LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Парменид и абстрактное понятие бытия, его тезис: бытие есть, небытия нет. Демокрит: бытие - атомы, небытие - пустота. Платоновское противопоставление истинного бытия (мир духовных сущностей) чувственному бытию.
Аристотель, его понимание бытия как то, что предстает само по себе. Философия Средних веков: "Ты есть само бытие" и понятие о самоценности бытия личности. Две тенденции рассмотрения бытия в философии Нового времени. Бытие как единичное, фактическое существование (Ф. Бэкон, Г. Гоббс, Дж. Локк) и система абсолютного бытия (Р. Декарт, Б. Спиноза). Классическая немецкая философия и тенденция соединения категории бытия с диалектическим содержанием.
Гегель и роль категории становления во взаимодействии бытия и небытия. Ценностность бытия как способ связи жизни человека с космосом (П. Тейяр де Шарден, А.Бергсон). Экзистенциализм и "очеловечивание" природы бытия - идеи русских космистов о целостности бытия в экологическом обновлении его существования.
Виды бытия как объективная и субъективная реальность. Актуальное и потенциальное как уровни бытия.
Основные формы бытия: природное и социальное. Бытие мира как совокупная реальность, как единство природы, общества и человека.
Бытие и материя. Понятие субстанции. История философии о понятии материи. Греческие материалисты о множественности начал мира, их представления, что в основе мира лежат какие-то природные стихии до представлений, что материя есть объективная реальность. Различие формы материи в теории философии средних веков (философия Нового времени об атрибутивных свойствах материи). Ф. Бэкон и его учение об универсальных свойствах материи и ее неуничтожимости. Дж. Локк и связь материи с протяженной плотной субстанцией. Материя и субстрат в классической немецкой философии. Материя как совокупность специфических свойств, как субстрактно-атрибутивная система.
Материя как объективная реальность, вне и независима от человека. Роль непосредственного или опосредованного ощущения человека в восприятии материи. Онтологический и гносеологический аспекты понимания материи. Концепции непрерывного (континуального) и прерывного (дискретного) строения материи. Естественнонаучные представления о материи. Уровни материи. Основные свойства материи. Абсолютность (несотворимость, неуничтожимость, бесконечность). Структурность. Способность к самодвижению и саморазвитию. Пространство и время, их психологический статус, отношение пространства и времени к субстанции. Субстанциональная и реляционная концепции. Философский смысл теории относительности. Современная физическая картина мира.
Единство и многообразие мира как философская проблема, ее мировоззренческое и методологическое значение.
Вопросы к семинарскому занятию
1.?Категория бытия, ее смысл и специфика. Основные этапы в развитии понятия бытия. Формы бытия.
2.?Понятие материи .Основные этапы в развитии понятия материи. Строение материи.
3.?Основные свойства материи. Движение как изменение вещей, их свойств и отношений.
4.?Пространство и время как формы бытия вещей и явлений. Пространственно-временная бесконечность материального мира.
Основные понятия
Бытие, небытие, сущее, субстанция, монизм, дуализм, плюрализм, материя, движение, пространство, время, картина мира.
Темы рефератов
* Основные этапы развития понятия бытия.
* Природный мир и его бытие.
* Внутренний мир человека как особый род бытия.
* Бытие как результат перехода одной формы бытия в другую.
* Становление понятия материи.
* Современные научные представления о строении материи.
* Уровни организации материи.
* Движение как атрибутивное свойство материи.
* Взаимодействие пространства, времени и материи.
* Философский смысл теории относительности.
* Материальное единство мира.
Литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В.?Философия. Учебник. М., 1996.
2. Барулин В.С.?Социально-философская антропология. М., 1994.
3. Вернадский В.И.?Живое вещество. М., 1978.
4. Губин В.Д.?Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. Курс лекций. М., 1998.
5. Доброхотов А.И.?Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1992.
6. Ленин В.И.?Материализм и эмпириокритицизм. (полн. собр. соч. Т.18, гл. III 1.5 ; гл.V 2.3).
7. Мамардашвили М.К.?Введение в философию (гл. Трансцендентное и бытие). Необходимость себя. М., 1996.
8. Основы онтологии. СПб., 1997.
9. Мир философии. М., 1991.
10. Человек. Мыслитель прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М., 1995.
11. Энгельс Ф.?Диалектика природы (формы движения материи). Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20.
Тема 11.?ДИАЛЕКТИКА КАК МЕТОД И ТЕОРИЯ
Рудольский Г.А. - кандидат философских наук, доцент
Диалектика как учение о развитии и всеобщей связи .История диалектики: Гераклит, Н. Кузанский, Г. Гегель, К. Маркс. Диалектика и ее альтернативы: метафизика, релятивизм, догматизм. Структура диалектики: принципы, законы, категории.
Принцип всеобщей связи. Взаимодействие, связь, отношение. Универсальные связи бытия: единичное и общее, явление и сущность, Структурные связи: часть и целое, содержание и форма, элемент и система. Диалектика и системный подход: Система (целостность), среда, поведение, функции, элементы, связи, структура. Связи детерминации: причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность.
Принцип развития. Движение (изменение) и развитие. Прогресс и регресс. Цикл развития: возникновение, становление, расцвет, увядание, исчезновение (переход в иное) .Принцип развития и идея глобального эволюционизма в современном естествознании. Синергетика как учение о самореорганизущихся системах и современное миропонимание.
Диалектика качественных и количественных изменений. Качество, свойство, количество, мера, смена качества, скачок.
Противоречивость бытия и познания. Тождество, различие, существенное различие, противоположность, противоречие. Единство (устойчивость) и "борьба" (изменчивость) противоположностей. Дополнительность противоположностей (Н. Бор).
Диалектика отрицательности. Необходимость отрицания в развитии. Преемственность. Двойное отрицание и единство поступательности и цикличности (ритмы процессов развития).
Диалектика как структура бытия, метод познания и логика мышления.
Вопросы к семинарскому занятию
1.?Диалектика как учение о развитии и всеобщей связи, ее альтернативы. Структура диалектики.
2.?Принцип всеобщей связи. Характеристика связей, Системный подход в современной науке и практике.
3.?Принцип развития. Соотношение изменения, движения и развития. Принцип развития и идея глобального эволюционизма в современном естествознании. Синергетика и новое миропонимание.
4.?Законы и категории диалектики: диалектика как структура бытия, метод познания и логика мышления.

Основные понятия
Диалектика, метафизика, релятивизм, софистика, догматизм, эклектика, взаимодействие, связь, отношение.
Изменение, движение, развитие, синергетика. Качество, количество, мера, скачок.
Тождество, различие, противоположность, противоречие.
Диалектическое отрицание, поступательность, цикличность.
Темы рефератов
* Развитие диалектики в трудах Гераклита Эфесского, Н. Кузанского, Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, в работах русских и советских философов.
* Древнегреческая софистика как субъективистская диалектика понятий.
* Метафизический материализм Х7Ш-Х1Х веков и его преодоление в ходе великих открытий в естествознании.
* Сущность и содержание системного подхода.
* Понятие "отношение" и его категориальное значение.
* Идея глобального эволюционизма в современном естествознании.
* Синергетика как междисциплинарное учение и новое миропонимание.
Темы рефератов могут быть сформулированы как вопросы о сущности, содержании, особенностях проявления в природе, обществе и мышлении любого принципа, закона или категории диалектики.
Литература
1.?Диалектика. Познание. Наука. М., 1988.
2.?Дыбов А.М., Иванов В.А.?Концепции современного естествознания. Учебное пособие. //Под общей ред. А.М. Дыбова. Ижевск. Изд. доп. "Удмуртский университет", 1999. С. 163-179; 234-273.
3.?Князева Е.Н., Курдюмов С.П.?Синергетика как новое миро воззрение: диалог с И. Пригожиной // Вопросы философии, 1992, №12.
4.?Моисеев Н.Н.?Человек и ноосфера. М., Молодая гвардия. 1990. С.351.
5.?Ленин В.И.?К вопросу о диалектике. //Полн. собр. соч. Т.29.
6.?Реале Дж., Антисери Д.?Западная философия: от истоков до наших дней. ТОО ТК "Петрополис", Санкт-Петербург, 1994.
7.?Синергетика: человек и общество. М., Изд-во РАГС, 2000. С.342.
8.?Философия: курс лекций. Учебное пособие для вузов. //Под общей ред. В.Л. Калашникова. 2-е изд. Изд-во ЗЛАДОС, М., 1999. С.364. Разд. П. С.43-89.
9.?Энгельс Ф.?Диалектика природы //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20. С.545-546.


Тема 12. ОБЩЕСТВО КАК
СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ ОБЪЕКТ
Петрова М. В. - кандидат философских наук, доктор политологии, профессор
Общество есть социальное бытие, поэтому социальная жизнь и социальные процессы являются объектом изучения социальной философии. В современной философии существует несколько подходов к исследованию и пониманию общества.
Некоторые исследователи полагают, что общество есть надындивидуальная духовная реальность, основанная на коллективистских представлениях (Э Дюркгейм). Другие ученые считают, что общество - это духовно-нравственное образование, которое связано с подчинением человеческой воли "должному" (С. Л. Франк). В рамках материалистической концепции общество рассматривается как совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности.
Предметом социальной философии являются фундаментальные (наиболее общие) свойства и принципы функционирования общества, основания и начала существования общества, а также фундаментальные законы его развития. Социальная философия есть философское учение об обществе как системе вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей деятельностью вместе с другими людьми.
Вопросы к семинарскому занятию
1. Предмет социальной философии.
2. Общество как полисистемное образование.
3. Элементы, структура и специфика экономической сферы общественной жизни.
4. Социальная сфера общественной жизни: элементы и структура.
5. Политическая сфера общественной жизни: элементы и структура.
6. Духовная сфера общественной жизни: элементы и структура.
7. Механизмы взаимодействия различных сфер общественной жизни.
Основные понятия
Общественно-экономическая формация, способ производства, экономические отношения;
классы, социальные группы, нация, этнос;
государство, власть, политика, политические отношения, партия;
общественное сознание, формы общественного сознания, культура, общественная психология, общественная идеология.

Темы рефератов

Один из вопросов темы может быть рекомендован в качестве реферата.
Литература
1. Барулин В.С. Социальная философия. Ч. 1: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1993.
2. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.
3. Социальная философия. Хрестоматия. Ч. 1-3. - М., 1994.
4. Хантингтон С. Если не цивилизация, то что? // США: экономика, политика, идеология. - № 6, 1994.
5. Бердяев Н. Царство духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995.
6. Спиркин А.Г. Общество как едино-цельная система определенного множества народа // Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 2001. С.564 - 576.




Тема 13. ОБЩЕСТВО КАК
РАЗВИВАЮЩИЙСЯ ОБЪЕКТ
Петрова М. В. - кандидат философских наук, доктор политологии, профессор
Объектом изучения философии истории является весь процесс человеческой истории во всем многообразии его проявлений. Предмет философии истории - это наиболее общие законы, свойства социального бытия, лежащие в основании исторического процесса. Вопросы, которые обсуждаются в рамках философии истории, - следующие: имеет ли история смысл? Кто является творцом истории? Каковы движущие силы развития общества? Что такое историческое событие? Существует ли прогресс? Каковы основные формы и этапы исторического развития?
Термин "философия истории" ввел в научный оборот Вольтер - философ французского просвещения XVIII века, одна из его работ так и называлась "Философия истории". Но историософские темы присутствовали в исследованиях и древних, и средневековых философов. Значительный объем историософских исследований приходится на русскую философию XIX - ХХ веков, особенно следует отметить труды Н.Я. Данилевского, П.Л. Лаврова, П.А. Кропоткина. Вл. Соловьева.
Вопросы к семинарскому занятию
1. Проблема социо и антропогенеза.
2. Проблема периодизации исторического процесса. Понятия общественно-экономической формации и цивилизации.
3. Движущие силы и механизмы исторического развития. Народ и личность в истории.
4. Основные формы исторического развития: эволюция, кризис, революция, реформа, социальная борьба, политическая борьба, война, мир, геноцид, прогресс, регресс.
5. Единство и многообразие истории человечества. Проблема глобализации.
6. Концепция осевого времени К. Ясперса.
7. Концепции истории А. Тойнби и Н.А. Данилевского.
8. Проблема и критерии прогресса.
9. Смысл истории.
Основные понятия
Цивилизация, общественно-экономическая формация, классы, реформа, революция, мир, война, социальная борьба, геноцид, прогресс, регресс, эволюция, кризис, фатализм, осевое время, теория культурно-исторических типов.


Темы рефератов

Один из вопросов темы может быть рекомендован в качестве реферата.

Литература
1. Барулин В.С. Социальная философия. Ч. 1: Учебник. - М: Изд-во МГУ, 1993.
2. Титова Л.Г. Смысл и направленность истории // Философия: Учебник для вузов. /Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 558-576.
3. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: Курс лекций. - М.: Аспект пресс, 1999.
4. Тойнби Дж. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991.
5. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991.
6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1995.
7. Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. - М.: Логос, 1998.
Тема 14. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ
Гуляшинов А.Н. - кандидат философских наук, профессор
Познание как философская проблема. Знание и познание. Гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм. Познание как отражение действительности и как познавательная деятельность. Единство познания и практики. Многообразие форм человеческого знания и познания. Научно-теоретическое и научно-практическое познание и знание. Особенности функционирования знания в современном обществе. Субъект и объект познания, их трактовка в теории философии. Изменение характера взаимосвязи объекта и субъекта в современной науке, Объективное и субъективное в познавательной деятельности. Человек как гносеологический субъект: познавательные способности его сознания и психики в целом.
Общая теория познания (гносеология) как раздел философии. Взаимосвязь гносеологии, онтологии, диалектики и логики. Предмет теории познания. Закономерности и структура познавательного процесса. Познание как единство чувственного и рационального. Основные формы чувственного и рационального познания. Рассудок и разум. Уровни (этапы) процесса познания. Сенсуализм и рационализм. Взаимосвязь рационального и иррационального, материального и идеального в познании. Социально-историческая (Э.В. Ильенков, П.В. Копнин и др.) и натуралистически-биологическая (Д.И. Дубровский, И.С. Нарский и др.) позиции в понимании сущности и природы идеального.
Проблема истины в философии. Истина как цель познания и процесс. Понятие истины. Объективность и субъективность истины. Истина и заблуждение. Правда, ложь, дезинформация и ошибка. Абсолютная и относительная истины, диалектика их взаимосвязи. Конкретность истины. М. Хайдеггер об укорененности истины в бытийности субъекта.
Проблема критерия истины в философии и науке. Общественная практика - решающий и всеобщий критерий истины. Понятие практики, ее виды и гносеологические функции.
Действительность, мышление, логика и язык, их взаимосвязь и роль в познании. Понимание и объяснение. Понимание как постижение смысла явления, объяснение как выявление его сущности. Виды объяснений. Связь объяснения с описанием как основы для научного предвидения.
Соотношение знания и веры в познании. Вера и сомнение. Философский и религиозный подходы к пониманию роли веры в жизнедеятельности людей. Вера как компонент духовного мира человека, психический акт и элемент познавательной деятельности.


Вопросы к семинарскому занятию
1. Проблема познания в философии. Гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм. Многообразие форм человеческого знания.
2. Субъект и объект познания. Структура познавательной деятельности и ее закономерности.
3. Понятие истины и ее формы. Истина и заблуждение. Знание и вера
4. Практика, ее виды и гносеологические функции.
Основные понятия
Агностицизм, скептицизм, гносеология, объект и субъект, познание, истина, заблуждение, знание, вера, практика.
Темы рефератов
* Абсолютность и относительность практики как критерия истинности знаний.
* Вера как компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт и элемент познавательной деятельности.
* Возможности и границы познания.
* Действительность, мышление, логика и язык.
* Многообразие форм человеческого знания и познания.
* Познание как творчество.
* Рассудок и разум - два типа мышления.
* Рациональное и иррациональное в человеческой деятельности.
* Соотношение познания и понимания.
* Созерцательный (Д. Локк) и активно деятельный (И. Кант) подходы к познанию.
* Социокультурная природа познания.
Литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник.- М.,1996.
2. Блинников Л.В. Великие философы: Слов.- справ. М.,1997.
3. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. М.,1999.
4. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М.,1997.
5. Ильенков Э.В. Философия и культура.- М.,1991.
6. Канке В.А. Философия: Учебник- М.,2001.
7. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М.,1974.
8. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание - М.,1980.
9. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм.//Полн. собр. соч., Т.18.
10. Объяснение и понимание в социальном познании. М.,1999.
11. Современные теории познания. М.,1992.
12. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М., 1998.
13. Теория познания: 3 4-х Т. М.,1991-1995.
14. Философия: Учебник. Ростов-на-Дону, 2001.
15. Фромм Э. Душа человека.- М. ,1994.
16. Хайдеггер М. Учение Платона об истине. //Время и бытие. Статьи и выступления.- М.,1993.


Тема 15. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
НАУКИ И ТЕХНИКИ
Гуляшинов А.Н. - кандидат философских наук, профессор
Возникновение науки и этапы ее развития. Наука как система знаний, форма духовной деятельности и область культуры, социальный институт, академическая структура и научно-техническая революция. Понятие науки. Классификация наук. Философия и наука. Сциентизм и антисциентизм - противоположные позиции в оценке роли науки и научного познания в жизни общества.
Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Научно-теоретическое и научно-практическое знание. Вненаучное знание и его виды: ненаучное, донаучное, паранаучное, лженаучное и антинаучное знание. П. Фейерабенд о необходимости диалога между всеми формами культуры и способами познания и необходимости абсолютизации науки.
Структура научного познания. Соотношение чувственного и рационального в научном познании. Эмпиризм и "схоластическое теоретизирование" как абсолютизация одного из этих уровней в ущерб другому. Факт, проблема, гипотеза, доказательство и теория - формы научного познания, их гносеологические функции и взаимосвязь. Теория как завершающая форма научного познания, ее основные элементы. Теория и практика.
Понятие метода и методологии. Проблема метода в философии (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Гегель, К. Маркс, Вл. Соловьев, П. Флоренский, Н. Бердяев, Г. Рузавин, Л. Дмитриев, В. Купцов и др.). Метод как единство объективного и субъективного при определяющей роли объективного. Классификация (типология) методов и их критерии.
Всеобщие философские, общенаучные и частнонаучные (специальные) методы. Категории философии как ступени и формы познания. Общенаучные методы, их универсальный характер и особенности. Частнонаучные (специальные) методы, их специфика и уникальность. Методы эмпирического и теоретического познания, диалектика их взаимосвязи. Общелогические и математические методы познавательной деятельности. Системный метод научного исследования как единство системного анализа и системного подхода, его связь с синергетикой, прикладной математикой и кибернетикой. Место и роль в познавательной деятельности эвристических методов, интуиции, фантазии и других специфических способов познания. Методы социально-экономического и социально-гуманитарного исследования.
Методология как общая теория применения методов в духовной, идеальной и практической материальной деятельности. "Методологический негативизм" и "методологическая эйфория". Взаимосвязь действительности, теории и метода. Многоуровневая концепция методологического знания.
Рост научного знания как важнейшая характеристика развития науки. Проблема развития научного знания в современной западной философии. Неопозитивистская модель развития науки. Концепции развития научного знания К. Поппера, смены парадигм Т. Куна; научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Реконструкция истории науки П. Фейерабенда. Эволюционистская модель.
Научные революции как этапы смены исследовательских стратегий в развитии науки. Главные основания научных революций и их типы. Понятие научной рациональности и ее ценность. Исторические типы научной рациональности. Роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники.
Наука и техника, знание и техническая деятельность. Понятие техники. Концепции возникновения техники и периодизация ее развития. Техника как искусственные, целесообразные материальные средства деятельности и как воплощенное (опредмеченное) знание. Техника как освоение вещества, энергии и информации (наукоемкие технологии и сплошные технические системы).
Основные специфические черты техники как социокультурного явления. Возрастание роли науки и техники в обществе. Научно-техническая революция: сущность и содержание. Человек и техника. Специфика технических знаний. Основные философские проблемы технического знания и инженерной деятельности. Современные социальные и этические проблемы, связанные с наукой и техникой.
Технократические утопии. Индустриальное, постиндустриальное и информационное общество. Опасные тенденции неконтролируемой технизации общества. Гуманизм в технотронную эпоху. Духовные ценности как регулятивы развития науки и техники.
Вопросы к семинарскому занятию
1. Понятие науки, основные этапы ее становления и роль в развитии цивилизации. Взаимодействие науки и техники.
2. Структура научного познания, формы, методы и их эволюция. Научное и вненаучное знание. Научное познание и творчество.
3. Рост научного знания. Научная рациональность, ее ценность и исторические типы. Современные концепции развития научных знаний и науки.
4. Понятие техники, ее происхождение и природа. Специфика научных знаний. Современные социальные и этические проблемы, связанные с наукой и техникой.
Основные понятия
Наука, техника, метод, методология, факт, проблема, гипотеза, теория, этика ученого и инженера, сциентизм, техницизм, технократизм, научная рациональность, информационная цивилизация, системный метод, синергетика.
Темы рефератов
* Гуманизм в технотронную эпоху.
* Единство и различие художественного и научного познания.
* Интуиция и общелогические методы познания.
* Концепции развития научных знаний К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда.
* Критерии научности.
* Метатеоретический уровень науки.
* Наука в системе культуры.
* Постпозитивизм о структуре научных революций.
* Синергетика как метод познания.
* Система: человек - техника.
* Специфика технических знаний.
* Сущность и содержание системного метода исследования.
* Что понимать под научной рациональностью?
Литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник- М.,1996.
2. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. М.,1991.
3. Заблуждающийся разум?: Монография вненаучного знания. М.,1990.
4. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. М.,1999.
5. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемолегия. М.,1974.
6. Канке В.А. Философия. М.,1996.
7. Кун Т. Структура научных революций: М.,1975.
8. Лакатос И. Доказательства и опровержения. М.,1967.
9. Ленин В.И. Философские тетради.//Поли. собр. соч.,Т.29.
10. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.
11. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.,1983.
12. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. М, 1999
13. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.,1995.
14. Теория познания: В 4-х Т. М.,1991-1995.
15. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.,1986.
16. Философия: Учебник - Ростов-на-Дону. 2001.
17. Философия и методология науки. М., 1996.
18. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. М., 1987.
19. Швырев В.С. Анализ научного познания. М., 1988.
Тема 16. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ И ЦЕННОСТЕЙ
Багровникова С.В. - кандидат философских наук, доцент
Личность как социально-философская категория. Понятие общественных отношений. Исторические типы связи человека и общества. Понятие социального субъекта. Личность как объект и субъект социальной деятельности и отношений. Социализация личности. Социальная типология личности. Личность и массы. Индивидуальность как способ бытия личности в обществе. Деперсонализация личности.
Свобода и творчество как атрибуты личности. Внешняя и внутренняя, негативная и позитивная свобода (свобода ''ОТ" и свобода "ДЛЯ").Понятие отчуждения. Философия XX века о проблемах личностного бытия: Х.Ортега-и-Гассет о "человеке массы"; М. Хайдеггер о "неподлинном" существовании; А. Камю об абсурде; Ж.П. Сартр о личном выборе; Н. А. Бердяев о смысле бытия; концепция "бегства от свободы" Э.Фромма. Свобода воли. Волюнтаризм и фатализм. Свобода и ответственность личности.
Ценность как детерминанта человеческой жизни. Понятие аксиологии. Ценность личности. Система социальных ценностей. Ценности материальные и духовные, предметные и субъектные. Динамика ценностных ориентаций. Основные ценностные установки: гедонизм, аскетизм, эвдемонизм, утилитаризм, гуманизм.
Вопросы к семинарскому занятию
1. Понятие личности. Личность как социальный субъект: проблемы социализации.
2. Система ценностей личности. Ценностные ориентации и установки.
3. Свобода и ответственность личности.
Основные понятия
Аксиология, волюнтаризм, деперсонализация, индивидуальность, личность, ответственность, свобода, фатализм, ценностная ориентация, ценностная установка, ценность.
Темы рефератов
* "Быть" и "Иметь".
* Индивидуальное и общечеловеческое в ценностях личности.
* Мировые религии: взгляд на личность.
* Пути преодоления антропологического кризиса в XXI веке.
* Свобода как ценность.
* Социально-философская мысль XX века о диалектике личности
* и общества (А. Камю, Х. Ортега-и-Гассет, Н.А. Бердяев, Э.Фромм).
* Эволюция нравственных ценностей личности.


Литература
1. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.,1994.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.,1997.
3. Гуревич П.С. Философия человека. М.,1999.
4. Ильенков Э.В. Что же такое личность? //Философия и культура. М.,1991.
5. Камю А. Бунтующий человек. М.,1990.
6. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.,2000.
7. Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и Бесчеловечность человека. СПб.,1998.
8. Лобковиц Н. Что такое личность? //Вопросы философии № 2, 1998.
9. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс //Вопросы философии .№ 3,4. 1989.
10. Смирнов И. Человек человеку - философ. СПб.,1999.
11. Франк С.Л. Реальность и человек. М.,1997.
12. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.М.,1998.
13. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.,1998.
14. Фромм Э. Иметь или быть? М.,1990.
Тема 17. МОРАЛЬ КАК СФЕРА
СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО БЫТИЯ
Петрова М. В. - кандидат философских наук, доктор политологии, профессор.
Мораль с философской точки зрения представляет собой единство материального и духовного бытия. Существует моральное бытие и моральное сознание. Моральное бытие охватывает собой всю совокупность моральных отношений, моральные поступки людей, совершаемые с затратой энергии в пространстве и во времени, моральные качества личности, моральные нормы поведения, закрепленные в некоторых обычаях и традициях. Моральное сознание - это и нравственные нормы, осмысленные теоретическим разумом, т. е. в рамках каких-то теорий; это и нравственные идеалы, выраженные моралистами или самим народом в устном народном творчестве; это и моральные чувства - сострадания, любви, ненависти, отчаяния, носителем которых является человек, его душа; это и моральные качества личности, определяющие характер человека и ставшие отдельным предметом размышлений ученого.
Мораль - это такое качество человеческих и общественных отношений, между индивидами, которое позволяет охарактеризовать их в рамках категорий добра и зла.
Мораль является предметом этики философского учения о морали. Конечно, мораль, как объект познания, может исследоваться и другими науками, например психологией, историей, педагогикой, лингвистикой, культурологией и т.д. Кроме того, существуют виды профессиональной морали: врачебная этика, этика бизнесменов, этика спортсменов, этика юристов, этика педагогов и др.
Вопросы к семинарскому занятию
1. Объясните этимологию слова "этика".
2. Определите три уровня этического знания.
3. Свойства морали, антиномии в морали, структура морали, функции морали.
4. Что такое морализаторство?
5. Проблема происхождения морали. История нравственных отношений.
6. Понятие "нравственная ценность". Системы нравственных ценностей, проблема иерархии нравственных ценностей, антиценности.
7. Нравственные типы личности. Нравственный идеал.
8. Проблема нравственного прогресса. Будущее морали и моральные коллизии современного общества.
Основные понятия
Мораль, ценность, антиценность, этика, обычай, традиция, моральная норма, категорический императив, гуманизм, ригоризм, эвдемонизм, стоицизм, гедонизм, аскетизм, утилитаризм, альтруизм, эгоизм, автономная этика, гетерономная этика, авторитаризм, морализаторство, аморализм, моральный нигилизм, золотое правило нравственности, идеал, иезуитство, индивидуализм, квиетизм, атараксия, воздаяние, добро, зло, моральный кодекс, конформизм, моральный конфликт, манеры, этикет, натурализм, нормативная этика, нравы, моральные отношения, пуританство, ситуационная этика, фанатизм, экологическая этика.

Темы рефератов

Один из вопросов темы может быть рекомендован в качестве реферата.

Литература
1. Гусейнов А. А. Введение в этику.- М., 1985.
2. Валеев Д. Ж. Происхождение морали. - Саратов, 1981.
3. Веркор. Люди или животные. - М., 1990.
4. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. - М. 1990.
5. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. - М., 1989.
6. Дубровский Д.И. Проблема добродетельного обмана // Философские науки. - 1989., № 6.
7. Соловьев В.С. Оправдание добра. - М., 1991.
8. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учебное пособие для студентов вузов. - Минск, 2000.
9. Словарь по этике // Под ред. И.С. Кона. - М., 1983.




Тема 18. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА:
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
Джейранов Ф.Е. - кандидат философских наук, доцент
Проблема сознания в истории философии. Представления о сознании в рамках античной философии. Сознание как всеобщая связь между человеком и миром. Концепция сознания в рамках христианского мировоззрения. Сознание как знание необратимости времени, понимание хрупкости, эфемерности момента настоящего. Проблема сознания в европейской философии Нового времени. Состояние как состояние личности, субъекта, как некий "соизд", содержащий идеи и образы. Критика Вл. Соловьевым и Н. Бердяевым естественнонаучных теорий происхождения человека и его сознания.
Гносеологический и этический смысл сознания. Онтология сознания. Сознание и язык. Время в структуре сознания. Сознание и самосознание. Сознание и мозг человека. Современные естественнонаучные и философские представления о мозге. Возможности человеческого мозга.
Диалектико-материалистическая концепция сознания. Метод материалистического исследования сознания. Сознание как высшая форма отражения. Общественные отношения как предельные детерминанты сознания. Понятие и структура общественного сознания. Взаимосвязь общественного и индивидуального сознания.
Сознание и бессознательное. Концепция бессознательного 3.Фрейда. Бессознательное как скрытая причина сознания и сознательных действий людей. Структура человеческого духовного опыта: "Оно", "Я", "Сверх - Я". Коллективное бессознательное К. Юнга.
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Космоцентризм, Теоцентризм и антропоцентризм в понимании сознания.
2. Общая характеристика сознания. Сознание и дух. Сознание и бессознательное. Концепция бессознательного 3.Фрейда.
3. Сознание - продукт общественно-исторического развития. Сознание и мозг человека.
4. Структура сознания. Взаимосвязь языка и мышления. Искусственный интеллект.
Основные понятия:
Идеальное. Дух. Сознание. Интеллект. Восприятие. Воображение. Бессознательное. Отражение. Символ. Образ.

Темы рефератов:
* И. Кант. Нравственный смысл сознания.
* "Э.В. Ильенков. Сознание - "величайшее из чудес мироздания".
* М.К. Мамардашвили. Сознание как философская проблема.
* Проблема бессознательного в психике человека (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг).
* Проблема сознания в творчестве В. Соловьева и Н. Бердяева.
Литература
1. Алексеев В.П., Панин А.В. Философия. Учебник. М.,2000.
2. Бердяев Н. Философия свободного духа. М.,1994.
3. Ильенков Э.B. Философия и культура, М.,1991.
4. Исаков А.Н., Сухачев В.Ю. Этос сознания. СПб.,1999.
5. Кохановский В.П. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону. 2000.
6. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание: метафизические рассуждения о сознании, символике, языке. М.,1999.
7. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема. //Вопросы философии, 1990. № 10.
8. Маркс К. Капитал. //Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23, гл.24.
9. Патнэм Х. Философия сознания. М., 1999.
10. Философия. Под редакцией проф. Н.И. Жукова. Минск, 1999.
11. Фрейд 3. Психология маи и анализ человеческого "Я". //Диалог, № I2. I990.
12. Фромм Э. Душа человека. М.,1992.


Тема 19. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ
Перевощикова Н.В. - кандидат философских наук, доцент
Понятие и сущность человека. Проблема человека в истории философской мысли. Космоцентризм и античный образ человека. Теоцентризм и греховность человека. Антропоцентризм и деятельностная природа человека. Проблема человека в современной Западной философии. Фрейд, К. Маркс, экзистенциализм, Э. Кассрер и другие о природе человека.Биосоциальная природа человека.Смысл человеческого бытия, экзистенциализм, религиозное истолкование жизни, секуляризаторская модель, созидательный вариант.Будущее человечества.
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Образ человека в истории философской мысли.
2. Проблема антропосоциогенеза.
3. Биосоциальная природа человека.
4. Смысл человеческого существования.
Основные понятия:
Человек, индивид, индивидуальность, антропосоциогенез, жизнь, смерть, бессмертие, свобода.
Темы рефератов:
* Гены, либидо или социум?
* Человек - венец творенья или ошибка природы?
* Резервные возможности человека.
* Психоанализ и проблема человека. Феномен человека Тейяра де Шардена. Теории происхождения человека.
* Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человечества.
* Проблема человека в экзистенциализме.
Литература
1. Канке В.А. Философия: исторический и систематический курс. Учебник, изд.3-е. М.,2000.
2. Краткая философская энциклопедия. М.,1994.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2-е изд., Т.21.
4. Моисеев А. Человек во Вселенной и на Земле. Вопросы философии № 6, 1990.
5. Моуди Р. Жизнь после жизни. М.-Рига, I9PI.
6. Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм: Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э. Камю А., Сартр Ж.П.
7. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.,1967.
8. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.,1990.
9. Философия: Учебник для вузов, Ростов-на-Дону, "Феникс",2001.


Тема 20. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
Поляк А.И. - кандидат искусствоведения, профессор
Многозначность феномена культуры: исторический, антропологический, социологический, аксиологический, деятельный, эвристический, семиотический подходы.
Множественность концепций культуры. Историко-философские традиции в анализе культуры. Взгляды Ж.Ж. Руссо, Ф. Ницше. Позиция немецких и французских экзистенциалистов (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр). Теории культуры и человека в мире культуры в философии психоанализа (З. Фрейд, Э. Фромм). Концепция культуры Франкфуртской школы.
Русские мыслители о культуре (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой). Марксистская концепция культуры. Работы современных российских философов Э.А. Баллера, Н.С. Злобина, Э.С. Маркаряна, В.Н. Межуева, М.С. Кагана и др. по проблемам культуры.
Культура как способ жизнедеятельности личности, социальной группы, общества в целом; ее пространственные и временные границы. Проявление культуры через деятельность человека, создаваемые им орудия труда, предметы, художественные ценности, языковые формы, символы, знаки.
Материальная и духовная культура. Функции культуры, ее самобытность, неповторимость, уникальность.
Традиции, преемственность, новаторство в культуре. Субъекты культуры: народ, нации, классы, личности.
Содержание термина "цивилизация". Соотнесенность с культурой. Взгляды О. Шпенглера, А. Тойнби, П.А. Сорокина на цивилизацию и культуру. Причины возникновения той или иной цивилизации. Исследования Л.И. Мечникова, А.Л. Чижевского, Л.Н. Гумилева по этой проблеме.
Формы и типы культуры. Западная и Восточная культура. Их различия в отношении к человеку, возможности разума, социально-политической активности. Россия в диалоге культур.
Культура и национальное самосознание человека. Проблема развития национальных культур. Культура элитарная, массовая, "субкультуры". Особенности художественной культуры Удмуртии.

Вопросы к семинарскому занятию:

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign