LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

словские поиски, открывала широкое поле для философ-
ских размышлений.
В античной философии уже были выработаны опре-
деленные подходы в решении проблемы преодоления дуа-
лизма мира и его сущности. Пифагорейцы, Платон и его
последователи заложили основные методологические
Средневековая христианская философия 71

принципы учения о духовном единстве мира. Но ни клас-
сики античной философии, ни неоплатоники не создали
концепции бога - личности. Они трактовали Единое, как
некое первоначальное, произведшее из себя все бытие, как
абсолютную абстрактно-безличную индивидуальность.
Личностное понимание Бога впервые дано Филоном
Александрийским.
То, что лично, неповторимо и неразрушимо - не со-
ставлено из чего-то внеличного, рассуждал Филон. Попыт-
ка объяснить личность причинно-генетически приводит к
переходу от одного элемента к другому, вплоть до беско-
нечности. При этом дроблении теряется личность. Следо-
вательно, чтобы сохранить личность во всей индивидуаль-
ности, своеобразии и единстве, необходимо допустить, что
она может быть сотворена из ничего, без всяких предпосы-
лок. Личность, так же как и Бог, - беспредпосылочна. Ес-
ли Бог - абсолютное начало, то Он не может не быть лич-
ностью, ибо если Он не личность, то Ему что-то предшест-
вовало, а следовательно, Он не абсолютное начало. Таким
образом, Бог - это личность, и требует личностного отно-
шения и понимания.
Характеристика Бога как личности была существен-
ным шагом вперед в направлении христианского миро-
воззрения, но она не давала полного преодоления пропас-
ти между Богом и миром. Для преодоления этой пропасти
необходимо было ввести опосредующие силы. Для этой
цели Филон использует одно из центральных понятий ан-
тичной философии - понятие Логоса. Так же, как и в ан-
тичной философии, Логос у Филона наделяется рацио-
нально-логической и структурно-упорядочивающей
функцией. Логос - это мировой порядок, красота и гармо-
ния. Это закон, приводящий все разнообразие вещей к
единству. От него всякая форма, всякая устойчивость и
определекнность. Взятый сам по себе, в абстракции от те-
лесных вещей, Логос есть царство вечных умопостигае-
мых идей, тождественных с божественными мыслями.
Мир создается Богом по модели этих идей и служит их
отображением.
Но в отличие от античной философии, Логос у Фи-
лона выступает как сотворенный Богом дух, который
первоначально есть божественный разум. После сотво-
72
рения реального мира божественный разум сделался
имманентным миру. Соответственно, идеи и логосы, как
божественные составляющие, также становятся имма-
нентными миру. В представлении Филона о Логосе не
доставало лишь отождествления его с мессией - Хрис-
том. Логос, отождествленный с Христом, появится вско-
ре после смерти Филона, в Евангелии от Иоанна: "Вна-
чале было Слово [в греческом подлиннике - Логос] и
Слово было у Бога и Слово было Бог" (Иоанн. 1,1). И да-
лее автор сочинения сближает Иисуса Христа с Богом
через Логос. "Слово стало плотью и обитало в нем" (Ио-
анн. 1,4). Таким образом, возникает версия, что извечно
существовавший Логос воплотился в Иисуса Христа.
Иисус Христос интерпретируется как Бог, но понятие
-<Бог" - не тождественно понятию "Христос". Между
ними существует известное различие, ибо иначе трудно
понять смысл земного существования Логоса, его цель и
назначение в мире. Бог-отец невидим, а Логос-сын дол-
жен воплотиться среди людей, чтобы они через него уз-
нали об отце.
Учение о божественном Логосе развивали и предста-
вители стоицизма. Однако, главный вклад стоицизма в
формировании христианского мировоззрения состоит в
том, что он представлял христианству систему нравствен-
ных ценностей. Для стоицизма характерна проповедь апо-
литизма, пренебрежения к реалиям конкретной социаль-
ной жизни, отрицание ценностей предметно-телесного и
противопоставление телесного духовному, как более вы-
сокой сфере жизненных интересов. Одной из важнейших
задач философии является, по мнению Сенеки, задача ут-
верждать между людьми особое содружество, проникну-
тое невидимой, но самой прочной связью, общину святых
праведников, соединяющую в себе мир божественный и
мир человеческий. Такую общину, как он думал, способны
создать люди, воплотившие в себе идеалы мудреца - сто-
ики. Эти люди, свободные от всевозможных страстей и по-
требностей, настоящие хозяева самих себя, обладающие
всеми добродетелями, всегда поступающие правильно и
достигшие всех этих качеств отношением непротивления
и религиозной покорности к провиденциальному устрой-
ству мира.
Средневековая христианская философия 73

2
Основпые принципы религиозно-философского мышления
и мировоззрения
Основные положение христианского вероучения принима-
ют в религиозной философии и теологии форму руководя-
щих установок, которые определяют способ восприятия,
осмысления и переработки мыслительного материала, то
есть форму основных принципов религиозно-философ-
ского теоретизирования и мировоззрения.
Главенствующей идеей христианского мировоззре-
ния является идея Бога. Если античное мировоззрение, по
своей сущности, космоцентрично, то средневековое - те-
оцентрично. Реальностью, определяющей все сущее в ми-
ре для христианства, является не природа, космос, а
сверхъестественное начало - Бог. Представление о ре-
альном существовании сверхъестественного и возмож-
ность установления с ним определенных отношений явля-
ется одним из существенных моментов всех развитых
религий, в том числе и христианства. Христианские мыс-
лители придают сверхъестественному роль определяю-
щего начала во всех происходящих в мире процессах, ста-
вят в зависимость от него существование и природы, и че-
ловека, и общества.
Представление о реальном существовании сверхъе-
стественного заставляет смотреть под особым углом зре-
ния на развитие, смысл истории и мироздания, человечес-
кие цели и ценности, придает им свой особый, как бы над-
мировой ракурс, возвышающийся над конечными
житейскими и историческими ситуациями, укоренения в
чем-то непреходящем, абсолютном, вечном, находящемся
за пределами всего земного, относительного, временного,
переходящего. Такая точка зрения на все происходящее в
мире, закрепленная в вероучении и культовой практике
религиозных институтов, принимает в теологии и религи-
озной философии форму руководящей установки, кото-
рая определяет способ восприятия, осмысления и перера-
ботки всего мыслительного материала, обретает статус
главного принципа религиозно-философского теоретизи-
рования - супранатурализма (от лат. зирег - сверх и
па^ига - природа). Принцип супранатурализма прово-
дится в теологии и религиозной философии через всю сис-
74
тему понятий, мировоззренческих схем и более частных
установок: креационизм, теизм, провиденциализм и т. д.
Действуя как важнейшая установка, основополага-
ющий элемент религиозного философского стиля мышле-
ния, супранатурализм конкретизируется в христианской
теологии рядом других принципов. Среди этих принципов
следует особо выделить сотериологизм (от лат. зо1ег -
спаситель) - ориентация всей жизнедеятельности чело-
века на "спасение души". Иисус Христос рассматривается
как спаситель мира и человечества, своей мученической
смертью на кресте искупивший грехи человечества. Само
же спасение интерпретируется как процесс обожествле-
ния, соединения человека с Богом в так называемом "бо-
жьем царстве".
В христианской теологии в соответствии с сотерио-
логизмом происходит редукция человека как субъекта де-
ятельности, познания и общения до объекта и субъекта
"спасения". Смысл человеческого бытия, с точки зрения
теоретиков христианства, состоит не в познании и преоб-
разовании природы и общества, а в соединении с Богом в
так называемом "божьем царстве". Все стороны жизнеде-
ятельности человека при таком подходе рассматриваются
через призму религиозных ценностей, как факторы, бла-
гоприятствующие или препятствующие "спасению". В ре-
зультате, жизнь человека в религиозных концепциях по-
лучает как бы два измерения: первое - отношение чело-
века к Богу, второе - отношение человека к природе и
другим людям.
Конечно, нельзя категорично утверждать, что соци-
альная активность человека, его познание и преобразова-
ние мира теряют в полной мере для религиозных мыслите-
лей свой собственный смысл. В различных философско-те-
ологических системах этим сторонам жизнедеятельности
человека придается неодинаковое значение. Но главное,
определяющее в них, отводится первому отношению, по-
скольку именно в нем раскрывается смысл человеческой
жизни, именно здесь приобретается все доброе, нравствен-
ное. Второе отношение приобретает значение для человека
лишь постольку, поскольку способствует формированию
его духовного мира, выступает в качестве средства духов-
ного восхождения к Богу.
Средневековая христианская философия 75

С супранатурализмом и сотериологизмом тесно свя-
зан и другой важный принцип осмысления и переработки
мыслительного материала в христианской теологии - ре-
веляционизм, или принцип богооткровенности (от лат.
геуе!а!;ю - откровение). Трансцендентность и непостижи-
мость бога, конечность и греховность человека таковы ус-
тановки христианской философии, на основе которых
функционирует ревеляционизм.
Принцип откровения предполагает, прежде всего,
существование некоего "таинственного", которое необхо-
димо знать людям для спасения. Но своим умом они не спо-
собны получить эти знания. Именно потому, что содержа-
ние откровения представляет собой трансцендентное бы-
тие, которое бесконечно превосходит возможности
естественного познания и возникает необходимость такой
формы общения Бога с человеком. Само же общение пони-
мается в христианской философии как процесс передачи
Богом людям своей "тайны", как акт божественного само-
раскрытия через пророков и апостолов в Священном писа-
нии (Библии).
Христианская апологетика, предусматривающая
развертывание откровения во времени, признает возмож-
ность и право интерпретации его содержания со стороны
церкви. А сама церковь рассматривается в качестве един-
ственного и никогда не ошибающегося его толкователя.
Признание исключительного права церкви на интерпре-
тацию содержания откровения оформляется в признание
такой формы откровения как Священная Традиция, за-
крепленная в Священном Предании. Эта тенденция полу-
чила наибольшее развитие в католической церкви, где в
качестве Священного Предания начали рассматриваться
не только сочинения отцов церкви, постановления первых
семи Вселенских соборов (православие), но и документы
папы римского. Догмат о непогрешимости папы римского
явился логическим продолжением и завершением этой
практики.
Важный способ передачи Богом своей тайны - непо-
средственное общение, вхождение Бога в человека через
мистическую интуицию. Откровение в этом случае пони-
мается как непосредственное созерцание Бога, усвоение
"тайны" в силу ее самоочевидности. Этот способ открове-
76
ния, согласно ортодоксальным христианским представле-
ниям, является привилегией святых, а также тех, кто пу-
тем особых усилий постигает на какой-то момент состоя-
ния святости.
Ревеляционизм предполагает отношение христиан-
ских философов к исходному мыслительному материалу
не как к результату теоретического исследования челове-
ка, а как к полученной извне, в готовом виде, вечной и не-
изменной истине, которую люди должны принять в силу
авторитета того, от кого она получена - Бога, церкви. Та-
кой подход неизбежно обусловливает авторитетный, дог-
матический тип мышления. Характерным моментом отно-
шения христианских идеологов к содержанию своего мыс-
лительного материала является отношение веры, которая
выражает не просто доверие к авторитету или согласие с
ним, но полное подчинение ему, устранение собственной
критической мысли, подавление всякой возможности со-
мнения.
Теоцентризм, как самая характерная черта христи-
анского мировоззрения, пронизывает все части философ-
ской теории: учение о бытии - онтологию, учение о чело-
веке - антропологию, учение о познании - гносеологию и
учение об историческом развитии - эсхатологию. В обла-
сти онтологии теоцентризм раскрывается через принцип
креационизма, в антропологии - через принцип антропо-
логизма, в гносеологии - через принцип богоуподобления,
в философии истории - через принцип провиденциализ-
ма и эсхатологизма. Дадим краткую характеристику этих
основных моментов христианского мировоззрения.
Креационизм. Согласно христианскому вероучению,
Бог создал мир из "ничего", сотворил его актом своей воли,
благодаря своему могуществу. Божественное всемогуще-
ство продолжает каждый миг поддерживать бытие мира.
Поддерживание бытия мира есть постоянное творение его
Богом вновь. Если бы творческая сила Бога прекратилась,
мир тотчас же бы вернулся в небытие.
В отличие от античных богов, которые были родствен-
ны природе и нередко отождествлялись с нею, христиан-
ский Бог стоит над природой, по ту сторону ее, и поэтому яв-
ляется трансцендентным Богом. Таким образом, в христи-
анском мировоззрении активное творческое начало как бы
Средневековая христианская философия 77

изымается из природы, из космоса и передается запредель-
ной силе - Богу. Бог трактуется как абсолютное творчес-
кое начало. Ему приписываются все те атрибуты, которыми
древнегреческие философы наделяли бытие: он вечен, не-
изменен, самотождествен, ни от чего другого не зависит и
является источником всего сущего. Однако христианская
философия, как уже отмечалось раньше, имеет духовно-
нравственную направленность, ориентирует человека на
спасение его души. Поэтому христианская онтология стро-
ится на принципе, что Бог это не только высшее бытие, но и
высшее Благо, высшая Истина и высшая Красота.
Антропоцентризм. В контексте религиозного миро-
воззрения, это совокупность взглядов, утверждающих ис-
ключительную роль человека среди творения Бога. Со-
гласно христианскому учению, Бог сотворил человека не
вместе со всеми существами, а отдельно, для него был вы-
делен специальный день творения. Христианские филосо-
фы подчеркивают особое положение человека в мире. Ес-
ли все другие материальные системы - лишь просто тво-
рения, то человек - венец творения. Он является центром
Вселенной и конечной целью творения. Более того, он су-
щество, господствующее на Земле.
Высокий статус человеческого бытия определяется
библейской формулой "человек - образ и подобие Бога".
Какие же именно свойства Бога составляют сущность че-
ловеческой природы? Ясно, что человеку нельзя припи-
сать ни всемогущество, ни бесконечность, ни безначаль-
ность. Христианское богословие дает ответ на этот вопрос
однозначно: божественные качества человека - это ра-
зум и воля. Именно разум и свободная воля делают нравст-
венным существом человека и представителем Бога в этом
мире, продолжателем божественных деяний. Человеку,
как и Богу, дана способность высказывать суждения, раз-
личать добро и зло. Свобода воли позволяет человеку сде-
лать выбор в пользу добра и зла. Первые люди - Адам и
Ева -- сделали этот выбор неудачно. Они выбрали зло и,
тем самым, совершили грехопадение. Отныне природа че-
ловека оказалась испорченной, на него постоянно оказы-
вает воздействие грехопадение. Поэтому христианские
мыслители определяют природу человека двойственной.
Двойственность природы человека - важнейшая черта
78
всего христианского мировоззрения. Это раздвоение чело-
века крупнейший средневековый философ Августин на-
зывал "болезнью души", неподчинение ее себе самой, то
есть высшему началу. Согласно христианскому мировоз-
зрению, человек сам своими силами, не способен преодо-
левать своих греховных наклонностей. Ему постоянно не-
обходима божественная помощь, действие божественной
благодати. Соотношение природы и благодати является
центральной темой христианской антропологии - учения
о человеке.
Провиденциализм и эсхатологизм. В основе христи-
анской концепции истории лежит представление о постоян-
ной и необходимой связи человека с Богом. Человек тракту-
ется как бытие, сотворенное Богом, спасенное Христом и
предназначенное к сверхъестественной судьбе. Историчес-
кий процесс при таком подходе предстает как раскрытие
богочеловеческого отношения, характеризующегося, с од-
ной стороны, упадком, регрессом, вызванным грехопадени-
ем и отчуждением человека от Бога, а с другой стороны, -
восхождением человека к Богу. Основная миссия истории
характеризуется как спасительная, искупительная, испы-
тательная и назидательная. При таком подходе историчес-
кий процесс получает как бы два измерения: горизонталь-
ное и вертикальное. Горизонтальное характеризует исто-*
рический процесс с точки зрения его внутреннего развития:
деятельности людей, их борьбы за власть, за улучшение
благосостояния и т. д. Вертикальное - характеризует вли-
яние на исторический процесс действия Бога, его вмеша-
тельство в ход исторического развития. Христианское ми-
ровоззрение по своей основе провиденциально. Мир разви-
вается не сам по себе, а согласно промыслу Божию. Согласно
этому мировоззрению, промысел Бога распространяется на
весь окружающий мир и придает природным и обществен-
ным процессам осмысленный и целенаправленный харак-
тер. В философии истории провиденциализм утверждает,
что божественный замысел предопределяет историю лю-
дей, он пробивается через все события и факты. На долю
людей остается либо содействовать осуществлению этого
плана, и, таким образом, работать на спасение мира и чело-
века, либо противодействовать ему, за что Бог подвергает
людей всевозможным наказаниям.
Средневековая христианская философия 79

Провиденциализм неразрывно связан с эсхатологи-
ей - учением о конце мира. История в христианском ми-
ровоззрении изображается как целесообразный процесс,
направляемый Богом к заранее предопределяемой цели -
царству Эсхатона ("царству Божию"). Христианские мыс-
лители изображают "царство Божие" как мир истинного,
прекрасного и совершенного, в котором человек будет на-
ходиться в полном единении с Богом. Достижение "царст-
ва Божиего" - это конечная цель и смысл человеческого
существования. Это положение является основой христи-
анского мировоззрения и признается всеми направления-
ми христианской философии и теологии. Расхождения
между ними начинаются, когда речь заходит об истолко-
вании этого "царства" и путей, ведущих к нему. В какой
степени и при каких условиях возможно создание "царст-
ва Божия" в земных условиях, в историческом бытии. Спо-
собен ли человек в какой-либо мере своими силами без бо-
жественного действия подготовить "царство Божие" и т. д.
^
Познание как богоуподобление. Мистика и схоластика
Поскольку в христианском мировоззрении цель и смысл
чюзнания задается не материальными потребностями лю-
дей и не жаждой самосовершенствования, а потребностью
" спасения души ", постольку конечной целью познаватель-
ных усилий человека признается не знание объективного
мира - природы и истории, а обретение человеком через
процесс познания своего первоначального "догреховного"
облика, обретения "образа и подобия Бога". Одним из важ-
нейших положений христианской философии является
трактовка процесса познания как богоуподобления. Хрис-
тианская теория познания основывается на библейском
представлении о радикальной несамостоятельности и
ущербности человеческой природы.
Полноценным субъектом деятельности и познания, с
точки зрения христианской идеологии, может быть только
Бог. Человек же производное от Бога существо, и уже по-
этому он самостоятельно не способен к познанию.
Согласно христианскому воззрению, даже в своем
первоначальном, "догреховном" состоянии человек был
80
полностью зависим от Бога. Особенность этого "догрехов-
ного" состояния, по описаниям христианских философов,
состоит в том, что человек жил не сам по себе, а по-божески,
находился в единстве с Богом, был сопричастен сверхъес-
тественному. Сущность же грехопадения, по их мнению,
как раз и состоит в том, что человек отделился от Бога, за-
хотел жить по своим принципам и нормам, пожелал стать
равным Богу, иначе говоря, свободным субъектом деятель-
ности и познания. Уподобление Богу, обретение человеком
вновь божественного образа и подобия истолковывается
ортодоксальной христианской идеологией как отказ чело-
века от своих претензий, от своей субъективности, от свое-

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 35)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign