУТУЗОВ, П. П. ЛОБАНОВ, Г. И. МАРЧУК, Ю. Ю.
МАТУЛИС, Г.
И. НAAH, И. С. НАЯІІІКОВ, Н. В. ОГАРКОВ, В. Г. ПАНОВ (первый заместитель
председателя), Б. Н.
ПАСТУХОВ, Б. Е. ????Н, В. М. ПОЛЕВОЙ, М. А. ПРОКОФЬЕВ, Ю. В. ПРОХОРОВ, Н. Ф.
РОСТОВЦЕВ. А. М. РУМЯНЦЕВ, Б. А. РЫБАКОВ, В. П. САМСОН, М. И. СЛАДКОВСКИЙ, В. И.
СМИРНОВ, Г. В. СТЕПАНОВ, В. Н. СТОЛЕТОВ, Б. И. СТУКАЛИН, М. Л. ТЕРЕНТЬЕВ. И.
М.
ТЕРЕХОВ, С. А. ТОКАРЕВ, В. А. ТРАПЕЗНИКОВ, П. Н. ФЕДОСЕЕВ, М. Б. ХРАПЧЕПКО, Е.
И. ЧАЗОВ,
И. П. ШАМЯКИН, С. И. ЮТКЕВИЧ.











ФИЛОСОФСКИЙ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ
СЛОВАРЬ




ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ

Академик АН СССР Л. Ф. ИЛЬИЧЕВ,
академик АН СССР П. Н. ФЕДОСЕЕВ,
доктор философских наук С. М. КОВАЛЕВ,
доктор философских наук В. Г. ПАНОВ
























МОСКВА
«СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ»
1983



НАУЧНЫЕ КОНСУЛЬТАНТЫ

Д-р филологич. наук С. С. АВЕРИНЦЕВ (история антич. и ср.-век.философии); д-р
филос. наук Б. В. БИРЮКОВ (логика); д-р
филос. наук В. Э. БЫХОВСКИЙ (история философии); д-р филос. наук В. И. ГАРАДЖА
(общие вопросы атеизма и религии);
д-р филос. наук В. Е. ЕВГРАФОВ (история философии народов СССР); д-р филос.
наук А. Г. ЗДРАВОМЫСЛОВ
(социология); д-р филос. наук В. Ж. КЕЛЛЕ (историч. материализм); д-р филос.
наук И. С. КОН (социология); д-р филос. наук
В. А. ЛЕКТОРСКИЙ (диалектич. материализм); акад. АПН СССР А. Н. ЛЕОНТЬЕВ
(психология); акад. Т. И. ОЙЗЕРМАН
(история новой и новейшей философии); д-р филос. наук Г. И. РУЗАВИН (филос.
вопросы естествознания); чл.-корр. АН
СССР А. Г. СПИРКИН (диалектич. материализм); д-р психол. наук М. Г. ЯРОШЕВСКИЙ
(психология).



РЕДАКЦИЯ ФИЛОСОФИИ

Зав. редакцией кандидат филос. наук Н. М. ЛАНДА, ст. науч. редактор В. М.
СМОЛКИН (диалектич. материализм, филос.
вопросы естествознания, логика, история философии нового и новейшего
времени), науч. редактор кандидат филос, наук
В. И. ХМЕЛЕВСКИЙ (историч. материализм, социология), ст. науч редактор Ю. Н.
ПОПОВ (эстетика, этика, психология,
история антич. и ср.-век философии, история философии Востока), науч.
редактор кандидат филос наук Н. И ДЕМИНА
(история философии нового и новейшего времени, история рус. философии, науч.
редактор О. Е. НЕСТЕРОВА, мл. редактор
Л А. ДЕМИДЕНКО.



В подготовке словаря принимали участие

Редакция словника — зав. редакцией А. Л. ГРЕКУЛОВА.
Литературно-контрольная редакция —зав. редакцией М.М.ПОЛЕТАЕВА,
редакторы Т. Н. ПАРФЕНОВА, В. А. ПРОТОПОПОВА.
Группа библиографии — зав. редакцией В. А. СТУЛОВ, ст. редактор В. Г.
СОКОЛОВА.
Группа транскрипции и этимологии — ст. науч. редактор Л. Ф. РИФ, научные
редакторы М. Д. ДРИНЕВИЧ, Н. П.
ДАНИЛОВА, Р. М. СПИРИДОНОВА.
Группа сопоставления и проверки фактов — руководитель группы Г.
М. ЛЕБЕДЕВА, редакторы Ю. К. ЗАСС, В. Р.
КЕЙМАХ.
Проверка цитат — Г. И. ЛАЧИНА.
Отдел комплектования — зав. отделом Р. Б. ИВАННИКОВА.
Техническая редакция — зав редакцией А. В. РАДИШЕВСКАЯ, ст.
художественно-технический редактор Л. А.
ЛЕБЕДЕВА. Корректорская — зав. корректорской М. В. АКИМОВА.
Главный художник издательства — Л. Ф. ШКАНОВ.












(С) ИЗДАТЕЛЬСТВО «СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 1983.





A
АББАНЬЯНО (Abbagnano) Никола (15.7.1901, Салер-но,— 1977, Турин), итал. философ-
идеалист,
представитель экзистенциализма. В отличие от пессимистич., «негативного»
умонастроения нем. и
франц. экзистенциалистов, А. обосновывал оптимистич. прогнозы чело-веч,
существования — т. н.
позитивный экзистенциализм. Отвергая естеств.-науч. и историч. детерминизм, А.
абсолютизировал
категорию возможности. Он выдвигал универс. формулу «возможность возможности»,
означающую,
что выбор должен осуществляться так, чтобы исключалась невозможность
последующего выбора. А.
признавал совместимость науч. познания с ре-лиг, верой, эмпиризма с
иррационализмом. Автор ра-
бот по истории философии, истории науч. познания, а также социологии, эстетике,
совр. физике.
* La struttura dell'esistenza, Torino, 1939; L'esistenzialismo po-sitivo,
Torino, 1948; Storia del pensiero scientifieo, v. l—3, Tori-
no, 1951—53; Introduzrone all'esistenzialismo, [Mil,, І9703]; Di-zionario di
iilosofia, 6Torino,-19712]; Storia della filosofia, v.
1—3, Torino, 19743.
• Эфир OB С. ?., Итал. «позитивный экзистенциализм», в сб.: Совр.
экзистенциализм, М., 1966; е г о ж е, Итал. бурж. фи-
лософия 20 в., М., 1968, гл. 4; G i a n n i n i G., L'esistenzialismo positivo
di N. Abbagnano, Brescia, 1956.
АБЕЛЯР (Abelard, Abailard) Пьер (1079, Падле,— 21.4.1142, аббатство Сен-Марсель,
близ Шалон-
сюр-Сон), франц. философ, теолог и поэт. Учился у Рос-целина и Гильома из Шамио.
В 1113 открыл
собств. школу, привлекшую множество учеников. Трагич. история любви А. к Элоизе
закончилась
уходом их в монастырь (1119).
Выступая против крайнего реализма Гильома из Шампо, с одной стороны, и
номинализма Росцелина
— с другой, А. сформулировал собств. учение, воспроизводящее нек-рые черты
аристотелевой
концепции и получившее назв. концептуализма: универсалии не обладают самостоят,
реальностью,
реально существуют лишь отд. вещи; однако универсалии получают известную
реальность в сфере
ума в качестве понятий, представляющих собой результат абстрагирующей
деятельности ума,
обособления им отд. свойств вещей; В основе знания лежит чувств, восприятие; в
акте чувств,
созерцания человеку дано только единичное. Идеи существуют только в божеств,
уме, способном в
акте созерцания ясно и отчётливо схватывать любое множество. Чтобы обосновать
логич. законность
общих понятий, А. должен был предположить возможность для человека хотя бы
смутно и
неотчётливо воспринимать множество вещей нек-рого вида, а также схватывать форму
вещи
отдельно от материи (т. е. способность абстрагирования).
В отличие от Ансельма Кентерберийского, требовавшего, чтобы разум формировался
на основе веры
(«верую, чтобы понимать»), у А. разум частично обособляется от веры и становится
её предварит,
условием («понимаю, чтобы верить»). Правда, Священное писание, равно как и церк.
таинства, не
подлежат предварит, разумному осмыслению, однако авторитет церк. предания и
догматики должен
быть удостоверен разумом. Логич. анализ догматич. положений в соч. А. в ряде
случаев расходился с
принятым толкованием. Теологич. соч. А. дважды осуждались католич. церковью — на
соборах в
Суассоне (1121) и в Сансе (1140).
В центре этики А.— вопрос о сущности греха, к-рый он определяет как согласие на
недолжное, на
зло, намерение действовать против божеств, воли. Зло самого поступка ничего не
добавляет к злу
намерения, что относится у А. также и к добрым делам и намерениям. Это
предполагает, что
должное" и недолжное предстоят выбору, а потому доступны разумному осмыслению и
оценке. Закон должен предшествовать принятию волевого решения, в противном
случае
преступивший его не несёт вины: не знакомые с Евангелием, содержащим нравств.
закон религ.
жизни, свободны от вины. Однако в вопросе о спасении, полностью лежащем в сфере
божеств,
ведения, А. выступает сторонником жёсткого учения о предопределении: проблема
нравств. вины от-
носится им только к сфере человеч. деятельности и знания.
А.— один из основателей схоластич. метода [соч. «Да и нет» («Sie et поп»)],
намеченного им как
логический анализ противоположных суждений по к.-л. вопросу.
• Opera omnia, P., 1855 (Migne, PL, t. 178); Ouvragcs infidits, ed. par V.
Co.usin, v. 1—2, P., 1836—59; Philosophische
Schriften, hrsg. v. B. Geyer, H. 1—4, Munster, 1919—33; в рус. пер.— История
моих бедствий, М., 1959.
• Г а у с p а т А., Ср.-век. реформаторы, т. 1, СПБ, 1900; ? е-дотов Г. П., А.,
П., 1924; RemusatCh. de, Abelard, sa vie, sa
Philosophie et sa theologie, nouy. ed., v. 1—2, P., 1855; O t t a v i a n o C.,
Pietro Abelardo; la vita, le opere, il pensiero, Roma,
1930; Sikes J. G., P. Abailard, Camb., 1932; Gil-son E., Helo'ise et Abelard,
P., 1938; Beonio-Brocchieri F u m a g a l l i M. T.,
Introduzione a Abelardo, Roma, 1974.
АБСОЛЮТ (от лат. absolutus — безусловный, неограниченный), понятие идеалистич.
философии,
обозначающее духовное первоначало всего сущего, к-рое мыслится как нечто единое,
всеобщее,
безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому относительному и
обусловленному
бытию. Термин «А.» впервые был применён в кон. 18 в. М. Мендельсоном и Ф. Якоби,
к-рые
использовали его для обозначения категории «бога, или природы» в философии
Спинозы; введён в
широкое употребление Шеллингом (1800). По содержанию понятие А. близко к таким
понятиям, как
«пер-водвигатель» (Аристотель), «абс. „Я"» (Фихте), «непознаваемое» (Спенсер) и
др. Для Гегеля
высшее определение А. состоит в том, что А. есть дух, прошедший в своём развитии
все стадии
истории природы и общества и достигший завершённости в самосознании. Ведущее
значение
категория А. приобрела у Брэдли и др. сторонников «абс. идеализма»,
отождествляющих её с идеей
всеобщей гармонии или мирового целого, к-рое заключает в себе субъект и объект в
нерасчленённой
форме и познаётся «непосредств. опытом». Брэдли отрицал личностный характер А. и
в этом смысле
считал его не «высшей реальностью», но лишь её «основой» или «предпосылкой».
Диалектич. материализм, отвергая представление об А. как о неизменной и
«самодостаточной»
сущности, утверждает, что единств, бесконечной и неуничтожимой основой мира
является вечно
движущаяся и развивающаяся материя.
АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ, основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум в
его
полноте, безусловную, конкретную и личностную всеобщность (т. е. субстанцию и
субъект
одновременно). А. и. своим содержанием имеет процесс своего же собственного
раскрытия в виде
последоват. движения от абстрактно-общих определений к определениям, обогащённым
конкретным
содержанием, причём каждая ступень процесса представляет собой полагание
определённости, её
раскол на противоречащие смысловые полюса и «снятие» противоречия в общности
более высокого
типа. Первым этапом раскрытия А. и. является логика или, по Гегелю, изображение
бога в его вечной
сущности. Разворачивая своё содержание от первой категории (бытие) до последней
(А. и.), логика
оказывается абсолютно-конкретным единством всех категорий, т. е. живой истиной,
осуществлённой
в системе несливающихся, но органически соединённых смыслов. А. и.
как завершение логики — это единство идеи жизни (практич. идеи) и идеи познания
(теоретнч. идеи),
данное в форме понятия, постигающего себя. Гегель считает, что в этом смысле А.
и. тождественна
аристотелевскому учению о нусе (уме), мыслящем самого себя. Второй этап
самодвижения А. и.—
природа, т. е. «отпустившая» себя в инобытие, растворившаяся в чужом А. и.
Раскрывая содержание
в «ином», к-рое положено ею самой, А. и. по ступеням природы восходит к духу и
возвращается к
единству с собой. Дух — третья и последняя стадия раскрытия А. и.— проходит
этапы
субъективного духа, объективного духа и абсолютного духа, реализуя окончат,
соединение
единичного со всеобщим и воплощая полноту А. и.
• см. к ст. Гегель.
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА, см. в ст. Истина.
АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ, категории материалистич. диалектики. Абсолютное —
безусловное, само по себе сущее, несотворимое, вечное, всеобщее (в этом смысле
абсолютна
материя). Относительное (релятивное) — условное, зависящее от тех или иных
условий и,
следовательно, преходящее, временное. Понятия А. и о. первоначально толковались
как выражение
единства и противоположности мира видимых преходящих явлений и его скрытой
непреходящей
основы. Абсолютное в др.-греч. философии определялось как сторона совершенства,
завершённости,
самодостаточности сущего и выражалось в понятиях «по природе», «в чистом виде»,
«само по себе».
У Аристотеля относительное выступает как нечто, зависящее от другого или
относящееся к другому.
В ср.-век. философии господствовало религ. толкование абсолютного как
«божественного»,
противостоящего относительному — «земному», «мирскому». В философии нового
времени (в
особенности в нем. классич. идеализме) выделяются различные аспекты А. и о., к-
рые раскрываются
в системе категорий «в себе», «для другого», «для себя», «само по себе» и т. п.
В целом для
метафизики характерен отрыв абсолютного от относительного. Релятивизм исходит из
понимания
относительного только как релятивного, исключающего момент абсолютности.
Различным формам
абсолютного идеализма присуща трактовка абсолютного в отрыве от его
противоположного момента
— релятивности; абсолютное понимается в качестве самодовлеющей сущности —
абсолюта. С т. зр.
материалистич. диалектики противоположность А. и о. не исключает, а предполагает
их единство. С
одной стороны, абсолютное включает в себя момент относительности, реализуется в
относительном
и через относительное. Формой этой реализации выступает бесконечное как
выражение
неисчерпаемости абсолютного. Диалектич. анализ абсолютного вскрывает относит,
моменты в его
структуре, обнаруживает абсолютное как полноту и завершённость суммы относит,
моментов и тем
самым характеризует данное абсолютное как относительно абсолютное. Так,
абсолютность материи
реально раскрывается посредством бесконечности её преходящих, относит, форм
существования. С
др. стороны, в относительном (релятивном) есть абсолютное как момент
самостоятельности и как
сторона перехода, движения к безусловному, непреложному. Об абсолютной и
относительной истине
см. в ст. Истина.
• Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 20; Л е н и н В. И., ПСС, т. 18; X ютт
В. П., Категории «А.» и «о.» в историко-филос.
освещении, «Уч. зап. Тартуского гос. ун-та. Тр. по философии. 8», 1965, в. 165;
Л евин Г. Д., Категории «А.» и «о.» в совр. науч.
познании, «ФН», 1980, № 5; А в а л и а н и С. Ш., А. и о., Тб., 1980.
АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ, в филос. системе Гегеля заключит, ивено развития духа,
реализующее
самосознание абсолютной идеи. Пройдя этапы субъективного духа и объективного
духа, дух
восходит к абс. знанию. Фор-
6 АБСОЛЮТНОЕ
мами знания (и самосознания) абс. идеи являются иск-во, религия и философия. Дух
постигает идею
в иск-ве через её образное созерцание и чувственно-внешнее изображение; затем —
в религии,
осуществляя её образно-эмоциональное переживание; и, наконец, находит адекватную
форму
постижения идеи в мысли или в философии, к-рая раскрывает абс. идею как мыслящее
себя понятие.
А. д., таким образом, снимает дуализм идеи и её порождений, к-рые оказываются
средством
актуализации духа. Как конкретное единство личности, общества и смысла А. д.

страница 1
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign