LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 15
(всего 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>




3. Развитие социально-философского знания в новоевропейской философии

До возникновения капитализма как общественного строя история человечества состояла, по существу, из обособленного развития отдельных, локальных цивилизаций. В XV-XVI вв. в Европе начинает складываться всемирная история, когда большие и малые страны всех континентов втягиваются в единый процесс совместного взаимосвязанного развития. В социально-философской мысли в Новое время начинаются активные поиски нового идеала общественного устройства, который был вскоре найден общественной мыслью Запада, и затем началась его практическая реализация.

Этот момент принципиально важен для понимания современной социально-философской мысли в Европе и России. Поэтому следует рассмотреть подробнее, как складывался и развивался общественный идеал в европейской философии Нового времени и какое влияние этот процесс оказал на развитие социально-философской мысли в России.

349

В центре внимания социально-философской мысли Нового времени, как и средневековой религиозной мысли, находится проблема идеального устройства общества. Но теперь поиски общественного идеала ведутся под влиянием правового, юридического мировоззрения, которое становится господствующим в западном общественном сознании по мере утверждения в обществе раннекапиталистических отношений, т.е. отношений рынка в условиях свободной конкуренции.

Отправным принципом культуры и общественной мысли Нового времени был рационализм. Рационализм - это уверенность человека в способности его разума познать окружающий природный и социальный мир, переустроить общественный порядок на разумных началах и тем самым достичь гармонии в отношениях между обществом и человеком. Природа человека, его сущность, основные качества и способности начинают трактоваться как изначально заданные природой на все времена. Каждый человек наделен разумом, разумностью. Он обладает также естественными и неотчуждаемыми правами, такими, как равенство, свобода, собственность, право защищать себя от посягательств извне. Впервые с такой определенностью человеческая "естественная" сущность была описана видным английским философом Дж. Локком в работе "Два трактата о правлении" (1690).

Он строит свою философско-политическую концепцию "общественного договора", в который вступают лично независимые, автономные и равные друг другу индивиды. Суть общественного договора - принцип разделения и обособления друг от друга трех ветвей власти - законодательной, исполнительской и, по Локку, федеративной (по поводу внешних отношений), впоследствии замененной в работах других ученых на третью ветвь власти - судебную. Государственная законодательная власть является выборной на основе избирательного права. В обществе имеет место верховенство закона, которому должны подчиняться все граждане и прежде всего исполнительная власть - правительство.

Вопросы разумного устройства государственной власти занимали умы английских и французских просветителей XVII- XVIII вв. Именно в устройстве власти они видели решающее средство для преодоления общественных противоречий и установления гармоничных отношений между людьми. Поэтому поиски общественного идеала велись прежде всего в сфере правового его содержания.

350

Мыслители Просвещения доказывали, что они ничего не выдумывают, а имеют дело только с очевидными фактами - естественной сущностью, природой человека, заданной ему изначально. На самом деле они строили некий образ должного, исходя из умонастроений, духовной ситуации в обществе, возникающих в ходе поиска новых "вечных" ценностей и идеалов. История человечества, с точки зрения просветителей, есть непрерывный поиск человеком естественных законов устройства всего мира - природы и общества. Мир устроен рационально. Человеческий разум в лице просветителей впервые узрел эти законы. Теперь необходимо просвещение, которое может рассеять мрак невежества, заблуждений и лжи, охвативших человечество, и таким образом вернуть человечество и человека на путь разума. Девиз Просвещения, напомним - Sapere aude - "Имей мужество пользоваться собственным разумом". Есть и другой перевод - "Имей смелость знать, стремиться к знанию". Когда каждый человек станет таким, каким он создан самой природой, тогда появится возможность установления в обществе отношений справедливости, гармонии между людьми, достижения общего блага для каждого и всех.

Иначе говоря, истинная сущность идеального устройства власти не имеет отношения к историческому прогрессу. Если становится известной сущность, тогда воплотить ее в жизнь можно когда и где угодно. Недаром французские просветители XVIII в. обращались к правителям многих европейских стран со своими идеями относительно переустройства общественных порядков, пытались их в этом убедить. Французский мыслитель Гельвеций, например, утверждал, что предвидит время, когда власть приступит к реализации плана, начертанного мудростью.

К примеру, Екатерина II переписывалась с Вольтером, встречалась с Дидро, который прожил полгода в Петербурге, хорошо знала работы других философов-просветителей, в общем, старалась показать себя "философом на троне", признавала даже в себе "отменно республиканскую душу". Однако наиболее пригодным для России образом правления она считала самодержавие или деспотию и полагала, что "примирительный дух государя сделает более, чем миллионы законов".

Во второй половине XVIII в. в западной общественной мысли появляются новые моменты в понимании исторического характера развития разума, научного знания. Впервые термин "философия истории" употребил Вольтер, имея в виду историческое обозрение во времени достижений человеческой культу-

351

ры. История свидетельствует о том, к каким бедствиям приводят заблуждения и невежество, как важно на место их поставить разумные суждения. Люди со временем научаются думать. В прошлом общество не развивалось. Прошлое есть воплощение варварства и тирании. Александр Македонский и Юлий Цезарь - величайшие злодеи. Лишь в античной древности и в эпоху Возрождения наблюдались проблески разума. Вся остальная история - мрак и варварство. Но если позади нет настоящей истории, то впереди перед человечеством открывается величественное будущее, заключающееся в воплощении на основе достижений разума философских представлений о совершенном обществе, соответствующем природной сущности человека.

С начала XIX в. идея исторического прогресса получает широкое распространение в общественном сознании. Все становятся прогрессистами. Издержки, которые несет общество, с лихвой будут перекрыты благами, ожидающими его в будущем по мере приближения к идеалу, иначе говоря, к конечной цели исторического развития. При этом сам прогресс отделяется от деятельности людей и предстает перед ними как естественный закон, заранее предписанный человечеству природой, требованиям которого общество должно строго следовать. Разумное есть одновременно и справедливое, благое в истории.

Таким образом, в рамках буржуазной либеральной мысли начинает складываться еще одна неотъемлемая часть социальной философии - философия истории, философский анализ исторического процесса развития общества.

С онтологической точки зрения общество есть особый род бытия в мире. Но теперь общество рассматривается как исторически развивающееся. Вместе с тем оно сохраняет в теории свой онтологический статус как бытие, способное к развитию. Это было несомненным достижением западной социально-философской мысли. Но у складывающегося социально-философского знания между двумя его составными частями - философией общества и философией истории - возникает одно зримое противоречие. С одной стороны, философско-политический идеал в виде республиканской демократии, разделения власти и правового государства остается по сути своей неизменным. Западная мысль полагает его универсальным. Отдельные уточнения в его содержании здесь не в счет. С другой стороны, возникающие в обществе мощные социальные движения и классовая борьба ставят под сомнение неизменность либеральной модели общества и

352

вместе с нею положения и выводы позитивистской философии О. Конта, трактовавшей закономерности функционирования и развития общества как носящие эмпирический, наблюдаемый характер. В западном обществе усиливается активный поиск альтернативного видения хода его дальнейшего развития, что приводит к открытию более глубоких, сущностных закономерностей исторического процесса, не сводимых к простому индуктивному обобщению эмпирических фактов. На такое открытие претендовало учение К. Маркса, появившееся в середине XIX в. При создании своего учения он прочно опирался на важнейшие достижения немецкой классической философии и в первую очередь на диалектику и философию истории Гегеля. С тех пор борьба и взаимодействие либеральной и марксистской интерпретаций целей и задач социальной философии начинает определять на долгие десятилетия основные тенденции развития социально-философского знания на Западе и в России.














4. Структура современного социально-философского знания

Из сказанного видно, что социально-философское знание состоит по крайней мере из двух относительно самостоятельных, но тесно переплетающихся между собой теорий: а) учения о всеобщем, о бытии общества как таковом, или, иначе говоря, социальной онтологии; и б) философии истории, главное назначение которой - выдвижение созвучного эпохе идеала совершенного общества с позиций целостного понимания исторического процесса, его прошлого, настоящего и будущего.

Знание о бытии общества представляет собой теоретическую конструкцию, описывающую всеобщие, константные факторы и свойства общества как такового, не зависящие от конкретно-исторических форм их воплощения. Конечно, имеется в виду не просто перечисление отдельных сторон и элементов общества - политики, государства, права, экономики, социальных качеств человека (наличие у него способностей к общению, практическим действиям, к умственной работе, духовным исканиям и т.д.). Знание о бытии общества есть его функционально-структурная модель, которая в состоянии раскрыть и обосновать структурные, функциональные и причинно-следственные связи и отношения, существующие в социуме.

По сути дела, рассматриваемое в таком виде знание есть должное, т.е. описывающее, каким должно быть идеально устроенное общество в его всеобщих характеристиках. Такую

353

действующую модель в принципе возможно представить в качестве идеала, включающего в себя все черты и свойства общества - политические, правовые, нравственные и другие отношения и сферы деятельности, идеал человеческой личности и т.д. Это, собственно, и сделала западная философская мысль в Новое время.

Выдвинув идею естественных и неотчуждаемых прав человека, создав на этой основе либерально-демократическую модель устройства институтов государственной власти, других сфер общественной жизни, социальные философы Запада тем самым определили основные контуры модели в ее всеобщих характеристиках. То, что рассматривается впоследствии в социальной философии в качестве этих всеобщих и непреходящих черт, есть на деле черты западного идеала устройства общества.

С таким решением проблемы всеобщности применительно к общественной жизни спорить трудно. Западное общество с тех пор и по сегодняшний день - самое развитое общество. Оно стоит выше остального мира по уровню экономического, военного, правового развития, хотя это и не избавляет его от серьезных недугов и кризисов. Однако в той мере, в какой западное общество уверено в совершенстве собственной модели социального бытия, оно утрачивает потребность в философии истории. Мысль начинает заниматься лишь оправданием либерально-демократического общественного устройства.

, Существует различие между социально-философским и социологическим подходами к анализу общества, и оно носит принципиальный характер. Прежде всего многие всеобщие черты, выделяемые социальной философией и свойственные обществу, едва ли возможно прямо соотносить с реальной жизнью. Они слишком абстрактны и дают весьма обобщенный портрет общественной жизни. К тому же всеобщность сама находится в состоянии непрерывного становления.

Социология же как частная наука описывает общество посредством категорий и понятий, которые могут быть соотнесены с эмпирически наблюдаемыми и проверяемыми фактами. Социология - наука о социальном, занимается изучением деятельностной структуры современного общества. Понятия социальной общности действующих людей, социального субъекта деятельности являются ключевыми в определении предмета социологии. Таким социальным субъектом может выступать группа людей, трудовой коллектив, класс, слой, народ, этнос, отдельное общество.

354

Социальный субъект есть большая или малая группа индивидов, которых объединяет общность целей и интересов, реализации которых она добивается в противоборстве и во взаимодействии с другими действующими социальными субъектами. Последние различаются между собой не просто характером профессий конкретной деятельности, а положением в обществе, способом приобщения к общественному богатству - материальным благам, социальному обеспечению, доступом к культурным ценностям.

Те социальные слои и группы, которые осознают свое положение как несправедливое в сравнении с положением других, выступают за изменение существующего положения посредством конкретных действий в сферах политики, экономики, права. Через противоборство социальных субъектов происходит чаще всего движение и развитие общества. Характер противоборства объясняет устойчивость или нестабильность общества, согласие между социальными субъектами или их растущую враждебность, вплоть до вооруженных столкновений.

Необходимо подчеркнуть, что универсальность западной модели переустройства общества подвергается сомнению по крайней мере на протяжении последних полутора столетий. Китай мыслил и мыслит свое будущее совсем не так, как западные философы, а Индия - не так, как исламский мир. Конечно, многие из всеобщих черт, характеризующих общество как таковое и признанных в европейской мысли, принимаются сегодня самыми различными философскими школами и направлениями в незападном мире. Но если брать проблему общественного идеала, то в каждой отдельной цивилизации, в ее философской мысли, во всей культуре функционально-структурное устройство будущего общества, к которому устремлена цивилизация, приобретает свои конкретные особенности и конфигурацию.

Итак, социальная философия, описывающая сущностные характеристики общества, есть знание о социальном, социальности как таковой. Это означает, что она раскрывает всеобщий характер связи общество - человек. Таков действительно первый и основной вопрос социальной онтологии - вопрос об отношениях между обществом и человеком. Социально-философская мысль каждой цивилизации выявляет характерный для нее тип социальности, тип связи общество - человек. Именно он и составляет или должен составлять философскую основу общественного идеала, поиск которого ведется в культуре той или иной цивилизации. Так, западная мысль утверждает первенство индивида перед обществом, восточная, напротив, отдает приоритет не индивиду, а обществу и даже государству.

355

Общественный идеал, найденный и обоснованный как должное, становится философской основой для создания теоретической социологии как науки. Последняя в ходе рассмотрения взаимодействия социальных субъектов, эмпирического наблюдения фактов и их обобщения дает целостную картину того, как функционирует конкретное общество, действительно ли оно устремлено к тому идеалу, о котором говорят и пекутся политики. Или в обществе на самом деле происходят совсем другие процессы - оно разлагается, перерождается, идет в другую сторону. Понятно теперь, почему у социологии в постреволюционной России была такая же незавидная судьба, как и у социальной философии. Иначе она давно бы уже привела к выводу, что с советским обществом происходит неладное.

В той мере, в какой схожи судьбы цивилизаций, могут быть схожи социологические теории и по содержанию, и по конкретным результатам. Но сходство предполагает различие. Для российской философской и социологической мысли, например, весьма важная проблема состоит в том, чтобы решить, чего больше между Западом и Россией - сходства или различий.

В заключение коротко о третьей составной части социальной философии - о философской (социальной) антропологии. Несмотря на ряд работ, опубликованных в последнее время, вопрос о предмете философской антропологии остается спорным. Аргументация в пользу существования такой философской дисциплины выглядит следующим образом. Если для социальной философии основным предметом является общество и лишь затем человек, то для философской антропологии основным является человек и лишь затем все остальное, относящееся к собственно обществу. Оба подхода как бы взаимодополняют друг друга.

Такая аргументация представляется верной, хотя и не очень определенной. На наш взгляд, подлинная социальная философия рассматривает все стороны отношения общество - человек или человек - общество. Если же в философских работах человека нет, а есть только общественные структуры и институты, как, например, в структуралистских интерпретациях общества, где человек оказывается ничтожеством перед мощью структур, то прочтение таких работ, несомненно, дает аргументы в пользу создания философской антропологии. Ее сторонники открыто

356

заявляют в последние десятилетия о том, что необходимо сделать предметом специального анализа процесс "очеловечивания" современного общества. Во имя гуманизма, во имя человека в XX в. было совершено столько преступлений, что заверения политиков в желании следовать самым возвышенным целям воспринимаются сегодня как преднамеренный обман и лицемерие.

Поэтому, по мнению сторонников философской антропологии, необходимо отдельно изучать, как происходит "очеловечивание" или, наоборот, "расчеловечивание" политики, экономики, социальной сферы, культуры в современном обществе. К примеру, политическую антропологию как часть философской интересует, действительно ли политика как особая сфера деятельности постепенно освобождается от принципа "цель оправдывает средства" и становится все более нравственной и человечной.

Но решение такой задачи достижимо лишь при условии, что философская антропология может самостоятельно решить вне рамок собственно социальной философии вопрос о сущности человека и человечности с точки зрения идеала, к которому следует стремиться. Тогда диагноз, поставленный социальной антропологией, будет точным. Но в любом случае отбор качеств, характеризующих человечность, оказывается субъективным. Представления о человечности в китайской, в российской или арабской мысли существенно отличаются от западных. И проблема "очеловечивания" политической или экономической жизни тогда не может быть исчерпана показом реализации лишь некоторых, хотя и действительно общечеловеческих норм поведения людей в жизни конкретного общества.

Но если выделение философской антропологии в качестве самостоятельной дисциплины остается спорным, то как минимум ясно одно: человек не может быть устранен из социальной философии при рассмотрении любого вопроса, начиная от повседневности и до самых абстрактных рассуждений о бытии общества, которые на поверку оказываются одновременно и рассуждениями о бытии Человека.










ЛИТЕРАТУРА

Барулин B.C. Социальная философия. М., 1999.
Идеал, утопия и критическая рефлексия. М., 1996.
Ильенков Э.В. Идеал // Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
Глава 15. Предмет социальной философии
Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 1996.
К. Маркс и современная философия. М., 1999.
Очерки социальной антропологии. СПб., 1995.
Очерки социальной философии. СПб., 1998.
Шаповалов В.Ф. Основы философии. М., 1998.



КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как понимать мысль о том, что социальная философия занимается изучением всеобщего применительно к общественной жизни?
2. Что есть общее благо и социальная справедливость?
3. Почему важно стремиться к достижению социальной справедливости в любом по строю обществе?
4. Каковы особенности изучения будущего в конкретных социальных науках и в философии (общее и особенное)?
5. Что такое общественный идеал? Достижим ли он? Если не достижим, то какую роль он играет в жизни людей: созидательную или дезориентирующую? А если достижим, то можно ли утверждать, что развитие общества тогда остановится?
6. В чем отличие светского понимания идеала от религиозного?
7. Как понимали общественный идеал в эпоху Просвещения?
8. Какова структура современного социально-философского знания?
9. Можно ли выделять философскую антропологию в отдельную часть социальной философии? Приведите аргументы за и против.




















Глава 16
СОЦИАЛЬНОЕ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ

1. Категория "социальное": предварительное определение

Исследование природы социального относится к числу фундаментальных проблем социальной философии. Социальная реальность выступает также в качестве исходного объекта всех социальных наук [1]. Ее актуальность и значимость обусловлены тремя причинами - идейно-теоретическими, внутринаучными ("институциональными") и практическими.

Во-первых, разработка данной категории вызвана необходимостью творческого переосмысления многих категорий философии и социальных наук в связи с кризисом их теоретико-методологических оснований. Прежняя "объясняющая" социальная наука, действующая по образцу естественных наук, уходит в прошлое. Социальное есть не только объективная данность, обусловливающая индивидуальное сознание и поведение, но и определенным образом интерпретируемая людьми реальность. При этом, однако, и "интерпретирующие" концепции и социальные теории, акцентирующие свое внимание на субъективной или интерсубъективной стороне социальной реальности, не могут не признавать объективной роли социальных институтов и систем.



Следует помнить также, что смысловое содержание понятия "социальное" необходимо рассматривать в контексте научной позиции того или иного исследователя или целой школы. Значения данного понятия варьируются в зависимости от теоретических и методологических ориентаций того или иного ученого. Как говорится, "о вкусах не спорят". В то же время можно спорить по поводу обоснованности тех или иных теоретических оснований, выдвигаемых положений (гипотез) и способов интерпретации социальной реальности.

Во-вторых, развитием представлений о социальной реальности характеризуется уровень развития самой социальной философии как обобщенной формы теоретического выражения социального. Оно означает вместе с тем научное самоопределение данной теории. Для социальной философии всегда были

1 Объектом социальных наук выступает не "общество в целом", не "социум", а тот или иной фрагмент или аспект общества, социальной реальности.

359

интересны "внешние", опосредующие связи социального с другими явлениями человеческой и природной жизни. Поэтому философский уровень познания социального является предельно широким. Вместе с тем социальная философия в исследовании социального тяготеет также к контексту его "внутренних" связей (между компонентами и сторонами).

В-третьих, исследование природы социального имеет и практический смысл. В последние годы на всех уровнях системы управления обострился интерес к пониманию сущности этой категории. От этого зависят определения таких практически-индуктивных понятий, как "социальная сфера", "социальная демократия", "социальное государство", "социальная политика", "социальное управление", "социальная помощь", "социальная работа" и др.

У категории "социальное" есть свои радикальные противники. Так, Ф.А. Хайек настойчиво выступает против применения понятий "общество" и "социальное", считая их принадлежностью отравленного идеологией научного и обыденного языка и превращенной формой диктата тех или иных доктрин. Он называет термин "социальный" словом-"лаской", которое подобно хищному существу выедает содержимое птичьих яиц. Точно так же и содержание составных понятий, с которыми соединяется этот термин, лишается всякого смысла или полностью изменяется. Хайек приводит около 160 существительных, смысл которых определяется и искажается прилагательным "социальный". Главную опасность распространения этого термина Хайек видит в том, что он не только выхолащивает подлинный смысл слов, но и порождает иллюзию сознательного и рационального конструирования общего порядка [1].

1 См.: Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., 1992. С. 190-205.


Нам представляется, что опасность, исходящая от понятия "социальное", все же преувеличена. Еще рано хоронить данное понятие. К тому же в позиции Хайека чрезмерно проглядывает его неприязнь к коммунизму и социализму, которые он считает пагубными для человечества и не выдерживающими критики по сравнению с предлагаемым им "расширенным порядком человеческого сотрудничества". Чтобы избежать дальнейшей бесполезной полемики, перейдем к предварительному рассмотрению социального.

В самом общем виде понятие "социальное" можно определить как область или сферу реальности, определяемую человеческими взаимодействиями. По мнению ряда исследователей, оно имеет четыре основных значения:


360

1) социальное как надприродное, надорганиче-ское существование человека, поднявшегося в своем развитии на уровень духовной жизни;
2) социальное как синоним общественного (т.е. способ совместной деятельности или способ организации человеческих отношений);
3) социальное как социетальное, т.е. понятие, служащее для обозначения совокупности отношений между людьми как представителями различных групп и общностей (социальных групп, этносов и т.д.), осуществляемых в пределах всего социума или внутри его сфер жизнедеятельности;
4) социальное как собирательное и нормативное понятие, обозначающее сферу государственного (или негосударственного) обеспечения условий труда и жизни людей, а также регулирования отношений между ними по поводу удовлетворения потребностей в защите их права на достойную жизнь (например, "социальная сфера общества", "социальное обеспечение" и т.д.).

Научное понимание социального совпадает с первыми тремя значениями, которые рассматриваются многими учеными соответственно как его "широкий" и "узкий" смыслы.














2. Теоретическое выражение социального в философии

Анализ категории "социальное" предполагает следующие процедуры:

а) соотносительная характеристика социальных и несоциальных явлений (дихотомический анализ);
б) сравнительный анализ основных концепций социальной реальности;
в) характеристика предметных и проблемных подходов к исследованию социального;
г) характеристика онтологического и гносеологического аспектов изучения природы социального.

Обратимся к этим процедурам более предметно.

Дихотомический анализ категории "социальное". Общая характеристика категории "социальное" предусматривает в качестве отправного пункта анализа построение некоторой системы соотнесения. Она задается в виде дихотомического ряда понятий-антонимов. При помощи дихотомий производится "сборка" и "разборка" категории социального. Рассмотрим их по порядку.

361


К дихотомиям, фиксирующим "внешние" различия, т.е. различия между социальным и несоциальными явлениями, относятся следующие:

1. Социальное - природное
Специфика социального определяется посредством указания на его качественные отличия от природной реальности. Такой подход характерен для социально-философских теорий, изучающих общие (или всеобщие) свойства и законы развития социальной реальности.

2. Социальное - биологическое
Социальное рассматривается как разновидность или форма существования органического мира наряду с его биологическими явлениями. Такой ракурс исследования присущ целому ряду дисциплин, в том числе философской и физической антропологии, антропосоциологии и т.д. Однако некоторые современные научные направления (этология, социобиология и др.) отрицают необходимость такой дифференциации, подчеркивая "смешанный", биосоциальный характер человеческого поведения.

3. Социальное - индивидуальное
Социальное определяется через указание на его совместный, коллективный и интерсубъективный характер существования. Другими словами, оно выражает надындивидуальную природу человеческой деятельности и взаимодействия. При таком понимании основной упор исследователи делают на изучении способов и форм социального взаимодействия, подчеркивая их несводимость к индивидуальным актам сознания и поведения людей.

4. Социальное - культурное
Человеческая реальность характеризуется в данном случае единством и взаимосвязью двух сторон - социальной и культурной. Социальное понимается как форма человеческих взаимодействий, описываемая в терминах "социальная структура", "группа", "социальные отношения", "социальный статус", "социальная роль" и т.д., а культурное - как содержание взаимодействия, выраженное в терминах "способ деятельности", "образцы", "нормы", "ценности", "правила" и т.д. Такой подход получил распространение во многих западных и отечественных концепциях.

5. Социальное - техническое
При помощи данной дихотомии определяются существенные различия между двумя сферами человеческой практики, между миром человеческих взаимодействий и созданной людьми "второй" природой - миром материальных средств, сооружений и технических систем. Учитывая их тесную и неразрывную связь в реальном процессе жизни, многие ученые предлагают использовать термин "социотехнический" для обозначения явлений и систем смешанного типа.

362

К дихотомиям, определяющим "внутренние" различия, т.е. различия между социальным как целым и его частями, относятся следующие пары категорий.

6. Социальное - асоциальное
Понимание социального предполагает представление о нормальном или ненормальном состоянии социального организма. Все явления, которые подвержены патологии, называются в научной литературе аномийными или асоциальными.

Имеется также и нравственно-правовой смысл понятия "асоциальное". Он выражает любые противоправные и аморальные формы человеческой активности, нарушающие общественный порядок или приносящие вред обществу, любому субъекту. Как бы то ни было, асоциальное следует рассматривать как частный случай или модификации социального. Оно не имеет самостоятельного статуса в отрыве от всей социальной реальности. Поэтому такое противопоставление в строгом научном плане теряет свой смысл.

7. Социальное - социетальное
Имеется два основных значения понятия "социетальный". Во-первых, понятие "социетальное" относится к анализу всей общественной жизни и ее сфер - экономической, политической и т.д., а понятие "социальное" понимается в более широком смысле, т.е. как охватывающее все уровни и формы взаимодействия между людьми и группами. Во-вторых, этим понятием обозначают также сложную сеть взаимодействующих и взаимопроникающих коллективов и групп, образующих для индивида систему поддержания социальной иерархии и выражения лояльности (Т. Парсонс).

Второе определение нам представляется более удачным, поскольку оно охватывает более широкий круг явлений, не обязательно относящихся к макроуровню. Это - социальные статусы и роли, престиж и лояльность, дифференциация и интеграция, т.е. практически все то, что относится к положению людей в обществе, их принадлежности к определенным социальным общностям и группам.

8. Социальное - экономическое
Обычно такое разделение принято в идейно-политической или нормативной лексике. В этом смысле понятия "социальное" и "экономическое" характеризуют две взаимосвязанные сферы общественной жизни - социальную и экономическую. Причем их содержание трактуется скорее по ведомственному, чем по объективно-научному и практическому признаку. К "социальной сфере общества" зачастую относят институты жизнеобеспечения челове-

363

ка: здравоохранение, быт, семейные, этнические отношения, науку, образование, физкультуру и спорт. Именно это значение термина "социальный" более всего отрицают философы позитивистской и функционалистской ориентации.

Что касается собственно философского плана, то здесь устанавливаются совершенно иные логические связи между экономическим и социальным. По характеру системных связей социальное выступает как целое, а экономическое как его часть, "ответственная" за жизнеобеспечение общества и адаптацию его членов к условиям окружающей (прежде всего природной) среды.

Однако если принимать во внимание специфический оттенок социального, тождественный социетальному, то тогда такое разделение имеет смысл. По способу регуляции социетальное опосредовано главным образом ценностно-нормативными рамками, тогда как экономическое, будучи составной частью социального, в значительно большей степени, чем его другие части, испытывает на себе влияние внесоциальных факторов - природных условий, плотности населения и пр. Ценности и нормы, являясь основными регуляторами поведения человека в социетальном сообществе, в экономической сфере приобретают иное значение. Они обусловлены прежде всего состоянием рынка и стоимостными механизмами.

9. Социальное - политическое
Данная дихотомия призвана якобы развести объекты двух общественных наук - социологии и политологии. Считается, например, что социология в отличие от политологии, изучает прежде всего неполитические социальные структуры и институты, получившие в некоторых источниках название "гражданские", обозначающие, в свою очередь, область групповых, семейных и иных социальных отношений. Здесь опять мы наблюдаем попытку ряда исследователей свести социальное к социетальному. Этим объясняется употребление термина "социально-политический" с целью обозначения области пересечения социальных (т.е. социетальных) и политических явлений.

10. Социальное - духовное
Такая дихотомия встречается в научной литературе редко. Противопоставление, зафиксированное в ней, имеет узкий тематический контекст. Обычно, когда характеризуют сущность духовного в терминах морали или религии, подчеркивают приоритет "высших", надындивидуальных ценностей по отношению к эгоистическим интересам, своекорыстию и личной пользе. В то же время духовное выражает единство и взаимосвязь трех сторон социальной активности людей, основанных на базовых человеческих ценностях, - познавательной (ей соответствует понятие "истина"), нравственной ("добро") и эстетической ("красота").

364

Еще один смысл духовности сопряжен с его религиозными или теософскими трактовками. Он означает выход человека за пределы телесного и собственно социального существования.

Термин "духовность" является здесь производным от понятия "дух", которое охватывает три формы духовного существования: (1) личный дух, или душа человека; (2) общий или объективный дух (например, мировой дух, дух народа, нации или корпоративный дух); (3) объективированный дух, т.е. совокупность завершенных творений духа, или культура [1].

В данном контексте социальное, социум возможны лишь как проявления общего духа, поскольку именно последний воплощает в себе сознание целостности всего социального организма, его качественной определенности.

Таким образом, дихотомическое моделирование социального позволяет нам правильно установить контекст анализа, т.е. задать тематические и смысловые рамки использования данной категории.

Сравнительно-исторический анализ концепций социального. Рассмотрим основные этапы постижения природы социального и характерные для них концептуальные подходы, сложившиеся в социально-философской мысли за последние два столетия [2].

1 См.: Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 146-147.
2 Читателю может показаться, что автор при характеристике природы социального отдает явное предпочтение социологическим версиям и практически не приводит положения других социальных наук. Такая "тенденциозность" объясняется тем, что научные исследования социальной реальности до недавнего времени были прерогативой теоретической, или общей социологии. Другие же социальные науки, в том числе социальная антропология, специально не разрабатывали проблему социального, уделяя значительно большее внимание анализу культурных форм первобытной или традиционной социальности, включая анализ форм языкового взаимодействия людей. По нашему мнению, в настоящее время происходит процесс перераспределения сфер влияния между науками с точки зрения изменения места и роли проблемы социального в общенаучном и конкретно-научном социальном познании. Исследование природы социального становится центральной темой общей социальной философии. Социология, антропология, социальная психология, экономика и политология продолжают разрабатывать далее различные уровни и аспекты научного познания социальной реальности. Время спекулятивных дискуссий о предмете социологии (равно как и других наук об обществе) уходит в прошлое, уступая место более взвешенным и проблемно-ориентированным дискурсам. Так, социология развивает и совершенствует свой концептуальный аппарат применительно к анализу одного из уровней социальной реальности - социетальным процессам и системам, относящимся к об-щностной (групповой) дифференциации и интеграции индивидов.



В качестве оснований классификации концепций социального возьмем критерии, выделенные Г. Беккером и А. Босковым [1], и используем их с точки зрения решения указанных задач: 1) природа (сущностные черты) социальной реальности; 2) структурная дифференциация социального (его деление на части и компоненты); 3) степень целостности и взаимосвязанности частей социального (интегративность или "слитность", "нерасчлененность"); 4) степень детерминированности, в том числе наличие главного компонента или фактора, определяющего содержание социального и характер существования его других сторон.

По первому критерию концепции социального подразделяются условно на объектно-ориентированные ("натуралистические"), субъектно-ориентированные и "смешанные"; по второму - на полиструктурные, или "комплексные" (т.е. содержащие множество взаимосвязанных сторон и уровней структурной организации объекта), и моноструктурные (выделяющие в качестве объекта изучения единый фрагмент социальной реальности); по третьему - на монистические [2], дуалистические [3] и плюралистические [4]; по четвертому - на детерминистские и индетерминистские [5].

1 См.: Беккер Г., Бесков Л. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М., 1961. С. 25.
2 Напомним, что в философской литературе под монизмом понимается учение о единстве и качественной однородности (однообразности) действительности. Монистические теории исходят из признания какой-либо одной, главной или основной "субстанции" социальной реальности - материи, сознания, духа, божественного и т.д. Это касается их разнообразных версий - материализма и идеализма, формализма и функционализма, пантеизма и т.д.
3 Дуализм характеризуется наличием и сосуществованием двух различных, не сводимых к единству состояний какого-либо объекта или конкретной реальности. В зависимости от предмета рассмотрения различают религиозный, метафизический, гносеологический, антропологический, этический и т.п. дуализм. В социальной философии и науке дуалистическими считаются теории и подходы, признающие рядоположенность и сосуществование двух начал - объективного и субъективного, естественного и искусственного, субъектного и объектного, деятельностного и структурного и др.
4 Плюрализм означает точку зрения или подход, согласно которым реальная действительность рассматривается как сосредоточие множества самостоятельных сущностей, не образующих в своей совокупности абсолютного единства. Современная социальная философия плюралистична по своей сути. Она включает множество концепций и учений о социальной реальности, конкурирующих научно-исследовательских программ и парадигм. Поэтому построение какой-либо единой или универсальной теории, претендующей на всеобщность своих законов, исключено. Однако это не исключает возможность "интегральных" подходов, объединяющих эвристические возможности разных теорий.
5 В философской литературе термины "детерминизм" и "детерминистский" относятся к характеристике концепций и учений о взаимосвязи и взаимообусловленности социальных явлений, их детерминации (т.е. обусловленности) со стороны других явлений и процессов. Главным условием этих учений является формулирование законов детерминации. Например, в марксизме признается закон определяющей роли способа материального производства по отношению к другим сторонам общественной жизни - политике, духовной жизни и т.д. Различают несколько разновидностей детерминизма в науке - экономический, технологический, экологический и др.



366

Представим результаты периодизации и классификации основных концепций социальной реальности в виде таблицы (табл. 1).






Таблица 1.

Представитель
Исходные теоретические определения характеристики социального


ПЕРВЫЕ СОЦИАЛЬНО-НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ (конец XVIII-XIX в.)


О. Конт (1798-1857)

Общество - органическое единство всего человечества или какой-либо его части, объединенных идеей "всеобщего согласия". Оно представляет собой органическую систему, порожденную необходимостью в поддержании общего порядка и состоящую из множества подсистем. Между обществом и индивидом находится семья, которая представляет собой "истинное единство" в отличие от самого общества, которое выступает как "внешняя", принудительная сила. Социальная статика как раздел позитивной науки об обществе изучает условия его стабильного существования, конкретный состав и взаимосвязь частей, а также основные общественные институты - семью, религию, государство. Социальная динамика - теория социального развития, базирующаяся на вере в прогресс умственного развития человечества и призна-нии закономерного прохождения стадий его развития.



К. Маркс (1818-1883)

Социальность, общество - исторически определенные формы совместной жизни людей, основанные на господствующем способе материального производства и определенном способе общения (совместной деятельности). Так, общество включает в себя экономическую структуру (совокупность производственных отношений), гражданское общество ("организацию семьи, сословий и классов"), политический строй как "официальное выражение" гражданского общества и формы общественного сознания, взаимозависимость которых и зависимость от способа производства определяются "жесткими" законами детерминации.




Г. Спенсер (1820-1903)

Общество есть агрегат индивидов, характеризующийся определенным сходством и постоянством их жизни. Оно подобно биологическому организму растет и увеличивается в своем объеме. Вместе с тем усложняется его структура, происходит разделение функций. Общество состоит из трех относительно автономных частей - поддерживающей (производство необходимых продуктов), дистрибутивной (распределение благ на основе разделения труда) и регулятивной (организация частей на основе их подчинения целому). Своеобразные "органы" общества - учреждения и институты (домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные).


367




II. КЛАССИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ (вторая половина XIX - начало XX в.)

Л. Гумплович (1838-1909)
Общество есть высшая, подлинная реальность, детерминирующая поведение каждого индивида. Другими словами, это - надындивидуальная, существующая помимо индивидов "реальность". Главным фактором социальной жизни является беспощадная борьба за выживание различных социальных групп. Каждая группа стремится, по мнению мыслителя, к порабощению других и господству над ними и тем самым - к удовлетворению своих потребностей за счет других.



Э. Дюркгейм (1858-1917)
Общество есть реальность особого рода, элементарными "кирпичиками" которой выступают социальные факты. Это - образы действий, оказывающие на индивида внешнее, принудительное воздействие и имеющие объективное существование. Социальные факты подразделяются в свою очередь на факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции и пр.) и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т.д. Факты коллективного сознания включают следующие классы явлений: общие идеи и чувства, моральные максимы и верования, моральные нормы и юридические кодексы поведения, экономические мотивы и интересы людей. По степени консолидации людей различаются структурные (анатомические) факты, институциональные факты и социальные течения, проявляющиеся в формировании и реализации общественного мнения. Разные типы фактов лежат в основе образования социальных форм. Простое общество или группа образовано на основе кровного родства. Сложное общество предполагает разделение труда и специализацию видов деятельности. Этим двум формам общества соответствуют механическая и органическая солидарность людей.





Л. Уорд (1841-1913)
Социальная реальность в отличие от природных явлений характеризуется наличием у людей чувств и целей. Она выступает результатом действия социальных сил, т.е. психических сил людей, которые достигаются ими в коллективном состоянии. Первичные желания людей составляют главную силу, поддерживающую жизнь индивида и обеспечивающую продолжение его рода. На основе желаний складываются более сложные интеллектуальные, моральные и эстетические свойства людей.



Г. Тард (1843-1904)
Общество есть продукт взаимодействия индивидуальных сознаний людей. Коллективное сознание является производным от индивидуальных сознаний и выступает функцией последнего. Социальная жизнь людей возникает благодаря таким психическим механизмам, как подражание. Элементарное социальное отношение сводится к попытке передачи верования или желания путем подражания. Предпосылкой социального развития является нововведение, которое передается посредством адаптации, повторения и оппозиции.

368




В. Парето (1848-1923)
Общество рассматривается как система, находящаяся в состоянии равновесия. Оно включает в себя экономическую подсистему, которая приводится в движение материальными потребностями и интересами людей. Элементарные единицы социальной жизни - действия, которые подразделяются на логические и нелогические. Психическое состояние является константой социального действия. В нелогических действиях люди руководствуются преимущественно чувствами и эмоциями, а логических - соответственно разумом, регулируемым нормами. В каждой системе имеют место "остатки" (то, что остается в человеческом поведении за вычетом его рациональных и логических элементов) и "деривации" (ложные, псевдологические рассуждения и идеологические спекуляции, служащие для оправдания нелогических действий).________________________

Ф. Теннис (1855-1936)
Общество образуется волевыми усилиями людей. Под волей понимается любая духовная сила человека, основанная на акте мышления. В зависимости от типа воли социальные явления подразделяются на общинные, в основе которых лежит инстинктивная воля, эмоции, привязанности и душевные склонности людей, и общественные, базирующиеся на рассудочной воле и покоящейся на рациональном обмене вещей. К общинным отношениям относятся прежде всего отношения кровного родства и соседства. Следовательно, любое социальное явление выступает формой соединения общинных и общественных элементов. Различают следующие социальные формы - социальные отношения, круги, группы и объединения (корпорации). Их деятельность опосредована нормами права, морали и порядка.


Г. Зиммель (1858-1918)
Социальные явления представляют собой чистые формы социации, объединения людей, основанные на психическом взаимодействии. Социация предполагает наличие источника единства у самих действующих индивидов, т.е. в их взаимных ориентациях. Примером социаций могут служить явления господства и подчинения, интеграции и дифференциации. В то же время социаций подразделяются на несколько форм - социальные процессы, социальные типы и модели развития. Простейшие формы социаций - сочувствие и благодарность, зависть и общительность, открытость и секретность.


М. Вебер (1864-1920)
Социальные явления выступают в виде действий как осмысленных актов поведения людей. Под социальным действием понимается поведение индивида, в котором он видит субъективный смысл и которое ориентировано на поведение других людей. Такие действия подразделяются на: а) целерациональные, направленные на достижение ясно осознаваемых индивидом целей и осуществляет мые при помощи адекватных средств; б) ценностно-рациональные, основанные на вере в безусловную ценность определенного типа поведения индивида; в) аффективные, вызванные определенным эмоциональным состоянием действующего субъекта; г) традиционные, основанные на привычке к конкретному образцу действий. На основе указанных действий формируются более сложные социальные формы - социальные отношения (конфликт и согласие, институты и союзы), легитимные порядки (условность и право), которые призваны поддерживать высокую степень согласия меж-ду действующими индивидами.



369

III. НЕОКЛАССИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ (30-60-е гг. XX в.)

1) Концепции социального действия

<< Пред. стр.

страница 15
(всего 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign